Рефераты

Предмет и задачи хозяйственного права

Предмет и задачи хозяйственного права

1. Понятие ХП, сущность, задачи

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Это комплексная отрасль, базирующаяся на нормах гражданского права относительно правоспособности физических и юридических лиц, гражданско-правовых сделок и конкретизирует их и содержит нормы административного, финансового, трудового права, которые регулируют хозяйственную деятельность. Это право и ближнее к нему гражданское право - это общие и специальные в соотношении. Гражданское право обозначает общие принципы регулирования имущественных и личных неимущественных отношений, в которые вступают физические и юридические лица, а хозяйственное право конкретизирует гражданские правовые нормы в отношении конкретных сфер и видов хозяйственной деятельности. Специфика хозяйственных отношений состоит в объединении организационных и имущественных элементов.

Организационный элемент связан с определением общих условий и порядка хозяйственной деятельности через установление ограничений в отношении монополий единых правил учёта и отчетности, государственных контрактов и заказов Имущественный элемент хозяйственных отношений обусловлен тем, что они непосредственно связаны с общественным производством и реализацией продукции, выполнение работ и услуг в отдельных отраслях экономики.

2. Субъекты ХП: понятие виды

Субъекты хозяйственного права - юридические и физические лица, которые на основе обособленного имущества осуществляют предусмотренную законодательством и уставом хозяйственную, управленческую деятельность в сфере экономики.

В соответствии со ст. 2.Хозяйственного Кодекса Украины участниками отношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют по ним организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Признаки

- Непосредственное осуществление хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом деятельности индивидуальных предпринимателей, предприятий различных организационно-правовых форм, производственных кооперативов, других хозяйственных организаций

- приобретение статуса субъекта хозяйственных отношений в установленном законом порядке, хотя порядок создания для различных субъектов хозяйственных отношений разный - в зависимости от вида (субъект хозяйствования или орган / организация хозяйственного руководства), организационно-правовой формы (унитарное предприятие, хозяйственное общество, производственный кооператив), основного или исключительного вида деятельности (коммерческий банк, страховая компания, фондовая биржа, промышленно-финансовая группа и др.). Приобретение статуса субъекта хозяйственных отношений, как правило, связывается с их государственной регистрацией; государственная регистрация может осуществляться в общем порядке (предусмотренное ст. 58 Хозяйственного кодекса Украины и Законом Украины от 15.05.2003 г. «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» и / или в специальном порядке (предусматривается Законом «О банках и банковской деятельности» - статьи 17-18, 22, Законом «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине »- пункты 13-14 ч. 2 статьи 7;« Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды) »(статьи); Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.07.1996 г. № 781« Об утверждении Положения о создании (регистрации), реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп »(п. 2) и др.;

- Наличие имущества, необходимого для осуществления выбранной субъектом или возложенной на него хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью;

- Наличие хозяйственной правосубъектности, т.е. признанной государством по определенным субъектом хозяйствования возможности быть субъектом прав

- Субъекты хозяйствования, то есть субъекты хозяйственного права, непосредственно осуществляющие хозяйственную деятельность (к ним относятся индивидуальные предприниматели, предприятия, производственные кооперативы, большинство хозяйственных обществ, коммерческие банки);

- субъекты хозяйственного права, осуществляющих руководство хозяйственной деятельностью, в т.ч. организацию такой деятельности (к ним относятся хозяйственные министерства и ведомства, органы местного самоуправления и их исполкомы, хозяйственные объединения, промышленно-финансовые группы, собственники имущества предприятий , фондовые биржи, Национальный депозитарий Украины.

В зависимости от форм собственности, на базе которой они функционируют, различают государственные, коммунальные, коллективные, частные и смешанные (функционируют на базе двух и более форм собственности) субъекты хозяйственного права. К первым (государственных) относятся государственные и казенные предприятия, государственные хозяйственные объединения, хозяйственные министерства и ведомства. Ко вторым (коммунальных) принадлежат коммунальные предприятия, органы местного самоуправления и их исполнительные органы. К третьим (коллективных) хозяйственные общества, производственные кооперативы, добровольные хозяйственные объединения, унитарные предприятия, созданные кооперативами, хозяйственными обществами, общественными и религиозными организациями. К четвертых (частных) - индивидуальные предприниматели, частные предприятия. К пятой (смешанных) - арендные предприятия, совместные предприятия, а также промышленно-финансовые группы, в состав которых могут входить хозяйственные организации различных форм собственности.

3. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды

Хоз правоотношения - имущественные, личные неимущественные и связанные с ними организационные и внутрихозяйственные отношения, возникающие при занятии хоз деятельностью, направленные на получение прибыли, урегулированные нормами хоз права. В соответствии со ст. 3 ХК различаются следующие виды хоз отношений: хоз-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения. Первые включают в себя: имущественные и иные отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хоз деятельности. Вторые - являются отношения между субъектами хозяйствования и органами управления в процессе управления хоз деятельностью. Последние - между структурными подразделениями субъекта хозяйствования и отношения субъекта хозяйствования с его подразделениями. Кроме этого, хоз правоотношения бывают: 1.В зависимости от экономического содержания - имущественные (право собственности, хоз договор) и неимущественные (связанные с имущественными). 2.В зависимости от юр содержания - абсолютные и относительные. 3.В зависимости от характера осуществления прав - на вещные и обязательственные. 4.В зависимости от направленности - регулятивные и охранительные. Элементами хоз правоотношений являются: -объект (вещи, деньги, валюта, ЦБ, имущественные права, работы и услуги, объекты права интеллектуальной собственности, иные материальные и нематериальные блага); -субъект (ФЛ-П, ЮЛ, обособленные подразделения ЮЛ); -содержание (хоз правоотношения направлены на получение прибыли). Особенности: 1)хоз правоотношения - особый вид гражданских правоотношений, возникающий в хоз сфере. 2)направлены на достижение спец цели. 3)участниками являются лица, наделенные особым статусом. 4)объекты имеют особенности, по сравнению с объектами гражданских правоотношений. 5)возникают из особых юр фактов.

4. Субъекты хоз правоотношений: понятие и виды

Учасниками відносин у сфері господарювання є суб'єкти господарювання, споживачі, органи державної влади та органи місцевого самоврядування, наділені господарською компетенцією, а також громадяни, громадські та інші організації, які виступають засновниками суб'єктів господарювання чи здійснюють щодо них організаційно-господарські повноваження на основі відносин власності.

Суб'єкт господарювання як учасник відносин у сфері господарювання має особливий правовий статус тому, що він безпосередньо здійснює господарську діяльність. Усім іншим учасникам така ознака не притаманна, хоча їх дії мають той чи інший конкретний зв'язок саме з цією діяльністю. Наприклад, органи державної влади та органи місцевого самоврядування не визнаються суб'єктами господарювання (ч. 1 ст. 8 Кодексу). Однак вони можуть впливати на здійснення господарської діяльності, якщо наділені відповідною господарською компетенцією.

При коментуванні даної статті деяких пояснень потребує поняття «споживачі» Законі України «Про природні монополії». Стаття 1 цього Закону визначає споживача товарів як фізичну або юридичну особу, що придбаває товар. Виходячи з цього стає зрозумілим, що Кодекс, назвавши споживачів учасниками відносин у сфері господарювання, має на увазі юридичних осіб - організації, які споживають результати господарської діяльності, незалежно від того, чи є вони господарюючими, а чи негосподарюючими суб'єктами (споживачі енергії, природного газу тощо). Відповідно до цього не є учасниками відносин у сфері господарювання споживачі - фізичні особи, права яких визначені окремим законодавством.

Юридичні тонкощі розуміння поняття «учасники відносин у сфері господарювання». По-перше, це поняття, як узальнююче, вказує на певну різноманітність таких учасників, що обумовлює особливості правового статусу кожного з них. Головний критерій, за яким визначаються ці особливості, має економічний характер -- це наближеність того чи іншого учасника до здійснення безпосередньої господарської діяльності. По-друге, якщо ці учасники вступають у господарські правовідносини, то вони набувають суто юридичну якість - стають суб'єктами цих правовідносин.

5. Методы правового регулирования хоз отношений

Методы правового регулирования хозяйственных отношений - это применяемые законодателем способы правового оформления хозяйственных отношений в соответствии с их свойств и целей правового регулирования, отражающие взаимное положение сторон, наряду с принятия ими юридически значимых решений, характер юридической ответственности в случае нарушения и способы юридической защиты прав и законных интересов сторон.

Различают четыре основных метода правового регулирования хозяйственных отношений. К ним относятся:

Метод предписаний, предусматривающий право принятия юридически значимых решений органом хозяйственного руководства (собственником имущества) относительно подчиненного ему субъекта (решение собственника о создании предприятия или его реорганизации, ликвидацию выдача лицензии; размещение государственного заказа на предприятиях, функционирующих на базе государственного имущества, и предприятиях-монополистах. Применение этого метода законодателем происходит в форме императивных норм (по минимальному размеру уставного фонда / капитала отдельных видов хозяйственных обществ, коммерческих банков, корпоративных инвестиционных фондов и др.). источников формирования их имущества, обязательности определенных фондов или резервов (или наоборот - запрету их создавать, как это предусмотрено ст. 12 Закона «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» Метод властных предписаний предполагает прежде учета публичных интересов (если применяется государством или территориальной общиной в лице уполномоченных органов) собственника имущества по созданного им предприятия (в форме устава, определяющий границы использования предприятием имущества собственника и обязанности по собственника).

Метод автономных решений позволяет субъектам хозяйствования принимать самостоятельно (но в пределах своей компетенции) юридически значимые решения, и обязанность всех других субъектов не препятствовать принятию и выполнению этих решений (например, принятие общим собранием акционерного общества решения о направлениях использования прибыли общества за прошлый финансово-хозяйственный год.

Метод координации обеспечивает принятие юридически значимых решений по согласию сторон, каждая из которых не вправе навязывать свои условия другой стороне; решение принимается на основе компромисса (заключение хозяйственного договора.

Метод рекомендаций предусматривает издание компетентными органами адресованных субъектам хозяйствования предложений (рекомендаций) по определенной (желаемой для общества, эффективной) поведения (порядка действий) в сфере хозяйствования. Это примерные хозяйственные договоры, примерные учредительные и внутренние правовые документы хозяйственных организаций, в т.ч. открытых акционерных обществ.

6. Понятие, признаки и особенности хоз законодательства

Хозяйственное законодательство составляет нормативную основу хозяйственного правопорядка - правил организации, непосредственного осуществления и управления хозяйственной деятельностью.

Хозяйственное законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов и правовых норм, регулирующих отношения по осуществлению хозяйственной деятельности и руководства (в т.ч. организации) такой деятельностью.

Хозяйственному законодательству Украины присущь ряд характерных признаков:

* значительная разветвленность и наличие большого количества нормативных актов; этому есть объективные (динамизм и сложность хозяйственной жизни и соответственно - правового регулирования) и субъективные (недостаточное внимание к упорядочению хозяйственного законодательства и многочисленные эксперименты в сфере экономики, каждый из которых требует специального правового обеспечения) причины;

* преимущество в хозяйственном законодательстве комплексных нормативных актов, содержащих нормы различных отраслей права (хозяйственного, гражданского, финансового, трудового и т.д.), которые касаются одного предмета правового регулирования - страхования (Закон «О страховании»), инвестирования (Закон «О кооперации») и др.;

* кодификация хозяйственного законодательства, стержнем которой является принятый 16 января 2003 Хозяйственный кодекс Украины, разработанный в соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы в Украине, одобренной Постановлением Верховной Рады Украины от 28.04.1992 г. (вступил в силу с 01.01.2004 г. одновременно с новым Гражданским кодексом Украины. Хозяйственный кодекс определяет основы хозяйствования, которое базируется на разнообразии субъектов хозяйствования различных форм собственности и имеет целью утверждение оптимального общественного хозяйственного порядка в сфере национальной экономики; состоит из 9 разделов: I - основные принципы хозяйственной деятельности; II - субъекты хозяйствования; III - имущественная основа хозяйствования; IV - хозяйственные обязательства; V - ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования; VI - особенности правового регулирования в отдельных отраслях хозяйства; VII - внешнеэкономическая деятельность; VIII - специальные режимы хозяйствования; IX - заключительные положения. Хозяйственный кодекс Украины имеет целью обеспечить рост деловой активности субъектов хозяйствования, развитие предпринимательства и на этой основе повышения эффективности общественного производства, его социальную направленность в соответствии с требованиями Конституции Украины, утвердить общественный хозяйственный порядок в экономической системе Украины, способствовать гармонизации ее с другими экономическими системами;

* наличие в хозяйственном законодательстве значительного количества нормативных актов ограниченной сферы действия - ведомственных, региональных, локальных; ведомственные обеспечивают специфику правового регулирования хозяйственных отношений в отдельных отраслях и сферах экономики, должны соответствовать нормативно-правовым актам высшей юридической силы и, как правило, вступают в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины согласно Указу Президента Украины от 03.10.1992 г. № 493/92 «О государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов государственной исполнительной власти», Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.1992 г. № 731 «Об утверждении Положения о государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов государственной исполнительной власти», Порядком отмены решений о государственной регистрации нормативно-правовых актов, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 29.01.1999 г. № 54/3347.

Наличие указанных черт обусловлена спецификой сферы хозяйствования, характеризующийся высокой степенью сложности и многообразием отношений, что в ней возникают, а следовательно - присущи законодательству, которое регулирует эту сферу не только в Украине, но и в других государствах.

Наряду с этими особенностями отечественному хозяйственному законодательству присущи временные черты, обусловленные трансформационными процессами в сфере экономики - от планово-распределительных к преимущественно рыночным основам хозяйствования. Такими временными особенностями, отражающими переходный характер хозяйственного законодательства Украины, являются:

1) наличие в хозяйственном законодательстве Украины нормативных актов уже несуществующего государства - СССР (Положение о поставках продукции научно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления, утвержденные постановлением Совета Министров СССР № 888 от 25.07.1988 г. и др.), что применяются при условиях, определенных Постановлением Верховной Рады Украины от 12.09.1991 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР», с вступлением в силу Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины (т.е. с 01.01.2004 г.) большинство таких актов или их положений утратило свое действие);

2) наличие в хозяйственном законодательстве дореформовых нормативных актов (вышеупомянутых положений о поставках и др.) и нормативных актов, отвечающих Концепции перехода Украинской ССР к рыночной экономике (одобрена Верховной Радой Украинской ССР 01.11.1990 г. и, соответственно, - обеспечивают развитие рыночных отношений и их социальную ориентацию (ХК и ГК Украины, законы «О режиме иностранного инвестирования» - 10.07.2003 г., «О кооперации» - 10.07.2003 г. и др.);

3) стремительность принятия актов законодательства, что обусловлено объективными факторами (изменениями в сфере хозяйствования, связанными с внедрением и развитием рыночных отношений, а также субъективными причинами (лоббирование политическими силами принятия отдельных законов без соблюдения при их разработке и принятию основных правил юридической техники, применяемой во избежание новых коллизий, неадекватного регулирования, нарушения баланса частных и публичных интересов и т.п.).

Все это убеждает в том, что хозяйственному законодательству Украины (как законодательству переходного периода - от планово-распределительной экономики к социально направленной рыночной) присущи черты, свидетельствующие о недостатках правового регулирования, прежде всего: наличие устаревших положений, пробелов, коллизионных норм, чрезмерно большое количество нормативно-правовых актов. В свою очередь, многочисленные недостатки хозяйственного законодательства обусловливают необходимость его совершенствования.

7. Коллизии в хоз. Закон-ве

Термин «коллизия» (лат. - соllisiо) происходит от латинского «соllиdо» - сталкиваюсь и означает столкновение, совпадение противоположных обстоятельств, сил и интересов. Классическим выражением коллизии является противоречие между «существующим» и «необходимым», а если учесть, что закон закрепляет «существующее», а в праве содержится «надлежащее» или «необходимо», то юридические коллизии в наиболее глобальном масштабе заключаются в противоречиях между положительным законом и естественным правом [10,18]

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм в процессе толкования и правоприменения, точный анализ обстоятельств «дела», выбор единственного возможного или на крайний случай наиболее целесообразного варианта решения. Это, как правило, сложное аналитическое задание.

Отечественным правоведением был выработан ряд правил, направленных на решение правовых коллизий, основными из которых названы следующие:

-- применение нормы высшей юридической силы;

-- применение правовой нормы, вступившей в силу позднее;

-- использование принципа соотношения общей и специальной нормы.

Однако такие правила решения коллизий базируются на формальных признаках правовой нормы, а не на ее материальной сути.

Некоторые коллизии ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ

· кодекс не гарантирует, что приказы будут квалифицированными и понятными.

· что они будут последовательными и скоординированными (слишком велика у нас армия желающих порулить.

· никто не гарантирует, что приказы будут отдаваться в интересах всей экономики, а не конкретных групп или субъектов, "милых сердцу" того или иного чиновника.

· никто не гарантирует, что эти приказы корректно выполняться субъектами, которым они адресованы.

К сожалению, установить пределы сферы действия Хозяйственного кодекса и перечень применяемых средств воздействия очень сложно, если не невозможно. Если Гражданский кодекс регулирует отношения между всеми юридическими и физическими лицами, состоящими по поводу всего существующего в обращении имущества в условиях юридического равенства субъектов, то Хозяйственный кодекс претендует на регулирование всего комплекса разнородных отношений, складывающихся в экономике, включая реализацию государственными органами своих властных полномочий (статьи 3 и 4).

В сферу регулирования этого кодекса не входят мелкие бытовые сделки физических лиц между собой. Конечно, Хозяйственный кодекс признает право на существование других кодексов (Земельного, Гражданского, Трудового и др.) и специальных законов, которые так или иначе касаются отношений, складывающихся в экономике, но все они должны быть определенным образом приведены в соответствие с нормами и принципами ГК.

Однако именно вопрос принципов и требует тщательного внимания. Если ГК строится на принципах частного права, предполагают юридическое равенство сторон, поиск оптимального баланса интересов общества и личности, недопустимость властно-директивных отношений между субъектами, действующими на рынке, то объединение в рамках Хозяйственного кодекса актов, регулирующих различные отношения (налоговые, антимонопольные, валютного регулирования и контроля), возможно только на основе одного общего принципа - хозяйственной целесообразности.

Хозяйственный кодекс, руководствуясь идеологией государственно-плановой экономики (в Кодексе она принимается под псевдонимом социально ориентированной, регулируемой государством), не готов провести четкую грань между государственными органами, осуществляющими властные полномочия, и предприятиями, функционирующими на рынке.

Именно резервирование за государственными органами права осуществлять хозяйственную деятельность и обусловило то, что краеугольным камнем всей конструкции ГК стала слегка модернизированная концепция "социалистического предприятия", без которой построение планово -регулируемой невозможна.

Разработчики Хозяйственного кодекса совершенно несправедливо обошли своего внимания конструкции, которые очень хорошо себя зарекомендовали: "доверительное общество" и "дочернее предприятие", предоставив массу возможностей новому субъекту хозяйственной деятельности - "филиалу / представительству" (ст. 132), осуществляющих хозяйственную деятельность, не будучи юридическим лицом, но имеет собственное имущество на правах "оперативно-хозяйственного ведения (ст. 138), так что вскоре можно ожидать споров относительно того, кто кому и сколько должен, между головными офисами и филиалами.

Так же следует отметить, что именно отмена государственной регистрации юридического лица является основанием для его ликвидации, а не наоборот (п. 15 ст. 58). Но ликвидированное юридическое лицо не оставило после себя какое-то имущество и долги. В последнем случае возникает проблема, от чьего имени это имущество продается, у кого покупается. И вообще, стоит ли погашать требования кредиторов, если и де-факто, и де-юре должника уже нет, он ликвидирован, а имущество, оставшееся после него, можно смело объявлять бесхозным и передавать государству. Требования кредиторов носят обязательственный характер, а обязательства есть, пока есть субъекты (должник и кредитор): нет должника - нет обязательства!

Предприятиям негосударственного сектора после оплаты налогов остается незначительная часть прибыли т.к. государство (чиновник) оставляет за собой право "влиять" на выбор "направлений и объемов" использования прибыли посредством нормативов, налогов, налоговых льгот и "хозяйственных санкций", или же оставаться шанс применить "хозяйственные санкции" за "неправильное" (по его мнению) использование собственной прибыли.

Хозяйственный кодекс Украины позволяет осуществлять открытую подписку на акции до образования акционерного общества, что является классическим правилом, а Гражданский кодекс Украины - после регистрации общества. Для согласованности следует выбрать какое-то одно из этих противоречивых правил.

Следует отметить следующее: как и любой закон, Хозяйственный кодекс Украины оказался не лишенным недостатков. Они должны быть исправлены в ближайшее время. Так, например, одной и проблем есть определенная терминологическая несогласованность ГК и ГК Украины.

· Хозяйственный кодекс применяет понятие "проценты", а Гражданский кодекс - "проценты";

· ГК закрепляет категорию "договор на расчетно-кассовое обслуживание", а ГК - "договор банковского счета";

· ГК содержит понятия "сделка", а ГК - "сделка";

· ГК предусматривает "недействительность обязательства", а ГК - "недействительность сделки";

· ГК применяет понятие "уставный фонд", а ГК - "уставный капитал".

Во многих случаях встречаются и другие терминологические несогласованности, которые требуют, по сути, законодательных поправок или требуют более тщательной работы при доработке.

8. Значение хозяйственной практики в совершенствовании хозяйственного законодательства

Беручи до уваги вищенаведені ознаки сучасного господарського законодавства України, можна констатувати: в ньому чимало вад, у т. ч. застарілих, колізійних норм, а також прогалин, що зумовлено запровадженням в економіку України нових для неї ринкових відносин, які ще не зазнали відповідного законодавчого врегулювання. Одночасне прийняття, а також набуття чинності Господарським та Цивільним кодексами України породжує ще таку проблему, як усунення колізій між їх положеннями (щодо господарських товариств; правового режиму цінних паперів; форм власності та ін.). Зазначені обставини зумовлюють необхідність вдосконалення господарського законодавства, яке відбувається за чотирма основними напрямами:

1) вдосконалення господарського законодавства щодо його змісту. Цей напрям передбачає необхідність врегулювання нових для господарської системи України відносин (конфлікту інтересів у господарських організаціях корпоративного типу; правового становища холдингових компаній; господарських товариств публічних -- державної та комунальної -- форм власності) та врегулювання традиційних (наприклад, договірних) відносин на нових засадах шляхом прийняття нових або внесення відповідних змін до чинних нормативних актів; завданням цього напряму є також забезпечення адекватності правового регулювання відносин у сфері господарювання з врахуванням динаміки розвитку ринкових відносин і відповідно - прийняття нових редакцій законів, прийнятих на початку запровадження ринкових відносин (початок 90-х років XX століття);

2) вдосконалення господарського законодавства щодо його правової форми. Цей напрям передбачає: а) істотне посилення ролі закону як основного джерела регулювання господарських відносин, що відповідає положенням Конституції України (ст. 92) та ст. 5 Господарського кодексу України щодо регулювання на рівні закону відносин власності, визначення правових засад та гарантій підприємництва, правил конкуренції в економічній сфері та норм антимонопольного регулювання; б) зменшення ролі відомчих нормативних актів і обмеження відомчої нормотворчості, що забезпечується контролем з боку Міністерства юстиції України у формі державної реєстрації таких актів та набуття ними чинності за умови такої реєстрації (Постанова Кабінету Міністрів України віл 28.12.1992 p. № 731 «Про затвердження Положення про державну реєстрацію нормативних актів міністерств та інших органів державної виконавчої влади»); в) підвищення ролі локальних нормативних актів (установчих і внутрішніх правових документів суб'єктів господарювання), які самостійно (але в межах, не заборонених законом) визначають напрями своєї діяльності, внутрішню структуру, порядок використання прибутку та інші питання;

3) вдосконалення господарського законодавства щодо його системи. Цей напрям передбачає: а) вирішення проблем, пов'язаних з прийняттям Господарського та нового Цивільного кодексів (усунення колізій між низкою норм цих кодексів; приведення усього масиву господарського законодавства у відповідність до Господарського кодексу; б) інкорпорацію господарського законодавства (видання систематизованих збірок господарського законодавства) за предметним критерієм: законодавство про приватизацію, законодавство про капітальне будівництво, законодавство про господарські договори тощо; в) консолідацію господарського законодавства (прийняття замість кількох нормативно-правових актів, що регулюють певний вид господарських відносин,- одного, який дозволяє усунути колізії в регулюванні певної категорії господарських відносин (наприклад, питання інноваційної діяльності регулюються: Законом України від 18.09.1991 р. «Про інвестиційну діяльність» (ст. 3), главою 34 Господарського кодексу України, Законом України від 04.07.2002 р. «Про інвестиційну діяльність», Законом України від 16.01.2003 р. «Про пріоритетні напрями інноваційної діяльності»; при цьому відсутнє уніфіковане поняття інноваційної діяльності; основні засади її здійснення, державної підтримки визначаються в кожному з цих актів з деякими відмінностями. Відтак виникає потреба в прийнятті консолідованого закону з питань інноваційної діяльності, який би забезпечив уніфікацію регулювання відносин, що виникають у процесі організації та здійснення такої діяльності;

4) гармонізація законодавства України з найдосконалішими міжнародними стандартами регулювання відносин у сферу госпб-дарювання, законодавством міжнародних економічних союзів, до складу яких входить чи планує увійти Україна (включаючи й Європейський Союз). Так, Законом України від 18.03.2004 р. «Про Загальнодержавну програму адаптації законодавства України до законодавства Європейського Союзу» та підзаконними нормативно-правовими актами (Указом Президента України від 30.08.2000 р. «Про Національну раду з питань адаптації законодавства України до законодавства Європейського Союзу», рішенням Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку від 02.06.2002 р. № 190 «Про погодження Рекомендацій з найкращої практики корпоративного управління для акціонерних товариств України», Положенням про Центр європейського та порівняльного права, затв. наказом Міністерства юстиції України від 23.06.2003 р. № 68/5 та ін.) передбачена низка заходів, спрямованих на забезпечення реалізації цього напряму вдосконалення вітчизняного законодавства.

На вдосконалення господарського законодавства спрямована державна регуляторна політика, що має здійснюватися у відповідності до Закону України від 11.09.2003 р. «Про засади державної регуляторної політики у сфері господарської діяльності». Закон визначає:

1) принципи державної регуляторної політики (адекватність, ефективність, збалансованість, передбачуваність, прозорість та врахування громадської думки);

2) основні етапи та елементи державної регуляторної політики (підготовка аналізу регуляторного впливу; планування діяльності з підготовки проектів регуляторних актів; оприлюднення проектів регуляторних актів; їх відкриті обговорення; відстеження результативності регуляторних актів; перегляд регуляторних актів; систематизація регуляторних актів; оприлюднення інформації про здійснення регуляторної діяльності), а також основні засади її здійснення (єдиний підхід до підготовки аналізу регуляторного впливу та до здійснення відстежень результативності регуляторних актів; недопущення прийняття регуляторних актів, які є непослідовними або не узгоджуються чи дублюють чинні регуляторні акти; викладення положень регуляторного акта у спосіб, який є доступним та однозначним до розуміння особами, які повинні впроваджувати або виконувати вимоги цього регулятивного акта);

3) систему та повноваження регуляторних органів - Верховної Ради України, Президента України, Кабінету Міністрів України, центральних органів виконавчої влади, Верховної Ради Автономної Республіки Крим, Ради міністрів Автономної Республіки Крим, місцевих органів виконавчої влади, органів місцевого самоврядування;

4) особливості здійснення регуляторної діяльності (а) щодо положень нормативних документів (стандартів, державних норм та правил, технічних умов тощо), (б) в умовах воєнного, надзвичайного стану та оголошення зони надзвичайної екологічної ситуації;

5) відповідальність за порушення порядку регуляторної діяльності.

Значну роль у вдосконаленні господарського законодавства відіграють господарські суди, які в процесі розгляду господарських справ:

1) виявляють прогалини, колізії, застарілі норми в чинному господарському законодавстві;

2) узагальнюють практику розгляду господарських справ (спорів);

3) Вищий господарський суд (правонаступник Вищого арбітражного суду України) на підставі узагальненої в масштабі України судової практики видає оглядові та інформаційні листи, а Президія Вищого господарського суду України відповідно до ч. 2 ст. 44 Закону України «Про судоустрій»: а) дає роз'яснення з питань застосування господарськими судами законодавства при вирішенні господарських справ (наприклад, Роз'яснення Президії Вищого господарського суду від 21.05.2002 р. № 04-5/563 «Про деякі питання практики перегляду рішень, ухвал, постанов за нововиявленими обставинами»); такі роз'яснення враховуються не лише господарськими судами нижчих ланок, а й суб'єктами господарювання, органами господарського керівництва, іншими учасниками господарських правовідносин у правозастосовній діяльності; б) вносить в установленому порядку пропозиції щодо змін чинного законодавства; в) приймає рішення про звернення до Конституційного суду України з поданням щодо офіційного тлумачення Конституції України стосовно відповідності її положенням окремих норм господарського законодавства.

9. Реализация хозяйственно-правовых норм

Переважна більшість актів господарського законодавства має комплексний характер, тобто складається з правових норм різних галузей права, присвячених одному предмету правового регулювання (господарським договорам певного виду, суб'єктам господарювання певної господарсько-правової форми або органу господарського керівництва тощо). Проте провідне місце в будь-якому акті господарського законодавства посідають господарсько-правові норми, яким властиві загальні (притаманні всім правовим нормам) та специфічні (видові) ознаки, що віддзеркалюють їх відмінність від норм інших галузей права. До загальних ознак належать:

· встановлення господарсько-правових норм компетентними органами (залежно від юридичної сили та виду нормативно-правових актів, в яких містяться норми, такими органами є: Верховна Рада України, Президент України, Кабінет Міністрів України, центральні органи державної виконавчої влади, обласні ради народних депутатів та обласні держадміністрації, міські (Київська та Севастопольська) ради народних депутатів та держадміністрації), господарські об'єднання та суб'єкти господарювання;

· офіційний, тобто встановлений законом, порядок прийняття таких норм (залежить від юридичної сили та виду нормативно-правових актів, в яких містяться норми);

· фіксація таких норм у спеціальних правових документах (їх назва залежить від юридичної сили документа та відповідно - від органу, що його приймає: закон, декрет, постанова, указ, наказ, положення, статут, засновницький договір, правила);

· адресування таких норм заздалегідь невизначеному колу осіб -усім потенційним чи зареєстрованим суб'єктам господарювання взагалі чи суб'єктам певної організаційно-правової форми, наприклад, господарським товариствам (тобто цим нормам не притаманна індивідуальна персоніфікація - адресування конкретній особі).

Крім того, господарсько-правові норми характеризуються такою специфічною ознакою, що відрізняє їх від норм інших галузей права, як сфера застосування: вони містять правила у сфері господарювання (щодо безпосереднього здійснення господарської діяльності та/або організації, керівництва такою діяльністю). ' Узагальнення згаданих ознак дозволяє дати таке визначення:

Господарсько-правові норми -- це встановлені компетентними органами в офіційному порядку і зафіксовані в спеціальних правових документах індивідуально не персоніфіковані правила у сфері господарювання.

Різноманітність господарсько-правових норм зумовлює доцільність їх класифікації, зокрема, за критерієм структури норми на: (1) норми з традиційною структурою (гіпотеза, диспозиція і санкція) і (2) норми з неповною структурою. Останні (серед господарсько-правових норм вони становлять більшість), своєю чергою, поділяються на:

· норми-заборони (наприклад, заборона здійснення підприємницької діяльності органам державної влади та органам місцевого самоврядування (ч. 4 ст. 43 ГК), а також посадовим особам цих органів (ч. 2 ст. 64 Конституції України; ч. 4 ст. 43 ГК);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 Современные рефераты