Рефераты

Шпоры по Госам МСХА

продукции по отдельным странам с широким исп-ем математических и эк-ких

моделей.

В Великобритании прогнозы с-х пр-ва и ежегодные балансы продовольствия

составляются с учетом внутренних потребностей, внешних рынков и ур-ня

мировых цен. Для Дании важнейшее значение имеют прогнозы разв-я внешних

рынков с-х продукции. В прогнозировании разв-я с-х пр-ва в этих странах

участвуют министерства сельского х-ва и научно-исследовательские институты.

Во Франции при прогнозировании исп-ются два важнейших подхода:

экстраполяция сложившихся тенденций, графические м-ды и модел-е будущего

разв-я сельского х-ва.

В АПК Чехии и Словакии главным в план-и явл хозяйственный договор.

Все крупные японские фирмы имеют плановые отделы; подготовка планов

централизована, план-е осуществляется сверху-вниз. Временной горизонт план-

я – 5 лет, прогноз-я- 15. Процесс план-я включает 4 стадии: формулировка

предпосылок. Уточнение проблем. Долгосрочная стратегия, среднесрочные и

краткосрочные планы. Особо следует подчеркнуть . что в Японии , как и во

Франции . существует сист общенационального прогноз-я, иногда её называют

индикативным план-ем. Общепризнано , что основой японского бизнеса явл

планомерность. Всякое действие включает три операции: план-е, само

действие и контроль. Большое внимание уделяется всем видам планов, особенно

стратегическим. Особое внимание обращается на квалификацию плановика и

коллективный разум людей, принимающих участие в план-и.

Прогноз-ем разв-я мирового сельского х-ва занимается ООН и ФАО.

45. Индикативн планир в рыночн отношений.

//появилось в 80-х гг на базе генетич планир-я. Индикативное план-е

(от лат. «indicator» – указатель) – недирективное, советующее,

ориентирующее план-е на государственном уровне. Это сп-б регулирования эк-

ких процессов с помощью определения рекомендуемых целей разв-я пр-ва и

создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих

фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными

рекомендациями.

Индикативный тип план-я осуществляется на базе государственной

собственности. Органы государственной власти и упр-я конкретизируют в плане

свою стратегию и приоритеты. Индикативный план содержит основные показатели

объемов, структуры, темпов роста пр-ва и потребления, динамики цен,

экспорта и импорта, инвестиций и др. Он также исп-ется как основной

инструмент упр-я, однако меняется набор средств реализации планов. Этот тип

план-я предполагает исп-е прямых и косвенных эк-ких регуляторов, (цены,

доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.) ориентирующих субъектов р-

ка на выполнение поставленных целей, реализацию плановых индикаторов.

В условиях индикативного план-я плановые документы содержат лишь

общие контуры прогноза относительно желаемого разв-я эк-ки в целом, а также

фиксируют реш-я о государственных расходах и инвестициях, о текущих

расходах госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация

использования государственных ресурсов, не претендующих на прямое

определение реш-й хозяйствующих субъектов частного сектора.

При выявлении сущности индикативного план-я важно иметь в виду, что

оно, во-первых, обязано включать в себя деят-ть по «синтезированию»

разрабатываемых конкурирующими фирмами микропланов (программ). Во-вторых,

оно не м. не охватывать проблем выработки адекватной общенациональному

плану финансово-кредитной политики. В-третьих, индикативное план-е призвано

обеспечить оптимальное сопряжение целей народнохозяйственного разв-я со

средствами их достижения.

Сис-ма индикаторов: 1. опережающ: V поставки продов тов в фед,регион

продов фонды, уров цен на разл акции,кол-во лицензий,цены. 2совпадающ:

отраж реальн сост экон: ВНП в сопост ценах, VВП в АПК, V личн дох

насел,уров безработ итд. 3. запаздывающ-отстает от сложивш коньюктуры

рынка: производит-ть тр, непогашаемые займы в сопост ценах.

46. Система гос прогноз,программ и планов соц-эк развит РФ.

Гос прогн и разраб-ка прогр осущ в соотв-вии с ФЗ «О гос прогнозир и прогр

соц-эк разв РФ». В соотв с этим зак Прав-во РФ разработ необх нормативн-

правов акты,ответственность за разраб-ку и реализ прогн возлож на

Минэкономразвития РФ, кот заним-ся разраб и обоснов аспектов внутрен

политики гос-ва,реализ внутрен политики гос-ва,разр прогн,ФЦП и планов.

Основн виды прогнозов: Глобальн-рассматрив наиб общие тенденции и

закономерности эк-ки в миров масштабе, макропрогн-д/прогнозиров общих

тенденций на уровне страны, структурные- для предсказания развития

комплексов нар хоз-ва в разрезе регионов, их отдельн соц и производств

сфер, региональн-предсказ разв отдельн регионов страны. Прогнозир-е

народохоз комплексов –предвидение технич,технол и организ взаимосвязи,

отраслев-по отрасл н/х. Комплексн-составл в виде общ прогнозов развития нац

эк-ки в целом,по регионам,отраслям. По t: долгосрочн (5-10л), среднеср (1-

5л), краткоср (1 мес-1год),оперативн (до1 мес). По t осуществления: -в

реальн масштабе: проводится относит объектов,кот быстро меняют свои хар-ки.

–этапный прогн: предполаг принятие прогнозн решений в теч 1 этапа ЖЦ,а

реализацию –в течение другого. –неогранич по t: составл без укеаз срока. По

цели прогнозир: -поисковое прогн-е им в св основе объективн анализ историч

закономерн-тей, принцип: от настоящего к будущ.Основ на экстрапал тенденц.

–нормативное пр предполаг проведен исследов от будущ (нормативн) состояния

к настоящ. –интервальный предсказыв величину показателя в определ

интервале,наприм,цены сниз на 5-10%. По хар прогнозир: -пассивный: предпол,

что регион,пр-е не мог активно воздействов на св будущ(внеш ср). –активный

–самые активные действия пр-я,региона на вн ср. –вариантный: связ с

неопредел-ю вн ср,предполаг разр неск вар-тов развит. –инвариантн: разраб-

ся в 1вар-те,т.е. расчит на высок определенность вн ср. По хар-ру прогноз:

-частн,-обобщ,-пессимистич,-оптимистич. В РФ гос прогнозир соц-эк разв осущ

на долгосрочн персп (10-летн пер и уточн 1раз в 5лет). На осн этого прогн

обосновыв вар-ты развит РФ,определ цели и пути и ср-ва их достиж. Концепция

соц-эк разв РФ -определ спос трактовки вероятн соц-эк проц в об-ве и

стратег их разв. Ср/ср прогн соц-эк разв (3-5л) разр в соотв с ФЗ и

публикуется. Президент после вступл в должн в 1ом послании излагает спец

раздел,посвящ концепции с-э р: общ хар-ка современ сост нац эк-ки,

стратегич цели и приоритеты политики гос на срср персп. Исходя из предлож

Презид конц Прав-во разраб программу с-э р на срср пер. Ее разделы: -оценка

итогов сэр за предыд пер и хар-ка сост эк, -макроэк полит, аграрн полит,

инвест и структ,регион экон пол. Разработан прогр направл в Госдуму и Сов

Фед. Краткоср гос прогн: Презид ежег обращ к ФСобр с посл,в кот содерж

анализ выполнения срср прогр разв и ее уточнен на предстоящ год. Прав-во в

Госдуму представл проект бюдж + итоги соц-эк разв, прон с-эр на предст год,

перечень ФЦП,проекты ФЗ идр. Прав-во осущ ежемес мониторинг выполн прогр.

Прогн,конц,прогр разраб орг-ии,пр-я,НИИ,отраслев министерства.

47.Методы экономич оценки приоритетности критериев

прогнозир и планир.

1. Основные критерии эффективности. С одной стороны, критерии эффективности

должны обладать социальной направленностью, а с другой — обеспечивать

расширенное устойчивое воспроизводство.

Социальную эффективность в определенной степени характеризует показатель,

рассчитанный как отношение валового дохода к среднегодовой численности

работников. Народно-хозяйственное благосостояние образуют разнокачественные

показатели, которые не имеют общих единиц измерения. При построении ЭММ

обычно формируют колич и кач взаимосвязи и систему целей. В общей системе

целей необходимо выделять основную. В целевом блоке любой экономико-

математической задачи формируется критерий оптимальности, который по своему

содержанию должен отражать с качественной и количественной сторон целевую

направленность модели задачи.

В настоящее время на любом уровне прогнозирования формируется множество

целей. Поэтому возникла проблема строгого подбора для них соответствующих

технико-экономических показателей.

В системе планирования должна использоваться совокупность критериев. Цели в

планировании разнокачественные, а поэтому и критерии также

разнокачественные, что затрудняет их сопоставимость по результатам решения.

2. Обоснование предпочтительности критерия прогнозирования

Выбор наиболее приемлемого варианта перспективного развития района, или

выбор предпочтительного критерия оптимальности, может быть произведен с

использованием трех основных методов: коэффициентов относительной

эффективности, метода Р. Мантойффеля и графическим методом. Коэффициенты –

стоимость ВП, прибыль, рентабельность. Они потом складываются в суммарный

показатель относительной эффектиности (по разным вариантам на максимум). По

этому методу оценки локальных критериев оптимальности приоритет имеют

критерии максимума прибыли и максимума рентабельности.

Сущность метода Мантойффеля заключается в определении разницы между

наименьшим значением и остальными значениями динамического ряда. В

последующем определяется процентное отношение разностей к наибольшей

разности в строке. По максимуму суммы процентов по экономическим

показателям, оценивающим критерии оптимальности, выбирается наиболее

предпочтительный из них.

Более простой метод — графический. При построении графиков по трем осям в

разных масштабах откладываются рассматриваемые экономические показатели по

вариантам решения задач с различными критериями оптимальности. Площадь

образуемых треугольников на графике в относительной степени может

характеризовать экономические результаты решения задачи по тому или иному

критерию. На графике легко сравнивать оценки планов при различных критериях

оптимальности, но на его построение требуется много времени.

48. Оценка эффек-ти и надеж-ти программ уст развития сельских территорий.

Устойчивость развития сельских территорий – стабильное соц-эк развитие

, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный

прогресс общества.

Принципы при прогнозировании устойчивого развития:

1. Максимальное использование ресурсов в сельской местности

2. Развитие села ка единого соц-эк, культур, территориального комплекса

3. Расширение связи села с городом

4. Разработка гос сырьевых программ

5. Стимулирование развития партнерства между сельскими муниципалитетами и

гос-м

6. Бережное отношение к земель ресурсам

7. Свобод доступ всех категорий сельских жителлей к ресурсам страны.

8. Экологически щадящий режим

Устойчивость прогнозов зависит от их качества и условий выполнения.

Исследования показывают, что устойчивость планового показателя можно

характеризовать коэффициентами корреляции, автокорреляции, величиной

остаточной Вариации, средним коэффициентом роста по годам, а также размахом

колеблемости относительно рассчитанного тренда.

Оценка надежности плана

1. Рост производства ВП и ТП, фондов и т.д.

2. Окупаемость затрат, , прибыль, рентабельность

3. Специфические показатели:

К действенности плана=показатели плана/факт

Кэкономичности плана=МЗ по плану/МЗ факт

К прибыльности+Ппо плану/П факт

Планы должны быть нажежными, т.е. устойчивыми и гибкими.

49. Политико -административный состав России.

В стране действует республиканская форма правления. Российское

государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов. 21 авт

респ, 1 авт обл, 10 авт округ. 2 гор фед наз,6 краев,49 област. Все

субъекты равноправны, но республики обладают большей степенью

самостоятельности (своя конституция, свой президент).

Федеральные округа – высший уровень политико-администат деления. Они

созданы по Указу Презид РФ. 7 фед округов(фо), в кажд из них свой

полномочный представитель Презид, кот ответственен перед ним. Задача

представ –контроль за исполнен решений фед орг власти, посредничество во

взаимодействии президентских структур с с органами гос власти, укрепление

федераль свласти (т.е экономических целей нет).ФО: 1Центральн(Москва),

самый больш по числен-ти насел и ВРП. 2. Сев-Зап(СПб), 3.Сев-Кавказс(Рост-

на-Д), 4.Приволжский(Нижн.Новг), 5.Уральск (Екатеринбург), 6.Сибирс

(Новосибирск), 7.Дальневост(Хабаровск).

Помими названного деления существует эк районирование и проблемное

районирование.

Эк районирование основано на различии территорий по наличию ресурсов,

их качеству, доступности, ведущему к различным издержкам производства, что

приводит к территориальному разделению труда. Эк районы формально

отображают территориальное разделение труда.

Современное изменение в полит-администрат составе происходит из-за проблем:

. Фактическое неравенство фед округов (9 из 10 авт округ имею двойное

подчинение-области и федерации в целом)

. Фед округа не отвечают эк специализации

. Совпадают с военнными округами

В ближайшее время объединятся Пермская обл и Коми-перм АО в Пермский край.

Ханты-Мансийский АО хочет выделиться из Тюменской обл.

50. Размещение отраслей растениеводства, животноводства и пищевой

промышленности по регионам России.

Размещение с/х –это распределение пр-ва отдельн видов пр-ии по тер-рии

страны в целях наиболее эффективного использования.На размешщение сельского

хозяйства влияют его особености:

. Сезонность производства

. исполь животных и растений

. ограниченность земли и т.д.

При этом факторами размещения сельского хозяйства явля:

1. природные

2. соц.-эк.

3. уровень развития производственных сил (транспорт, связь и т.д.)

Основой размещения растениеводства является природное зонирование (агро-

климатическое районирование) Оно использует показатели: сумма положительных

температур, условия перезимовки, влажность. Основную часть Росси занимает

умеренный пояс. Кроме того, есть холодный и теплый. В нутри поясов выделяют

агро-климатические зоны: увлажненные и неувлажненные.

Наиболее развитыми отраслями растениеводства в Рф являются

зернопроизводство, кормовые культуры. Они размещены повсеместно.

Локализованы: сахар, лен-долгунец, картофель (88% производится в

Европейской зоне в близи крупных городов).

Большое значение на современное размешение с.-х. оказывает сокращение

посевных площадей.

Основным условием размещения животноводства является кормовая база.

Среди отраслей животноводства наиболее азвиты скотоводство, птицеводство,

свиноводство. При этом производство молока тяготеет к северу (сев-зав,), а

производство мяса – к югу (Волго-вятский). Свиноводство- северный,

центрально-ченрнозем. Овцеводство- Северо-Кавказ. Птицеводство

ориентировано на зерно (особенно Цент-черн Округ, Зап Сибирь).

Факторы размещения пищевой промышленности:

А) сырье (это материалоемкие производства (сахар, масло ит.д.),

нетранспортабельные продукты)

Б) потребление (тынки сбыта) это молочно-кислое производство, хлебо-

булочные изделия),

В)и на сырье и на потребление.

Особенности пищевой промышленности- повсеместное размещение.

51.Региональное прогнозир и планир.

Осущ-ся с помощью разраб-ки и реализ-ии региональн прогр// разновидн-ть

целев комплексн прогр, они служ инструментом регулиров и управления

региональн стратегий экон,соц и н-тех развития. В СССР в системе ПИП

разрабатывались следующие документы:

. Генеральная схема развития и размещения производственных сил на 10-

15 лет.

. Генеральная схема расселения на 10-15 лет

. Генеральные планы городов

. Комплексная программа НТП на 20 лет с территориальным разрезом

. 5-летниегодовые планы по отраслям и территориям

Сейчас региональная ПИП преходит только на уровень субъектов РФ. На

современном этапе территориальное планирование будет включать отечественную

практику, науку и мировую практику.

В мире ПИП регулируется законами. В разных странах своя специфика. Но общие

особенности:

. редко встречается разработка нац плланов пространственного развития

. в основном планы развития регионов

. основным объектом территор планирования является физичексое планирование,

т.е. инфраструктура, охрана окруж среды, ит.д.

. чаще всего планам предшествуют прогнозы

. рег планы тесно связаны с бюджетной политикой

. планы и пронозы не дерективны (индикативны), т.е. рекомендательные.

В настоящее время в интересах регионального Пип создано Министерство рег

развития. Министр – Яковлев. Этому министерству подчинены фед агенства по

строительству и ЖКХ. В ГД и Совете Федерации есть комитеты по региональному

развитию. В аппарате президента есть полпреды по рег развитию.

Правовая основа рег планирования – функциональная форма рег политики.

Существуют «Основных положений региональной политики 1996 года. В 3 главе

«Осн….» есть методы и нормы реализации региональной политики, в кот есть

ПИП.

Должно планироватся:

. Платежеспособный спроси его региональное распределение

. Изучение региональных рынков

. Оенка фин и др. ресурсных возможностей регионов

. Выявлние путей и средств активизации собственного потенциала региона.

Таким образо региональное планирование выступает инструментом региональной

политики.

При этом рег прогнозы нового поколения все больше оценивают финансовые

отношения с центром. Внутри регионов прогнозы оценивают:

. Отношения между общественным и частным сектором

. Отношения м-у группами хоз субъектов

. Детальное планирование предприятий с гос собственностью

Основным методом регионального ПИП является ЭММ. Но встречаются и другие

методы.

МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ

52. Методика анализа и проектирования структуры управления

В целом построение сисемы управления включает этапы:

. Проектирование производственной структуры

. Проектирование организационной структуры

. Проетирование системы управления.

1.Ан. природных и экономических условий. В процессе анализа необходимо

рассмотреть общие сведения о хозяйстве: место расположения, удаленность от

областного и районного центров, размещение производства и населенных

пунктов по территории хозяйства, отразить состояние дорог и наличие средств

связи, дать характеристику объектов производственного и культурно-бытового

назначения. Эти факторы могут усложнять или упрощать орг-е устройство. В

заключение анализа природных и экономических условий необходимо сделать

выводы о соответствии специализации хозяйства условиям производства. 2. Ан.

размеров производства (ст-ть валовой пр-ции, площадь угодий, пашни, ст-ть

основных фондов, поголовье и т.д.). В результате необходимо сделать выводы

и размерах производства в сельскохозяйственном предприятии в сопоставлении

со средними данными по району или по передовым хозяйствам. 3. Ан. размеров

произв-ных подразделений путем сравнений фактических их размеров с

оптимальными для данной зоны (площадь пашни, кол-во тракторов, численность

раб-ков). Оптимальность размера подразделения является условием нормальной

нагрузки на руководителя и управляемости подразделения. Нужно иметь

оптимальные по размеру бригады во главе с бригадиром для соблюдения

принципа единоначалия, устранения дублирования в работе. Определяется

уровень специализации (кол-во специализированных бригад:общ.число

подразделений) и концентрации пр-ва (кол-во подразделений, соответствующим

оптимальным:их общ.) в раст-ве и жив-ве. Если полученные коэффициенты

близки к 1, то возможен переход к отраслевой структуре. При анализе

факторов, влияющих на организационное устройство хозяйства, важное значение

придается анализу соответствия существующих форм организации труда и

количества внутрихозяйственных подразделений основного производства

требованиям научной его организации. От выбора форм организации труда

зависит оптимальный размер первичных подразделений, их количество, а также

необходимость создания промежуточных подразделений. 4. Анализ размеров

вторичных производственных подразделений (для определения целесообразности

применения трехступенчатой организационной структуры). Вторичные

производственные подразделения (отделения, цехи, производственные участки)

создаются, когда на определенной территории имеется как минимум 3 первичных

произв-ных подразделения, работу которых необходимо координировать. 5.

Анализ производственных связей между внутрихозяйственными подразделениями

(для установления связей и уровня их хозяйственной самостоятельности). В

условиях углубленной специализации и концентрации производственные связи

между различными отраслями комплексного

подразделения ослабевают и меняют свою форму. 6. Хар-ка технич-й

оснащенности пр-ва (рост энергообеспеченности и энергооснащенности труда

сопровождается укрупнением внутрихозяйственных подразделений, внедрением

специализированных отрядов и механизированных звеньев, что ведет к

изменению структуры управления. Этот анализ необходим для определения

численности инженерного персонала по категориям, возможности перехода на

индустриальную технологию производства и отраслевые формы управления. 7. На

основании полученной выше информации начертить схему организационной

структуры хозяйства с указанием основных, вспомогательных и обслуживающих

подразделений, функциональных служб и дать ее характеристику. 8.Проводится

общий анализ организационной структуры хозяйства и предложения по ее

рационализации.

53. Понятие АПК как объекта управления. Органы управления АПК на разных

уровнях иерархии

АПК включает: 1.Продуктовый подкомплекс: а)продовольственный

комплекс(зернопродуктовый, мясомолочный, рыбопродукт-й, сахаропродукт-й,

масложиропродукт-й, плодоовощной, безалког-ных и алког-ных продуктов,

виноградно-винодельческий, чаепродукт-й); б)непродовольственный комплекс

(эфирномасличнопродукт-й, табачнопродукт-й, хлопковопродукт-й, одежды и

текстильно-трикотажный изд-й, кожевенно-обувной, лесопроизводственный);

2.Обеспечивающий подкомплекс (тракторного и общего машиностроения,

агрохим., сельского и мелиоративного строительства, торговли и общепита).

Особенности управления с/х: 1.Земля в с/х - не только объект, но и предмет

труда, основное ср-во произв-ва (следоват-но, территориальная

рассредоточенность произв-ва, построение органов управления по

территориально-произв. принципу. 2.Территориальная рассредоточенность

произв-ва затрудняют сбор и переработку информации, след-но, запаздывание

принятия оперативных решений. 3.Экономическое воспроизводство в с/х

переплетается с естественным и зависит от природно-климатических условий.

4.Продолжительность производственных связана с естественными биологическими

процессами. 5.Сезонность производства. 6.Многообразие форм собственности и

хозяйствования обусловливает формирование присущих им органов управления.

Другие особенности управления в АПК: различия между городом и деревней,

традиции, обычаи населения и др.

Гос. упр-е: 1.Прямое (предполагает вмешательство в деят-ть хозяйствующего

субъекта):ГУП и МУП, АО со 100% пакетом акций гос-ва, Федеральная

собственность субъектов РФ в составе др.АО, кКонтрольно-исполнительные

слжбы,Гос.целевые программы; 2. Косвенное (воздействие на соц.-эк. Процессы

в гос. и негос. секторах эк-ми методами. Д-вие через механизмы: ценовой,

налоговый, финансовый, кредитный, через цели и стратегии аграрной

реформы).Федеральный уровень Принимаются решения по основным вопросам

функционирования АПК. Стр-ра: 1.Законотворческая деят-ть:

Президент(определение стратегии разв.АПК)-Прав-во (формирование паолитики

разв. АПК, подготовка проектов законода тельных и нормативных актов, актов

по реализации законов)-Комитет Совета Фед. по агр.вопр. (Подготовка

проектов законодат-х актов, принятие решений по их проектам,

консультирование Президента РФ)-Комитет Гос.Думы по агр.вопр. (подготовка

проектов законов, рассмотрение и принятие решений по проектам

законодательных актов развития АПК). 2.Отраслевой уровень: Министерство

финансов (выделение АПК финансовых средств на реализацию соответствующих

программ, контроль за использованием средств)-Мин.эк.развития и торговли

(распределение лимитов бюджетных ассигнований и др. ресурсов (фин-вых,

кредитных, материальных), контроль их использования)-орг-ция конкурсов на

право исп-ния ср-в фед. Бюджета для производства работ и услуг для

федеральных нужд)- Министерство имущественных отношений (ведение реестра

объектов АПК, распоряжение объектами федеральной собственности)-Комиссия

Правительства РФ по вопр.АПК (разработка для МСХ рекомендаций по развитию

АПК, рассмотрение предложений по развитию АПК, вынесение по ним решений)-

МСХ (формирование и обеспечение реализации в регионах РФ гос-й политики

АПК, подготовка проектов зак-ных актов, разработка мер по формированию

инфраструктуры рынка). Также Федеральная Служба земельного кадастра России,

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству,

Ассоциация крестьянских (фермерских) хоз-в и с/х кооперативов РФ,

Агропромышленный союз РФ и др. Здесь определяются перспективы развития АПК,

создается законодательную базу (осн. эл-ты отношения: государство-субъект

хозяйствования, орган местного самоуправления-субъект хозяйствования, гос-

во-собственник имущества, субъект хозяйствования-наемный работник).

Региональный уровень Администрация региона: Управление (мин-во,

департамент). Задачи управления: участие в формировании и реализации

федеральной и региональной аграрной политики; создание условий для развития

с/х производства, перерабатывающей промышленности и агросервиса; развитие

инфраструктуры рынка, рыночных отношений и предпринимательства на основе

специализации, кооперации, интеграции и иных направлений; обеспечение

поставок сельхозпродукции и продовольствия в региональный и федеральный

фонды; укрепление ресурсной базы АПК региона (кадровой, финансовой,

материально-технической); разработка и реализация мероприятий по

воспроизводству плодородия почв, развитию племенного дела, семеноводства,

сортоиспытания, сортообновления, производства посадочного материала;

содействие научно-техническому прогрессу, системе информационно-

консультационного обслуживания; обеспечение эффективного государственного

контроля и надзора за соблюдением требований нормативно-правовых актов,

касающихся охраны труда и техники безопасности и т.д. Районный уровень

Районное управление с/х и продовольствия имеет двойное подчинение -

администрации района (линейное) и региональному управлению сельского

хозяйства и продовольствия (функциональное). Его возглавляет начальник,

кот. одновременно является зам. главы администрации района. Финансирование

из районных бюджетов.

54. Функции и структура управления с.-х. организации

Функции упр. - обособленные виды деятельности, направленные на

определенную часть управляемого объекта для достижения поставленной цели.

Виды: 1.Общие (выполняются всеми органами управления независимо от целей и

задач): анализ, планирование, организация, регулирование, стимулирование,

контроль и учет. Также могут классифицироваться по признакам: содержание

процесса управления; принадлежность к сферам производственно-хозяйственной

деятельности; принадлежность к разл. видам управленческого труда

(производственный, экономический, технологический, организационный и т.д.);

содержание выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее

руководство, специализированное, техническое обслуживание). Систему

взаимосвязей общих функций управления можно назвать циклом управления.

Планирование решает задачи: определение направления развития производства,

продукции, техники и технологии; темпов роста производства,

производительности труда; экономических показателей производственно-

хозяйственной деятельности и т. д. Организация - формирование управляемой и

управляющей систем, определение места и роли каждого работника в системе и

распределение их по подразделениям и звеньям, организация четкого

взаимодействия между ними; разработка документов, регламентирующих

деятельность аппарата управления, отдельных служб и работников, и

выполнение всех функций в соответствии с программой. Принципы организации:

специализации, пропорциональности, параллельности, прямоточности,

непрерывности и ритмичности. Контроль - наблюдение, анализ и оценка

производственного процесса и сопоставление данных с нормами и нормативами.

Принципы контроля: действенность (эффективность), непрерывность,

всесторонность, гласность, широкое участие трудящихся. Регулирование -

обеспечение равномерного развития всех элементов производства и управления

в соответствии с целями. Учет и анализ: оперативный (основа контрольно-

регулирующей функции), бухгалтерский (отражает и регистрирует обобщенные

данные за сравнительно большой отрезок времени), статистический (для

изучения социально-экономических явлений на предприятии).2. Конкретные

(отражают специализацию деятельности): оперативное управление, маркетинг,

материально-техническое обеспечение, техническое обслуживание, правовое

обслуживание, бухгалтерский учет.

Для выполнения общих функций создается аппарат управления (система

взаимоувязанных и взаимодействующих звеньев и отдельных работников,

наделенных соответствующими полномочиями и располагающих материально-

технической базой для осуществления эффективного управления и достижения

поставленных целей), а для выполнения конкретной функции - структурные

подразделения (службы, отделы).

Все функции управления с/х предприятием: функции общего (линейного),

специализированного (функционального) руководства и технического

обслуживания.

Структура управления - совокупность управленческих звеньев и отдельных

работников, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и

горизонтали. По горизонтали она делится на звенья (самостоятельные

структурные

подразделения, выполняющие определенную ф-цию. В с/х предпр-ях это отделы,

службы главного механика, энергетика и т.д., где работники специализируются

на выполнении группы работ или отдельных работ. По вертикали – ступени

(совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии

Структуры управления: 2-х, 3-х и более ступенчатые и комбинированные

структуры.Связи по вертикали - линейные (прямыми), возникают между

ступенями и характеризуются отношениями соподчиненности. Связи по

горизонтали - между звеньями управления (отделами, службами),

расположенными на одном уровне функциональные. Структуры управления:

формальная и неформальная. Производственная структура - сочетание отраслей

на предприятии. Организационная структура - совокупность производственных,

обслуживающих и вспомогательных подразделений предприятия. Организационная

структура определяет построение структуры управления. Отделенческую

структуру характеризует производственно-территориальный принцип организации

(в крупных хозяйствах с многоотраслевой структурой и значительной

территориальной разобщенностью производства). Отраслевая структура

(одинаковые по специализации подразделения, выполняющие работы по

производству однородного продукта объединяются в 1 вторичном

подразделении). Бригадная структура – в основе территориальные и отраслевые

принципы, наиболее простая, в небольших и средних хоз-вах. Комбинированная

- в хозяйствах с многоотраслевыми подразделениями. Линейная и

функциональная структура. Продуктовая структура (полномочия по руководству

производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному

руководителю, который несет ответственность за данный товар).

Дивизиональная, ориентированная на сегмент рынка (все ее отделы

группируются вокруг определенных сегментов рынка или групп покупателей).

Проектная структура (временная, которая создается для решения конкретной

задачи с целью собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников

для реализации сложного проекта). Преимущества матричной структуры:

дифференциация связей линейной и функциональной подчиненности, что делает

ее адаптивной к изменениям окружающей среды.

55. Организация труда руководителей и специалистов

Управленческим трудом занимается аппарат, состоящий из руководителей,

специалистов и технических работников, поэтому важно определить пути

снижения трудоемкости и повышения производительности управленческого труда.

Организация управленческого труда - система действий по объединению,

согласованию, упорядочению деятельности работников управления. Конечная

цель организации в с/х - получение продукции в наибольшем количестве и

наилуч. качества с наименьшими затратами. Принципы организации труда:

Принцип специализации (концентрация олнородных работ в специализированном

подразделении, у конкретного исполнителя). Принцип пропорциональности

(необходимость установления правильных пропорций между различными частями

аппарата управления). Принцип параллельности (одновременное выполнение

различных трудовых операций с целью сокращения продолжительности цикла

работ). Принцип прямоточности (кратчайший путь движения информации от места

ее возникновения до места использования). Принцип непрерывности. Принцип

ритмичности (требование равномерного выполнения всех операций).

Мероприятия: разработка рациональных форм разделения и кооперации тр.,

применение эффективных методов и стиля воздействия на работников;

нормирование управленческого труда, применение технических средств,

рационализация делопроизводства; улучшение организации и обслуживания

рабочих мест; создание оптимальных условий труда; повышение квалификации.

Разделение тр. – важно. Его виды: технологическое, функциональное,

профессиональное и квалификационное. Специализация управленческого труда

предполагает его кооперирование, установление связей между подразделениями

и отдельными исполнителями и достижение на этой основе согласованной

деятельности всего аппарата управления. Научно обоснованное разделение и

кооперация труда закрепляются положениями о структурных подразделениях,

должностными инструкциями и др. На с/х предприятиях исходный документ -

устав. В Положении о структурных подразделениях - основные задачи

производственного подразделения, его состав, размер и структура, а также

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Современные рефераты