ысокий же (для своего времени) уровень демократизации и народовластия, характеризующий форму государства, позволяет своевременно осуществлять переход к новым, передовым способам производства, обеспечивает своевременное внедрение в жизнь прогрессивных производственных отношений. Таким образом, прогрессивное государство может способствовать прогрессу всего общества в целом. Следует также отметить, что государство непосредственно участвует в управлении экономикой, даже в условиях рынка. Выделяют два способа такого управления. Административный (прямой) способ заключается в непосредственном управлении экономическим процессами путем дачи указаний, приказов и распоряжений хозяйствующим субъектам. Экономический (косвенный) способ заключается в опосредованном регулировании поведения хозяйствующих субъектов, например, через налоговую политику. Все вышесказанное позволяет заключить, что государство и право являются важнейшими общественными институтами. Благополучие общества и счастье конкретного человека зависит от функционирования государственно-правовых институтов. Без них человеческое общество никогда не достигло бы того уровня социально-экономического, духовного и культурного развития, на котором оно находится сейчас. Однако ошибочным было бы предположение, что государство и общество не могут существовать друг без друга. Государство - один из возможных способов организации власти в обществе, существующий наряду с другими: родовая организация власти, общественное самоуправление. Общество существовало до государства и будет существовать после его исчезновения. Однако на нынешнем историческом этапе государственная организация власти - это единственно возможный способ организации публичной власти в обществе, обеспечивающий реализацию интересов всего общества, а так же гарантирующий защиту прав и законных интересов индивидов. С этой точки зрения государство - элемент общественной системы, часть общества. С другой стороны, государство - это аппарат управления, обособленный от общества и противостоящий ему. Таким образом, несмотря на органическое единство государства и права, они представляют собой две противоборствующие силы. Сильное государство, принимая недемократические формы, подчиняет себе общество, навязывает ему свою волю, уничтожает в человеке личность. Общество тоже способно активно действовать в политической сфере и может захватить инициативу в борьбе с государством. Сильное общество, подчиняющее себе государство, - это гражданское общество. Гражданское общество - это сообщество политически активных и политически грамотных индивидов, осознающих свои интересы и способных отстаивать их с помощью демократических политических процедур. В науке теории государства и права понятие гражданского общества связывается с понятием правового государства. Правовое государство - это государство, где право господствует над государством и обществом, закрепляя принципы демократизма и народовластия. Именно в условиях правового государства человеческое общество способно обрести подлинно гражданский характер. Можно констатировать, что гражданское общество является результатом развития общественных институтов, в том числе и государства. Тема: 3. Понятие, сущность и типы государства1. Плюрализм в понимании государстваНеоднозначность восприятия государства - представления о нем, о его понятии, роли и назначении - обусловлена факторами, под воздействием которых возникает и развивается, и, в первую очередь, таким фактором будет уровень развития общества, общественного сознания и культуры. Вместе с тем, такое восприятие предопределяется также и субъективными факторами - неодинаковым восприятием одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, и сложностью и многогранностью самого государства как явления. Государство может рассматриваться исключительно с юридических позиций. Оно может быть представлено как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается при этом лишь установленным в масштабе нации порядком. Далее, понятие и государство иногда употребляется в социологическом смысле. В данном аспекте государство должно рассматриваться как некая социологическая общность, социальная реальность, существующая независимо от правовой реальности. Существует также такое понимание и государства, как биологическое, когда государство определяется как форма социальной биологии. Наиболее распространенным подходом к определению государства является политический, когда под государством понимается политическая организация публичной власти. В российской юридической науке наиболее распространенным в настоящее время является следующее определение понятия «государство» - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. 2. Признаки государстваГосударство как институт и организация власти всегда выделялось среди других окружающих его негосударственных институтов и организаций своей ключевой ролью в политической системе общества, своими специфическими признаками. К таковым относятся: 1) существование в форме организации публичной власти, обладающей аппаратом управления; 2) наличие суверенитета; 3) территориальный характер распространения власти; 4) обеспечение деятельности за счет взимания сборов, обязательных к уплате на всей территории. 1. Наличие такого признака, как публичный характер власти, имеет принципиальный характер для любой государственной организации. 2. Под суверенитетом как признаком государства понимается одновременное наличие у организации власти двух свойств: верховенство публичной власти внутри страны и независимость этой власти во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство публичной власти внутри страны проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные правила поведения (определять права и обязанности граждан, организаций и иных субъектов, находящихся на территории государства), устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость государства во взаимоотношениях с другими государствами - это способность государства самостоятельно формировать и реализовывать свою внешнюю и внутреннюю политику. 3. Территория государства - это своего рода материальная база, без которой государство не может существовать. Это естественное условие существования и функционирования государства, обусловленное объективными экономическими законами. В отличие от первобытнообщинного строя, при котором общественная власть распространялась на людей по кровно - родственному признаку, независимо от их места нахождения, но в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен, при государственном строе власть распространяется на население в зависимости от территории их проживания. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности. 4. Естественно необходимым признаком государства, которое в своей деятельности должно исходить из того, что оно не только субъект управления, но и потребитель и распределитель благ в экономическом смысле, является обеспечение его деятельности за счет общеобязательных сборов (налоги, пошлины и т.п.). Если первоначальный целевой характер сборов преимущественно состоял в обеспечении деятельности государственного аппарата, то позднее, с ростом общественного самосознания и развития института естественных прав человека, все больший объем поступлений от сборов направляется на реализацию общесоциальных целей (достижение определенного материального, образовательного, культурного уровня членов общества). 3. Сущность государства. Эволюция понимания сущности государстваСущность любого явления - это совокупность его внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие. В чем состоит сущность государства? Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса. Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как средство для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных позиций. Вопреки предсказаниям политологов, капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом используя опыт развития государств социалистической направленности. Были введены социальные гарантии для различных слоев общества, увеличена роль материальных стимулов. Произошло соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества, что дало основание западным ученым считать современное государство уже «некапиталистическим в собственном смысле слова». Государственный механизм постепенно становится средством достижения согласия и поиска компромиссов. Следует подчеркнуть, что в сущности государства в зависимости от исторических условий большую роль может играть либо классовое начало (насилие), либо общесоциальное (компромисс). Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуя его как явление. Если же отказаться полностью от одного из них, то это уже будет не государство, а нечто иное. Государство и общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена государством, а содержание - обществом. Иначе говоря, каково общество - таково и государство. Эволюция понимания государства и его сущности Исходя из центральной роли, которую на протяжении всей истории своего развития играло государство, оно всегда привлекало к себе самое пристальное внимание многочисленных исследователей, пытавшихся понять специфические особенности государства, выявить и раскрыть его основные признаки и черты. Как же определялось государство на различных этапах своего развития? Один из величайших мыслителей античности Аристотель (384-322 гг. до н. э) считал, что государство - это «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящих». Создатель идейно-политической доктрины либерализма, английский философ-материалист Джон Локк (1632-1704гг.) представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинства граждан, входящих в государство. Он рассматривал государство в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона. По-разному понималось государство и в более поздний период, вплоть до настоящего времени. В немецкой литературе, например, оно определялось в одних случаях как «организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. Моль); в других - как «союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием» (Н. Аретин); в третьих - как «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович). В настоящее время наряду с традиционными подходами к исследованию государства, отражающими его сложность и многогранность, в юридической литературе нередко используются и нетрадиционные для отечественной науки подходы. В западной юриспруденции, например, государство зачастую рассматривается не только под нормотворческим «углом зрения», но и в административном аспекте - как административное государство. Аналогичным образом представляется некоторыми авторами развитие государства и в связи с нарастающими в современном мире процессами глобализации. Нарастание данных процессов в жизни общества, в особенности в сфере экономики, политики, информатики, технологий, неизбежно ведет к изменению природы и характера государства, к глобализации его функций и постепенному снижению суверенитета (П. Эванс). 4. Типология государстваВопросы типологии государств тесно связаны с историческим развитием общества. Исторический тип государства - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации. Понятие «тип» государства является основополагающим в науке. С его помощью мыслительно воспроизводится целый класс государств, обладающих одной классовой природой и сущностью. Это понятие содержит концентрированное знание о существенных признаках определенных государств. В соответствии с данным понятием ведется и научная классификация (типология) когда-либо существовавших государств. В ее основе лежат существенные признаки государства. Для типологии главным является понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Государство как часть общественно-экономической формации, входящая в надстройку, соответствует определенному типу производственных отношений (базису). Исторические типы государств рассматриваются в ходе их смены и подразделяются в зависимости от роли человека в производстве, распределении и потреблении материальных благ на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические. От степени зависимости личности, обеспечения ее прав и свобод - делятся на правовые и тоталитарные. Кроме того, можно выделить развитые и развивающиеся государства. Тема: 4 Функции государства1. Понятие функций государства и их общая характеристикаСоциальное назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его функциях. Функция какого-либо объекта - это внешнее проявление его свойств в определенной системе отношений. Поэтому познание функций является предпосылкой понимания главного и определяющего в государстве, выявления его социального назначения, того, что оно есть само по себе, в отличие от других социальных явлений. Функциями называют основные направления (стороны) деятельности государства. Деятельность государства по выполнению общих дел, вытекающих из природы общества, настолько разнообразна и многогранна, что едва ли можно перечислить все ее конкретные проявления. Однако имеются такие основные направления деятельности государства, в которых проявляется его сущность и социальное назначение. Эти направления обычно и называют основными функциями государства. На различных ступенях исторического развития общества основные функции государства не остаются неизменными. Они меняются вместе с изменением тех конкретных целей, которые преследуются господствующим классом. Необходимо отметить, что функции государства нужно отличать от функций его отдельных органов. Когда речь идет об основных функциях государства, то имеются в виду те основные направления его деятельности, которым подчинена работа всей системы органов государства. Однако в осуществлении той или иной конкретной основной функции государства роль его различных органов не одинакова. Одни из них прямо нацелены на осуществление определенной функции государства, другие принимают участие в ее осуществлении косвенно. Немаловажную роль играют и негосударственные общественные организации, политические партии. Многообразная деятельность по решению социальных задач, вытекающих из природы общества, в различных основных функциях государства проявляются по-разному. Это зависит от множества факторов. Так, основным в направлении деятельности государства, т. е реализации ее функций, является поставленная цель. В демократическом, правовом государстве - это формирование гражданского общества, в тоталитарном, авторитарном государстве - подавление инакомыслия, террор, насилие, игнорирование естественных прав и свобод. Таким образом, цель государства определяет выбор средств и методов достижения этих целей и в конечном итоге определяет содержание и виды функций государства. При осуществлении функций государства используются различные средства, к которым следует отнести прежде всего правовые, идеологические, организационные, материальные. Формы осуществления функций государства1. Функции государства реализуются в определенной форме. К ним относятся: законодательная, исполнительно-распорядительная, судебная, контрольно-надзорная. Такое выделение форм осуществления функций государства основано на деятельности основных звеньев механизма государства в отличие от деятельности негосударственных организаций Характер функций государства помогает понять сущность государства: оно либо общесоциальное, либо классовое. Поэтому через анализ функций государства мы даем характеристику его классово-групповой и общесоциальной стороны. Вторым основанием выделения форм осуществления функций государства является однородная деятельность органов государства. В этой связи выделяют правовую форму осуществления функций государства и организационную форму осуществления функций государства. Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная деятельность органов государства, направленная на издание юридических актов. К правовым формам осуществления функций государства относят: а) правотворческую деятельность; б) правоприменительную деятельность; в) оперативно-исполнительную деятельность; г) правоохранительную деятельность. К организационным формам осуществления функций государства относят однородную деятельность органов государства по фактической реализации предписаний юридических актов. Организационные формы осуществления функций государства: а) организационно-регламентирующая деятельность; б) организационно-хозяйственная деятельность; в) организационно-идеологическая. Методы осуществления функций государства: 1) метод принуждения. Применяется при совершении различных видов правонарушений, ведении военных действий, подавлении массовых беспорядков, в борьбе с преступностью. 2) метод убеждения включает в себя воспитание, поощрение, идеологическое и иное воздействие на поведение людей. 2. Классификация функций государстваНаиболее общей классификацией основных функций государства является деление их на внутренние и внешние. Первые показывают роль государства во внутренней жизни исторически сложившихся обществ, а вторые - на международной арене. Между внутренними и внешними функциями имеется неразрывная связь, ибо внешняя политика любого государства предопределяется внутренними условиями его существования. Функции классифицируются по различным основаниям. По степени важности выделяют: а) основные; б) не основные, второстепенные. По сферам общественной жизни: 1) экономические функции. К ним относятся направления деятельности, связанные с производством, распределением и обменом материальных благ; 2) политические функции. Включают в себя деятельность по организации власти в стране; 3) идеологические функции. Это деятельность государства по сбору, хранению и распространению информации. Часто она направлена на формирование общественного сознания; 4) иногда выделяют отдельно социальную функцию государства. По границам деятельности государства и субъектам, которых она касается: 1) внешние функции, различаются дипломатия, внешнеэкономическая деятельность, ведение войн, развитие культурных и научных связей государств, разведка, поддержание мирового правопорядка; 2) внутренние функции по урегулированию внутренней жизни страны - регулирование экономики, внутриполитических отношений, развитие науки, культуры, образования и т.д. По продолжительности действия функции разделяются на: 1) постоянные - например, регулирование торговли, строительства; 2) временные - например, отражение военного нападения. тема 5. формы государства1. Понятие форм государства. Форма правления. Форма государственного устройстваФорма государства выступает выражением сущности и содержания государства. Исследовать государство с точки зрения его формы - значит изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти. Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. Форма правления характеризует способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования и деятельности высших государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением, степень участия населения в их формировании. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества. Существует две основные формы правления: монархия и республика. Монархия - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства, который приобретает власть по наследству и не несет ответственности перед населением. Существуют следующие виды монархической формы правления: абсолютная (неограниченная) монархия и конституционная (ограниченная) монархия, последняя в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую монархии. Абсолютная (неограниченная) монархия характеризуется тем, что монарх является единственным высшим органом государства. Он является главой законодательной, исполнительной и судебной власти. Абсолютная монархия типична для позднего феодализма, в настоящее время такова форма правления в Саудовской Аравии, Омане. Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право - цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой. Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы и принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, - может распускать парламент. Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но не перед парламентом. Дуалистическая монархия в настоящее время сохраняется в Иордании. Парламентская монархия характеризуется тем, что высшая государственная власть принадлежит не только монарху, но и иным законодательным, исполнительным и судебным государственным органам. При этом данные государственные органы в основном формируются путем выборов и могут нести ответственность. Признаки парламентской монархии: верховенство законодательной власти над исполнительной - выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей; политическая ответственность правительства перед парламентом (или его нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (его нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ; как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Президентская республика - характеризуется тем, что исполнительная власть не несет ответственность за свои действия перед парламентом. В президентской республике наиболее последовательно реализован принцип разделения властей, а взаимоотношения между властями строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента. В свою очередь, президент может налагать на принятые парламентом законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. Президентская республика сейчас существует в США, странах Латинской Америки и Африки. Парламентарная республика - характеризуется наличием политической ответственности правительства перед парламентом. Полномочия главы государства в парламентарных республиках невелики; он избирается не всем народом, а парламентом либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Широкими полномочиями наделяется правительство, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Число парламентарных республик не так уж велико - это Германия, Италия, Венгрия, Индия, Чехия, Словакия, Эстония. Смешанная (полупрезидентская) республика - сочетает в той или иной мере признаки и президентской, и парламентарной республики. Например, по Конституции Французской республики 1958 года президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты парламента, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем, президент может распускать нижнюю палату парламента по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления. В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется («спящие полномочия») и по выполняемым функциям он близок к президенту парламентарной республики. Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия. Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Унитарная форма государственного устройства - характеризует простое, единое государство, части которого являются административно - территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства. Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными (Испания, Франция). В последних крупные регионы пользуются автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы. Федеративная форма государственного устройства - характеризует сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. В таком государстве наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде. Федерации могут быть построены по территориальному (США) или по национально-территориальному (Россия) принципу. Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. Конфедерация - характеризует временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых объединились государства, и только координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго: она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии), либо преобразуется в федеративное государство (как это произошло со Швейцарией). Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых - обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Протекторат - формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. 2. Политический режим Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два режима - демократический и недемократический. Признаки демократического режима: провозглашаются и реально обеспечиваются права человека; население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии; центральные и местные органы власти выборны, сменяемы и подотчетны избирателям; государственная власть легитимна; реально действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Авторитарный режим можно рассматривать как переходное звено между демократическим и тоталитарным режимом. Признаки авторитарного режима: на всех уровнях власти происходит концентрация власти; разделения властей реально не происходит; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные методы принуждения; существует частичная цензура; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всем своем объеме не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере); Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного режима: права и свободы человека и гражданина носят формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации; государство стремится к глобальному контролю над всеми сферами общественной жизни; очень подробная регламентация (урегулированность) общественных отношений; отсутствует контроль со стороны общества за государственными органами. Разновидностями тоталитарного режима являются фашистский и расистский режимы, когда, в дополнение к вышеперечисленным признаками, в государственной идеологии основным является принцип преимущества одной нации (расы) над другой. Тема 6. Механизм (аппарат) государства1. Механизм государства. Структура механизма государства. Государственный орган: понятие, признаки, видыМеханизм государства - это система органов, при помощи которых осуществляются государственные задачи и функции. Государственный механизм характеризует государственные органы в единстве, является системой органов. Все органы создаются и действуют на единых принципах, осуществляют связь народа. Система государственных органов изменяется от потребностей общества. Объектом, на который воздействует механизм государства, является вся система общественных отношений: люди, объединенные по национально-территориальному, административно-территориальному признаку, люди, объединенные в производственные структуры - предприятия, учреждения. Субъект государственного механизма - государство в лице конкретных органов. Структура механизма государства. Механизм государства теснейшим образом взаимосвязан с функцией государства, что обусловило возникновение в теоретической науке структурно-функционального подхода к изучению государственного механизма. Структурно-функциональный подход - одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства рассматривается в неразрывной взаимосвязи с его деятельностью по выполнению государственных функций Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юрист, 1997.С104. Структурно-функциональный подход направлен на изучение роли и места входящих в него элементов - государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции Российской Федерации - Президент РФ. Органы представительной (законодательной) власти. Органы исполнительной власти. Органы судебной власти. Прокуратура РФ. Вооруженные силы, другие войска и иные воинские формирования. Военная прокуратура. Орган государства - это политическое учреждение, звено государственного аппарата, участвующие в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властной компетенцией. Признаки органа государства: 1) государственный орган - это политической учреждение; 2) он создается на основании правовых актов; 3) для осуществления своих задач каждый государственный орган наделен необходимой государственно-властной компетенцией; Органы государства можно классифицировать по различным основаниям. Так, в соответствии с Конституцией РФ они подразделены на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Органы законодательной власти принадлежат к представительным органам. Они формируются путем избрания их народом, действуют от его имени и ответственны перед ним. Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и органы субъектов федерации. Органы государственного управления исполнительной власти. Это органы, осуществляющие исполнительную деятельность. Они подразделяются на федеральные и органы субъектов федерации. Органы судебной власти. Эти органы признаны обеспечивать законность и правопорядок на территории государства. В Российской Федерации к ним относятся Конституционный Суд РФ; система общих судов: Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик в составе РФ, суды краев, областей, народные суды; система арбитражных судов. 2. Государственная и политическая властьГосударственная власть - фундаментальная категория государствоведения. Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее публичной природе. Функционирующая на объективной основе народная власть - созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения. Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта властеотношений нет. Государственная власть реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения определенных задач и функций. Таким образом, государственная власть - это концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы. 3. Властеотношения как особая разновидность общественных отношенийРешая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений - властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую структуру общества. Как и любые отношения, властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле. Субъектом властеотношений могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом властеотношений являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество. Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона - властвующий - навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне - подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами. Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без внешнего воздействия. Если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения. Способы и формы осуществления государственной власти