Рефераты

Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики

p align="left">Для достижения целей поставленных на политическом уровне как нам представляется, необходимо решит две взаимосвязанные задачи практического плана. Во-первых, назрела очевидная необходимость заметного усиления роли и значимости человеческого фактора в государственном управлении. Правовой основой такой постановки вопроса служат конституционные нормы, закрепляющие право граждан на участие в политической жизни и управлении делами государства. Методологической основой концепции следует принять посылку о признании гражданина государствообразующим фактором со всеми вытекающими политико-правовыми выводами в свете предложений о модернизации понятийного аппарата современного государства См.: Тихомиров Ю.А. О модернизации государства//Журнал российского права. 2004..№4. Только превратив человека из простого участника в полноправный субъект управленческих отношений, мы сможем утвердить в обществе и государстве культуру уважения к личности и задействовать «архимедово рычаг» публичного управления кратно повысив его действенность и результативность. Как составляющая этого магистрального направления на первом этапе назрела очевидная необходимость усиления позиции представительных органов государственной власти (в особенности, законодательного органа страны) в контроле за деятельностью носителей исполнительной власти. Как известно, в соответствии с Конституцией Маджлиси Оли как законодательный орган участвует в формировании Правительства страны при утверждений соответствующих указов Президента, но при этом лишена возможности дальнейшего влияния на практическую содержательную деятельность национальной администрации. Между тем, в соседнем государстве - Республике Узбекистан аналогичным образом формируется правительство и парламент сохраняет контрольные полномочия за деятельностью руководителей правительственных структур http://www. pravo.castlink.uz. Поэтому нам представляются своевременными внедрение институтов «парламентское слушание», «парламентский час» для членов правительства, а также «парламентского расследования» и выражения парламентом недоверия отдельным руководителям министерств и государственных комитетов Например, примечательная норма содержится в Основном Законе Ирана, также представляющая собой (особую) разновидность президентской республики, согласно которой по предложению одной четверти членов парламента глава исполнительной власти не позднее одного месяца и по требованию любого депутата член правительства не позднее десяти дней обязаны явиться в законодательный орган для дачи ответов на поставленные парламентариями вопросы. При этом, парламент вправе выразить вотум недоверия министру, что влечет его освобождение от должности (Ст.88). См.: Ќонуни Асосии Љумњурии Исломии Ирон. Тењрон, 1997.С.71. .

Кроме того, следует выработать стандарты функционирования официальных исполнительных структур, тесно увязав его с рейтинговыми показателями оценки их деятельности населением. В законодательные акты (прежде всего, в законы о правительстве, местной власти) и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность публичной администрации, следует внести обязывающие нормы о постоянном информировании населения по текущей деятельности, открытии официальных сайтов с периодическим обновлением его содержания и электронного адреса для оперативной коммуникации Показательны в этой связи данные социологического опроса, проведенного учёными кафедры коммерческого права Таджикского государственного университета коммерции при содействии Управления государственной службы при Президенте Республики Таджикистан, среди государственных служащих центральных государственных органов (август, 2008). Так, 72% респондентов признали полное и оперативное информирование населения о содержании деятельности официальных исполнительных структур определяющим фактором активности граждан в государственном управлении. При этом 38% высказались за официальное установление «дней открытых дверей», 30%- постоянное информирование населения через средства печати и коммуникации, 25% -открытие ведомственных Интернет-сайтов, 4%- ведение периодических отраслевых изданий.. Все ощутимые признаки информационного общества ставят проблему так называемого «электронного правительства», что следует все более учитывать в условиях, которые определяют современную миссию исполнительной власти. Его использование с учетом ускоренно развивающейся сферы телекоммуникации позволит улучшить качество услуг по предоставлению информации государственными органами, сократит время обслуживания граждан, количество административных барьеров в развитии бизнеса, уменьшит затраты на администрирование и в целом повысит эффективность управления.

Во-вторых, важно переориентировать исполнительную власть на решение задач, связанных с ее сущностным предназначением в обществе, а именно - организацией исполнения законов. Однако решение по этой проблеме в условиях нынешнего состояния Таджикистана, в силу непоследовательного утверждения принципа «разделения властей», остаётся сложной и на редкость неординарной. Доминирующее положение исполнительной власти позволяет ей не только дублировать иные ветви властиОб этом см. напр.: Раззоков Б.Х. Союз ССР, Таджикистан и некоторые проблемы государственно-правового развития //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. 2006. №2, но и пользуясь пассивным и вялым состоянием последних, подменять содержание законодательных установлений ведомственными актами либо административным усмотрением, граничащим порой с произволом. В результате механизм исполнения законов приобретает субъективный характер, что несет существенные угрозы юридической безопасности страны.

Драматичность ситуации можно проиллюстрировать на нескольких примерах из управленческой практики. В конце апреля 2008г автор настоящих строк направил в адрес Президента страны информационное письмо о состоянии административных нормативно-правовых актов на предмет их несоответствия законодательным актам. Спустя три месяца т.е. 31.07.2008 года это обращение за подписью первого заместителя руководителя Исполнительного аппарата Президента перенаправлено в Министерство юстиции для последующего «рассмотрения и дачи автору ответа» (курсив мой-Б.Р.). Тем самым допущено не только нарушение законодательно установленных сроков рассмотрения обращений граждан, но и проигнорировано требование Закона, согласно которому запрещается направлять обращения органу, чьи действия затрагиваются в нем См.: Закон «Об обращениях граждан»//Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1996. №24. . Между тем, Исполнительному аппарату Президента подобает как органу представляющему Главу государства и обеспечивающему его деятельность функционировать исключительно образцово, показывая другим официальным структурам публичной власти пример уважения к гражданину и безупречного исполнения законов. «Государство и все его органы, гласит ч.2 ст.10 Основного Закона Таджикистана, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать и исполнять Конституцию и законы республики» Конституция Республики Таджикистан (на таджикском, русском и английском языках). Душанбе, 2003. С.17 .

Управленческая практика буквально пестрит примерами произвольных действий публичной администрации. Так, государственные нотариальные конторы, ссылаясь на циркулярное письмо Министерства юстиции (от 26.12.2007г., №6-6-427) повсеместно отказывают в оформлении сделок по приобретению недвижимости организациям с участием иностранного капитала и иностранным гражданам. Действия центрального органа исполнительной власти и подведомственных ему публичных служб прямо противоречат фундаментальному законодательному акту - Гражданскому Кодексу страны См.: Гражданский кодекс Республики Таджикистан. Душанбе, Ч.1-2. 2000 . Но «изюминка» даже не в этом. Положение усугубляется тем, что субъект, действующий в гражданском обороте на вполне легитимной основе, «де-факто» лишен возможности легальными средствами отстоять права и законные интересы, так как суды «не осмеливаются» осуществлять правосудие по подобного рода делам. Дугой пример, письмом от 24.09.2008г., (№412) руководство Таджикского государственного университета коммерции обратилось к председателю столичного района Фирдавси с просьбой о выдаче подтверждающей справки о местонахождении вновь образованной общественной организации «Центр правового содействия развитию предпринимательства» в здании указанного учебного заведения на предмет представления ее учредительных документов для государственной регистрации. Ответственные работники аппарата председателя района разъяснили инициативной группе «установленное правило» представлять им для хранения и учета копии еще незарегистрированных учредительных документов, а также копию паспорта руководителя создаваемой организации с заполненным личным листком определенной формы. Остаются неясными не только мотив, но и основание подобного действия местного органа исполнительной власти, в то время как Закон «О государственной регистрации юридического лица» строго очерчивает даже перечень документов, представляемых при оформлении в уполномоченный государственный орган. См.: Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2003. №4 . С 1 июля 2009 г. вступил в силу обновленный Закон. См.: Љумњурият, 2009. №63-64.

Изложенные явления рассматриваются нами как «административные аномалии», так как не получая соответствующей правовой оценки со стороны контрольно-надзорных структур, всё более проявляют себя в управленческой практике. Очевидно, организационное сознание не до конца осмыслило изначальный принцип правового регулирования действий носителей публичной власти: «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом». Может, есть резон жёстче заявить его применительно к публично-правовым отношениям: «запрещено все, что не предусмотрено законом». Обратная сторона вышеназванного принципа чревато непредсказуемыми последствиями, угрожающими правам и законным интересам иных субъектов права, устоям правовой государственности. Исполнительная власть, ее организация и функционирование таким образом, превращаются в животрепещущую проблему современного государственно-правового развития Таджикистана. В этой связи можно условно обозначить три уязвимых момента:

-ненадлежащее исполнение требований законов и отсутствие механизма национального мониторинга административных нормативно-правовых актов;

-противозаконные действия официальных исполнительных структур, остающиеся без правовой оценки в силу неэффективности контроля за публичной администрацией;

-произвольные действия носителей исполнительной власти в силу слабого утверждения принципов правового государства, в особенности доктрины «разрешительных действий».

Необходимы действенные и кардинальные меры по сдерживанию национальной администрации в гранитных берегах законности. Отчасти на решение этих задач направлены меры, предпринимаемые в рамках реформы системы государственного управления. За последние годы неоднократно создавались, ликвидировались и перестраивались те или иные организационные формы управления, перераспределялись их функции, но эти попытки к сожалению, не сделали правительство и его структуры ни более компактными, ни более эффективными. На 1-е сентября 2009 г. в республике функционируют 14 министерств, 3 государственных комитета и целый ряд приправительственных и президентских структур См.: Указ Президента Республики Таджикистан от 30.11.2006 г. «О совершенствовании системы центральных органов исполнительной власти Республики Таджикистан»// Собрание правовых актов Президента и Правительства Республики Таджикистан. 2006, нояб.. При этом перечень последних проявляет тенденцию к постоянному росту. Деятельность системы управления всех уровней все еще формируется эмпирически, пресловутым методом «проб и ошибок», характеризуется низким уровнем административной регламентации, отсутствием гибкого института постоянного мониторинга за административным нормотворчеством, что свидетельствует об отсутствии должного единства между теорией, законодательством и практикой, отстраненности профильных специалистов и структур гражданского общества от институциональных преобразовательных процессов.

В ходе реформы следует больше внимания уделят процедурным и процессуальным нормам деятельности государственной администрации, позволяющем сузить спектр усмотрений и коррупциогенных возможностей См.: Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2005. С.74-76; Ибрагимов С.И. К вопросу о некоторых проблемах формирования административной юстиции и административного правосудия в Республике Таджикистан в условиях глобализации и региональной интеграции: (сравнительно-правовой анализ)// Национальные правовые системы стран СНГ в условиях глобализации и региональной интеграции. Материалы Междунар. конф. 19-20 нояб. 2007г.

г. Душанбе, Таджикистан. Душанбе, 2007. С.250-264. Определенные надежды, связанные с принятием в Республике Таджикистан Кодекса административных процедур из-за непродуманности механизма его реализации, оказались несколько преувеличенными Кодекс вступил в действие с 5 марта 2007 г.//Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2007.№4. Между тем, с его помощью как нормативно установленного порядка совершения публичной администрацией юридических действий можно не только добиться открытости и прозрачности управленческой деятельности, но и определить контуры ее дальнейшего улучшения. Для многих современных государств соблюдение строго порядка деятельности структур публичной власти, заинтересованность общества в функционировании зрелой и действенной национальной администрации достигается посредством пристального внимания к развитию административного права, интенсивного наращивания массива одноименных правовых норм См.: Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988. С.23-27 .

В Национальной Стратегии Развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, отмечается, что «развитие страны не может быть достигнуто без обеспечения верховенства законов, прав и свобод человека, гармонизации национального законодательства с международным правом, а также развитого гражданского общества» Документ инициирован Президентом и утвержден Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 г. Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2007.№6. Социально-экономические процессы требуют новых способов и институтов управления и регулирования, качественного уровня взаимодействия государства и общества. В стране происходят глубинные изменения, стремительная глобализация в условиях мирового финансового кризиса диктует новые формы мышления и управленческого поведения. В Таджикистане предпринимаются первичные усилия по формированию институтов правового государства, а значит и преобразование административной власти в исполнительную находится на начальном этапе. Конституция страны назвала эту власть исполнительной, но необходимо еще много сделать, чтобы не только по названию, но и по содержанию она стала таковым и служила полноценному развитию общества.

Асситент кафедры экономической теории

Машокиров Джамшед Неъматуллоевич

УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В научной литературе различают два подхода к определению термина «качество»: первый подход более характерен для философских наук, где «качество» - совокупность свойств объекта, на основе которой он выделяется из многообразия других объектов, его существенная определенность. Второй подход характерен для экономических и технических наук. В соответствии с ним под «качеством» подразумевается совокупность только тех свойств объекта, которые определяют «насколько хорош рассматриваемый объект в использовании (хорошо удовлетворяет потребности)».

Несмотря на активное использование термина «качество» в ряде прикладных областей экономической теории и на практике, а также в стандартизации, специалисты до сих пор не пришли к общему мнению по поводу его определения. Об этом свидетельствует наличие множества различных авторских трактовок данного понятия, постепенно увеличивающегося с выходом новых научных публикаций, а также различий в определениях термина «качество» отечественными и международными стандартами.

Существенные расхождения между определениями термина «качество» связаны с концентрацией авторов определений на различных аспектах данной категории: структуре качества, соотношении качества и возможного ущерба от применения продукции, процессах формирования и проявления качества, его связи с потребительной и меновой стоимостью, различного рода затратами, а также технических, технологических, экологических сторонах качества. Вследствие наличия таких расхождений исследование вопросов регулирования качества услуг требует предварительного уточнения содержания термина «качество услуги».

В зависимости от целей применения в научных публикациях и нормативных документах используются различные варианты соотношения терминов «услуга» и «продукция», «товар». На наш взгляд, как результат производства нематериальных (и материальных) благ услуга относится к продукции. В то же время услуга может рассматриваться как специфический вид товара в той степени, в какой она является объектом рыночных отношений между ее исполнителями и потребителями, а также благом, призванным удовлетворять личные и производственные потребности. Этот подход соответствует принятому в международных стандартах ИСО, где услуга рассматривается как одна из четырех категорий продукции. В соответствии с таким подходом понятие «качество услуги» или «качество услуги населению», как правило, определяется по аналогии с понятием «качество продукции». Поэтому, прежде чем перейти к исследованию специфических особенностей услуги и ее качества, рассмотрим определение и особенности категории «качество» для продукции.

На наш взгляд, понятия качества, полезности, и потребительной ценности (стоимости) близки по своей сущности и различаются областями применения, помогают исследовать природу одних и тех же явлений, процессов с различных сторон. При этом качество - единственное из указанных понятий представляет собой систему характеристик, а не одно количественное значение. Если качество продукции (при сохранении ее свойств) неизменно в течение всего процесса потребления, то в теории полезности учитывается снижение потребности в конкретной продукции по мере ее удовлетворения, степень интенсивности потребности.

В результате использования продукции потребитель получает полезный эффект, зависящий от количества, качества, имеющегося запаса конкретной продукции, от степени интенсивности потребности и др.

Услуга, как специфический вид продукции и товара, имеет ряд особенностей, существенно влияющих на ее качество. Анализ природы и основополагающих особенностей услуги многие отечественные и зарубежные исследователи начинают с выделения критериев для ее определения, отличающих услуги от товаров массового производства и являющихся их наиболее общими характеристиками. Авторы вышеперечисленных источников едины в представлении следующего списка базовых характерных особенностей услуг:

1. Неосязаемость.

2. Неотделимость от источника.

3. Несохраняемость.

4. Непостоянство качества.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что обеспечить качество можно только на комплексной основе, позволяющей объединить в систему множество факторов, от которых зависит конечный результат деятельности конкретного предприятия. Успеха добиваются те производители, которые ориентируются на удовлетворение запросов своих потребителей, что достигается благодаря разработке, внедрению и функционированию систем качества, соответствующих международным стандартам ИСО серии 9 000 или основанных на принципах всеобщего управления качеством. Однако в настоящее время объектами управления должны выступать качество не только продукции и услуг, но и процессов, персонала, различных видов деятельности и, наконец, качество жизни. Это вызвано тем, что качество пронизывает практически все стороны мироздания и является главным фактором экономического развития, социального устройства, имеет фундаментальное значение для понимания сущности человеческого бытия, для развития духовной культуры общества. Не случайно качество продукции и услуг стало индикатором высокой эффективности труда, источником национального богатства, признаком развитой экономики, а качество жизни признано международным сообществом одной из важнейших характеристик, отражающих развитие стран и народов.

В Республики Таджикистан проблемы управления качеством стоят особенно остро. Отставание уровня качества отечественной продукции и услуг от зарубежных аналогов оказывает влияние на все сферы жизни общества. Углубляются проблемы, связанные с управлением качеством образования, здравоохранения, воспитания. Исторический опыт передовых промышленных стран показывает, что решение данных проблем должно стать национальной идеей. В этой связи в Республики Таджикистан также необходимо уделять больше внимания исследованию проблем качества, не только используя зарубежный опыт, а исходя из своего собственного исторического опыта теории и практики управления качеством с учетом требований времени.

На протяжении последнего десятилетия в нашей стране, несмотря на экономический кризис, расслоение общества, потерю многих ценностных ориентиров, интерес к проблемам управления качеством постоянно возрастает. В условиях глобализации и интернационализации опыта управления качеством открываются новые грани и перспективы развития данного процесса на различных уровнях управления на основе тенденции диверсификации.

Состояние изученности проблемы. Проблема качества на протяжении многих веков является предметом исследования философов, экономистов, социологов. Первым исследователем категории «качество» принято считать греческого философа Аристотеля, который рассматривал качество как видовое отличие сущности, как характеристику ее состояний и как свойство вещи.

Трактовка категории «качество», предложенная Аристотелем, на многие столетия определила последующее развитие научной мысли в этом направлении. К данному понятию обращались философы различных школ: механистического мировоззрения - Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс; немецкой классической философии -- И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах; марксистского материалистического мировоззрения - К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

ISO - это аббревиатура, означающая Международную организацию стандартов в

Женеве, Швейцария, основана в 1946 г., эта организация насчитывает в своем составе порядка 110 стран. Каждая страна представлена своей национальной организацией. Стандарты, известны как серии ISO9000, они были разработаны, чтобы достичь однородности стандартов стран участниц. Стимулом к этому стала глобализация бизнеса. Эти стандарты служат для того, чтобы устранить нетарифные барьеры в международной торговле, обусловленные различиями между стандартами стран или компаний. Поэтому стандарты призваны способствовать международной торговле. Они предназначены для построения системы управления, которая, в конечном счете, производит качественные товары или услуги, но они связаны с каким-либо продуктом или техническими разработками. Организация может принять один из стандартов, чтобы предоставить свидетельство клиентам, что у нее есть система управления, способная производить удовлетворяющий их товар или услугу. ISO - различает три стандарта, которые охватывают разные сферы производства . ISO9001-предоставляет модель для организаций, работающих в области проектирования, развития, производства, установки и обслуживания изделия. Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о важности услуг в нашей жизни. Рынок услуг постоянно находится в развитии и совершенствовании. Многие услуги характеризуются высокими издержками и низкой надежностью. Одним из решений этой проблемы является применение комплексов подходов.

Эрму?аммадов О. ассистенти кафедраи «?у?у?и ти?орат».

?удратов Н. ассистенти кафедраи «?у?у?и ти?орат».

БЕЭЪТИБОР ВА ЌАТЪ ГИРДИДАНИ ФАРЗАНДХОНДЇ ТИБ?И ?ОНУНГУЗОРИИ ?УМ?УРИИ ТО?ИКИСТОН

Беэътибор ва ?атъ гардонидани фарзандхонд? асосан тиб?и Кодекси оилаи ?Т ва дигар ?онунгузори?ои со?ав? ба танзим дароварда шудааст. Ќонунгузор номгўи асосњои беэътибор донистани фарзандхонии кўдакро муќаррар сохтааст ва он мањдуд буда ба таври васеъ маънидод карда намешавад. Яъне дигар асосњои дар ќонун пешбиннї шуда њамчун њолати беэътибор донистани фарзандхонии кўдак ба инобат гирифта намешавад. Аммо њолатњои дигар вобаста ба ихтиёрдории суд мумкин аст њамчун асоси бекор кардани фарзандхондї эътироф шаванд.

Тибќи моддаи 145 КО Љумњурии Тољикистон фарзандхондии кўдак дар њолатњое метавонад беэътибор дониста шавад, ки агар:

- њалномаи фарзандхондї ба њуљљатњои ќалбакї асос ёфта бошад;

- фарзандхондї ќалбаки бошад;

- шахси бабалоѓат расида ба фарзандхондї ќабул шуда бошад;

- фарзандхондкарда шахсе бошад, ки суд ўро ѓайри ќобили амал ё ќобили амалаш мањдуд эътироф карда бошад;

- шахси фарзандхондкарда бо њалномаи суд аз њуќуќи падару модарї мањрумшуда бошад;

- шахсоне, ки номатлуб иљро кардани ўњдадорињои ќонунан ба зимаашон гузошташуда аз ўњдадорињои васї ё парасторї бартараф карда шуда бошад;

- фарзандхондї бинобар гуноњи содиркардаи собиќ фарзандагон аз љониби суд бекор карда бошад;

- шахсоне, ки бинобар вазъи саломатї наметавонанд њуќуќи падару модариро амалї намоянд. Номгўи беморињое, ки њангоми ба онњо мубтало будани шахс наметавонад кўдакро ба фарзандхондї ќабул кунад тањти васоят (парасторї) ќарор дињад, аз љониби њукумати ЉТ муайян карда мешавад.

Барои ба фарзандхондї гирифтани кўдак шахси довталаб њуљљатњои зарурии ќонун пешбиникардаро оид ба он, ки ў шароити гирифтани кўдакро ба тарбия дорад ва шахсияти ў барои анљом додани амалиёт мувофиќ аст, бояд ба суд пешнињод намояд. Ба ин њуљљатњо аризаи фарзандхондкунанда дар бораи фарзандхондии кўдак, розигии хаттии њамсари дигар барои аз љониби њамсараш ба фарзандхондї гирифтани кўдак, розигии хаттии кўдаки фарзандхондшаванда, ки ба синни 10-солагї расидааст, маълумотнома дар бораи вазъи саломатии фарзандхондкунанда, шањодатномаи вафоти волидони кўдак ва ѓайра дохил мешавад. Дар мавриде, ки аз љониби њамсарон якљоя кўдак ба фарзандхондї гирифта шавад, розигии њардуи онњо лозим аст. Агар яке аз њамсарон ба љои њамсари дигар аризаи розигии ўро дар бораи фарзандхондї ќалбаки намуда пешнињод намояд, онгоњ ин воќеият барои беэътибор эътироф кардани фарзандхондї асос мегардад.

Бояд ќайд кард на њамаи њуљљатњои ќалбакии пешнињод шуда асоси беэътибор донистани фарзандхондї мегардад. Масъалан: маълумот дар бораи љойи кор, музди мењнат, масоњати манзили истиќомати њангоми ба њаќиќат мувофиќат надоштан бештар асоси бекор кардани фарзандхондї мебошанд. Ин маълумотњо бе восита шароити зисти кўдак вобастаанд (таъминоти кўдак ба љойи хоб таъмин кардани ў ва ѓ.) ва дар њолати таъмин набудани чунин шароит фарзандхондї бекор карда мешавад. Аммо суд дар њар як маврид мушаххас бо ба инобат гирифтани манфиати кўдак ќарор ќабул намояд.

Ќалбаки будани фарзандхондї њамон ваќт љой дорад, ки шахси ба фарзандї ќабулкунанда аз аввал дар фикри фарзандхондї набуда, дигар маќсадњои ѓаразнок дошта бошад. Дар ин маврид ў бо кўдак маќсади ба роњ мондани муносибати падару модариро надоранд. Маќсади ѓаразноки чунин шахсон тањти ниќоби фарзандхондї ба даст овардани имтиёзњои манзилї, соњиб шудан ба молу мулки ба тариќи мерос ба кўдаки фарзандхонд гузоштааст ва монанди он мебошад.

Ба балоѓат расидани кўдак ба шањодатномаи таваллуди кўдак, ишносномаи ў тасдиќ мегардад. Кўдаки ба 18-солагї расида ќобилияти пурраи амалкунї дорад, субъекти мустаќили тамоми муносибатњои њуќуќї пайдошуда мебошад ва ба тарбия мўњтољ нест. Аз ин сабаб ин воќеият асоси беэътибор донистани фарзандхондї муќаррар шудааст.

Дигар њолати беэтибор донистани фарзандхондии кўдак бевосита ба шахсияти фарзандхондкарда вобаста аст. Њолатњои номбаркардаи ќонун аз он шањодат мекунад, ки шахси фарзандхондкарда ба анљом додани ин амалиёт њуќуќ надошт. Муратова С.А. Семейное право России. Учебник. М.2001. с. 145-148

Аз мазмуни моддаи 145 КО Љумњурии Тољикистон чунин бармеояд, ки њангоми мављуд будани асосњои ќонун муќаррар карда суд њуќуќ дорад, лекин вазифадор нест, ки дар њамаи њолатњо фарзандхондии кўдакро беэътибор эътироф намояд. Тахмин кардан мумкин аст, ки њангоми мављуд будани ду њолати аввалаи пешбиникардаи моддаи 145 КО Љумњурии Тољикистон (пешнињоди њуљљатњои ќалбакї ва фарзандхондии ќалбакї), вобаста ба њолатњои мушаххаси кор (фарзандхондкарда фикрашро таѓйир додаст бо кўдак муносибати хайрхоњона пайдо карда бо тарбия ў машѓул аст, кўдак ба вай мењр бастааст ва ѓайра) ва ба манфиати кўдак будани фарзандхондї суд њуќуќ дорад дар ин маврид даъвои беэътибор донистани фарзандхондиро рад намояд. Аммо њангоми мављуд будани 6 њолати боќимондаи моддаи мазкур пешбиникарда, ки онњо ба талаботи ќ.1. моддаи 125 ва ќ.1. моддаи 127 КО Љумњурии Тољикистон мувофиќат мекунад, суд вазифадор аст фарзандхондиро беэътибор созад, чунки моддањои охирини номбурда бо ба инобат гирифтани њимояи манфиати кўдак ба таври хаттї (императивї) фарзандхондии кўдакро истисно мекунад.

Беэътибор донистани фарзандхондї боиси оќибатњои њуќуќї мегардад. Оќибати беэътибор донистани фарзандхондии кўдак дар моддаи 146 КО Љумњурии Тољикистон дарљ ёфтааст, ки тибќи он «фарзандхондии кўдак аз лањзаи ќабули њалнома дар бораи фарзандхондї беэътибор дониста мешавад».

Ба таври мушаххас муайян намудани асоси беэътибор донистани фарзандхондї ва фарќ кардани он аз асоси бекор кардани фарзандхондї ба манфиати кўдак таъсир дорад. Фарзандхондї дар асоси њалномаи эътибори ќонунї пайдо кардаи суд беэътибор дониста мешавад. Як хусусияти беэътибор донистани фарзандхондї аз он иборат аст, ки дар натиљаи он муносибат оид ба фарзандхондї умуман вуљуд надошта аз њуќуќу ўњдадорињои фарзандхондию хешовандони ў ва фарзандхонд пайдо нашуда эътироф мегардад. Новобаста аз ин оќибат тамоми харољоте, ки фарзандхондкарда барои фарзандхондшуда дар давоми фарзандхонї сарф намудааст, ба ў баргардонида намешавад. Бо ин оќибатњои њуќуќи беэътибор донистани фарзандхондї аз оќибатњои њуќуќї бекор кардани фарзандхондї фарќ мекунад.

Суд дар њалномаи беэътибор донистани фарзандхондї таќдири минбаъдаи кўдакро низ бояд њал намояд. Азбаски фарзандхондї дар маќомоти сабти асноди њолати шањрвандї сабт мегардад, ќонунгузор судро вазифадор менамояд, ки дар муддати се рўз дар бораи эътибори ќонунї пайдо кардани њалнома ба он хабар дињад. Њалномаи суд ба маќомоти фарзандхондиро сабт намуда барои беэътибор намудани сабти фарзандхондї ва барќарор кардани сабти аввала асоси ќонунї мешавад. Мувофиќи маќсад аст, ки нусхаи њалнома ба суде, ки дар бораи фарзандхондии кўдак ќарор ќабул карда буд, барои маълумот фиристода шавад.

Тибќи ќ.3. моддаи 140 КО Љумњурии Тољикистон «Фарзандхондї аз рўзи эътибори ќонунї пайдо кардани њалномаи суд дар бораи бекор кардани фарзандхондии кўдак ќатъ мегардад».

Њангоми ќатъ кардани фарзандхондї пас аз эътибори ќонунї гирифтани њалнома дар ин бора муносибатњои фарзандхондшуда бо фарзандхондкарда танњо барои оянда барњам мехўрад. Бо ин лањзаи барњамхўрии муносибатњо бекор кардан аз беэътибор донистани фарзандхондї фарќ мекунад. Худи фарзандхондї аз лањзаи эътибори ќонунї пайдо кардани њалнома ќатъ мегардад. Мањмудов М., Худоёров Б. Тафсири КО ЉТ. Душанбе. 2005. с.290.

Пас аз эътибори ќонунї пайдо кардани њалнома дар бораи бекор кардани фарзандхондї суд њангоми ќонеъ кардани даъво вазифадор аст, ки дар давоми се рўз иќтибоси њалномаро ба маќомоти сабти асноди њолати шањрвандии мањаллї баќайдгирии давлатии фарзандхондї фиристад. Маќсад аз чунин амал аз он иборат аст, ки вобаста аз мазмуни ќисми хулосавии њалнома дар асноди сабти фарзандхондии кўдак таѓйиротњои дахлдор ворид карда шавад. Дар ќисми хулосавии њалномаи суд оид ба бекор кардани фарзандхондї ба таври мушаххас дар санади сабти таваллуди кўдак маълумотњои пештара дар бораи волидон барќарор карда мешаванд, ба кўдак ном, фамилия, номи падар пас аз бекор кардани фарзандхондї дода мешавад ё ин ки дар њамон ном, фамилия, номи падар мондани кўдак ва дигар масъалањои марбути он зикр карда мешавад.

Асосњо барои бекор кардани фарзандхондии кўдак дар асоси чунин ?олат?о сурат мегирад:

- агар фарзандхондкардагон аз иљрои вазифањои ба зиммаашон гузошташудаи падару модарї саркашї намоянд;

- аз њуќуќи падару модарии худ сўистифода намоянд;

- бо кўдакони фарзандхондкардаашон муносибати берањмона дошта, майзада ё нашъаманди ашадї бошанд.

Ќонунгузор асосњои бекор кардани фарзандхондии кўдакро бо номгўи ќ.1. моддаи 141 КО Љумњурии Тољикистон мањдуд накардааст. Муайян кардани асосњои дигари бекор кардани фарзандхондии кўдакро ќонунгузор ба ихтиёри суд вогузор нашудааст. Ихтиёрдории суд вобаста ба манфиати кўдак ва фикри кўдаки ба синни 10-солагї расида анљом дода мешавад.

Асосњои дигари бекор кардани фарзандхондии кўдак њамон ваќт ба инобат гирифта мешавад, агар он ба шароити мўтадили тарбияи кўдак зиёни љиддї расонад. Агар њангоми баррасии парванда кўдак ба сини 10-солагї расида бошад, фикри ўро оил ба њалли масъала суд ба инобат мегирад.

Шахсони зерин њуќуќи талаби бекор кардани фарзандхондиро доранд; падару модари њаќиќии кўдаки фарзандхондшуда, фарзандхондкардагони (яке аз онњо) кўдакони фарзандхондшуда, ки ба синни 14-солагї расидаанд, маќомоти васояту парасторї, инчунин прокурор доро мебошад.

Фарзандхондии кўдак ба тартиби судї бекор карда мешавад. Парванда оид ба бекор кардани фарзандхондии кўдак бо иштироки маќоми васояту парасторї, инчунин прокурор баррасї мешавад.

Азбаски шахсоне, ки њуќуќи талаб кардани бекоркунии фарзандхондиро доранд, дар моддаи 142 КО Љумњурии Тољикистон мустањкам шудааст.

Ба сифати онњо баромад менамоянд; падару модари њаќиќии кўдаки фарзандхондшуда, фарзанхондкардагони (яке аз онњо) кўдакони фарзандхондшуда, ки ба синни 14-солагї расидаанд, маќомоти васояту парасторї ва прокурор.

Агар шахсон ва маќомотњои дар моддаи 142 КО Љумњурии Тољикистон номбар нашуда ба даъвои бекор намудани фарзандхондии кўдак ба суд мурољиат намояд, он гоњ суд мутобиќи талаботи моддаи 136 КМГ Љумњурии Тољикистон ќабули аризаи даъвогиро рад менамояд. Њангоми аз љониби шахсони алоњида, маќомотњои давлатии дар боло номбаршуда, иттињодияњои љамъиятї маълум намудани поймол кардани њуќуќу манфиатњои кўдаки фарзандхондшуда онњо метавонанд ба маќомти васояту парасторї ва прокурор дар ин бора маълумот дињанд. Маќомотњои номбурда дар доираи салоњияташон маълумотњои гирифтаро санљида пас аз он њуќуќи худ оид ба пешнињоди даъво дар бораи бекор кардани фарзандхондии кўдак ба суд истифода менамоянд.

Ќонунгузор њамчун ќоидаи умумї бекор кардани фарзандхондии кўдакро, агар ў то пешнињод кардани даъво оид ба бекор кардани фарзандхондї ба балоѓат, яъне ба синни 18-солагї расида бошад, рад мекунад. Лекин ќонун њолатњои истисноиро муќаррар кардааст. Њангоми мављуд будани розигии байни фарзандхондкарда ва фарзандхондшуда инчунин волидони кўдак бекор кардани фарзандхондии кўдаки ба балоѓатрасида имконпазир мегардад. Дар мавриди набудани розигии яке аз шахсони номбурда фарзандхондкарда, фарзандхондшуда, волидони (яке аз онњо) кўдак даъво оид ба бекор кардани фарзандхондї баъди ба балоѓат расидани кўдаки фарзандхондшуда рад карда мешавад.

Бекор кардани фарзандхондии кўдак боиси оќибатњои зерин мегардад. Тибќи ќ.1. моддаи 143 КО Љумњурии Тољикистон дар сурати фарзандхондиро бекор кардани суд њуќуќу ўњдадорињои байни фарзандхондшуда ва фарзандхондаю хешовандонаш ќатъ гардида, њуќуќу ўњдадорињои байни кўдак ва волидону хешовандонаш барќарор карда мешавад, агар инро манфиати кўдак таќозо кунад.

Дар чунин њолат кўдак бо њалномаи суд ба волидонаш супорида мешавад. Дар сурати набудани волидон, инчунин агар ба волидон супурдани кўдак хилофи манфиати ў бошад, кўдак ба тарбияи маќомоту васояту парасторї дода мешавад.

Суд њангоми баровардани њалнома њамчунин бояд масъалаи нигоњ доштан ё надоштани ном, номи падар ва фамилияи кўдакро бо сабаби фарзандхондї ба ў дода шудаанд, њал намояд. Агар кўдак дар синни 10 - солагї расида бошад дигар кардани ном, фамилия ё номи падари кўдак танњо ба розигии ў мумкин аст.

Пас аз бекор кардани фарзандхондї ба таври истиснои ўњдадорињои фарзандхондкардаи собиќ оид ба таъминоти кўдак боќї мемонад. Ин талаботи ќонун аз њимояи манфиати кўдак бар меояд. Њалли ин масъала ба ихтиёрдории суд њавола шудааст. Яъне суд вазифадор набуда, балки њуќуќ дорад, ки вобаста аз њолатњои мушаххаси парванда пас аз фарзандхондї, ба таъминот то кадом андоза мўњтољ будани кўдакро муайян намуда, масъалаи таъминоти ўро њал намояд. Агар кўдак ба волидони аслии худ дода шавад, он гоњ масъалаи таъминоти кўдак аз љониби фарзандхондкардагони собиќ аз имкон берун аст. Дар мавриди эњтиёљманд будани кўдак ба таъминот суд њуќуќ дорад аз фарзандхондкардаи собиќ ба фоидаи ў ба таври њисса ё ба маблаѓи устувор алимент рўёнад. Дар њалномаи суд оид ба бекор кардани фарзандхондї инчунин андозаи маблаѓи алимент, лањзаи оѓози алиментдињї то ба балоѓат расидани кўдак њатман нишон дода мешавад.

Нурова К.Н. Ассистент кафедры:

«Коммерческое право» ТГУК.

МЕСТО И РОЛЬ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ НАСЛЕДИЙ В КОНСТИТУЦИИ ТАДЖИКИСТАНА

Государственность и его правовых основ в современных условиях требует учета историко-правовых наследия наших предков, а это в свою очередь дает возможность определить степень подготовленности общества к осуществлению реформ в различных сферах жизни.

Формирование общественных отношений происходит одновременно с меняющимися формами юридического закрепления отношений собственности, личности и государства, и соответствующими изменениями в содержании юридических терминов. Наблюдая эволюцию содержания понятий в теории и истории государства и права, можно в соответствии с результатами наблюдений выстраивать логику преобразований, исследовать характер правоотношений в соответствии с целями их субъектов. Право должно выражать идеи законности, а государство должно поддерживать их реализацию, ибо существование независимой личности зависит от правового определения степени личной свободы.

В системе историко-правовых наследия народов стран Центральной Азии достойное место занимает Амир Темур - историческая личность, его жизненный путь и роль оцениваются по разному. Амир Темур как дальновидный политик и крупный государственный деятель сумел основать на месте разрозненных феодальных государств большое централизованное, сильное государство. Стиль управления, обычаи, которыми он руководствовался, порядок и дисциплина были образцовыми, опыт его деятельности во многих областях в настоящее время имеют большое значение для независимых стран Центральной Азии. Прежде всего, следует отметить, что он всесторонне изучил и использовал положительный опыт строительства государств.

О значение и необходимости культурных и историко-правовых наследий наших предков указывается и в Конститутции Республики Таджикистан: в соответствии стаете 44 Конституции одним из основных обязанности человека и гражданина является охрана исторических и культурных памятников.

В управлении государством он придавал особое значение Кенгашу (совету). Организация этих Кенгашев, расположение участников соответственно их степени, должности и в настоящее время заслуживает внимания.

Темур в своем «Уложении» обобщил политико-правовые взгляды на то, как именно следует управлять государственной системой сверху донизу. Сахибкиран подробно изложил, что управление государством основывается на двенадцати правилах. «Теперь назидания моим именитым детям и

способным внукам, которым предстоит управлять страной; двенадцать правил сделал для себя лозунгом и благодаря им достиг такой степени управления. С помощью этих правил я занимал страну, управлял ею и украшал престол». Он разделял подданных на следующие общественно-политические слои:

1. сайиды (потомки пророка), ученые, шейхи, знатные люди, то есть интеллигенция;

2. мудрецы, знающие суть дела;

3. дервишы, верующие в бога, каландары (пилигримы);

4. принцы, амиры, военачальники, командующие войсками;

5. воины и простолюдины;

6. люди, которым можно доверять дела правительства и с которыми можно посоветоваться, доверительные лица;

7. визири, главные писари, писари диванов, инженера;

8. врачи и табибы (лекари);

9. ученые - комментаторы текстов и хадисов;

10. люди промыслов (ремесленники, сапожники);

11. суфии;

12. торговцы и путешественники.

Все земли, кроме Мовароуннахра, Амир Темур распределил между своими сыновьями, родственниками, военачальниками в виде «суюргол» (земля и воды, передаваемые на постоянное пользование своим близким). Получивший суюргол имел право взимать полностью или частично государственные налоги с населения данных земель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты