Рефераты

Теория государства и права

азличают две формы систематизации законодательства:

а) инкорпорация; б) консолидация в) кодификация.

Есть смешанные формы - свод законов.

Инкорпорация - это внешняя обработка, упорядочение нормативно-правовых актов, объединение и расположение их в определенном порядке (по хронологическому, отраслевому признаку), может быть официальная и неофициальная систематизация.

Кодификация - это переработка нормативного материала и создание единого (основы, кодексы, уставы, положения). Предметом упорядочения являются не нормативно-правовые акты, а нормы права. Кодификация решает главные задачи - достижения единого, юридического и логически цельного регулирования в отраслях, подотраслях и институтах.

Тема 15. Правотворчество

1. Понятие правотворческого процесса

Правотворчество - особая деятельность, связанная с созданием или изменением правовых норм, которые находят выражение, существуют в тех или иных формах (источниках). Поэтому в одних учебниках вопросы о формах (источниках) права и о правотворчестве рассматриваются в одной теме, в других - в отдельных, но следующих друг за другом.

Правотворчество - не спонтанный процесс, он подразделяется на ряд последовательных, логически следующих друг за другом стадий (с.292 - 295). Высшим уровнем правотворчества является законотворчество, которое отличается большей сложностью, ответственностью, а потому более детальной регламентацией «технологий» создания будущих законов. Следует уделить специальное внимание данному вопросу.

Результатом правотворчества являются нормативные правовые акты, которые принимаются на разных уровнях различными видами органов. Они образуют четкую систему, взаимосвязаны между собой, иерархически соподчинены. Отсюда важно представлять себе систему нормативных правовых актов, действующих в РФ (см. с.299-308).

Каждый акт имеет пределы своего действия, своеобразные рамки, свою «систему координат». Это временные, пространственные и субъективные пределы (рамки).

Поэтому важное правило работы с каждым нормативным актом - определение пределов его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц (с 308-311).

Законодательство не неизменно. Ежедневно принимается множество новых актов разных уровней, изменяются или отклоняются действующие. Необходима постоянная работа по законодательства в порядке, в системе. Такая деятельность - называется систематизация законодательства (с.311-312).

2. Место и роль правопонимания в правотворческом процессе

Мы исходим из того, что правопонимание - это философско-правовая категория, относящаяся к области доктринального правосознания, охватывающая собой закономерности возникновения, развития, и функционирования права. Правопонимание - это конкретная идя, система воззрений, теоретическая конструкция, содержащая в себе определенные закономерности возникновения, развития и функционирования не только права, но и правовых явлений. Поэтому справедливо выделение в рамках теории правопонимания таких типов права как естественно-правовой, нормативный, социологический, теологический и т.д., отличительными чертами которых, являются специфические, присущие только им закономерности. Иными словами, правопонимание - это форма научного правосознания, в содержание которой входят различные правовые концепции, обладающие специфическими закономерностями, которые проходя через сознание законодателя влияют на формирование позитивного права.

Исторически и логически все многочисленные школы определения понятия права (а их более двухсот) в юридической литературе классифицируются по трем основным направлениям: философия права, юридический позитивизм или нормативизм и социология права.

Нормативизм, с одной стороны, и социологическая юриспруденция с другой, в различных правовых семьях и отдельных правовых системах имеют преобладающее значение. Так с определенными вариациями нормативизм имеет место в романо-германской правовой семье прошлого и настоящего.

Социологическая юриспруденция распространена в государствах, входящих в англосаксонскую правовую семью.

Философский подход к пониманию права, как представляется в цельном и единственном виде не представлен нигде, но в разной степени используется в правовых системах, как с нормативным подходом, так и с социологическим. Необходимо констатировать, что правопонимание оказывает непосредственное влияние на правотворческий, правореализационный и правоприменительный процессы. Но такое влияние различных подходов к пониманию права на юридическую практику не всегда одинаково.

Так роль и место правопонимания в правотворческом процессе определяется следующими обстоятельствами.

Для уяснения соотношения правопонимания и правотворческого процесса необходимо более подробно остановиться на раскрытии понятия правотворчества и его стадий. Рассмотрение стадий правотворчества важно, прежде всего, для понимания места правовых концепций (правопонимания) в этом процессе. При выявлении стадий правотворчества на первый план выходит проблема определения соотношения понятий “правообразование” и “правотворчество”. Это тем более важно, потому, что правопонимание играет правообразующую роль в правотворчестве. Правотворчество является необходимой стадией процесса формирования права - правообразования. Именно благодаря правотворческой деятельности государственных органов, возникает и развивается правотворчество, совершенствуется право, его нормы и институты. Вместе с тем, правотворчество это только одна из стадий процесса правообразования.

Правообразование - это формирование права, которое начинается с возникновения, развития и становления правовых идей, взглядов, и включает в себя весь процесс становления правовой нормы, а именно: 1. Возникновение правовой идеи в сознании законодателя; 2. Формирование воли требующей закрепления в праве; 3. Возведение этой воли в закон, т.е. придание правовой идеи качества правовой нормы. Последнее и есть непосредственно само правотворчество, которое включает в себя комплекс мероприятий конкретных государственных органов по подготовке, формированию и принятию нормативных актов, устанавливающих или санкционирующих новое правило поведение или происходит изменение его содержания.

Возникновение и формирование правовых концепций - это сложный процесс, который обусловлен некоторыми обстоятельствами. В частности, с одной стороны, в процессе реализации правовых норм субъекты права осознают потребность в правовом оформлении новых правоотношений, или усовершенствовании старых, тем самым выдвигают правовые идеи. С другой стороны, практика применения права судебными и административными органами сталкивается с несовершенством законодательства, что также способствует возникновению конкретных идей направленных на изменение законодательства или официального признания судебного прецедента, как источника права. Стадия правообразования - правотворчество - это всегда активная, целенаправленная деятельность компетентных государственных органов. Все стадии правотворчества - законодательная инициатива, обсуждение законопроекта и его принятие имеют целенаправленный характер - создание правовых норм для регулирования определенной сферы общественных отношений.

Правотворческая деятельность представляет собой специфическую стадию правообразования, которая связана с нормативной регламентацией этой деятельности. Формирование правовой идеи, воли народа в виде требований правового регулирования того или другого отношения не может быть подвергнуто правовой регламентации в силу действия элементов стихийности в этом процессе. Поэтому роль этой стадии правообразования достаточно важна в плане исключения (по возможности из содержания права) стихийных, случайных, эмоциональных моментов. Процесс возникновение правовой идеи и распространение ее в массах не влечет за собой никаких юридических последствий, но становясь частью доктринального правосознания, оформляясь в конкретные правовые взгляды трансформируется в законодательстве в виде наиболее общих правовых принципах. В действительности законодателю не важны теоретические нагромождения тех или иных правовых идей, для него важны закономерности бытия права на основе которых он формулирует правовые принципы и закрепляет их в нормативно-правовых актах.

Формирование правовых идей, овладение ими массами вообще и законодателем в частности - это пока еще сфера правового сознания, которое обладая по своей сути свойством нормативности, все же не имеет государственно-юридического значения. Правовая норма и право в целом возникает именно в результате правотворческого акта власти. Только после этого правовая идея приобретает функции специфического регулятора общественных отношений. Такова традиция континентальной правовой системы.

Общественное правосознание людей, постоянно развивающееся соответственно развитию общественных отношений, и до издания правового акта объективируется в самых различных формах, играет определенную роль в правовой жизни людей в рамках дозволенного. Но оно (иногда к сожалению) не может изменить содержания правовых норм в условиях идеи режима законности, поскольку в процессе применения права в случае противоречия общественного правосознания и правосознания объективированного в законе должен действовать закон. Этот тезис справедлив лишь в том случаи если законодатель объективирует в нормативно-правовых актах весь спектр правовых идей, взглядов - естественно-правовых, социальных, философских и т.д. Если иначе, то слепое следование законам содержащих лишь закономерности тоталитарного нормативизма, на практике приводит к прямому насилию над личностью. Создание нового правового акта в результате правотворческой деятельности - это есть объективирование новых правовых идей в юридически обязательных формах. Правовая идея получает новое качество. Она становиться общеобязательным правилом поведения, на защите которого стоит государство. По мнению П.Е. Недбайло, до принятия правовой нормы в результате правотворческой деятельности, правовая идея, охватившая массы, воздействовала на них как идеологическая категория. Воплотившись в норму права, она становиться формально обязательной обеспеченной государством.

Роль правопонимания (правовых идей) в правотворческом процессе определяется его функцией. Во-первых, правопонимание является отражением и в тоже время источником объективных закономерностей развития общества, государства и права эффективно способствует формированию законодательства. Во-вторых, отражаясь в нормативно-правовых актах, в виде наиболее общих принципах права, определяет наиболее правильные цели отраслей, институтов и норм права. В третьих, отражаясь в моделях правовых норм, находит наиболее правильные, оптимальные способы, средства осуществления этих целей в конкретных условиях места и времени.

Правопонимание способствует, является условием достижения создания оптимальной правовой нормы, института права и это благодаря содержащимся в том или ином типе права определенных закономерностей. Значение этих закономерностей дает возможность осуществлять правотворчество на твердой объективной основе, на базе правильно понятых закономерностей возникновения развития и функционирования права. Такими закономерностями права являются “общие” и “специальные” закономерности. На наличие специфических закономерностей права указывает П.Е. Недбайло и относит к их числу нормативный характер права, его общеобязательность, систему и структуру правовых норм. Эти закономерности свойственны нормативному подходу к праву долгое время господствовавшему в советской юридической науке. Специфическими закономерностями естественно-правового подхода к праву является идея неотчуждаемости прав человека, их прирожденный характер, независимость от усмотрения и произвола государства. Для социологического подхода к праву характерна закономерность зависимости права от экономических политических, социальных условий жизнедеятельности общества. Не государство является источником права, а отношения, складывающиеся в обществе. Роль государства, согласно данной концепции, ограничивается официальным признанием и закреплением этих отношений в нормах права либо судебных прецедентах.

Психологическая концепция трактует право как специфические эмоции, “обязательственно притязательные” переживания, “императивно-атрибутивные” переживания, либо как защищенный интерес, либо как у Рейснера - компромисс между классами. Понимание этих закономерностей чрезвычайно важно для субъектов правотворчества. Право - одно из общественных явлений и как таковое подчиняется общим закономерностям общественного развития и сознания. Закономерности общественного развития, в том числе и закономерности права объективны и составляют необходимую основу правотворческой деятельности. Являясь частью доктринального правосознания они детерминируют процесс правотворчества, в том числе влияют на содержание права. Их объективный характер и составляет ту необходимость в правовом развитии, которая проявляется как общая тенденция развития права, определяющая его сущность и содержание его норм и институтов.

Познание и использование закономерностей в законодательстве способствует более эффективному влиянию на правовое регулирование. Их не использование или недостаточное использование либо фальсификация, приспособление к существующей идеологии приводит к созданию нецелесообразного закона лишенного свойства правового, что в конечном итоге проявится в отрицательных последствиях его действия для личности, общества и государства. Для того чтобы правопонимание успешно прошло стадию трансформации в законодательстве оно должно быть всеобщим либо групповым, оно должно войти в сознание масс вообще и в сознание законодателя в частности.

Для правореализации при пробелах в законодательстве особое значение приобретает социологическое правопонимание, которое диктует необходимость признания судебного нормотворчества (прецедент) как одного из способов преодоления пробелов в праве. Такое признание должно быть осуществлено на уровне федерально-конституционного закона. В этом проявляется методологическое значение "широкого" (многоаспектного) подхода к пониманию права для правореализации.

Пробелы в праве не исключают его реализации. Данное утверждение основано, прежде всего, на суждении, что право не ограничивается юридической формой, а представляет собой явление, которое генетически предшествует законотворческой деятельности компетентных государственных органов. Динамика общественных отношений, является определяющим обстоятельством, неспособности законодателя своевременно и быстро реагировать на изменение общественных отношений, изданием нормативно-правовых актов. Но общественные потребности, диктуют необходимость быстрого и качественного правового регулирования общественных отношений. Особенно остро эта проблема встает тогда, когда возникает спор о праве, либо, когда возникает ситуация, затрудняющая его реализацию. Субъект, чьи права нарушены, не может ждать, когда законодатель отреагирует на возникшую правовую ситуацию и устранит пробел в праве изданием нормативно-правового акта. Не случайна, в этой связи, инициатива Кобзона и Боканя о внесении на рассмотрение Государственной Думой законопроекта " О конституционном праве граждан Российской Федерации на честь и достоинство и об обеспечении этого права государством и обществом". Такая законодательная инициатива говорит о значительной юридической проблеме в реализации права граждан на честь и достоинство. На лицо пробел в законодательстве. По нашему мнению острота этой проблемы, в значительной степени, могла бы быть снята официальным признанием судебного прецедента, как одного из способов преодоления пробелов в праве. "В нашей литературе, - говорит Л.С. Явич, - сложилось резко отрицательное отношение к судебному нормотворчеству, и законы его не предусматривают. Представляется, что это не правильно. Такое нормотворчество можно допустить, но при условии его соответствия закону. В судебном решении получает урегулирование конкретная жизненная ситуация. В судебном прецеденте формулируется правило, общее для решения множества подобных ситуаций. Необходимость прецедентного регулирования общественных отношений основывается, во-первых, на многообразии общественной жизни и свободе человеческой инициативы, во-вторых, оперативное урегулирование законом правовых отношений иногда бывает опасным по причине отсутствия явных знаний о появившемся правовом явлении и может привести к выработке не качественной законодательной нормы, которая может быть слишком расплывчатой, неточной, не полной. Такая норма уже сама по себе вызывает необходимость появление прецедента. Кроме того, существование закона в языковой форме всегда связано с проблемой языкового моделирования общественных отношений. Что приводит к невозможности, в языковой форме, охватить все варианты повторяющихся отношений. Судья в этих случаях будет сталкиваться с пробелами в праве, что приведет в конечном итоге к судебному прецеденту. Причины необходимости признания судебного прецедента зависят не от того, допускается ли этот источник законодателем, но сама природа судебной деятельности, а также природа и генезис правопонимания подсказывают необходимость его утверждения в континентальной правовой системе.

Интегративные тенденции в естествознании вообще и в юридической науке, в частности, логика интегративного правопонимания, с определенностью диктуют необходимость включения судебного прецедента в континентальную правовую систему. Так во Франции, где роль судебной практики, по свидетельству французских правоведов, значительно усилилась, признаются решения суда высшей инстанции, как источника права.

Проблема и природа пробелов в праве генетически связана с правовой системой, где основным источником права является нормативно-правовой акт, а господствующей концепцией права - нормативная.

Тема 16. Система права

Право представляет собой не случайную (хаотичную) совокупность норм, а стройную внутренне согласованную систему, характеризующуюся взаимосвязанностью, взаимодополнением составных частей.

Поэтому необходимо понять, какова система права, из чего оно состоит, как соотносятся друг с другом его части и элементы.

Для начала - определение. Система права - это его внутренее строение, структур, отражающая взаимосвязь и одновременно разграничение правовых норм на отрасли, подотрасли, институты.

Основными структурными элементами системы права являются таким образом: нормы, институты, отрасли (подотрасли).

Как различные нормы группируются в институты и отрасли, почему каждая конкретная норма относится к строго определенному институту и отрасли?

Существуют критерии ограничения (см. с.317 - 318 учебника и соот. стр. других учебников).

От системы права следует отличать систему законодательства. Это не одно и то же (см. стр.318-319).

Тема 17 Правовые отношения

Нормы права регулируют определенный общественных отношений. В результате последние приобретают правовую форму, т.е. становятся правовыми отношениями. Правильное понимание правовых отношений невозможно без уяснения того, что представляют собой общественные отношения. общественные отношения - это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими из них являются те, которые образуют базис общества и определяют все иные общественные отношения.

Категория «правоотношения» позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей.

1. Понятие правоотношения

Правовые отношения являются разновидностью надстроечных, идеологических отношений. Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правоотношение - центральное звено механизма правового регулирования, жизнь нормы права, показатель того, что является правом.

Как разновидность общественных отношений правоотношение характеризуется рядом особенностей:

1) Возникает на основе норм права. Общие требования правовой нормы индивидуализируются, конкретизируются применительно к фактической ситуации. Именно через норму права государственная воля воздействует на волю участников правоотношения и воплощается в последнем. В результате такого воздействия правоотношения приобретают социальную природу.

2) Характеризуется наличием у сторон субъективных юридических прав и обязанностей. Содержание последних формируется под влиянием юридических норм, в которых есть общее указание на субъективные права и обязанности. Правоотношение - всегда двусторонняя связь. Норма права, представляя право одной стороне, одновременно возлагает обязанность на другую сторону.

3) Выступает общественной связью конкретных лиц. Степень конкретизации бывает различной. Здесь возможны три варианта. Во-первых, в правоотношении может быть точно определена обязанная сторона. Такие правоотношения возникают на основании обязывающих норм.

Во-вторых, в правоотношении иногда точно определяется только управомоченная сторона. Такие правоотношения возникают на основании управомочивающих норм. В-третьих, в правоотношении могут быть точно определены обе стороны. Обязанное лицо должно совершать активные действия в интересах управомоченного лица, которое точно определено и в свою очередь имеет право требования к обязанному лицу. Например, по договору купли продажи продавец обязан передать покупателю вещь и вправе требовать уплаты денег за нее, а покупатель обязан выплатить требуемую сумму и вправе получить купленную вещь.

4) Правоотношение является таким общественным отношением, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения. Данный признак вновь свидетельствует о том, что правоотношение производно от правовой нормы. Принудительный характер нормы передается правоотношению и только через него реализуется. В большинстве случае осуществление субъективного права и исполнение обязанности имеют место без применения мер государственного принуждения. Если же возникает необходимость в принуждении, то оно реализуется лишь в форме принудительного исполнения обязанности. Для этого компетентный государственный орган должен предварительно определить ее характер и объем. Например, окончательное решение о фактах преступной деятельности, характере и объеме уголовной ответственности в пределах санкции нормы уголовного права может вынести только суд.

2. Субъекты права

Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений - носителями субъективных прав.

Указанные субъекты обладают правосубъектностью. Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов: правоспособности и дееспособности. Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность иметь субъективные права и юридические обязаности.

Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность лично, своими действиями приобретать права и обязанности, а также осуществлять и исполнять их. Разновидностью дееспособности является сделкоспособность, т.е. способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность - предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Разграничение право - и дееспособности характерно в основном для гражданского права, поскольку правоспособность граждан возникает с момента рождения, а дееспособность - по достижении определенного возраста.

Каким же образом осуществляются права и исполняются обязанности, если участником правоотношения выступает недееспособное лицо? В таких случаях недостающие элементы правосубъектности выполняются другими лицам. В гражданском праве существует институт представительства. Представитель своими действиями осуществляет права и исполняет обязанности от имени недееспособного участника правоотношения. Субъекты правоотношения подразделяются на индивидуальные и коллективные субъекты. Правовое положение граждан РФ в целом характеризуется наличием у них правового статуса, который включает в себя правосубъектность и основные права и свободы и обязанности, закрепленные в конституции РФ, гарантии прав и свобод. Конституция РФ закрепляет и гарантирует права на отдых, охрану здоровья, жилище, образование, пользование достижениями культуры, участие в управлении государственными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Как правило, правоспособность и дееспособность одинаковы по объему. Однако в ряде случаев по закону или по решению суда лицо ограничивается в дееспособности. Так, полностью недееспособны малолетние дети до шести лет. Права и обязанности от их имени осуществляют родители, усыновители, опекуны. Судом могут быть признаны недееспособными граждане, которые вследствии болезни или слабоумия не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Законом предусмотрена также возможность ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами. Ограничено дееспособный может совершать сделки (за исключением мелких бытовых) по распоряжению имуществом лишь с согласия попечителя.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных правоотношений. По сравнению с гражданами РФ их правосубъектность ограничена. Они не имеют избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность, некоторые статьи уголовного закона (например, об измене Родине) и т.д.

К субъектам права относятся государственные, общественные организации, государство в целом.

Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов права их можно подразделить на две группы.

Первая - органы государства, выполняющие функции управления и обладающие властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных отношений. Правовое положение органов государства характеризуется компетенцией, т.е. совокупностью их прав и обязанностей, предусмотренной соответствующими нормативными актами.

Вторая - предприятия и учреждения, занимающиеся хозяйственной и социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями. Предприятия, промышленные объединения, строительные, транспортные, торговые организации и др. юридические лица находятся на хозрасчете, являются субъектами имущественных финансовых, трудовых правоотношений. Учреждения (школы, больницы, институты, театры и т.д.) состоят на госбюджете, наделяются комплексом прав и обязанностей для выполнения своих функций.

Государственные организации в гражданско-правовых отношениях могут выступать и в качестве юридических лиц, осуществляя функции, не связанные с властными полномочиями.

Многие общественные организации получают права юридических лиц и в этом качестве вступают в правоотношения. Юридическими лицами признаются кооперативные организации, предприятия, принадлежащие общественным организациям. Некоторые общественные организации государство наделяет властными полномочиями. Например, профсоюзные комитеты рассматривают трудовые споры, назначают пособия по социальному страхованию, участвуют в распределении жилья и т.д. Субъектами права являются органы общественности: товарищеские суды, народные дружины, общественные инспекции.

Характер деятельности многих общественных организаций, особенно низовых, таков, что им по большей части не приходится выступать в качестве субъектов права. Однако и они в некоторых случаях могут быть участниками правоотношений.

Государство в целом выступает в качестве субъекта права, например, в государственно-правовых отношениях (между республиками, между республиками и федерацией) и некоторых имущественных отношениях (при выпуске внутригосударственного займа, проведении денежно-вещевой лотереи, в отношениях права собственности на бесхозное имущество, на клады и т.д.). Государство - субъект права собственности на основные средства производства.

Социальные общности (народ, нация, класс, трудовой коллектив) являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Например, народ непосредственно осуществляет свои права путем всенародного голосования (референдума).

3. Объект правоотношения

Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективное право и юридическая обязанность.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и представляет собой благо, находящееся в его распоряжении и охраняемое государством. Объектами могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права. Например, для нанимателя объектом является жилое помещение, необходимое ему для проживания.

Объектом правоотношений выступают и предметы духовного творчества. Например, объект авторского права - созданное автором произведение. В охранительных правоотношениях объектом может быть личность, на которую оказывается воздействие с целью перевоспитания и исправления.

Круг объектов в различных правоотношениях определяется законом. Рассмотрим, как пример, право собственности. В рабовладельческом праве объектом права собственности были не только вещи, но и люди - рабы, которые не признавались субъектами права. По феодальному праву феодалы имели право исключительной собственности на землю и неполной собственности на крепостных крестьян, которых можно было заложить, продать и т.д. Право закрепляет свободу частной собственности - экономическую основу эксплуатации наемного труда.

Один и тот же предмет может быть объектом нескольких правоотношений. Например, земля - объект не только права государственной собственности, но и разнообразных земельных отношений, связанных с ее использованием.

4. Содержание правоотношений

Как известно, правоотношение возникает на основе норм права. Это своеобразный синтез фактического (общественного отношения) и юридического (нормы права), в связи с чем содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание.

Юридическое содержание правоотношений - возможность определенных действий управомоченного и необходимость определенных действий обязанного лица, а фактическое - сами действия, в которых реализуются права и обязанности сторон.

Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Юридическое богаче фактического, так включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз. Перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить лишь в один вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, фактическое содержание включает в себя только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности.

Субъективное право - это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного (дозволенного) поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Перечислим признаки данного права:

1) субъективное право есть мера возможного, дозволенного поведения, иначе говоря, управомоченное лицо может свободно выбирать из установленного ряда вариантов поведения, т.е. может действовать в определенных границах;

2) содержание анализируемого права определяется в соответствии с юридическими нормами;

3) осуществление субъективного права обеспечено обязанностями другой стороны, т.е. гарантировано государством. В одних случаях обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других - исполнение обязанности (активное действие обязанного лица) реализует ее субъективное право;

4) субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интереса, при отсутствии же последнего теряется смысл для осуществления субъективного права;

5) субъективное право состоит не только в возможности, но и в фактическом поведении управомоченного или обязанного лица.

Субъективное право - сложное явление, оно включает в себя ряд правомочий. Во-первых, правомочия на собственные действия (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению, заложить, подарить и т.д.) Во-вторых, правомочие, состоящее в праве требовать от другой стороны исполнения обязанности, т.е. право на чужие действия. Так, по договору займа займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей. В-третьих, правомочие в виде притязаний, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, иначе говоря, право на принудительное исполнение обязанности. Например, в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе.

Юридическая обязанность - предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица. От субъективного права она отличается властным, категоричным характером.

Юридическая обязанность характеризуется следующими признаками:

1) это мера необходимого поведения, точное определение того, каким должно быть поведение. Соблюдение такой меры обязательно, ибо обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения. Например, если обязанность состоят в уплате долга, то точно должны быть определены размер долга и срок уплаты;

2) Обязанность устанавливается не произвольно, а в соответствии с требованиями юридических норм, именно по этому она называется юридической;

3) Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны или государства в целом;

4) Обязанность - не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение.

Юридическая обязанность как и субъективное право, может складываться из нескольких различных элементов: воздержания от запрещенных действий, совершения конкретных активных действий.

Субъективное право и обязанность составляют неразрывное единство. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой бы не соответствовало субъективное право другого лица. Названное единство можно проследить в действиях, поступках людей. Фактически поведение является одновременно правом для одной стороны и обязанностью для другой. Например, оплата в повышенном размере сверхурочных работ - обязанность администрации и право рабочего.

5. Виды правоотношений

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям. Прежде всего правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционно-правовые, администротивно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д.

В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

Правоотношения, как и нормы права, делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные связаны с правомерным поведением их участников, а охранительные - с применением государственного принуждения.

В зависимости от степени конкретизации субъектов правоотношения могут быть относительными, абсолютными и общерегулятивными. В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены обе стороны (например, покупатель и продавец, поставщик и получатель, должник и кредитор, истец и ответчик). В абсолютных определена лишь управомоченная сторона, (например, общественник), а обязанная сторона - это каждый, чья обязанность состоит в том, чтобы воздержаться от нарушения субъективных прав. Абсолютными являются правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права. Общерегулятивные отношения выражают связь каждого с каждым. Например, каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления при достижении определенного возраста. Одновременно каждый обязан уважать это конституционное право и не создавать каких-либо препятствий к его осуществлению. Специфическая особенность общерегулятивных отношений заключается в их общем характере, ибо они возникают у всех лиц, попадающих в сферу действия юридической нормы. Таким образом, к общерегулятивным относятся связи, выражающие основные конституционные права и обязанности.

По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой - лишь в требовании к лицу обязанному исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, нарушающих субъективное право.

Правоотношение имеет сложное строение, оно складывается из ряда элементов, образующих его состав. В состав правоотношения входят его содержание (субъективные права и обязанности), субъекты и объект.

6. Юридические факты

Правоотношения - это динамичные явления. Они возникают, изменяются, прекращаются, реализуются. Динамика правоотношений связана с реальными жизненными обстоятельствами, т.е. с юридическими фактами.

Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

1) Юридические факты называются юридическими, постольку поскольку влекут за собой правовые последствия. Они вызывают, или наоборот, прекращают действия юридической нормы на конкретную ситуацию.

Факты вызывающие действие юридических норм, указываются ее гипотезе. Как только они появляются, норма права начинает действовать в данной ситуации. А это значит, что лица приобретают права и обязанности, названные в диспозиции данной нормы, т.е. возникает правовое отношение.

Диспозиция правовой нормы предписывает, каким может и должно быть поведение сторон. Действия лиц в соответствии с предписанием диспозиции юридической нормы являются юридическими фактами, реализующими права и обязанности и тем самым прекращающими правоотношение.

2) Факты называются юридическими потому, что вместе с нормами права определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон. Например, содержание прав и обязанностей покупателя и продавца определяется не столько нормой гражданского права, сколько договором между сторонами, а последний является юридическим фактом.

Очень часто для возникновения правоотношения необходим фактический состав, т.е. совокупность двух или нескольких юридических фактов, которые необходимы для наступления юридических последствий.

Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. Так, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношений по наследованию, прекращение трудового правоотношения, изменение правоотношения по найму жилого помещения.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъекта правоотношения (например, пожар от удара молнии, истечение срока, естественная смерть человека и др.).

Действия - волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Действия могут быть правомерными и неправомерными.

Правомерные действия совершаются в соответствии с предписаниями юридических норм. Они подразделяются на индивидуальные акты и юридические поступки. Индивидуальные акты - внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата. К индивидуальным актам относятся акты применения права, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей в сфере права независимо от направленности на последствия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты