Рефераты

Теория государства и права

еправомерные действия - это преступления и проступки, идущие вразрез с правовыми предписаниями.

В некоторых случаях для возникновения правоотношений недостаточно одного юридического факта, а необходима совокупность фактов - фактический состав. Так например, возникновение пенсионных правоотношений требует не только определенного возраста, но и стажа работы, заявления об уходе на пенсию, решения компетентного органа о назначении пенсии.

Тема 18. Реализация права

Тема 19. пробелы в праве. толкование права

1. Пробелы в праве. Их причины и виды. Способы восполнения пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права

Пробел в праве - это неурегулированность какого-то важного общественного отношения конкретной нормой позитивного права. Необходимость правового регулирования определяется субъектами права. По их мнению, это отношение должно быть в сфере правового регулирования (носит правовой характер).

Пробел в законодательстве - это отсутствие необходимой для регулирования общественных отношений нормы в статьях законодательства (системе нормативно-правовых актов: как законов, так и подзаконных актов). В этом случае норма может содержаться в судебном прецеденте или обычае.

Причины пробелов в позитивном праве:

1) появление новых общественных отношений, которые не предусматривались правотворцами;

2) упущения лиц, занятых правотворчеством.

Иногда, правящие группы намеренно (умышленно) не урегулируют какие-то общественные отношения, чтобы обеспечить произвол своих действий.

Виды пробелов в праве:

1) В зависимости от вины правотворца:

а) непростительные - пробелы, возникшие по вине правотворца (его небрежность);

б) простительные - пробелы, возникшие в силу того, что правотворец не мог предвидеть появление новых общественных отношений.

2) В зависимости от того, где существует пробел:

а) пробел в конкретном законе;

б) пробел в законодательстве как системе законов;

в) пробел в законодательстве как системе нормативных актов (законов и подзаконных);

Это частичные пробелы:

г) пробел в позитивном праве (полный пробел).

3) В зависимости от субъективной оценки ситуации:

а) настоящий пробел - действительно существующий;

б) мнимый пробел - существующий только по мнению того, кто производит поиск нужной нормы и не может ее найти.

Способы устранения пробелов в праве

Пробелы в праве должны устраняться преимущественно в процессе правотворческой деятельности, специальными субъектами. Но в некоторых случаях законодатель дает право правоприменителю устранять пробелы в праве в конкретных ситуациях (ст.6 ГК РФ).

Выделяют следующие способы устранения пробелов в праве.

1) Аналогия закона. Это применение к общественным отношениям, требующим правового регулирования, но не предусмотренным конкретной нормой права, правовых норм, регулирующих сходные отношения (ст.6 п.1 ГК РФ).

2) Аналогия права - это применение, в случае пробела в праве, общих начал (принципов) и смысла права (законодательства) соответствующей отрасли права или правового института или требований добросовестности, разумности и справедливости (см. ст.6 п.2 ГК РФ).

При устранении пробелов в праве в ходе правоприменения не создается судебного или административного прецедента. Устраняется пробел только в конкретном случае. Решение не имеет общего значения. Другой властный субъект может устранить подобный пробел по-своему.

Аналогия права применяется в случаях, когда нельзя применить аналогию закона.

Аналогия права и закона не могут применяться в уголовном праве (п.2 ст.3 УК РФ) и административном праве, в части привлечения к административной ответственности.

Понятие толкования права.

Толкование норм права - это деятельность компетентных органов государственной власти по уяснению и разъяснению смысла содержания правовых норм.

Действия по толкованию складываются из двух основных элементов:

УЯСНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НОРМАТИВНОГО ПРЕДПИСАНИЯ.

ЕГО РАЗЯСНЕНИЯ.

УЯСНЕНИЕ - первый и обязательный элемент толкования, выражающий его познавательную функцию. Здесь лицо раскрывает содержание нормативного предписания для себя.

Наибольшее значение имеет разъяснение - когда лицо в той или иной форме внешне выражает свое понимание содержания нормативного правового предписания.

ОСНОВАНИЯ ВЫЗЫВАЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ТОЛКОВАНИЯ

1. объективные (естественные) основания.

А). словестно-документальное изложение правовых предписаний. Правовая норма записана с помощью графических знаков, слов, предложений.

Б) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБОГО (СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОГО) СПОСОБА ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ.

При изучении сущности права было установлено, что воля государства закрепляется в праве с помощью специальных средств и приемов юридической техники. И вот, чтобы уяснить эту волю необходим обратный процесс - а это уже и есть толкование правовых норм.

В) ИСТЕЧЕНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ПОСЛЕ ИЗДАНИЯ АКТА.

При длительном действии нормативного акта возникают новые факты и обстоятельства, которые хотя и охватываются предусмотренной нормой ситуацией, но не подпадают под буквальную формулировку акта.

2) Субъективные основания:

А) НЕСОВЕРШЕНСТВО ИЗЛОЖЕНИЯ ВОЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЯ. Проявляется в неясности некоторых формулировок, наличие двух смысленных выражений и терминов.

Объектом толкования является государственная воля, выраженная в праве т.е. объект толкования это не то, что по мнению интерпретатора хотел сказать законодатель, а воплощенная в нормативных актах воля законодателя.

Это значит, что воля, выраженная в правовых предписаниях, приобретает как бы относительно самостоятельное существование. И качество толкования зависит от того насколько точно удалось уяснить волю законодателя.

Составные элементы предмета толкования.

1) текст нормативного акта.

2) связи между данным текстом и другими сопряженными текстами.

3) материалы практики.

Все эти три элемента образуют внешнюю форму права.

4) внутренняя форма - все то, что входит в технико-юридический инструментарий построения правовой нормы.

Способ толкования - это относительно обособленная совокупность приемов, которые в соответствии с особенностями права позволяют раскрыть содержание правовых предписаний для их реализации.

Система уяснения норм права - это совокупность способов толкования правовых норм, т.е. совокупность мыслительных приемов и средств, используемых для уяснения содержания норм права.

Принято выделять следующие способы толкования:

1) Языковой (филологический) способ основывается на знании языка, на котором сформулированы нормы (синтаксис, морфология).

2) Систематический - вытекает из такого свойства норм, как системность. Он основан на познании связи данной нормы права с другими правовыми нормами.

3) логический - мыслительный процесс, основан на логических приемах.

4) исторический - уяснение смысла нормы, исходя из условий и обстоятельств возникновения этой нормы права.

Толкование как особая деятельность, при которой интерпретатор слой за слоем вскрывает то, что юридически выражено и изложено в тексте нормативного акта можно представить в виде трех главных ступеней или стадий.

СТАДИИ ТОЛКОВАНИЯ.

1) анализ буквального текста, т.е. буквы нормативного акта, внешнего, словестно-документального изложения воли законодателя.

2) догматический анализ, т.е. анализ юридических особенностей предписаний, выраженных в специфически правовом, в частности в технико-юридическом, содержании данных ном.

3) социально-политический анализ, т.е. анализ социально-политического содержания предписаний.

4) Каждой стадии толкования свойственна своя совокупность способов толкования. Так например для первой стадии характерны языковой, логический и систематический способы толкования.

2. Значение стадий толкования

Первой и безусловно обязательной ступенью толкования является анализ словестно-документального текста. На практике такой анализ, как правило, является достаточным для уяснения смысла нормативного акта.

Нужно иметь в виду, что деление толкования на стадии и вычленение способов толкования носит познавательный характер. На практике в процесс толкования, одновременно с буквальным толкованием включается логический, систематический и даже исторический способ. Причем это включение зависит от профессионализма интерпретатора. Чем выше уровень интерпретатора, тем комплекснее он подходит к толкованию.

Таким образом после языкового толкования не требуется строгое соблюдение очередности стадий и способов толкования.

Последующие способы толкования как бы присоединяются к начальному (языковому) способу и лишь в той части, в какой это необходимо для уяснения соответствующего правового акта.

В зависимости от результата толкования принято выделять:

1) Буквальное

2) Распространительное (расширительное)

3) Ограничительное Если результат толкования соответствует букве нормативного акта, то это буквальное толкование.

Большинство норм права - предполагают буквальное толкование.

При расширительном толковании результат толкования шире буквального толкования текста закона. В процессе толкования интерпретатору становится ясно, что законодатель не совсем удачно сформулировал норму статьи, что он хотел распространить правовую норму и другие правоотношения, которые прямо не вытекают из буквального смысла нормы. Например, право граждан обжаловать в суде незаконные действия должностных лиц.

Ограничительное толкование характеризуется обратным результатом соотношения буквы закона и толкования этого закона. Здесь законодатель записал шире, чем хотел это сделать. Например, согласно Административному кодексу РФ административная ответственность наступает с 16 лет, однако имеется ряд правонарушений, за совершение которых не может наступать административная ответственность с 16 лет, например за совершения дорожно-транспортного правонарушения.

По юридической силе

ОФИЦИАЛЬНОЕ, когда оно носит властно-обязательный, категорический характер
. Это разъяснение содержится в актах специально уполномоченных на то органов. Юридическая сила официального толкования зависит от этих актов, которые могут приниматься как самостоятельно, так и содержаться в других актах.

Официальное толкование подразделяется на:

1) нормативное толкование - это разъяснение, которое, как и норма права обладает общим действием, распространяется на неопределенный круг лиц и в принципе на неограниченное количество случаев. Оно неотделимо от самой нормы, не может применяться независимо от нее.

3. Признаки нормативного толкования

1) Применяется в случаях, когда толкуемые нормативные акты недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясные места, а также когда необходимо уточнить, усовершенствовать практику применения данных актов.

2) Это толкование призвано обеспечить эффективность нормативной регламентации общественных отношений, единообразие в понимании и применении юридических норм.

4. Виды нормативного толкования

АУТЕНТИЧЕСКОЕ толкование - разъяснение, исходящее от того же самого органа, который издал толкуемый акт.

ПОДЗАКОННОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ (ЛЕГАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ).

Разъяснение имеющее правотворческую природу и исходящее от компетентных правотворческих органов, в отношении нормативных актов, изданных иными органами.

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЕ НОРМАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ - разъяснение юридических норм, содержащееся в актах центральных юрисдикционных органов. Эти решения, в отличие от конкретизирующих норм аутентического и легального толкования не являются результатом правотворчества, они функционируют лишь в рамках применения права.

КАЗУАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Разъяснение нормативного акта, обязательное для данного случая. Рассматриваемый вид толкования неотделим от конкретного случая. При решении же других дел казуальное толкование помогает раскрыть смысл юридической нормы, а не играет роль категорического разъяснения (Так например в постановлениях и решениях судов прямо разъясняется смысл НПА.

Б) НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ не является формально обязательным для других субъектов и может быть: Обыденным - уяснение юридических норм в житейской практике, в повседневной жизни. Обыденное толкование не представляет собой какого-либо специфического правового явления: оно является составной частью массового правосознания

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ОБОБЩЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ О КОТОРЫХ ГОВОРИТЬСЯ В НОРМАХ ПРАВА, И ПРЕДПИСЫВАЕМЫХ ИМИ ДЕЙСТВИЙ РАЗЛИЧАЮТ КАЗУАЛЬНОЕ И АБСТРАКТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ГИПОТИЗ И ДИСПОЗИЦИЙ

Казуальное изложение - это простое перечисление регулируемых нормой фактических обстоятельств или предписываемых ее действий. Оставаясь правилом поведения общего характера, правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий.

Абстрактное изложение гипотез диспозиций - изложение путем обобщения фактических обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием их общих родовых признаков.

Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию юридической культуры, позволяет кратко и точно формулировать нормы права. Казуальное изложение делает законодательство громоздким и кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку, невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права. Вместе с тем, как это видно из нормы, предъявляющей требования к решению суда, в ряде случаев казуальный способ изложения норм необходим, ибо облегчает понимание правовых норм и пользование ими.

Тема 20. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

1. Понятие и признаки правомерного поведения

Все деяния (акты поведения) людей с юридической точки зрения можно поделить на (а) правомерные, (б) неправомерные, (в) нейтральные к праву.

Правомерным поведением называется:

1) действие или бездействие (деяние), не событие и не мысли;

2) соответствующее нормам права (это формальная сторона поведения). Это может быть исполнением обязанности, соблюдением запрета, использование права или правоприменительная деятельность. Деяния, неурегулированные нормами права, исходя из принципа «все что не запрещено - разрешено», можно считать правомерными, если право на их реализацию гарантируется государством (оно берется их защищать).

3) Большинство авторов считает, что правомерное поведение обязательно должно быть социально полезным (это материальная сторона поведения) для общества.

4) Осознанное человеком. Поведение малолетних и психически больных не оценивается с точки зрения их правомерности, т.к считается, что они не в состоянии отдавать отчет в своих поступках.

5) Гарантируемое государством через:

а) доведение его необходимости до сведения граждан;

б) поощрение (стимулирование) организационными и экономическими мерами;

в) установление санкций за отказ ему следовать;

г) помощь гражданам в осуществлении их прав.

Само деяние и его последствия составляют объективную (внешнюю) сторону поведения. Психическое отношение лица к своему поступку - осознанность его, преследуемая цель и т.д. называется субъективной стороной поведения.

2. Виды правомерного поведения

Правомерное поведение можно классифицировать по различным основаниям на виды:

1) По степени активности субъекта права:

а) активные действия;

б) бездействия.

2) По формам реализации права:

а) соблюдения запретов;

б) исполнение обязанностей;

в) использование прав;

г) правоприменение.

3) По отношению к интересам общества:

а) общественно полезное;

б) общественно нейтральное.

в) общественно вредное.

4) По субъективной стороне поведения:

а) поведение, основанное на активном желании действовать в соответствии с нормами права, исходя из понимания их полезности для общества;

б) конформистское поведение, основанное на стремлении вести себя как все. При этом человеку безразлично, действует ли он правопослушно.

в) маргинальное поведение, основанное на страхе быть наказанным за невыполнение норм права;

г) привычное поведение без осознания полезности его или вредности.

5) По субъектам действий (бездействий):

а) групповое;

б) индивидуальное.

3. Понятие и признаки правонарушения

Правонарушение - это общественно вредное, противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Правонарушение отличается от правомерного поведения или нейтрального с точки зрения права поведения следующими признаками:

1) Это действие или бездействие (деяние, акт поведения) людей, а не их мысли и не события.

2) Оно всегда противоправно, т.е. является нарушением запрета, установленного в норме позитивного права, или неисполнением обязанностей. Эта формальная сторона правонарушения обязательна только в демократических государствах. Она следует из принципа: "все, что не запрещено - разрешено".

3) Это общественно (социально) вредное деяние, т.е. причиняющее имущественный ущерб, моральный вред, нарушающее общественный порядок, права и свободы граждан и организаций или создающее угрозу причинения такого ущерба (управление автотранспортом в нетрезвом состоянии). В этом заключается материальная сторона правонарушения. Деяние не считается правонарушением, если оно, хотя и нарушает какую-то норму права, но не приносит общественного вреда.

4) Это осознанное (волевое), то есть виновное деяние лица способного нести ответственность за свои поступки (деликтоспособного лица). Понятие вины будет рассмотрено ниже. Некоторые правоведы вместо термина деликтоспособность употребляют термин праводееспособность. Поступки душевнобольных и детей до определенного возраста не считаются правонарушениями.

5) Правонарушением признается только деяние, за которое в нормах права предусмотрена юридическая ответственность (уголовная, административная, гражданская и т.д.) или иные формы защиты прав и интересов. Нарушение нормы права, за которое не предусмотрена юридическая ответственность или иная форма защиты, правонарушением не признается. В этом случае мы можем констатировать, что имеем дело с мертвой нормой, которая не реализуется в жизнь, так как не охраняется государством с помощью установления наказания за ее нарушение.

Все эти признаки обязательны для правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из них не позволяет считать поступок правонарушением.

4. Состав правонарушения. Элементы состава правонарушения

Правонарушение имеет свою структуру - состав, который складывается из следующих элементов:

1) субъект правонарушения;

2) объект правонарушения;

3) субъективная сторона правонарушения;

4) объективная сторона правонарушения.

Субъект правонарушения.

Это лицо, совершившее правонарушение. Им может быть только лицо, обладающее определенными юридическими свойствами (деликтоспособное).

1) Организация должна обладать правами юридического лица.

2) Люди могут быть субъектами правонарушения при достижении определенного возраста. Они должны обладать способностью осознавать свои действия и руководить своими поступками (быть вменяемыми). Душевно больные и несовершеннолетние до определенного возраста не могут сознавать характер своих действий и, поэтому не являются субъектами правонарушений.

5. Объект правонарушения

Это ценности, во вред которым совершается деяние. Такими ценностями называют охраняемое нормами права правоотношения, части правоотношений: имущественные и неимущественные права граждан.

Объективная сторона правонарушения

Включает
:

1) Противоправные действия или бездействия, причиняющие вред какому-то объекту

2) Результат этих деяний.

3) Причинная связь между деянием и его результатом.

Субъективная сторона правонарушения

Это психическое отношение лица к совершаемым деяниям их результатам и причинной связи
. К субъективной стороне относятся:

1) Вина субъекта, т.е. такое психическое отношение лица к совершаемому деянию, при котором оно осознает (понимает) противоправный и вредный характер своего поведения.

Вина может быть в форме умысла. При этом человек не только сознает общественно опасный характер своего деяния, но и предвидит его общественно опасные последствия, желает (при прямом умысле) или сознательно допускает (при косвенном умысле) их наступления. (См. ст.25 УК РФ).

Вина в форме неосторожности предполагает, что человек осознает характер своего поступка, предвидит возможность наступления общественно опасного последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает его предотвратить (преступная самонадеянность), или не предвидит наступления вредных последствий, но должен (по мнению судьи) их предвидеть (преступная небрежность). (См. Ст.26 УК РФ)

2) Мотивы поведения, т.е. человеческие потребности, желания. Иногда они оформляются в ясные цели. В нормах права выделяют следующие мотивы правонарушений: корысть, хулиганские побуждения, желание скрыть следы преступления, какая-либо иная личная заинтересованность, кровная месть, национальная или религиозная вражда;

3) Иные характеристики сознания правонарушителя: сильное душевное волнение, смягчающее ответственность, состояние, вызванное алкогольным опьянением.

Не является правонарушением деяние, подпадающее под признаки правонарушения, но совершенное в условиях крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам личности, общества, государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст.39 УК РФ;).

Не является правонарушением действие, хотя и подпадающее под признаки правонарушения, но совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите интересов личности, общества, государства или прав обороняющегося от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено пределов необходимой обороны (ст.37 УК РФ).

6. Виды правонарушений

Правонарушения классифицируются на виды по различным основаниям.

Классификация правонарушений по степени их опасности для общества.

1) Преступления - это правонарушения, приносящие значительный вред обществу (п.1 ст.14 УК РФ). Полный перечень преступлений перечислен в нормах особенной части уголовного кодекса. Субъектами преступлений могут быть только физические лица.

Совокупность преступлений, совершенных в определенный период времени на отдельной территории, называется преступностью.

2) Проступки - это правонарушения, приносящий меньший общественный вред чем преступления.

7. Классификация правонарушений по отраслям права

1) Уголовные (преступления) (п.1, ст.14 УК РФ).

2) Гражданские - деяния, нарушающие нормы гражданского права, гражданские договоры. Субъектами гражданских правонарушений могут быть физические лица и юридические лица.

3) Административные - это проступки, нарушающие нормы административного права. Сюда относят правонарушения, посягающие на государственную собственность, общественный порядок, правила, установленные в сфере государственного управления, торговле и финансов, жилищного хозяйства, в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, охраны здоровья населения и т.д. Они отличаются от уголовных преступлений меньшей социальной опасностью.

4) Дисциплинарные - это проступки, нарушающие нормы трудового права, служебный или воинский порядок определенный в уставах.

5) Нарушение норм международного права (работорговля, пиратство, терроризм, нарушение торговых обязательств и т.д.).

6) Экологические правонарушения. Их выделяют по признаку посягательства на особый объект: природную среду. Они одновременно могут быть уголовными преступлениями, административными проступками, гражданскими деликтами или дисциплинарными правонарушениями.

8. Причины и условия правонарушений и меры борьбы с ними

Причины и условия правонарушений

Причины
- это явления, непосредственно порождающие правонарушения как свое следствие. Условия - это явления, сами не порождающие правонарушения, но способствующие, облегчающие формированию причин.

В криминологии выделяют причины и условия: (а) отдельных правонарушений; (б) видов правонарушений; (в) правонарушений в целом. В данном случае мы рассматриваем так называемые общие причины и условия правонарушений в целом.

Выделяются следующие виды причин и условий правонарушений:

1) Содержащиеся в особенностях самой личности:

а) его психобиологические черты: неуравновешенность, нетерпимость, агрессивность, половые отклонения;

б) социальные свойства: характер человека, его интересы, стремления, культура, мораль, мировозренческие ценности.

2) Составляющие особенность социальных групп, окружающих правонарушителей: отношения в семье, на работе, по месту учебы, и жительства.

3) Территориальные факторы: городская среда, географическое положение местности.

4) Причины, содержащиеся в общественном строе в целом:

а) состояние экономики.

б) политика и организация управления: борьба классов, межнациональные конфликты, борьба за власть в государственном аппарате, слабая исполнительская дисциплина в органах власти, не эффективная организация охраны правопорядка, не высокий профессионализм кадров органов охраны правопорядка;

в) идеология.

г) психологические: особенности темперамента народа;

д) правовая система:

- несправедливость права;

- противоречивость и недоступность для массы населения законодательства;

- низкое правовое сознание;

- отсутствие режима законности в стране.

- слабость правоохранительных органов: недостаточная материальная база, невысокая организованность, низкий профессионализм, недостаточная правовая база.

9. Меры по борьбе с правонарушениями и устранению их причин и условий

Эти меры классифицируются по различным основаниям:

1) По объекту воздействия:

а) коррекция (воспитание) отдельных личностей (индивидуальное воздействие);

б) общее воздействие:

- меры воздействия по месту учебы, работы, жительства людей;

- меры борьбы с правонарушениями в масштабах города, региона;

- общесоциальные меры направленные на изменение форм собственности, уровня жизни людей в стране, политического режима, общественного сознания.

2) По субъекту воздействия:

а) меры, принимаемые органами законодательной власти (принятие законов направленных на борьбу с правонарушениями);

б) мероприятия органов управления и самоуправления (принятие подзаконных актов, программ, исполнение их);

в) специальные меры правоохранительных органов: милиции, органов государственной безопасности, налоговых и таможенных органов, прокуратуры, суда;

г) деятельность межведомствненных органов (комиссии, советы, совещания);

д) деятельность общественных организаций (частные детективные и охранные службы, профсоюзы, спортивные организации) и граждан.

3) По методам воздействия (применение принуждения или убеждения).

4) По степени специализации мер:

а) меры, имеющие главной целью устранение правонарушений из общественной жизни: правотворчество, в процессе которого устанавливается юридическая ответственность за правонарушений и закрепляются средства борьбы с ними, деятельность правоохранительных органов по контролю за соблюдением законов и привлечению правонарушителей к ответственности.

б) другие меры, попутно (косвенно) затрагивающие вопросы ограничения причин правонарушений: деятельность, направленная на борьбу с безработицей, детской безнадзорностью (детские клубы, спортивные организации), повышение образования (общего, правового, нравственного, эстетического), рост благосостояния и т.д.

5) По времени воздействия:

а) профилактические (превентивные) меры предупреждения правонарушений до их совершения (выявление, нейтрализация и устранение причин и условий правонарушений), поощрение правомерного поведения;

б) меры по пресечению уже начавшихся правонарушений;

в) меры по выявлению совершенных правонарушений и привлечению виновных к ответственности.

6) Характеру принимаемых мер:

а) финансово-экономические (финансирование деятельности правоохранительных органов), материально-технические (усиление охраны помещений, освещенности улиц);

б) политико-организационные (усиление контроля за гражданами страны, ограничение их прав, контроль за государственным аппаратом со стороны гражданского общества);

в) психолого-педагогические (воспитательные);

г) правовые.

7) По специализации на виды правонарушения:

а) меры по борьбе с правонарушениями в целом;

б) борьба с преступностью;

в) борьба с отдельными видами правонарушений (уличной преступностью, экономической преступностью, наркоманией, организованной преступностью, в банковской сфере и т.д.).

10. Понятие и признаки юридической ответственности

Социальная ответственность - очень широкое понятие, включающее в себя:

1) Ретроспективная юридическая и иная ответственность.

2) Позитивная (проспективная) ответственность.

В теории права под юридической ответственностью понимают несколько различных, но тесно связанных между собой явлений.

Юридическая ответственность - это комплекс правоохранительных правовых отношений особого вида, которые характеризуются следующим:

1) В них реализуется правоохранительная норма права.

Например: норма особенной части уголовного права, предусматривающая наказание за убийство человека.

2) Они возникают при совершении правонарушения (юридический факт).

Например: совершение убийства.

3) Одна сторона данных правоотношений - властные (как правило, государственные) органы - обязана применить предусмотренные нормой права меры государственного воздействия к правонарушителю (наказать).

Например: лишить преступника свободы.

4) Другая сторона - правонарушитель - обязана претерпеть назначенные государственными органами меры наказания.

Например: отбыть наказание в виде лишения свободы.

Под юридической ответственностью понимают обязанность лица отбывать наказание. Это узкое понятие, охватывающее содержание правоохранительного правоотношения, касающееся правонарушителя.

Юридическая ответственность - это государственное воздействие на правонарушителя за совершенное им правонарушение, т.е. деятельность государственных органов по реализации своих обязанностей наказывать правонарушителей и, одновременно, претерпевание правонарушителем лишений, предусмотренных в наказании. Это реализация правоотношения-модели юридической ответственности (обязанностей назначить наказание и обязанностей претерпевать наказание) в жизни.

Часто под юридической ответственностью понимают одновременно:

1) Правоотношение (как модель поведения с конкретными правами и обязанностями).

2) Реализация его в жизнь в качестве исполнения обязанности претерпевать наказание со стороны правонарушителя и правоприменения со стороны компетентного органа.

Признаки юридической ответственности в широком смысле.

1) Это разновидность социальной ответственности, т.е. ответственности человека или организации перед обществом, его членами.

2) Это всегда мера компетентного властного (чаще государственного) органа. Дисциплинарное наказание может назначить и руководитель частного предприятия.

3) Она является одним из видов государственного принуждения (насилия). Назначается государственным органом или с санкции государственных органов.

4) Эта мера всегда связана с претерпеванием правонарушителем негативных для него последствий (с лишениями, карой, наказанием). Лишения могут быть:

а) личного характера (лишение свободы, лишение права занимать определенную должность);

б) имущественного характера (конфискация имущества, штраф, принуждение возместить убытки, выплатить неустойку);

в) психологического характера (общественное порицание, выговор).

Но юридическая ответственность не сводится к каре. Она является одновременно и мерой восстанавливающей права потерпевших и превентивной мерой.

5) Негативные последствия носят характер дополнительных обязательств, налагаемых на правонарушителя, а не принуждение исполнить имеющиеся обязательства.

6) Она возникает при реализации правоохранительной нормы права (ее санкции). Этим она отличается от моральной, религиозной, политической ответственности, вытекающей из нарушения норм не позитивного права.

6) Она возникает в процессе правоприменения, реализуемого в особом процессуальном порядке (уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном, административно-процессуальном и т.д.).

7) Она является реакцией государственных органов на правонарушение.

8) Большинство считают, что она обязательно должна носить характер осуждения поведения правонарушителя со стороны государства.

9) Она является мерой защиты личности, общества от правонарушений (играет превентивную роль).

11. Основание юридической ответственности

В демократических правовых системах выделяется законченный, обязательный перечень оснований для наступления юридической ответственности включающий:

1) Наличие правоохранительной нормы права, предусматривающей юридическую ответственность за определенные действия (правовое основание).

2) Факт правонарушения (наличие полного состава правонарушения) (фактическое основание).

3) Акт правоприменения, в котором определяется мера юридической ответственности, к которой привлекается правонарушитель (когда имеется в виду, что юридическая ответственность - это сама реализация обязанности претерпевать наказание).

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных оснований, юридическая ответственность не наступает.

При решении вопроса о привлечении к ответственности правоприменитель должен помнить о наличии в нашем права презумпции невиновности граждан. Она состоит в предположении, что всякий гражданин считается добропорядочным лицом, пока в установленном законом порядке не будет доказано обратное.

Совершение лицом правонарушения не всегда должно вести к привлечению его к юридической ответственности. Нормы отечественного права предполагают случаи, когда правонарушители освобождаются от юридической ответственности.

Предлагается расширить список оснований для освобождения от уголовной ответственности для членов организованных преступных групп, способствующих их привлечению к ответственности, для агентуры.

Позитивная (проспективная) ответственность

Кроме ретроспективной теория права выделяет позитивную юридическую ответственность
.

Это понятие многозначно.

1) Она заключается в регулятивном правоотношении, где одна сторона обязана совершать действия или бездействия в пользу другой стороны, а другая имеет право требовать совершения этих действий.

Например: говорят о юридической ответственности государственных органов перед своим народом, имея в виду, что государственные органы обязаны реализовать интересы народа своей страны, а народ вправе требовать совершения действий в его пользу.

2) Иногда говорят о позитивной ответственности, подразумевая под ней только обязанность одних совершать какие-либо действия в пользу других.

3) Под ней понимают чувство долга обязанного лица перед управомоченным, понимание важности правомерного поведения.

Позитивная ответственность в случае ее неисполнения, должна сменяться ретроспективной ответственностью.

Отличие мер юридической ответственности от иных видов государственного воздействия.

12. Меры защиты субъективных прав

Осуществляются государством принудительно, но не носят характер кары (наказания) в отношении правонарушителя. К ним относятся (ст.12 ГК РФ):

1) Признание права.

2) Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (взыскание долга, алиментов, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения). От правонарушителя требуется исполнить обязанность, которая существовала до совершения правонарушения. Ответственность представляет собой новую обязанность.

3) Признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

4) Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

5) Присуждение исполнения обязанности в натуре.

Меры предупреждения

Меры, предупреждающие совершение новых преступлений или препятствующие сокрытию следов правонарушения (меры пресечения в уголовно-процессуальном праве
), так же не являющиеся карой за правонарушение.

Меры, вытекающие из государственных нужд

Реквизиция имущества в экстренных случаях (автомобилей во время войны
).

Принципы юридической ответственности.

Законность.

Она подразумевает:

1) Применение юридической ответственности только при наличии указанных выше оснований (нормы права, устанавливающей ответственность, факта правонарушения, акта правоприменения).

2) Применение ответственности в рамках установленной в нормах права меры.

3) Реализация ответственности в соответствии с правилами, установленными в процессуальных нормах.

4) Закон устанавливает требование применения юридической ответственности только при наличии ее обоснованности (ст.3 УК РФ).

Справедливость.

Она предполагает:

1) Применение наказания пропорционального (адекватного, соответствующего) тяжести правонарушения (ст.6 УК РФ). Учет смягчающих и отягчающих обстоятельств, если они имеются.

2) Недопустимость применения мер, унижающих человеческое достоинство. П.2 ст.7 УК РФ рассматривает это требование как самостоятельный принцип гуманизма.

3) Отсутствие обратной силы законов, устанавливающих или усиливающих юридическую ответственность и, наоборот, наличие обратной силы законов отменяющих или смягчающих юридическую ответственность.

4) Возмещение причиненного вреда, если он имеет обратимый характер.

5) Наказание только за виновные и противоправные деяния, а не за мысли. В ст.5 УК РФ это называется принципом вины. В гражданском праве сделано отступление от этого принципа. За причинение вреда источником повышенной опасности несет ответственность владелец этого источника при отсутствии вины.

6) Недопустимость повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние.

7) Персональная ответственность каждого лица за совершенное им правонарушение. Недопустимость групповой ответственности (ответственности за деяния родственников, друзей).

8) Сочетание должной строгости наказания с гуманизмом.

Целесообразность.

Это означает не формальное, а целенаправленное привлечение к ответственности правонарушителя в интересах защиты интересов общества, прав граждан.

Выделяют следующие цели юридической ответственности (ее функции):

1) Карательная - заключается в наказании правонарушителя.

2) Превентивная - заключающаяся в исправительном и воспитательном воздействии на правонарушителя и других членов общества.

3) Правовостановительная - заключается в компенсации потерь, понесенных потерпевшей стороной (возмещение материального ущерба, возвращение похищенного имущества, восстановление доброго имени).

Закон дает возможность правоприменителю для обеспечения целесообразности наказания использовать различные виды юридической ответственности, смягчать или отягчать ее.

Оперативность применения юридической ответственности

Это быстрота реакции на правонарушение
. Она усиливает воспитательное воздействие наказания. Сроки привлечения к юридической ответственности обычно определяются в законодательстве. Вместе с тем, быстрота действий правоприменителя не должна входить в противоречие с полнотой исследования фактов правонарушений.

Неотвратимость ответственности за совершенное правонарушение.

Она позволяет оказывать наиболее действенное превентивное (предваряющее совершение правонарушения) влияние на членов общества.

Виды юридической ответственности

В теории права выделяют следующие виды юридической ответственности в зависимости от отрасли права регулирующей порядок ее реализации
:

Уголовная ответственность.

Юридическое основание: норма уголовного права.

Фактическое основание (ст.8 УК РФ): совершение преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ.

Назначается только судом.

Привлечение предусмотрено: нормами уголовно-процессуального права (УПК РФ).

Привлекаются только физические лица с 16 лет. За ряд преступлений с 14 лет. В ряде стран мира привлекаются юридические лица.

Виды наказаний при уголовной ответственности: (а) штраф; (б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; (в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; (г) обязательные работы; (д) исправительные работы; (е) ограничение по военной службе; (ж) конфискация имущества; (з) ограничение свободы; (и) арест; (к) содержание в дисциплинарной воинской части; (л) лишение свободы на определенный срок; (м) пожизненное лишение свободы; (н) смертная казнь (ст.44 УК РФ).

Административная ответственность.

Юридическое основание: нормы административного права.

Фактическое основание: совершение административных проступков. Назначается судами, комиссиями при исполнительных органах местного самоуправления, должностными лицами органов внутренних дел, рыбоохраны и другими органами управления государства. Например, Центральным Банком России.

Привлекаются:

а) физические лица с 16 лет;

б) организации (Закон РФ “Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за нарушения в области строительства”).

Виды взысканий, применяемых при административной ответственности: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета, лишение специального права (например, права управления транспортными средствами), административный арест. В отношении организаций: штрафы, отзыв лицензии.

Гражданская ответственность.

Юридическое основание: нормы гражданского права, положения индивидуального договора.

Фактическое основание (ст.401 ГК РФ): нарушение норм гражданского права и гражданских договоров (гражданско-правовые деликты).

Назначается гражданским или арбитражным судом посредством гражданско-процессуальных норм. Может быть реализовано правонарушителем добровольно (самоналожение).

Порядок привлечения предусмотрен гражданско-процессуальным правом (ГПК РФ и Арбитражно-процессуальный кодекс РФ).

Привлекаются физические и юридические лица.

Виды гражданско-правовой ответственности: возмещение убытков, уплата неустойки, штрафа, опровержение сведений, порочащих честь и достоинство граждан или организаций.

Дисциплинарная ответственность.

Юридическое основание: трудовое законодательство и уставы о дисциплине (Устав о дисциплине работников морского транспорта и др.).

Фактическое основание: нарушение трудовой и служебной дисциплины.

Налагается руководителями государственных и негосударственных предприятий, организаций, учреждений на подчиненных.

Привлекаются лица, находящиеся в трудовых отношениях с тем, кто привлекает к ответственности (рабочие, служащие).

Порядок привлечения предусмотрен ТК РФ, уставами о дисциплине.

Виды дисциплинарных наказаний: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Материальная ответственность.

Юридическое основание: трудовое законодательство ТК РФ

Фактическое основание: нарушение трудового права, связанное с причинением материального ущерба.

Налагается администрацией предприятия, судом.

Привлекаются рабочие и служащие, руководители предприятий, собственник предприятия.

Наказание: (а) возмещение ущерба в полном размере; (б) ограниченная ответственность - не в полном размере причиненного ущерба (в объеме месячного заработка, в пределах трех месячных должностных окладов).

Государственно-правовая ответственность.

Юридическое основание: нормы государственного (конституционного) права.

Фактическое основание: нарушение норм Конституции и других законов отрасли государственного права.

Налагается: Федеральным Собранием, Президентом РФ.

Порядок реализации предусмотрен в Конституции РФ и других законах.

Виды: отрешение Президента РФ от должности (ст.93 Конституции РФ), роспуск Государственной Думы, отставка Правительства РФ. В других странах: отзыв депутата.

Тема 21. механизм правового регулирования

1. Правовое регулирование: предмет, особенности, стадии

Из пройденной части курса Теории государства и права известно, что право - это система общеобязательных, исходящих от государства и им охраняемых норм, выражающих волю государства и являющихся регулятором общественных отношений.

При изучении темы посвященной системе права, мы установили, что право подразделяется на отрасли, институты и нормы права. Первичной ячейкой права является норма права.

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, которое устанавливается и охраняется компетентными органами государства и уполномоченными государством общественными организациями в целях решения задач и функций государства.

Возникает вопрос: как же это правило поведения, установленное и охраняемое государством может регулировать общественные отношения?

Для этого необходим особый механизм перевода государственных предписаний в реальное поведение людей, гарантирующий высокий уровень исполнения и соблюдения действующих законов. Для этой цели служит механизм правового регулирования.

Понятие механизма правового регулирования (МПР) и его элементы рассмотрим во втором вопросе.

В отличие от управления социальное регулирование предполагает наличие свободы выбора. Регулировать - значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направления функционирования и развития, вводить его в рамки, целенаправленно его упорядочить.

Социальное регулирование может осуществляться с помощью различных социальных норм - норм морали, общественных организаций, обычая, религиозных норм, а также норм права.

При использовании в качестве регулятора нормы права принято говорить о правовом регулировании.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и всех правовых средств целенаправленное упорядочение общественных отношений.

Отдельные авторы вместо термина упорядочение используют слово воздействие.

Однако термины регулирование и воздействие несут разную смысловую нагрузку. Во-первых, регулировать можно волевые общественные отношения, а воздействовать можно на волевое поведение людей.

Во-вторых, регулирование предполагает упорядочение внешней стороны отношений людей, а воздействие направлено на сознание человека (его внутреннюю сторону).

2. черты правового регулирования

Правовое регулирование, в отличие от социального регулирования, осуществляется с помощью права и всех правовых средств.

Оно отражает волю и интересы государства

Обеспечивается государством.

Предмет правового регулирования - волевые общественные отношения которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию, и в данных условиях требуют такого воздействия.

Таким образом, для предмета правового регулирования являются важным два обстоятельства:

1. Способность общественных отношений регулироваться правом (те общественные отношения, которые можно урегулировать нормами права (а их большинство) принято называть правовыми, а те которые не поддаются регулированию нормами права - неправовыми. Причины не возможности урегулировать нормами права различны: это и действия невменяемых, другие не волевые (например инстинктивные действия), а также социально незначимое поведение.

2. Потребность общественных отношений в правовом регулировании.

Проводимая в любом правовом государстве политика на снижение уровня государственности в обществе означает, прежде всего снижение доли права в правовом регулировании. По общему правилу, право должно вступать в действие только тогда, когда иные социальные нормы не справляются с регулированием общественных отношений и наблюдается негативная тенденция в развитии общественных отношений - это при регулятивной функции права. Другая причина принятия правовой нормы, когда необходимо изменить существующие общественные отношения в угодную для государства сторону.

Только этими обстоятельствами определяется потребность правового регулирования.

3. стадии правового регулирования

1. Стадия формирования и действия юридических норм.

Характеризуется тем, что правовые нормы общим образом регламентируют поведение людей. На этой стадии только обозначается возможное поведение будущих участников общественных отношений. Здесь правовое регулирование на уровне информационном, это лишь право на бумаге.

2. Стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношений) характеризуется тем, что на основе юридических норм при наличии предусмотренных обстоятельств (юридических фактов) у конкретных субъектов возникают права и обязанности - индивидуальные меры поведения.

3. Стадия реализации прав и обязанностей. Характеризуется тем, что программы поведения, которые заложены в юридических нормах и затем выражены в конкретных мерах поведения для данных субъектов (в правах и обязанностях) воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участников общественных отношений, становятся реальностью.

Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

4. обязательные элементы мпр

Выделенным выше трем стадиям соответствует 3 элемента.

1. Нормы права - Юридические нормы представляют собой основу, исходную юридическую базу регулирования. С их помощью «програмируется» поведение граждан.

2. Правоотношения - это первый шаг в реализации общих программ поведения, содержащихся в нормах права. Это главное средство воплощения, перевода общих моделей поведения в конкретное поведение. Оно показывает, что перед нами - точно определенные люди, которые в юридическом плане что-то могут или должны. Это проявляется в установленных правом субъективных правах и юридических обязанностях для данных субъектов.

3. Акты реализации прав и обязанностей - это юридически значимые результативные действия субъектов, в которых реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры поведения - возможности и требования. Здесь действие правового регулирования завершается, происходит перевод общих предписаний юридических норм в то фактическое, реальное поведение, на которое направлена воля законодателя.

Кроме обязательных элементов МПР принято выделить и факультативные элементы, т.е. такие элементы, которые вносят в МПР различные авторы.

Это правосознание - совокупность понятий, представлений и чувств в которых выражается познавательно-оценочное отношение к праву (действительному и желаемому) деятельности правоприменительных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования. Безусловно правосознание может влиять на каждой из стадий правового регулирования. И на стадии формирования правовых норм и на стадии правоотношений, от того как субъекты правоотношений уяснят правовую норму так и сложится между ними права и обязанности.

Все это в конечном счете скажется и на последней стадии - на стадии реализации прав и обязанностей. В этом заключается факультативность правосознания в регулировании общественных отношений, что оно действует через обязательные элементы механизма правового регулирования.

Метод правового регулирования - совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что необходимо регулировать с помощью правовых средств, то метод правового регулирования обозначает с помощью чего происходит это регулирование.

Принято выделять три способа правового регулирования.

Дозволение - состоит из предоставления субъекту положительных действий (действовать самому, требовать действий от обязанного лица, обратиться за защитой к государству) дозволение закреплено в управомочивающих нормах. Субъект наделенный субъективным правом или нет. В таких случаях принято говорить о мере возможного поведения субъекта.

Обязывание - заключается в возложении подкрепленного долга совершать определенные действия. Для субъекта это мера должного поведения. Такое обязывание принято называть позитивным обязыванием. Субъект должен выполнять активные действия, чем оказывать влияние на изменение общественных отношений в угодную для государства сторону.

Запрет - состоит в обязанности воздержаться от действия определенного рода.

5. типы правового регулирования

Под типом правового регулирования понимается общая направленность правового регулирования, зависимая от того, что лежит в основе регулирования - общее дозволение или общий запрет.

1. Общедозволительное - т.е. такое регулирование, в основе которого находится общее дозволение и которое потому строится по принципу «дозволено все, кроме…. Лица при таком порядке вправе совершать любые действия, лиш бы они не попадали в разряд запрещенных, т.е. тех, которые прямо запрещены правом.

2. Разрешительное. Т.е. такое регулирование, в основе которого лежит общий запрет и которое потому строится по принципу «Запрещено все, кроме того, что предусмотрено» В этом случае лица вправе совершать только действия, оговоренные в нормах. Это характерно для государственных органов. Например, работник милиции вправе совершать лиш те действия, которые предусмотрены законом.

Инструментальный (социально-юридический аспект)

Психологический аспект.

Социальный механизм действия права.

Через правовое регулирование общественных отношений осуществляется главная функция права - регулятивная функция может быть статической и денамической.

Каждая из функций и регулятивно статистическая и регулятивно динамическая. Имеют особенности в использовании способов правового регулирования

Регулятивно статистическая функция заключается в закреплении незыблемости сложившихся общественных отношений, поэтому основным способом правового регулирования является запрет на определенные действия, которые по мнению законодателя влекут негативные изменения в общественных отношениях.

Например, запрет на потребление суррогатов был направлен на рост токсикомании. При регулятивно-динамической функции наоборот необходимо изменение общественных отношений в желательную для законодателя сторону. И здесь приоритет принадлежит позитивному обязыванию, т.е. ряду субъектов вменяется обязанность проводить активные действия.

И вот от того как поддерживается это позитивное обязывание по выполнению активных действий и принято выделять три аспекта МПР.

1. Инструментальный (социально-юридический аспект). Этот аспект охватывает весь комплекс средств, который работает в процессе правового регулирования. Для регулятивно-динамической функции кроме позитивного обвязывания здесь характерно наличие способа дозволения. Дозволение выступает в качестве «Контроля» за позитивным обязыванием.

2. Психологический аспект его суть заключается в формировании у субъекта позитивного обязывания внутренних побудительных мотивов надлежащим образом выполнять свою обязанность.

Формирование этих побудительных мотивов может осуществляться различно. Это и убеждение и стимулирование. Главная здесь в том, что субъект надлежаще выполняет активные действия не из-за наличия дозволения, а по своему внутреннему убеждению.

3. Социальный аспект действия права заключается в формировании общественного или группового правосознания. т.е. выполнение позитивного обязывания стимулируется законопослушной установкой соответствующей социальной группы. Если субъект уклоняется от позитивного обязывания, то его перестают уважать в этой группе.

тема 22. законность и правопорядок

1. Понятие и сущность законности

Законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовое характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти.

Законность не отторжима от общеобязательности права. Законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, то есть обеспечения реального правомерного поведения всех их участников.

Законность отождествляется с идеей законности, под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод.

2. Законность как принцип права

Законность как метод государственного руководства предполагает, что свои функции государство осуществляет свои функции правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации.

Законность есть принцип деятельности государства. Государство и его органы, организации и учреждения сами действуют в рамках правовых норм и в целях его реализации.

Законность - режим общественно-политической жизни, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами.

Нормативно-правовая основа законности

Законность требует, что бы при всеобщности регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало идее права
. Только при наличии законодательства, адекватного объективной природе общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма и справедливости и обеспечивается режим законности.

Верховенство закона. Равенства всех перед законом. Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Надлежащее правильное и эффективное применение права. Последовательная борьба с правонарушениями. Недопущение произвола в деятельности должностных лиц.

Законность в деятельности государства.

Законность и демократия.

Законность и исторический тип общества.

Гарантии законности: понятие и система.

Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Система гарантий: общие условия и специальные средства.

Общие условия - объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

Экономические условия. Условия, обеспечивающие законность здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.п.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культурой населения.

Социальные условия. Законопослушание населения, его уважение к закону и реализация предписаний закона во многом зависит от положения сложившемся в социальной сфере.

Правовые условия. Законность зависит от самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны.

Специальные средства законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Организационные и юридические гарантии.

Организационные гарантии - различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав и свобод.

Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

Средства обнаружения правонарушения. Гарантия, связанная с работой компетентных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью пресечения и устранения их последствия.

Средства предупреждения правонарушения. Это закрепленные в праве средства позволяющие предотвратить возможные правонарушения.

Средства пресечения правонарушения - средства, направленные на пресечения, недопущения, правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранение последствий правонарушений.

Юридическая ответственность - наказание лица, виновного в совершении правонарушения.

3. Процессуальные гарантии

Правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Законность и целесообразность.

Местные условия, ведомственные интересы и законность.

Законность и форма государственного устройства.

Понятие правопорядка.

Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Принципы правопорядка:

Определенность

Системность.

Организованность.

Государственная гарантированность.

Устойчивость

Единство.

Правопорядок и общественный порядок.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который как и правопорядок, организованностью и упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норма морали, обычаев и т.д.

Общественный порядок - состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. .

Соотношение правопорядка и законности. Основой правопорядка выступает не законность, а права. Законность же - условие правопорядка. Правопорядок и законность - цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты