Рефераты

Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства

p align="left">Таким образом, положение подп. "а" п. 1 ст. 12 Закона о гражданстве о приобретении ребенком гражданства Российской Федерации по рождению - в его конституционно-правовом смысле - распространяется и на лицо, оба родителя которого или его единственный родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, при условии, что оно было гражданином бывшего СССР, не изъявило свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, не является гражданином другого государства и прибыло на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

Во исполнение Российской Федерацией принятых на себя международных обязательств, в частности продиктованных Конвенцией о сокращении без гражданства, устанавливается, что найденыш - ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, - становится гражданином Российской Федерации, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Этот способ применяют многие граждане стран - участников СНГ, в основном гастарбайтеры, оставляя в детских домах своих детей после родов на территории России в период сезонных работ. Их аргумент - неустроенность их собственной жизни. Главное для них в этом случае - родить ребенка так, чтобы государственные органы не знали о его происхождении (гражданской принадлежности родителей). В основном такие дети считаются подкидышами. Однако, приобретая гражданство таким образом, родители ребенка обрекают его на сиротство. Ведь, как только появляются его истинные родители, в отношении гражданства ребенка после установления факта родственных связей может быть принято решение на основании ст. 22 Закона о гражданстве - об отмене решения по вопросу гражданства либо вероятны действия по п. 3 ст. 19 Закона о гражданстве (добровольный выбор родителями гражданства своего ребенка), а недобросовестные родители могут быть привлечены к ответственности по ст. 125 Уголовного кодекса ("Оставление в опасности").

В случае если наличие гражданства Российской Федерации у ребенка не может быть удостоверено, в отношении его родителей необходимые сведения устанавливаются. После вынесения заключения о наличии у ребенка гражданства Российской Федерации ему оформляется свидетельство о рождении, а после наступления 14-летнего возраста - паспорт Российской Федерации.

Если оба родителя (единственный родитель) были приняты в гражданство Российской Федерации без указания в заявлении сведений о приеме в гражданство детей (ребенка), в заключении о наличии гражданства Российской Федерации в отношении такого ребенка гражданство приобретается вслед за родителями.

Приобретение гражданства Российской Федерации в порядке восстановления (по "праву крови")

Статья 15 Закона о гражданстве предусматривает такое основание, как приобретение иностранцами и лицами без гражданства российского гражданства в порядке восстановления. Что это такое?

Ответ на данный вопрос дает все то же Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П: иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в порядке, аналогичном общему порядку приема в гражданство Российской Федерации.

По сути, данный порядок не отличается от общего порядка получения гражданства, поэтому в настоящей работе он структурно отнесен к получению гражданства в общем порядке, за исключением того, что срок проживания лиц, ходатайствующих о приобретении гражданства Российской Федерации в порядке восстановления, сокращается с пяти до трех лет.

Следует отметить, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства, ранее имевшими гражданство Российской Федерации, Закон понимает не бывших граждан РСФСР, а бывших граждан именно Российской Федерации.

Однако и граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., могут восстановить свое российское гражданство.

Согласно ч. 7 ст. 4 Закона о гражданстве, наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у такого лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших в день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица гражданства.

Вопрос, касающийся признания гражданами Российской Федерации лиц, родившихся на территории Российской Федерации, рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента своего рождения и в силу ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.

Развивая данную правовую позицию, можно утверждать, что факт признания гражданства Российской Федерации по рождению родителей в силу принципа "права крови", действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка, независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только лицо добровольно не утратило этого гражданства по собственному свободному волеизъявлению, является достаточным для восстановления у обратившегося с ходатайством лица российского гражданства.

Выяснение же того, утратил ли российский гражданин гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению или по вынуждающим обстоятельствам и приобрел гражданство другого государства в период проживания за пределами Российской Федерации, связано с установлением и исследованием ФМС России и соответствующими консульскими службами фактических обстоятельств.

Статья 13 Закона о гражданстве, устанавливающая общий порядок приема в гражданство Российской Федерации, определяет в качестве одного из необходимых условий приема в гражданство Российской Федерации наличие вида на жительство и проживание на территории Российской Федерации со дня получения этого документа до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, в качестве необходимого условия принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в ч. 4 ст. 14 Закона о гражданстве названо наличие у ходатайствующего лица регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г. либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство.

Сам установленный судом факт постоянного проживания лица на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 г. не отнесен законодателем к правообразующим юридическим основаниям получения российского гражданства в порядке восстановления. Поскольку Закон о гражданстве под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании, а Закон N 115-ФЗ устанавливает, что законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Таким образом, положения ст. 13 и 14 Закона о гражданстве, закрепляющие требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства вида на жительство, а у иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР и прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, - регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, во взаимосвязи с положениями законодательства Российской Федерации о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ.

Следовательно, лица, родившиеся позднее 30 декабря 1922 г. и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации.

Из этого положения вытекает, что эти лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения, а значит, факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона о гражданстве может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства России в порядке восстановления только в отношении лиц, которые не считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению. Иное понимание не соответствует ст. 27 Конституции РФ, согласно которой гражданин России имеет право свободно выезжать за пределы России, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Восприятие должностными лицами того, что лицо может прекратить гражданство Российской Федерации, возникшее вследствие его рождения, без своего свободного волеизъявления, противоречит ст. 6 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая устанавливает, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство".

Здесь необходимо обратить внимание на то, что документы, удостоверяющие личность, которые необходимо подавать в компетентные органы, обязательно должны быть действительными и ни в коем случае не просроченными. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2003 г. N 731 "О признании действительными до 1 января 2008 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 г. для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" с 1 января 2008 г. признаются недействительными паспорта гражданина СССР образца 1974 г., удостоверяющие личность:

а) иностранных граждан, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., - для постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц;

б) лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке по состоянию на 1 ноября 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации, - для пребывания, временного и постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 75 "О признании действительными до 1 января 2009 года паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" , срок действия паспортов для вышеперечисленных категорий граждан продлен до 1 января 2009 г. (данное Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.).

Кроме того, в соответствии со ст. 42 Закона о гражданстве документы, выданные в соответствии со старым Законом о гражданстве, сохраняют юридическую силу до сих пор, если они оформлены надлежащим образом и были действительными на 1 июля 2007 г.

Приобретение российского гражданства в общем порядке

Основным критерием приобретения российского гражданства в общем порядке является наличие дееспособности гражданина, т.е. достижение лицом, обращающимся за получением гражданства, восемнадцатилетнего возраста. Это означает, что принцип эмансипации, предусмотренный в ст. 27 ГК РФ и установленный во многих странах Азии и Ближнего Востока, когда несовершеннолетний приобретает дееспособность путем участия в трудовых отношениях, официально заключает брак либо занимается предпринимательской деятельностью, не распространяется на получение российского гражданства.

В соответствии со ст. 13 Закона о гражданстве лица, не обладающие российским гражданством, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

1) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания в Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания в России для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Пятилетний срок обязательного проживания сокращается до одного года при:

а) наличии у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры либо обладании лицом профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставлении лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признании лица беженцем в порядке, установленном Федеральным законом N 4528-1 от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" ;

2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации;

3) имеют законный источник средств к существованию, подтвержденный документами;

4) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

5) владеют русским языком (порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Данным Положением определено, что иностранцы и лица без гражданства инициируют процедуры получения российского гражданства в следующем порядке:

а) лицо, проживающее на территории Российской Федерации, подает заявление по месту жительства заявителя в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

б) лицо, проживающее за пределами Российской Федерации и не имеющее места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации, находящемся за пределами России.

Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке подается по месту жительства заявителя лицом, проживающим:

а) на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций контроля и надзора в сфере миграции;

б) за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящееся за пределами России.

Рассмотрение заявлений о гражданстве Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Заявление подается заявителем лично. Однако, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяется нотариальными записями.

Заявление об изменении гражданства составляется заявителем собственноручно в двух экземплярах, а заявление об оформлении наличия гражданства Российской Федерации по рождению или при усыновлении (удочерении) составляется в одном экземпляре на бланке. При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу территориального органа ФМС РФ документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя. Исключение из данного правила состоит в том, что заявления об изменении гражданства лица, удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе служебным, дипломатическим паспортами или паспортом моряка, не применяются, так как это может нанести вред интересам Российской Федерации на международной арене.

В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие, которое дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью либо подписью должностного лица и печатью полномочного органа в присутствии ребенка.

Заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью. Документы, выданные компетентным органом иностранного государства, для признания их действительными в Российской Федерации должны быть легализованы либо на них должен быть проставлен апостиль, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В частности, таким международно-правовым актом является Гаагская конвенция - Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 1961).

Действие Гаагской конвенции распространяется на документы об образовании, гражданском состоянии, трудовом стаже, свидетельства о нахождении в живых, справки, доверенности, судебные решения и материалы по гражданским, семейным и уголовным делам. Статья 1 данной Конвенции предусматривает, что она не распространяется на "документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами", а также на доверенности. Это означает, что в тех случаях, когда это предусмотрено Законом о гражданстве, данные документы будут использоваться как оригиналы. Они должны легализоваться обычным путем, т.е. применяется консульская легализация, включающая в себя последовательное проставление удостоверительной надписи в нескольких учреждениях. Сохранение многоступенчатости при легализации подобных документов позволяет устанавливать более строгий контроль над происхождением данных документов.

В соответствии со ст. 5 Гаагской конвенции на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп - апостиль. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран - участниц Гаагской конвенции.

По состоянию на 29 января 2007 г., помимо Российской Федерации, странами - участницами Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, являются: Австралия, Австрия, Албания, Аргентина, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Багамские острова, Барбадос, Беларусь, Белиз, Бельгия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней Даруссалам, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Китай, Корея, Латвия, Лесото, Либерия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Македония, Малави, Мальта, Маршалловы острова, Мексика, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сальвадор, Самоа, Сан-Марино, Свазиленд, Сербия, Словакия, Словения, Сейшельские острова, Сент-Кристофер и Невис, Словения, США, Суринам, Тонга, Турция, Украина, Фиджи, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР, Япония.

Следует обратить внимание на то, что легализации и проставления апостиля не требуются, если международным договором предусмотрена отмена или упрощение этих процедур. Так, двусторонними договорами России о взаимной правовой помощи и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.) предусмотрено, что документы, которые на территории одной из сторон Конвенции изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально уполномоченным органом в пределах их компетенции по установленной форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другого государства - участника Конвенции какого-либо удостоверения (легализации). Может быть потребован только нотариально заверенный перевод таких документов.

Заявление о получении российского гражданства считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой.

В 2004 г. Приказом N 164 по Министерству внутренних дел Российской Федерации была утверждена Инструкция, которая обязывала ФМС России выполнять текущую работу по рассмотрению обращений иностранных граждан и лиц без гражданства по поводу приобретения российского гражданства.

Заявление о принятии в гражданство Российской Федерации подается по установленной форме в паспортно-визовые службы по месту будущей (предполагаемой) регистрации заявителя по месту жительства. При наличии у лица вида на жительство заявление подается по месту регистрации, указанному в виде на жительство. Порядок выдачи иностранцам и апатридам вида на жительство установлен Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство".

К заявлению необходимо приложить (в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях, в частности, нотариально):

1) вид на жительство. Кроме лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации. Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории Российской Федерации исчисляется со дня регистрации по месту жительства в Российской Федерации и подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о дате регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина, с пометкой о дате его выдачи. Могут потребоваться и иные документы, подтверждающие факт выезда и въезда лица в Российскую Федерацию. В частности, к дополнительным документам следует относить:

а) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (вид на жительство);

б) документ, подтверждающий выезд из Российской Федерации до 6 февраля 1992 г. в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и (или) возвращение в Российскую Федерацию после 6 февраля 1992 г. по окончании трудовых, служебных отношений, обучения, лечения и частной поездки;

в) справки медицинского учреждения о прохождении лечения;

г) выписки из личного дела военнослужащего, проходящего военную службу по контракту;

д) данные учетов военного комиссариата;

е) выписки из домовой книги по месту регистрации, в том числе временной;

ж) копии поквартирной карточки;

з) справки жилищной организации;

и) дипломы о высшем и среднем образовании, об ученой степени, а также иные справки образовательного учреждения;

к) трудовые книжки и (или) справки с места работы;

л) справки об освобождении из мест лишения свободы;

2) один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706@, с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на чьем иждивении находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

3) документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя. В случае направления обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение по почте представляется также квитанция о заказном почтовом отправлении. Представлять документ об отказе от иного гражданства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве Республики Таджикистан и Республики Туркменистан, т.е. государств, с которыми существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации. Представления указанного документа не требуется и от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации;

4) документ, подтверждающий владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной формах в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:

а) документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией):

до 1 сентября 1991 г. - на территории государства, входившего в состав СССР;

после 1 сентября 1991 г. - на территории Российской Федерации;

б) сертификатом о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданным образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому (которой) Министерством образования Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;

в) документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании.

От представления вышеназванных документов освобождаются мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, а также недееспособные лица и инвалиды I группы.

Кроме того, возможно, потребуются дополнительные документы для лиц:

а) имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также для лиц, обладающих профессией либо квалификацией, представляющей интерес для Российской Федерации, - мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации о приеме заявителя в гражданство Российской Федерации;

б) которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, - свидетельство о предоставлении ему политического убежища;

в) признанных беженцами в соответствии с законодательством Российской Федерации, - документ, подтверждающий признание их беженцами.

Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г. N 64 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации" утвержден Административный регламент, определяющий порядок и функции ФМС РФ по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Согласно данному Административному регламенту, заявитель в соответствии с графиком работы территориального органа ФМС России представляет должностному лицу этого органа имеющийся у него пакет документов. Должностное лицо ведет первичный прием заявителя.

На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо выдает заявителю:

бланк квитанции для уплаты государственной пошлины;

два бланка заявления;

конкретизирует перечень необходимых документов в зависимости от оснований приобретения гражданства;

объясняет правила и технологию их сбора и заполнения.

Заявитель обеспечивает:

сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом;

надлежащее оформление требуемого пакета документов;

надлежащее заполнение бланков заявления;

подготовку необходимых копий документов;

уплату государственной пошлины.

Заявитель лично представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу.

Должностное лицо проводит проверку:

наличия необходимых документов и их копий;

подготовки вторых экземпляров копий документов;

удостоверения копий документов и подлинности подписей;

ознакомления заявителя, имеющего детей, со ст. 24, 25 Закона о гражданстве, выясняя его мнение об изменении гражданства детей;

наличия квитанции об уплате государственной пошлины.

На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо:

принимает решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий;

принимает заявление и регистрирует его во входящем журнале;

выдает заявителю справку о приеме документов с указанием регистрационного номера, даты принятия документов, фамилии и должности должностного лица, контактных данных;

принимает решение о необходимости дальнейшего сбора документов и (или) корректировки их заполнения, о чем сообщает заявителю при приеме документов.

Должностное лицо ведет первичный учет заявления, группирует документы, принятые в двух экземплярах, в дело об изменении гражданства, состоящее из двух отдельных частей.

Каждая часть дела помещается в мягкую обложку, на которой указывается фамилия, имя, отчество заявителя. К каждой части дела составляется опись, заверяемая подписью должностного лица.

В первую часть дела подшиваются документы, которые прилагаются к заявлению, и первый экземпляр заявления.

Ко второй части дела приобщаются второй экземпляр заявления, копии прилагаемых к заявлению документов, соответствие которых оригиналу проверяется принявшим их должностным лицом. Заявление заверяется его подписью и печатью территориального органа. Делу присваивается регистрационный номер, проставляемый в левом верхнем углу каждой части дела.

Оформляется учетная карточка, в том числе на каждого ребенка, указанного в заявлении, и вносится в электронную базу данных, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям.

Данная информация в установленном порядке направляется в Государственную информационную систему миграционного учета ФМС России.

Должностное лицо Федеральной миграционной службы РФ в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке и восстановлении в гражданстве Российской Федерации запрашивает заключение территориального органа Федеральной службы безопасности России и проводит проверки:

а) по учетам ФМС России и территориальных органов для выявления следующих оснований отклонения заявления о приеме в гражданство или восстановления в гражданстве, предусмотренных п. "б" и "в" ст. 16 Закона о гражданстве:

в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись ли за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

использовали ли подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

б) по учетам Главного информационно-аналитического центра МВД России и информационных центров Министерств внутренних дел, главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации по месту жительства заявителя для выявления оснований, предусмотренных п. "д" - "ж" ст. 16 Закона о гражданстве:

имеют ли неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

преследуются ли в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

осуждены ли и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания), для чего направляются запросы в автоматизированном виде или почтовыми сообщениями по формам, установленным в системе МВД России.

В случае если заявитель проживает на территории субъекта Российской Федерации менее пяти лет непосредственно перед обращением, запросы направляются также в территориальный орган по предыдущему месту жительства или проживания заявителя. При этом срок исполнения запросов не должен превышать одного месяца с даты регистрации такого запроса в канцелярии адресата.

Должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Закон о гражданстве связывает прием в гражданство в общем порядке или восстановление в гражданстве Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, после чего оформляет заключение установленного образца.

При наличии оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации в соответствии со ст. 16 Закона о гражданстве должностное лицо указывает их в заключении. Информация по результатам проверки вносится в учетную карточку. Данное заключение подлежит согласованию с руководителем структурного подразделения территориального органа по вопросам гражданства, а затем утверждению руководителем (исполняющим обязанности руководителя) территориального органа.

Затем к первой части дела подшиваются заключения территориального органа и территориального органа ФСБ России, а ко второй - второй экземпляр заключения территориального органа.

Сформированные таким образом две части дела вместе с третьим экземпляром заключения и сопроводительным письмом за подписью руководителя территориального органа направляются в ФМС России. Информация о направлении дела вносится в учетную карточку.

Должностное лицо ФМС России рассматривает материалы дела и, если они оформлены надлежащим образом, представляет в двух экземплярах заключение, утверждаемое заместителем директора ФМС России, курирующим данное направление деятельности.

Первый экземпляр заключения ФМС России вместе с первой частью дела должностное лицо направляет на согласование в ФСБ России для дальнейшего рассмотрения и направления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Информация о направлении дела вносится в учетную карточку.

В случае выявления нарушений в правильности заполнения и оформлении необходимых документов при рассмотрении материалов дела должностное лицо ФМС России возвращает его в территориальный орган для переоформления.

Возвращенные на доработку из Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации дела должностное лицо ФМС России направляет в территориальный орган с рекомендациями Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

При издании указа Президента Российской Федерации о приеме в гражданство России должностное лицо территориального органа извещает заявителя о принятом решении, направляет в случае необходимости уведомление полномочному органу иностранного государства в месячный срок и в военный комиссариат по месту жительства заявителя в отношении лица, подлежащего постановке на воинский учет.

Лицу, о котором издан указ Президента Российской Федерации о приеме (восстановлении) в гражданство России, выдается паспорт гражданина Российской Федерации в сроки, установленные п. 16 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории России (с изменениями от 11 января 2008 г.), утвержденного Приказом МВД РФ от 28 декабря 2006 г. N 1105 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" (с изменениями от 11 января 2008 г.) :

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 Современные рефераты