Конституция Республики Таджикистан и проблема формирования правовой экономики
p align="left">Термин «судебная защита» как юрисдикционный институт демократического правового государства, представляет собой ведущее направление правоохранительной деятельности органов правосудия, осуществляемой на основе конституционных принципов и в порядке, определяемом конституционными и другими законами Республики Таджикистан. Так, статья 84 Конституции Республики Таджикистан ставить условия полного и независимого осуществления судами правосудия. Это, как уже отмечалось выше, самый оптимальный способ осуществление судебной защиты прав и свобод граждан, при условии, если деятельность судов является исключительно законными, а их решение справедливыми. Законность означает соответствия порядка рассмотрения дела и принятия решения закону, а справедливость- соответствия решения суда нравственным представлениям общества.
В соответствии с ч.2 ст.84 Конституции Республики Таджикистан «Судебную власть осуществляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд. Военный суд, Суд Горно-Бадахшанской авто-номной области, суды областей, города Душанбе, городов и районов, Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе» т.е. в Конституции перечислены система судов республики осуществляющие правосудие , представляющие судебную власть. Несмотря на то что, в этой конституционной норме нет указаний о видах , формах и модели осуществления правосудия основной закон страны делает отсылочное отступление, указав в ч.3. выше названной статьи о том , что «Организацию и порядок деятельности судов определяет конституционный закон». В ч.4 ст.2. Конституционного Закона Республики Таджикистан «О судах Республики Таджикистан» от 6-августа 2001 года указано , что в Республике Таджикистан «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, экономического, административного и уголовного судопроизводства». Конституционный Закон РТ «Осудах Республики Таджикистан» от 6-августа 2001г.№30
Вместе с тем, о существовании административной юстиции и успешном функционировании административного судопроизводства в нашей республике свидетельствуют выше названые положения Конституции Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об обращениях граждан» от 14.12.1996г., Кодексы Республики Таджикистан « Об административных правонарушениях» старый (1978г) и новый в веденный в действия с 1-апреля 2009г., Кодекс «Об административных процедурах РТ» ( от 5-03-2007г),Гражданский процессуальный кодекс РТ старый (1961г) и новый (2008г), Хозяйственный процессуальный кодекс РТ (1996) и Кодекс об экономическом судопроизводстве в РТ(2008) , которые в отдельных разделах регламентировали и регламентируют порядок рассмотрения категории дел возникающие из административно-правовых отношений и порядок производства по ним.
Содержание перечисленных законов свидетельствуют о том, что под судебную юрисдикцию попадают практически все действия и решения органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, которые нарушают права и свободы граждан. Исключение составляют те из них, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного суда Республики Таджикистан, а также действия и решения, в отношении которых установлен иной порядок судебного обжалования.
Наблюдается явная тенденция к значительному росту практики рассмотрения судами общей юрисдикции административно-правовых споров, т.е. споров , имеющих публично- правовой характер. Например, согласно новому ГПК РТ дела, возникающие из публичных (административных) правоотношений подсудны всем звеньям системы общих судов. Следовательно, функциями административной юрисдикции обладают: Верховный Суд РТ, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, и все районные и городские суды республики (раздел 23-26, ст.249-266 ГПК РТ).
В этой связи, и поскольку новый Гражданский процессуальный Кодекс РТ (2008г), наделил всех судов общей юрисдикции, полномочиями по рассмотрению административно- правовых споров граждан с публичной властью, то на наш взгляд, закономерной является постановка вопроса о целесообразности введение должности судьи по административным делам , в районных и городских судах республики, а также о необходимости специализации судей районных, городских и вышестоящих судах по рассмотрению именно этой категории дел.
Образование судебных коллегий по административным делам в областном суде Горно-Бадахшанской автономной области , областных судах, в суде города Душанбе и в Верховном Суде РТ , предусмотрено в утвержденном Указом Президента Республики Таджикистан «Программы судебно-правовой реформы в Республики Таджикистан» Решение Президента и Правительства РТ, №6. 2007г. .
Согласно Кодекса Республики Таджикистан «об экономическом судопроизводстве» от 5-января 2008 года., экономические суды республики, осуществляют защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных экономических интересов организаций и граждан. Содействуют режиму законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Они праве рассматривать, например, споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам, нарушающих права и законные интересы организации и граждан ( ст.187-191КоЭС РТ ), споры об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом ( ст. 187-191 КоЭС РТ) См.Кодекс Республики Таджикистан «об экономическом судопроизводстве» от 05.01.2008. Душанбе «Конуният» 2008г.. Поэтому, образование специализированных административных судебных коллегий в Высшем Экономическом Суде РТ, экономическом суде Горно-Бадахшанской автономной области, экономических судах областей и города Душанбе, было бы логичным, так как по непонятным причинам в Программе нет указаний на счет экономических судов республики. Решение Президента и Правительства РТ, №6. 2007г.
В последние годы отдельные категории дел, особенно о признании незаконными нормативно-правовых актов различных ветвей власти, споры между центральными и местными органами управления, жалобы о нарушении избирательного законодательства, включая признание выборов недействительными, и некоторые другие, возникающие в сфере административно-правовых отношений, становятся все более актуальными. Особую значимость правильное рассмотрение этой категории дел приобретает в свете осуществляемой в Республики Таджикистан судебно-правовой реформы.
Программой предусматривается комплекс организационно правовых проблем по совершенствованию структуры и деятельности судебной системы республики, а также совершенствованию законодательства регулирующих и обеспечивающих деятельности судов и правовое положение судей в обществе. Следует отметить, что в Республики Таджикистан в настоящее время сформирована основательная правовая база административной юстиции и административного судопроизводства. После принятия Конституции независимого Таджикистана в 1994 году, возникла естественная необходимость приведения в соответствии с ней действующего в республики законодательства. Так, 14-декабря 1996 года был принят Закон Республики Таджикистан «Об обращениях граждан», которым фактически был утвержден институт административной юстиции. Позднее был принят Конституционный Закон «О судах Республики Таджикистан» от 6-августа 2001 года, который закрепляя судебную гарантию защити прав и свобод человека и граждан ,установил, что она обеспечивается, в том числе и административным судопроизводством.(ст.2. ч.4.). Принятием от 5-марта 2007 года Кодекса «Об административных процедурах Республики Таджикистан» правовая система страны пополнился новым правовым институтом, который определяет порядок подготовки, принятия и исполнения административно-правовых актов, рассмотрения административных заявлений и жалоб, осуществления административного производства в суде и взаимодействия административных органов. См.Кодекс «об административных процедурах РТ» ст.1. Ахбори МО ЧТ №3.2007.ст.165
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
В условиях мирового финансового кризиса выбор модели рынка финансовых услуг (РФУ) Республики Таджикистан зависит от решения общеэкономических задач развития страны, т.е. необходимостью обеспечения условий экономического роста на основе улучшения инвестиционного климата. Развитие РФУ в дальнейшем будет способствовать формированию индустриальной рыночной экономики республики с опорой на национальный капитал и финансовые рынки. Исходя из этого, можно предположить, что рынок ценных бумаг Республики Таджикистан, вероятно, будет носить долговой характер, как это происходит на рынке ценных бумаг России, который обслуживает рыночную экономику, основанную на контролирующих собственниках и оптовой структуре акционерных капиталов. Все это неизбежно приводит к смешанной модели рынка ценных бумаг, где будут происходить активные операции коммерческих банков и их дочерних компаний с корпоративными ценными бумагами и к непосредственному прямому участию банков в собственности акционерных компаний.
В настоящее время при осуществлении поэтапного реформирования отраслей национальной экономики огромное внимание уделяется реформированию финансового сектора путем укрепления банковской системы, активизации инвестиционной деятельности и создания стабильного РФУ в Республике Таджикистан. В финансовом мире развитых стран широко известно такое понятие, как инвестиционное банковское дело. Инвестиционное банковское дело - это специализированный сектор банковского дела, традиционно связанный с выпуском, покупкой и продажей акций и облигаций частных компаний, государственных учреждений и организаций. Широкое развитие инвестиционное банковское дело получило в США. Штаб-квартиры крупнейших инвестиционных банков располагаются в Нью-Йорке. В промышленно развитых странах инвестиционные банки зарабатывают деньги, выкупая у эмитента весь выпуск ценных бумаг и продавая их затем инвесторам по более высокой цене.
С целью заимствования средств у инвесторов фирмы и органы государственной власти продают облигации. Они часто нуждаются в деньгах для финансирования крупных проектов. Еще одним способом привлечения средств является продажа акций, которые, в сущности, представляют собой обязательство фирмы выплачивать покупателю часть своих прибылей. В качестве примера рассмотрим фирму, которая разместила среди инвесторов один миллион акций. Владелец каждой акции имеет право на ежегодное получение одной миллионной доли прибыли фирмы до тех пор, пока он не продаст акции. Если фирма в текущем году заработает 500 000 долл., инвесторы получат по 50 центов на каждую принадлежащую им акцию.
В тех случаях, когда фирма стремится привлечь капитал путем свободной продажи акций на фондовой бирже, она обычно прибегает к услугам инвестиционного банка. Выгода для фирмы от предоставляемых услуг инвестиционного банка в том, что:
-во-первых, привлечение к процессу размещения эмиссии инвестиционного банка может обходиться фирмам дешевле, чем найм людей, занимающихся публичной продажей ценных бумаг;
-во-вторых, инвестиционный банк может сразу заплатить за всю эмиссию, и фирме не придется дожидаться, когда будет реализован весь выпуск;
-в-третьих, инвестиционный банк способен организовать более широкое распространение ценных бумаг, что может облегчить фирме привлечение капитала в будущем;
-в-четвертых, инвестиционный банк, опираясь на свою репутацию, имеет возможность убедить инвесторов в том, что размещаемые им акции стоит покупать;
-в-пятых, инвестиционный банк может в периоды сложной финансовой ситуации оказывать существенную помощь, помогая организовать выпуск новых акций и консультируя корпоративных клиентов по вопросам управления рисками.
Деятельность инвестиционных банков очень широка, и банки такого типа нужны для экономики Республики Таджикистан и для развития финансового предпринимательства. На первых порах необходимо создать управляющий орган, выполняющий первичное размещение ценных бумаг, операции на первичном и вторичном рынках, оптовые и розничные продажи фондовых инструментов, подписку контрактов между фирмой-эмитентом и инвестиционной компанией и финансовый инжиниринг.
Для этого следует сформировать эффективный и справедливый рынок, который будет способствовать обеспечению аккумулирования инвестиций и содействовать притоку долгосрочных инвестиционных капиталов в Республике Таджикистан. Анализируя вышесказанное, можно ответить, что одной из основных целей формирования и развития рынка ценных бумаг в Республике Таджикистан должно стать его превращение в высокоэффективный механизм перераспределения финансовых ресурсов, способствующий существенному увеличению инвестиций и снижению стоимости инвестиционных ресурсов. Учитывая все факторы, требуется серьезное улучшение политики государства на рынке финансовых услуг.
В первую очередь, государство обязано разработать стратегию развития финансового предпринимательства и на ее основе определить роль и основные приоритеты государственной политики на рынке финансовых услуг. При этом не следует забывать и о повышении ликвидности рынка и об улучшении качественных и количественных параметров. Для этого требуется увеличить капитализацию, объемы торговли и объемы эмиссии ценных бумаг. Что касается ликвидности, необходимо усовершенствовать технологию торговли, увеличить глубину упругости рынка, а также повысить транспортерность операции и т.д.
Для достижения этих целей требуется добиться решения следующих задач:
определить роль и функции государства на РФУ;
создать благоприятные условия для осуществления профессиональной и инвестиционной деятельности на фондовом рынке;
сформировать адекватную систему регулирования финансового предпринимательства, оптимизировать структуру участников РФУ повысить эффективность инфраструктуры рынка.
В настоящее время для развития РФУ в качестве примера можно привести модели развития рынка ценных бумаг. Это американский и германский пути развития. Выбор одной из моделей развития, предполагает выбор следующих групп альтернатив:
I. Преимущественная ориентация на :
а) иностранных инвесторов;
б) внутренних инвесторов.
II. Преимущественное развитие:
а) инвестиционных банков, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и прочих институциональных инвесторов;
б) коммерческих банков.
III. Модель регулирования:
а) основанная преимущественно на саморегулировании;
б) основанная преимущественно на прямом государственном регулировании.
IV. Доля биржевого (с учетом современных тенденций -организованного) рынка:
а) значительная;
б) незначительная.
V. Структура рынка, с точки зрения господствующих эмитентов:
а) преобладание государственных ценных бумаг;
б) преобладание частных ценных бумаг.
VI. Структура рынка, с точки зрения господствующего типа финансирования частного сектора:
а) преобладание долевых ценных бумаг;
б) преобладание долговых ценных бумаг.
По вышеперечисленным альтернативам существуют две принципиальные доктрины, т.е. доктрина американского пути развития - IA + IIA + IIIA + IVA + VA + VIF, и доктрина германского пути развития - IБ + IIБ + IIIБ + IVБ + VБ + VIБ.
Согласно первой доктрине преобладает долевое финансирование, ориентация на иностранных инвесторов и значительная доля биржевого рынка. Согласно второй доктрине, правом преимущества обладают коммерческие банки и государственные ценные бумаги.
Опыт современного рынка показывает существенное сближение двух моделей. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что в Таджикистане должна внедряться современная модель. Сценарий развития рынка ценных бумаг Республики Таджикистан должен учитывать специфику местных условий, ориентируясь на наиболее приемлемые характеристики действующих в большинстве стран моделей фондового рынка. Данный сценарий предполагает привлечение всех групп конечных инвесторов, активное использование, саморегулирование, развитие всех видов торговых систем с преобладающей ролью организованного рынка в целом и биржевого сектора в частности, предоставление частным предприятиям возможности выбора наиболее эффективного инструмента привлечения инвестиций, равные возможности участия на рынке ценных бумаг в качестве эмитента для государства и предприятий с постепенным повышением доли негосударственных ценных бумаг и т.д.
Решение проблем развития экономики Республики Таджикистан требует использования новых подходов и методов привлечения инвестиций. Разрабатываемые инвестиционные программы, как правило, сталкиваются с недостаточной проработкой вопросов по их ресурсному обеспечению, определению реальных источников финансирования программных мероприятий, размеру необходимых для этого финансовых средств.
Несмотря на значительные объемы приватизации, свои потенциальные возможности для развития и оживления РФУ в Республике Таджикистан она не проявляет. Акции большинства АО неликвидны. Невостребованным остается инвестиционный потенциал населения, а ведь, как известно, именно население является основным инвестором на РФУ. Расходы населения республики на приобретение ценных бумаг совсем незначительны.
В свою очередь, крупные эмитенты предпочитают ориентироваться на крупных инвесторов из числа юридических лиц, что ведет к еще большему снижению потенциальных возможностей населения. Инвестиционные же институты, признанные объединять инвестиционные ресурсы, существенного развития в республике не получили. В результате этого потенциальные финансовые ресурсы фондового рынка, находящиеся на руках у населения, идут на покупку валюты, вместо того, чтобы направляться в реальные инвестиции. Та часть средств населения, которая все же аккумулируется в банках, используется на цели кредитования и на фондовый рынок практически не поступает. В республике отсутствует рынок облигаций, опционов и варрантов. В итоге большинство потенциальных покупателей ценных бумаг от операций с ними отстранены.
Специалисты по финансовому предпринимательству практически отсутствуют. Ни в одном вузе республики не подготавливают специалистов именно для работы на РФУ и фондовой бирже. Отсутствует практика страхования рисков на фондовом рынке, а также практика посреднической деятельности.
На наш взгляд, основными факторами, влияющими на инвестиционный потенциал и на развитие РФУ, являются:
· незначительный объем денежных ресурсов, имеющихся на территории республики;
· сложное финансовое состояние предприятий республики;
· кризис неплатежей;
· слабое развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг;
· отсутствие национального рынка для республиканских эмитентов;
· изолированность фондового рынка и отсутствие международных связей;
· информационная непрозрачность рынка;
· низкая ликвидность ценных бумаг отечественных эмитентов и отсутствие государственных ценных бумаг;
· концентрация деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
· отсутствие специального независимого органа, регулирующего рынок ценных бумаг;
· выпуск векселей промышленными предприятиями республики с целью пополнения оборотных средств;
· приватизация подавляющего большинства промышленных предприятий и выпуск в обращение их акций и т.д.
Во всех развитых странах основным механизмом привлечения инвестиций в экономику являются ценные бумаги. Однако на сегодняшний день не придается должного внимания развитию рынка ценных бумаг с целью насыщения республики денежными ресурсами, финансирования инвестиционных программ и дефицита бюджета и т.д.
Наиболее эффективный способ приглашения к долговременному вложению средств- создание благоприятного инвестиционного климата. Это весьма важно в Республике Таджикистан, где условия для инвестиционной деятельности остаются малоблагоприятными, совокупное значение сбережений региональных инвесторов недостаточно для того, чтобы гарантировать спрос на ценные бумаги.
Очевидно и то, что эффективно действующий РФУ не может быть создан до тех пор, пока не будет сформировано устойчивое мнение инвесторов об имеющемся потенциале больших возможностей республики. Кроме того, инвестор чрезвычайно требователен к текущей информации, особенно в момент принятия решения. Поэтому и существует необходимость в постоянном проведении информационной компании, которая должна вызвать у потенциального инвестора чувство доверия.
Основной целью проведения информационной компании является привлечение инвестиционных ресурсов и экономический рост. Однако, для того, чтобы в Республику Таджикистан пришел капитал, должна быть продемонстрирована реальная заинтересованность самой республики в инвестиционных ресурсах.
Необходимо учитывать также следующие факторы, оказывающие влияние на улучшение инвестиционного климата, то есть страхование инвестиций, ипотечное кредитование, развитая финансовая инфраструктура, образовательный уровень населения, политическая стабильность, низкий уровень преступности, хорошая экономическая обстановка, предложение пустующих площадей, имеющих необходимую инфраструктуру. Следует отметить, что наличие в стране ресурсно-сырьевой базы, производственного кадрового потенциала и удобное географическое положение объективно способствуют инвестиционной привлекательности.
Важнейшим инструментом привлечения сбережений являются контрактные сберегательные учреждения, которые мобилизуют регулярно поступающие к ним взносы участников на долгосрочные цели, такие как страхование жизни и т.д. Наибольшее распространение среди такого вида учреждений должны получить страховые компании и пенсионные фонды с государственной и частной формой собственности. В развитых странах они являются одним из основных источников инвестиций в государственные ценные бумаги, корпоративные акции и облигации в силу возможности использования ресурсов на более долгосрочные инвестиции по сравнению с другими кредитными институтами.
Механизмом трансформации сбережений населения в инвестиции через операции с ценными бумагами являются инвестиционные фонды. В связи с этим целесообразно создать в республике паевой инвестиционный фонд.
Достаточно привлекательным для населения республики может оказаться выпуск инвестиционных облигаций под конкретный инвестиционный проект. Привлеченные средства могут быть направлены на приобретение оборудования для производства товаров народного потребления и оказания услуг населению, реконструкцию и модернизацию предприятий, обслуживающих население.
На наш взгляд, привлеченные через облигации средства, во-первых, должны вкладываться в инвестиционные проекты, тщательно отобранные на конкурсной основе, во-вторых, республика должна участвовать в инвестиционных проектах в форме государственных участий в АО.
Другим немаловажным фактором привлечения инвестиций и завоевания доверия у потенциальных инвесторов является выпуск государственных казначейских векселей (ГКВ). По нашему мнению, эффективный и справедливый рынок государственных ценных бумаг является особо важным для финансовой и инвестиционной деятельности в любой развивающейся стране и может служить основанием, на котором будут строиться остальные рынки капиталов и ценных бумаг. Если с самого начала правильно построить рынок государственных ценных бумаг, то остальным намного легче будет развиваться и функционировать.
Между Минфином и Национальным банком Республики Таджикистан с этой целью был заключен договор «Об обслуживании ГКВ», согласно которому Национальный банк был определен как агент Минфина по размещению и обслуживанию выпусков векселей.
На момент первоначального выпуска ГКВ при намерении их использования в качестве инструмента финансирования внутреннего долга ожидалось быстрыми темпами развивать рынок ГКВ в плане полезности последних для проведения монетарной политики. Однако к текущему моменту рынок ГКВ в достаточной мере не был поддержан и не расширен до степени, при которой операции на открытом рынке могли быть признаны удовлетворительными, и по этой причине прекратилась эмиссия ГКВ.
Продолжающаяся неспособность банков в привлечении депозитов в банковскую систему означает, что основная сумма валюты, находящаяся в обращении, остается наиболее фундаментальной проблемой, с которой сталкивается банковская система Республики Таджикистан. Только когда данная ситуация начнет идти на поправку и банки начнут выполнять отведенную им роль финансового посредника, соответствующий финансовый рынок начнет развиваться на должном уровне.
Не смотря на неудачный первый опыт эмиссии и ГКВ, а также анализируя экономическую ситуацию на сегодняшний день, считаем, что необходимо провести повторный выпуск данных государственных ценных бумаг и тем самым дать начало развитию фондовому рынку республики.
По нашему мнению, существует ряд мер, которые могли бы быть рассмотрены как возможности для повышения спроса на ГКВ:
· возможно, предоставление банкам права поддерживать определенную часть от требуемых резервов в форме ГКВ. Данная мера может повысить совокупный уровень спроса на казначейские векселя путем предоставления банкам возможности управлять хотя бы частью своих требуемых резервов;
· другим вариантом может быть предоставление банкам возможности выставлять ГКВ в качестве залогового обеспечения займов приобретаемых банками на кредитных аукционах (на сумму существующего максимума и свыше);
· введение ломбардного бизнеса, вероятно, также докажет свою привлекательность в смысле наделения банковского портфеля казначейских векселей функциями дополнительного средства получения краткосрочного финансирования;
· для целей повышения со стороны банков доверия к ГКВ особенно важным для Министерства финансов является продолжение демонстрировать способности и обязательности в своевременном погашении ГКВ. Здесь, в порядке помощи, было бы выгодным поддерживать на ближайшее будущее короткий срок обращения выпускаемых ГКВ;
· следует рассмотреть повышение степени информативности обществом результатами аукционов в целях повышения общего уровня обеспокоенности касательно будущего ГКВ, как со стороны коммерческих банков, так и со стороны частных инвесторов хотя и в меньшей степени;
· полезно было бы Национальному банку и Министерству финансов на постоянной основе организовывать встречи с банками для обсуждения правил аукционов и любых других вопросов, касающихся ГКВ.
В целом, создание благоприятного инвестиционного имиджа республики, запуск инвестиционных проектов за счет внутренних финансовых резервов, предоставление налоговых льгот для инвесторов, оживление хозяйственной деятельности, станут основой для поступления в республику внешних финансовых ресурсов, что позволяет выходить из финансового кризиса.
Азизкулова Г.С.доцент кафедры теории и истории государства и права ТНУ
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ
Многократный опыт преподавания курса Теории государства и права позволяет тезисно изложить следующее:
1. Мировой опыт существования общества показывает, что каждому типу или разновидности экономики рабовладельческого феодального или иного общества должны соответствовать вполне определенный тип государственной и правовой системы. В этом смысле допустимо с известными оговорками о несовпадении и мелочах, деталях говорить об экономической обусловленности и даже экономической заданности государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.
2. Практически это значит, что успешное проведение радикальных политических или государственно- правовых преобразований в той или иной стране с неизбежностью предполагает одновременное проведение и соответствующих экономических преобразований. И наоборот. Стихийное, неопосредованное государственно-правовым регулированием развития экономических процессов может привести к расстройству и упадку всей системы материального производства. Мировой опыт показывает, что политическая власть, не принимающая необходимых мер для целенаправленного развития экономики, может причинить экономическому развитию величайший вред, подорвать и попусту разбазарить экономический потенциал страны.1 М.Н. Марченко. Проблемы теории государства и права. М., 2005. с. 58-59.
3. Затеянная во второй половине 80-х годов «перестройка» с целью благой и актуальной -«ускорение развития производства и совершенствование социалистических соотношений» - на самом деле оказалась популизмом. В действительности и «перестройка» и «реформы»
Были изначально направлены на завуалированную подмену социально-экономического строя. О самом же процессе производства «перестройки» в одночасье просто забыли, как только почувствовали, что большинство народа, как бы дали итогами выборов «добро» на дальнейшую их «перестроечную» деятельность. Неслыханно бурное в истории человечества обогащение осуществлялось по довольно простой схеме - за счет двух источников, солидных по своим, накопленным к 80-м годам, стоимостным показателям: за счет а) единой государственной общенародной собственности (переименованной на «перестроечном» жаргоне в ничейную и б) - многомиллионной по- своему обществу объему личной собственности своих сограждан, оказавшихся слишком доверчивыми.
Замена социально-экономического строя в границах СССР и соцлагеря в целом пошла не в историческое «вперед» и вверх» по пути социального прогресса человечества, пусть и с «временными трудностями», а совершенно определенно- назад- к полуколониальному капитализму с перспективой превращения в полностью колониальный. Лейтмотивом этой « революции» и «реструктуризации» общественного сознания стал искусственно раздутый методолгического «рифма»: если субъект не смог понять суть пропагандой остракизм марксистской идеологии, т.е. современной научной концепции общественного развития. Но когда человек, слой общества, тем более его большинство в целом, отказываются, по тем или иным причинам и мотивам от каких-то ранее сложившихся моделей, стереотипов общественного сознания и коллективного мышления вакуум этот неизбежно должен быть заполнен и обязательно заполнятся иным духовным содержанием. И вот здесь-то в этом «механизме» смены духовных систем всегда проявляется действие скрытого и потому каверзного методологическо «рифма» если субъект не смог понят суть происходящего, то во стократ ему труднее понять тем более -предугадать и спрогнозировать, что же явится взамен, на смену решительно отвергаемого им же. В.В. Агудов «Механизм» соотношения правового и морального политического и экономического мышления. Право, бизнес, население. Материалы Всерос.науч-практ.конф. Н.Новгород. с. 16-17
4. Рынок - ключевое звено в системе современного производства что положение определяется объективными законами развития общества. Попытки отказаться от рынка, заменить его другими средствами, стимулирующими развитие обходятся обществу очень дорого. И несмотря на все попытки уйти от рынка, ликвидировать его средствами государственного принуждения, в том числе и с широким применением мер уголовной репрессии, на всем протяжении нашей истории, на различных этапах, в официально признаваемой ограниченной мере и во все более развивающейся извращенной, уродливой форме «черного рынка», «теневой экономики» рынок существовал, проявлял при этом свои отрицательные качества. Такое положение не могло не повлечь за собой- проявления всех отрицательных сторон рыночной экономики. Помимо материальных потерь, большой вред был причинен дискредитацией самой идеи рынка, существенным расширением криминогенной сферы, разлагающим влиянием на мораль и нравственность в деловых отношениях. Все это противоречит принципам современного мирового рынка, в котором забота о репутации фирмы, честность, дисциплина, соблюдение правил- необходимые условия участия в рыночных отношениях.
5. Рынок динамичен. В настоящее время в различных странах он во многом отличается от того рынка, который анализировали А.Смит и Д. Риккардо, К.Маркс, где продавец холста или сюртука встречался с владельцем соответствующей суммы шиллингов. Современный рынок несравненно сложнее и поэтому претерпел значительные изменения, которые имеют существенное значение для правового регулирования.
Изменился характер рынка с появлением новых объектов, обусловленных научно-технической революцией. Значительное и все большее место в товарах, обращающихся на рынке занимают различного рода услуги, объекты интеллектуальной собственности, такие виды работ, как программирование, прогнозирование, информатика, средства связи и т.п. новые, несравненно более усложненные формы принимает посредническая деятельность, кредитование, страхование и др. такое изменение самого состава объекта в рыночных отношениях не могло не оказаться и на характере связей, и на всей системе функционирования этих отношений. В условиях, когда в процессе производства финального продукта, выходящего на рынок, могут участвовать предприятия, находящееся не только в разных странах, но и на разных континентах не может не меняться и механизм рынка, весь характер отношений.
6.Одним из элементов структуры гражданского общества является экономическая система представляющая совокупность норм, регулирующих отношения собственности производства, распределения и обмена. Институт собственности, и, в первую очередь, правочастной собственности является фундаментальным началом всякого свободного гражданского общества. Мельцер Ю.А. Право частной собственности как показатель развитого гражданского общества. М., 2000. с. 142-143.
7.Рыночные отношения- это такие общественные отношения, в которых осуществляется товарно-денежные обращение, обусловленное спросом и и предложением на производство товаров и услуг. Спрос и предложение на производство, развитие товаров и услуг- наиболее стихийные и непредсказуемые элементы рыночных отношений, которые невозможно запланировать.
Колебания спроса и предложения на товары и услуги зависят от множества факторов, личной и общественной жизни людей. К числу наиболее существенных относятся роль науки и техники, уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие культуры и образования, культурный и образовательный уровень населения, его демографические особенности, явления социальной психологии, уровень рекламы производимых в обществе товаров и услуг. Это явления, которые не регулируются правом. Право может оказывать лишь косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на товары. Например, некоторые из них изъяты из гражданского оборота (взрывчатые наркотические вещества и т.д.). тем самым оказывает определенное правовое влияние на формирование спроса и предложения. Спрос и предложение формируются как результат многочисленных взаимодействий между различными субъектами хозяйственных, гражданско-правовых отношений, как результат столкновения разнообразных интересов, их согласования в сфере экономической жизни. Именно поэтому процесс ценообразования неподвластен правовому регулированию. Цены на рынке складываются стихийно. Стихийным является и процесс товарно-денежного обращения.
Однако этот процесс может направляться правовым регулированием. Товарно-денежное обращение происходит в рамках общественных отношений, которые возникают между его субъектами. В отличие от таких экономических явлений как спрос и предложение, которые проявляются вовне как результат человеческой деятельности, товарно-денежный оборот имеет конкретную форму проявления в конкретных человеческих поступках. Это деятельность конкретных физических и юридических лиц (акты купли-продажи, мены, действия комиссионеров, банкиров и т.п.). Такого рода деятельность поддается правовому регулированию и может быть введена в определенные юридические рамки. Она осуществляется между различными субъектами, которых закон наделяет соответствующими правами и обязанностями. Реализация этих прав и обязанностей предполагает и фактическую и юридическую связь между субъектами рыночных отношений. Право закрепляет и регулирует типичные варианты организации и функционирования рынка. Общая теория права и государства: Учебник. /Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1994. с.346-347.
8.При анализе проблем соотношения права и экономики в различных социальных система целесообразно исходить из развития или отсутствия в социуме структур рыночной экономики. В соответствии с этим критерием различные социальные системы можно подразделить на следующие группы: 1) социальные системы с рыночной экономикой; 2) социальные системы с административно-командной экономикой (или системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют элементы рыночной экономии); 3) социальные системы со смешанной экономикой.
В самом общем виде первую из этих теорий можно свести к следующим положениям:
- не может свобода личная и политическая существовать без свободы экономической;
- конкуренция позволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства, и дает шанс индивиду принимать самостоятельные экономические решения.
- планирование возможно лишь тогда, когда оно способствует конкуренции, не действует против нее;
- система, основанная на конкуренции, нуждается в разумном правовом механизме, вместе с тем есть область, где никакие правовые установки не могут создать условий для функционирования частной собственности и конкуренции;
- государство должно ограничиваться установлением общих правил, способствующих развитию конкуренции, законодательство должно быть сконструировано для охраны и развития конкуренции.
- формальное равенство перед законом несовместимо с любыми действиями государства, нацеленными на обеспечение материального равенства различных людей, и всякий политический курс, основанный на идее справедливого распределения, однозначно ведет к разрушению правозаконности. Хайек Ф. Дорога к рабству. М., 1992. с. 18,21,34,36,65.
Социальная система с административно-командной экономикой имеет следующую обобщенную характеристику:
- господство государственной собственности (все экономические ресурсы находятся в государственной собственности, государственная монополизация экономики) под всеми формами собственности;