Рефераты

Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства

p align="left">Иными словами, на данную категорию иностранных граждан не распространяется:

получение вида на жительства;

подтверждение законного источника средств к существованию;

владение русским языком.

Итак, из предписаний нормативных правовых актов следует, что для получения гражданства участниками Государственной программы по переселению соотечественников из-за рубежа устанавливается полугодичный срок с момента получения ими вида на жительство в Российской Федерации.

К сожалению, российский законодатель четко не определил, кто является лицами, обладающими высокими достижениями в области науки, техники и культуры либо профессией и квалификацией, представляющими интерес для современной России. Анализируя действующее законодательство, необходимо подчеркнуть, что особые заслуги, указанные выше, должны отличаться от высоких достижений целым рядом правовых критериев:

1) особые заслуги составляют исчерпывающий перечень, в то время как высокие достижения являются лишь производственным результатом повседневной деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства;

2) высокие достижения определяются потребностью государства, а особые заслуги - выполненной работой или их признанием.

Таким образом, можно констатировать, что лицами, обладающими высокими достижениями в области науки, техники и культуры либо профессией и квалификацией, представляющими интерес для современной России, являются иностранцы, необходимые современному российскому государству в силу сложившейся политической, экономической или иной конъюнктуры. В связи с этим, согласно Положению о рассмотрении вопросов гражданства N 1325, лицо, имеющее высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также лицо, обладающее профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, подают дополнительно к обычному пакету документов мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации о приеме заявителя в гражданство Российской Федерации.

Следовательно, данная возможность получения российского гражданства оставлена в п. 2 ст. 13 Закона о гражданстве специально, для осуществления государственным аппаратом властной функции в сфере миграционной политики. Ведь если рассматривать отдельные нормативные акты, например Указ Президента РФ от 9 июня 2006 г. N 567 "О присуждении государственных премий Российской Федерации 2005 года" , то можно увидеть, что государственные премии полагаются именно за высокие достижения.

Итак, срок проживания в Российской Федерации лиц названной категории до момента возникновения у них права обратиться за получением гражданства сокращено с пяти лет до одного года (п. 2 ст. 13 Закона о гражданстве). Все остальные документы для данных лиц собираются и подаются в порядке, предусмотренном для общего порядка приобретения гражданства.

Статус беженца и политическое убежище позволяют также сократить срок проживания в Российской Федерации до момента возникновения права обратиться за получением гражданства с пяти лет до одного года, что проистекает из их конституционно-правового статуса.

Статья 1 Федерального закона "О беженцах" предусматривает, что беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие подобных опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие этих опасений. Тем самым вышеуказанный Закон определяет характер вынужденного пребывания данных лиц на территории Российского государства.

Кроме того, видится необходимым выделять из числа беженцев лиц, ходатайствующих о временном убежище (ст. 12 Федерального закона "О беженцах"), так как в данном случае речь идет об отдельной группе лиц из числа беженцев. Данная точка зрения встречается в работах С.А. Авакьяна. Он указывает, что Федеральный закон "О беженцах" определил категорию иностранных граждан и лиц без гражданства, которые близки к беженцам по своему положению, но все-таки отличаются от них тем, что хотели бы довольствоваться не продолжительным, а лишь временным пребыванием на территории России. Следовательно, к ним не может применяться право льготного порядка получения гражданства.

Еще одной группой беженцев являются лица, получившие в России политическое убежище. Правовой институт политического убежища предусмотрен и регламентируется в Российской Федерации Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища (утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746). Согласно ст. 63 Конституции РФ, Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Во исполнение данной конституционной нормы было издано Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Президентом РФ.

В соответствии с п. 2 данного Положения Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам из числа неграждан, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Удовлетворение ходатайства о предоставлении политического убежища производится на основании указа Президента РФ.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства, подвергающиеся гонениям за свои политические взгляды в определенных государствах, вправе ходатайствовать перед Российской Федерацией о предоставлении им политического убежища. Следовательно, основной целью данного конституционного института является гуманизм - спасение человеческой жизни.

Объем правоспособности лица, которому предоставлено политическое убежище, идентичен содержанию правового статуса законно находящегося на территории Российской Федерации иностранца. Однако лицо, которому Россией предоставлено политическое убежище, может и утратить право на предоставленное ему политическое убежище в случаях возврата в страну своей государственной принадлежности или страну своего обычного места жительства, выезда на жительство в третью страну, добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации, приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны. Кроме того, такое лицо может быть по Указу Президента РФ лишено предоставленного ему политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Следовательно, в случае утраты или лишения иностранца политического убежища данное лицо переходит в группу лиц из числа иностранных граждан, не обладающих каким-либо официальным правовым статусом, т.е. автоматически утрачивают и право на сокращенный срок проживания в Российской Федерации до получения российского гражданства.

Официальными документами, подтверждающими предоставленный иностранному гражданину статус беженца или то, что ему в Российской Федерации предоставлено политическое убежище, являются свидетельства, нотариальные копии которых предоставляются вместе с остальными документами в территориальный орган ФМС РФ одновременно с заявлением о приобретении гражданства.

Военная служба в Российской Федерации дает право на получение российского гражданства без наличия вида на жительство, согласно п. 4 ст. 13 Закона о гражданстве.

Следует отметить, что, согласно ч. 1 ст. 59 Основного Закона, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Однако после внесения изменений в ст. 15 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства вправе поступать на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лиц гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" , в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.

По положениям Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 793 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета" и Приказа Минобороны России от 2 апреля 2004 г. N 101 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта Российской Федерации с заявлением о желании проходить военную службу по контракту.

Таким образом, иностранные граждане могут служить по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Учет иностранцев, поступающих на военную службу по контракту и проходящих военную службу, ведет Министерство обороны Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 793).

Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), военнослужащие вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации обязаны представить:

ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, срок действия и форма которого устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации;

документ, подтверждающий владение русским языком;

обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части.

Военнослужащие, проходящие военную службу на территории Российской Федерации, представляют заявление и указанные документы в территориальный орган ФМС РФ по месту прохождения военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Если военнослужащий не может лично подать заявление и указанные документы, они могут быть переданы в полномочные органы через другое лицо либо направлены по почте. При этом подлинность подписи военнослужащего в заявлении и соответствие прилагаемых к заявлению копий документов подлинникам удостоверяет командир воинской части.

До сих пор встречаются случаи, когда из-за волокиты в ФМС России или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом не рассмотрены заявления иностранцев, которые они подали до вступления в силу Закона о гражданстве в июле 2002 г. (несмотря на то, что прошло уже пять лет).

Статья 43 Закона о гражданстве установила, что рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых до вступления в силу действующего Закона о гражданстве, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии со старым Законом о гражданстве, если им был установлен более льготный по сравнению с новым Законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Так, старый Закон о гражданстве предусматривал дополнительный порядок получения российского гражданства - порядок регистрации. Это означает, что нет необходимости в отказе от прежнего гражданства при желании приобрести российское гражданство в порядке регистрации. В соответствии со ст. 18 старого Закона о гражданстве в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:

а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;

б) лица, у которых в момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет до достижения 18-летнего возраста.

В этой связи отсутствует причинно-следственная связь между сроком проживания в России иностранного гражданина и его заявлением о получении российского гражданства, т.е. лица, которые подали свои заявления до 1 июля 2002 г., могли проживать в Российской Федерации сколь угодно долго. Однако если они подпадали под вышеназванные критерии, то могли получить гражданство свободно, без условия нынешнего пятилетнего срока проживания.

Кроме того, заявления о приеме гражданства по старому Закону о гражданстве, в отличие от нового Закона, территориальные органы МВД России должны были рассматривать не более шести месяцев, а в исключительных случаях - в течение девяти месяцев (вместо нынешних годичных сроков).

Дополнительными основаниями получения гражданства в более льготном порядке, чем в настоящее время, были и следующие обстоятельства:

а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

б) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации;

в) лишение гражданства бывших граждан Российской Федерации или утрата ими его без их свободного волеизъявления. В основном это так называемые диссиденты. Так, ныне утративший силу Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. N 2007 "О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" предусматривал, что граждане РСФСР, лишенные его гражданства без своего волеизъявления, вынужденные выехать за пределы России до 6 февраля 1992 г. и возвратившиеся на постоянное жительство в Россию после 6 февраля 1992 г., считаются автоматически восстановленными в гражданстве Российской Федерации.

Лица, которые имеют хотя бы одного родителя - гражданина Российской Федерации и проживают на территории Российской Федерации, в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о гражданстве вправе обратиться за получением российского гражданства в упрощенном порядке. Это продиктовано заботой о целостности семьи. Ведь воссоединение семьи в любом случае ведет к нормализации социального микроклимата конкретного человека. Причем в данном случае речь идет о нетрудоспособных родителях, ведь самостоятельно принять решение об изменении гражданства и подать соответствующее заявление может только лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста. Обычно родители у таких взрослых детей тоже пожилые.

Упрощенный порядок получения гражданства в этом случае выражается в отсутствии необходимости иметь вид на жительство в Российской Федерации и проживать в России в течение пяти лет.

Дополнительным документом к пакету документов является нотариальная копия свидетельства о рождении либо судебное решение об установлении факта отцовства российского гражданина.

Лица, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства, также имеют право получить российское гражданство, как и предыдущая категория иностранных граждан, в упрощенном порядке - без пятилетнего срока проживания и вида на жительство.

Наличие в ст. 14 Закона о гражданстве данной категории граждан вызвано участием Российской Федерации в Конвенции о сокращении безгражданства. Статья 32 о статусе апатридов (Нью-Йорк, 1954 г.) предусматривает, что "Договаривающиеся государства будут по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию апатридов. В частности, они будут делать все от них зависящее для ускорения делопроизводства по натурализации и возможного уменьшения связанных с ними сборов и расходов".

Таким образом, льготное положение лиц без гражданства вызвано участием Российской Федерации в международной жизни и ее активной позицией в данном вопросе, особенно по проблемам правового положения русскоязычного населения новых прибалтийских государств - Латвии и Эстонии. Ведь до сих пор остается злободневным вопрос о правовом положении граждан бывшего СССР на территории данных "демократических" государств, не являющихся ее гражданами. Данных лиц Россия, согласно действующему российскому законодательству, не признает своими гражданами, хотя она и является правопреемником СССР. В то же время и Латвия, и Эстония не признают за такими лицами своего гражданства, т.е. они являются апатридами. В этом случае названные государства, несмотря на действующие международно-правовые нормы, ограничили право русскоязычного населения на выбор гражданства, что недопустимо. Таким образом, как представляется, Латвийское и Эстонское государства нарушили права человека.

Подобной позиции придерживаются многие ученые, в том числе ведущий ученый в области российского конституционного права С.Н. Бабурин Согласно его точке зрения, "...ограничения в праве оптации гражданства в принципе недопустимы. Государство может распоряжаться своей территорией в установленном законом порядке, принимать решение о выделении из своего состава нового независимого государства при передаче своей территории иному государству, но государство не вправе отказаться от своих граждан и передать их кому бы то ни было без их согласия...".

В настоящее время российское законодательство ориентировано на сужение круга лиц, которые не имеют гражданства (ст. 4 Закона о гражданстве). В международном праве данный принцип был сформулирован в 1961 г. в Конвенции о сокращении безгражданства.

Кроме того, Конвенция о статусе апатридов определяет международно-правовой статус данной категории лиц. Поэтому, поскольку Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., установили принцип, согласно которому все люди должны пользоваться основными правами и свободами без какой бы то ни было дискриминации, Российская Федерация неоднократно подчеркивает, что она проявляет повышенный интерес к судьбе апатридов и прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить апатридам наиболее широкое пользование основными правами и свободами.

У каждого лица без гражданства, пребывающего в Российской Федерации, существуют обязательства в отношении нашей страны, где они находятся, в силу которых, в частности, он должен подчиняться действующему российскому законодательству. Следовательно, с учетом положений Закона N 115-ФЗ, лицам без гражданства предоставлен конституционно-правовой статус, которым пользуются иностранцы в современной России.

Личный статус апатрида определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, российскими законами, т.е. государства его преимущественного проживания. Ранее приобретенные им права, связанные с его личным статусом, в частности права, вытекающие из брака, соблюдаются Российской Федерацией при выполнении апатридом необходимых формальностей, предписанных российскими законами, при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны за ним, если бы это лицо не было лицом без гражданства.

Кроме того, лица без гражданства при приобретении движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав в Российской Федерации ничем не ущемлены по сравнению с иностранцами. Им также предоставлено право (наравне с иностранными гражданами, законно проживающими на российской территории) на работу. Российская Федерация всячески стремится предоставлять апатридам, законно проживающим на ее территории, то же положение, что и собственным гражданам, в том, что касается:

а) вознаграждения за труд, включая пособия на семью, продолжительности рабочего дня, сверхурочной работы, оплачиваемых отпусков, ограничения работы на дому, минимального возраста лиц, работающих по найму, ученичества и профессиональной подготовки, труда женщин и подростков и пользования преимуществами коллективных договоров;

б) социального обеспечения (законоположений, касающихся несчастных случаев на работе, профессиональных заболеваний, материнства, болезни, инвалидности, старости, смерти, безработицы, семейных обязанностей).

Единственное отступление от международной практики, в частности ст. 29 Конвенции о статусе апатридов, - установление для иностранцев, включая лиц без гражданства, 30% подоходного налога вместо 13%, установленного для собственных граждан. Ведь ст. 29 Конвенции предусматривает, что "Договаривающиеся государства не будут облагать апатридов никакими пошлинами, сборами или налогами, кроме или выше тех, которые при аналогичных условиях взимаются или могут взиматься с собственных граждан".

Следует обратить внимание на то, что при приеме в гражданство Российской Федерации лиц, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств и остающихся в результате этого лицами без гражданства, в соответствии со ст. 333.29 НК РФ государственная пошлина не уплачивается.

Лица, которые являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г., вправе ходатайствовать о приеме в российское гражданство без наличия вида на жительство и пятилетнего срока проживания в России. Данная категория иностранных граждан появилась чуть позже, нежели вступил в силу Закон о гражданстве. Так, соответствующие изменения были внесены 11 ноября 2003 г. Федеральным законом N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Это было вызвано резкой критикой Президента Российской Федерации В.В. Путиным Закона о гражданстве в первой редакции, высказанной им 16 мая 2003 г. в своем Ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Кроме того, под руководством Президента РФ было проведено рабочее совещание с участием Министерства Российской Федерации по делам Федерации, национальной и миграционной политики. На данном совещании особое внимание было уделено развитию приграничных территорий, приграничному сотрудничеству, а также совершенствованию законодательства в области миграционной политики. В частности, В.В. Путин отметил необходимость упрощения процедуры получения российского гражданства для граждан стран СНГ, получивших образование в России.

Так, Президент РФ дал поручение, касающееся развития межнациональных отношений в стране, в целях создания условий для притока в Россию квалифицированных специалистов путем упрощенного порядка приема в российское гражданство тех, кто окончил специальные и высшие учебные заведения в России и является гражданином одного из государств бывшего СССР.

К сожалению, в настоящее время должностные лица ФМС России установили, что данное право предоставлено только выпускникам, которые получили образование на территории России, не учитывая российские учебные заведения за пределами Российской Федерации. В целом, возможно, это и правильно, однако противозаконно. Например, существует множество отделений российских государственных вузов в сопредельных государствах, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями Российского государства. В связи с этим, на наш взгляд, следует рассматривать причинно-следственную связь между получением российского гражданства и государственной принадлежностью учебного заведения не по факту его аккредитации (так как данная процедура всегда осуществляется по законодательству государства "приписки" вуза), а по правовым основаниям учреждения образовательного центра. В этом случае наверняка не сложится ситуация, подобная той, что сложилась в Российско-Таджикском Славянском университете, выпускники которого не могут претендовать на получение российского гражданства на льготных условиях из-за того, что РТСУ расположен не на территории России, а следовательно, его будущие выпускники не подпадают под действие п. 1 ст. 14 Закона о гражданстве.

При получении российского гражданства по данному основанию необходимо иметь при себе аттестат (диплом) о получении образования государственного образца, а также заверенную копию аккредитационных документов вуза. Наличие академического отпуска в течение обучения не влияет на право получения российского гражданства.

Что касается лиц, которые родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР, то Закон о гражданстве в качестве главного признака упрощенного приобретения российского гражданства рассматривает наличие у них постоянного места жительства в Российской Федерации. Для данной категории иностранных граждан оставлен упрощенный порядок получения гражданства, хотя и существенно урезанный: они должны проживать в России по виду на жительство без каких-либо сроков постоянного проживания. Соответственно компетентные органы подразумевают, что данные лица, имея вид на жительство, имеют постоянную регистрацию по месту жительства, указанную в их виде на жительство, поэтому они подают документы в свой территориальный орган ФМС РФ, не забыв приложить к нему свидетельство о рождении (для подтверждения места рождения).

Существует распространенное мнение о том, что брак является панацеей при решении вопроса гражданства, однако это далеко не так. Существуют другие, более легкие пути разрешения этих проблем, которые описаны выше. Лица, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации, имеют право на получение российского гражданства в упрощенном порядке по лишь одному виду на жительство. Право на обращение с заявлением о приеме в российское гражданство они получают по истечении трех лет с момента государственной регистрации их брака. При этом не имеет значения, в каком государстве был заключен общегражданский брак. Церковный брак (венчание) для получения российского гражданства значения не имеет и, следовательно, никак не влияет на изменение общего порядка получения российского гражданства.

Статья 8 Закона о гражданстве предусматривает, что само заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не означает изменения гражданства другого супруга, а расторжение брака - изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Документом, подтверждающим, что лицо, не имеющее российского гражданства, состоит в браке с россиянином, является свидетельство о заключении брака государственного образца либо иной документ, выданный государственным органом иностранного государства, легализованный в установленном порядке с учетом положений Гаагской конвенции.

Нетрудоспособные родители, имеющие дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации, могут получить гражданство в упрощенном порядке при наличии у них вида на жительство. К нетрудоспособным иностранцам следует относить лиц:

пенсионного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше, а также иные лица, имеющие право получить досрочную российскую пенсию:

военнослужащие;

работники органов внутренних дел;

работники органов по борьбе с чрезвычайными ситуациями;

мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 и семи лет шести месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет шести месяцев и 10 лет;

женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет шести месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет шести месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет шести месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;

мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет шести месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);

мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет;

лица, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий горнорабочим очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

мужчины и женщины, проработавшие соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

мужчины, проработавшие не менее 25 лет, и женщины, проработавшие не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчины, проработавшие не менее 20 лет, и женщины, проработавшие не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет шести месяцев и не менее 10 лет;

мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет);

инвалидов I, II и III групп.

Дополнительно к обычному пакету документов необходимо приложить документы, подтверждающие отцовство или материнство, а также справки о назначении пенсии либо медицинские свидетельства об инвалидности. В последнем случае в России придется пройти переосвидетельствование.

Пункт 3 ст. 14 предусматривает, что нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без всякого срока непрерывного проживания на территории Российской Федерации и без представления вида на жительство. В связи с этим лицу, которое может подпадать под оба данных критерия предоставления российского гражданства в упрощенном порядке, предпочтительно пользоваться этим основанием, так как в данном случае необходимо подавать меньше документов. При отсутствии вида на жительство заявление о получении российского гражданства подается в территориальный орган ФМС РФ по месту временной регистрации. Данная временная регистрация может отличаться от той, которая была у иностранца по состоянию на 1 июля 2002 г. Однако в соответствующий территориальный орган ФМС РФ необходимо представлять именно регистрацию, которая была действительна на 1 июля 2002 г., либо заменяющий ее документ.

К нетрудоспособной категории иностранных граждан по данному основанию следует добавить к вышеназванным группам следующих лиц:

1) детей, братьев, сестер и внуков умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет, а также детей, братьей, сестер и внуков умершего кормильца, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет; детей, братьев, сестер и внуков умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) одного из родителей или супруга либо дедушку, бабушку умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брата, сестру либо ребенка умершего кормильца, достигших возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;

3) родителей и супруга умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;

4) дедушку и бабушку умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать;

5) женщин, родивших пять и более детей и воспитавших их до достижения ими возраста восьми лет, по достижении возраста 50 лет; одного из родителей инвалидов с детства, воспитавшего их до достижения ими возраста восьми лет, - мужчин по достижении возраста 55 лет, женщин по достижении возраста 50 лет; опекунов инвалидов с детства или лиц, бывших опекунами инвалидов с детства, воспитавших их до достижения ими возраста восьми лет;

6) женщин, родивших двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, проработавших не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

7) инвалидов вследствие военной травмы - мужчин по достижении возраста 55 лет и женщин по достижении возраста 50 лет;

8) инвалидов по зрению, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени, - мужчин по достижении возраста 50 лет и женщин по достижении возраста 40 лет;

9) граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональных карликов - мужчин по достижении возраста 45 лет и женщин по достижении возраста 40 лет;

10) мужчин по достижении возраста 55 лет и женщин по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях;

11) лиц, проработавших не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 Современные рефераты