Рефераты

Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства

p align="left">Членам семьи (супруге или супругу, несовершеннолетним и нетрудоспособным совершеннолетним детям) гражданина Российской Федерации, которому выдан служебный паспорт, может выдаваться также служебный паспорт, если срок служебной командировки за пределы территории Российской Федерации превышает один год.

Дипломатический паспорт и служебный паспорт являются собственностью Российской Федерации и после завершения срока служебной командировки за пределы территории Российской Федерации подлежат возврату в организацию, направившую гражданина Российской Федерации в служебную командировку за пределы территории России.

Паспорт моряка (удостоверение личности моряка) является действительным документом для выезда из Российской Федерации и въезда в нее на судне, в судовую роль которого включен владелец паспорта моряка (удостоверение личности моряка).

Владелец паспорта моряка (удостоверения личности моряка) имеет право выезжать из Российской Федерации и въезжать в нее любым видом транспорта в индивидуальном порядке или в составе группы при наличии надлежащим образом заверенной выписки из судовой роли.

Паспорт моряка (удостоверение личности моряка) оформляется Федеральным агентством морского и речного транспорта, а также администрациями морских портов и бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, включенными в перечни, утверждаемые Министерством транспорта Российской Федерации, и выдается гражданину Российской Федерации, работающему на российском судне заграничного плавания или командируемому российским судовладельцем для работы на иностранном судне, а также включенным в судовую роль курсантам учебных заведений и командируемым на суда для выполнения служебных заданий работникам предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении указанных выше и других федеральных органов исполнительной власти.

Паспорт моряка выдается на срок до пяти лет. Действие его может быть продлено один раз на срок до пяти лет, по истечении которого паспорт подлежит замене. Владельцу паспорта моряка разрешается въезд в Российскую Федерацию по паспорту моряка в течение года по окончании срока действия паспорта. Отказ в оформлении и выдаче паспорта моряка может быть обжалован в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд.

При утрате гражданином России паспорта (дипломатического паспорта, служебного паспорта, паспорта моряка) вне пределов РФ дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, а также представительство МИДа России, находящееся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу РФ, выдают ему свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. Свидетельство является временным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации и дающим ему право на въезд (возвращение) в Россию.

При представлении заявителем документов, удостоверяющих его личность, свидетельство может быть выдано без дополнительной проверки его личности. В случае отсутствия у заявителя документов, подтверждающих его личность, принадлежность к гражданству Российской Федерации, место пребывания или место жительства в пределах Российской Федерации, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации для проведения проверки направляют запрос в паспортно-визовую службу органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно Закону о въезде и выезде иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или международными договорами Российской Федерации.

Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из нее на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство. Лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из нее на основании вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации беженцами, могут выезжать из Российской Федерации и въезжать в нее на основании проездного документа беженца.

Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.

Хотя Россия по соглашению с рядом государств использует безвизовый въезд в Российскую Федерацию, для многих иностранцев главным основанием въезда остается виза.

Виза - выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза может быть однократной, двукратной и многократной. Однократная виза дает право иностранному гражданину пересечь Государственную границу Российской Федерации один раз при въезде в Российскую Федерацию и один раз при выезде из нее. Двукратная виза дает право иностранному гражданину на двукратный въезд в Российскую Федерацию. Многократная виза дает право иностранному гражданину на неоднократный (более двух раз) въезд в Российскую Федерацию. При этом срок действия визы может быть продлен во время пребывания иностранного гражданина в России.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица.

Дипломатическая виза выдается иностранному гражданину, имеющему дипломатический паспорт, а именно: главам иностранных государств, главам правительств иностранных государств, членам иностранных официальных делегаций, членам семей указанных лиц, следующим с ними, и сопровождающим их лицам - на срок до трех месяцев; дипломатическим агентам дипломатических представительств и консульским должностным лицам консульских учреждений, сотрудникам представительств международных организаций в Российской Федерации, в отношении которых Российской Федерацией признается дипломатический статус, членам семей указанных лиц - на срок до трех месяцев; иностранным дипломатическим и консульским курьерам - на срок командировки.

Если Российская Федерация признает дипломатический статус иностранного гражданина, не имеющего дипломатического паспорта, то указанному гражданину может быть оформлена дипломатическая виза. Если Российская Федерация не признает дипломатического статуса иностранного гражданина, имеющего дипломатический паспорт, указанному гражданину оформляется обыкновенная виза.

Служебная виза выдается иностранному гражданину, имеющему служебный паспорт, а именно: членам официальных иностранных делегаций, членам семей указанных лиц, следующим с ними, и сопровождающим их лицам - на срок до трех месяцев; работникам административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств, консульским служащим и работникам обслуживающего персонала консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, представительств международных организаций в Российской Федерации и членам семей указанных лиц - на срок до трех месяцев; военнослужащим вооруженных сил иностранных государств и членам семей указанных лиц - на срок до одного года. Военнослужащим вооруженных сил иностранных государств, въезжающим в Российскую Федерацию в целях реализации международных договоров Российской Федерации и (или) решений органов государственной власти Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества, и членам семей указанных лиц разрешается продлить срок пребывания в Российской Федерации, и в этом случае выдается многократная виза на срок действия внешнеторгового контракта, зарегистрированного в установленном порядке, но не более чем на пять лет.

Если Российская Федерация признает официальный статус иностранного гражданина, не имеющего служебного паспорта, то указанному гражданину может быть оформлена служебная виза. Если Российская Федерация не признает официального статуса иностранного гражданина, имеющего служебный паспорт, указанному гражданину оформляется обыкновенная виза.

Транзитная виза выдается на срок до десяти дней иностранному гражданину в целях транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Виза временно проживающего лица выдается на четыре месяца иностранному гражданину, которому разрешен въезд в Российскую Федерацию для временного проживания, в пределах квоты на выдачу разрешений на временное проживание, порядок определения которой устанавливается Правительством Российской Федерации, или без ее учета. Если иностранный гражданин не смог в установленный срок въехать в Российскую Федерацию, но при этом основания для получения им такой визы сохранились, данному иностранному гражданину по его заявлению в письменной форме может быть выдана новая виза временно проживающего лица, действительная в течение двух месяцев со дня ее выдачи.

Если разрешение на временное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации не получено по причинам, не зависящим от иностранного гражданина, срок действия визы временно проживающего лица продлевается по его заявлению.

При получении иностранным гражданином разрешения на временное проживание в Российской Федерации территориальный орган ФМС России продлевает срок действия визы временно проживающего лица на срок действия указанного разрешения.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища.

Обыкновенная частная виза выдается на срок до трех месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина России, или иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, или юридического лица.

Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию для деловых поездок.

Обыкновенная туристическая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него надлежащим образом оформленного договора об оказании услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристическую деятельность.

Обыкновенная туристическая групповая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста в составе организованной туристической группы (не менее пяти человек) при наличии надлежащим образом оформленного договора об оказании услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристическую деятельность.

Обыкновенная учебная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательном учреждении.

Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора, но не более чем на один год.

Обыкновенная гуманитарная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, культурных, общественно-политических, спортивных, религиозных связей и контактов либо паломничества, благотворительной деятельности, доставки гуманитарной помощи.

Обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища выдается иностранному гражданину на срок до трех месяцев при наличии решения ФМС России о признании данного иностранного гражданина беженцем на территории Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту.

Миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля над его временным пребыванием в Российской Федерации.

Иностранный гражданин предъявляет миграционную карту при въезде в Россию в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию.

Миграционная карта находится у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в Российской Федерации и подлежит сдаче при выезде из России в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган ФМС России, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в ней, а также нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством России.

Так, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в ней, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или, в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанности уведомить о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, - влечет за собой наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из нее могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Так, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:

1) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения;

2) использовали подложные документы либо сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации;

3) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

4) два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации;

5) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или с депортацией, - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме;

6) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации находились в Российской Федерации вследствие их передачи иностранным государством России в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня передачи в соответствии с указанным договором.

Кроме того, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается, если:

1) это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения;

2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Россией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

3) иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

4) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления;

5) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;

6) при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и последующего выезда из нее или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

7) принято решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;

8) отсутствует письменное подтверждение ФМС России о применении процедуры реадмиссии в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, которые передаются иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором России о реадмиссии, но не имеют законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, с указанием даты и предполагаемого пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

В отношении выезда иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации также существует ряд ограничений. Выезд из России иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен, если они:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения сторонами согласия;

4) не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств;

5) привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Новым в Законе о въезде и выезде, в редакции от 10 января 2003 г., стало включение общей нормы о нежелательности пребывания (проживания) иностранца в России. Согласно ч. 3 ст. 25.10, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории России, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в России. Если принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в стране, иностранцы обязаны выехать из нее в порядке, предусмотренном федеральным законом. Если они этого не делают добровольно, то подлежат депортации. Кроме того, решение о нежелательности пребывания (проживания) в России становится основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.

Помимо прочего, Закон о въезде и выезде говорит о возможности транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;

2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

При этом вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств:

1) стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета;

2) необходимости ремонта транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или ставшего результатом транспортного происшествия;

3) болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья;

4) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производятся территориальным органом ФМС России в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства.

Хотелось бы подчеркнуть, что, согласно недавно принятому законопроекту "О внесении изменения в статью 25.11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", предусматривается право безвизового въезда в Российскую Федерацию (и пребывания в России без виз в течение 72 часов) для иностранных граждан, прибывающих в Россию в туристических целях на паромах через специально определенные для этого Правительством Российской Федерации морские и речные порты нашей страны, открытые для международного пассажирского сообщения.

Данная правовая норма предусматривает аналогичный - безвизовый - режим въезда в Россию (и пребывания на ее территории без виз в течение 72 часов), который в настоящее время применяется только в отношении иностранных туристов, прибывающих в Российскую Федерацию на специализированных круизных судах (к которым, в силу прямого указания нормы Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 532, морские и речные паромы не относятся).

В целях дополнительного обеспечения и дальнейшего развития тех позитивных тенденций, которые проявились в ряде регионов нашей страны после законодательного установления безвизового въезда в Российскую Федерацию (на срок до 72 часов) для иностранных туристов - пассажиров круизных судов и выразились в дополнительных денежных поступлениях в пользу отечественных товаропроизводителей и услугодателей, а также в виде налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от выручки, полученной при реализации продукции и предоставлении услуг иностранным туристам - пассажирам круизных судов, безвизовый режим въезда в нашу страну и пребывания в ней (в течение 72 часов) установлен и для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на морских и речных пассажирских паромах.

При этом ведется избирательный учет тех регионов нашей страны, где привлечение иностранных туристов на безвизовой основе экономически выгодно и вполне обосновано вышеуказанными и другими критериями, а также тех регионов, где установление подобного безвизового режима въезда в Российскую Федерацию для соответствующей категории иностранных граждан по целому ряду причин нецелесообразно либо недопустимо. В связи с данными обстоятельствами, согласно принятой норме, предлагается ограничить число морских и речных портов Российской Федерации, открытых для международного пассажирского сообщения, через которые будет разрешен безвизовый въезд иностранных туристов на пассажирских паромах, только портами, определенными для таких целей постановлением Правительства Российской Федерации.

Особенность нового режима - введение безвизового порядка въезда в Российскую Федерацию для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, не через все морские и речные порты Российской Федерации, открытые для международного пассажирского сообщения, а только через те, которые Правительством Российской Федерации специально определены для возможности безвизового въезда иностранных туристов на морских и речных паромах.

Принятие данного проекта Федерального закона позволит создать дополнительные благоприятные организационные условия для привлечения большего числа иностранных туристов в наиболее привлекательные в туристическом отношении приморские и приречные регионы нашей страны, что, в свою очередь, будет способствовать формированию и развитию в данных регионах туристической и иной социальной инфраструктуры и обеспечит дополнительные доходы отечественным туроператорам, иным организациям, оказывающим туристические услуги, и другим отечественным предпринимательским структурам (товаропроизводителям и услугодателям, работающим с иностранными туристами), а значит, обеспечит дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней от выручки за реализацию продукции и оказание услуг указанной категории иностранных туристов.

Временная регистрация

Законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства следует разделять, как указывалось выше, на три категории: временно пребывающих, временно и постоянно проживающих. К первой категории относятся временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане.

Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы, а если лицо прибыло в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, например из государств - участников Соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г., то срок его пребывания в России не может превышать девяноста суток. Однако из этого правила существуют исключения, выражающиеся в оформлении трудовых отношений с российским работодателем или в поступлении на воинскую службу. Например, гражданин Республики Казахстан прибыл в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, а в дальнейшем заключил трудовой договор с российским работодателем. В этом случае он в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ вправе пребывать на российской территории в течение срока действия трудового договора, но не более одного календарного года, исчисляемого со дня его въезда на административную территорию Российской Федерации.

Несколько иная ситуация складывается у временно пребывающих иностранных граждан, желающих поступить на военную службу по контракту. Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 793 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту" и Приказа Минобороны России от 2 апреля 2004 г. N 101 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту" , срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта Российской Федерации с заявлением о желании проходить военную службу по контракту.

Таким образом, уже в самой группе временно пребывающих иностранных граждан можно выделить самостоятельные подгруппы в зависимости от оснований получения ими права на временное пребывание и сроков пребывания в данном статусе на территории Российской Федерации.

Критерий времени пребывания или проживания иностранцев в Российской Федерации затрагивает и декларируемое в ст. 41 Конституции РФ право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статья 8 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции Закона РФ от 2 апреля 1993 г. N 4741-1, с изм. от 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г.) предусматривает, что медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Положением о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 , а иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.

В то же время, согласно Федеральному закону "О беженцах", лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О беженцах"), а, согласно Закону РФ "О вынужденных переселенцах", лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на бесплатную медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (подп. 5 п. 1 ст. 4 Закона РФ "О вынужденных переселенцах").

Следовательно, обязательное медицинское страхование иностранных граждан и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О беженцах" и Законом РФ "О вынужденных переселенцах", осуществляется на общих с гражданами Российской Федерации основаниях, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, в случае установления им органами Федеральной миграционной службы Российской Федерации официального юридического статуса и выдачи соответствующего удостоверения.

Таким образом, порядок обязательного медицинского страхования иностранных граждан имеет различия, основанные на временном критерии пребывания или проживания лиц, не обладающих российским гражданством, а официальный юридический статус в данном случае для объема правоспособности иностранца особого значения не имеет.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из России по истечении срока действия визы или срока, установленного Законом N 115-ФЗ, если в момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо на временное проживание. Несоблюдение данного правила, как указывалось выше, может привести к тому, что в дальнейшем этот иностранец не сможет на законных основаниях въезжать в Российскую Федерацию, так как в документах, удостоверяющих его личность, будет проставлена отметка о запрещении ему въезда на административную территорию Российского государства.

Несмотря на то что Закон N 115-ФЗ содержит четко регламентированные сроки временного пребывания иностранцев на территории Российской Федерации, законодатель в п. 3 ст. 5 вышеназванного Закона установил, что срок временного пребывания иностранного гражданина может быть продлен либо сокращен, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Основанием для продления или сокращения срока временного пребывания является решение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел (МИД РФ), или федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами миграции (ФМС РФ), или его территориальными органами в зависимости от того, по чьей линии иностранный гражданин прибыл на территорию Российской Федерации.

Изменение срока временного пребывания - норма Закона N 115-ФЗ была введена в действие Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ, однако вступила в силу только с 15 января 2007 г.; эта новелла направлена на определение целей изменения срока временного пребывания, а также общего порядка его увеличения или сокращения.

Комментируя данное нововведение, сделаем вывод о том, что в определенных политических и социальных условиях высший орган исполнительной власти - Правительство Российской Федерации вправе принять решение в форме распоряжения Правительства об изменении срока временного пребывания иностранных граждан. К таким обстоятельствам следует отнести:

обеспечение национальной безопасности;

поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов;

содействие в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации;

иные задачи внутренней и внешней политики государства.

Срок временного пребывания может быть изменен как в сторону увеличения до 180 суток, так и в сторону уменьшения. Причем законодатель не определил пределов такого сокращения. В последнем случае срок временного пребывания может быть сокращен на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации либо на всей территории России. Однако все это делается в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о сокращении периода временного пребывания иностранцы обязаны покинуть территорию Российской Федерации в срок, указанный в соответствующем распоряжении. Нарушение данного срока приведет к административному выдворению негражданина из России в принудительном порядке.

Временное проживание

Вторая категория иностранцев - временно проживающие в Российской Федерации неграждане. Правовой статус данной группы лиц существенным образом отличается от статуса временно пребывающих иностранцев.

Первое различие между временно пребывающими и временно проживающими иностранными гражданами состоит в том, что последние в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 115-ФЗ имеют право на получение разрешения на временное проживание, находясь и в России (в этом случае заявление подается через территориальный орган ФМС РФ), и за ее пределами (заявление подается в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания иностранного гражданина, ходатайствующего о получении разрешения на временное проживание). Следовательно, негражданин, которому разрешено временное проживание на территории иностранного государства, может получить статус временно проживающего, минуя статус временно пребывающего.

Второй отличительной особенностью временно проживающих является то, что разрешение на временное проживание выдается сроком на три года. Однако процесс получения разрешения на временное проживание довольно сложен, и основным препятствием в его получении становится квотирование количества выдаваемых разрешений на временное проживание (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Размер квоты ежегодно утверждается Правительством РФ.

4 апреля 2003 г. во исполнение данной правовой нормы Правительство РФ утвердило своим Постановлением N 193 Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации. Согласно названным Правилам, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание устанавливается на календарный год в целом отдельно для каждого субъекта Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций контроля и надзора в сфере миграции, обязан ежегодно, не позднее 1 марта, в целях подготовки предложений об установлении квоты представлять органам исполнительной власти субъектов РФ информацию о численности иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации и проживающих на территории того или иного субъекта РФ на начало текущего года. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ ежегодно, не позднее 1 октября, должны направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, свои предложения об установлении квоты для соответствующего субъекта РФ на следующий год с учетом: целесообразности проживания в субъекте РФ иностранных граждан, исходя из реального состояния экономики, природно-климатических особенностей и экологического состояния территории субъекта РФ; состояния рынка труда, демографической ситуации в субъекте РФ, возможности жилищного и культурно-бытового обустройства иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание; иммиграционных проблем и наличия средств для их разрешения; санитарно-эпидемиологического благополучия территории субъекта РФ, возможности оказания медицинской помощи иностранным гражданам, получившим разрешение на временное проживание; необходимости поддержания межнационального и межконфессионального мира и согласия, обеспечения общественного порядка и интересов безопасности государства; криминогенной обстановки в субъекте РФ и ее влияния на положение иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание; Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и другой градостроительной документации. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, на основе предложений об установлении квоты, поступивших от органов исполнительной власти субъектов РФ, и с учетом информации о временно и постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных гражданах в текущем году, об их численности в конкретных субъектах РФ и прогноза их численности на следующий год разрабатывает предложения об установлении квоты для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта РФ. Указанные предложения согласуются с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами труда и социального развития, здравоохранения, экономического развития, безопасности и градостроительства, а после согласований федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций контроля и надзора в сфере миграции об установлении квоты для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации на следующий год, представляет предложения Правительству РФ не позднее 1 ноября, которое и устанавливает не позднее 30 ноября квоту на предстоящий календарный год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 Современные рефераты