Рефераты

Клиническая психология

фактором нарушения саморегуляции является установка на самоограничение. Это

выр-ся в направленности на ограничение контактов и сфер д-сти, предпочтение

действовать сложившимися, легко актуализирующимися способами. Избегание

трудностей и интеллектуального напряжения. Наибольшая выраженность

нарушения – или буквально следовать заданной цели, или переходить к

произвольному целеобразованию.

При шизофрении – снижена побудительная д-сть целей, при эпилепсии – нарушен

регулятивный аспект целеобразования. Эти нарушения носят динамический х-р и

зависят от общей иерархии целей, стоящих перед испытуемым.

6. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии: первичные,

вторичные, третичные нарушения.

Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание,

характеризующееся наличием эпизодически возникающих расстройств в

сознании, настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к

постепенному изменению личности и своеобразному снижению интеллекта.

На отдаленных этапах болезни могут возникать острые и затяжные

психозы. По статистике, распространенность эпилепсии среди населения

менее 1%, причём более половины людей заболевают в возрасте ещё до

15 лет.

Характерный признак эпилепсии – внезапный судорожный припадок. Во время

припадка эпилептик теряет сознание, падает, у него начинаются судороги,

зрачки глаз не реагируют на свет. Длительность припадка – 3-4 минуты.

Частота припадков может быть разная: от ежедневных до одного - двух раз в

год. Бывают и припадки, не сопровождающиеся судорогами, но кратковременной

потерей сознания или его сумеречным состоянием.

С точки зрения патопсихологии, отмечаемые изменения личности по

эпилептическому типу – это тугоподвижность, замедленность всех психических

процессов, склонность к застреванию на деталях, обстоятельность мышления,

невозможность отличить главное от второстепенного, дисфории (то есть

приступы расстройств настроения, обычно это сочетание злобности и

тоскливости).

Результатами болезни являются трудности с использованием нового опыта,

слабость комбинаторных способностей, ухудшение воспроизведения прошлого

опыта. Больные долго помнят обиду, мстят за нее. Отмечается карикатурный

педантизм в быту. Существенной чертой эпилептиков является инфантилизм,

выражающийся в незрелости суждений и др. Лицо этих больных малоподвижно,

маловыразительно, мимические реакции бедны, у них наблюдается скупая

сдержанность в жестикуляции.

1. Нарушение динамики психич. Д-сти

2. Снижение уровня познания

3. Нарушение личности.

1) Нар-я динамики (работоспособности): замедленность во всех процессах.

Очень замедленная реакция при ассоциациях, латентные паузы… инертность

проявляется в появлении повторов при выполнении задания на ассоциации.

Детализированность обстоятельность психич-й д-сти. Не истощаются,

практически не устают. В экспер-те на присыщаемость – нет новыъ мотивов в

силу не присыщаемости д-стю. Поэтому им рекомендуются виды д-сти, связанные

с точностью и аккуратностью .

2). Нарушение памяти: резко снижена способность запоминания (воспр 4-6

слов). По мет-ке пиктограмм – не точно воспроизводит словосочетания. Ракурс

активности смещается с запоминания на рисование.

Наруш-е мышл-я: в первую очередь снижение Ур-ня обобщения. Вычленение

признака предметов, по которым они класиф-ся не возможно. Руководствуются

только ситуативными признаками или личными вкусами. Понимание смысла

пословиц и поговорок тоже снижено. Наблюдаются: амнестические западения

(забывание названия предм-ов), темп замедлен, в речи – обилие уменьшительно-

ласкательных суффиксов. Мыш-е эпилептиков очень обстоятельно, часто

наблюдается резонерство, (обнаруживает, что несостоятелен и компенсирует

этим свои возможности – поучения о том, как надо).

Нар-я внимания: сужение объема внимания. Это отражается на трудностях

усвоения инструкции.

3). Нар-я личности: особенности личности компенсаторные. Ласковый, нежный,

вежливый подчеркнуто, мстительный, злопамятный, высокий ур-нь эгоцентризма,

педантизм, льстивы, слащавы. Есть базовые особенности ко-е опира-ся на

наруш-я мозга – дисфория. Дети – аутсайдеры – от них отворачиваются. Не

могут усваивать всю программу и берут качеством – аккуратностью,

тщательностью. Это попытка корректировать совю д-сть.

Рано или поздно наступающие слабоумие, сужение перспективы жизни: не

планируют , а живут от припадка до прикадка. Они инфантильны в силу

ограниченности в действиях со стороны родителей и близких. Инвализируется

личность в целом, они симбиотичны со своими родителями. Чем ранее

заболевает р-к, тем ^симптомов заб-я. тем тяжелее протекание. Помощь

психотерапевта – на Ур-не диагностики.

7. Сравнительная характеристика познавательной деятельности больных

шизофренией и эпилепсией.

8. Нарушение эмоционально - личностной сферы в структуре синдромов

шизофрении, эпилепсии, МДП (маниакально депрессивный психоз).

Краткая характеристика.

Шизофрения: Эмоционально-личностная сфера – изначально дети

гиперчувствительны. Аутизация – единственное спасение от мира. Утрата

аппетита, отстраненное отношение к тому, как я выгляжу, к правилам личной

гигиены. Аутиз-я – изоляция от мира от того, что со мной делается «тело –

это не я» слабость нервной системы – не плачут, а хнычут, не протестуют, а

уходят от мира, она себя изолируют от факторов раздражения.

Стресс – манифестация Ш – это пубертатный период (16-18) самый сложный

возраст.

Эпилепсия: Нар-я личности: особенности личности компенсаторные. Ласковый,

нежный, вежливый подчеркнуто, мстительный, злопамятный, высокий ур-нь

эгоцентризма, педантизм, льстивы, слащавы. Есть базовые особенности ко-е

опира-ся на наруш-я мозга – дисфория. Дети – аутсайдеры – от них

отворачиваются. Не могут усваивать всю программу и берут качеством –

аккуратностью, тщательностью. Это попытка корректировать свою д-сть.

Рано или поздно наступающие слабоумие, сужение перспективы жизни: не

планируют , а живут от припадка до припадка. Они инфантильны в силу

ограниченности в действиях со стороны родителей и близких. Инвализируется

личность в целом, они симбиотичны со своими родителями. Чем ранее

заболевает р-к, тем ^симптомов заб-я. тем тяжелее протекание. Помощь

психотерапевта – на Ур-не диагностики.

МДП: 1. Стадия депрессии: утрата аппетита, большая сонливость, отсутствие

интереса к обычным делам, апатия, печаль, тоска, пренебрежение личной

гигиеной. Душевная боль – боль в груди. Равнодушны к близким и испытывают

угрызения совести от этого. «Психическая анестезия» во всем. Чувство вины,

ощущение собственной плохости, никчемности и т.д.

2. Маниакальная стадия: противоположное состояние – высокая энергетика,

^потребность в еде, vв сне (могут не спать несколько ночей подряд). Траты

больших сумм денег, принятие на себя больших ответственностей, объема

работы. Чувствует свою грандиозность, всемогущество. Ускорение речи,

многословность, мысль опережает речь. Объект внимания рассеян – сразу все.

Пересмотр всей своей д-сти. Бывает карикатурность: немыслимые наряды, б-е к-

во косметики… Повышенный интерес к сексуальной тематики, объектом их

вожделения м.б.и врач. Могут иметь обилие секс-ых связей. При маниях м.б.

взрывы негативных аффектов, м.б. опасны в гневных вспышках. Делают вещи, к-

е не сделали бы в твердой памяти.

9. Понятие «пограничное личностное расстройство». Этиология, генез.

Защитные механизмы.

См. в 36, 37

10. Понятие невроза. Виды неврозов. Проблемы и подходы в изучении

невротических расстройств.

Невроз- (от греч. neuron жила, волокно, нерв + суффикс оз, означающий

"болезнь") - обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное

воздействием психотравмирующих факторов и протекающее с осознанием больным

факта своего заболевания и без нарушений отражения реального мира.

Невроз (в его классическом понимании) - это нервно-психическое

расстройство, вызванное психотравмирующими обстоятельствами, связанными с

нарушением важных для человека взаимоотношений с его окружением. Понятие

"невроз" не применяется в современной международной классификации болезней

(МКБ-10). Сегодня оно указывает на уровень расстройств, включенных в эту

группу. В нее объединены заболевания разной природы, с разными симптомами.

Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его

характер и форма зависят от многих причин. С одной стороны, формирование

невроза зависит от индивидуальных особенностей человека, его

наследственности, возможности приспособиться к внешним условиям, уровня

образования, профессиональной принадлежности, уровня культуры, ранее

перенесенных заболеваний. С другой стороны - от характера психической

травмы, которая может быть как одномоментной (например, внезапная смерть

близкого человека), так и выражаться длительной ситуацией (конфликтная

обстановка на работе или в семье). В первую очередь необходимо отметить,

что это обратимые расстройства, они не связаны с выраженными психическими

нарушениями - психозами и нарушениями нервной системы или внутренних

органов. Хотя внешние проявления неврозов и напоминают признаки различных

заболеваний, да и длятся неврозы часто годами.

Происхождение. Согласно традиционной психотерапевтической точке зрения,

идущей от работ Фрейда, неврозы (или психоневрозы) порождаются

неосознаваемыми внутренними конфликтами. Это могут быть конфликты между

двумя противоборствующими желаниями или между желаниями и общественными

нормами поведения. Люди, не способные разрешить эти конфликты внутри себя,

подавляют их, вытесняя из сферы сознания. В результате конфликты как бы

«забываются». Но «забытое», состоящее из вытесненных психических процессов,

болезненных и неприятных воспоминаний, сохраняет свой динамический

потенциал и характер. Вытесненный в глубинные, неосознаваемые слои психики

конфликт не затухает, он активно влияет «изнутри» на мышление, чувства и

поведение человека. Термин «невроз» иногда используют для обозначения этого

невротического процесса как психологического механизма, вызывающего

соответствующие симптомы.

Ряд психиатров оспаривает фрейдистскую концепцию неврозов, пытаясь

доказать, что истоки невроза – поведенческие, сродни дурной привычке,

которую можно преодолеть, прибегнув к методам поведенческой терапии.

Предпринимаются и попытки объяснить развитие неврозов в терминах

когнитивных (т.е. основанных на психологии познавательных процессов) или

биологических моделей, а также моделей социального научения.

Самый важный симптом невроза – тревога. Тревога – состояние хронического

страха, предчувствий страшного несчастья, наполняющих жизнь больных.

Приступы острой тревоги могут возникать внезапно и бывают столь интенсивны,

что сопровождаются сильнейшей паникой и ощущением ужаса.

Специалисты обычно выделяют три основные формы неврозов: неврастению,

истерический невроз и невроз навязчивых состояний. По международной

классификации выделяются невротическая депрессия, фобический и

ипохондрический неврозы, невроз страха и другие, обычно связанные с

фобиями.

Неврастения выражается в состоянии повышенной возбудимости и

раздражительности при быстрой истощаемости и утомляемости. На начальном

этапе неврастении человек становится раздражительным, плохо переносит

эмоциональные и физические нагрузки: появляется плаксивость и обидчивость,

недовольство собой; при попытке заставить себя что-то делать появляется

масса жалоб на плохое самочувствие, разбитость, слабость. Больные плохо

переносят яркий свет, резкий шум, громкую речь, перепады температуры.

Умственная деятельность затрудняется постоянной головной болью, пульсацией

или шумом в голове, из-за чего невозможно сосредоточить внимание. Обычно

наблюдается учащенное сердцебиение, повышенная потливость, нарушается сон:

днем - сонливость, а ночью - бессонница. Чаще всего больные начинают

обращать внимание на деятельность своих органов (как бьется сердце,

работает желудок, дышат легкие) и на неприятные ощущения, с тревогой думая

об опасных болезнях.

В большинстве случаев неврастения заканчивается благоприятным исходом.

Иногда достаточно разрешить ситуацию, вызвавшую эмоциональное напряжение, и

предоставить больному хороший отдых, и больной быстро выздоравливает. В

редких случаях требуется довольно длительное лечение.

Истерический невроз проявляется функциональными соматическими,

неврологическими и психическими нарушениями.

Эти расстройства возникают в связи с самовнушением больного, поэтому

симптомы истерии могут напоминать проявления самых различных болезней

(истерию называют еще "великой симулянткой").

Наиболее яркими симптомами являются истерические судороги, которые, к

счастью, встречаются довольно редко. Могут также появляться припадки в виде

различных кризов (гипертонических, сердечных), приступов удушья, дрожи в

теле, длительных рыданий, которые возникают на публике и в таком месте, где

больной не может нанести себе повреждения (больной не падает где попало, а

выбирает предварительно место, чтобы не удариться). Больные всегда

подчеркивают тяжесть своего заболевания, говорят о страшных страданиях,

невыносимых болях, неповторимых и неописуемых симптомах. Как правило, они

не тяготятся своим "тяжелым" состоянием. Наоборот, болезнь является

защитной реакцией на конфликтную ситуацию: "Меня нельзя уволить с работы,

так как я тяжело болею". Истерические расстройства могут быть

кратковременными или длительными, иногда принимают волнообразный характер с

частыми обострениями.

При неврозе навязчивых состояний непроизвольно возникают страхи, мысли,

движения, воспринимаемые больными как болезненные, с которыми они пытаются

бороться, но избавиться не могут. Наиболее часто встречаются навязчивые

страхи - фобии. Под влиянием психической травмы возникает сначала

вегетативная реакция в виде неприятных ощущений в сердце, животе,

сопровождающихся чувством сильной тревоги.

Если человеку, например, стало плохо в метро, то при повторении такой

ситуации формируется страх, который постоянно преследует больного, особенно

сильно проявляясь именно в метро. Таким образом может возникнуть навязчивый

страх смерти, страх заболеть тяжелыми болезнями (инфаркт миокарда, рак,

сифилис, СПИД). Эти больные предпринимают специальные меры

предосторожности: избегают метро и другие виды транспорта. Страхи могут

касаться также и высоты, темноты, закрытых и открытых пространств. Может

появиться страх переходить улицу, боязнь эскалатора, острых предметов.

Нередко возникают навязчивые влечения: желание сделать недозволенное,

противоречащее воспитанию и общественному порядку.

Невроз навязчивых состояний, в отличие от других неврозов, характеризуется

затяжным течением, особенно у лиц, склонных к тревожности, мнительности,

нерешительности, застенчивости.

Депрессивный невроз (депрессия) - состояние, при котором пониженное

настроение сочетается с функциональными нарушениями. Депрессия чаще всего

возникает у лиц прямолинейных, бескомпромиссных, с обостренным чувством

долга. Это состояние сопровождается повышенной плаксивостью. При появлении

депрессии люди по утрам просыпаются с трудом, в состоянии вялости и

разбитости. Такие люди могут трезво смотреть на прошлое, а также достаточно

оптимистично думают о будущем. В отличие от других видов депрессии

подавленное состояние не влечет за собой снижения активности или инициативы

и уж тем более мыслей о самоубийстве. Возможным исходом является лишь

плохое настроение или полный уход в работу, учебу.

Ипохондрический невроз выражается в необоснованно повышенном внимании к

своему здоровью и убежденности в наличии неизлечимой болезни. Эта форма

обычно рождается из других неврозов, чаще всего из различных фобий. У таких

больных иногда выделяются определенные функциональные нарушения, но они не

соответствуют тяжести предполагаемой болезни. Мысли о болезни становятся

основными, а хождение по больницам - способом существования.

Другие подходы к изучению невротич-х растройств.

Зигмунд Фрейд за свою длительную практику выявил достаточно много видов

неврозов, вот самые известные среди них:

Самым коварным и слабо поддающимся лечению неврозом был назван

“Нарциссизм”. “Нарциссизм” – это любовь к себе и это нормально в

определённой мере. Скорее это просто необходимо, если у личности не

присутствует доля самолюбия, то, по сути дела, нет и личности. Боле того,

опираясь на “Нормальный нарциссизм”, Фрейд вводит такое понятие, как “Эго-

идеал”, т.е. любовь человека к себе такому, каким он хотел бы быть,

следовательно, формирует цель, к которой стремиться личность. Но всякое

хорошее, если его слишком много, может обратиться в отрицательное. Если

Либидо сильно увлекается любовью к себе, то отвращается от мира и

направляется на самого себя, и это приводит к психозам, таким, как:

шизофрения, глубокая депрессия, паранойяльные галлюцинации, мания величия и

д.р. – всё это нарцисстические психотические образования. Лечить данные

психозы трудно даже при современном развитии психоанализа.

"Меланхолия" является одним из страшных неврозов, означает постоянное

чувство вины. Но это чувство “в нормальном соотношении” не является

чрезмерным и не гнетёт его постоянно, что происходит у невротиков,

страдающих меланхолией. Потеря близкого, вследствие чего часто возникают

подобные неврозы, где сознательное горе, в бессознательном базируется на

чувстве ненависти, так как ненависть в сознание не может быть принята, то

бессознательное, не имея выхода, направляет ненависть на самого себя.

Бессознательные эмоции выходят в сознательное в искажённом виде, поэтому

чувство ненависти трансформируется в чувство вины, отчего человек впадает в

депрессию и в наказание самому себе начинает вести свою жизнь как умерший

или же выполнять все его прихоти, которые он требовал при жизни.

Гуманистическая психология. Идеи Адлера о важности социального контекста

увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных

прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения

личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно культура

ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр

Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение

в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что

человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и

которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности

самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в

выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия

становления личности.

Подход поведенческой терапии.

Поведенческая терапия /behavior therapy/ (от греч. theraрeia – лечение) —

поведенческая терапия, будучи видом специфического научения, опирается на

принципы классического и оперантного обусловливания, при учете данных

социальной психологии и психологии развития. В дальнейшем принципы

поведенческой терапии разрабатывались Х. Айзенком, Дж. Вольпе, А. Бандурой

и др.

Невротическое поведение рассматривает как выученное поведение.

Невротическое поведение является псевдоадаптивным.

В качестве причин невротического поведения рассматриваются симптомы как

проявления бессознательных комплексов — симптомы трактуются как

неадаптивные условные реакции.

Механизмом развития симптома выступает вытеснение — симптом основан на

неправильном научении. Вариативность симптоматики связана с символикой

вытеснения — связана с индивидуальным особенностями обусловливания,

вегетативной лабильности, а также случайными условиями окружающей среды.

Центральным элементом исцеления выступает толкование (симптомов, снов,

действий) — толкование не существенно, если оно само не выступает как

невротическое действие пациента.

Считается, что исцеление симптома ведет к образованию новых — исцеление

симптома ведет к существенным улучшениям, т.к. на этой основе происходит

также угашение вегетативных и двигательных рефлексов.

Для успешного психотерапевтического процесса важен „перенос“ — связи с

личностью терапевта могут выступать дополнительным благоприятным фактором,

но они не являются принципиальными.

Лечение. Пациентами с эмоциональными нарушениями и личностными проблемами,

а также с другими невротическими расстройствами нередко помогает

психотерапия (психологическое лечение). Ее цель – сделать эмоционально

неуравновешенного человека более счастливой, зрелой и стабильной личностью.

Наиболее интенсивная форма психотерапии – психоанализ, использующий такие

специальные приемы, как метод свободных ассоциаций, анализ сновидений,

интерпретация фантазий и т.п.

Другой психотерапевтический подход – групповая терапия. Пациентов

объединяют в небольшие терапевтические группы, лидирующую роль в которых

играет психотерапевт. Между терапевтом и группой, а также между отдельными

членами группы быстро возникают динамические взаимоотношения. Различные

психодинамические факторы (идентификация, сопротивление, враждебность,

соперничество, механизмы избегания) выходят в процессе взаимодействия на

поверхность и могут быть выявлены, объяснены и в конце концов преодолены.

Относительно недавно разработанный метод лечения – поведенческая терапия,

основанная на выработке определенных условных рефлексов; ее успех часто

зависит от способности больного достигать полной физической релаксации

(расслабления). Для устранения нежелательных действий или привычек

поведенческая терапия иногда использует негативные санкции (например,

электрошок).

11. Виды психосоматических явлений. Классификация психосоматических

расстройств.

Содержание психосоматического подхода заключается в привлечении психолог.

данных для лучшего понимания физ. симптомов и патофизиоолг. проц., для

лучшего понимания и лечения психич. р-в. Психосоматозы - влияние псих.

факторов на формирование телесных изменений. Проблема соотношения

биологического и психического. Группы риска б-ных, у кот. под влиянием

экстремальных обстоятельств могут возникнуть сомат. расстройства (профили

личности). К психосоматозам относят серд-сосудистые, язвы, нейродермит,

ятрогении, аллергии, бронхиальную астму... Так например, при стрессе

наблюдается двойной аффект - это переживание приводит к переживанию, кот.

попадая на телесный орган (через него выходит наружу (соматические и

вегетативные реакции). Помимо сомат. забол., возник. под влиянием ( фактора

могут возникать функциональные расстройства (потливость, рвота,

импотенция). К психосоматическим р-вам относят также и травмы -

наклонности, ожирение (как зашита от например замужества), патологические

зависимости.

Основная психологическая проблема в клинике соматических заболеваний -

связь души и тела, психики и сомы. Сам факт связи несомненен (психические

состояния сказываются на здоровье, и наоборот), а вот механизм непонятен.

Эта проблема разрабатывается в двух аспектах, первый - влияние

психологического на соматическое. Одна из возможных гипотез - что эту

связь, психологическое воздействие на соматические функции, опосредует

эмоционально-мотивационная сфера, лимбико-таламический блок. Исследования в

этой области, в основном, касаются психосоматических болезней.

Психосоматические болезни - это мультифакториальные заболевания, в

этиологии и развитии которых существенную роль играют психические факторы.

В число психосоматический заболеваний входят:

- патологии ССС (гипертония, атеросклероз, стенокардия, ишемическая болезнь

сердца, инфаркт миокарда, инсульт ГМ)

- бронхиальная астма

- язва желудка и двенадцатиперстной кишки

- нейродермиты

Возможные “вклады” психических факторов в болезненное состояние:

1) существуют некоторые особенности психического склада личности,

повышающие риск заболеваемости, - акцентуации, психопатии - повышенный риск

невротических расстройств и т.д.

2) усиливающее влияние стрессовых психологических факторов на уже

развивающуюся болезнь.

Другая сторона этой проблемы - вопрос о влиянии соматических состояний на

психическое состояние, особенно - в случае хронических заболеваний.

Внутренняя картина болезни - отражение в психике человека, вольное или

невольное, осознанное или неосознанное, его физического состояния (ввел

Лурия).

В результате проведенных специалистами различного профиля исследований

установлено, что в основе соматических (вегетовисцеральных) нарушений лежат

эмоциональные расстройства — тревога и депрессия

ПсихосоматиЧеские расстройства (от греч. psyche — душа и soma — тело) —

нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие к-

рых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами,

переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими

особенностями эмоционального реагирования личности. Представление о тесной

взаимосвязи самочувствия человека с его психическим, прежде всего

эмоциональным, состоянием является одним из важнейших в современной

медицине и медицинской психологии. Изменения в психосоматической регуляции

лежат в основе возникновения психосоматических болезней, или

психосоматозов). В общем виде механизм возникновения психосоматозов может

быть представлен следующим образом: психический стрессовый фактор вызывает

аффективное напряжение, активизирующее нейроэндокринную и вегетативную

нервную систему с последующими изменениями в сосудистой системе и во

внутренних органах. Первоначально эти изменения носят функциональный

характер, однако при продолжительном и частом повторении они могут стать

органическими, необратимыми. Психосоматозы и лежащие в их основе П. р.

могут быть разделены на три группы: органические психосоматические

заболевания (гипертоническая и язвенная болезни, бронхиальная астма и др.),

в развитии которых ведущую роль играют психогенные компоненты;

психосоматические функциональные расстройства, вегетативные неврозы; П. р.,

связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения

(склонность к травмам, алкоголизм и др.). Изучение психологических

механизмов и факторов возникновения и течения болезней, поиск связей между

характером психического стрессового фактора и поражением определенных

органов и систем лежат в основе психосоматического направления в медицине

МКБ-10 психосоматические расстройства могут классифицироваться в следующих

разделах:

- "Органические, включая симптоматические, психические расстройства"

-"Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства"

-"Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и

физическими факторами" (рубрики F50-F53).

. Многообразные психосоматические расстройства объединяет общий

признак - сочетание нарушений психической и соматической сферы и связанные

с этим особенности медицинского обслуживания больных, которое предполагает

тесное взаимодействие психиатров и врачей общего профиля, осуществляемое

обычно либо в медицинских учреждениях общего типа, либо в

специализированных психосоматических клиниках.

Несмотря на полиморфизм проявлений, могут быть выделены две группы

психосоматических расстройств, отражающих разные уровни коморбидности

соматической и психической патологии: психосоматические состояния

(перекрывание на уровне соматизированных, соответствующих соматическим

симптомам расстройств); психореактивные состояния (взаимодействие с

выявлением психопатологических расстройств).

12. Основные психосоматические концепции (нервизма и психосоматической

специфичности): краткая характеристика.

Одна из концепций – «десоматизации и ресоматизации», сформулирована в конце

20-х. В основе – представление о неразрывности соматических и ?

(эмоциональных) процессов у ч-ка в периоде раннего детства, к-я ослабевает

по мере его взросления. «Десоматизация – нормальное развитие,

«ресоматизация» - измененные варианты развития. У инфантильных лиц,

предрасположенных к психосоматическим заб-ям, недостаточно дифференцированы

эмоциональные и соматические проявления, поэтому у них легко

трансформируется эмоциональное нарушение в нарушение соматическое.

Жули (Франция) так формулировал з-н возникновения ПС синдромов:

возникновение заб-ий можно понять на основе вытесненных влечений, к-е

проявляются через расстройство функции или органа. Если эта тенденция

конверсии на орган обратима, то это истерия, если не поддается обратному

развитию, то это нарушение, хар-е для органического процесса. Гипотеза о

связи ? и физических симптомов получила позже название гипотезы ПС

специфичности. Сформулирована Ф.Александером в 1934г. В 1938 работа Ф

Данбара: ? факторы, ведущие к соматической болезни, представляют собой

установки больного по отношению к себе или к окруж. миру. познание этих

факторов возможно в ходе лечения больного. Сознательные психические

процессы имеют подчиненную роль в возникновении соматических симптомов,

т.к.они м.б. свободно и произвольно выражены в словах, в то время как

подавленные тенденции вызывают хроническую дисфункцию внутренних органов. (

на первый план выдвигается задача изучения подавленных тенденций и

воздействия на них.

Александер считал, что специфичными для болезни яв-ся психодинамические

объединения разных факторов. Среди которых – тревога, подавленные

враждебные эротические импульсы, фрустрации, подчиненные желания, чувства

вины и неполноценности.

Теория ПС специфичности – основной объяснительный принцип психосоматической

медицины, к-я решает три главных вопроса: 1. о тиггерном, пусковом мех-ме

патогенного процесса в начальном этапе его развития. 2. Почему один и тот

же сверхсильный раздражитель у одного ч-ка вызывает болезнь, а у другого –

нет. 3. Почему психическая травма у разных людей приводит к заболеванию

разных органов и систем.

13. Роль психоанализа в становлении психосоматического подхода: идей

З.Фрейда, школы В.Райха и Александера.

Психоан-з предожил ряд моделей возник-я сомат-х симптомокомплексов (с-к) на

почве душевного конфликта. Благодаря Фрейду был создан новый практич-й

подход, кот.открыл вохможность лечить болезнен-е сост-я в их психосом-ом (п-

с) аспекте. Было утверждено знач-е раннего детского развития для душ-го и

телес-го здоровья, влияние эмоц-х факторов, знач-е психич-х конфликтов для

патогенеза. Как 1-ю п-с модель психоан-з развил понятие конверсии. Фрейд

описал ее как истерический с-к: сущ-т аффек-й конфликт – вытесняется в

бессоз-е -- переводится в соматич-ю сферу (энергия) – реализ-ся в сом-й

симптом. На самом, деле, все равно куда: в соматич.или в

психич.(невроз).(эта проблема не решена). Закон сохранения энергии: любой

органич-й симптом явл.символом нереализованной потребности (символическая

конверсия). Н-р, муж желает ударить жену – нач.болеть рука. Этот мех-м

возникает в тех органах, кот.можно контрол-ть сознанием.

Конверсия – это неосознав-й процесс трансформации. Пациент бессоз-но

выбирает симптом.3 мех-ма истерич-й конверсии: 1)Выбир.ранее пережитое р-во

(стенокардия, позвоночник и т.д.); 2)Заимствованный симптом по мех-му

идентификации (н-р, врач заболевает болезнью пациента); 3)Выбирает симптом

как метафору или символ (н-р, отвергнутая любовь – болит сердце…)

В своём развитии психосоматическая медицина прошла ряд этапов, на каждом из

которых доминировала та или иная теоретическая концепция.

В эпоху ортодоксального психоанализа и неофрейдизма доминировало положение

Зигмунда Фрейда о конверсии эмоционального конфликта на соматические

функции организма.

В начале 1930-х один из учеников Фрейда, Вильгельм Райх начал применять в

психотерапевтических сеансах непосредственную работу с телом, которую он

называл вегетотерапией. В частности он применял глубокое и свободное

дыхание для усиления и уяснения эмоциональных реакций. Психоанализ,

указывал Райх, дал возможность объяснить подлинные движущие силы в

истерическом конверсионном синдроме. Это была сексуальная травма, которую

человек пережил в раннем детстве и которая в последующие годы была

полностью вытеснена и забыта. Вытеснение и последующие превращения

вытесненных чувств в симптом составляли движущий фактор в болезни. Райх

верил, что при вытеснении первоначальной причины травмы происходило

подавление сексуальных чувств. Это подавление создавало предрасположенность

к истерическому симптому, который вырывался наружу благодаря позднему

сексуальному инциденту. Для Райха подавление сексуальных чувств вместе с

характерной позой, которая сопровождала их, составляло истинный невроз.

Симптом сам по себе был только его внешним проявлением. Обсуждение этого

элемента (поведения и отношения пациента к сексуальности) вводило фактор

«целесообразности», «выгоды» в проблему невроза. Термин «выгода» относится

к силам, которые являются предрасполагающими для развития невротических

симптомов.

Невротическая личность поддерживает равновесие тем, что связывает свою

энергию мышечным напряжением, ограничивая свое сексуальное возбуждение. У

здорового человека нет ограничений, и его энергия не блокирована, в

мышечном панцире и поэтому доступна для сексуального удовольствия и любого

другого творческого выражения. Его энергетическая структура функционирует

на высоком уровне. Низкий уровень организации энергии характерен для

большинства людей и является причиной склонности к депрессии, что можно

считать всеобщим свойством нашей культуры.

Райх называл свою терапию «Характерной аналитической вегетотерапией».

Характерный анализ был его большим вкладом в психоаналитическую теорию, за

что он высоко ценился среди аналитиков. Вегетотерапия была направлена на

мобилизацию чувств через дыхание и другие телесные техники, которые

активизировали вегетативные центры (ганглии автономной нервной системы) и

высвобождали «вегетативную» энергию. Вегетотерапия представляла собой

прорыв от чисто вербального анализа к прямой работе с телом. Райхом был

сделан значительный вклад в психоаналитической работе с телом. Его

объяснение сущности структуры характера и доказательство его функциональной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 Современные рефераты