Детская психика
статистически значима[pic]и является положительной.
Следующей сравниваемой парой значений станут показатели «Я-концепция» и
«Другие оценивают меня».
Сформулируем гипотезы:
[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его
составляющих «Другие оценивают меня» не отличается от нуля.
[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его
составляющих «Другие оценивают меня» статистически значимо отличается от
нуля.
Алгоритм расчёта аналогичен предыдущему. Все необходимые для вычисления
данные расположены в табл. 3.2 приложения.
В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок.
В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов,
следовательно
а = 2;3;2;2;2;2.
[pic]
В ряду В присутствует 5 групп одинаковых рангов, следовательно, b =
2;2;2;2;4.
[pic]
В данном случае:
[pic]
По специальной табл.(70) определяем критическое значение [pic], при N=27.
[pic] [pic]
[pic] [pic] [pic]отклоняется. Принимается [pic].
Ответ: [pic]отвергается. Принимается [pic]. Корреляция между итоговым
значением «Я-концепция» и одним из его составляющих «Другие оценивают меня»
статистически значима[pic]и является положительной.
Третья сравниваемая пара значений «Я-концепция» и «Рефлексивное Я»
Сформулируем гипотезы:
[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его
составляющих «Рефлексивное Я» не отличается от нуля.
[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его
составляющих «Рефлексивное Я» статистически значимо отличается от нуля.
Алгоритм расчёта аналогичен двум предыдущим. Все необходимые для
вычисления данные расположены в табл. 3.3. приложения.
В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок.
В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов,
следовательно
а = 2;3;2;2;2;2.
[pic]
В ряду В присутствует 6 групп одинаковых рангов, следовательно, b =
2;5;2;4;3;9.
[pic]
В данном случае:
[pic]
По специальной табл.(70) Определяем критическое значение [pic], при N=27.
[pic] [pic]
[pic] [pic] [pic]отклоняется. Принимается [pic].
Ответ: [pic]отвергается. Принимается [pic]. Корреляция между итоговым
значением «Я-концепция» и одним из его составляющих «Рефлексивное Я»
статистически значима[pic]и является положительной.
Последней сравниваемой парой на тесноту связи по [pic] Спирмена стали
показатели «Я-концепция» и «Самооценка».
Сформулируем гипотезы:
[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его
составляющих «Самооценка» не отличается от нуля.
[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его
составляющих «Самооценка» статистически значимо отличается от нуля.
Алгоритм решения аналогичен расположенным выше. Все необходимые для
вычисления данные расположены в табл. 3.4. приложения.
В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок.
В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов,
следовательно
а = 2;3;2;2;2;2.
[pic]
В ряду В присутствует 7 групп одинаковых рангов, следовательно b =
2;2;2;2;2;2;2.
[pic]
В данном случае:
[pic]
По специальной табл.(70) определяем критическое значение [pic], при N=27.
[pic] [pic]
[pic] [pic] [pic]отклоняется. Принимается [pic].
Ответ: [pic] отклоняется. Принимается [pic]. Корреляция между итоговым
значением «Я-концепция» и одним из его составляющих «Самооценка»
статистически значима[pic]и является положительной.
Итоговым выводом из расчёта коэффициента ранговой корреляции [pic]
Спирмена между показателем «Я-концепция» и его составляющими будет
следующее:
1. Во всех четырёх случаях сравнения математическая статистика подтвердила
значимость, тесноту (силу) и направление корреляционной связи между
двумя признаками.
2. - Сильная, или тесная связь выявлена при соотношении «Я-концепции» и
ожидаемой оценкой окружающих «Рефлексивное Я» [pic]
[pic]
-Высокая значимая корреляция, выявлена при соотношении «Я-
концепции» с «Я оцениваю других» и с «Другие оценивают меня» [pic]
[pic] (связь средняя при 0,50< [pic]< 0,69)
[pic]
- Значимая корреляция, выявлена при соотношении «Я-концепции» с
«Самооценкой» [pic]
[pic] (связь умеренная при 0,30< [pic]< 0,49)
Во всех вышеприведённых расчётах выборка детей детского дома школьного
возраста от 7 до 17 лет фигурировала как единое целое. На основании их мы
сделали выводы о закономерностях развития составляющих самосознания.
Однако для того, чтобы выявить особенности становления самосознания (в
его составляющих) пришлось провести дополнительные манипуляции с
эмпирическим материалом.
Исследуемая выборка была разделена:
1. по половому признаку;
2. по возрастному принципу;
3. по принципу семейного комплектования.
По каждому разделению по признакам были высчитаны [pic], четыре
составляющих самосознания и проведена их интеграция в показатель «Я-
концепция» по каждому признаку (см. табл.[pic]приложения1).
Завершающим этапом исследования стало сопоставление показателей «Я-
концепция» по каждому из признаков (половому, возрастному, семейному) со
сводным значением выборки.
Сопоставление показателей проводим по знакомому критерию [pic]Фридмана,
так как он позволяет установить, что величины показателей от условия к
условию изменяются.
Все данные сравниваемых величин приводятся в табл.4 приложения.
Проранжируем значения, полученные по четырём составляющим показателей
«Я-концепция» (половому, возрастному, семейному, сводному) каждым
испытуемым (см. табл.4 приложения1).
Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять – 10.
Определяем расчётную общую сумму рангов:
[pic]
Эмпирическая сумма составляет:
70,5+60,5+83+56=270 ,что совпадает с расчётной величиной.
Сформулируем гипотезы:
[pic]: Различия в величинах «Я-концепции» в зависимости от принципа
составления совокупности являются случайными.
[pic]: Различия в величинах «Я-концепции» в зависимости от принципа
составления совокупности не являются случайными.
Теперь нам нужно определить эмпирическое значение[pic]:
[pic]с = 4
n = 27
[pic]
Для [pic]
[pic] [pic] [pic]
[pic]
9,838 >9,567 Различия достоверны на уровне [pic].
[pic][pic] [pic]отклоняется. Принимается [pic].
Ответ: [pic]отклоняется. Принимается [pic]. Различия в величинах «Я-
концепции» в зависимости от принципа составления совокупности не случайны
(при [pic]).
На основании полученного результата можно сделать следующий вывод, что
принцип семейного комплектования (место постоянного проживания детей) и
принцип половой принадлежности несколько более значимы для детей-сирот, чем
возрастной принцип и общеколлективный (см.табл. 4 приложения)
Данный вывод подтверждается многочисленными фактами, зафиксированными
методом наблюдения.
На этом мы завершаем анализ данных, полученный формализованными
методами и переходим к анализу неформализованных методик. Отнесение в конец
по порядку описания совершенно не означает, что проективные методы вторичны
по смыслу. Именно эти методы несут в себе значительную долю информации,
неподдающейся формализации.
Анализ и интерпретация результатов по тесту «Автопортрет» (выборка 26
чел. из 34):
Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.5) свидетельствует о следующем:
1. Значительная часть ребят (62% от выборки) считают себя в настоящий
момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле (12% считают себя
старше и 26% реально соотносят себя со своим психологическим временем).
Этот факт, сам по себе, свидетельствует об инфантильности воспитанников.
2. Наиболее значимым и комфортным состоянием большинство детей считает свое
прошлое (54% от выборки); для 12% - значимо настоящее и 34% возлагает
надежды на будущее.
3. Для некоторых ребят образ самого себя заряжен отрицательно, они не
принимают и не любят себя (В прошлом – 6 «не-я» из 26 «Я»(23%); в
настоящем – 8 «не-я» из 26 «Я»(31%); в будущем - 8«не-я» из 26 «Я»(31%)).
4. Трое ребят вообще отказались от рисования на заданную тему, мотивируя
отказ неумением. Исследователь предполагает, что дети в данном случае
использовали механизм психологической защиты – избегание, который в свою
очередь свидетельствует об определённых внутриличностных проблемах.
5. Образ Я у детей, воспитывающихся вне семьи, слабо дифференцирован. Об
этом свидетельствуют результаты по данной методике (см табл.5а). Этот
факт неоднократно отмечался и другими исследователями данной проблемы
(59;64).
Анализ и интерпретация результатов по методике исследования детского
самосознания «Поло-возрастная идентификация» Н.Л.Белопольской (выборка 29
чел. из 34):
Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.6) свидетельствует о следующем:
1. У детей-сирот воспитывающихся в условиях детского дома, довольно
адекватно сформирована оценка идентификации своего настоящего, прошлого и
будущего половозрастного статуса. 72% (3/4 выборки) опрошенных вполне
реально соотносят себя со своим жизненным путём.
2. При сопоставлении «Я-настоящего» с «Я-привлекательным» и «Я-
непривлекательным» получилось следующее:
Табл. II.
|№ |Образ |Привлекательный образ |Непривлекательный образ (%)|
| | |(%) | |
|№ 1 |Младенец |39 |3 |
|№ 2 |Дошкольник |3 |0 |
|№ 3 |Школьник |10 |12 |
|№ 4 |Юноша |41 |8 |
|№ 5 |Мужчина |7 |19 |
|№ 6 |Старик |0 |58 |
Примерно равное процентное содержание несут в себе образы «Я-
привлекательное-младенец» и «Я-привлекатальное-юноша» (39%и
41%соответственно). Данная тенденция говорит о том, что данные образы
наиболее значимы для воспитанников детского дома, нежели все другие.
Образ «Я-непривлекательное-старик» несёт в себе наиболее значимую
негативную окраску. Более половины опрошенных (58%) отвергли именно этот
образ. Объяснением этого является страх перед смертью.
3. Более половины опрошенных оценивает свой настоящий (паспортный) возраст
неадекватно: считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они
есть на самом деле 62%; 27% считают себя старше и лишь 11% ребят реально
соотносят себя со своим психологическим временем. Обладая подобными
пропорциями, можно говорить о преобладании инфантильности над стремлением
к взрослению и чувством реальности у воспитанников.
Анализ и интерпретация результатов по методике «Проективный перечень»
(выборка 29 чел. из 34):
Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.7) свидетельствует о
необходимости в дополнительном табличном представлении данных:
Табл. III.
|Категория |Значения и количество |Процентное |
|интерпретации | |содержание |
| | |фактора |
|1.Неодушевлённ|Стол – 7чел. |25% |
|ый предмет | | |
| |Камень – 3 чел. |10% |
| |Нечто деревянное – 4 чел. |14% |
| |Бытовые приборы – 6 чел. |21% |
| |Игрушки – 3 чел. |10% |
| |Канцелярские принадлежности – 3 чел. |10% |
| |Оригинальные ответы (сумка, кольцо, дверь) –|10% |
| |3 чел. | |
|2.Травянистое |Цветок (в общем) – 4 чел.; красный цветок – |17% |
|растение |1 чел. | |
| |Роза – 11 чел.; роза белая – 1 чел.; цветок |45% |
| |розы – 1 чел. | |
| |Ландыш – 2 чел. |7% |
| |Ромашка – 4 чел. |14% |
| |Гвоздика – 2 чел. |7% |
| |Тюльпан, лилия – по 1 (2 чел.) |7% |
| |Оригинальный ответ – крапива – 1 чел. |3% |
|3.Дерево |Берёза – 12 чел. |42% |
| |липа – 3 чел. |10% |
| |дуб – 5 чел. |17% |
| |тополь – 2 чел. |7% |
| |Яблоня, чёрная рябина, клён, черёмуха - по1|17% |
| |(5 чел.) | |
| |Оригинальные ответы: стул, пальма – по 1 (2 |7% |
| |чел.) | |
|4.Музыкальный |Пианино – 10 чел. |35% |
|инструмент | | |
| |Гитара – 9 чел. |31% |
| |Скрипка – 2 чел. |7% |
| |Дудочка – 3 чел. |10% |
| |Магнитофон – 3 чел. |10% |
| |Оригинальные ответы: виолончель, барабан – |7% |
| |по 1 (2 чел.) | |
|5. Сказочный |Русские народные персонажи (Иванушка, |24% |
|персонаж |Большой медведь, Царевна-лебедь, Елена | |
| |прекрасная, Иван царевич, репка, колобок)– | |
| |по 1 (7чел.) | |
| |Авторские сказки (Западные и отечественные | |
| |авторы): | |
| |Золушка – 4 чел. | |
| |Белоснежка – 3 чел. | |
| |Русалка, Гулливер, Буратино, Чиполлино, | |
| |доктор Айболит, гадкий утёнок – по 1 (5чел.)| |
| | |14% |
| | |10% |
| | |17% |
| |Общемировые персонажи (герои мультфильмов и | |
| |кино): | |
| |Волк – 2 чел. | |
| |Джери – 4 чел. | |
| |Чёрт, заяц, Геркулес, Робин Гуд – по 1 (4 | |
| |чел.) | |
| | |7% |
| | |14% |
| | |14% |
|6. Амплуа |Клоун – 15 чел. |52% |
|артиста цирка | | |
| |Акробат – 2 чел. |7% |
| |Гимнастка – 3 чел. |10% |
| |Фокусник – 3 чел. |10% |
| |Обезьяна – 2 чел. |7% |
| |Дрессировщик, слон – по 1 (2 чел.) |7% |
| |Оригинальные ответы: петрушка, жонглёр – по |7% |
| |1 (2 чел.) | |
Из сгруппированных данных представленных в табл.III. мы видим, что в
проекциях детей на самого себя можно выделить несколько значений, которые
свойственны значительному числу ребят.
1. При представлении себя травянистым растением 97% детей ассоциируют
себя с цветами (из них 45% роз). Этот фактор свидетельствуют о
значимой потребности в уходе, внимании и заботе, которой детям-
сиротам не достаёт.
2. При представлении себя деревом основным персонажем проекций стала
берёза (42%). Этот фактор можно интерпретировать как национальный,
архетипический (общеизвестна любовь русского человека к березе).
3. При представлении себя музыкальным инструментом значительные баллы
получили – пианино (35%) и гитара (31%). Причем младшие по возрасту
предпочли фортепиано, а более старшие с гитарой. Вернее всего - это
свидетельство возрастных предпочтений.
4. При представлении себя сказочными персонажами значительной
дифференциации выявлено не было. Проявляется лишь тенденция засилья
западных образцов культуры по отношению к отечественным. По мнению
автора исследования, это плачевно.
5. При представлении себя артистом цирка проекции на образ клоуна
превысили половину выборки (52%).Это говорит о значимости
качественных положительных эмоций, которые несёт в себе образ
клоуна, а также о «недоигранности» этих детей.
Анализ и интерпретация результатов по анкете «Мнение о себе» (выборка
25 чел. из 34):
Анализ «сырых» эмпирических данных (см. анкета приложение1 .)
свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении
данных:
Табл.IV.
|Вопрос анкеты |Обощение данных по значимому признаку |Процентное |
| | |содержание |
| | |фактора |
|1.Что хорошего |А) Ответы, связанные с тяжелым анамнезом. |54% |
|было у меня в |Прошлое в них либо идеализируется, либо | |
|прошлом |отвергается. | |
| |Б) Отрицательные ответы. Свидетельство |27% |
| |работы защитных механизмов личности. | |
| |В)Функциональные ответы, связанные с |19% |
| |радостями настоящего. | |
|2.Мои приятные |А) Ответы, связанные с анамнезом, с |32% |
|воспоминания |семьёй, с маленькими детскими радостями. | |
| |Б) Приятные ощущения от прибывании в |41% |
| |детском доме | |
| |В) Просто положительные эмоции |14% |
| |Г) Отрицательные ответы |13% |
|3. Моё самое |А) Ответы связанные с анамнезом прямо |17% |
|тяжелое | | |
|воспоминание о | | |
|прошлом | | |
| |Б) Ответы косвенно связанные с анамнезом: | |
| |- физические наказания, травмы, страх |14% |
| |- голод |10% |
| |В) Боязнь лечения, больницы |18% |
| |Г) Падения вниз |14% |
| |Д) Отрицательные ответы |27% |
|4. Чего я боюсь в|А) Страх, боязнь; психическая или |27% |
|будущем |физическая травмы | |
| |Б) Страх гибели,смерти,войны |36% |
| |В) Страх приобщения к пагубным пристастиям|10% |
| |Г) Негативная жизненная перспектива |14% |
| |Д) Отрицательные ответы |13% |
Представленный материал ответов на вопросы, отражающие рефлексию на
события собственной жизни, является типичным для самосознания личности
детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В подавляющем числе
случаев мы убеждаемся с тяжёлом анамнезе: опрашиваемые указывают на
психические травмы, связанные со стрессовыми ситуациями семейных
конфликтов. Эти травмирующие факторы сохраняют свое воздействие в настоящем
и проецируются в будущее. У большинства обследуемых (независимо от
возраста) сохраняются тревога, неуверенность в своих собственных силах и в
своей ценности. В силу этих обстоятельств мы наблюдаем заниженную
самооценку и низкие (по сравнению со сверстниками из благополучной и
полноценной семьи) притязания на признание.
Для диагностики и коррекционной работы следует опираться на позитивный
багаж истории и перспектив личности: хорошие воспоминания, надежды и
радость сегодняшнего дня, ожидание счастливого будущего,—то звено
самосознания личности, которое поможет коррекционной работе с малым
ребенком, подростком или молодым человеком. Негативные прошлое и настоящее
должны быть сняты в процессе коррекционной работы как определяющие
дальнейшую жизнь доминанта и фатальная неизбежность.
Рекомендации для психологов, педагогов и воспитателей по психокоррекции
детей, воспитывающихся вне семьи.
Эмпирические исследования психологических особенностей самосознания
детей-сирот были предназначены, прежде всего, для создания коррекционных
программ, способствующих оптимальному становлению и развитию личности
ребёнка, воспитывающегося вне семьи, а также для помощи педагогическим
работникам.
Психокоррекция является основной и ведущей формой психопрофилактики в
отношении детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного
типа.
Коррекция поведения и общения с помощью психологических приемов и
методов воздействия, занимая промежуточное место между клинической
психотерапией и индивидуализированным воспитанием показана всем детям, в
психическом развитии которых отмечаются те или иные отклонения.
Психологи выделяют в качестве основных следующие направления коррекции
социальной дезадаптации личности в детском возрасте:
1. Формирование навыков общения;
2. Гармонизация отношений ребенка в «семье» (месте постоянного проживания)
и со сверстниками;
3.Коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению,
либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно
на процесс общения;
4 .Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.
Исходя из выше сказанного, приоритетными, на наш взгляд являются
следующие задачи педагогической психокоррекции:
1. Глубокое и всестороннее психолого-педагогическое изучение личности
ребёнка, воспитывающегося в условиях детского дома, особенностей его
эмоционального реагирования, социальной зрелости, структуры и особенностей
функционирования системы отношений, актуальных отклонений в нервно-
психической сфере;
2. Коррекция среды, т.е. исправление неадекватных методов воспитания
(непоследовательных, противоречивых, не учитывающих индивидуальных
особенностей ребенка) и отрицательных воздействий социальной среды,
неадекватной физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки,
ликвидация факторов, приводящих к педагогической запущенности и накоплению
опыта неадекватного поведения;
3. Индивидуальная психотерапия и психокоррекция детей и подростков с
девиантным поведением, осуществляемые совместно педиатром, детским
психиатром и психологом, направленные на разрешение внутри- и межличностных
конфликтов, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на
повышение социального статуса в коллективе и собственной микрогруппе-
«семье», на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на
обогащения арсенала средств общения (в том числе невербального),
обеспечивающих лучшее взаимопонимание ребенка и окружающих его людей;
4. Преодоление педагогической запущенности, воспитание высших эмоций и
социальных потребностей (познавательных, трудовых, этических,
эстетических), совершенствование способов психической саморегуляции,
стимуляции созревания и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой
сфер, уровней самосознания и деятельности, соответствующих зоне ближайшего
развития;
5.Терапия средой за счет создания в детском коллективе атмосферы принятия,
доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической
защищенности, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию
личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания. Одна из
эффективных форм реализация этой задачи - проведение групповых
психокоррекционных занятий совместно с детьми и их
педагогами(воспитателями);
6.Психокоррекционная помощь самим педагогам в снятии эмоционального
стресса, связанного со спецификой их профессиональной деятельности,
внедрение психокоррекционных принципов и приёмов в работу каждого педагога.
Повышение квалификации педагогов в области сравнительно-возрастной и
социальной психологии и обучение их (в перспективе) специальным
психокоррекционным методикам;
7. Составление рекомендаций для воспитателей по индивидуализации
общепедагогического подхода к детям и подросткам с девиантным поведением.
Таким образом, психокоррекция детей и подростков выступает в своих
психотерапевтическом, психопрофилактическом и общевоспитательном аспектах.
Проведённое исследование некоторых аспектов становления самосознания
органично вплетается в структуру коррекционных мероприятий, направленных на
обучение и развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Решение всего спектра
психокоррекционных задач может быть обеспечено совместными усилиями
педагогов, воспитателей, психологов и врачей (прежде всего педиатров,
детско-подростковых психиатров и психотерапевтов).
Общие выводы.
1. Становление самосознания у детей, воспитывающихся вне семьи проходит в
своём развитии некоторые стадии не свойственные домашнему ребёнку:
А) Факторы сенсорной и социальной депривации;
Б) Фактор раннего разрыва с семьёй (нуклеарной группой);
В) Фактор воспитания в учреждении интернатного типа.
2. Особенности становления самосознания формирует «среда обитания»
(условия проживания в детском доме).
3. Эмпирические исследования показали, что:
А) Различия в показателях составляющих самооценки (методика Дембо-
Рубинштейн) ребёнка-сироты, являются случайными (недифференцированными).
Поэтому мы считаем самооценку целостной (нераздробленной).
Б) Интегрирующая составляющая самосознания – «Я-концепция» в первую
очередь зависит от ожидаемой оценки окружающих («Рефлексивное Я»), затем
от их реальной оценки («Другие оценивают меня») и собственной оценки других
(«Я оцениваю других») - (методика референтометрия) и лишь в заключение от
самооценки.
В) Связь между перечисленными составляющими самосознания (см. пункт Б)
статистически значима и является положительной.
Г) Принцип семейного комплектования (место постоянного проживания) и
принцип половой принадлежности несколько значимее для детей-сирот, чем
возрастной принцип и общеколлективный (детдомовский).
Д) Анализ проективных методов выявил адекватную поло-возрастную
идентификацию, некоторую инфантильность и особую значимость тяжёлого
анамнеза. Составляющие «Я образа» фактически недифференцированы.
4. Комплекс индивидуально-личностных особенностей детей-сирот, с одной
стороны, и фактор проживания в условиях детского дома с другой, на наш
взгляд, способствует развитию особого социального типа личности.
5. Исходя из данных особенностей становления самосознания у детей-сирот,
возможна выработка практических рекомендаций (коррекционных программ)
индивидуального и группового характера.
Заключение.
Анализ эмпирических данных благодаря которым мы выявили некоторые
особенности становления самосознания у детей-сирот приводит к очень простой
мысли, что критическим фактором, определяющим особенности психического
развития детей в детском доме, трудности их обучения и воспитания, является
отсутствие положительного влияния семьи. Сам по себе этот факт очевиден и
звучит как трюизм, но обойти или отмахнуться от него просто невозможно.
Дети, воспитывающиеся вне семьи – явление хоть и позорное для общества,
аномальное по сути, но всё же - это факт социальной действительности,
оформившийся в отдельный институт.
Дети, выходящие из стен детских домов, естественно, отличаются от
домашних. Они не хуже и не лучше последних, они просто другие: с иным
складом личности, сознания и самосознания.
В данной работе мы попытались отразить некоторые особенности
становления самосознания детей-сирот и влияния на них среды обитания.
Конечно, исследование осветило лишь отдельный, частный факт из числа
множества подобных, но всё-таки как нам кажется результаты, полученные в
ходе проведённой работы, довольно значимы как для самих детей, так и для
людей их окружающих.
Воспитание в условиях детского дома формирует особый социальный тип
личности, которая несёт на себе этот особенный своеобразный отпечаток всю
последующую жизнь. И очень важно, смогли ли окружающие, воспитывающие
сироту, люди помочь ему осознанно встать на свой жизненный путь.
Список литературы:
1.Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. Под ред. Р.Р. и С.А.
Римских., М.,1997.
2.Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. —
Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948.
3.Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей. Дошкольное воспитание,
1953, № 2.
4.Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1—4 классов
учебной деятельности. — Вопр. психлогии. 1968, № 3.
5.Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых
форм девиантного поведения. — В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов
Всесоюзной конференции. М.,1981.
5а.Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования
детского самосознания., М.,1995.
6.Бехтерев В. М. Сознание и его границы. 1888.
7.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
8.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе - Вопросы
психологии.—1979.—№ 2, 4.
9.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
10.Боришевский М. И. Влияния позиции подростка на саморегуляцию поведения.-
Вопр.психологии , 1972,№ 5.
11.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
12.Валлон А. Истоки характера у детей (Часть3.Самосознание.) – Вопр.
психологии,1990,№6,с.121-133.
13.Воловик В. М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для
реабилитации больных. — В кн.: Клинические и организационные основы
реабилитации психических больных. Под ред. М. М. Кабанова, К. Вайзе.
М.,1980.
14.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
15.Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. — В кн.:
Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.
М., 1982.
16.Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр.
сочинений.
Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5—328.
17.Выготский Л. С. Конкретная психология человека - Вестник МГУ. Сер. 14.
Психология. № 1. С. 52—65.
18.Выготский Л. С. Кризис семи лет. Собр. сочинений. Т. 4. М.: Педагогика,
1984. С. 376—385.
19.Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического
исследования. Собр. сочинений. Т. 1. М.: Педагогика. 1982. С. 43—62.
20.Выготский Д. С. Младенческий возраст. Собр. сочинений. Т. 4. М.:
Педагогика, 1984. С. 269—317.
21.Выготский Д. С. Мышление и речь. Собр. сочинений. Т. 2. М.: Педагогика,
1982.С. 5— 361.
22.Выготский Л. С. О психологических системах. Собр. сочинений. Т. 1. М.:
Педагогика,
1982. С. 109—131.
23.Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. сочинений. Т. 4. М.:
Педагогика, 1984. С. 5—242.
24.Выготский Л. С. Раннее детство. Собрание сочинений. Т. 4. М.:
Педагогика, 1984. С. 340—367.
25.Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр.
сочинений.
Т. 1.,М.: Педагогика. С. 78—98.
26.Герцен А. И. Былое и думы. Л., 1978.
27.Гордеева О.В. Представления Л.С.Выготского о самосознании и марксизм. –
Психол. журн.,1996,т.17,№5,с.31-41.
28.Грибанова Г.В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в
раннем возрасте. – Дефектология ,1994, №3, с.10-16.
29.Джемс У. Психология. Спб., 1906.
30.Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
31.Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в
семье и вне семьи - Возрастные особенности психического развития
детей.,М.,1982.
32.Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического
развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи - Вопросы психологии.,
1985,№4.
33.Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., l982.
34.3axаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли
родителей. -Вопр. психологии, 1982,№ 1.
35.Информационный бюллетень по реализации региональной программы «Дети-
сироты»,Челябинск,1996.
36.Информационный бюллетень (№2) о ходе реализации целевой программы «Дети-
сироты» (Региональная программа «Дети ЮжногоУрала»,Челябинск,1997.
37.Кон И. С. Категория «Я» в психологии. — Психол. журн.,1981, т. 2, №
3,с.25-37.
38.Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
39.Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения., М,Воронеж,1997.
40.Кричевский P. Л., Дубовская Е..М. О функции и механизме идентификации во
внутригрупповом межличностном общении. — В кн.:Психология межличностного
познания. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.
41.Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском
возрасте.—Прага, 1984.
42.Левин К.. Дембо Т„ Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний. — В кн.:
Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея,
М.,1982.
43.Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
44.Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|