Рефераты

Теория государства и права

беждение - это способ активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает в себя совокупность идеологических социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Государственное принуждение основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит его в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Неправовое государственное принуждение является насилием. В общем смысле под насилием субъекта власти понимается уничтожение подвластного объекта, нарушение физической целостности подвластного объекта, воздействие на психику подвластного объекта, повреждение или уничтожение материальных ценностей - действия, совершенные с целями, противными основам естественного правопорядка и нравственности. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах.

Тема 7. Государство в политической системе общества

1. Понятие и структура политической системы общества

Под политической системой общества понимается система взаимодействия государственных и негосударственных (партий, профсоюзов и иных организаций и движений) социальных институтов по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Именно власть и отношения по её поводу являются системообразующими факторами политической системы. Можно выделить следующие элементы политической системы:

а) политические организации: партии, движения, государственные органы, средства массовой информации;

б) политические отношения между ними;

в) политические нормы, регулирующие эти отношения;

г) политическое сознание людей и социальных групп.

Государство занимает центральное место в политической системе общества. При этом роль государства двояка. С одной стороны, государство как инструмент осуществления власти является объектом политической борьбы. С другой стороны, государство, регулируя отношения между другими институтами, осуществляющими политические функции, выступает в роли основного субъекта политической системы.

В зависимости от характера взаимоотношений между государством и иными элементами политической системы, способа осуществления государственной власти, т.е. политического режима, можно выделить демократический и недемократический виды политических систем.

Демократические политические системы складываются на рыночной товарно-денежной основе экономической жизни общества, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Политические системы в такой среде характеризуются ролью государства как организатора условий для рыночной, в том числе социально ориентированной, экономики. Государство обеспечивает права и свободы граждан, их безопасность, их собственность. Законные интересы индивида имеют приоритет над правами коллектива, частная собственность охраняется государством. Государство имеет целью организовать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов, выражая не только и не столько классовые, сколько общезначимые интересы.

Для демократических политических систем характерной чертой является идеологический плюрализм, при котором информационные права граждан, свобода слова становятся важным фактором политической жизни. Партии в такой системе стремятся к завоеванию власти путем участия в избирательных кампаниях, в выборах на демократической основе. Взаимоотношения государства, партий, профсоюзов и иных организаций обеспечиваются конституционным регулированием. Судебная власть, правовые установления приобретают определяющее значение. Правовые формы становятся главным инструментом достижения политических целей.

Основой недемократических политических систем является распределительная экономика, где в роли основного (а подчас и единственного) распределителя выступает государство. Государственная власть тоталитарно вмешивается во все сферы жизни общества. Всякое инакомыслие подавляется, формируется государственная идеология, религия, культура. В таких системах у власти, как правило, находится одна господствующая партия, все другие общественные организации, если они существуют, выступают проводниками государственной политики. Позитивное право здесь характеризуется огромным количеством запрещающих норм и жестокостью санкций либо формально закрепляет демократические ценности, на самом деле являясь лишь прикрытием для государственного произвола.

Все негосударственные организации, осуществляющие политические функции, можно разделить на две большие группы:

1) собственно политические организации, ставящие своей целью завоевание, удержание и использование государственной власти;

2) организации, участвующие в политической жизни постольку, поскольку это связано с их основными целями и задачами (профсоюзы, экологические, религиозные организации и т.д.).

Основной формой политической организации является партия. Появление таких общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Государство - это как раз тот социальный институт, в котором партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти.

Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

Для демократических правовых систем характерна многопартийность, при этом одна из партий в определённый период может являться правящей. В недемократических политических системах существует, как правило, только одна партия. В этом случае происходит сращивание партийного и государственного аппарата, руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами.

Наряду с политическими партиями надо выделять и политические движения как элементы политической системы. Это менее формализованные общественные образования, различные фронты, союзы, соборы, другие организации. Политические движения, как правило, не имеют членства, структура их размыта. Часто политические и иные общественные движения не имеют и формальных региональных отделений, от их имени выступают лишь руководящие органы (организационные комитеты, президиумы и т.п.).

Ко второй группе политических организаций относятся прежде всего профсоюзы. На разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.

Различают независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы официальные, поддерживаемые государством, которое в некоторых политических системах даже передавало официальным профсоюзам законотворческие функции в сфере трудовых отношений (например, такими функциями обладал Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов - ВЦСПС - в бывшем Союзе ССР).

Немаловажным элементом политической системы являются и религиозные организации. В демократических системах они отделены от государства. Этот принцип закрепляется конституционно, государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивается в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедания, секуляризации политики и автономии религии. Для недемократических политических систем характерно либо преследование и запрещение религиозных организаций, навязывание тотального государственного контроля в духовной сфере жизни общества, либо, наоборот, полное подчинение государства и общества одной господствующей религии и церкви.

2. Соотношение государства и права

Взаимодействие государства и иных элементов политической системы осуществляется посредством права. Поэтому в рамках данной темы целесообразно рассмотреть соотношение государства и права.

Взаимодействие, как особый вид взаимосвязи, предполагает, что исследуемое явление реализует свою специфическую природу только через связь с другим и вне взаимодействия не способно существовать как определенное явление.

Во взаимодействии и государство, и право выступают и как активные, и как пассивные явления. Связи взаимодействия делят на: а) связи порождения; б) связи преобразования; в) связи развития.

К связям порождения относятся социальные и духовные потребности человека, экономические основания, которые вызывают возникновение и государства, и права.

Связи преобразования возникают, когда одно из исследуемых явлений носит пассивный, а другое - активный характер. Такие связи возникают, когда государство реализует функцию правотворчества и применяет право (через государственные органы), право же, возникнув, оформляет отношения государственных органов между собой и членами общества, закрепляет форму государства, структуру государственного аппарата, ответственность государства перед обществом и отдельными индивидами, определяет формы контроля за государством.

Связи развития возникают в тех случаях, когда одно из явлений не отвечает потребностям общества и подлежит изменению (в тех случаях, когда ни государство, ни право не отвечают потребностям общества, в действие вступают связи порождения). Нельзя не отметить, что чаще всего инициатором возникновения связи развития выступало государство (правовые реформы, создание отраслеобразующих нормативных актов). Однако в настоящее время и право может выступить инициатором связи развития, когда праву предоставлена возможность оценивать государство с точки зрения соответствия его действий основам правопорядка. Такой вывод можно сделать на основании ст.1 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16.12.66, ст.34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50.

Существуют следующие концепции соотношения государства и права.

1. Этатически-тоталитарная - исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики.

2. Либеральная - базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства.

3. Равного взаимодействия - исходит из того, что государство и право - различные явления, взаимодействующие друг с другом; вопрос о первичности или вторичности одного из явлений по отношению к одному из них - некорректен.

Существуют различные правовые формы и способы ограничения государственной власти: разделение властей; система сдержек и противовесов; прокурорский надзор; институт омбудсмана (уполномоченного по правам человека); институты международного контроля.

Конституционализм и парламентаризм: история, теория, практика

Конституционный контроль
- любая форма проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных для участия в осуществлении публичной власти.

Сама идея конституционного контроля появилась в Великобритании и была связана с деятельностью Тайного Совета. Однако конституционный контроль в современном понимании впервые появился в США: в деле У. Мэрбери против Дж. Мэдисона в 1803 году Верховный суд объявил, что федеральная Конституция - высший закон страны, и любой закон Конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан неконституционным. Этот пример был позднее заимствован рядом латиноамериканских (Бразилией в 1891 году, Уругваем в 1917 году и др.) и европейских государств (до первой мировой войны - Норвегия, Греция).

После первой мировой войны в Европе была выработана собственная модель конституционного контроля, которая в настоящее время стала распространяться и на других континентах. Идея европейской модели принадлежит австрийскому юристу Хансу Кельзену (Hans Kelsen).

Для обоснования конституционного контроля использовались три основных теории. Сторонники органической теории исходили из того, что поскольку конституция - акт учредительной власти, то акты органов, предусмотренных конституцией и обладающих властью, нижестоящей по отношению к учредительной, не должны противоречить акту учредительной власти. Приверженцы Институциональной теории исходят из того, что конституция устанавливает правила поведения для органов публичной власти, ни один из которых не должен посягать на полномочия другого. Представители естественно-правовой теории считают, что конституция устанавливает правила для управляющих и управляемых, прежде всего гарантии прав человека и гражданина, и конституционный контроль призван следить за их соблюдением.

Виды конституционного контроля:

1) по времени осуществления:

- предварительный - акт проверяется до его вступления в законную силу (закон - до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом);

- последующий - распространяется на действующие (прошедшие все этапы принятия и опубликование) акты.

2) по действию во времени:

- ex tunc - означает, что решение о признании неконституционности имеет обратную силу, и норма или акт, объявленные неконституционными, считаются недействительными с самого начала;

- ex nunc - означает, что решение о неконституционности действительно только на будущее, а все прежние последствия действия неконституционной нормы или неконституционного акта остаются в силе;

3) по обязательности проведения:

- обязательный - акт обязательно подвергается конституционному контролю, обычно предварительному;

- факультативный - конституционный контроль осуществляется только в случае заявленной инициативы управомоченного субъекта.

Тема: 8 понятие, сущность, принципы и функции права

1. Понятие права (нормативный подход к пониманию права), признаки, сущность права, принципы и функции права

Право - это система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, выражающих возведенную в закон волю собственников средств производства (в правовом государстве - концентрированную волю всего народа) и выступающих в качестве регулятора общественных отношений.

Регулирование общественных отношений может осуществляться в разовом, индивидуальном порядке т.е. в актах, принимаемых для каждого конкретного случая. Но наиболее важной формой обеспечения упорядоченности общественных отношений является нормативное регулирование, осуществляемое при помощи социальных норм, т.е. правил поведения в области общественных отношений.

Специфические признаки права, выражающие его особенности воли, возведенной в закон, состоят в следующих положениях.

1. Право состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера, которые закрепляются в статьях нормативно-правовых актов. Норма - это правило общего характера, оно определяет обязанности и ответственность всех граждан, а также обязанности государственных органов и должностных лиц.

2. Право образуют нормы, имеющие общеобязательный характер и выражающие волю государства. Юридические нормы распространяются на всех лиц, которым они адресованы. Эти лица обязаны исполнять требования норм права независимо от их субъективного отношения к ним.

3. Право представляет собой систему норм. Нормы, образующие право, тесно связаны между собой; они действуют в единстве, в системе, из них складываются институт и отрасли.

Право - это система формально-определенных норм. Юридические нормы отличаются точностью, определенностью содержания. Определенность характеризуется тем, что норма закреплена в тексте закона или другого нормативного документа. Для права характерна и формальность, т.е. оформление письменно в документе.

5. Право гарантировано государством, поддерживается его принудительной силой. Если нормы права не исполняются добровольно, государство принимает меры к их принудительному исполнению или воздействию на нарушителя.

Сущность права заключается в том, что право является регулятором общественных отношений и выражает волю собственников средств производства. Другая точка зрения на сущность права: право выражает солидарные интересы населения.

экономический базис

Как нормативная позитивная концепция права в юридической науке позитивизм сформировался в ХIХ веке. Его основные положения сводятся к следующему:

- объективно существует только позитивное право (совокупность норм, издаваемых государством), все остальное представляет собой лишь моральную оценку позитивного права;

- познание именно такого права ориентировано на изучение правовых явлений, понятий, принципов и категорий юриспруденции в субъективном смысле и вне зависимости от их субъективной сущности;

- предметом исследования является право в собственном смысле, то право, которое догматически излагается в нормах;

- такое право считается чисто логической формой, не связанной с другими социальными явлениями, а знания о праве заключаются в общем понятии права.

Принципы права. В самом широком, общефилософском смысле принцип - это начало, исходный пункт данного явления. Принципы не зависят от сознания людей, но могут быть познаны, сформулированы и использованы в практической деятельности. Принципы общественных явлений таковы, какова эпоха, люди и их потребности, каков способ производства. Содержание принципов в конечном счете материально детерминировано, но люди их формулируют и стремятся претворить в жизнь, борются за их практическое осуществление - принципы общественных институтов и процессов не существуют вне зависимости от взглядов и деятельности людей. Те же самые люди, которые устанавливают общественные отношения соответственно развитию их материального производства, создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям. Особое значение в качестве ориентиров имеют принципы в сфере сознательно-волевой деятельности людей. Будучи понятны и выдвинуты, они организуют и направляют движение классов, народов, поступки отдельных людей, могут стать костяком нравственных, правовых и политических институтов. Принципы могут выдвигаться людьми, классами, партиями, вождями стихийно, как результат эмпирического жизненного опыта, или формулироваться сознательно, в том числе и на уровне государственной идеологии, целой теоретической концепции, приобретая характер идейно-научных отправных начал.

Таким образом, принципы права - это основные начала, его отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и особой общезначимостью, эти начала составляют важнейшее содержание права, отражают закономерности и устои данной общественно-исторической формации, органически связаны с сущностью данного типа права.

Универсальность означает, что принципами пронизана вся юридическая материя и что они (принципы) должны учитываться в любой правовой ситуации.

Императивность каждого принципа права означает его непререкаемую обязательность, а высшая императивность свидетельствует о том, что такая императивность сильнее предписаний, которые не считаются принципами и должны из них вытекать, им соответствовать. Отсюда вытекает необходимое конституционно закрепленное правило - требование верховенства Конституции РФ, ее высшей юридической силы и прямого действия. Принципы права направляют и синхронизируют весь механизм правового регулирования общественных отношений, предопределяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, служат основным критерием законности и правомерности действий граждан и должностных лиц, административного аппарата и органов юстиции, оказывают решающее влияние на правопорядок и цементируют правопорядок. Принципы права могут содержаться в отдельных нормах или в группе норм, но могут пронизывать судебную практику, даже не будучи самостоятельно сформулированы в объективном праве, составляя стержень правовой идеологии, могут концентрироваться в субъективном праве и юридических обязанностях, в правовых обычаях и традициях, деловых обыкновениях, в правовой культуре.

Не обязательно, чтобы принципы права были сформулированы в нормах законодательства, хотя это весьма и желательно, по крайней мере по отношению к ведущим принципам.

В теории права выделяют наиболее общие принципы, такие, как принципы справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, содержание убеждения и принуждения. Принципы можно также подразделить исходя из отраслевой принадлежности: отраслевые принципы или принципы гражданского права, административного, уголовного и т.д.

Функции права. Функции права - это основное направление деятельности принципов права, его норм, правовых институтов и отраслей, направленных на правовое регулирование (воздействие) общественных отношений.

Выделяют общесоциальную функцию права и юридическую функцию. Так, к общесоциальной функции относят культурно-историческую функцию, воспитательную функцию, функцию социального контроля и информационно-ориентирующую функцию. К юридической функции относят регулятивную и охранительную, причем регулятивная функция подразделяется на регулятивную динамическую (в основе регулятивной динамической функции находятся нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов: например, гражданский и торговый оборот обслуживают такие институты права, как договор (сделка), поставка, кредит, мена, дарение, завещание) и регулятивную статическую функцию, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей: например, закрепления неизменности и стабильности глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации.

2. Различные концепции правопонимания

Термин позитивизм происходит от латинского positives - положительный. Следовательно, основой взглядов позитивистов явилось утверждение о том, что государство устанавливает законы и через них “делегирует” юридические права и устанавливает обязанности. Оно как бы предопределяет и обозначает в основных источниках закона само право. Гносеологические аспекты права жестко детерминированы государством. В свою очередь, сам закон служит толчком и источником к возникновению ряда общественных отношений.

Юридический позитивизм придает ведущее значение норме права, которая выполняет теоретико-познавательную функцию. С помощью данной конструкции право достигает внутреннего единства. Высшим уровнем развития и выражения права является конструкция, содержащая нормы права.

Именно такие основные положения концепции юридического позитивизма отстаивали в своих работах Г. Кельзен, Х. Л.А. Харт, Дж. Остин, К. Бергбом. Возникновение юридического позитивизма в мировой юридической науке оказало влияние и на развитие данной концепции права в России. В этой связи стоит отметить, что развитие России во многих направлениях отличалось от западного и тем самым наложило определенный отпечаток на юридическую науку. По своему территориальному положению Россия соединяла Европу со странами третьего мира, “охраняла” ее от набегов кочевников, позволяла, таким образом, последовательно развиваться европейской цивилизации и культуре. Такое территориальное расположение России обусловило и качественно иное развитие фундаментальной классической науки в государстве. Если в Европе существовали идеи преемственности и развития научных взглядов от предшественников (Демокрит - Платон - Аристотель), в России развитие таких взглядов можно охарактеризовать как “вспышку”, “очаг”, когда твердые устои канонического права перерастают в юридический позитивизм, социологическую школу и т.д.

Заявил о себе юридический позитивизм в России в конце ХIХ-начале ХХ веков с появлением ряда работ по праву таких ученых, как С.В. Пахман, Г.Ф. Шершеневич. Именно в это временя юридический позитивизм стал рассматриваться в качестве теории формально-догматической юриспруденции, которая выражает волю властных субъектов в законодательстве.

С.В. Пахман в своей работе “О современном движении в науке права” обозначил приведенное выше понимание юридического позитивизма. Существенный вклад в данную теорию внес Н.М. Коркунов. В его представлении “право … норма свободы личности, система правил, размежевывающих свободу этих личностей”. Российские ученые не только восприняли идеи позитивизма, но и попытались модернизировать это учение, применив его к традициям российского права. Благодаря этому появилась возможность описать отличительные признаки юридического позитивизма, основанного на принципах российской культуры.

Во-первых, он основан на формально-догматической юриспруденции. Главное место в нем отводится догме права. Она, в свою очередь, создает приемы формально-догматической обработки законодательного материала. Важнейшим элементом обработки считается описание, обобщение и создание юридических конструкций.

Во-вторых, одним из свойств юридического позитивизма следует считать феноменализм. Г.Ф. Шершеневич отмечал: “ …построения науки должны быть результатом только наблюдения над явлениями действительной жизни”. Высказывание ученого подчеркивает формальность и эмпиричность позитивизма. В данном контексте любое правовое явление берется из эмпирического материала и наделяется рядом свойств, занимает место в системе юридических категорий.

В-третьих, предметом изучения науки считается право в собственном смысле, право, существующее в качестве образца, масштаба и независимо от нашего сознания.

В-четвертых, центральное место в теории занимает общее понятие права как формальное и общеобязательное. Составным элементом права является норма. Юридический позитивизм понимает под правом нормы, правила поведения, выражающие требования, обращенные государством к подчиненным. Право - совокупность общеобязательных норм, обеспеченных принудительной силой государства. Так, Г.Ф. Шершеневич считает право “правилами общежития, поддерживаемыми государственной властью”.

Концепция позитивизма была воспринята советской юридической наукой и довольно быстро заняла господствующее место в правовой идеологии государства. Формирование позитивизма происходило под влиянием марксистско-ленинской философской теории. Это предполагает восприятие сущности права через концептуальные основы позитивизма в его положениях о классовой сущности права, его обусловленности экономическим базисом государства.

Право рассматривается как система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают и призваны обеспечивать классово-определенную свободу поведения в ее единстве с ответственностью и сообразно этому выступают в качестве государственно-властного критерия правомерного и неправомерного поведения. Именно такое понимание права утвердилось в качестве ведущего и господствующего в юридическом позитивизме. Понять сущность определения возможно через анализ признаков явления, которые названы в нем в качестве основных.

Это, прежде всего, классово-волевой характер. Через него выражается возведенная в закон государственная воля того класса, который осуществляет политическое господство. В классово-волевом характере отражается классовая сущность права. Этому тезису отводится главенствующее место в марксистско-ленинской теории. “…Ваше право, - подчеркивая классовую сущность права, писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса”. Следовательно, право выступает не только как воля господствующего класса, но, реализуясь через государственно-властные предписания, становится такими правилами поведения, в которых заключается государственная воля, независимая от воли отдельных представителей.

Классово-волевой характер права выделяется как ведущий признак. Право является возведенной в закон волей господствующего класса или народа, т.е. выражением воли, ее результатом, ее продуктом. В этом смысле, классово-волевой признак права обусловлен соответствующим базисом; или экономическими отношениями, складывающимися по поводу производства, распределения и потребления материальных благ. Юридический позитивизм выражает волю трудящихся при руководящей роли рабочего класса.

Следующим признаком права, с точки зрения юридического позитивизма, является нормативность. Она заключается в том, что воля господствующего класса выражается обязательно в юридических нормах. Именно основываясь на признаке нормативности, представители позитивизма определяют право как систему норм, которые издаются и санкционируются государством в строго определенных формах. Проводя последовательный анализ сущности и понятия юридического позитивизма, следует отметить, что исторические процессы, стремительно происходящие в нашем обществе, диктуют разнообразные точки зрения и подходы к тем явлениям, которые нас окружают. В связи с изменением официальной государственной доктрины существенные коррективы вносятся и в концепцию юридического позитивизма.

Социологическая концепция права (социология права) в противоположность позитивизму, исследует право эмпирически, как опытный факт, во взаимодействии с социальными явлениями. Право, по мнению сторонников данного подхода, с одной стороны, выражено в законе, с другой, действует фактически на практике. Такое право следует считать “живым”. Оно во многом отличается от того права, которое заключено в законе. В основу его положено общественное отношение. Представители этого подхода считали, что предписания закона становятся нормой права в том случае, если они действительно применяются. Право в интерпретации социологического подхода не застывшая догма, а изменчивая, живая сила; и то, что законодатель имел в виду вчера, может устареть сегодня. Аргументами против нормативизма считались тезисы о том, что норма, содержащаяся в тексте закона, не всегда может применяться в полном объеме в юридической практике, тем самым может противоречить позитивному праву. Иногда сама практика доказывает, что норма права устарела, и судья выносит решение на основе свободного отыскания права.

Задача социологии права заключается в объяснении возникновения и развития права во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Упор делается на исследование права в действии. Социология права изучает юридическую систему функционально. Для нее первичной «клеточкой» права является общественное отношение, урегулированное нормой права (правилом поведения), с одной стороны, а с другой, право является режимом упорядоченных отношений между людьми. Его эффективность достигается за счет применения силы политически организованного сообщества.

Сторонники социологической концепции под правом понимают систему общественных отношений, защищенных со стороны государства. Право рассматривается в отличие от “равного масштаба, применяемого к неравным людям”, равным мерилом, которое всегда - неравный результат, индивидуализация абстрактных норм в соответствии с конкретными жизненными обстоятельствами, всегда неодинаковыми и нетождественными. При таком понимании право становится тем, что осуществляется практически, когда отдельная норма через процесс правоприменения находит свою конкретизацию в индивидуальном общественном отношении.

Становление социологической концепции права происходит посредством придания общественному отношению свойства правового. В этом случае государство издает юридическую норму - закон. Его воля здесь объективируется в правоотношении, которое из юридической нормы перерастает в явление сущности права.

Развивая идеи социологической концепции права, В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук считают, что необходимость и обусловленность социальной проблематики права связаны с формированием новой экономической структуры отношений, реформой правовой системы. По мнению авторов, социология права рассматривает функционирование права в обществе в социальном аспекте. Ее предметом является социальная обусловленность права, социальные функции права, условия общего действия права.

Социология права включает в себя систему социальных знаний о праве как особом социально-юридическом феномене в развитии и действии, как социально детерминированном, социально действующем явлении и процессе. Социологические исследования проводятся как в целом, так и по отдельным дисциплинам и рассматриваются в качестве направлений отраслей права. Методологической основой социологии права является единство теоретического и эмпирического, абстрактного и конкретного, теории и практики, исторического и логического, структуры и функций. Такой комплексный подход, по мнению авторов, применяется и к теории конкретных социологических исследований.

Концепция естественного права уходит своими корнями в древность. Достаточно вспомнить мысль Аристотеля о том, что цель человечества состоит не в том, чтобы жить, а чтобы жить достойным образом. Основная идея мыслителя заключалась в подчинении человека нравственным идеалам как способам связи между людьми. Она была воспринята философами нового и новейшего времени. И. Кант обосновал в рамках этой концепции формальный принцип нравственности, который основан на нравственной автономии субъекта. Ее смысл заключался в подчинении воли не подсознательному чувству человека, а законам разума, как всеобщим и необходимым. По мысли Аристотеля моральный закон содержит категорический императив - “закон, который обязывает нас - а priori и может быть выражен как исходящий от воли высшего законодателя, т.е. такого, который имеет только права и не имеет никаких обязанностей”. Это дает основание говорить, что для Канта права человека естественны и неотчуждаемы, даны ему с рождением. Эти права определяются состоянием реального бытия, а затем о них можно говорить как о положениях закона.

Характеризуя концепцию естественного права, следует выделить главный её тезис о том, что право существует без текста законов как система прецедентов или обычное право.

Концепция естественного права была воспринята в России в начале ХХ века. Следует вспомнить ряд ярких представителей этой концепции и остановиться на ее основных положениях.

Концепция естественного права была представлена в учениях П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева и др. Основным положением концепции стал вывод о существовании высших, постоянно действующих, не зависимых от государства норм и принципов, в которых воплощен разум, справедливость, объективный порядок ценностей. По В.С. Соловьеву, уже в первоначальных нравственных данных - стыде, жалости, религиозном чувстве - проявляется высшее совершенное добро. Связывая нравственность с правом, автор считал, что право - это низший предел, или определенный минимум нравственности. В самом праве заключено требование реализации этого минимума. Право, будучи внешним осуществлением закономерного порядка, допускает прямое или косвенное принуждение. Он подчеркивал, что “право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающее известное проявление зла”.

Начальным пунктом в естественной концепции является понятие “личность”. Она по своей природе существо свободное. Свобода определяет самостоятельность личности и ее место в праве. Право проявляется тогда, когда свободное действие одного встречается с таким же свободным действием другого.

Только равенство обеспечивает существующую свободу. По мнению другого мыслителя Харриса Д., свобода является ценностью, связанной с правом и обеспеченной законом. Она обеспечивается конституцией и поддерживается государством. Провозглашается, что право необходимо для сохранения свободы одного человека от посягательств со стороны других. С другой стороны, право можно рассматривать как “врага” свободы, как перечень ограничений, которые обязательно противоречат естественной свободе. Любое ограничение свободы представлено как то, что требует объяснения. Например, если законодательство предусматривает нормы о пользовании ремнями безопасности или лицензировать определенные виды деятельности, то законодателю необходимо иметь веские причины для введения ограничивающих свободу норм.

На формирование свободы оказали влияние многие факторы, например, такие как движение к деколонизации и национальному самоопределению; требование того, что человеком должен управлять представитель той же культуры; наследство западных демократий - на свободу слова, собраний и критики. Впоследствии они нашли свое выражение в Европейской Конвенции о правах человека и Основных Свободах, в писанных конституциях.

Свобода является философской категорией. Она подразделяется на свободу, негативную и позитивную. Первая подразумевает отсутствие ограничений человеческим желаниям как внутреннюю ценность; вторая подразумевает полностью свободного человека в идеале. Он отрицает позитивную свободу, мотивируя это тем, что невозможно существование такого идеала, как полностью свободный человек. Например, Ж.Ж. Руссо утверждал, что человека можно “заставить быть свободным”; а марксисты, в свою очередь, верили, что только после избавления от влияния капитализма возможна действительная свобода.

Вывод о том, что означает быть действительно свободным, связан с отношением человека к закону. Следует вспомнить ограничения негативной свободы человека, как-то: законы, запрещающие убийство, насилие, нападение, кражу и т.д. Однако должен ли закон ограничивать свободу действий человека, не причиняющих никому вреда. Положения закона должны быть рассчитаны на то, что свободный человек должен делать.

Определение права в рамках концепции естественного права связано с правовой системой, существующей в “естественном” состоянии. Оно сводится к логически выведенным формальным условиям права, которые нетождественны праву положительному. Сторонники этой концепции подчеркивали, “что естественное право есть та общая алгебраическая формула, под которую история подставляет различные действительные величины положительного права. При этом само собой разумеется, что эта формула /как и всякая другая/ в своей отдельности есть лишь отвлечение ума, в действительности же существует лишь как общая форма всех положительных правовых отношений в них и через них. Таким образом, под естественным рациональным правом мы понимаем только общий разум или смысл всякого права как такового”.

Такое понимание права предполагает обязательное существование какой-то группы нравственных требований, которые собственно и определяли его содержание. Иначе их называли нравственным минимумом. Это не что иное, как начальный критерий, позволяющий назвать, перечислить и определить естественные права человека. Нравственный критерий, таким образом, является ядром сущности права для представителей естественной школы. Из этого вытекает несколько основных незыблемых постулатов, положенных в основу построения системы права в рамках названной теории. К ним относится следующее: “никто не может переносить на других таких прав, которых сам не имеет. По естественному закону никто не имеет права произвольно распоряжаться чужим имуществом; следовательно, право любой власти простирается только на охрану естественных прав человека”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты