Детская психика
| | |[pic|Ранг|[pic|Ранг| |[pic|Ранг|[pic] |
| | |] | |] | | |] | | |
|1. |Настя А. |6,0 |2 |6,2 |3 |10 |4 |5,8 |1 |7,0 |
|2. |Юля А |7,0 |4 |6,3 |3 |6 |2 |3,0 |1 |5,6 |
|3. |Лена Б. |8,0 |2 |9,6 |3 |10 |4 |5,4 |1 |8,3 |
|4. |Яна В. |8,1 |3 |9,1 |4 |8 |2 |5,0 |1 |7,6 |
|5. |Люба Г. |9,3 |3 |4,1 |2 |4 |1 |7,1 |4 |4,9 |
|6. |Наташа Ж. |8,3 |4 |8,1 |3 |7 |1 |7,7 |2 |7,8 |
|7. |Ксюша М. |7,3 |3,5 |7,3 |3,5 |2 |1 |6,0 |2 |5,7 |
|8. |Валя О. |9,8 |3 |8,3 |2 |10 |4 |5,7 |1 |8,5 |
|9. |Тоня П. |6,8 |3 |8,2 |4 |2 |1 |4,5 |2 |5,4 |
|10.|Катя С. |8,4 |3 |7,8 |2 |10 |4 |4,2 |1 |7,6 |
|11.|Таня Х. |8,3 |4 |7,1 |2 |8 |3 |5,6 |1 |7,3 |
| |[pic] |7,48| |7,46| |7,0 | |5,45| |6,88 |
| |Суммы | |34,5| |31,5| |27 | |17 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сводная матрица составляющих самосознания интегрированных в рамках «Я –
концепции».
Табл. 4
|№ |Фамилия | « Я – |
| |Имя |концепция» |
|п/п| | |
| | |Принцип |Возрастной |Принцип |Сравнительная |
| | |половой |принцип |семейного |(суммарная) |
| | |принадлежност| |комплектовани|оценка |
| | |и | |я | |
| | |[pic]|Ранг |[pic]|Ранг |[pic]|Ранг |[pic]|Ранг |
|1. |Настя А. |7,0 |3,5 |6,5 |1 |7,0 |3,5 |6,8 |2 |
|2. |Денис А. |7,0 |4 |6,8 |2,5 |6,8 |2,5 |6,7 |1 |
|3. |Юля А |5,7 |2 |5,8 |3 |5,6 |1 |5,9 |4 |
|4. |Лена Б. |8,3 |3,5 |7,6 |1 |8,3 |3,5 |7,8 |2 |
|5. |Яна В. |7,6 |3,5 |7,2 |1,5 |7,6 |3,5 |7,2 |1,5 |
|6. |Артур Г. |6,1 |3 |6,0 |1,5 |6,4 |4 |6.0 |1,5 |
|7. |Таймас Г. |7,2 |1,5 |7,4 |3 |7,6 |4 |7,2 |1,5 |
|8. |Вадим Г. |7,0 |2 |7,2 |4 |7,1 |3 |6,9 |1 |
|9. |Люба Г. |4,9 |1,5 |5,1 |3,5 |4,9 |1,5 |5,1 |3,5 |
|10.|Женя Д. | | | | | | | | |
|11.|Серёжа Д. |7,4 |2 |7,5 |3 |7,7 |4 |7,3 |1 |
|12.|Наташа Ж. |7,6 |3 |7,1 |1 |7,8 |4 |7,3 |2 |
|13.|Руслан И. |5,0 |1 |5,3 |3,5 |5,3 |3,5 |5,2 |2 |
|14.|Ринат М. |5,8 |3,5 |5,7 |2 |5,6 |1 |5,8 |3,5 |
|15.|Ксюша М. |5,6 |3 |5,2 |1,5 |5,7 |4 |5,2 |1,5 |
|16.|Рината О. |7,6 |3 |7,4 |1 |7,7 |4 |7,5 |2 |
|17.|Костя О. |5,7 |3 |5,8 |4 |5,5 |1 |5,6 |2 |
|18.|Валя О. |8,5 |3,5 |8,3 |2 |8,5 |3,5 |8,1 |1 |
|19.|Серёжа О. |9,0 |2 |9,0 |2 |9,2 |4 |9,0 |2 |
|20.|Тоня П. |5,3 |3 |5,0 |1,5 |5,4 |4 |5,0 |1,5 |
|21.|Слава П. |6,0 |2 |6,0 |2 |6,6 |4 |6,0 |2 |
|22.|Витя С. |7.5 |1 |7,8 |3,5 |7,7 |2 |7,8 |3,5 |
|23.|Катя С. |7,5 |3 |7,0 |2 |7,6 |4 |6,7 |1 |
|24.|Булат У. |5,2 |2 |5,6 |4 |5,0 |1 |5,4 |3 |
|25.|Таня Х. |7,4 |3,5 |7,3 |1,5 |7,3 |1,5 |7,4 |3,5 |
|26.|Паша Х. |7,4 |2,5 |7,2 |1 |7,7 |4 |7,4 |2,5 |
|27.|Аня Х. |8,0 |3 |8,0 |3 |8,0 |3 |7,8 |1 |
|28.|Саша Ш. |6,8 |2 |6,6 |1 |7,0 |4 |6,9 |3 |
| |[pic] |6,82 | |6,72 | |6,91 | |6,7 | |
| |Суммы | |70,5 | |60,5 | |83 | |56 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обработка теста «Автопортрет».
Табл.5.
|№п/|Имя |Воз|Индивидуально|Психологичес|Принятие себя |Наиболее |
|п |Фамилия |рас|е |кое | |значимое |
| | |т |представление|восприятие | |состояние |
| | | |об «Я- |времени | | |
| | | |образе» | | | |
| | | |Я-в|Я-с|Я-з|про|Нас|Буд|Прош|Нас|Буду|Про|Нас|Буд|
| | | |чер|его|авт|шло|тоя|уще|лое |тоя|щее |шло|тоя|уще|
| | | |а |дня|ра |е |щее|е | |щее| |е |щее|е |
|1. |Настя А.| 12|10 |12 |11 |7 |13 |23 |Не-я|Не-|Не-я| |+ | |
| | | | | | | | | | |я | | | | |
|2. |Денис А.| 13|7 |11 |10 |2 |13 |24 |Я |Я |Я | | |+ |
|3. |Юля А. | 14|10 |10 |10 |7 |8 |15 |Я |Не-|Я |+ | | |
| | | | | | | | | | |я | | | | |
|4. |Лена Б. | 15|13 |15 |16 |1 |15 |17 |Я |Не-|Не-я|+ | | |
| | | | | | | | | | |я | | | | |
|5. |Яна В. | 12|15 |10 |12 |3 |11 |20 |Я |Я |Я |+ | | |
|6. |Артур Г.| 12|12 |8 |14 |1 |10 |20 |Не-я|Не-|Не-я|+ | | |
| | | | | | | | | | |я | | | | |
|7. |Таймас | 13|14 |14 |14 |6 |13 |24 |Я |Я |Я |+ | | |
| |Г. | | | | | | | | | | | | | |
|8. |Люба Г. | 12|11 |13 |15 |7 |9 |15 |Я |Не-|Не-я|+ | | |
| | | | | | | | | | |я | | | | |
|9. |Наташа | 11|12 |14 |16 |6 |10 |13 |Не-я|Не-|Не-я|+ | | |
| |Ж. | | | | | | | | |я | | | | |
|10.|Руслан | 8 |9 |11 |9 |2 |4 |15 |Я |Я |Я | |+ | |
| |И. | | | | | | | | | | | | | |
|11.|Ринат М.| 15|10 |12 |14 |6 |15 |25 |Я |Я |Я |+ | | |
|12.|Ксюша М.| 11|11 |11 |14 |2 |9 |12 |Я |Я |Я |+ | | |
|13.|Рината | 8 |15 |11 |14 |2 |8 |12 |Не-я|Я |Я |+ | | |
| |О. | | | | | | | | | | | | | |
|14.|Валя О. | 11|13 |15 |17 |1 |10 |20 |Не-я|Я |Я | | |+ |
|15.|Серёжа | 12|16 |16 |17 |1 |7 |13 |Я |Я |Я | | |+ |
| |О. | | | | | | | | | | | | | |
|16.|Тоня П. | 12|21 |24 |24 |5 |12 |15 |Я |Не-|Не-я|+ | | |
| | | | | | | | | | |я | | | | |
|17.|Слава П.| 13|11 |14 |15 |1 |10 |15 |Я |Я |Я | | |+ |
|18.|Витя С. | 12|8 |12 |13 |5 |11 |20 |Я |Я |Я | | |+ |
|19.|Катя С. | 10|11 |13 |15 |3 |8 |20 |Не-я|Я |Не-я|+ | | |
|20.|Юля С. | 6 |16 |6 |12 |5 |6 |7 |Я |Не-|Не-я|+ | | |
| | | | | | | | | | |я | | | | |
|21.|Булат У.| 8 |9 |10 |12 |1 |2 |3 |Я |Я |Я |+ | | |
|22.|Таня Х. | 12|13 |13 |16 |7 |12 |18 |Я |Я |Я | | |+ |
|23.|Паша Х. | 10|16 |17 |18 |3 |11 |42 |Я |Я |Я | |+ | |
|24.|Аня Х. | 8 |13 |14 |14 |2 |7 |17 |Я |Я |Я | | |+ |
|25.|Саша Ш. | 11|7 |9 |13 |5 |12 |33 |Я |Я |Я | | |+ |
|26.|Нина Ш. | 7 |11 |12 |14 |4 |5 |6 |Я |Я |Я | | |+ |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Табл.5а.
|№п/|Имя Фамилия |Возрас| Индивидуальное представление об |
|п | |т |«Я- образе» |
| | | |Я-реальное |Я-идеальное |Я-фантастичес|
| | | | | |кое |
|1. |Настя А. | 12 |13 |10 |10 |
|2. |Денис А. | 13 |8 |8 |8 |
|3. |Юля А. | 14 |10 |10 |12 |
|4. |Лена Б. | 15 |12 |11 |11 |
|5. |Яна В. | 12 |12 |12 |12 |
|6. |Артур Г. | 12 |7 |9 |7 |
|7. |Таймас Г. | 13 |8 |9 |9 |
|8. |Люба Г. | 12 |13 |12 |12 |
|9. |Наташа Ж. | 11 |9 |9 |9 |
|10.|Руслан И. | 8 |14 |12 |14 |
|11.|Ринат М. | 15 |6 |6 |6 |
|12.|Ксюша М. | 11 |9 |10 |11 |
|13.|Рината О. | 8 |10 |9 |9 |
|14.|Валя О. | 11 |12 |9 |- |
|15.|Серёжа О. | 12 |11 |11 |11 |
|16.|Тоня П. | 12 |10 |10 |8 |
|17.|Слава П. | 13 |9 |9 |10 |
|18.|Витя С. | 12 |8 |10 |10 |
|19.|Катя С. | 10 | | | |
|20.|Юля С. | 6 |6 |6 |4 |
|21.|Булат У. | 8 |9 |6 |9 |
|22.|Таня Х. | 12 |14 |13 |- |
|23.|Паша Х. | 10 |10 |9 |7 |
|24.|Аня Х. | 8 |11 |10 |10 |
|25.|Саша Ш. | 11 |9 |10 |10 |
|26.|Нина Ш. | 7 |11 |11 |11 |
| | | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сводная таблица половозрастной идентификации воспитанников детского дома.
Табл.6
|№|Фамили|Во| Оценка возможности | Сравнительные |
| |я |зр|идентифицировать свой настоящий, |представления о |
|п|Имя |ас|прошлый и будущий опыт. |Я- настоящем, |
|/| |т | |Я-привлекательном и |
|п| | | | |
| | | | |Я- непривлекательном |
| | | |Кем |Воз|Иденти|Воз|Кем |Воз|Привл|Воз|Неприв|Воз|
| | | |был |рас|фикаци|рас|будешь|рас|екате|рас|лекате|рас|
| | | |раньше|т |я |т |потом |т |льный|т |льный |т |
| | | | | | | | | |образ| |образ | |
|1|А. | | №2 | 5 | №1 | 1 | №4 | 4 | №5 | 20| №6 | 64|
|.|Настя |12| | | | | | | | | | |
|2|А. | | №2 | 10| №3 | 13| №4 | 20| №4 | 20| №6 | 50|
|.|Денис |13| | | | | | | | | | |
|3|А. Юля| | №3 | 9 | №4 | 16| №5 | 26| №4 | 16| №3 | 9 |
|.| |14| | | | | | | | | | |
|4|Б. | | №2 | 3 | №3 | 8 | №4 | 23| №1 | | №6 | 70|
|.|Лена |15| | | | | | | |1,5| | |
|5|В. Яна| | №2 | 5 | №3 | 7 | №4 | 23| №3 | 7 | №6 | 95|
|.| |12| | | | | | | | | | |
|6|Г. | | №1 | 1 | №4 | 19| №3 | 6 | №4 | 19| №6 | 90|
|.|Артур |12| | | | | | | | | | |
|7|Г. | | №2 | 5 | №3 | 10| №4 | 18| №1 | 32| №6 | 65|
|.|Таймас|13| | | | | | | | | | |
|8|Г. | | №1 | 1 | №4 | 16| №5 | 25| №1 | 1 | №6 | 70|
|.|Вадим |17| | | | | | | | | | |
|9|Г. | | №4 | 15| №5 | 20| №6 | 70| №4 | 15| №3 | 7 |
|.|Люба |12| | | | | | | | | | |
|1|Д. | 8| №2 | 6 | №3 | 7 | №4 | 14| №4 | 14| №6 | 20|
|0|Серёжа| | | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|1|Ж. | | №2 | 7 | №3 | 11| №4 | 39| №1 | | №4 | 39|
|1|Наташа|11| | | | | | | |1,2| | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|1|И. | 8| №1 | 2 | №2 | 4 | №3 | 5 | №4 | 16| №6 | |
|2|Руслан| | | | | | | | | | |мал|
|.| | | | | | | | | | | |о |
|1|М. | | №3 | 8 | №4 | 16| №5 | 18| №1 | 1 | №6 | 50|
|3|Ринат |15| | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|1|М. | | №2 | 5 | №3 | 10| №5 | 24| №1 | 2 | №5 | 18|
|4|Ксюша |11| | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|1|О. | 8| №2 | 5 | №3 | 9 | №5 | 13| №3 | 9 | №4 | 16|
|5|Рината| | | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|1|О. | | №3 | 7 | №4 | 14| №5 | 20| №4 | 14| №6 | 50|
|6|Костя |14| | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|1|О. | | №2 | 3 | №3 | 10| №4 | 20| №4 | 20| №5 | 44|
|7|Валя |11| | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|1|О. | | №2 | 2 | №3 | 3 | №4 | 20| №3 | 3 | №6 | 50|
|8|Серёжа|12| | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|1|П. | | №2 | 5 | №3 | 8 | №4 | 15| №1 | 1 | №6 | 99|
|9|Тоня |12| | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|2|П. | | №2 | 5 | №3 | 7 | №4 | 15| №1 | 1 | №5 | 21|
|0|Слава |13| | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|2|С. | | №2 | 8 | №3 | 11| №4 | 18| №4 | 18| №6 | 69|
|1|Витя |12| | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|2|С. Юля| 6| № - | - | №4 | 7 | № - | - | №5 | 10| №1 | 7 |
|2| | | | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|2|С. | | №1 | | №2 | 3 | №4 | 23| №2 | 3 | №5 | 31|
|3|Катя |10| |0,4| | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|2|У. | 8| №4 | 10| №3 | 4 | №5 | 11| №1 | 1 | №6 | 6 |
|4|Булат | | | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|2|Х. | | №2 | 6 | №3 | 11| №5 | 30| №1 | | №6 | 63|
|5|Таня |12| | | | | | | |0,5| | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|2|Х. | | №2 | 4 | №3 | 11| №4 | 21| №4 | 21| №3 | 11|
|6|Паша |10| | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|2|Х. Аня| 8| №2 | 3 | №3 | 6 | №4 | 41| №1 | 2 | №6 | 41|
|7| | | | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|2|Ш. | | №2 | 5 | №3 | 11| №4 | 19| №4 | 19| №5 | 35|
|8|Саша |11| | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
|2|Ш. | 7| №1 | 1 | №2 | 2 | №5 | 13| №4 | 12| №6 | - |
|9|Нина | | | | | | | | | | | |
|.| | | | | | | | | | | | |
Табл.6а
|№ 1 |Младенец |
|№ 2 |Дошкольник |
|№ 3 |Школьник |
|№ 4 |Юноша |
|№ 5 |Мужчина |
|№ 6 |Старик |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обработка методики «Проективный перечень»
Табл.7.
|№ |Имя |Неодушевлё|Травянисто|Дерево|Музыкальн|Сказочный|Амплуа |
|п/п|Фамилия |нный |е растение| |ый |персонаж |артиста |
| | |предмет | | |инструмен| |цирка |
| | | | | |т | | |
|1. |А. Настя|Стол |Цветок |Берёза|Гитара |Золушка |Клоун |
| | | |розы | | | | |
|2. |А. Денис|Палочка |Роза |Пальма|барабан |Джери |Клоун |
| | |дуба | | | | | |
|3. |А. Юля |Бумага |Цветок |Клён |Гитара |Буратино |Клоун |
|4. |Б. Лена |Магнитофон|Роза |Берёза|Гитара |Русалка |Гимнастка|
|5. |В. Яна |Ручка |Роза |Стул |Пианино |Белоснежк|Гимнастёр|
| | | | | | |а |ка |
|6. |Г. Артур|Пульт |Роза |Берёза|Магнитофо|Заяц |Клоун |
| | | | | |н | | |
|7. |Г. |Мяч |Ромашка |Дуб |Гитара |Иван |Клоун |
| |Таймас | | | | |царевич | |
|8. |Г. Вадим|Стол |Крапива |Липа |Гитара |Иванушка |Клоун |
|9. |Г. Люба |Компьютер |Роза |Берёза|Пианино |Царевна |Акробат |
| | | | | | |лебедь | |
|10.|Д. |Палочка |Роза |Дуб |дудочка |Робин Гуд|Клоун |
| |Серёжа | | | | | | |
|11.|Ж. |Кольцо |Роза |Берёза|Пианино |Белоснежк|Клоун |
| |Наташа | | | | |а | |
|12.|И. |Камушек |Ромашка |Берёза|Скрипка |Большой |Обезьяна |
| |Руслан | | | | |медведь | |
|13.|М. Ринат|Дерево |Ландыш |Берёза|Гитара |Волк |Клоун |
|14.|М. Ксюша|Стол |Роза |Липа |Магнитофо|Елена |Обезьяна |
| | | | | |н |прекрасна| |
| | | | | | |я | |
|15.|О. |Кукла |Роза |Берёза|Дудочка |Джери |Фокусница|
| |Рината | | | | | | |
|16.|О. Костя|Стол |Цветок |Тополь|Пианино |Черт |Акробат |
|17.|О. Валя |Стол |Роза |Сосна |Пианино |Золушка |Клоун |
|18.|О. |Стол |Цветок |Берёза|Пианино |Волк |Фокусник |
| |Серёжа | | | | | | |
|19.|П. Тоня |Лентяйка |Лилия |Липа |Магнитофо|Золушка |Клоун |
| | | | | |н | | |
|20.|П. Слава|Камень |Ландыш |Дуб |Гитара |Джери |Клоун |
|21.|С. Витя |Магнитофон|Роза белая|Чёрная|Гитара |Джери |Клоун |
| | | | |рябина| | | |
|22.|С. Юля |Дверь |Тюльпан |тополь|Пианино |Доктор |С |
| | | | | | |Айболит –|животными|
| | | | | | |Гадкий |(дрессиро|
| | | | | | |утёнок |вщик) |
|23.|С. Катя |Кубик |Цветок |Берёза|Пианино |Колобок |Клоун |
|24.|У. Булат|Стол |Красный |Яблоня|Пианино |Репка |Жонглёр |
| | | |цветок | | | | |
|25.|Х. Таня |Камень |Роза |Дуб |Виолончел|Золушка |Гимнастка|
| | | | | |ь | | |
|26.|Х. Паша |Компьютер |Ромашка |Дуб |Дудка |Геркулес |Клоун |
|27.|Х. Аня |Карандаш |Гвоздичка |Берёзк|Пианино |Чиполлино|Слон |
| | | | |а | | | |
|28.|Ш. Саша |Компьютер |Гвоздика |Черёму|Гитара |Гулливер |Петрушка |
| | | | |ха | | | |
|29.|Ш. Нина |Сумка |Ромашка |Берёза|Скрипка |Белоснежк|Фокусник |
| | | | | | |а | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета.
Дети детского дома о себе (ретроспективная рефлексия, обращённость в
прошлое настоящее и будущее)
Как известно, самосознание ребенка с раннего возраста развивается в
плане постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем. Образы памяти и
воображения помогают ребенку соотносить свое «Я» во всех временных
интервалах. Чем младше ребенок, тем большее участие в формировании
жизненной перспективы детской личности должен принимать взрослый. С помощью
взрослого ребенок учится «вспоминать» период, «когда он был маленьким»,
начинает обращаться (опять же благодаря взрослому) к своему будущему:
«когда я вырасту большой». В норме, притязая на признание, ребенок
проецирует себя в будущем как сильную, многое умеющую и многое могущую
личность.
Способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и
будущим—важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся
личности.
При благоприятных условиях развитии самосознания, чем старше становится
ребенок, тем отчетливее у него понимание ответственности за себя в
настоящем и будущем. Однако здесь нет прямой корреляции с возрастом.
Развитие социально необходимой способности к рефлексии на перспективу
собственной жизни невозможно без содействия взрослого, заинтересованного в
формировании у ребенка личностного психологического времени, опосредующего
процесс жизнедеятельности, перспективы жизненного пути. Построение
субъективной картины жизненного пути в самосознании развивающейся личности
чрезвычайно важно. Эта картина может быть построена в случае развитой
способности к рефлексивной деятельности—аналитической способности к
соотнесению своего прошлого, настоящего и
будущего со своими возможностями, целями и ценностными ориентациями.
Высший уровень временного аспекта самосознания может быть развит к концу
подросткового или раннего юношеского возраста в условиях полноценных
отношений со значимым взрослым при развитом чувстве ответственности самого
подростка (или юноши).
В условиях депривации развивающейся личности в неблагополучной семье или в
детском учреждении интернатного типа чаще всего формируется личность без
ответственного отношения к собственному времени жизни. Эмоциональное
неблагополучие, тревога по поводу прошлого, настоящего и будущего у
воспитанников учреждений интернатного типа имеют типичную представленность
в их сознании.
С целью выяснения отношения детей-сирот к своему психологическому
времени была составлена и проведена анкета - (Моё представление о себе).
Результаты её проведения помещаются ниже.
Что хорошего у меня было в прошлом?
«Стряпал пирог»,- Сережа О., 12 лет.
«Не знаю»,- Валя О.,11лет; Яна В. 12 лет; Аня Х. 8лет.
«Детский парк», -Булат У., 8лет.
«Когда родители не пили», -Таймас Г., 13лет.
«Игрушки», -Рината О.,8 лет.
«Я ездил домой», -Артур Г.,12 лет.
«Да ничего», -Ринат М.,15 лет.
«Не помню», -Руслан И.,8 лет.
«Хорошо жил», - Саша Ш.,11 лет.
«Не знаю что писать», - Катя С.,10 лет.
«Когда я стрелял из ружья», - Слава П.,13 лет.
«У меня были оба брата дома, а не в тюрьме. Мы жили раньше хорошо и
дружно», -
Таня Х .,12 лет.
«Мы раньше хорошо жили», - Витя С.,12 лет.
«Детство», -Юля А.,14 лет.
«Нашла деньги. Попала в детский дом», - Наташа Ж.,11 лет.
«Жила хорошо», - Настя А.,12 лет.
«Ничего», - Тоня П.,12 лет; Денис А.,13 лет.
«Маму увидела, брата», -Ксюша М.,11 лет.
«Мама справила мой день рождения, было много друзей, мама подарила
куклу,
подруги принесли подарки. Затем ходили на горки», - Лена Б.,15 лет.
«Хорошо родился», - Сережа Д.,8 лет.
«Учился нормально», - Паша Х.,10 лет.
Мои приятные воспоминания.
«Ходил в магазин», - Серёжа О.,12 лет.
«В Новый год», - Валя О.,11 лет.
«Подарки», - Булат У.,8 лет.
«Хорошо», - Аня Х.,8 лет.
«Когда жил у бабушки», - Таймас Г.,13 лет.
«В гостях», - Рината О.,8 лет.
«Хочу поиметь компьютер», - АртурГ.,12 лет.
«Лагеря, игры», - Ринат М.,15 лет.
«Не могу сказать», - Руслан И.,8 лет.
«Мы с мамой пошли в магазин и купили игрушку», - Саша Ш.,11 лет.
«Не знаю что писать», - Катя С.,10 лет.
«Купаться», - Слава П.,13 лет.
«Был день рождения, мне дарили много подарков», - Таня Х.,12 лет.
«Как в деревне жили», - Витя С.,12 лет.
«Ездила в Анапу, в трудовой лагерь», - Юля А.,14 лет.
«Жила дома. Ездила в бассейн», - Наташа Ж.,11 лет.
«Забыла», - Люба Г.,12 лет.
«Хочу домой к сестре и папе», - Настя А.,12 лет.
«О хорошем», - Тоня П.,12 лет.
«Чтобы мы поехали в Челябинск в цирк», - Ксюша М.,11 лет.
«Хорошее», - Денис А.,13 лет.
«Как с Юлей гуляла», - Яна В.,12 лет.
«Как я ходила в садик», - Лена Б.,15 лет.
«Хорошо уметь писать», - Серёжа Д.,8 лет.
«Характер», - Паша Х.,10 лет.
Моё самое тяжёлое воспоминание о прошлом.
«Били камнем. Собака кусала», - Серёжа О.,12 лет.
«Не знаю», - Валя О., 11лет; Настя А., 12лет.
«Бьют», - Булат У.,8 лет.
«Так», - Аня Х.,8 лет.
«Когда мы были голодные», - Таймас Г.,13 лет.
«В доме», - Рината О.,8 лет.
«Я упал в яму, там была вода», - Артур Г.,12 лет.
«Бабушка и дедушка», - Ринат М.,15 лет.
«Когда каждый день ставили три укола», - Саша Ш.,11 лет.
«Не могу сказать», - Руслан И.,8 лет.
«Не знаю что писать», - Катя С.,10 лет.
«Когда я упал в канализационный люк», - Слава П.,13 лет.
«Когда папа развёлся с мамой изменилось многое», - Таня Х.,12 лет.
«Есть охота было», - Витя С.,12 лет.
«Лежала в больнице долго. Падала с качели», - Наташа Ж.,11 лет.
«Когда мне предлагали ложиться в больницу, а я не согласилась, и меня
усыпили и
увезли на скорой», - Люба Г.,12 лет.
«4 и 8 лет», - Тоня П., 12лет.
«В изоляторе лежала», - Ксюша М.,11 лет.
«Ничего», - ДенисА.,13 лет.
«Обижали», - Яна В.,12 лет.
«Нахождение в распределительном интернате в Челябинске», - Лена Б.,15
лет.
«Мама начала пить водку», - СерёжаД.,8 лет.
«Психовал», - Паша Х.,10 лет.
Чего я боюсь в будущем.
«Машина сбила», - Серёжа О.,12 лет.
«Курить стану», - Валя О., 11лет.
«Волка», - Булат У.,8 лет; Руслан И.,8 лет.
«Собаку», - Аня Х.,8 лет.
«Умереть», - ТаймасГ.,13 лет; Слава П.,13 лет; Витя С.,12 лет; Настя
А.,12лет;
Тоня П.,12лет; Яна В., 12лет.
«Огня», - Рината О.,8 лет.
«Директора», - Артур Г.,12 лет.
«Того, что могу погибнуть », - Ринат М.,15 лет.
«Что я буду без семьи», - Саша Ш.,11 лет.
«Не знаю что писать», - Катя С.,10 лет.
«Боюсь стать не знаю кем», - Таня Х.,12 лет.
«Смерти», - Юля А.,14 лет; Денис А., 13лет.
«Быть взрослой. Ходить ночью одна», - Наташа Ж.,11 лет.
«Трудно сказать», - Люба Г.,12 лет.
«Наркоманкой стать», - Ксюша М.,11 лет.
«Жить без мамы и сестёр», - Лена Б.,15 лет.
«Не хочу, чтобы Витю забрали», - Серёжа Д.,8 лет.
«Войны», - Паша Х.,10 лет.
Представленный материал ответов на вопросы, отражающие рефлексию на события
собственной жизни, является типичным для самосознания личности детей,
воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В подавляющем числе
случаев мы убеждаемся с тяжёлом анамнезе: опрашиваемые указывают на
психические травмы, связанные со стрессовыми ситуациями семейных
конфликтов. Эти травмирующие факторы сохраняют свое воздействие в настоящем
и проецируются в будущее. У большинства обследуемых (независимо от
возраста) сохраняются тревога, неуверенность в своих собственных силах и в
своей ценности. В силу этих обстоятельств мы наблюдаем заниженную
самооценку и низкие (по сравнению со сверстниками из благополучной и
полноценной семьи) притязания на признание.
Для диагностики и коррекционной работы следует опираться на позитивный
багаж истории и перспектив личности: хорошие воспоминания, надежды и
радость сегодняшнего дня, ожидание счастливого будущего,—то звено
самосознания личности, которое поможет коррекционной работе с малым
ребенком, подростком или молодым человеком. Негативные прошлое и настоящее
должны быть сняты в процессе коррекционной работы как определяющие
дальнейшую жизнь доминанта и фатальная неизбежность.
Аналогичное анкетирование проводится в детских домах не впервые.
Подобный материал собрали В.С Мухина., С.А. Журавлёва., В.А. Земляков.,
Э.В. Погорелов., Л.И. Степченкова. (см.48)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социальный статус родителей на май 1998г.
Анамнез детей.
Табл.8
|№ | | | Анамнез ребёнка |
|п/п|Ф.И.О. |Родители | |
| | | | | |
| | |Мать |Отец | |
| | | | | |
|1. |А. |Лишена|Не | Данных о рождении и развитии нет. |
| |Анастасия |родите|лишён |Психотравма в 3 года – укус собакой. |
| |(17.05.86 |льских|родите|Наследственная отягощённость: алкоголизм |
| |г.р.) |прав |льских|родителей. ДЗ: Пр оп ЦНС с ЗПР смешанного |
| | |03.10.|прав |генеза церебральный, психогенный варианты.|
| | |95 г. | |3 группа здоровья, физ. развитие ср. |
| | | | |гарм., физ-ра осн. |
|2. |А. Денис |Лишена|Форма |Данных о рождении и развитии нет. |
| |(31.05.84 |родите|№ 4. |Наследственная отягощённость: алкоголизм |
| |г.р.) |льских| |родителей. ДЗ: Пр оп ЦНС с ЗПР на уровне |
| | |прав | |дебильности. 3 группа здоровья, физ. |
| | |29.05.| |развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
| | |98 г. | | |
|3. |А. Юлия |Лишена|Форма |Девочка от 7 беременности, 4 родов; вес |
| |(24.02.84г.|родите|№ 4. |3300 г, рост 51см; ИВ с 6 мес, ходит с 11 |
| |р.) |льских| |мес. Оценка – физ. развита. С 2 лет – |
| | |прав | |микросоматотип дисгармонич. Наследственная|
| | |14.01.| |отягощённость: рождена в тюрьме; |
| | |97 г. | |алкоголизм родителей. ДЗ: Олигофрения в |
| | | | |ст. лёгкой дебильности на рез - ор осн.,|
| | | | |неврозоподоб. см. 3 группа здоровья, физ.|
| | | | |развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
|4. |Б. Елена |Лишена|Умер |Данных о рождении и развитии нет. |
| |(30.12.82г.|родите|06.08.|Наследственная отягощённость: Алкоголизм |
| |р.) |льских|88 г. |родителей. ДЗ: психически здорова, |
| | |прав | |неврозоподоб. см. 2 группа здоровья, физ.|
| | |03.10.| |развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
| | |95 г. | | |
|5. |В. Яна |Умерла|Умер |Девочка от 3 преждевременных родов; Вес |
| |(13.05.86 | |в 1995|2450 г, рост 46 см; Группа здоровья 2 .ИВ|
| |г.р.) |в 1989|г. |с рождения. Множественные заболевания в |
| | |г. | |раннем возрасте. ДЗ: ЗПР, 3 группа |
| | | | |здоровья, физ. развитие ниже ср., физ-ра |
| | | | |осн. |
|6. |Г. Вадим |Лишена|Лишен |Мальчик рождён недоношенным. ИВ с 4 мес. С|
| |( 08.04.81 |родите|родите|первых дней жизни страдает гипотрофией, |
| |г.р.) |льских|льских|перенёс рахит 2 ст. С 1 года – отставание |
| | |прав |прав |психомоторной функции. Наследственная |
| | |20. |20.03.|отягощенность: алкоголизм родителей. ДЗ: |
| | |03.96г|96г. |Олигофрения в ст. лёгкой на рез-орг осн., |
| | |. | |физ недоразвитие 3 степени, 3 группа |
| | | | |здоровья, физ-ра осн. |
|7. |Г. Таймас |Лишена|Лишён |Мальчик родился доношенным. ИВ с самого |
| |(06.07.84 |родите|родите|рождения. Гипотрофия 2 ст., диатез; |
| |г.р.) |льских|льских|Множественные заболевания в раннем |
| | |прав |прав |возрасте. Наследственная отягощённость: |
| | |20.03.|20.03 |алкоголизм родителей, курение. ДЗ: Пр оп |
| | |96 г. |96 г. |ЦНС со слабоумием на уровне дебильности .,|
| | | | |3 группа здоровья, физ. развитие ниже |
| | | | |ср., физ-ра осн. |
|8. |Г. Артур |Лишена|Лишён |Мальчик родился недоношенный, вес 2600 |
| |(11.07.85 |родите|родите|г.,49 см.; в домашних условиях, ИВ с |
| |г. р.) |льских|льских|рождения. Гипотрофия 3 ст., рахит. |
| | |прав |прав |Множественные заболевания в раннем |
| | |20.03.|20.03.|возрасте. Наследственная отягощённость: |
| | |96 г. |96 г. |алкоголизм, курение. ДЗ: Олигофрения в ст |
| | | | |умеренно выраженной дебильности , 3 гр, |
| | | | |микросоматотип 2 ст разв гарм. |
|9. |Г. Любовь |Умерла|Умер |Девочка родилась доношенная, вес4000 г., |
| |(21.09.84.)| |28.02.|57 см., 9 беременность, 3 роды. |
| | |19.04.|95 г. |Наследственная отягощённость: алкоголизм. |
| | |96 г. | |В детстве-порок сердца бледного типа. ( |
| | | | |Снят-17.03.98 г.) ДЗ: Психически здорова ,|
| | | | |неврастено-истерический невроз. . 3 группа|
| | | | |здоровья, физ. развитие ниже ср. ., |
| | | | |физ-ра дополн. |
|10.|Д. Сергей |Лишена|Лишён |Мальчик родился доношенным, вес 3500 г. |
| |(21.01.90 |родите|родите|Наследственная отягощённость: алкоголизм. |
| |г.) |льских|льских|ИВ с двух месяцев.ДЗ: Проп ЦНС с ЗПР |
| | |прав |прав |психогенного происхождения, 3 группа |
| | |20.03.|21.11.|здоровья, физ. развитие ср. |
| | |96 г. |96 г. |гарм.,микросоматотип, физ-ра осн. |
|11.|Д. Евгений|Лишена|Лишён |Мальчик родился доношенным, вес 2300г., 4 |
| |(27.01.90.г|родите|родите|беременность, 3 роды, гипотрофия. |
| |.р.) |льских|льских|Наследственная отягощённость: алкоголизм. |
| | |прав |прав |Открытая черепно-мозговая травма-перелом |
| | |20.03.|21.11.|теменной кости в 1993г. ДЗ: Проп ЦНС со |
| | |96 г. |96 г. |слабоумием на уровне дебильности., |
| | | | |смешанного генеза Эпилептиформный синдром.|
| | | | |. 3 группа здоровья, физ. развитие ср. |
| | | | |гарм., микросоматотип, физ-ра осн. |
|12.|Ж. Наталья|Лишена|Форма |Девочка от 1 беременности, 1 роды, вес |
| | |родите|№ 4. |2650 г., рост 52см., в родах-обвитие |
| |( 06.01.87 |льских| |пуповиной, гипотрофия 1 ст. ДЗ: Проп ЦНС, |
| |г. р.) |прав | |церебрастенический синдром, ФФН речи., 3 |
| | |24.09.| |группа здоровья, физ. развитие ниже ср., |
| | |96 г. | |физ-ра осн. |
|13 |И. Руслан |Лишена|Лишён |Данных о рождении и развитии нет |
| |(04.03.89 |родите|родите|Наследственная отягощённость: алкоголизм |
| |г. р.) |льских|льских|родителей. ДЗ: Проп ЦНС с ЗПР, |
| | |прав |прав |неврозоподобный синдром. Недоразвитие речи|
| | |16.05.|16.05.|3-го уровня. . 3 группа здоровья, физ. |
| | |97 г. |97 г. |развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
|14.|И. Мархаба|Лишена|Лишён |Данных о рождении и развитии нет. |
| |(03.01.92 |родите|родите|Наследственная отягощённость: алкоголизм. |
| |г. р.) |льских|льских|ДЗ: Проп ЦНС. Неврозоподобный синдром. |
| | |прав |прав |Недоразвитие речи 3-го уровня. . 3 группа |
| | |16.05.|16.05.|здоровья, физ. развитие ср. гарм., физ-ра|
| | |97 г. |97 г. |2 осн. |
|15.|М. Ксения |Лишена|Форма |Девочка родилась доношенная, первые роды, |
| |(10.12.86 |родите|№ 4. |обвитие пуповины вокруг шеи 3-х кратное, |
| |г. р.) |льских| |гипотрофия. ДЗ:Проп ЦНС с ЗПР смешанного |
| | |прав | |генеза. Неврозоподобный, церебральный, |
| | |12.10.| |соматический, психогенный варианты. . 3 |
| | |95 г. | |группа здоровья, физ. развитие ниже ср., |
| | |Безвес| |физ-ра осн. |
| | |тно | | |
| | |отсутс| | |
| | |твующа| | |
| | |я с | | |
| | |03.12.| | |
| | |96 г. | | |
|16.|М. Ринат |Безвес|Лишён |Мальчик родился доношенным, вторая |
| |(14.10.82 |тно |родите|беременность, вторые роды. Родился дома. |
| |г. р.) |отсутс|льских|Наследственная отягощённость: алкоголизм. |
| | |твующа|прав |Данных о раннем развитии нет. |
| | |я с |08.12.|ДЗ:Церебрастенический синдром. Рассеяная |
| | |01.01.|95 г. |неврологическая симптоматика 3 группа |
| | |96 г. | |здоровья, физ. развитие ниже ср. гарм., |
| | | | |физ-ра осн. |
|17.|О. Рината |Лишена|Форма |Данных о рождении и развитии нет. |
| | |родите|№ 4. |Наследственная отягощённость: алкоголизм. |
| |( 17.12.89 |льских| |ДЗ: Психически здорова, детская |
| |г. р.) |прав | |невропатия, неврастенический см ОНР-3 |
| | |03.10.| |уровня. 2 группа здоровья, физ. развитие |
| | |95 г. | |ниже ср. гарм., физ-ра осн. |
|18.|О. |Лишена|Форма |Мальчик родился доношенным, 2-я |
| |Константин |родите|№ 4. |беременность,1-ые роды, вес 3300г. ДЗ: |
| |(15.09.83 |льских| |ЗПР полиморфного генеза |
| |г.р.) |прав | |(церебральный,психогенный,неврозоподобный |
| | |25.04.| |варианты , Проп ЦНС. рассеянная |
| | |95 г. | |микросомптоматика. 3 группа здоровья, |
| | | | |физ. развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
|19.|О. Сергей |Лишена|Лишён |Мальчик родился доношенным, 2-я |
| |(06.03.86 |родите|родите|беременность, вес 2900 г, рост 53 см., ИВ,|
| |г. р.) |льских|льских|гипотрофия 2 степени, ЗПР. Наследственная |
| | |прав |прав |отягощённость: алкоголизм родителей, УО. |
| | |13.03.|13.03.|ДЗ: Олигофрения в степени выраженной |
| | |97 г. |97 г. |дебильности вследствие раннего орг. |
| | | | |поражения ЦНС, ОНР 3 уровня, 3 группа |
| | | | |здоровья, физ. развитие ср. гарм., |
| | | | |микросоматотип, физ-ра осн. |
|20.|О. |Лишена|Лишён |Девочка от 3-ей беременности, 3-их срочных|
| |Валентина |родите|родите|родов, вес 3300 г., рост 55 см., ИВ с 2-ух|
| |(01.03.87 |льских|льских|м. Низкое физическое развитие, задержка |
| |г. р.) |прав |прав |речи |
| | |13.03.|13.03.|ДЗ: Дислалия, олигофрения в степени лёгкой|
| | |97г. |97г |дебильности. Проп ЦНС, рассеяная |
| | | | |неврологическая симптоматика. 3 группа |
| | | | |здоровья, физ. развитие ср. гарм., физ-ра|
| | | | |осн. |
|21.|П. |Умерла|Умер |Девочка родилась доношенной. Вес 3400 г., |
| |Антонина |25.04.|04.05 |рост 48 см. 2-е роды, 4-я беременность. ИВ|
| |(10.01.86 |90 г. |94 г. |с 3 мес., гипотрофия 2-3 степени. |
| |г.р.) | | |Наследственная отягощённость: родственники|
| | | | |по линии отца -дядя страдает шизофренией.|
| | | | | |
| | | | |ДЗ: Проп ЦНС с интеллектуальными |
| | | | |затруднениями, неврозоподобный синдром, |
| | | | |патохарактерологическое развитие личности |
| | | | |3 группа здоровья, физ. развитие ср. |
| | | | |гарм., физ-ра осн. |
|22.|П. |Лишена| |Мальчик от 7-ой беременности, 2-ых срочных|
| |Вячеслав |родите| |родов, вес 3400 г., рост 53 см., ЗПР, |
| |(24.01.85 |льских| |токсикомания. |
| |г.р.) |прав | |ДЗ: Проп ЦНС,певрозоподобный синдром, |
| | |21.01.| |логонервоз. 3 группа здоровья, физ. |
| | |97 г. | |развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
|23.|С. Виктор |Лишена|Лишён |Мальчик родился от 2-х срочных родов, вес |
| |(02.03.86 |родите|родите|4100 г. рост 57 см. |
| |г. р.) |льских|льских|ДЗ: Проп ЦНС с ЗПР смешанного генеза |
| | |прав |прав |(церебральный, психогенный варианты). |
| | |20.03.|26.05.|Неврозоподобный , церебрастенический |
| | |96 г. |98 г |синдром. 3 группа здоровья, физ. развитие|
| | | | |ср. гарм., физ-ра осн. |
|24.|С. |Лишена|Умер |Девочка родилась доношенная от |
| |Екатерина |родите|22.11.|7-ой беременности. |
| |(16.05.88 |льских|88 г. |ДЗ: ЗПР полиморфного генеза (церебральный,|
| |г.р.) |прав | |психогенный варианты),рассеяная |
| | |10.11.| |неврологическая симптоматика , Проп ЦНС, |
| | |95 г. | |гидроцефальный см Аденоиды 2-3 степени. 3 |
| | | | |группа здоровья, физ. развитие ср. гарм.,|
| | | | |физ-ра осн. |
|25.|С. Юлия |Лишена|Форма |Девочка от 9-ой беременности. До 2-х лет |
| |(07.02.92 |родите|№ 4. |нигде не наблюдалась. |
| |г. р.) |льских| |ДЗ: задержка психомоторного развития на |
| | |прав | |фоне соц. запущенности гипотрофия 2-ой |
| | |10.11.| |степени,ЗПР на рез-орг осн, невроз, рахит,|
| | |95 г. | |функциональная кардиопатия, ночной |
| | | | |энурез. Анизометрия, миопия выс. степени, |
| | | | |сопряжённое косоглазие левого глаза, |
| | | | |астигматизм. 3 группа здоровья, физ. |
| | | | |развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
|26.|У. Булат |Не |Безвес|Мальчик родился доношенный, вес 3300 г., |
| |(19.11.89 |лишена|тно |рост 46 см.,4-я б., 3 роды. |
| |г. р.) |р. п. |отсутс|Наследственная отягощённость: алкоголизм |
| | |Осужде|твующ.|родителей. |
| | |на. | |ДЗ: Олигофрения в степени умеренно |
| | | | |выраженной дебильности вследствие раннего |
| | | | |орг. поражения ЦНС. Общее недоразвитие |
| | | | |речи 2-го уровня. 3 группа здоровья, физ.|
| | | | |развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
|27.|У. Эльза |Не |Форма |Девочка родилась от 2-ых срочных родов, |
| |(14.12.93 |лишена|№ 4. |вес 2900 г. рост 50 см., ИВ. Из роддома |
| |г. р.) |р. п. | |переведена в дом ребёнка учреждения ЯВ |
| | |Осужде| |48\5. |
| | |на. | |ДЗ: Поражение ЦНС средней тяжести синдром |
| | | | |гипервозбудимости. 2 группа здоровья, |
| | | | |физ. развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
|28.|Х. Татьяна|Лишена|Лишён |Девочка родилась доношенная, вес 4200 г., |
| |(12.09.85 |родите|родите|рост 59 см. 3-е роды, 8-я беременность. |
| |г. р.) |льских|льских|Наследственная отягощённость: алкоголизм. |
| | |прав |прав |ДЗ: Психически здорова. 2 группа здоровья,|
| | |01.03.|26.05.|физ. развитие ср. гарм., физ-ра осн. |
| | |96 г. |98 г. | |
|29.|Х. Павел (|Лишена|Лишён |Мальчик родился доношенным, вес 3200 г., |
| |21.12.87 г.|родите|родите|рост 52 см. 9-я беременность. |
| |р.) |льских|льских|ДЗ: Проп ЦНС. Церебрастенический синдром. |
| | |прав |прав |Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.|
| | |01.03.|26.05.|2 группа здоровья, физ. развитие ср. |
| | |96 г. |98 г. |гарм., физ-ра осн. |
|30.|Х. Анна |Лишена|Лишен |Девочка родилась доношенной, вес 3700 г. |
| |(16.04.90 |родите|родите|рост 53 см., 11-я беременность, ИВ с 3-х |
| |г. р.) |льских|льских|месяцев. |
| | |прав |прав |ДЗ: Проп ЦНС с ЗПР. Неврозоподобный |
| | |01.03.|26.05.|синдром. 3 группа здоровья, физ. развитие|
| | |96 г. |98 г. |ср. гарм., физ-ра осн. |
|31.|Х. Елена |Лишена|Лишен |Данных о рождении и раннем развитии нет. |
| |(09.09.92 |родите|родите|ДЗ: Проп ЦНС с выраженной ЗПМР, рахит, |
| |г. р.) |льских|льских|ИМВП, миотонический синдром.. Х-образная |
| | |прав |прав |деформация нижних конечностей. 3 группа |
| | |01.03.|26.05.|здоровья, физ. развитие ср. гарм., |
| | |90 г. |98 г. |микросоматотип , от физ-ры ос. |
|32.|Ч. Евгений|Лишена|Лишён |Данных о раннем периоде развития нет. |
| |(15.05.90.)|родите|родите|ДЗ: дизартрия на резидуально-органической |
| | |льских|льских|основе, энурез. Сложная дислалия. ЗПР. |
| | |прав |прав | |
| | |21.11.|21.11.| |
| | |96 г. |96 г. | |
|33.|Ш. |Безвес|Лишён |Мальчик родился доношенным, вес 4000 г. |
| |Александр |тно |родите|рост 56 см. Наследственная отягощённость: |
| |(02.10.86 |отсутс|льских|алкоголизм родителей. |
| |г. р.) |твующа|прав |ДЗ: здоров. |
| | |я |08.12.| |
| | | |95 г. | |
|34.|Ш. Нина |Безвес|Лишён |Девочка родилась доношенная, вес3700 г. |
| |(11.03.91 |тно |родите|рост 56 см. |
| |г.р.) |отсутс|льских|ДЗ: здорова. |
| | |твующа|прав | |
| | |я |(08.12| |
| | | |.95 | |
| | | |г.) | |
Табл.8а.
|Социальный статус |Мать |Отец |
|Лишен(а) родительских |25 |18 |
|прав | | |
|Не лишен(а) родительских|2 |2 |
|прав | | |
|Умер(ла) |3 |5 |
|Безвестно отсутствуют |4 |1 |
|Форма №4 |- |8 |
|Итого: |Круглых сирот |Социальных сирот - |
| |3чел |31чел. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема.
Схема родственных связей среди воспитанников:
Эльза У. БулатУ.
Лена Х. Аня Х. Паша Х. Таня Х.
Маша И. Руслан И.
Нина Ш. Саша Ш. Ринат М.
Рината О. Настя А.
Юля С. Катя С.
Серёжа Д. Женя Д. Витя С.
Серёжа О. Валя О.
Артур Г. Таймас Г. Вадим Г.
23чел. из 34 – 67,6% от генеральной выборки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Из опыта методических наработок детского дома г. Кыштыма.
Примерная коррекционная программа для трудновоспитуемых детей и
подростков:
Табл.9
|Исходный уровень | Не готов к учебному процессу, нет |
| |готовности к сотрудничеству в рамках|
| |совместной программы, демонстрация |
| |диссоциального поведения в |
| |педагогических ситуациях: никакого |
| |согласия на предложения педагога, |
| |обход учебных заданий, отказ от |
| |всякого контакта с педагогами, |
| |игнорирование необходимости помогать|
| |окружающим. |
|Требуемое: специальные |Привить готовность к учебе в |
|педагогические ожидания |отдельных групповых мероприятиях; |
| |привить социальную способность к |
| |групповой |
| |Активности в учебно-педагогических |
| |Ситуациях. |
|Просветительная |Фаза подготовки учебы: |
|программа: |Снижение требований к воспитаннику, |
| |пока |
|содержание |они не будут соответствовать его |
| |актуальному уровню; наблюдение за |
| |развитием детских проектов,замыслов,|
| |содействие или подготовка средств |
| |работы и учёбы (планов,домашних |
| |заданий, чертежей, рефератов и т. |
| |п.).Смена педагогической установки с|
| |"ориентированной на преподавание" |
| |на "ориентированную на учащегося", |
| |инициирование и содействие |
| |индивидуальной работе, развитию |
|принцип |интересов. Разрешение воспитаннику |
| |относительно-свободного режима с |
| |условием выполнения определённого |
| |задания в размере необходимого. |
|форма |Постепенность (самые малые шаги), |
| |педагогический ритм, внимание к |
|средства |ручной работе и навыкам |
| |самообслуживания, ориентация на |
|стиль |самодеятельность воспитанника. |
| |Индивидуальная работа с ребёнком (по|
| |возможности и потребности). |
| |Словесная информация, дневник |
| |наблюдений, игры и книги. |
| |Обращён на воспитанника. |
|Воспитательная | Подготовительная групповая |
|программа: |фаза: |
| |Создание товарищеских контактов, |
|содержание |сообщения воспитанников о |
| |собственном опыте и знаниях, |
| |ограничения вульгарного стиля |
| |разговора, специальные формы |
| |поощрения каждого организация |
|специальная форма |свободного времени в «семьях» |
| |организация помощи каждому члену |
| |группы в любое время. |
|способ |Отдельные педагогические |
| |мероприятия, формирование |
|стиль |родственных отношений (см. схему, |
| |прилож1) как внутри детского |
| |коллектива, так и с ориентацией на |
| |периферию, проведение досуга и т.п. |
| |Узнавать, упражняться ,повторять |
| |положительные элементы поведения. |
| |Преимущественно по-товарищески. |
| | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|