Рефераты

Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства

p align="left">Территориальный орган ФМС обязан рассмотреть заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений. Если же квоты по каким-либо причинам своевременно не установлены Правительством РФ (на следующий календарный год), то решение о выдаче принимается без их учета.

Не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на работу ФМС обязана выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Если разрешение на работу выдано иностранцу на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня получения разрешения представить в ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Следует отметить, что работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности труд иностранных граждан или лиц без гражданства, въезжающих в Россию без визы, может не получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 марта 2008 г. N 183 "Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу" , работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключивший трудовой и (или) гражданско-правовой договоры с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - орган службы занятости населения), о привлечении и об использовании для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина и (или) лица без гражданства (далее - иностранный гражданин).

Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускается использование сокращенных слов, аббревиатур и исправлений. В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном гражданине, прибывшем в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющем разрешение на работу, с которым работодатель и (или) заказчик работ (услуг) заключили трудовой и (или) гражданско-правовой договоры.

Бланк уведомления представляется работодателем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи. При приеме уведомления уполномоченным должностным лицом территориального органа Федеральной миграционной службы и (или) органа службы занятости населения проверяются правильность заполнения бланка уведомления и точность указанных в нем сведений, а также наличие документов, удостоверяющих личность и правомочия лица, представившего уведомление, проставляется отметка о приеме уведомления в отрывной части бланка уведомления. После приема заполненного бланка уведомления территориальным органом Федеральной миграционной службы или органом службы занятости населения отрывная часть бланка уведомления с отметкой возвращается уведомителю либо его законному представителю под роспись на бланке уведомления, остающемся на хранении в указанных органах.

В случае направления уведомления почтовым отправлением работник организации федеральной почтовой связи производит прием заполненных бланков уведомления от уведомителя либо его законного представителя и пересылает их письмами с объявленной ценностью и описью вложения в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения, а также в установленном порядке возвращает лицу, подавшему уведомление, отрывные части бланков уведомления с проставленной в них отметкой.

Для каждого из указанных адресатов работодатель оформляет два экземпляра бланка уведомления. Первый экземпляр (без отрывной части) направляется организацией федеральной почтовой связи соответствующему органу, а второй экземпляр (с отрывной частью) остается на хранении в течение одного года в организации федеральной почтовой связи и служит подтверждением выполнения обязанности по приему и направлению уведомления в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения.

Работодателю возвращаются две отрывные части бланков уведомления с проставленной в них отметкой под роспись на экземплярах бланков уведомления, остающихся на хранении в организации федеральной почтовой связи. По истечении срока хранения второй экземпляр бланка уведомления, хранящийся в организации федеральной почтовой связи, уничтожается.

Подтверждением выполнения работодателем обязанности уведомлять территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения служит наличие отметки о приеме уведомления, проставляемой в установленном порядке на отрывной части бланка уведомления указанными органами либо в случае направления уведомления почтовым отправлением организацией федеральной почтовой связи.

Принятый от работодателя или его законного представителя либо полученный по почте бланк уведомления регистрируется принявшим его территориальным органом Федеральной миграционной службы и (или) органом службы занятости населения, хранится в этом органе в течение одного года и по истечении срока хранения уничтожается в установленном порядке.

Отрывные части первых экземпляров бланков уведомления с отметками хранятся у работодателя в течение одного года и по истечении срока хранения могут быть уничтожены.

Работникам, являющимся гражданами Республики Беларусь, следует помнить, что к ним не применяются те правила и ограничения, которые вытекают из ст. 13 и 13.1 Закона N 115-ФЗ. Так, белорусам, работающим на территории России, не требуется получать разрешение на работу. Это вытекает из решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4.

Кроме того, особым правовым статусом обладают иностранные граждане, работающие в представительствах и филиалах зарубежных организаций в Российской Федерации. Разъяснения по данному поводу даны в письме Минюста России от 9 марта 2000 г. N 1596-ЕС.

За нарушение порядка привлечения на работу иностранцев организация в соответствии со ст. 18.10 КоАП РФ должна быть оштрафована на сумму от 10000 до 300000 руб., а должностные лица, допустившие нарушения, - на сумму от 2500 до 20000 руб.

Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности

Статья 14 Закона N 115-ФЗ содержит нормативные предписания, которые запрещают иностранным гражданам и лицам без гражданства:

а) в соответствии с действовавшим Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" находиться на муниципальной службе. Однако, согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе), вступившему в силу с 1 июля 2007 г., иностранным гражданам разрешается работать на муниципальной службе на основе взаимности, за исключением выборных должностей: депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. Муниципальная служба подразумевает профессиональную деятельность исключительно граждан Российской Федерации, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Данные ограничения вызваны взаимосвязью муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, в частности: единством основных квалификационных требований, предъявляемых к должностям муниципальной и государственной гражданской службы; единством ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы, а также требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных гражданских служащих. Согласно ст. 10 Закона о муниципальной службе, муниципальным служащим признается российский гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета;

б) находиться на государственной службе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", так как государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан России на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи);

в) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, быть членом экипажа военного корабля России или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации.

В соответствии со ст. 56 Кодекса торгового мореплавания в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан России, могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством Российской Федерации о привлечении и об использовании в России труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны иметь уровень профессиональной подготовки и компетентности, соответствующий требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами Российской Федерации к лицам, замещающим должности, на занятие которых претендуют иностранные граждане и лица без гражданства.

Уровень профессиональной подготовки и компетентности иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых на работу на судно, подтверждается следующими документами:

действительным дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством (дипломом) специалиста, выданным капитанами морских рыбных портов, входящих в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, или действительным дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством (дипломом) специалиста, выданными уполномоченными органами государства - участника Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., с поправками к этой Конвенции 1995 г., при наличии подтверждений, удостоверяющих их признание, выданных капитанами морских рыбных портов в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства;

документом о морском или специальном образовании, подтверждающим возможность занятия соответствующей должности на судах рыбопромыслового флота, при необходимости.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны владеть русским языком в объеме, обеспечивающем надлежащее выполнение ими своих служебных обязанностей по занимаемой должности; должны иметь документы, подтверждающие их пригодность к такой работе по состоянию здоровья, выданные в соответствии с правилами, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В случае найма иностранного гражданина или лица без гражданства на работу в качестве члена экипажа, при нахождении судна за пределами территории Российской Федерации, он должен иметь документ, подтверждающий пригодность к работе на море, соответствующий требованиям Конвенций Международной организации труда N 73 "Конвенция о медицинском освидетельствовании моряков" и N 113 "Конвенция о медицинском осмотре рыбаков".

Иностранцы, принимаемые на работу на российское судно, должны иметь следующие документы, удостоверяющие их личность:

действительные удостоверения личности моряка, предусмотренные Конвенцией Международной организацией труда N 108 "Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков", выданные компетентными властями иностранных государств, - для работы на судах заграничного плавания;

действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией Международной организации труда N 108 "Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков", или действительный национальный заграничный паспорт, или вид на жительство, признаваемый Российской Федерацией в качестве документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации, - для работы на судах, не являющихся судами заграничного плавания;

г) быть командирами воздушных судов гражданской авиации;

д) быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем объектов и организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 755, иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу в:

организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;

организации, в состав которых входят радиационно и ядерно опасные производства и объекты, где ведется разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.

Статья 14 Закона N 115-ФЗ предусматривает, что иностранные граждане не имеют права занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также заниматься определенными видами деятельности. Представляется, что распространение на граждан Республики Беларусь данных ограничений незаконно, так как они противоречат принципу равенства при трудоустройстве, закрепленному в ст. 7 Договора о равных правах. Однако на практике лиц с белорусским гражданством на государственную службу не принимают.

Отношение иностранных граждан к военной службе

Следует отметить, что, согласно ч. 1 ст. 59 Основного Закона, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Однако после внесения изменений в ст. 15 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства вправе поступать на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лиц гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следовательно, у иностранных граждан отсутствует обязанность проходить воинскую службу по призыву, но они вправе служить в Российской армии по контакту или работать по гражданско-правовому договору.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в Российской Федерации предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 793 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета" и Приказу Минобороны России от 2 апреля 2004 г. N 101 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту" , срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Россию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта Российской Федерации с заявлением о желании проходить военную службу по контракту.

Из статьи 15 Закона N 115-ФЗ следует, что названные выше иностранные граждане могут служить по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Получение российского гражданства

Закон о гражданстве устанавливает принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с ним, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Данный Закон вступил в силу с 1 июля 2002 г., однако начал применяться на практике в полной мере только по истечении одного года с момента его принятия, когда Правительство РФ согласовало и приняло целый ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с правовым положением иностранцев, вытекающим из Закона N 115-ФЗ.

Решение о разработке новой редакции Закона о гражданстве было принято Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации в 1997 г. Комиссия исходила из того, что Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (далее - старый Закон о гражданстве) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности и не мог учитывать особенностей развития России и ее правовой системы, а также характера взаимоотношений с новыми, независимыми государствами. Кроме того, Российская Федерация в 1997 г. подписала Европейскую конвенцию о гражданстве. В связи с этим некоторые положения старого Закона не вполне согласовывались с соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, которая была принята только в 1993 г.

Так, содержащиеся в старом Законе о гражданстве положения о гражданстве Российской Федерации и гражданстве республик в составе Российской Федерации не согласуются с положениями Конституции РФ о суверенитете России и верховенстве федеральных законов (ч. 1 и 2 ст. 4 Основного Закона), о равноправии субъектов Российской Федерации (ч. 1 и 4 ст. 5 Основного Закона), о едином и равном гражданстве независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6 Основного Закона), об отнесении вопросов гражданства к ведению Российской Федерации (п. "в" ст. 71 Основного Закона).

Сравнительный анализ старого Закона с действовавшим в то время зарубежным законодательством в области гражданства выявил его уникальный либерализм. Особенно это касается условий приема в российское гражданство, оснований отказа в его приобретении и трактовки множественного (двойного) гражданства, а следовательно, сбалансированности интересов личности, общества и государства.

Большинство лиц, приобретших российское гражданство в новых, независимых государствах продолжают проживать там и, имея, вопреки национальному законодательству, наряду с гражданством государства проживания российское гражданство, поставили себя под угрозу санкций со стороны местных властей. Данное обстоятельство является одновременно и источником потенциальных осложнений для межгосударственных отношений.

Отличия нового и старого Законов о гражданстве заключаются в том, что при сохранении общего количества глав (девять) за счет более четкой организации материала число статей сократилось с 51 до 44. В частности, во избежание декларативности, в новом Законе отсутствует преамбула, исключены неприменяемые на практике положения ст. 8 и подп. "е" п. 1 ст. 33 старого Закона о почетном гражданстве с учетом того, что в ч. 3 ст. 13 нового Закона о гражданстве установлены положения о льготном порядке предоставления гражданства за особые заслуги перед Россией. В отдельную главу выделены вопросы отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

В настоящее время основной правовой базой, регламентирующей порядок приобретения гражданства, являются Конституция Российской Федерации и международные договоры. Действующее российское законодательство ориентировано на сужение круга лиц, которые не имеют гражданства (ст. 4 Закона о гражданстве). В международном праве данный принцип был сформулирован в 1961 г. в Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 1961 г.). Таким образам, установлены международные императивные требования к определению государственной принадлежности конкретного лица:

а) государство предоставляет свое гражданство рожденному на его территории лицу, которое иначе не имело бы гражданства. Такое гражданство предоставляется при рождении, в силу закона или по ходатайству перед властями заинтересованным лицом в соответствии с законом государства;

б) государство предоставляет свое гражданство лицу, которое иначе не имело бы гражданства и не в состоянии было бы приобрести гражданство государства, на территории которого оно родилось, поскольку оно превысило возраст, необходимый для подачи ходатайства, или не выполнило требуемых условий проживания, если гражданство одного из его родителей во время рождения этого лица являлось гражданством иного государства;

в) государство вправе поставить предоставление своего гражданства в зависимость от одного или нескольких следующих условий:

ходатайство подается до достижения заявителем возраста, установленного государством, - не меньше двадцати трех лет;

заинтересованное лицо постоянно проживает на территории государства в течение такого времени, непосредственно предшествующего подаче ходатайства, которое не превышает трех лет, как это может быть установлено этим государством;

заинтересованное лицо всегда было лицом без гражданства;

г) если закон договаривающегося государства предусматривает утрату гражданства вследствие какого-либо изменения в личном статусе, как-то: брака, прекращения брака, узаконения, признания или усыновления, такая утрата гражданства ставится под условие приобретения другого гражданства;

д) если родители лица не имели одинакового гражданства во время рождения этого лица, то вопрос о том, должно ли гражданство заинтересованного лица следовать за гражданством отца или матери, определяется законом государства;

е) рожденный в браке на территории государства ребенок, мать которого имеет гражданство этого государства, приобретает при рождении это гражданство, иначе ребенок не имел бы гражданства;

ж) найденыш, находящийся на территории государства, поскольку его место рождения не установлено, предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства;

з) рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства, в котором этот воздушный корабль зарегистрирован;

и) если в соответствии с законом государства ребенок, родившийся вне брака, утрачивает гражданство этого государства вследствие признания родственных связей, ему предоставляется возможность восстановить это гражданство путем подачи письменного ходатайства властям (условия, определяющие подачу такого ходатайства, не должны быть более жесткими и определяются законом соответствующего государства);

к) если родители заинтересованного лица не обладали одним и тем же гражданством ко времени его рождения, то вопрос о том, следует ли его гражданство за гражданством отца или матери, определяется на основании закона государства испрашиваемого гражданства;

л) государство предоставляет свое гражданство не родившемуся на его территории лицу, которое иначе не имело бы гражданства, если гражданство одного из его родителей во время рождения этого лица являлось гражданством соответствующего государства;

м) если закон государства предусматривает утрату его гражданства супругом лица или детьми вследствие утраты или лишения этого гражданства данным лицом, такая утрата гражданства ставится под условие приобретения гражданства другого государства;

н) гражданин договаривающегося государства, ходатайствующий о натурализации в каком-либо иностранном государстве, не утрачивает своего гражданства, если он не получает гражданства этого иностранного государства или заверения в этом. Натурализовавшееся лицо может утратить свое гражданство в результате проживания за границей в течение периода продолжительностью не менее семи непрерывных лет, как это определяется законом государства, вследствие того, что лицо не заявило властям о своем намерении сохранить свое гражданство.

Статья 62 Конституции РФ, а также ст. 4 Закона N 115-ФЗ предусматривают, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и выполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Это означает, что Основной Закон и Закон N 115-ФЗ закрепили принцип национального режима - предоставление иностранцам того же правового статуса, что и собственным гражданам. Однако, как следует из Закона N 115-ФЗ, российский законодатель вводит и определенные ограничения для лиц, не обладающих российским гражданством. Например, неграждане в большей степени ограничены в свободе передвижения по территории Российской Федерации (ст. 11 Закона N 115-ФЗ). Иностранные граждане имеют право передвигаться в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации только на основании документов, выданных или оформленных им государственными органами (ФМС России, ФСБ России и МВД России), за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. К таким территориям, организациям и объектам в соответствии с Перечнем территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 , относятся:

территории закрытых административно-территориальных образований (Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508 "Об утверждении Перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов");

территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (Постановление Правительства РФ от 4 июля 1992 г. N 470 "Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан");

территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;

территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;

территории закрытых военных городков;

территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;

зоны экологического бедствия;

пограничная зона;

объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

Иностранному гражданину, который временно проживает в Российской Федерации, также запрещено в соответствии со ст. 13 Закона N 115-ФЗ работать в другом субъекте России, а не в том, в котором у него разрешено временно проживать. Сокращено активное и пассивное избирательное право иностранцев: они могут избирать и быть избранными лишь в органы местного самоуправления, а значит, участвовать только в местном референдуме (ст. 12 Закона N 115-ФЗ).

Ограничены права иностранных граждан при поступлении на государственную и муниципальную службу и при занятии некоторыми видами деятельности (ст. 13 - 15 Закона N 115-ФЗ).

Для всех иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от расы, вероисповедания и происхождения в ст. 12 - 15 Закона о гражданстве установлены три базовых основания для получения российского гражданства :

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации.

По общему правилу, установленному ст. 37 Закона о гражданстве, российское гражданство Российской Федерации приобретается по рождению, на дату принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации и со дня усыновления ребенка.

Это соответствует и Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 1997 г.). Пункт 3 ст. 6 Конвенции предусматривает общий порядок приобретения гражданства с соблюдением ценза оседлости: "Каждое государство, подписавшее Конвенцию, обязано предусмотреть в своем внутреннем законодательстве возможность приема в гражданство лиц, законно и постоянно проживающих на его территории. При этом условия приема в гражданство не должны предусматривать срока проживания, превышающего 10 лет перед подачей заявления".

Определяет Конвенция и условия приобретения гражданства в упрощенном порядке:

супругами лиц, являющихся его гражданами;

детьми одного из его граждан, с учетом любых изъятий, которые могут предусматриваться его внутренним законодательством в отношении детей, родившихся за пределами территории данного государства;

детьми, один из родителей которых приобретает или приобрел гражданство данного государства;

детьми, усыновленными одним из его граждан;

лицами, которые родились на территории данного государства, законно и постоянно проживают на ней;

лицами, которые законно и постоянно проживают на территории государства в течение определенного периода времени, начавшегося до достижения ими возраста 18 лет, причем этот период устанавливается внутренним законодательством государства - участника Конвенции;

лицами без гражданства и лицами, признанными беженцами, постоянно проживающими на его территории.

При этом Конвенция не оперирует понятием "упрощенный порядок приобретения гражданства", а говорит лишь о "возможностях, облегчающих приобретение гражданства", которые государство - участник Конвенции предусматривает в своем внутреннем законодательстве (п. 4 ст. 6).

Помимо прочего, Конвенция содержит положения, гарантирующие справедливость процедуры рассмотрения заявлений о приобретении гражданства: "Европейская конвенция исключает случаи дискриминации по национальному, религиозному и половому признаку при получении гражданства. Она содержит и такую гуманную норму, как освобождение лиц с двойным гражданством от воинской повинности в обоих государствах. Ратифицировав эту Конвенцию, Россия с точки зрения международных норм сохранит право самостоятельно определять, кто является ее гражданином".

Приобретение российского гражданства по рождению

В соответствии со ст. 12 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

оба его родителя или его единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, - иностранные граждане или лица без гражданства, но при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку своего гражданства.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21 марта 2005 г. N 118-О установил, что, если оба родителя ребенка или его единственный родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, ребенок также считается приобретшим российское гражданство в порядке рождения, если самостоятельно не утратил гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению. В этой связи необходимо отметить, что практически все государства бывшего ССР, издавая законы о собственном гражданстве, закрепили следующий принцип: лица, не заявившие до определенного срока о сохранении иного гражданства, априори считаются ходатайствующими о гражданстве соответствующего государства; тем самым названные лица выводятся из-под действия подп. "а" п. 1 ст. 12 Закона о гражданстве.

Конституционный Суд, рассмотрев заявление гражданки С.Р. Даминовой, ставившей вопрос о приобретении российского гражданства по рождению, установил, что С.Р. Даминова родилась в 1954 г. в Узбекской ССР, являлась гражданкой СССР, в настоящее время проживает на территории Российской Федерации. В июле 2003 г. родители С.Р. Даминовой оформили гражданство Российской Федерации в порядке признания по рождению.

Согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. В момент обращения С.Р. Даминовой в органы внутренних дел с заявлением о признании ее гражданкой Российской Федерации по рождению и выдаче паспорта гражданина России основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации определялись Законом о гражданстве, вступившим в силу с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 12 Закона о гражданстве, российское гражданство по рождению приобретает ребенок, если на день его рождения, в частности, оба его родителя или его единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка), при этом ребенок, согласно ст. 3 Закона о гражданстве, - это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. В соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона о гражданстве наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших в день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица того или иного гражданства.

Буквальное толкование ст. 3 и подп. "а" п. 1 ст. 12 Закона о гражданстве распространяется только на лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, однако оно подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства Российской Федерации, и с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П.

Согласно ч. 2 ст. 13 старого Закона о гражданстве , лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения следует, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу ч. 3 ст. 6 Конституции РФ не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Следовательно, употребленное в ч. 2 ст. 13 старого Закона о гражданстве применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона о гражданстве, так как в его ст. 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.

Из данной правовой позиции следует, что признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 12-П является в силу принципа "права крови" (jus sanguinis), действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка, независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.

Выяснение же того, утратил ли российский гражданин гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению или приобрел гражданство другого государства в период проживания за пределами Российской Федерации, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств. В данном случае это возложено на органы, уполномоченные рассматривать вопросы гражданства, и на суды общей юрисдикции, для которых правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в вопросе об утрате гражданином России российского гражданства обязательна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 Современные рефераты