Рефераты

Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики

p align="left">Однако мы согласны с теми авторами, которые утверждают, что налоги - это только один из источников, хотя и важный, доходов государственной казны. Помимо него, основными источниками бюджета государства могут выступать также государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги и валютные ценности. См.: Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева.- М., 2004.- С. 57. В силу этого, разработка и принятие Законов РТ «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Национальном банке Республики Таджикистан» и др., которые непосредственно регулируют финансово-экономические отношения и деятельность финансовых учреждений в республике. являются приоритетными в правотворческой деятельности государства.

Конституция Республики Таджикистан закрепила правовые основы осуществления правотворческой деятельности не только законодательным органом - Парламентом страны, но и предусмотрела осуществление правотворческой деятельности в области экономики Президентом и Правительством Республики Таджикистан. Правительство Республики Таджикистан, возглавляемое Президентом республики, является высшим исполнительным органом, который разрабатывает экономическую политику государства и определяет приоритетные направления её развития. Оно прогнозирует перспективы социально-экономического развития государства, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; разрабатывает государственные экономические и инвестиционные программы и принимает меры по их реализации; осуществляет управление государственной собственностью; создает условия для предпринимательства и свободного развития всех форм собственности в условиях рыночных отношений и др. Конституционный закон РТ «О Правительстве Республики Таджикистан» // Свод законов Республики Таджикистан.- Душанбе, 2002.- Т.1.- С. 409.

Для выполнения всех поставленных задач и реализации своих полномочий в области экономики Конституция Таджикистана наделила Президента и Правительство Республики Таджикистан правом законодательной инициативы (ст. 56) и полномочиями осуществления правотворческой деятельности. Право законодательной инициативы позволяет им разрабатывать законопроекты и вносить их на рассмотрение Парламента. Кроме этого, Президент и Правительство Республики Таджикистан, во исполнение Конституции РТ и действующих законов, могут самостоятельно осуществлять разработку и принятие подзаконных нормативно-правовых актов. В соответствии со ст. 20, 21 Закона РТ «О нормативных правовых актах», Президент РТ принимает нормативно-правовой акт в форме указа, а Правительство республики - в форме постановления. Таким образом, Президент и Правительство Республики Таджикистан, являясь самостоятельными субъектами правотворческой деятельности в республике, в рамках своих полномочий разрабатывают и принимают нормативно-правовые акты по всем вопросам общественной жизни, в том числе и в области экономики. Это дало возможность Правительству РТ разработать ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие экономики. В частности, Постановлением Правительства РТ от 1 марта 2004 г. № 86. была утверждена Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 г.

Рассмотрев основные положения Конституции РТ, касающиеся правотворческой деятельности в области экономии, следует отметить, что не только правовые нормы, закрепляющие экономические основы конституционного строя, составляют правовую основу осуществления правотворческой деятельности государственными органами в сфере экономики. Наряду с вышеназванными положениями Конституции Республики Таджикистан, правовой основой могут выступать и другие правовые нормы Конституции в целом предусматривающие правотворческую деятельность государственных органов. Таковыми могут выступать ст. 55, 56, 57 Конституции Республики Таджикистан, предусматривающие полномочия палат Парламента при проведении как совместных заседаний, так и в отдельности. Однако эти статьи предусматривают осуществление правотворчества в целом. Специализированные нормы, имеющие динамический характер по непосредственному осуществлению правотворческой деятельности в области экономики, мы уже рассмотрели и можем констатировать, что они не являются исчерпывающими нормами по осуществлению государством законодательной деятельности по формированию цивилизованного рынка и развитой экономики в нашей стране.

Таким образом, Конституция Республика Таджикистан, являясь в силу своей высшей юридической силы базовым нормативно-правовым актом, регламентирующим основы экономического развития республики, в своем содержании предусматривает совокупность правовых норм, составляющих конституционно-правовые основы осуществления правотворческой деятельности государства в области экономики.

Тошмахмад Махмадхонов, кандидат юридических наук.

Таджикский государственный коммерческий университет, город Душанбе

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Для успешного функционирования предпринимательства особое место занимает информация, так как она превратилась в один из важных элементов деятельности его субъектов. Более того, теоретические и практические научные достижения тесно связаны с информационными процессами. Исходя из этого, в условиях рынка для закрепления своего экономического положения предприниматель должен искать новые и ценные объекты информации, которые способствовали бы реализации поставленной задачи по достижению конечного результата (5, с. 198).

С этой точки зрения при рыночной экономике новые виды информации, в том числе коммерческая информация приобретают особую важность. Коммерческая информация охватывает комплекс сведений, которые связаны с товаром и рынкой, как коммерческий опыт, сведения о потребности рынка, о товарах и другие. Она делится на два вида: общедоступная коммерческая информация и необщедостуная коммерческая информация или конфиденциальная коммерческая информация.

Проблема правового регулирования отношений возникающих, при предоставлении конфиденциальной коммерческой информации другим лицам в юридической литературе теоретически недостаточно разработана (6, с.9), более того, до сих пор в Республике Таджикистан не приняты еще соответствующие нормативно-правовые акты по этому вопросу.

Следует отметить, что предоставление сведений, составляющих конфиденциальную коммерческую информацию, означает передачу таких сведений другим лицам, которые устанавливаются законодательными актами Республики Таджикистан.

Из содержания пункта 2 статьи 153 ГК РТ (1) следует, что сведения, составляющие, коммерческую тайну, которые являются частью конфиденциальной коммерческой информации, могут получать служащие и другие работники организации на основании трудового договора, а контрагенты на основании гражданско-правовых договоров. Как видно, законодатель указывает на две категории лиц, которым предоставляется коммерческая тайна, а о третьей категории лиц, которым также предоставляется очень много объектов указанной информации, не идет речь. Дело в том, что некоторые государственные органы и их должностные лица, на основании закона могут получать необходимую конфиденциальную коммерческую информацию, для выполнения своих непосредственных задач. Пробел в отношении упомянутого положения восполнен в других законах, регулирующих специальные правовые отношения. Так, пункт 1 статьи 6 Закона РТ «О коммерческой тайне» от 18 июня 2008 г.(3) устанавливает, что обладатель коммерческой тайны по требованию органов государственной власти предоставляют им соответствующие сведения на безвозмездной основе. Такой вывод вытекает также из содержания пункта 2 статьи 29 Закона РТ «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» от 10 мая 2002 г.(2).

Всех тех лиц, которым предоставляется конфиденциальная коммерческая информация, можно сгруппировать на следующие категории по основаниям получения:

1. Работники организации обладателя конфиденциальной коммерческой информации (трудовой персонал).

2. Контрагенты (субъекты) гражданско-правовых договоров.

3. Государственные органы и их должностные лица.

Конфиденциальная коммерческая информация, полученная другими лицами от их обладателей, имеющих на это доступ, считается полученной законным способом. Другим интересующим лицам, не имеющие доступ к таким сведениям, обладатель конфиденциальной коммерческой информации, вправе их не предоставлять.

Режим предоставления конфиденциальной коммерческой информации трудовому персоналу отличается от режима предоставления другим лицам, так как обладатель указанных сведений должен раскрыть их для успешной деятельности производства. Следовательно, работники организации первыми узнают о таких сведениях, потому что они сами вносят вклад в разработку, совершенствование, распространение и реализацию объектов конфиденциальной коммерческой информации. Например, эффективные методы продажи товаров, способы обслуживания покупателей, о результатов маркетинговых исследований и т. д.

Порядок предоставления, пользования и сохранения объектов конфиденциальной коммерческой информации подробно устанавливается в основном локальными нормативно-правовыми актами.

Названия, виды и формы таких актов могут быть разнообразными как: «Договор об оформлении допуска сотрудника к коммерческой тайне», «Положение о конфиденциальной информации предприятий», «Перечень документов предприятия, содержащих конфиденциальную информацию» и другие.

В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты для успешной деятельности вступают в контакт с другими субъектами. Это, прежде всего, обеспечивается, путем заключения гражданско-правовых договоров. При заключении может быть предоставлена масса сведений, которые относятся к конфиденциальной коммерческой информации.

Необходимо отметить, что указанный вопрос в юридической литературе недостаточно подвергался исследованию. Закон РТ «О коммерческой тайне» хотя регламентирует охрану конфиденциальной коммерческой информации, в рамках гражданско - правовых отношений, однако не устанавливает гражданско-правовых договоров, согласно которых передаётся конфиденциальная коммерческая информация. Это положение частично регламентировано ГК РТ. Так, ГК указывает на конкретные гражданско - правовые договоры, согласно которым параллельно с другими обязанностями устанавливается предоставление контрагенту сведений, составляющих конфиденциальную коммерческую информацию. Такими гражданско-правовыми договорами являются: договор коммерческой концессии (ст. 958), договор подряда (ст. 738) договор банковского счета (ст. 881) и другие.

Исходя из этого, можно утверждать, что порядок предоставления конфиденциальной коммерческой информации контрагентам определяется кроме, законодательных актов, также в самих гражданско - правовых договорах.

Контрагентам предоставляются особо важные и ценные объекты конфиденциальной коммерческой информации на платной основе. В результате этого происходит дальнейшее совершенствование существующих научно-технических достижений, а также появляется потребность в оригинальных решениях экономических, коммерческих, технических, правовых и других проблем, а также для насыщенности рынка

Исходя из потребности рынка, на основании договоров следует приобрести такое оборудование, которое не подлежало бы моральному износу, хотя бы на какое-то определенное время (4, с.192).

Надо отметить, что гражданско-правовые договоры в зависимости от объема передачи объектов права на конфиденциальную коммерческую информацию делятся на следующие группы:

1. Договоры, в которых конфиденциальная коммерческая информация является их непосредственными объектами. К ним относятся договор об оказании платных услуг (консультация, инструктаж и т. п.), договор о проведении маркетинговых исследований, договор о передаче коммерческой тайны,

2. Договоры, в которых конфиденциальная коммерческая информация не является непосредственным объектом, но она служит как необходимый элемент их объектов. Такими договорами могут быть договор патентной лицензии, договор коммерческой концессии, договор купли-продажи новой техники, договор комиссии и другие.

3. Договоры, на основании которых конфиденциальная коммерческая информация наряду с материальными ценностями, служит в качестве вклада в уставном капитале субъектов хозяйствования. К ним относятся договор о совместной деятельности, учредительный договор участников хозяйственных товариществ и обществ.

Среди вышеуказанных договоров, на наш взгляд, особое внимание заслуживает договор коммерческой концессии. Правовая регламентация этого договора осуществлена в главе 49 ГК РТ. В соответствии с частью 1 статьи 958 упомянутого кодекса по договору коммерческой концессии, наряду с предоставлением ряда исключительных прав, также предоставляется право на охраняемую коммерческую информацию, а в части 2 указанной статьи говорится, что договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта.

Одной из обязанностей предпринимателей является предоставление сведений, относящихся к конфиденциальной коммерческой информации, государственным органам и их должностным лицам.

Предоставление конфиденциальной коммерческой информации необходимо для сбора, изучения, анализа финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, об их доходах, налогообложения и других проблем, а также для защиты экономических и социальных интересов общества.

Правовые основы и общие положения режима предоставления конфиденциальной коммерческой информации государственным органам, а также их доступ органов к указанным сведениям, составляющих должно закрепиться в специальном законе (7, с,172). На данное время регламентировано предоставление лишь в отношении коммерческой тайны.

Изучение и анализ законодательных актов показывает, что предоставление сведений, составляющих конфиденциальную коммерческую информацию государственным органам осуществляется двумя способами и не по воле обладающих:

1. Предоставление конфиденциальной коммерческой информации по истребованию государственных органов, которое необходимо им для решения возникающих вопросов в ходе выполнения задач стоящих перед ними (суд, прокуратура и др.).

2. Предоставление сведений, составляющих конфиденциальную коммерческую информацию государственным органам, которые имеют к ним непосредственный доступ (налоговый орган, государственный орган по регистрации, таможенные органы и др.). Так, из содержания части 2 статьи 29 Закона РТ «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» вытекает, что государственные органы и их должностные лица имеют доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, которые необходимы для выполнения регистрационных, проверочных и контрольных заданий.

Режим предоставления конфиденциальной коммерческой информации государственным органам и их должностным лицам имеет следующие особенности:

1. Предоставление конфиденциальной коммерческой информации государственным органам основывается не на воле их обладателей, а на принуждении.

2. Предоставление конфиденциальной коммерческой информации государственным органам осуществляется за счет средств ее обладателя, когда предоставление объектов коммерческой тайны контрагентам осуществляется на платной основе для обеспечения экономических интересов их обладателей.

3. Предоставление конфиденциальной коммерческой информации необходимо для государственного контроля, финансового учета, статистики и других целей.

Изучение и анализ нормативно-правовых актов Республики Таджикистан показывает, что существуют серьезные проблемы в плане правового регулирования вопроса предоставления конфиденциальной коммерческой информации, как объем и перечень предоставляемых сведений, порядок их предоставления и т. п. В связи с этим, целесообразно принять новые нормативно - правовые акты регламентирующие вышеуказанные вопросы.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Республики Таджикистан. Часть II. Принятий Маджлиси Оли Республики Таджикистан 30 июня 1999г.//Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 1999. - №12. - Ст. 323.

2. Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» от 10 мая 2002г.//Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2002. - №4, часть 1. - Ст. 293.

3. Закон Республики Таджикистан «О коммерческой тайне» от 18 июня 2008 г.// Газ. «Садои мардум».- 3 июля 2008. - № 76, 77.

4. Волынец-Руссет Э.Я. Коммерческая реализация изобретений и ноу-хау (на внешних и внутренних рынках). - М.: Юристь, 1999. - 326 с.

5. Рахимов М.З. Конечный результат предпринимательской деятельности: теория и правовое регулирование.-Д.: «Деваштич», 2007.- 294с.

6. Ткачук И.Б. Коммерческая тайна: Организация защиты, расследование посягательств. - М.: Щит. - М., 1999. - 166 с.

7. Фатьянов А.А. Тайна и право (основные системы ограничения да доступ к информации в российском праве): Монография. - М.: МИФИ, 1999. - 288 с.

Юдкевич Е.В.

Аспирант Белгородского университета потребительской кооперации

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ДВИЖЕНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье обоснована необходимость рассмотрения влияния движения трудовых ресурсов на состояние рынка труда Белгородской области. В данной статье рассматриваются движение трудовых ресурсов, мобильность экономически активного населения, диспропорции спроса и предложения на рынке труда, динамика трудовых ресурсов на региональном рынке труда.

Проблема занятости населения - одна из важнейших социально-экономических проблем современного этапа развития общества. Она затрагивает интересы различных социальных и демографических групп, касается государства в целом и обязательно системы профессиональной подготовки. Возможности трудоустройства представителей различных демографических групп неодинаковы. В наиболее сложном положении оказывается молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, впервые выходящая на рынок труда. Согласно данным, опубликованным в «Бизнес журнале» от 30.08.2005 г., в целом по России на долю этой возрастной категории в составе трудоспособного населения приходиться 20%; в числе занятого - 12%, а среди безработных - 27%. Тюшкевич Н.Б. Результаты оценки Программы, направленной на повышение межрегиональной мобильности трудовых ресурсов и их рационального распределения в регионах Дальнего Востока. // Институт общественного развития, г.Москва.

Внутренняя миграция в России всегда играла важную роль в перераспределении населения по территории страны, заселении огромных пространств.

В условиях сокращения прироста населения России за счет внешней миграции, особенно заметного в начале текущего десятилетия, миграционный баланс всех федеральных округов, за исключением Центрального, приблизился к нулю. Чем ниже миграционный прирост населения России, тем большая часть положительной нетто-миграции в стране перераспределяется в Центральный округ.

Несмотря на значительные масштабы внутренней миграции, основной миграционный прирост большинство регионов получало за счет потоков переселенцев из постсоветских стран. Сокращение миграции из этих стран привело к снижению роли миграции в компенсации потерь населения регионов в результате депопуляции. Во многих регионах, ранее привлекающих население, внешняя миграция лишь компенсирует потери населения за счет выезда в Москву и другие растущие центры страны.

Сокращение внешней миграции (по крайней мере, той ее части, которая связана с изменением постоянного места жительства) высветила небольшой круг регионов - центров притяжения мигрантов. Устойчивый миграционный прирост в 2001-2006 гг. имели Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская, Белгородская, Воронежская, Ярославская, Нижегородская, Самарская, Саратовская области, республика Ттатарстан, Краснодарский и Ставропольский края. За Уралом только Свердловская область демонстрирует способность удерживать стабильный миграционный приток населения, в Сибири и на дальнем Востоке таких регионов не осталось. Доклад о развитии человеческого потенциала в российской Федерации за 2006/2007 гг. / Под общей редакцией проф. С.Н. Бобылева и А.Л. Александровой; -- М.: Весь Мир, 2007. -- 25 - 26 с.

Многие региональные столицы способны лучше удерживать население за счет его постепенного стягивания из других городов и сельской местности «подведомственной» территории, а также других городов и районов регионов-соседей. Даже в регионах, где наблюдается устойчивый миграционный отток населения, их столицы прирастают за счет мигрантов.

Выезд молодежи из малых городов в крупные -- не новая ситуация. Отличие ситуации последних одного-двух десятилетий в том, что в России близок к исчерпанию потенциал молодого населения.

Потенциальная мобильность молодого населения малых городов и сельской местности достаточно высока. По данным опроса учащихся одиннадцатых (выпускных) классов школ малых городов, твердо намерены покинуть свои города 70% девушек и 54% юношей. Доклад о развитии человеческого потенциала в российской Федерации за 2006/2007 гг. / Под общей редакцией проф. С.Н. Бобылева и А.Л. Александровой; -- М.: Весь Мир, 2007. -- 85 - 86 с.

Выезд молодежи усугубляет многие хронические проблемы малых городов и сельской местности. Особенно серьезным вызовом времени является проблема жизнеобеспечения для пожилого населения в небольших сельских населенных пунктах в условиях сильно разреженного расселения большей части страны. Доклад о развитии человеческого потенциала в российской Федерации за 2006/2007 гг. / Под общей редакцией проф. С.Н. Бобылева и А.Л. Александровой; -- М.: Весь Мир, 2007. --88 с.

Все предыдущее столетие миграция из села в город обеспечивала высокую мобильность населения России в целом.

Однако выезд из села резко снизился за прошедшие десятилетия. Причины снижения оттока населения из сел, во-первых, в истощении демографических ресурсов села, во-вторых - в резко возросшей концентрации сельского населения вокруг больших городов. Благодаря более высокому благосостоянию и более разнообразному образу жизни, население пригородов более устойчиво в миграционном отношении по сравнению с периферией.

Примерно с этого времени миграции между городскими поселениями превзошли по масштабам сельско-городскую миграцию.

Существующие в России региональные диспропорции в спросе и предложении на рынке труда означают, что значительная часть имеющейся сейчас безработицы носит структурный характер, нехватка рабочей силы в одних регионах, например, в центре, соседствует с избытком рабочих мест в других регионах, в частности, в республиках Южного Федерального округа. Поэтому идея с помощью миграции сбалансировать региональные рынки труда, хотя она и имеет много сторонников, но пока далека от практического воплощения. Возможно, это связано с общей недостаточной мобильностью россиян.

Опрос населения в крупных городах показал, что подавляющее большинство - 88% опрошенных, не имеющих работы, не пытались искать ее за пределами своего города, они рассчитывали найти работу на месте. Искали работу в другом населенном пункте в пределах своей области, республики 4% незанятых, и только 8% предпринимали попытки устроиться на работу в другом регионе. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 г. / Под общей редакцией А.Г. Вишневского и С.Н. Бобылева;-- М. Обложка - брендинговое агентство «Артоника»; допечатная подготовка - ЗАО «ПриПресс Интернэшнл»; печать - типография «Сити-Принт», 2009. - 95 с.

Безработные, зарегистрированные в службе занятости, не проявляют выраженных намерений к переезду в другие регионы, даже при создании для них благоприятных условий. У неработающих длительный срок (более 10-ти лет) миграционная активность низка - ниже, чем у работающего населения. Длительная незанятость не является стимулом к переезду, долго неработающие люди пассивны, в т.ч. и в миграционном отношении.

Показатели миграционной мобильности населения крупных городов наиболее склонны к миграции молодежи с высоким уровнем образования. Основной причиной этой мобильности является намерение уехать из своего города, отсутствие хорошей работы.

Территориальная мобильность населения тесно связана с возрастом. В последнее десятилетие изменения в возрастной структуре населения способствовали росту миграционной активности населения России, т.к. численно увеличивалась группа молодежи наиболее мобильных возрастов - 15-24 года. Однако сейчас положение меняется, численность населения этой возрастной группы сокращается, прогрессирующее старение российского населения будет стимулировать снижение его пространственной мобильности. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 г. / Под общей редакцией А.Г. Вишневского и С.Н. Бобылева;-- М. Обложка - брендинговое агентство «Артоника»; допечатная подготовка - ЗАО «ПриПресс Интернэшнл»; печать - типография «Сити-Принт», 2009. - 100 с.

Все это свидетельствует о том, что необходимы какие-то меры по поддержанию и повышению пространственной мобильности россиян, без чего многие экономические и социальные процессы становятся менее эластичными, теряют свой динамизм.

Между тем, в современной России действует много факторов, препятствующих росту пространственной мобильности граждан. Они действуют как в отношении миграции, связанной с изменением постоянного места жительства, так и временной трудовой миграции, в разных их формах.

Несмотря на то, что в стране, прежде всего в крупных городах, нарастает кадровый дефицит, проблема балансировки рынков труда с помощью миграции осознана слабо.

Белгородская область -- типичный регион Черноземной зоны и при этом самая плотно заселенная (55,8 человек/кв. км) и урбанизированная (65,2% населения -- городское) из всех областей Черноземья, хотя по сравнению с регионами вокруг Московской столичной агломерации, в которых около 80% населения живет в городах, это намного более низкий показатель урбанизации. Крупных городов всего два -- Белгород и Старый Оскол. Сформировав вокруг себя небольшие агломерации, они концентрируют более половины всего городского населения области.

Белгородская область входит в число тех немногих субъектов РФ, численность населения которых устойчиво растет за счет миграционного притока, перекрывающего естественную убыль населения. Основные показатели социального и экономического развития области выше среднероссийских, что достигается во многом за счет сочетания развитого агропромышленного сектора и экспортно-ориентированной черной металлургии, обеспечивающей большие налоговые поступления в региональный бюджет и более высокие доходы населения.

При не самых высоких показателях дохода и образования, но благодаря высокой продолжительности жизни Белгородская область сохраняет позиции в группе регионов­лидеров по индексу развития человеческого потенциала: в 2002 г. область занимала одиннадцатое место, в 2004 г. -- девятое.

Принятая по инициативе губернатора Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области, направленная на достижение достойного уровня и продолжительности жизни, минимизацию угроз ее безопасности.

На основании данных Белгородстата, с января по май текущего года на территории области миграционный прирост составил 5 793 человека, что на 500 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом прибыло в область 14 727 , а 8 934 человек покинули областные границы. www.mediatron.ru

Самый высокий в Черноземье уровень миграционного прироста позволяет населению области не только не уменьшаться, но и расти. Так, показатель замещения естественной убыли населения в рассматриваемый период составил 157,5 %. www.belg.gks.ru

Вопреки расхожему мнению, большинство мигрантов (10 693 человека) прибывают в Белгородскую область с различных регионов России. Международная миграция с января по июнь составила 4034 человека, и здесь, разумеется, преобладают граждане стран СНГ и ближнего зарубежья - 3991 человек. Уезжают из области редко (217 случаев в рассматриваемый период). www.gks.ru

Между тем, в 2009 году граждане, приезжающие в Белгородскую область должны быть заранее включены в специальную квоту. Таким образом, будь то зарубежные маляр, штукатур или топ-менеджер, вся иностранная рабочая сила будет въезжать в область только по заранее составленным спискам и полученным разрешениям.

Помимо этого на учёте в области состоят 1639 семей вынужденных переселенцев. В этом году для обеспечения законным жильём этой категории из федерального центра выделено на регион всего 42 жилищных сертификата, поэтому быстро решить проблему обеспечения жильём вынужденных переселенцев не удаётся.

В этом году на предприятиях области трудятся более 7000 трудовых мигрантов. При этом квота на привлечение иностранной рабочей силы реализована на 77 %. www.bel.ru За последние несколько лет возросла доля мигрантов в строительстве и уменьшилось количество привлекаемых иностранцев для работы в сельском хозяйстве. В этом году на стройплощадках области занято 64 % трудовых мигрантов, а в АПК - 12 %.

На будущий год предприятия области сделали заявку на 15 300 иностранных рабочих. Сейчас эти документы находятся на согласовании в российских министерствах.

По-прежнему сотрудники миграционной службы каждый месяц выявляют массу нарушений законодательства России. За прошедшие месяцы этого года составлено 1674 административных протокола на работодателей, которые не выполнили свои обязательства по регистрации и учёту трудовых мигрантов, также выявлено 569 человек, работающих без разрешения на работу. www.bel.ru

Немаловажно отметить, что как в крупных регионах России, так и по России в целом, необходимо, пересматривать и дополнять нормы и законодательство о миграции трудовых ресурсов, поднять на новый уровень регулирующий аппарат и создавать условия для квалифицированных трудовых ресурсов. Квалифицированные трудовые ресурсы являются неотъемлемой частью экономики, как страны, так и региона, при взаимодействии различных органов власти и руководителей предприятий, а также топ-менеджеров, можно вывести экономику на новый уровень развития.

Раззоков Б.Х. к.ю.н. доцент ТГУК

ЭФФЕКТИВНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Конституционные нормы, закрепляющие основы общественного и государственного строя, провозглашают Таджикистан демократическим, правовым, светским государством с республиканской формой правления. Конституция объявляет Таджикистан социальным государствомКонституция Республики Таджикистан принята всенародным референдумом 6 ноября 1994 г. Таким же путем в нее два раза вносились изменения и дополнения - 26 октября 1999 г. и 22 июня 2003 г. См.: Конституция Республики Таджикистан (на таджикском, русском и английском языках). Душанбе, 2003.С.34. Формирование социального правового государства и утверждения принципов таковой становится таким образом, стратегическим направлением развития национальной таджикской государственности, важнейшим ориентиром указывающим на направления преобразований в политико-правовой сфере. В свете фундаментальных ценностей Конституции Республики Таджикистан и современного этапа становления элементов полноценного гражданского общества особое значение приобретают создание эффективной системы государственного управления и формирование правовой экономики. Наличие последней обусловлено необходимостью укрепления правовых основ общественной и государственной жизни страны.

Формула о «правовой экономике» на наш взгляд, связана с системой правового обеспечения экономических преобразований Рассматриваемое понятие впервые сформулировано в начале 90-х годов ХХ столетия в работах известного российского ученого В.Ф.Воловича в связи утверждением принципов правового государства в экономической жизни и справедливо увязывалось им с деятельностью публичных структур управления «в гранитных берегах законности». См.: Волович В.Ф. Правовые формы и методы государственного управления // Актуальные вопросы правоведения в современный период: Сб.статей. Томск, 1991. С.63-65. Это такое качество экономической жизни, где основным средством управления и регулирования становится закон, индивидуальные акты и усмотрения публичных структур заменяются системой законодательного регулирования, с четким разграничением функции и ответственности государства и структур гражданского общества. Ярким выражением рассматриваемого процесса несомненно, выступает появления нового правового феномена - отраслевых законов и значительное увеличение их количества, имеющих выраженный административно-правовой аспект. Система правовой экономики включает в себя во-первых, развитое современное рыночное законодательство; во-вторых, тщательно продуманный механизм реализации законов и контроль за их исполнением; в-третьих, организацию защиты и ответственность за нарушения законодательства. Эта система заработает лишь при обеспечении скоординированности, взаимодействии всех конституционно закрепленных ветвей единой государственной власти - законодательной, творящей законы; исполнительной, на которой лежит бремя организации исполнения законов и наконец, судебной, призванной оберегать закон, защитить тех субъектов, которые пострадали в результате нарушения норм закона. На фоне изучения природы организации публичной власти все более широкое распространение получает новая теория сервисного государства, призванное удовлетворять потребности общества и каждого его члена в отдельности на принципе услуг Об этом см.: Карпен У. Государственное управление в правовом государстве: организация сервиса для граждан//Региональное управление. Зарубежный опыт. М., 1993. С.38-40.

В новых сложившихся условиях факторы мировой экономической рецессии, переросшие в глобальный финансовый кризис, не только обуславливают усиления роли и места публичной организующей деятельности в обеспечении надлежащего функционирования национальной социально-экономической системы, но и со всей очевидностью предполагают научного переосмысления проблемы исполнительной власти как наиболее из динамичных ветвей публичной власти, качество деятельности которой по признанию ведущих специалистов, остается определяющим фактором эффективно функционирующего государства См.: Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л.Бачило. М.,1998;. Органы исполнительной власти представляют собой самый мощный институт государства. Преимущественно именно они представляют последнее во взаимоотношении с общественными структурами, сношений с частным интересом. В настоящее время в Республике Таджикистан решены далеко не все проблемы, связанные с созданием эффективного и действенного механизма публичной администрации, отвечающего требованиям устойчивого развития страны. При этом наблюдается довольно странная ситуация: казалось бы, структурирована исполнительная власть, приняты в последние годы ряд значимых политико-правовых документов, закрепляющие как направления, так и контуры ее дальнейшего совершенствования, взаимодействия с гражданским обществом. В их числе можно назвать Стратегию реформирования системы государственного управления Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 15.03.2006 //Собрание правовых актов Президента и Правительства Республики Таджикистан. 2006, март, Программу реформирования государственной службы Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31.08.2007//Собрание правовых актов Президента и Правительства Республики Таджикистан. 2007, авг., её одноименную концепцию Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 01.06.2007//Собрание правовых актов Президента и Правительства Республики Таджикистан. 2007, июнь и т.д. Так, в Концепции перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию, утвержденной Постановлением Правительства страны от 1.10.2007г. прямо закрепляется тезис о «сильной и эффективной государственной власти» и «зрелом гражданском обществе», где первое создает эффективные механизмы поддержки последнего, вырабатывает правовые процедуры сотрудничества с неправительственными организациями, деловыми и научными кругами См.: Собрание правовых актов Президента и Правительства Республики Таджикистан. 2007, окт.. Тем не менее, следует признать, что практическое состояние дел далеко оставляет желать лучшего.

В чем же причины столь прозаичности ситуации? Обратим внимание на два фактора, имеющие по нашему мнению, определяющее влияние. Во-первых, в силу неудовлетворительного взаимодействия официальных структур с профильным научным и экспертным сообществом слабо учитываются качественные характеристики исполнительной власти в деле улучшения функционирования публичной администрации. Во-вторых, низкая культура и профессионализм на государственной службе и как следствие не востребованность современных инструментариев сношения публичной власти со структурами гражданского общества На этот аспект уже обращалось внимание в научных работах правоведов. См.: Гулиев В.Е., Колесников А.В. Отчужденное государство. М., 1998. С.89-102; Пискотин М.И. Россия в XX веке: неоконченная трагедия. М., 2001;. В силу отсутствия опыта демократического развития, на фоне традиционной восточной ментальности, прорастает некая «феодальная многозначительность» и отчуждения носителей власти, что в свою очередь может не только нести опасность пренебрежительного отношения к частному интересу Об этом более подр. см.: Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993 , но и вызвать апатию граждан.

Современные достижения правовой науки, выработанные прежде всего, благодаря усилиям ученых - государствоведов и административистов, позволяют прояснить ряд значимых особенностей исполнительной власти, учет которых имеет существенное значение в формировании модели взаимодействия «государство-общество», отвечающего современным тенденциям и интересам устойчивого развития страны. Так, в научной литературе справедливо отмечается, что реальные характеристики исполнительной власти «демонстрируют ее значимость для оценки состояния деятельности государственных механизмов» Исполнительная власть в России. История и современность/Отв. ред. Н.Ю.Хаманева. М., 2004. На этой плодотворной методологической основе выявлены не только формальные признаки публичной администрации, но и ее сущностные черты и свойства См. напр.: Бахрах Д.Н. Административное право Российской Федерации. М., 2006; Административное право. Под ред. Ю.М. Козлова. М.,2005; Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти//Правоведение.1999. №4.С.25-27; Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. М.,1990.С.55-68 . Не вдаваясь в перипетии научных дискуссии заметим: исполнительная власть - объективная необходимость часто выражающее организующую деятельность государстваВолович В.Ф. Государственная служба как институт административного права//Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск, 2005. С.7. Она проявляет себя как власть подотчетная и подконтрольная, ответственная и подзаконная, в силу чего административная деятельность приобретает совершенно новые качества См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2007.С.8-11. Осуществляемые специальной подгруппой государственных органов исполнителньно-распорядительные функции ориентируются на чаяния и нужды населения, выявления его потребностей и их адекватное удовлетворение, оказание качественных публичных услуг. Представленная модель функционирования исполнительной власти по нашему убеждению, может стать определяющим фактором решения проблемы «эффективного управления», что поставлено стратегией развития См.: Послание Президента Республики Таджикистан от 25 апр.2008. -Душанбе, 2008.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты