Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства
p align="left">3) обращение в установленном порядке в суд с заявлением об отмене регистрации иностранного гражданина по месту жительства;
4) направление в органы государственной статистики в соответствии с утвержденными формами государственного статистического наблюдения информации о регистрации иностранных граждан по месту жительства, о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания;
5) направление в территориальные налоговые органы информации о регистрации иностранного гражданина по месту жительства, о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания;
6) внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания;
7) контроль над соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Следующая группа полномочий Службы состоит в осуществлении паспортно-визовой деятельности.
К данной группе полномочий можно отнести такую деятельность Службы, как:
1) контроль и надзор за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства;
2) выдача виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию;
3) оформление и выдача паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Россию;
4) учет выданных паспортов гражданина Российской Федерации;
5) выдача и замена гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность;
6) оформление приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц.
В группе полномочий по контролю и надзору в сфере внешней трудовой миграции можно выделить следующие виды деятельности:
1) контроль и надзор за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда;
2) выдачу в установленном порядке разрешения на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства;
3) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о выдаче, приостановлении срока действия или аннулировании разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений иностранным гражданам или лицам без гражданства на работу, лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
4) принятие решения о выдаче лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
5) участие в подготовке предложений по установлению квоты на выдачу приглашений на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
В сферу ведения Федеральной миграционной службы входят полномочия в области предотвращения и пресечения незаконной миграции. В этой связи на Службу возложены такие полномочия, как:
1) реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
2) иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
3) проставление отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
4) проведение государственной дактилоскопической регистрации;
5) производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции;
6) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации решения:
о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также осуществляет меры по их депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации;
о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также об установлении запрета на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства;
7) осуществление депортации иностранных граждан во взаимодействии с органами внутренних дел, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции;
8) направление информации о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел;
9) содействие органам внутренних дел при осуществлении ими функций по административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.
Кроме того, необходимо выделить полномочия ФМС России в области адаптации и интеграции вынужденных мигрантов. Так, Служба:
1) ведет учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца;
2) оказывает содействие беженцам во временном обустройстве в Российской Федерации;
3) осуществляет учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца;
4) оказывает содействие вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации;
5) проводит идентификацию иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании их беженцами и находящихся в Российской Федерации;
6) участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в разработке и обеспечивает подготовку предложений о распределении по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами либо получивших временное убежище.
Кроме того, Федеральная миграционная служба:
1) организует выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации; выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации;
2) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о:
продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;
выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, а также об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство.
Отдельно следует сказать о полномочиях Службы, касающихся участия в проведении государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом.
Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, были утверждены Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и План мероприятий по реализации указанной Государственной программы.
Цель данной Государственной программы состоит в объединении потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, и потребностей развития российских регионов. Программа должна способствовать социально-экономическому развитию России.
Функции координатора Государственной программы возложены на Федеральную миграционную службу. ФМС России как координатор Государственной программы несет ответственность за выполнение обязательств Российской Федерации, предусмотренных Государственной программой, осуществляет контроль над целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на ее реализацию, вносит в Межведомственную комиссию по реализации Государственной программы предложения об уточнении программных мероприятий, о корректировке показателей и индикаторов Государственной программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации и выполнения Государственной программы.
Исполнителями мероприятий Государственной программы по вопросам, отнесенным к их компетенции, являются органы исполнительной власти субъектов, а также иные федеральные органы исполнительной власти.
Поскольку ФМС России не единственный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции в сфере миграции, более того, эта Служба - координатор деятельности органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере деятельности, необходимо коснуться компетенции иных органов исполнительной власти, осуществляющих, кроме своих основных функций, правоприменительные функции в миграционной области.
Так, Министерство внутренних дел Российской Федерации, в чьем ведении находится Федеральная миграционная служба, будучи федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции, координирует и контролирует деятельность Службы, рассматривает доклад о результатах ее деятельности, предложения о заключении международных договоров России и соглашений, проекты нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Министерство, осуществляя свои полномочия:
1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) разрабатывает и осуществляет меры реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
3) организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;
4) принимает участие в организации и развитии материально-технической базы ФМС России;
5) обеспечивает совместно с ФМС России взаимодействие органов внутренних дел с территориальными органами ФМС России.
Помимо указанных полномочий, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, - МВД России занимается административным выдворением иностранного гражданина или лица без гражданства и направляет информацию об этом в Министерство иностранных дел Российской Федерации и Федеральную миграционную службу. Кроме того, иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел.
Следующим органом, активно влияющим на формирование и реализацию государственной миграционной политики в стране, является Министерство иностранных дел Российской Федерации.
МИД России осуществляет следующие полномочия:
1) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны и безопасности государства, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
2) оформляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции паспортно-визовую документацию;
3) ведает в пределах своей компетенции вопросами гражданства;
4) ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания в случаях, установленных законодательством;
5) принимает решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;
6) выдает приглашение на въезд в Российскую Федерацию;
7) осуществляет контроль над временным пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан в случаях, предусмотренных законом;
8) после получения информации о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин;
9) после получения информации об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Миграционная служба, осуществляя предоставленные ей полномочия, координирует свою деятельность с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Федеральная служба безопасности, помимо других возложенных на нее полномочий, занимается следующими видами деятельности:
1) разрабатывает в пределах своих полномочий во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти меры по борьбе с незаконной миграцией;
2) участвует в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, выезда их за ее пределы, оформления им разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, предоставления им политического убежища в Российской Федерации, а также пребывания их на территории Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что основной объем полномочий правотворческого и исполнительно-распорядительного характера среди федеральных органов исполнительной власти принадлежит Федеральной миграционной службе. Однако реализация государственной политики в сфере миграции не представляется возможной без четкой координации действий ФМС России с иными органами исполнительной власти, занимающимися миграцией.
2. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве
Находящиеся на территории Российской Федерации лица могут относиться к одной из следующих категорий:
российские граждане, т.е. лица, которые могут иметь документальное подтверждение их принадлежности к гражданству России;
иностранные граждане, т.е. лица, обладающие документами о принадлежности к другому государству;
лица без гражданства, т.е. лица, не имеющие документов о принадлежности ни к российскому гражданству, ни к гражданству иностранных государств.
Согласно ст. 6 Конституции РФ, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Законом о гражданстве, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и исполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Кроме того, ст. 62 Конституции предусматривает возможность для граждан Российской Федерации иметь двойное гражданство.
Основной Закон нашего государства определяет, что вопросы российского гражданства относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что ни органы государственной власти субъекта Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в процессы получения российского гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства, в том числе путем издания нормативных правовых актов.
Основным специальным правовым источником, посвященным вопросам гражданства, является Закон о гражданстве. Другой важный специальный источник - Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с Законом о гражданстве полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются следующие федеральные органы власти:
1) Президент Российской Федерации;
2) Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы;
3) Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами России.
Полномочия указанных органов государственной власти определяются также Законом о гражданстве.
Так, Президент Российской Федерации решает вопросы:
а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке;
в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке;
г) отмены ранее принятых решений по вопросам гражданства Российской Федерации;
д) утверждения положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Кроме того, на него возложена функция обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия ФМС и МИДа России. Вместе с тем в отдельных случаях (больше свойственных упрощенному порядку получения гражданства) Президент Российской Федерации издает указы о вопросах гражданства. В исключительных случаях (например, если лицо использовало подложные документы или сообщило заведомо ложные сведения; состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства; имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации; преследуется в уголовном порядке за преступления - до вынесения приговора суда или принятия решения по делу; осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом, - до истечения срока наказания; в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, оно выдворялось за пределы Российской Федерации) Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство России или восстановлении в российском гражданстве даже при наличии одного из перечисленных обстоятельств.
В течение многих лет работает Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Она состоит из лиц, назначенных Президентом РФ и выполняющих свои обязанности на общественных началах.
Специальным подразделением, занимающимся делами о гражданстве, является Управление по вопросам гражданства Президента РФ.
Основные функции Управления:
1) организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства;
2) подготовка предложений о совершенствовании законодательства РФ по вопросам гражданства;
3) обеспечение деятельности Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
5) подготовка проектов указов и распоряжений Президента РФ о вопросах гражданства РФ;
6) обеспечение координации деятельности государственных органов, ведающих делами о гражданстве России.
Федеральными органами исполнительной власти, занимающимися вопросами гражданства, являются Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы, а также Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
В процессе своей деятельности указанные органы исполнительной власти:
определяют наличие гражданства РФ у соответствующего лица;
являются инстанциями, работающими с документами лиц, ходатайствующих о приобретении российского гражданства либо о выходе из него;
решают вопросы приема в гражданство России и выхода из него в упрощенном порядке.
ФМС России, как уже было отмечено, является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере миграции.
В решении вопросов гражданства основные задачи Федеральной миграционной службы таковы:
1) реализация общей стратегии государственной политики в сфере миграции;
3) производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача (паспортизация) иностранцам российских документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.
ФМС России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения; взаимодействует с иными федеральными органами исполнительной власти, в частности: Министерством иностранных дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями.
При реализации возложенных на ФМС России вышеназванных задач Служба:
1) определяет наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих в Российской Федерации;
2) принимает от лиц, проживающих в России, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
3) проверяет факты и документы, представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в государственных органах;
4) направляет Президенту Российской Федерации заявления о вопросах гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
5) исполняет принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства России в отношении лиц, проживающих в Российской Федерации;
6) рассматривает заявления о вопросах гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими в Российской Федерации, и принимает решения о гражданстве Российской Федерации в упрощенном порядке;
7) ведет учет лиц, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
8) оформляет гражданство Российской Федерации;
9) отменяет решения о вопросах гражданства Российской Федерации.
Министерство иностранных дел Российской Федерации в рамках своих полномочий через свои дипломатические и консульские службы:
а) определяет наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами России;
б) принимает от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) проверяет факты и представленные для обоснования заявлений о вопросах гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляет Президенту Российской Федерации заявления о гражданстве Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
д) исполняет принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
е) рассматривает заявления о гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами России, и принимает решения о гражданстве Российской Федерации в упрощенном порядке;
ж) ведет учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляет гражданство Российской Федерации или отменяет решения по вопросам гражданства Российской Федерации.
Въезд в Российское государство и выезд из него
Согласно ч. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации, "каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию".
Как следует из данной нормы, Конституция не гарантирует свободного въезда в страну любому желающему. Иными словами, Россия не создает искусственных ограничений на въезд в РФ, но устанавливает правила въезда, тем самым пресекая прибытие в страну лиц, не имеющих необходимых въездных документов, а также представляющих опасность для конституционного строя и безопасности государства.
Выезд же из Российской Федерации Конституция гарантирует каждому - и россиянину, и иностранцу, за исключением тех случаев, когда ограничения на выезд указанных лиц установлены федеральным законодательством.
Своим гражданам Конституция гарантирует также возвращение на Родину.
Специальным нормативным актом, регулирующим данную сферу, является Закон о въезде и выезде (Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" , с последующими изменениями и дополнениями). Развивая положения Конституции, данный Закон гарантирует гражданам Российской Федерации свободный въезд на территорию РФ, а также устанавливает, что гражданин России не может быть ограничен в праве на выезд из нее иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом о въезде и выезде.
Кроме того, Закон о въезде и выезде определяет порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее иностранных граждан и лиц без гражданства, регламентирует порядок въезда и выезда из Российской Федерации указанных лиц, а также порядок их транзитного проезда через территорию России.
Помимо данного Закона, вопросы въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее регулируются иными нормативными правовыми актами. Так, порядок пересечения Государственной границы РФ при осуществлении выезда из России и въезда в нее регулируется также Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".
Стоит упомянуть и о таких нормативных правовых актах, как Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" , Положение об оформлении свидетельства на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Как следует из норм российского законодательства, выезд из Российской Федерации и въезд в нее граждане России осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из нее предъявлять действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации.
Лица без гражданства въезжают в Российскую Федерацию и выезжают из нее в соответствии с правилами, установленными для иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
Согласно положениям Закона о въезде и выезде, основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане России выезжают из Российской Федерации и въезжают в нее, признаются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В развитие норм Закона о въезде и выезде были приняты Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" и Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации".
Паспорт (заграничный паспорт) выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, Министерством иностранных дел Российской Федерации на территории России, а также, в отдельных случаях, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Паспорт выдается независимо от возраста гражданина Российской Федерации: со дня его рождения и до достижения возраста 18 лет паспорт выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, если иное не предусмотрено законом.
Министерство иностранных дел Российской Федерации может оформить и выдать паспорт гражданину России, проживающему на территории Российской Федерации, по его письменному заявлению, поданному через организацию, направляющую его за пределы территории Российской Федерации и зарегистрированную в Министерстве иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Положением о регистрации в Министерстве иностранных дел Российской Федерации организаций в целях оказания им консульских услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142. По этому акту регистрации подлежат организации, являющиеся юридическими лицами и действующие на территории России в соответствии с законодательством.
Гражданину Российской Федерации, проживающему за пределами территории Российской Федерации, паспорт оформляется и выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в государстве пребывания указанного гражданина.
Иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и деятельность которых связана с выполнением функций и задач за пределами территории Российской Федерации, также могут оформлять и выдавать паспорт гражданину Российской Федерации, проходящему службу (работающему) в качестве военнослужащего или лица гражданского персонала в указанных федеральных органах исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 1999 г. N 397 "Об утверждении Перечня федеральных органов исполнительной власти, наделяемых полномочиями оформлять и выдавать паспорта военнослужащим и лицам гражданского персонала, проходящим военную службу или работающим в этих федеральных органах, а также о порядке и условиях оформления и выдачи ими паспортов" такими правами наделены Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации.
При подаче заявления об оформлении паспорта гражданин РФ указывает, помимо данных о себе, на отсутствие обстоятельств, предусмотренных Законом о въезде и выезде, которые могли бы препятствовать его выезду из России.
Так, право гражданина Российской Федерации на выезд из нее может быть временно ограничено, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пяти лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с федеральным законодательством. Если имеется заключение межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десяти лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;
2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной или альтернативной гражданской службы;
3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4) осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации Федеральная миграционная служба или ее территориальный орган выдают гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
По Закону о въезде и выезде несовершеннолетний гражданин России, как правило, выезжает из Российской Федерации вместе хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Если он выезжает из РФ без сопровождения, то должен иметь при себе, кроме паспорта, нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина России с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить. Если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина РФ, вопрос о возможности его выезда из страны решается в судебном порядке. Порядок подачи заявления о несогласии на выезд из России несовершеннолетнего гражданина РФ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кстати, в 2002 г. российские пограничники из аэропортов Москвы не выпустили почти 1500 детей из-за отсутствия нотариально заверенного согласия на выезд хотя бы одного из родителей.
Дипломатический паспорт выдает Министерство иностранных дел Российской Федерации гражданам Российской Федерации, которые, согласно Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях и другим международным договорам Российской Федерации, при выезде за пределы территории России для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом, Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (на срок их полномочий), членам Правительства Российской Федерации, судьям Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации, отнесенные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" к государственным должностям категории "руководители", лицам, являющимся единоличными исполнительными органами государственных корпораций, а также дипломатическим сотрудникам и дипломатическим курьерам Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Членам семьи (супруге или супругу, несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) гражданина Российской Федерации, имеющего дипломатический паспорт и командированного за пределы территории России в официальное представительство Российской Федерации либо в представительство Российской Федерации при международной организации за пределами территории Российской Федерации, проживающим или следующим совместно с ним, также выдается дипломатический паспорт.
Служебный паспорт выдает Министерство иностранных дел Российской Федерации на срок не более пяти лет государственным служащим, замещающим государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации, отнесенные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" к государственным должностям категорий "Б" и "В", и сопровождающим их в служебной командировке за пределы территории Российской Федерации работникам административно-технических служб и сотрудникам специальных служб Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппарата Конституционного Суда Российской Федерации, аппарата Верховного Суда Российской Федерации, аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, работникам государственных корпораций, служащим Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и гражданам Российской Федерации - военнослужащим, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, штатным работникам административно-технических служб дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории России, а также административно-технических служб официальных представительств Российской Федерации либо официальных представительств Российской Федерации при международных организациях за пределами территории Российской Федерации.