p align="left">В отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии имеют право ссылаться на договор лишь со дня его государственной регистрации. Отсутствие регистрации договора лишает стороны права в случае спора ссылаться на настоящий договор.
Другие требования относительно заключения договора коммерческой концессии устанавливаются законом.
Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам пользования предоставленным нему комплексом прав или частицей этого комплекса прав на условиях коммерческой субконцесії, согласованных ним из правоволодільцем или определенных в договоре коммерческой концессии.
Если договор коммерческой концессии признан недействительным, недействительной также заключенные на его основе договоры коммерческой субконцесії.
105. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности
Понятие внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствование есть хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления требует пересечение таможенной границы Украины имуществом, указанным в части первой статье 139 Хоз Кодекса, и/или рабочей силой.
Внешнеэкономическая деятельность ведется на принципах свободы ее субъектов добровольно вступать в внешнеэкономическое отношение, осуществлять их в любых формах, не запрещенных законом, и равенства перед законом всех субъектов внешнеэкономической деятельности.
Общие условия и порядок осуществления внешнеэкономической деятельности субъектами хозяйствование определяются этим Кодексом, законом о внешнеэкономической деятельности (959-12) и другими нормативно-правовыми актами.
Виды внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономические операции
Все субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право на осуществление любых видов внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических операций, если другое не установлен законом.
Виды внешнеэкономической деятельности, перечень внешнеэкономических операций, которые осуществляются на территории Украины, условия и порядок их осуществления субъектами внешнеэкономической деятельности, а также перечень товаров (работ, услуг), запрещенных для экспорта и импорта, определяются законом.
106. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности направляется на защиту экономических интересов Украины, прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, создание равных условий для развития всех видов предпринимательства в сфере внешнеэкономического отношения и использования субъектами внешнеэкономической деятельности доходов и инвестиций, поощрение конкуренции и ограничение монополизма субъектов хозяйствование в сфере внешнеэкономической деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.
107. Субъектывнешнеэкономической деятельности
Субъектами внешнеэкономической деятельности есть:
- субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 части второй статьи :господарські організації - юридичні особи, створені відповідно до Цивільного кодексу України, державні, комунальні та інші підприємства, створені відповідно до цього Кодексу, а також інші юридичні особи, які здійснюють господарську діяльність та зареєстровані в установленому законом порядку; громадяни України, іноземці та особи без громадянства, які здійснюють господарську діяльність та зареєстровані відповідно до закону як підприємці.
Суб'єкти господарювання реалізують свою господарську компетенцію на основі права власності, права господарського відання, права оперативного управління відповідно до визначення цієї компетенції у цьому Кодексі та інших законах.)подразделы (структурные единицы) иностранных субъектов хозяйствования, которые не являются юридическими лицами за законодательством Украины (филиала, отделение и т.п.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины и зарегистрированные в порядке, установленному законом.
Во внешнеэкономической деятельности могут принимать участие также внешнеэкономические организации, которые имеют статус юридического лица, образованные в Украине соответственно закону органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Государство гарантирует одинаковая защита всех субъектов внешнеэкономической деятельности.
108. Лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций
Одним из методов нетарифного регулирования являются количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, которая определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Два основных средства количественных ограничений экспорта и импорта - это квотирование и лицензирование, представляющие собой ограничения на определенный срок количества, объема или стоимости импортированных (экспортированных) товаров и состоящие в получении соответствующего разрешительного государственного документа (лицензии).
Лицензирование - это регулирование ВЭД через разрешительный пакет документов, выдающийся государственными органами на право экспорта (импорта) товара в определенных количествах на определенный промежуток времени.
Квотирование - это установление режима выдачи индивидуальных лицензий на экспорт (импорт) товара в пределах установленной квоты.
В соответствии со ст. 16 Закона Украины "О ВЭД" лицензирование и квотирование экспорта и импорта вводится в Украине самостоятельно при наличии следующих обстоятельств:
- в случае резкого ухудшения расчетного баланса Украины, если его отрицательное сальдо на соответствующую дату превышает 25 процентов от общей суммы валютных требований Украины;
- в случае достижения установленного Верховной Радой Украины уровня внешней задолженности;
- в случае значительного нарушения равновесия по определенным товарам на внутреннем рынке Украины, (в особенности по сельскохозяйственной продукции, продуктам рыболовства, продукции пищевой промышленности и промышленным товарам народного потребления первой необходимости);
- при необходимости применения мер в ответ на дискриминационные действия других государств;
- при нарушении субъектом ВЭД правовых норм этой деятельности, установленных Законом Украины «О ВЭД» (в данном случае режим лицензирование вводится как санкция);
- в соответствие с международными договорами, которые заключает Украина.
Решение об установлении режима лицензирования и квотирования экспорта (импорта) ежегодно принимается Кабинетом Министров с определением списка товаров, которые подпадают под режим лицензирования и квотирования. По каждому виду товара может устанавливаться только один вид лицензии и квоты.
Лицензия Минэкономики является основанием для таможенного оформления партии товаров, подлежащих лицензированию или квотированию в Украине.
109. Понятие и содержание внешнеэкономических договоров
Внешнеэкономическая деятельность опосредствуется внешнеэкономическими договорами (контрактами).Внешнеэкономический договор (контракт) - материально оформленное соглашение двух или более субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленное на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности (ст.1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности»).
Согласно ч.1 ст.6 Закона «О внешнеэкономической деятельности», субъекты, которые являются сторонами внешнеэкономического договора (контракта), должны быть способны к заключению договора (контракта) в соответствии с Законом «О внешнеэкономической деятельности» и другими законами Украины. Внешнеэкономический договор (контракт) заключается в соответствии с Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» и иными законами Украины с учетом международных договоров Украины. Субъекты предпринимательской деятельности при составлении текста договора (контракта) имеют право использовать известные международные обычаи, рекомендации международных органов и организаций, если это не запрещено прямо и в исключительной форме Законом Украины «Внешнеэкономической деятельности» и иными Законами Украины.
Для подписания внешнеэкономического договора (контракта) субъекту внешнеэкономической деятельности не нужно разрешение какого-либо органа государственной власти, управления или вышестоящей организации, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины.
Субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право заключать любые виды внешнеэкономических договоров (контрактов), кроме тех, которые прямо и в исключительной форме запрещены законами Украины.
Права и обязанности сторон внешнеэкономических договоров (контрактов) определяются правом места ее заключения, если стороны не согласовали иное. Место заключения соглашения определяется законами Украины.
Ст.6 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», регламентирующая форму заключения внешнеэкономического договора, изложена в новой редакции 21.10.99 г., где этот порядок упрощен. Внешнеэкономический договор (контракт) заключается субъектом внешнеэкономической деятельности или его представителем в простой письменной форме, если иное не предусмотрено международным договором Украины или законом. Полномочие представителя на заключение внешнеэкономического
договора (контракта) может вытекать из доверенности, уставных документов, договоров и иных оснований, которые не противоречат Закону «О внешнеэкономической деятельности». Действия, которые осуществляются от имени иностранного субъекта внешнеэкономической деятельности субъектом внешнеэкономической деятельности Украины, уполномоченным на это надлежащим образом, считаются действиями этого иностранного субъекта внешнеэкономической деятельности.
110. Расчёты при осуществлении внешнеэкономической деятельности
Статья 14. Закона Украины «О ВЭД» определяет ведение расчетов и кредитование субъектов внешнеэкономической деятельности.
Все субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право:
- самостоятельно определять форму расчетов по внешнеэкономическим операциям среди тех, которые не противоречат законам Украины и соответствуют международным правилам;
- непосредственно брать и предоставлять коммерческие кредиты за счет собственных денежных средств в действующей на территории Украины валюте и в иностранной валюте как в пределах, так и за пределами Украины, самостоятельно принимать решение в указанных вопросах;
- свободно избирать банковско-кредитные учреждения, которые будут вести их валютные счета и расчеты с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, пользоваться их услугами, с соблюдением при этом требований действующих законов Украины.
Расчетное и кредитное обслуживание субъектов внешнеэкономической деятельности осуществляется на территории Украины банком для внешнеэкономической деятельности Украины и уполномоченными коммерческими банковскими и кредитными учреждениями, а также иностранными и международными банками, зарегистрированными в установленном порядке на территории Украины.
Кредитование внешнеэкономических операций в действующей на территории Украины валюте и в иностранной валюте осуществляется на основе договоренности и на условиях, согласованных между кредиторами и получателями кредитов в кредитных соглашениях (договорах).
Расчетные кредиты банков, которые выдаются субъектам внешнеэкономической деятельности по специальному кредитному (ссудному) счету в действующей на территории Украины валюте для покрытия денежных средств, которые временно изымаются из обращения, обеспечиваются товарно-материальными ценностями, расчетными, транспортными и/или товаросопроводительными документами. Все другие кредиты, кроме расчетных, обеспечиваются имуществом, принадлежащим на праве собственности должнику, и/или его неимущественными правами.
Государственное кредитование субъектов внешнеэкономической деятельности и гарантирование государством коммерческих кредитов, предоставляемых этим субъектам, в Украине осуществляются через банк для внешнеэкономической деятельности Украины и другие уполномоченные банки.
Условия государственного кредитования и гарантирования государством коммерческих кредитов определяются кредитными соглашениями (договорами), которые заключаются между соответствующими субъектами внешнеэкономической деятельности и банком для внешнеэкономической деятельности Украины.
111. Ответственность по внешнеэкономической деятельности
Общие принципы ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности.
Украина как государство и все субъекты внешнеэкономической деятельности и иностранные субъекты хозяйственной деятельности несут ответственность за нарушение настоящего или связанных с ним законов Украины и/или своих обязательств, следующих из договоров (контрактов), только на условиях и в порядке, определенных законами Украины.
Украина как государство не несет ответственности за действия субъектов внешнеэкономической деятельности.
Субъекты внешнеэкономической деятельности не несут ответственность за действия Украины как государства.
Если Украина участвует во внешнеэкономической деятельности в качестве субъекта такой деятельности согласно статье 3 настоящего Закона, она несет ответственность на общих и равноправных началах с другими субъектами внешнеэкономической деятельности.
Все дела и вопросы относительно определения ответственности, возникающие при применении настоящего и связанных с ним законов Украины, подсудны судебным органам Украины. Субъекты внешнеэкономической деятельности и иностранные субъекты хозяйственной деятельности имеют право на судебное разбирательство указанных дел и вопросов. (Статья 32 Закона Украины «О ВЭД»).
Виды и формы ответственности во внешнеэкономической деятельности.
В сфере внешнеэкономической деятельности, которая определяется настоящим и связанными с ним законами Украины, могут применяться следующие виды ответственности:
- имущественная ответственность;
- уголовная ответственность.
Имущественная ответственность применяется в форме материального возмещения прямых, косвенных убытков, упущенной выгоды, материального возмещения морального ущерба, а также имущественных санкций.
Если нарушение субъектами внешнеэкономической деятельности или иностранными субъектами хозяйственной деятельности этого или связанных с ним законов Украины привели к возникновению убытков, потере выгоды и/или морального ущерба у других таких субъектов или государства, субъекты, нарушившие закон, несут материальную ответственность в полном объеме.
Уголовная ответственность во внешнеэкономической деятельности вводится только в случаях, предусмотренных уголовным законодательством Украины.
Украина как государство несет имущественную ответственность в полном объеме перед субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности за все свои действия, которые противоречат действующим законам Украины и причиняют убытки (прямые, косвенные), моральный ущерб этим субъектам и приводят к потере ими выгоды, а также за другие свои действия, в том числе и регулирующие внешнеэкономическую деятельность и прямо не предусмотренные в Законе, которые причиняют указанные убытки (ущерб) и приводят к потере выгоды, кроме случаев, когда такие действия обусловлены неправомерными действиями указанных субъектов внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
Украина как государство отвечает за действия, указанные в настоящей статье, всем своим имуществом.
Действия государственных органов и официальных служебных лиц этих органов считаются действиями Украины как государства в целом. Государство несет за них ответственность, как указано в настоящей статье.
Любой субъект внешнеэкономической деятельности или иностранный субъект хозяйственной деятельности имеет право предъявить иск к Украине как государству. Указанные иски подсудны судам Украины в соответствии со статьей 39 З.У. «О ВЭД».
112. Особенности правового статуса субъектов хозяйствования с иностранным капиталом
Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством. ( Ч.1 ст. 55 Х.К.).
Предприятие с иностранными инвестициями.
На территории Украины предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в формах, предусмотренных законодательством Украины. (Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования в Украине»).
Предприятие, созданное соответственно требованиям Хозяйственно кодекса Украины, в уставном фонде которого не менее чем десять процентов составляет иностранная инвестиция, признается предприятием с иностранными инвестициями. Предприятие получает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс.
Иностранной инвестицией являются ценности, которые вкладываются иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности соответственно законодательству Украины с целью получения прибыли или достижение социального эффекта.
Иностранные инвестиции могут вкладываться в объекты, инвестирование в которые не запрещены законами Украины.
Предприятия с иностранными инвестициями имеют право быть основателями дочерних предприятий, создавать филиалу и представительства на территории Украины и за ее пределами с соблюдением требований законодательства Украины и законодательства соответствующих государств.
Законом могут быть определенные области хозяйствования и/или территории, в которых устанавливается общий размер участия иностранного инвестора, а также территории, на которые деятельность предприятий с иностранными инвестициями ограничивается или запрещается, исходя из требований обеспечения национальной безопасности.
Правовой статус и порядок деятельности предприятий с иностранными инвестициями определяются Хозяйственным Кодексом , законом о режиме иностранного инвестирования в Украине (93/96-ВР), другими законодательными актами.
113.Понятие и виды специального режима хозяйствования
К основным видам специальных режимов хозяйствования согласно Хозяйственному кодексу Украины относятся:
1.Специальная (свободная) экономическая зона.
Специальной (свободной) экономической зоной считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны могут вводиться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и другие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов.
Специальные (свободные) экономические зоны создаются в целях привлечения инвестиций и эффективного их использования, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью увеличения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования природных, материальных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины.
На территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристско-рекреационные, страховые, банковские и т. п. Отдельные экономические зоны могут сочетать в себе функции, присущие различным типам специальных (свободных) экономических зон, указанных в настоящей статье.
2.Концессия.
Концессия - это предоставление с целью удовлетворения общественных потребностей уполномоченном органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе отечественным или иностранным субъектам хозяйствования (концессионерам) права на создание (строительство) и/или управление (эксплуатацию) объектом концессии при условии принятия концессионером на себя соответствующих обязательств, имущественной ответственности и предпринимательского риска.
Сферы хозяйствования, в которых разрешается концессионная деятельность, объекты права государственной или коммунальной собственности, которые могут предоставляться в концессию, а также виды предпринимательской деятельности, которые не разрешается осуществлять на концессионной основе, определяются законом.
3. Другие виды специальных режимов хозяйственной деятельности.
- исключительная (морская) экономическая зона Украины. (Морские районы, внешне прилегающие к территориальному морю Украины, включая районы вокруг принадлежащих ей островов, составляют исключительную (морскую) экономическую зону Украины.
- хозяйственная деятельность на государственной границе Украины;
-хозяйственная деятельность в санитарно-защитных, водоохранных зонах, зонах санитарной охраны и других охранных зонах;
- Специальный режим хозяйствования в отдельных отраслях народного хозяйства;
- хозяйственная деятельности на территории приоритетного развития (в пределах города, района территория, на которой сложились неблагоприятные социально- экономические условия и на которой на основаниях и в порядке, предусмотренных законом, вводится специальный режим инвестиционной деятельности с целью создания новых рабочих мест.
- хозяйственная деятельности в условиях чрезвычайного положения, чрезвычайной экологической ситуации;
- хозяйственная деятельности в условиях военного положения.
114. Развитие законодательства о специальных экономических зонах
Терминология "свободных экономических зон” (СЭЗ) получила широкое распространение в мировой практике в течение последней четверти столетия. В современном виде они возникли в начале 70-х годов в странах юго-восточного азиатского региона. Вскоре эти страны приобрели название “азиатских тигров” благодаря их экономическому прыжку за счет достижения наиболее высоких в мире темпов развития их хозяйств.
Еще 1 января 1970 года, одна из первых в мире, Южная Корея приняла закон об учреждении свободной экономической зоны. С целью привлечения иностранных инвестиций, стимулирования увеличения экспорта, роста занятости, усовершенствования промышленных технологий и, в конечном итоге, ускорения экономического развития страны, этим законом была создана СЭЗ в прибрежных районах Южной Кореи, которая стала одним из лидеров “азиатского чуда”, несколько потускневшего на фоне мирового финансового кризиса последних лет.
Украина имеет весомые предпосылки создания СЭЗ. Если взять хотя бы тот же Крым, то не на севере, где создана СЭЭЗ “Сиваш”, а именно на его юге, то есть на Черноморском побережье Крыма, существуют идеальные условия для создания СЭЗ рекреационного, а иногда и комплексного характера. Уже с начала 1993 г., то есть шесть лет проводится работа по созданию СЭЗ “Севастополь”.
Еще 25 февраля 1993 г. своим распоряжением президент Украины поручил Кабинету Министров к 1 апреля того же года подготовить и представить на рассмотрение Верховного Совета проект Закона Украины “О статусе специальной экономической зоны города Севастополя”. В начале 1994 г. экспертами фирмы “Мейтленд” (Англия и Люксембург) была проведена дополнительная оценка возможности создания СЭЗ “Севастополь” на основе изучения ТЭО ее проекта, разработанного рабочей группой горсовета и местной администрации, и непосредственного осмотра включенных в проект объектов. Было дано положительное заключение о целесообразности реализации проекта. А в соответствующем протоколе рекомендовалось проведение углубленной международной экспертизы для создания международного консорциума с подключением экспертов других “стран ЕС и авторитетных международных органов уровня ООН, ЕБРР и других”.
В марте 1995 г. Президиум Верховного Совета Украины дал положительный ответ на вопрос о создании СЭЗ “Севастополь” и принял постановление о внесении соответствующих предложений на рассмотрение президента. Летом того же года вышло распоряжение уже нового Президента Украины, в котором наряду с подготовкой проекта Комплексной программы стабилизации социально-экономического состояния города Севастополя рассматривались вопросы проведения экономического эксперимента по созданию зоны свободного предпринимательства на его территории.
С 1 января 2004 года вступает в силу Хозяйственный Кодекс Украины, который в 8 разделе, в главе 39 закрепил особенности создания и действия СЭЗ на территории Украины.
116. Понятие ответственности в хозяйственном праве
Ответственность в хозяйственном праве - это комплексный правовой институт, который имеет свой особый предмет регулирования - хозяйственные правонарушения.
Хозяйственное правонарушение - это противоправное действие или бездеятельность субъекта хозяйственных отношений, которое не отвечает требованиям норм хозяйственного права, не согласовывает с юридическими обязанностями указанного субъекта, поднимает субъективные права другого участника отношений или третьих лиц.
Совершение субъектом хозяйственных отношений правонарушения тянет за собой применение к правонарушителю предусмотренной или санкционированной нормами хозяйственного законодательства ответственности. Такой вид ответственности в теории хозяйственного права определяется как хозяйственно-правовая ответственность.
Відповідальністю є застосування до правопорушника встановлених законом або договором санкцій, внаслідок чого він зазнає майнових втрат.
В функциональном отношении хозяйственно-правовая ответственность призвана стимулировать надлежащее выполнение хозяйственных и других обязательств. Итак, ее главной целью являются обеспечения правопорядка в сфере экономики (в хозяйственных отношениях).
117. Субъекты ответственности в хозяйственном праве
Учасники господарських відносин несуть господарсько-правову відповідальність за правопорушення у сфері господарювання шляхом застосування до правопорушни¬ків господарських санкцій на підставах і в порядку, передбачених Кодексом, іншими законами та договором.
За логікою законодавця, суб'єкт господарювання як учасник відносин у сфері господарювання (юридичні та фізичні особи -- суб'єкти підприємницької діяльності) має особливий правовий статус тому, що він безпосередньо здійснює господарську діяльність. Усім іншим учасникам така ознака не притаманна, хоча їх дії мають той чи інший конкретний зв'язок саме з цією діяльністю. Наприклад, органи державної влади та органи місцевого самоврядування не визнаються суб'єктами господарювання (ч. 1 ст. 8 Кодексу). Однак вони можуть впливати на здійснення господарської діяльності, якщо наділені відповідною господарською компетенцією.
У сфері господарювання фізичні особи -- суб'єкти підприємницької діяльності, посадові (службові) особи суб'єктів підприємницької діяльності -- юридичних осіб, а також органів державної влади та управління, крім господарсько-правової відповідальності за певні правопорушення можуть притягатися до адміністративної та кримінальної (а працівники цих осіб незалежно від наявності у них статусу посадової (службової) особи -- до дисциплінарної та матеріальної) відповідальності.
С точки зрения формы эта ответственность есть юридической, т.е. представляет собой действие (влияние) кредитора (потерпевшего) на правонарушителя непосредственно или с помощью хоз суда (суда, третейского суда). Юридическая природа такой ответственности состоит в отрицательной оценке поведения правонарушителя со стороны государства и в прямом требовании или санкции закона применить к нему мероприятия материального влияния в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, штрафа, пени и т.п.. Общим принципом этой ответственности есть государственная обеспеченность относительно применения предусмотренных договором или законом имущественных санкций. Государство гарантирует применение их благодаря системе специальных и общих правозащитных государственных органов, функцией которых является применения имущественных санкций.
Относительно содержания хозяйственно-правовая ответственность вообще есть материальной и применяется в форме определенной системы имущественных (экономических) санкций, предусмотренных или разрешенных нормами хозяйственного законодательства. Хозяйствующие субъекты как организации могут нести лишь материальные расходы как ответственность (принудительные выплаты, неполучение надлежащих сумм, уменьшение имущества вследствие возмещения убытков и т.ін.). Закон Украины "О предприятиях в Украине" закрепляет принцип полной материальной ответственности хозяйствующих субъектов вплоть до банкротства. Статья 24 указанного Закона предусматривает, что "предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, которое не выполняет своих обязательств по расчетам, может быть объявлено судом банкротом в порядке, установленном Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом". Таким образом, высочайшей экономической санкцией согласно законодательству можно считать процессуальное (арбитражное) объявление хозяйствующего субъекта-должника банкротом.
Хозяйственно-правовая ответственность применяется лишь в случае правонарушения, т.е. на таком юридическом основании, как объективные противоправные действия или бездеятельность правонарушителя, и вообще базируется на презумпции его вины.
В функциональном отношении хозяйственно-правовая ответственность призвана стимулировать надлежащее выполнение хозяйственных и других обязательств. Итак, ее главной целью являются обеспечения правопорядка в сфере экономики (в хозяйственных отношениях).
119. Соотношение экономической и правовой ответственности в хозяйственном праве
Господарсько-правові санкції за своєю сутністю є переважно економічно-юридичними. Термін «економічні санкції» означає, що за змістом господарсько-правова відповідальність є економічною. Це -- негативний економічний вплив на правопорушника з метою стимулювання виконання ним зобов'язання.
Залежно від економічного та правового результату, на який вони спрямовані, законодавство розрізняє такі види господарських санкцій:
а) відшкодування збитків, що має на меті поновлення порушеної матеріальної сфери потерпілого від господарського правопорушення.
б) стягнення штрафних санкцій, що є своєрідним покаранням за допущене правопорушення.
в) оперативно-господарські санкції, що виконують запобіжну функцію і мають на меті припинення порушення виконання господарських обов'язків та недопущення або мінімізацію їх негативних наслідків.
· вилучення прибутку (доходу);
· адміністративно-господарський штраф;
· стягнення зборів (обов'язкових платежів);
а також виключно правова відповідальність…
· зупинення операцій за рахунками суб'єктів господарювання;
· застосування антидемпінгових заходів;
· припинення експортно-імпортних операцій;
· застосування індивідуального режиму ліцензування;
· зупинення дії ліцензії (патенту) на здійснення суб'єктом господарювання певних видів господарської діяльності;
· анулювання ліцензії (патенту) на здійснення суб'єктом господарювання окремих ви¬дів господарської діяльності;
· обмеження або зупинення діяльності суб'єкта господарювання;
· скасування державної реєстрації та ліквідація суб'єкта господарювання
120. Понятие санкций по хозяйственному праву
Правовим засобом відповідальності (формою реалізації відповідальності і одночасно мірою відповідальності) у сфері господарювання є господарські санкції.
Господарські санкції -- це заходи впливу на правопорушника у сфері господарювання, врезультаті застосування яких для нього настають несприятливі економічні та/або правові наслідки.
Відповідальністю є застосування до правопорушника встановлених законом або договором санкцій, внаслідок чого він зазнає майнових втрат. Отже, поняття господарсько-правової відповідальності включає і майнові наслідки застосування санкцій. У свою чергу, господарсько-правова санкція становить собою визначену безпосередньо законом або договоромміру (масштаб, величину) відповідальності правопорушника. Це гранична величина майново-примусового впливу на правопорушника, який може застосувати до нього кредитор абовідповідний орган (господарський суд, уповноважений державний орган тощо).
Господарсько-правові санкції за своєю сутністю є переважно економічно-юридичними. Термін «економічні санкції» означає, що за змістом господарсько-правова відповідальність є економічною. Це -- негативний економічний вплив на правопорушника з метою стимулювання виконання ним зобов'язання.
Термін «майнові санкції» є юридичним еквівалентом вищенаведеного терміна і означає, що за формою господарсько-правова відповідальність є юридичною відповідальністю. Ця відповідальність застосовується лише у правовій формі, якою є передбачені законом або договором майнові (економічні за змістом) санкції.
121. Виды санкций по хозяйственному праву
Залежно від економічного та правового результату, на який вони спрямовані, законодавство розрізняє такі види господарських санкцій:
а) відшкодування збитків, що має на меті поновлення порушеної матеріальної сфери потерпілого від господарського правопорушення.
Традиційно для українського законодавства збитки включають реальну шкоду, тобто понесені потерпілим витрати, втрату або пошкодження майна та неотриманий прибуток. Проте Господарський кодекс, на відміну від Цивільного (ч. 2 ст. 22), не передбачає можливості стягнення витрат, які мають бути понесені потерпілим. Неотриманий прибуток визначається як доходи, котрі міг би отримати потерпілий за звичайних умов, якщо його право не було б порушено;
б) стягнення штрафних санкцій, що є своєрідним покаранням за допущене правопорушення.
Розмір штрафних санкцій визначається у твердій сумі або у відсотках до вартості продукції, робіт, послуг і передбачається, переважно, договором. Разом з тим спеціальне законодавство, що регулює окремі види зобов'язань, може імперативно встановлювати розмір штрафів за певні порушення. Так, наприклад, транспортними статутами передбачені розміри штрафів за прострочення доставки вантажів, які не можуть бути змінені за згодою сторін. Штраф, на відміну від пені, нараховується та стягується одноразово;
в) оперативно-господарські санкції, що виконують запобіжну функцію і мають на меті припинення порушення виконання господарських обов'язків та недопущення або мінімізацію їх негативних наслідків.
Цей вид санкцій є легальним способом самозахисту, який має бути спрямований виключно на припинення правопорушення та відповідати характеру останнього. Безпідставне застосування оперативно-господарських санкцій може тягти відповідальність особи, що недобросовісно користується наданим правом.
Адміністративно-господарські санкції покликані охороняти та впорядковувати правовідносини суб'єктів господарювання з органами державної влади та місцевого самоврядування. При застосуванні даних санкцій використовуються владні й адміністративно-розпорядчі функції відповідних державних органів, а стягнення з порушників проводиться не на користь їх контрагентів, а до державного бюджету чи до бюджетів органів місцевого самоврядування.
Штрафні санкції, відшкодування збитків, оперативно-господарські санкції застосовується за ініціативою учасників господарських відносин, адміністративно-господарські санкції - уповноваженими органами державної влади або органами місцевого самоврядування.
122. Формы хозяйственно - правовой ответственности
По критериям способа воздействия и механизма реализации выделяют такие формы хозяйственно-правовой ответственности:
-возмещение убытков;
- уплата неустойки;
- хозяйственно-административные штрафы;
- оперативно-хозяйственные санкции;
- хозяйственно-организационные санкции.
Возмещение убытков - это восстановление имущественного состояния субъекта хозяйствования за счет другого субъекта - правонарушителя. Данная форма хозяйственно-правовой ответственности имеет соответствующие преимущества и недостатки. Возмещение убытков осуществляется в претензионно-исковом порядке.
Неустойка - это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник выплачивает кредитору в случае невыполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.
Положительными чертами неустойки являются: срочность (сокращенный срок исковой давности - шесть месяцев) удобство применения (достаточно доказать наличие только двух элементов состава правонарушения - противоправное поведение и вина правонарушителя). Недостатком неустойки является ограниченная сфера применения - только договорные отношения. Выделяют следующие виды неустойки - законная и договорная, законно- договорная, зачетная, альтернативная, исключительная, штрафная. По формам неустойки бывают: а) в процентном отношении к сумме нарушенного обязательства независимо от срока просрочки; б) в процентном отношении к сумме нарушенного обязательства в зависимости от срока просрочки; в) в твердой сумме. Неустойка взыскивается в претензионно-исковом порядке.