Клиническая психология
физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых
является причиной возникновения нейропсихологических синдромов). Изменение
псих. функций при б-ни рассматривают в 2-х планах : дефицитарная
симптоматика и продуктивная симптоматика (новообразования не имеющие
адаптивного значения - галлюцинации и тп) НП синдром - закономерное
сочетание НП симптомов, связанный с выпадением 1 или нескольких факторов.
Синдромный анализ - анализ НП симптомов с целью обнаружения общего фактора,
объясняющего происхождение различных НП симптомов. Таки образом синдромный
анализ включает в себя как бы ряд этапов:
1. Выявление симптомов нарушения разных психических функций.
2. Квалификация симптомов, то есть поиск той причины или того
нейропсихологического фактора, который лежит за этими симптомами. После
нахождения причины мы можем сказать, что симптомы объединяются в
нейропсихологический синдром. Они закономерно сочетаются в
нейропсихологическом синдроме. НП фактор - понятие, обозначающее принцип
физиологической деятельности определенной мозговой структуры /уч-ка мозга,
нарушение работы которого ведет к появлению нейропсихологического
синдрома. Симптом - внешние проявления б-ни. НП симптом - нарушение псих.
ф-ции в следствии локал. пораж. гол. мозга (при этом выдел. первичн. нп
симп. как наруш. непоср. связ. с наруш. определенного фактора и вторич-
возн. как системное следствие первичн. нп по з-нам системной взаимосвязи с
перв.; нп синдром- закономерное сочет. нп симптомов, связ. с выпад. 1 или
неск. факторов. Фактор - это а) принцип физиолог. деят. опред. м. структуры
наруш. кот. привод. к появл. нп синдрома или б) продукт деятельности
дифференцированных зон мозга, кот. одновременно является составляющей
частью различных псих. процессов. Типы факторов: 1. произвольной регуляции
деятельности (мотивация, построение образа результата деятельности,
контроль, коррекция); 2. кинетический (движения души и тела); 3.
кинестетический (обратная афферентация - предметные движения, кот.
ориентированны на св-ва предметов; 4. пространственного анализа и синтеза;
5. зрительный анализ и зрит. память; 6. слухового анализа и синтеза; 7.
энергетического обеспечения активности (функциональные состояния -
отдельные стволовые структуры); 8. нейродинамика (смена и баланс возб. -
торможение); 9. межполушарного взаимодействия
20. Концепция А.Р.Лурия о 3-х блоках мозга. Примеры нарушения
деятельности блоков.
Блоки мозга - структурно-функциональная модель мозговой локализации высших
психических функций человека, которую разработал А.Р.Лурия. Каждая высшая
психическая функция выполняется за счет работы трех мозговых блоков. Первый
блок - блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга
образован неспецифическими структурами ретикулярной формации ствола мозга,
структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической
системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга.
Второй блок - блок приема, переработки и хранения модально-специфической
информации образован основными анализаторными системами (зрительной,
слуховой, кожно-кинестезической), корковые зоны которых расположены в
задних отделах больших полушарий. Третий блок - блок программирования,
регуляции и контроля за протеканием психической функции, обеспечивающий
формирование мотивов деятельности и контроль за результатами деятельности
посредством большого числа двусторонних связей с корковыми и подкорковыми
структурами, образован моторными, премоторными и префронтальными отделами
коры больших полушарий.
Лурия: можно выделить три основных функциональных блока, или 3 основных
аппарата мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида
психической д-сти. 1 БЛОК – обеспечивающий регуляцию тонуса или
бодрствования 2 БЛОК – получения, переработки и хранения информации,
поступающей из внешнего мира 3 БЛОК – программирования, регуляции и
контроля психической д-сти.
Каждый из основных блоков имеет иерархическое строение: состоит из
надстроенных друг над другом корковых зон трех типов – первичных (или
проекционных) ядерной зоны. Куда поступают импульсы с периферии или откуда
направляются импульсы на периферию. Функция : тонкий анализ различных
физических параметров стимула определенной модальности. Каждая точка
рецептивной поверхности проецируется в определенную точку коры. Вторичные
(или проекционно – ассоциативные), где происходит переработка получаемой
информации или подготовка соответствующих программ, целостный перцептивный
образ. Третичные (или «зоны перекрытия»), зона ТРО, теменно-височно-
затылочная область, зона смыкания областей, которые являются наиболее
поздно развивающимися аппаратами больших полушарий и к-е у ч-ка
обеспечивают наиболее сложные формы психической д-сти, требующие
совместного участия многих зон мозговой коры. Функция: синтез информации,
полученной от разных анализаторных систем.
1-й БЛОК регуляции тонуса и бодрствования: расположен в основном в пределах
мозгового ствола, образований межуточного мозга и медиальных отделов новой
коры. Для того, чтобы обеспечивалось полноценное протекание психических (п-
их) процессов, необходимо, чтобы ч-к находился в состоянии бодрствования.
Для осуществления организованной, целенаправленной д-сти необходимо
поддерживать оптимальный тонус коры. Павлов открыл основные
нейродинамические законы возникновения такого оптимального состояния:
процессы возбуждения и торможения. Протекающие в бодрствующей коре,
подчиняются з-ну силы, характеризуются определенной концентрированностью
уравновешенностью и подвижностью. Эти основные з-ны неприложимы к
состояниям сна или утомления. Аппараты, обеспечивающие и регулирующие тонус
коры, могут находиться не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и
подкорковых отделах мозга. Эти аппараты находятся в двойных отношениях с
корой, тонизируя ее и в то же время испытывая ее регулирующее влияние. В 49
году Мэгун и Моруцци обнаружили в стволовых отделах ГМ нервное образование,
приспособленное к регулировке состояния мозговой коры, т.е. способное
изменять ее тонус и обеспечивать ее бодрствование. Это образование
построено по типу нервной сети, назвали ретикулярной формацией. Одни из
волокон ретикулярной формации (РФ) направляются вверх, оканчиваясь в
расположенных выше нервных образованиях – зрительном бугре, хвостатом теле,
древней коре и в образованиях новой коры. Эти образования – восходящая
ретикулярная система – играет решающую роль в активации коры, в регуляции
ее активности. Другие волокна РФ имеют обратное направление: начинаются от
более высоко расположенных нервных образований – новой и древней коры,
хвостатого тела и ядер зрительного бугра – и направляются к расположенным
ниже структурам среднего мозга, гипоталамуса и мозгового ствола. Эти
образования – нисходящая ретикулярная система – они ставят нижележащие
образования под контроль тех программ, к-е возникают в коре ГМ и для
выполнения к-х требуется модификация и модуляция состояний бодрствования. С
открытием РФ введен принцип вертикальной организации всех структур мозга.
РФ – первый функциональный блок ГМ – аппарат, обеспечивающий регуляцию
тонуса коры и состояний бодрствования, аппарат, позволяющий регулировать
эти состояния соответственно поставленным перед организмом задачам. Наряду
с активирующими разделами РФ существуют и тормозящие. Рф – важная часть
первого блока М, была названа неспецифической, это коренным образом
отличало ее от специфических (сенсорных и двигательных) систем мозговой
коры. Считалось .что ее активирующее и тормозное действие равномерно
затрагивает как все сенсорные, так и все двигательные ф-ции орг-ма и что ее
функция является лишь регуляция состояний сна и бодрствования – того
неспецифического фона на котором протекают различные виды д-сти. Но, как
показали дальнейшие наблюдения, ретикулярная система имеет определенны
черты дифференцированности, или специфичности, как по анатомическим х-кам,
так и по источникам активации и формам работы, но эта специфичность не
имеет ничего общего с модальностью органов чувств (анализаторов).
Восходящие связи Р-системы Два основных источника активации: 1) Обменные
процессы организма, лежащие в основе гомеостаза (внутреннего равновесия орг-
ма) и инстинктивных процессов. все они регулируются аппаратами
гипоталамуса. Более сложная формы этой активации – система инстинктивного
(или безусловнорефлекторного) пищевого и полового поведения. Источниками
активации здесь являются обменные (гуморальные) процессы более сложной
организации. 2) Второй источник активации связан с поступлением в орг-м
раздражений из внешнего мира, приводит к возникновению ориентировочного
рефлекса. В аппаратах РФ имеются мех-мы, обеспечивающие тоническую форму
активации, источник ее – возбуждение из органов чувств (наиболее
элементарный источник). Всякое изменение во внешней среде вызывает
мобилизацию организма – ориентировочный рефлекс (ОР), к-й лежит в основе
познавательной д-сти. М-м ОР тесно связан с м-м памяти.
Значительная часть активности ч-ка обусловлена намерениями и планами,
перспективами и программами. Всякий замысел преследует цель, по достижении
цели прекращается активность.
Нисходящие связи Р – системы: осуществляют регулирующее влияние мозговой
коры на нижележащие стволовые образования и являются мех-мом, с помощью
которого возникшие в коре функциональные узоры возбуждения вовлекают
аппараты РФ древнего мозга и получают энергетический заряд. Наряду со
специфическими сенсорными и двигательными ф-ми, кора ГМ имеет и
неспецифические активирующие ф-ции. Раздражение определенных участков коры
может оказывать как активирующие, так и тормозящие влияния на нижележащие
нервные образования. Нисходящие волокна являются тем аппаратом, посредством
к-го высшие отделы мозговой коры, непосредственно участвующие в
формировании намерений и планов, управляют работой нижележащих аппаратов РФ
таламуса и ствола, модулируя их работу и обеспечивая наиболее сложные формы
сознательной д-сти.
( аппараты 1 функционального блока не только тонизируют кору, но и сами
испытывают ее дифференцирующее влияние. + 1 блок работает в тесной связи с
высшими отделами коры.
2-й БЛОК, приема, переработки и хранения информации: этот блок расположен в
конвекситальных (наружных) отделах новой коры (неокортекса) и занимает ее
задние отделы, включая аппараты зрительной (затылочной), слуховой
(височной) и общечувствительной (теменной) областей. Состоит из нейронов
подкорки и мозговой коры. Эти нейроны принимают отдельные импульсы и
передают из на другие группы нейронов. По своим ф-ым особенностям эти
аппараты приспособлены к приему экстероцептивных раздражений, приходящих в
ГМ от периферических рецепторов, к дроблению их на компоненты (анализу на
мельчайшие составляющие детали) и к комбинированию их в нужные динамические
ф-ые структуры (к синтезу их в целые функциональные системы). ( этот блок
обладает высокой модальной специфичностью: его части приспособлены к тому,
чтобы принимать зрительную, слуховую, вестибулярную или общечувствительную
информацию. + центральные аппараты вкусовой и обонятельной рецепции.
Основу Блока составляют первичные, или проекционные зоны коры. Нейроны
зрительных аппаратов коры реагируют только на узкоспециальные св-ва
зрительных раздражителей (оттенки цвета, х-р линий, направление движения).
Эти нейроны строго сохраняют модальную специфичность. Первичные зоны
отдельных областей коры, включают и некоторое кол-во клеток
мультимодального х-ра, к-е реагируют на несколько видов раздражителей и
выполняют ф-ю неспецифического поддержания тонуса (небольшое кол-во
клеток). Над первичными надстроены вторичные или гностические зоны коры – в
них осуществляются синтетические функции. Подобное иерархическое строение в
той или иной степени свойственно всем областям коры, включенным во второй
блок. Так в зрительной (затылочной) коре над первичными зрительными зонами
(17-е поле Бродмана) надстроены вторичные зрительные поля (18-е и 19-е поля
Бродмана), к-е сохраняя свою модальную (зрительную) специфичность, работают
в качестве аппарата, организующего те зрительные возбуждения, к-е поступают
в первичные зрительные поля. Слуховая (височная кора) построена по тому же
принципу. Первичные отделы слуховой коры имеют четкое топографическое
строение. То же касается и общечувствительной (теменной)коры. ( основные
модально-специфические зоны, каждая из которых представляет собой
центральный, корковый аппарат того или иного модально-специфического
анализатора, построены по единому принципу иерархической организации.
Познавательная д-сть не опирается на одну изолированную модальность
(зрение, слух). Любое предметное восприятие (тем более представление) -
результат полимодальной д-сти, к-я первоначально в онтогенезе имеет
развернутый х-р и лишь затем становится свернутой. ( должна опираться на
совместную работу целой системы зон коры ГМ. Эту функцию несут третичные
зоны блока или зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов. Они
расположены на границе затылочного, височного и заднецентрального отделов
коры. Их основную часть составляют образования нижнетеменной области, это
дает основание считать третичные зоны («задний ассоциативный центр»)
специфически человеческими образованиями. Ф-ции третичных зон почти
полностью сводится к интеграции возбуждений, приходящих из разных
анализаторов. Большая часть нейронов этих зон – мультимодальный х-р, и
реагирует на комплексные признаки среды (н\р пространственное расположение,
кол-во элементов), на к-е не реагируют нейроны первичных и даже вторичных
зон коры. В основном эти хоны связаны с пространственной организацией
возбуждений и с превращением последовательно поступающих сигналов в
одновременно действующие (симультанные) группы, чем и обеспечивается тот
синтетический х-р восприятия. Д-сть третичных зон необходима и для перехода
от уровня непосредственного наглядного синтеза к уровню символических
процессов, для оперирования со значениями слов, сложными грамматическими и
логическими структурами, с системами чисел и отвлеченными соотношениями. (
третичные зоны являются аппаратами, участие к-х необходимо для превращения
наглядного восприятия в отвлеченное мышление, опосредствованное всегда
внутренними схемами, и для сохранения в памяти организованного опыта.
Законы построения коры 2 и 3-го блоков: 1) з-н иерархического строения
корковых зон. Соотношение первичных, вторичных и третичных зон коры,
осуществляющих все более сложный синтез приходящей информации. Соотношение
неодинаково в процессе онтогенеза. У маленького р-ка для успешного
формирования вторичных зон необходима сохранность первичных, а для
формирования третичных – достаточная сформированность вторичных зон. Наруш-
е в раннем возрасте низших зон коры соответствующих типов неизбежно
приводит к недоразвитию более высоких зон. Основная линия взаимодействия
зон – снизу вверх. У взрослого со сложившимися ПФ ведущее место переходит к
высшим зонам. Наиболее высокие, третичные зоны управляют работой
подчиненных вторичных зон, а при поражении последних оказывают на их работу
компенсирующее влияние. На позднем этапе онтогенеза они взаимодействуют
сверху вниз. 2) Второй з-н - убывающей специфичности иерархически
построенных зон коры. Первичные зоны – максимальная модальная
специфичность. Вторичные – модальная специф-ость в значительно меньшей
степени, хар-ся модально-специф-ми гностическими ф-ми. Эти зоны играют
основную роль в превращении соматотопической проекции в функциональную орг-
ю поступающей информации. Еще в меньшей степени модальная специфичность
хар-т третичные зоны. Вторичные и третичные зоны приобретают способность
играть организующую, интегрирующую роль в работе более специфических зон.
3). З-н (приложим и к организации коры ГМ в целом) прогрессивной
латерализации ф-й, т.е. связи ф-й с определенным полушарием по мере
перехода от первичных зон коры к вторичным и затем третичным зонам.
Первичные зоны обоих полушарий равноценны. Иначе со вторичными и
третичными. С возникновением праворукости, а затем и связанной с ней речи,
возникает известная латерализация ф-й , к-я отсутствует у животных. У ч-ка
левое полушарие (у правшей) становится доминантным, речевым, не связанное с
правой рукой остается субдоминантным. Этот принцип латерализации ф-й
становится решающим принципом функциональной организации мозговой коры ч-
ка. Левое – речь + категориальное восприятие, активная речевая память,
логическое мышление и др. Правое – в меньшей степени участвует в их
протекании. У взрослого ч-ка ф-ции вторичных и третичных зон левого
полушария начинают коренным образом отличаться от ф-й вторичных и третичных
зон правого полушария. Следует учитывать, что абсолютная доминантность
левого встречается не всегда ( этот з-н имеет относительный х-р. Лишь 25%
полностью правши, несколько больше 33% выраженное преобладание левого
полушария, 10% преобладание левого отсутствует.
Кратко: вторым ф-м блоком коры ГМ является блок приема, переработки и
хранения экстероцептивной информации. Он расположен в задних отделах
полушарий и включает в зрительные (затылочные), слуховые (височные), и
общечувствительные (теменные ) отделы коры ГМ и соответствующие подкорковые
структуры. Аппараты имеют иерархическое строение, распадаясь на первичные
зоны, к-е принимают информацию и дробят ее на мельчайшие составные части,
вторичные (проекционно – ассоциативные) зоны, к-е обеспечивают кодирование
(синтез) этих составных частей и превращают соматотопическую проекцию в
функциональную организацию, и третичные зоны (зоны перекрытия),
обеспечивающие совместную работу различных анализаторов и выработку
надмодальных (символических ) схим, лежащих в основе комплексных форм
познавательной д-сти.
3-й блок программирования, регуляции и контроля сложных форм д-сти
(контроля за протекающей д-стью). Ч-к не только пассивно реагирует на
поступающие сигналы, он формирует планы и программы своих действий, следит
за их выполнением и регулирует поведение, приводи его в соответствие с
этими планами и программами. Он контролирует свою сознательную д-сть ,
сличая эффект действий с исходными намерениями и корригируя допущенные им
ошибки. Аппараты этого блока расположены в передних отделах больших
полушарий, кпереди от передней центральной извилины. «Выходными воротами»
блока и двигательных импульсов является первичная двигательная зона коры .
Первичная двигательная кора не может работать изолированно. Все движения ч-
ка в той или иной степени нуждаются в тоническом пластическом фоне, к-й
обеспечивается базальными двигательными узлами и волокнами экстрапирамидной
системы. Эта система обеспечивает фон всех произвольных движений.
Подготовка двигательных импульсов д.б. обеспечена как в аппарате самой
передней центральной извилины, так и в аппаратах надстроенных над ней
вторичных зон двигательной коры, к-е готовят двигательные программы.
Передняя центральная извилина является проекционной зоной, исполнительным
аппаратом мозговой коры.
21. Проблема «мозг и психика». Варианты решения этой проблемы в
отечественной и зарубежной науке (узкий локолизационизм,
антилокализационизм.)
В объяснениях того, как работает мозг долгое время существовали две
основные концепции - это концепция узкого Локализационизма (Брока,
Вернике), в соответствии с которой психическая функция помещалась в
определенный участок или зону мозга и нарушение этого участка приводило к
нарушению функции. Сторонники узкой локализации пытались непосредственно
соотнести каждую психическую функцию с определенной узкоограниченной зоной
мозга,. Локализационизм: ПФ - неразложимая на компоненты единая психическая
способность, которая должна быть полностью соотнесена с мозгом. Мозг
рассматривается как совокупность различных центров, каждый из которых
целиком "заведует" определенной психической функцией. Поражение какого-либо
мозгового центра ведет к необратимому нарушению соответствующей функции.
Вторая концепция - концепция Антилокализационизма (Джексон, Флуранс), в
соответствии с которой предполагалось, что весь мозг участвует в
осуществлении психической функции. Представители антилокализационного
подхода считали, что все области мозга эквипотенциальны и равно
ответственны за психические функции, выраженные в поведении. Согласно этой
точке зрения характер дефектов определялся не местом повреждения, а объемом
поврежденного мозга. Антилокализационные теории - мнение о раздельности
"духовной жизни" и мозга и отрицание возможности обнаружения материальной
базы мышления. Эта теория возродила идеи о некоем "потенциале массы",
согласно которым мозг представляет собой однородную недифференцированную
массу, одинаково функционирующую во всех своих отделах. . ПФ- так же
неразложимая психическая способность, что и выше, но: мозг трактуется как
однородной целое, , равноценное и равнозначное для всех ПФ во всех своих
отделах. ПФ связаны равномерно со всем мозгом, и любое поражение мозга
приводит к пропорциональному величине патологического очага нарушению всех
ПФ одновременно. Степень нарушения ПФ не зависит от локализации поражения,
а определяется только массой пораженного мозга.
История науки знает отрицание самой возможности связывать мозг и психику,
отрицание самой проблемы локализации ВПФ человека (Гельмгольц, Шеррингтон).
Ни одна из этих двух позиций не обеспечивала необходимой научной базы для
дальнейших исследований в этой области.
Попытки объединить необъяснимое в каждой теории привели к появлению
эклектической теории, в соответствии с которой элементарные функции можно
локализовать в отдельных участках мозга, а высшие психические функции не
локализуются. И тогда возник вопрос, как же соотнести высшие психические
функции с работой мозга в целом. Эта работа, в частности, была проведена
Лурия, который создал теорию системно-динамической локализации. Создание
этой концепции шло по пути пересмотра основных понятий, которые
существовали в то время. В частности, это был пересмотр понятия функции.
Традиционное понятие функция - некое локальное событие. То есть существует
орган, и есть функция, которую он выполняет. Но в то же время с переходом к
более сложным функциям организма, например функции дыхания, такое
определение функции становится невозможным. Осуществляется эта функция
посредством целого ряда органов, который объединяется в общую
функциональную систему с конкретной целью.
В 19 в. клинической неврологии удалось выявить связь между локализацией
поражения мозга и изменениями в психике больных, как субъективными, так и
объективными. В начале 19 в. Ф.Галль первым занялся подобными
исследованиями и пришел к заключению, что головной мозг состоит из систем,
каждая из которых может быть связана с тем или иным психическим процессом.
В 20 в. интерес ученых сместился в сторону экспериментального исследования
поведения и, в частности, того, как удаление отдельных участков мозга или
их стимуляция влияет на поведение. В результате первостепенное значение
приобрела количественная регистрация инструментального поведения, а не
анализ субъективных вербальных отчетов.
Лурия: теория системной динамической локализации ВПФ человека создавалась в
борьбе с этими направлениями. В советской психологии было пересмотрено
понятие функции. ВПФ стали рассматривать как социальные по генезу,
опосредованные психологическими орудиями, системные построения, осознанные.
Представление о ПФ стало представлением о психологических системах,
обладающих сложным психологическим строением и включающем много
психологических компонентов. Локализация ПФ рассматривается как системный
процесс. ПФ соотносится с мозгом как многокомпонентная система, различные
звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. ВПФ не могут
быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные
системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в
осуществление сложных психических процессов и которые могут распределяться
в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках
мозга. Системная локализация ВПФ предполагает многоэтапную иерархическую
многоуровневую мозговую организацию каждой функции.
Любая сложная психическая деятельность обеспечивается работой сложных
констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Некоторые из
этих звеньев являются жесткими, т.е. принимают постоянное участие в
реализации ПФ, другие - гибкими, которые включаются в работу лишь при
определенных условиях. Гибкие звенья системы составляют тот подвижный
динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функций.
Формируясь прижизненно под влиянием социальных воздействий ВПФ меняют свою
психологическую структуру и соответственно свою мозговую организацию.
Каждая ПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из
высокодифференцированных разделов, каждый из которых вносит свой вклад в
реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует
соотносить не всю ПФ, даже не отдельные ее звенья, а те физиологические
процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих мозговых
структурах. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению
первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов.
составляющих в целом закономерное сочетание нарушений ВПФ - определенный
нейропсихологический синдром.
22. Проблема междуполушарной ассимитрии мозга. Краткая характеристика
левшества.
Межполушарная асимметрия - неравноценность, качественное различие того
"вклада", который делает каждое полушарие в каждую психическую функцию.
Различия в мозговой организации ВПФ, в левом и правом полушариях мозга. Это
направление возникло на экспериментальных фактах, что левое и правое
полушарие неравнозначно обеспечивают психические процессы. Функциональная
асимметрия - разное по характеру и функциям участие левого и правого
полушария в мобилизации психической функции.
Проблема парциальности функциональной асимметрии.
Каждая форма асимметрии может быть выражена количественно, с помощью
коэффициента асимметрии. Каждый профиль асимметрии отражает специфику
структурно-функциональной организации мозга конкретного человека. На основе
сочетаний парциональных асимметрий показана возможность построения
классификации функциональной организации мозга.
Рука. Глаз. Ухо.
П п п
Л л п
И т.д.
Проблемы роли каждого полушария в их совместной работе Пример дихотомий.
Выполнение полушариями разных функций: левое полушарие - вербальная,
последовательная, абстрактная, европейская; правое - невербальная,
синтетическая, конкретная, азиатская. Зрительное и слуховое восприятие.
Слуховое - одномоментное осознание после окончания фразы, зрительное - не
одномоментное . Механизмы, которые специфичны для левого или правого
полушария, но необходимые для того, чтобы обеспечить процесс в обоих
полушариях. Произвольное и непроизвольное выполнение функций. Левое и
правое полушария по-разному принимают участие. Левое полушарие доминирует
по речи и обеспечивает речевую деятельность, т.е. контролирует высшие
речевые формы произвольной регуляции любого вида психической деятельности.
Правое полушарие связано с непосредственно протекающими чувственными
аспектами психической деятельности, т.е. обеспечивает непроизвольную
автоматизированную сторону этой деятельности. При исследовании речи при
поражениях левого полушария нарушаются неавтоматизированные формы устной и
письменной речи. Левое полушарие - нарушаются следы памяти. Правое -
нарушается непосредственно запоминание.
Проблема развития и формирования функциональной асимметрии.
До определенного возраста полушария эквипотенциальны, их дифференцировка
завершается в период полового созревания (Ленненберг: человек, достигший
полового созревания, не может выучить иностранный язык как родной, так как
латерализация уже произошла.) Зарегистрированы анатомические различия между
левым и правым полушариями как у новорожденных, так и у др. детей. Зона
Вернике и зона Брока в правом полушарии отличаются от аналогичных в левом.
Проблема левшества.
Три группы теорий: а) генетические теории: левшество обусловлено
генетическими механизмами. б) социо-культурные: большая праворукость
обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок. в)
патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы
на различных этапах пренатального и постнатального развития. Речь
нарушается у левшей как при поражении левого полушария (40%), так и правого
(20%), в билатеральном (40%). Но у левшей наблюдается неспецифический
характер речевых нарушений. Нет четкого соотношения симптомов с
соответствующей локализацией, как у правшей. Речевые нарушения развиваются
быстрей, чем у правшей. До одного года 52% правшей, 47% левшей; до 2 лет
70% правшей, 70% левшей; к 7-и годам 85% правшей, 12% левшей; к
пубертатному периоду - 90% правшей, 8% - левшей.
Проблема расщепленного мозга.
Синдром расщепленного мозга разделен на два основных синдрома : 1) Синдром
аномии - больной не может назвать стимулы, поступающие в правое полушарие,
когда стимул передается в левое полуполе зрения или в левую руку. Если
стимул сменит полушарие, то он ощутим и называем. 2) Синдром дисконии и
дисграфии : человек не может писать левой рукой в сочетании с
невозможностью рисовать или срисовывать правой.
Эти модели можно рассматривать на следующих клинических моделях -
Проба Вада: в левую или правую сонную артерию вводят амитал натрия, который
оказывает наркотизирующее действие на клетки головного мозга,
следовательно, дезорганизуется деятельность одного полушария, и по ошибкам
в разных родах деятельности судят о наличии центров в одном из полушарий -
какое ведущее в данной деятельности.
Модель с расщеплением мозга. Операция по рассечению мозолистого тела или
врожденная опухоль.
Электрошоковая терапия - специальное лечение эпилептических припадков -
электрическое воздействие наносится на левую или правую часть скальпа,
следовательно, на время дезорганизуется левое или правое полушарие.
Изучение функциональной асимметрии началось в середине 19 века на пациентах
с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и
черепно-мозговыми травмами. При вскрытии обнаруживалось, что при поражении
определенных зон неокортекса ведет к выпадению ряда специфических функций
при жизни. При очаговых поражениях головного мозга проявляется асимметрия в
норме скрытая, как результат реципрокного взаимодействия полушарий, которое
исчезает при патологии.
Исследования Сперри, за которые он был удостоен в 1981 Нобелевской премии.
Сперри выявил дотоле неизвестные различия в функционировании двух полушарий
мозга. Анализируя словесные отчеты больных, перенесших перерезку
мозолистого тела, он обнаружил поразительный эффект операции: у таких
больных существовали как бы две независимые психики, которые подчас
противоречили друг другу. Эти наблюдения непосредственно подводили к
изучению природы сознания. Исследования С. и его сотрудников из
Калифорнийского технологического института показали, что познавательные
функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое
(доминирующее) полушарие обрабатывает информацию последовательно и
аналитически. Оно прекрасно справляется с обработкой временных
взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчетами,
абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий. Кроме того,
оно обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций.
Напротив, правое (недоминирующее) полушарие обрабатывает информацию
интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами
интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений –
например, распознаванием лиц. Кроме того, правое полушарие более эффективно
распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы (например, голос и
интонацию) и «понимает» музыку. С. со своими коллегами показали, что оба
полушария обладают способностью к сознанию и самосознанию, а также к
осознанию социальных взаимоотношений.
Асимметрия у здоровых людей практически не выявляется (речь идет о
психической асимметрии). Поэтому функциональная асимметрия была замечена у
больных с правополушарной и левополушарной патологией головного мозга. Так
при поражении определенных областей головного мозга наблюдается выпадение
ряда функций.
У здорового человека асимметрия скрыта взаимодействием правого и левого
полушария, в то время как при патологии это взаимное влияние нарушается.
В различные периоды онтогенеза поступает огромное количество информации.
Так происходит специализация полушарий головного мозга к определенным
внешним стимулам. Идет отбор информации в каждом из полушарий специфичной
только для него, так как в оба полушария поступает информация разнородная
по своему содержанию: как вербальная, так и невербальная, соответственно
правое полушария выделяет невербальную информацию из ее общего потока,
анализируя ее, а левое - вербальную. Связь определенных зон неокортекса с
видом информации обеспечивает уровень адаптации организма: в ранние сроки
адаптации в запоминании новой информации большую роль играет левое
полушария, а способность преодолеть возникшие трудности определяется
активностью правого полушария, в котором хранится информация о событиях
происходящих в прошлом.
Экспериментальные данные показывают, что левое полушария, являющиеся
доминирующим у правшей, участвует в регуляции функциональных систем
организма при адаптации, а правого в нормальных условиях организма. Подводя
итоги можно сказать, что выраженность асимметрии определяет адаптивность
организма.
Исследования показали, что состояние человека с патологией головного мозга
различно у правшей и левшей. Наблюдаются эти различия так же в зависимости
от поражения правого или левого полушария. На основе обследований больных
делаются выводы о приуроченности нарушенной функции к определенным зонам
правого или левого полушария.
Получены данные свидетельствующие и об анатомической асимметрии. В среднем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|