Рефераты

Предмет и задачи хозяйственного права

p align="left">2. Субъекты хозяйствования соответственно части четвертой статьи 175 этого Кодекса могут, независимо от уставной цели своей деятельности, брать на себя обязательства о хозяйственной помощи в решении вопросов социального развития населенных пунктов их местонахождения, в строительстве и удержании социально-культурных объектов и объектов коммунального хозяйства и бытового обслуживания, подавать другую хозяйственную помощь с целью решения местных проблем. Субъекты хозяйствования имеют право принимать участие в формировании соответствующих фондов местных советов, если другое не установлен законом, и в выполнении работ относительно комплексного экономического и социального развития территорий.

65. Публичные обязательства субъектов хозяйствования

Публичные обязательства субъектов ведения хозяйства являются разновидностью имущественно хозяйственных обязательств, поскольку возникают они при осуществлении хозяйственной деятельности. Публичные обязательства имеют место в тех сферах ведения хозяйства, где их наличие обусловлено объективными технологическими особенностями производства и реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг. Это - деятельность из энергоснабжения, газоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода, из перевозки транспортом общего пользования, из предоставления услуг связи, биржевых услуг и другая подобная деятельность или учредительными документами субъекта ведения хозяйства. Публичные обязательства имеют целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования экономики и защиты прав промышленных потребителей. Определяющей особенностью публичного обязательства является то, что его сторона -- субъект ведения хозяйства, обязанный осуществлять выполнение работ, предоставления услуг или продажу товаров, - не имеет право безосновательно отказаться от участия в таком обязательстве. В случае безосновательного уклонения от выполнения публичного обязательства такой субъект ведения хозяйства должен возместить второй стороне нанесены этим убытки в общем порядке в соответствии с Гражданским кодексом. Он не имеет право также предоставлять преимущество одному потребителю перед другими, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Правила, обязательные для сторон публичного обязательства, устанавливают, в частности, утвержденные постановлениями Кабинета Министров Украины «Правила пользования телеграфной связью» [258], «Правила пользование местной телефонной связью» [257], «Правила пользование междугородной и международной телефонной связью» [256], «Правила предоставление услуг почтовой связи» [260], «Порядок снабжения электрической энергии потребителям» [337], «Порядок обеспечения отраслей национальной экономики и населения природным газом» [397] но др. Правила относительно ценообразования предусмотренные постановлением Кабинета Министров Украины «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регуляции цен (тарифов)» [87]. Условия конкретных обязательств, которые не отвечают отмеченным правилам или установленным ценам, признаются недействительными.

66. Хозяйственный договор как основания возникновения обязательств

В соответствии с частью 1 статьи 67 ХК отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основе договоров. Хозяйственные отношения между субъектами ведения хозяйства, которые находятся в юридически неравном положении (отношениях субординации), могут иметь как договорный, так и недоговорный характер. В том случае, когда юридическим основанием возникновения хозяйственного правоотношения является соглашение, между такими субъектами имеет место хозяйственно-договорная связь. Таким образом, хозяйственные договоры опосредствуют не только те хозяйственные связки, которые формируются между субъектами ведения хозяйства и нехозяйничающими субъектами -- юридическими лицами, но и те, которые формируются между ними и органами управления, относительно движения товара. Хозяйственные связки, опосредствованные договором, приобретают формы договорного правоотношения, которое предоставляет этим связкам стабильности и определенности. ХК не содержит определения хозяйственного договора. Выходя из содержания комментирующей части хозяйственный договор можно определить как основано на соглашении сторон и зафиксировано в установленной законом форме обязательственное правоотношение между субъектами ведения хозяйства и нехозяйничающими субъектами - юридическими лицами, содержанием которого являются взаимные права и обязанности сторон в сфере ведения хозяйства. На сегодня круг хозяйственных договоров, заключение которых является обязательным для субъектов ведение хозяйства, ограниченное. Императивные нормы, которые регулируют договорные связки в сфере ведения хозяйства, адресованные определенным участникам отмеченных отношений: как субъектам ведения (в понимании ст. 55 этого Кодекса) хозяйства, так и органам государственной власти и местного самоуправления. Общие правила ГК относительно заключения договоров применяются в случае когда Хозяйственным кодексом не установлено особенностей относительно заключения договора того или другого вида. Вместе с тем в случаях, когда специальными законами предусмотрен специальный порядок заключения хозяйственного договора определенного вида, должна применяться норма такого закона.

67. Понятие и признаки хозяйственного договора

Хозяйственный договор являет собой хозяйственное правоотношение между двумя или больше субъектами, содержанием которого является их договорные имущественные обязательства действовать определенным образом, например: передать и принять имущество, выполнить работу, предоставить услуги и т.п. Хозяйственный договор имеет особенные признаки:

Во-первых, хозяйственное законодательство регулирует данный договор как такое соглашение, которое имеет определенную экономическую и правовую цель. Хозяйственный договор всегда заключается с хозяйственной целью.

Во-вторых, относительно хозяйственных договоров действуют отдельные правила относительно оснований их заключения и содержания хозяйственных договорных обязательств. Так существуют плановые договоры, то есть хозяйственные договоры, которые заключаются на основании соответствующих государственных контрактов и заказов. Хозяйственные договоры, которые заключаются без государственного контракта или государственного заказа и отвечают хозяйственным намерениям, а также юридическое выраженному согласию сторон, называются регулируемыми.

В-третьих, закон ограничивает круг субъектов, которые могут быть субъектами хозяйственных договоров, а именно юридические лица -підприємства, учреждения, организации. Таким образом, хозяйственный договор - это имущественное соглашение хозяйничаю чего субъекта с контрагентом, которая устанавливает, изменяет, прекращает обязательство сторон в сфере хозяйственной и коммерческой деятельности: при производстве и реализации продукции, выполнении работ, предоставлении услуг.

68. Функции хозяйственного договора

Хозяйственный договор выполняет ряд функций. Хозяйственному договору свойственные общие договорные и специфические функции. К общим принадлежат:

инициативная (договор выступает как акт инициативы и согласованной воли сторон по урегулированию определенных отношений);

программно координационная (договор как программа поведения относительно осуществления хозяйственных отношений;

информационная (договор несет в себе информацию о правовом положении сторон в договоре);

гарантийная - только на основании договора включаются в действие такие правовые гарантии выполнения договорных обязательств как неустойка, задаток, порука и тому подобное;

правозащитная (договор является правовой формой отношений, в пределах которой обеспечивается принудительное выполнение обязательств сторонами путем использования имущественных санкций).

К специфическим относятся функции:

* правового обеспечения экономических потребностей относительно тех потребителей, потребности которых централизованы учитываются государством и финансируются за счет государственного бюджета. Данную функцию выполняет государственный контракт;

* правового средства реализации государственных заказов, то есть обязательные для исполнителей юридические акты централизованного планирования производства;

* правового инструмента децентрализующего планирования хозяйственной деятельности

69. Классификация хозяйственных договоров

Разнообразие хозяйственной деятельности обусловливает широкий круг хозяйственных договоров. За субъектным составом различаются дво и многосторонние договоры. Примером первого является договор продажи (ст. 224 ГК) покупки, примером второй -договір перевозки (ст. 358 ГК). В соответствии с юридическим основанием хозяйственные договоры разделяются на три вида:

* какие определены и регулируются как государственные контракты. Это договоры поставки продукции, выполнения работ, предоставления услуг. Особенным признаком данных договоров является то, что государство гарантирует оплату продукции', работ, услуг за государственными контрактами;

* какие заключаются на основании государственных заказов и содержание которых должно отвечать данным заказам, их особенностью является то, что государство может предоставлять экономические льготы исполнителям настоящих договоров;

* какие заключаются на поставку продукции, выполнения работ, предоставления услуг на основании хозяйственных намерений сторон, юридическое выраженных существенными условиями договоров.

По содержанию, характером правоотношений, формой заключения, целью и другими критериями договоры можно разделить следующим образом:

плановые и регулируемые:

* плановые - заключенные в соответствии с плановым заданием;

* регулируемые - заключаются свободно их субъектами.

оплаты! и безоплатные:

* уплаты - если в договоре каждая Из сторон имеет выгоду, например договор покупки-продажи.

* безоплатные - если в договоре только одна сторона имеет выгоду из договора, например договор дарования.

реальные и консенсусные:

* реальные договоры считаются заключенными с момента фактической передачи вещи контрагенту, например договор ссуды;

* консенсусные договоры считаются заключенными с момента достижения соглашения по основным условиям договора, например договор покупки-продажи, найму и другие.

70. Порядок заключения, изменения, прекращения хозяйственных договоров

Законодательство Украины установило общий порядок заключения гражданских договоров, который относительно хозяйственных договоров действует в случаях, когда стороны заключают договоры на биржевых торгах, ярмарках и тому подобное. Предложение относительно заключения договора должно быть конкретным и в ней должны быть отмечены существенные условия договора. Договор считается заключенным, когда между сторонами в нужной в надлежащих случаях форме достигнуто согласия по всем существенным условиям. Существенными являются те условия договора, которые признаны такими за законом или необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто согласия. Если по закону или соглашением сторон договор должен быть заключен в письменной форме, он может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами но др., подписанными стороной, которая их посылает. Инициатива по заключению договора может выходить как от любой стороны. Так при заключении договора покупки-продажи, послать предложение по заключению договора может как продавец так и покупатель. Если договор плановый, сторона, по адресу которой поступил проект договора, обязана рассмотреть его и в 20-дневной срок повернуть один экземпляр подписанного и скрепленного печатью договора. В случае, когда данную сторону не устраивают те или другие условия, она вправе составить протокол разногласий к договору, о чем сделать предостережение перед своей подписью в договоре, и направить вместе с договором два экземпляра протокола разногласий. Сторона, которая получила протокол разногласий, вправе его принять, а в случае неувязки с условиями протокола, послать в 20 дневной срок протокол согласование и в этот же период передать все несогласованы вопросы на решение арбитражного суда. При заключении регулируемых договоров (какие заключаются свободно их субъектами), договор считается заключенным, если стороны дошли до согласия по существенным условиям договора и оформили его в определенной форме(устной, письменной или нотариально удостоверенной). То есть для возникновения договора необходимы такие условия, которые называют условиями действительности договора:

* законность действия;

* волеизъявление сторон;

* соблюдение установленной законом формы договора;

* правоспособность и дееспособность сторон.

Изменение и прекращение хозяйственных договоров.

Обязательство прекращается выполнением, проведенным должным образом. Если должник выдал кредитору в удостоверение обязательства долговой документ, то кредитор, принимая выполнение, должен повернуть настоящий документ, а при невозможности возвращения отметить об этом в расписке, что им выдается. Расписка может быть заменена надписью на долговом документе, который возвращается. Нахождение долгового документа у должника удостоверяет прекращение обязательства, пока не доказано другое. При отказе кредитора выдать расписку, повернуть долговой документ или отметить в расписке невозможность его возвращения должник вправе задержать выполнение. В этом случае кредитор считается таким, который просрочил.

Обязательство прекращается зачислением встречного однородного требования, срок которого наступил или срок которой не отмечен или определен моментом истребования.

Для зачисления достаточно заявления одной стороны. Не допускается зачисление требований:

* по которых минул срок исковой давности;

* о возмещении вреда, вызванного повреждением здоровья или причинением смерти;

* о пожизненном содержании (статья 425 ЦК);

* в других случаях, предусмотренных законом. Обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одному лицу. Обязательство прекращается соглашением сторон, в частности соглашением о замене одного обязательства другим между теми же лицами. Обязательство между социалистическими организациями подлежит прекращению или изменению сторонами в установленном порядке и случаях, если акты планирования народного хозяйства, на которых обязательство основано, изменены распоряжением, обязательным для обеих сторон. Обязательство прекращается невозможностью выполнения, если она вызвана обстоятельствами, за которые должник не отвечает. Обязательство прекращается смертью должника, если выполнение не может быть проведено без личного участия должника. Обязательство прекращается смертью кредитора, если выполнение осуществляется лично для кредитора. Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора).

71. Формы хозяйственных договоров

Если по закону или соглашением сторон договор должен быть заключен в письменной форме, он может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами но др., подписанными стороной, которая их посылает. Инициатива по заключению договора может выходить как от любой стороны. Так при заключении договора покупки-продажи, послать предложение по заключению договора может как продавец так и покупатель. Если договор плановый, сторона, по адресу которой поступил проект договора, обязана рассмотреть его и в 20-дневной срок повернуть один экземпляр подписанного и скрепленного печатью договора. В случае, когда данную сторону не устраивают те или другие условия, она вправе составить протокол разногласий к договору, о чем сделать предостережение перед своей подписью в договоре, и направить вместе с договором два экземпляра протокола разногласий. Сторона, которая получила протокол разногласий, вправе его принять, а в случае неувязки с условиями протокола, послать в 20 дневной срок протокол согласование и в этот же период передать все несогласованы вопросы на решение арбитражного суда.

72. Обеспечение надлежащего исполнения хозяйственных договоров

Належне і реальне виконання господарських зобов'язань потребує відповідного забезпечення.

Виконання господарських зобов'язань забезпечується:

а) заходами захисту прав (що передбачені законом або такі, що йому не суперечать);

б) заходами відповідальності учасників господарських відносин, передбаченими ГК та іншими законами.

Господарський кодекс регулює відносини, пов'язані із застосуванням господарсько-правової відповідальності (розділ V) та такими способами забезпечення виконання господарських зобов'язань, як банківська гарантія (ст. 200 ГК) та публічні (загальногосподарські) гарантії (ст. 201 ГК).

Гарантія є специфічним засобом забезпечення виконання господарських зобов'язань шляхом письмового підтвердження (гарантійного листа) банком, іншою кредитною установою, страховою організацією (банківська гарантія) про задоволення вимог управненої сторони у розмірі повної грошової суми, зазначеної у письмовому підтвердженні, якщо третя особа (зобов'язана сторона) не виконає вказане у ньому певне зобов'язання, або настануть інші умови, передбачені у відповідному підтвердженні. Зобов'язання за банківською гарантією виконується лише на письмову вимогу управненої

сторони. При цьому гарант має право висунути управненій стороні лише ті претензії, висунення яких допускається гарантійним листом. Зобов'язана сторона не має права висунути гаранту заперечення, які вона могла б висунути управненій стороні, якщо її договір з гарантом не містить зобов'язання гаранта внести до гарантійного листа застереження щодо висунення таких заперечень.

Загальногосподарські (публічні) гарантії виконання зобов'язань застосовуються з метою нейтралізації несприятливих наслідків від економічних злочинів. Законом може бути передбачено обов'язок комерційних банків, страховиків, акціонерних товариств та інших суб'єктів господарювання, які залучають кошти або цінні папери громадян і юридичних осіб, передавати частину своїх коштів для формування єдиного страхового фонду публічної застави. Так, Закон України від 20 вересня 2001 р. «Про Фонд гарантування вкладів фізичних осіб» визначив засади формування та функціонування такого Фонду, а також порядок відшкодування за рахунок коштів Фонду вкладів вкладникам банків - учасників Фонду у разі настання недоступності вкладів.

73. Договор на реализацию имущества

Договори на реалізацію майна:

1) Договір купівлі-продажу.

2) Договір поставки.

3) Договір контрактації сільськогосподарської продукції.

4) Договір міни (бартеру).

5) Договір постачання енергетичними та іншими ресурсами через приєднану мережу.

Договори на реалізацію майна є чи найчисленнішою групою договорів у сфері господарювання. Найдавнішим з цієї групи договорів є договір купівлі-продажу, від якого походять інші договори цієї групи - договір поставки, договір контрактації сільськогосподарської продукції, договір постачання енергетичними та інши-, ми ресурсами, договір міни та його різновид - договір бартеру.

Правове регулювання відносин, пов'язаних з договорами на реалізацію майна, здійснюється Господарським кодексом України, Цивільним кодексом, спеціальними законами (від 15.05. 1996 р. «Про трубопровідний транспорт», від 16.10.1997 р. «Про електроенергетику», від 23.12.1998 р. «Про регулювання товарообмінних (бартерних) операцій у галузі зовнішньоекономічної діяльності»), підзаконними нормативно-правовими актами.

Договором купівлі-продажу є договір, відповідно до якого одна сторона (продавець) передає або зобов'язується передати майно (товар) у власність, господарське відання або оперативне управління іншій стороні (покупцеві), а покупець зобов'язується прийняти майно (товар) і оплатити за нього певну грошову суму. Загальні вимоги щодо укладення, змісту та форми договору купівлі-продажу визначаються Цивільним кодексом України.

Договір купівлі-продажу є більш універсальним, ніж інші різновиди договорів на реалізацію майна, оскільки:

- предметом договору можуть бути різні види майна, не виключеного з обороту

- сторонами договору можуть бути будь-які юридичні та фізичні особи за наявності у них відповідного обсягу правосуб'єктності;

- сфера застосування - будь-яка, не заборонена законом (господарювання, культура, наука, охорона здоров'я, благодійництво, задоволення особистих потреб громадян, духовне/релігійне життя та ін.);

- форма договору -- будь-яка (ст. 205 ЦК України), якщо закон та/або одна з сторін не вимагає застосування певної форми (повної письмової, нотаріальної чи ін.).

74. Понятие и содержание договора поставки

Договор поставки - договор, по которому одна сторона - поставщик обязуется передать (поставить) в обусловленные сроки (срок) другой стороне - покупателю товар (товары), а покупатель обязуется принять указанный товар (товары) и уплатить за него определённую денежную сумму.

Стороны: хозяйственные организации, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей.

Поставка товаров без исключения договора поставки осуществляется лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Предмет: определённые родовыми признаками продукция, изделия с наименованием, указанным в стандартах, технических условиях, документации к образцам, прейскурантах либо в товароведческих карточках, а также продукция и изделия, определенные индивидуальными признаками.

Срок: по соглашению сторон, если не определён, то считается заключённым на один год.

Договір поставки як різновид договорів на реалізацію майна, що найбільше подібний до договору купівлі-продажу, є консенсуаль-ним, оплатним та двостороннім. Проте договір поставки має кваліфікуючі ознаки, що дозволяють відрізнити його від інших видів договорів цієї групи, насамперед, від договору купівлі-продажу:

1) Суб'єктний склад договору поставки - сторони в договорів - учасники господарських відносин, при цьому постачальник повинен бути суб'єктом господарювання, що професійно здійснює виробництво та/або реалізацію відповідних товарів; покупцем може бути інший суб'єкт господарювання або інша організація, що застосовує цей договір для матеріально-технічного забезпечення своєї статутної (основної) діяльності;

2) Цільова спрямованість договору поставки завжди є господарською, не пов'язаною із особистим, домашнім або іншим подіб ним споживанням; мета договору - забезпечення господарських потреб учасників господарських відносин (для виробників продукції та суб'єктів торговельної діяльності - щодо реалізації товарів/продукції, для покупців - щодо матеріально-технічного забезпечення своєї основної/статутної діяльності);

3) Об 'єктом договору поставки є продукція виробничого призначення (сировина, матеріали тощо), або товари для продажу на ринку;

4) Моменти укладання і виконання договору поставки не збігаються в часі.

Форма договору поставки. Договори поставки (як і інші господарські договори) укладаються в письмовій формі: у повній - шляхом підписання єдиного документа - та скороченій - шляхом обміну листами, телеграмами, телетайпограмами, телефонограмами, радіограмами чи шляхом прийняття постачальником замовлення покупця до виконання.

Мають бути визначені:

А) Предмет договору;

Б) Строки і порядок поставки;

В) Якість товарів;

Г) Вимоги щодо комплектності товарів;

Д) Порядок виконання;

Е) Порядок приймання поставленої продукції;

Є) Відповідальність за неналежне виконання договору поставки.

75. Понятие и характеристика договора контрактации сельскохозяйственной продукции

Государственная закупка сельскохозяйственной продукции осуществляется по договорам контрактации, которые заключаются на основе государственных заказов на поставку государству сельскохозяйственной продукции.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции (далее - производитель) обязуется передать заготовительному (закупочному) или перерабатывающему предприятию либо организации (далее - контрактанту) произведённую им продукцию в сроки, количестве, ассортименте, предусмотренных договором, а контрактант обязуется содействовать производителю в производстве указанной продукции, принять и оплатить её.

Істотними умовами цього договору, крім вищезгаданих, відповідно до ч. З ст. 272 ГК є:

- види продукції (асортимент), номер державного стандарту або технічних умов, гранично допустимий вміст у продукції похідних речовин;

- кількість продукції, яку контрактант приймає безпосередньо у виробника;

- ціна за одиницю, загальна сума договору, порядок і умови доставки, строки здавання-приймання продукції;

- обов'язки контрактанта щодо подання допомоги в організації виробництва сільськогосподарської продукції та її транспортування на приймальні пункти і підприємства;

- взаємна відповідальність сторін у разі невиконання ними умов договору;

- інші умови, що мають передбачатися Типовим договором контрактації сільськогосподарської продукції, затвердженим у встановленому Кабінетом Міністрів України порядку.

Відповідальність за невиконання чи неналежне виконання сторонами договірних зобов'язань у формі штрафних санкцій має визначатися сторонами в договорі, проте за найбільш серйозні порушення обов'язковість такої відповідальності і навіть вид та розмір санкцій передбачається в законі.

76. Понятие договора аренды в сфере хозяйствования

За договором оренди одна сторона (орендодавець) передає другій стороні (орендареві) за плату на певний строк у користування майно для здійснення господарської діяльності (ч. 1 ст. 283 ГК). У користування за договором оренди відповідно до ч. 2 ст. 283 ГК України може передаватися індивідуально визначене майно виробничо-технічного призначення (або цілісний майновий комплекс), що не втрачає у процесі використання своєї споживчої якості.

Об'єктом оренди можуть бути:

- цілісні майнові комплекси підприємств чи їх структурних підрозділів, тобто господарські об'єкти, що забезпечують завершений цикл виробництва продукції (робіт, послуг), з відокремленою земельною ділянкою, на якій розміщений об'єкт, та автономними інженерними комунікаціями і системою енергопостачання; проте оренда структурних підрозділів державних та комунальних

підприємств не повинна порушувати виробничо-господарську цілісність, технологічну єдність даного підприємства;

- нерухоме майно (будівлі, споруди, приміщення);

- інше окреме індивідуально визначене майно виробничо-технічного призначення, що належить суб'єктам господарювання.

Умови договору оренди:

- істотні умови (відповідно до ч. 1 ст. 284 ГК): об'єкт оренди (склад і вартість майна з урахуванням її індексації"); строк, на який укладається договір оренди; орендна плата з урахуванням її індексації; порядок використання амортизаційних відрахувань; відновлення орендованого майна та умови його повернення або викупу.

Сторони договору оренди:

Орендар та Орендодавець

77. Правовое регулирование торгово-биржевой деятельности

Запровадження ринкових засад та форм господарювання в економіку України зумовило широке застосування конкурентних способів укладання господарських договорів на реалізацію майна (у т. ч. цінних паперів як специфічного виду майна) шляхом проведення торгів і, відповідно, спеціалізованих організацій, що здійснюють організаційно-правове забезпечення проведення торгів та надання пов'язаних з цим послуг. Серед таких суб'єктів господарських відносин особливе місце посідають біржі - одна з найстаріших організаційно-правових форм, що використовується для проведення торгів.

Універсальне поняття біржі в господарському законодавстві України відсутнє, оскільки правове становище двох основних видів бірж - фондової і товарної - регулюється різними нормативно-правовими актами - Законом України від 18.06.1991 р. «Про цінні папери і фондову біржу» і Законом України від 10.12.1991 р. «Про товарну біржу». У Господарському кодексі України положення про ці види бірж містяться в різних главах.

Водночас аналіз положень зазначених законів та відповідних положень ГК України дозволяє виділити такі спільні кваліфікуючі ознаки біржі будь-якого виду:

* корпоративні засади створення та діяльності (організація корпоративного типу), що передбачає створення кількома (для фондової - щонайменше 20) особами, які після державної реєстрації біржі набувають статусу учасника біржі; управління біржею за допомогою системи органів, вищим з яких є загальні збори членів біржі;

* спеціальний предмет діяльності, некомерційної за своїм характером,- організація торгів на біржі, зосередження попиту та пропозиції на певне майно (продукцію, товари чи цінні папери), сприяння формуванню їх біржового курсу (шляхом біржового котирування цін на підставі реєстрації цін, що виникають стихійно на окремій біржі з урахуванням укладених біржових угод); збирання й обробка інформації товарів (цінних паперів), що допускаються до торгів на біржі, регулювання біржових операцій (порядку укладення біржових угод);

* заборона здійснювати комерційне посередництво;

* можливість отримання плати за послуги, що надаються біржею за встановленими нею цінами (відповідно до встановленого нею розміру плати) з метою забезпечення основної діяльності й покриття пов'язаних з нею витрат;

* наявність власного майна, що формується за рахунок внесків учасників та інших джерел, передбачених на підставі закону статутом біржі;

* обов'язковість двох локальних документів, на підставі яких функціонує біржа,- статуту біржі та правил біржової торгівлі;

* особливий порядок укладення угод на біржі, що визначаються правилами торгівлі на біржі, а також розгляду спорів, пов'язаних з біржовими угодами.

Узагальнення зазначених ознак дозволяє дати визначення біржі як некомерційної господарської організації корпоративного типу, що забезпечує організацію та проведення торгів на біржі й укладення за результатами торгів біржових угод, а також може надавати за плату пов'язані з основною діяльністю послуги (крім комерційного посередництва).

78. Правовое положение товарных бирж

1. Порядок створення, функції, права та обов'язки

Товарна біржа створюється на засадах добровільного об'єднання заінтересованих юридичних і фізичних осіб, яким це не заборонено чинним законодавством. Так, засновниками і членам товарної біржі не можуть бути органи державної влади та управління, а також державні установи (організації), що перебувають на державному бюджеті.

Заснування товарної біржі здійснюється шляхом укладення засновниками угоди, яка визначає порядок та принципи її створення, склад засновників, їх обов'язки, розмір і строки сплати пайових, вступних та періодичних внесків.

Кожний із засновників сплачує пайовий внесок, розмір якого визначається в укладеній між ними угоді.

Державна реєстрація товарної біржі здійснюється в загальному порядку, встановленому для підприємств (юридичних осіб). З моменту державної реєстрації товарна біржа набуває статусу юридичної особи і відповідно - право здійснювати свою діяльність згідно із спеціальною правосуб'єктністю.

2. Угоди товарної біржі: поняття, види, порядок укладання

Однією з особливостей товарної біржі є порядок укладання на ній угод та вимоги до їх змісту і форми.

Біржовою визнається угода, що відповідає сукупності умов:

а) якщо за своїм змістом вона є угодою на реалізацію майна (купівлю-продаж, поставку, обмін товарів), допущеного до обігу на товарній біржі. Вимоги до біржового товару регулюються правилами біржової торгівлі окремих бірж;

б) якщо її учасниками є члени біржі та вона укладається членами біржі або за їх дорученням біржовими брокерами;

в) якщо вона подана до реєстрації та зареєстрована на біржі не пізніше наступного за здійсненням угоди дня.

Біржова угода вважається укладеною з моменту її реєстрації на біржі і за умови такої реєстрації не підлягає нотаріальному посвідченню (щодо угод з нерухомістю). Виконуються біржові угоди поза біржею (товару як такого на біржі немає).

Особливості укладання біржових угод врегульовано ст. 15 «Біржові операції» та ст. 17 «Правила біржової торгівлі» Закону «Про товарну біржу». Детально біржові угоди регулюються Правилами біржової торгівлі, затвердженими біржовими комітетами, а зміст цих угод визначається Типовими контрактами, що їх також затверджують біржові комітети.

79. Порядок заключения, изменения и расторжение хозяйственных договоров

Заключение хозяйственного договора - это встречные договорно-процедурные действия двух или больше субъектов хозяйствования относительно выработки условий договора, которые соответствуют их реальным намерениям и экономическим интересам, а также юридическое оформление договора (предоставление этим условиям определенной формы) как правового акта. Особенностью хозяйственных договоров является то, что при их заключении применяются определенные технико-юридические процедуры, то есть порядок высказывания предложения заключить договор (оферты) и принятие ее (акцепта) в значительной мере формализованный. В ХК впервые в нормативном порядке обобщены и сформулированы общие условия заключения договоров, которые порождают хозяйственные обязательства. В частности, в ст. 179 ХК установлено, что заключение хозяйственного договора является обязательным для сторон, если он основан на государственном заказе, исполнение которого является обязанностью для субъекта хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, или существует прямое указание закона относительно обязательности заключения договора для определенных категорий субъектов хозяйствования или органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Субъекты хозяйствования, которые обеспечивают потребителей (как субъектов хозяйствования, так и нехозяйствующих субъектов) электроэнергией, связью, услугами железнодорожного и других видов транспорта, а в случаях, предусмотренных законом, также другие субъекты обязаны заключать договоры со всеми потребителями их продукции (услуг). Законодательством могут быть предусмотренные обязательные условия таких договоров. Как установлено ч. 7 ст. 179 ХК, хозяйственные договоры заключаются по правилам, установленными ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных ХК, другими нормативно-правовыми актами относительно отдельных видов договоров. Устанавливая правила заключения хозяйственных договоров, ХК выделяет общий для всех видов договоров порядок их заключение (ст. 181 ХК) и особенности заключения хозяйственных договоров в зависимости от их вида, оснований, места заключения и т.п. (ст. 182-187 ХК). Порядок (процедура) заключение хозяйственного договора делится на ряд стадий, на каждой из которых соответствующая сторона должна совершить определенные действия, установленные законом. 1-а стадия - посылка предложения заключить договор (оферта). Согласно ч. 1 ст. 641 ГК предложение заключить договор (оферта) может сделать каждая из сторон будущего договора, затем проект договора может быть предложен любой из сторон (ч. 2 ст. 181 ХК). Предложение заключить договор должно содержать существенные условия договора и выражать намерение лица, которое она сделала, считать себя обязанной в случае ее принятия.

2-стадия - (принятие предложения заключить договор (акцепт).. в двадцатидневный срок после получения договора. Особенностью процедуры заключения хозяйственных договоров является наличие в ней промежуточной стадии - оформление и урегулирование расхождений, которые возникли между сторонами будущего договора. Так, при наличии возражений относительно отдельных условий договора сторона, которая получила проект договора, составляет протокол расхождений, о чем делается предостережения в договоре, и в двадцатидневный срок присылает второй стороне два экземпляра протокола расхождений вместе с подписанным договором (ч. 4 ст. 181 ХК). Сторона, которая получила протокол расхождений к договору, обязанная на протяжении двадцати дней: а) рассмотреть его; б) принять меры для урегулирования расхождений со второй стороной и включить в договору все принятые предложения; в) те расхождения, которые остались неурегулированными, передать в этот же срок в суд, если на это есть согласие второй стороны (ч. 5 ст. 181 ГК). В случае достижения сторонами согласия относительно всех или отдельных условий, указанных в протоколе расхождений, такое согласие должна быть подтвержденная в письменной форме (протоколом согласования расхождений, письмами, телеграммами, телетайпограмами и т.п.). Как отмечалось, ХК, кроме общего для всех хозяйственных договоров порядка заключения хозяйственных договоров, содержит и определенные особенности их заключение: а) в зависимости от вида договора. - предварительные договора (ст. 182 ХК). По предварительному договору субъект хозяйствования обязуется в определенный срок, но не позднее одного года с момента заключения предварительного договора, заключить основной хозяйственный договор на условиях, предусмотренных предварительным договором. б) в зависимости от оснований заключения: - государственные контракты (ст. 183 ХК). Договоры по государственному заказу заключаются между определенными законом субъектами хозяйствования - исполнителями государственного заказа и государственными заказчиками, что уполномоченные от лица государства заключать договора (государственные контракты), в которых определяются хозяйственные обязательства сторон и регулируются отношения заказчика с исполнителем относительно исполнения государственного заказа. в) в зависимости от места заключения договора (ст. 185 ХК). К заключению хозяйственных договоров на биржах, оптовых ярмарках, публичных торгах применяются общие правила заключения договоров на основе свободного волеизъявления, с учетом нормативно-правовых актов, которыми регулируется деятельность соответствующих бирж, ярмарок и публичных торгов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 Современные рефераты