Рефераты

Клиническая психология

на фоне аспонтанности. Апатического и эйфорического состояния. Деятельность

больного лишена произвольности, целенаправленности. Спонтанное переключение

с одного предмета деятельности на другой недоступно, нет инициативы,

отсутствует потребность окончить начатое дело. Расторможенность,

легкомысленно-дурашливое поведение, расстройство критики. Больные

конфабулируют, им значительно легче создать любой не соответствующий

ситуации вариант, чем адекватно сообщить о виденном, слышанном. Нарушена

адекватная оценка окружающего. Недоступно соотнесение прошлого и настоящего

в плане временной характеристики событий. Поведение больного, его ответы

зависят от обстановки и конкретных вещей, среди которых он находится.

Больной не может воспроизвести события относящиеся к периоду травмы и после

нее. Может отрицать сам факт травмы. Больной некритичен, не замечает

противоречивости своих высказываний. Сведения о более давних событиях

сообщает правильно. Прогрессирующая амнезия (в основном при старческом

слабоумии). Больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают

хронологию событий. Дезориентировка во времени и пространстве. Часто в

амнестической дезориентировке звучат прошлые профессиональные навыки. Часто

при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которых лежит

прогрессирующая деструкция коры головного мозга сначала снижается

способность к запоминанию текущих событий, затем стираются в памяти события

недавнего времени и отчасти давно прошедшего времени. Сохранившееся в

памяти определенное прошлое приобретает особую актуальность в сознании

больного. Он живет в обрывках действий, ситуаций, имевших место в далеком

прошлом. Такая глубокая дезориентировка развивается постепенно. Объем

памяти больных крайне мал, кривая запоминания имеет форму плато. Имеет

место недостаточная активность процесса запоминания, фактически больные не

принимают задачу «запомнить». В основе заболевания лежит диффузный

равномерно протекающий атрофический процесс коры головного мозга. Амнезия

протекает на фоне общей интеллектуальной обедненности. Связанной с гибелью

большого числа клеток коры. У некоторых больных кривые запоминания имеют

форму зигзага, что говорит о неустойчивости, истощаемости их мнестических

процессов. Прочность запоминания очень низкая. При пересказах больной.

Дойдя до середины рассказа может обнаружить, что не помнит его конца,

искажает сюжет рассказа. Уровень умственных достижений в течение

эксперимента колеблется, наблюдается чрезмерная отвлекаемость,

соскальзывание мысли по побочным ассоциациям. Больные часто не в состоянии

передать смысл предложенного им задания. Не понимают переносного смысла

пословиц и метафор. Процесс опосредования по методике А.Н. Леонтьева

воспроизведения не улучшает. Нарушение динамики мнестической деятельности.

Сосудистые заболевания головного мозга, перенесенные травмы головного

мозга, некоторые интоксикации Больные в течение какого-то периода времени

хорошо запоминают и воспроизводят материал, но спустя короткое время не

могут этого сделать. Мнестическая деятельность нестабильна. Кривая

запоминания имеет ломаный характер. Воспроизведение текста носит лабильный

характер. Нередко нарушения памяти сочетаются с амнестическими западениями

в речи: больные вдруг забывают названия каких-то предметов, явлений, через

короткое время спонтанно их вспоминают. При выполнении интеллектуальных

задач, требующих длительного и направленного удержания цели, обнаруживается

нестойкость умственной продукции больных (например, чередование обобщенных

и ситуационных решений при классификации). Нарушение динамики мнестической

деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических

процессов больных и по существу является индикатором неустойчивости

умственной работоспособности, ее истощаемости. Применение средств

опосредования в целом улучшает воспроизведение. Однако, иногда приводит к

его ухудшению, в случае, когда опосредование мешает основной деятельности

по запоминанию. В результате больные воспроизводят опосредованные слова

приблизительно. В этом случае усилия, прилагаемые больным для совершения

опосредования приводят к еще большей истощаемости и без того ослабленных

корковых процессов. Забывчивость является не моносимптомом, а проявлением

нарушения работоспособности больных в целом.

Аффективная дезорганизация больного может проявится в забывчивости.

Неточности усвоения, переработки и воспроизведения материала. Аффективная

захваченность больного может приводить к забыванию намерений,

недифференцированному восприятию и удержанию материала. 3. Нарушение

опосредованной памяти.

Опосредование в некоторой степени способствует повышению результативности

запоминания. При ошибочном воспроизведении – воспроизведения самого

средства (А – Х – Х или А – Х - У). Нарушения опосредования связаны с

колебаниями работоспособности. Эпилептическая болезнь Опосредование снижает

продуктивность запоминания. Повышенная инертность, желание отобразить все

детали. Нарушение мотивационного компонента памяти.

Нарушение подконтрольности. Избирательности психических процессов. Замена

целенаправленности акта стереотипами или случайными фрагментарными

действиями являются факторами, препятствующими процессу опосредования,

делающими его принципиально невозможным. В нарушении мнестической

деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура

мотивационной сферы больных.

Деятельность памяти актуализирует ту аффективную готовность, которая

образуется благодаря личностному отношению испытуемого к экспериментальной

ситуации. Преимущественное воспроизведение незавершенных действий не

выявляется, если изменить условия эксперимента и сообщить испытуемому, что

эксперимент проводился для проверки его памяти.

В случае патологии в зависимости от формы нарушений меняются и

закономерности воспроизведения.

Шизофрения Эмоциональная вялость, искажение мотивов. Эпилепсия Ригидность,

гипертрофия эмоциональных установок. Поражение медиобазальных отделов

лобных долей головного мозга. Аспонтанность, расторможенность, анозогнозия.

При исследовании по методике А.Н. Леонтьева больные не пытались подбирать

картинку, а брали первую попавшуюся. Задача точного воспроизведения не

выступает как таковая. Больные воспроизводят либо предмет, изображенный на

картинке, либо фразу, случайно связанную с картинкой. При настоятельных

просьбах экспериментатора больные справлялись с заданием.

30. Нарушение эмоций при локальных поражениях мозга.

1) Эмоциональные состояния - стабильные характеристики эмоционального фона.

Мания (гипомания) - состояние повышенной активности, деятельности,

настроения. Больные в этом состоянии радостные, счастливые, чрезмерно

общительны, многословны, приставучи, за все берутся, “море по колено”, речь

и мышление ускорены, встречаются перескоки в идеях, деятельности, общении,

несосредоточенность, незаконченность действий. Возникает периодически в

МДП: болезнь - интермиссия (сохранное состояние без выздоровления) -

болезнь - ...

Депрессия - понижение настроения вплоть до тоски, страха, апатии. Человек

не испытывает никаких положительных чувств, даже в ответ на объективно

положительные стимулы. От “ничто не мило” может дойти до суицида.

Заторможенность в моторике, речи, мышлении. Интересы сужаются до круга

своих переживаний. Такое состояние может длиться и несколько месяцев.

Апатия - полное равнодушие, безучастность к событиям, хотя влечения могут

сохраниться (в “неокрашенном” виде). Часто встречается как длительная

заключительная стадия шизофрении.

Слабодушие - характерно для старческого психоза, просто старения,

атеросклероза ГМ и пр. Больной сентиментален, раздражительно слаб (на

уровне вегетативных реакций). Вылечить слабодушие трудно, проще беречь от

впечатлений.

Эйфория - веселость, безмятежность при объективной бедности душевной жизни.

Больной не действует, только пассивно наблюдает. Встречается при очаговых

поражениях мозга (лобные доли), инфаркте, опьянении.

2) Эмоциональные реакции - конкретные формы реагирования на значимые

события.

Эмоциональные реакции кратковременны, интенсивны и полярны (резко

положительно или отрицательно окрашены).

Аффекты - чрезмерные по интенсивности эмоциональные реакции.

- физиологические (без утраты самоконтроля, самокритики, без амнезии)

вызываются внешними раздражителями;

- патологические (утрата целесообразности поведения на некоторое время,

сменяется сном, амнезия на этот отрезок времени) возникают в связи с

помрачениями сознания.

Локальные поражения мозга (наруш-е эмоц-но – лич-й сферы).

1.Гипофизальная, гипоталамич-я область. В грубых случаях – гипофизарная

деменция (явление общего возбужд-я, эйфории, агрессии). Идет обеднение

эмоций (мимика, жесты).

При опухолях гипофиза. Акро-мегалии – связ.с гиперпродукцией соматотропного

гармона: астонизация (утомл-ть, повыш-е эмоц-й лабил-ти, ранимы),

ажитированная депрессия (на ряду с тоской агрес-ть, злоба). Критичность

м.б. сохранна. Адипозо-генитальная дистрофия – недостаток гармона гипофиза.

Вялость, сонлив-ть,безразл-ть, тупая эйфория. М.набл-ся эпилептиформ-е

припадки. Обедн.эмоц-й сферы. Опух.гипофиза м.выз-ть повыш. выработку

гидрокартизола (больные обидчивы, слезливы, неустойч-е настроение). Расст-

во влечений (аппетит, секс).

2.Височная область. Пораж-е правого виска – аффект страха, тоски, ужаса на

фоне вегетативных сдвигов. Приступы ярости. Деперсонализация, дереализ-я.

Левый висок – связ.с постоян-ми эмоц-ми р-ми: тревож. фобич-е депрессии,

ипохондр-ть, плаксивость. Медиальный висок (в обл.миндалин) – агресс-ть,

негативизм.

3. Лоб. Регул-т эмоц-ю сферу. Осн.проявления: эйфория, благодушие, некритич-

ть, эмоц.безразл-е, нет чувства ответст-ти. Личност-е измен-я – при

массивных пораж-х лба. При пораж-и базальных структур – вспыл-ть, раздраж-

ть, наруш-е соц-но детерминир-х эмоций ( юмор, совесть, ответств-ть).

Левостор-е пораж-я – затормож-ть, вялость, пассивн-ть, депрессия, подавл-

ть. Правостор-е пораж-е – беспечность, импуль-ть, отрицание своих дефектов

(анозегнозия).

В норме: лев.полуш-е связ.с положит-ми эмоциями; правое – с отриц-ми. При

пораж-ии: левого пол-я –усиление положит-х эмоций, правого – отрицат-х.

Локализация патологического процесса в базальных отделах лобных долей

приводит к целому ряду эмоционально-личностных расстройств. Рассматривая

эмоциональные процессы, в данном контексте, можно выделить следующие

составляющие, подлежащие анализу: общий эмоциональный фон настроения

больного, ситуативно обусловленные эмоциональные реакции, отношение к

своему заболеванию, устойчивость или лабильность аффективных процессов,

разнообразии эмоциональных реакций.

Оценка своего заболевания и его переживание, когнитивная и эмоциональная

составляющие внутренней картины болезни у больных с поражением базальных

отделов лобных долей принимают диссоциированный характер, хотя при этом

каждая из них не имеет адекватного уровня. Так, знание некоторых симптомов

своего заболевания, возможность формального их перечисления больным с

поражением правого полушария мозга сочетается с отсутствием целостного

представления о своем заболевании и его переживания (анозогнозия). Излагая

жалобы в ответ на вопросы, больной говорит как бы не о себе самом,

игнорируя при этом значимые симптомы. Общий фон настроения характеризуется

при этом благодушием, эйфорией, в ряде случаев - расторможенностью

аффективной сферы. Стабильность благодушного фона настроения проявляется и

в эмоциональных реакциях на неуспех при выполнении различных заданий.

Поверхностное, формальное называние симптомов заболевания в сочетании с их

игнорированием, отсутствие целостной внутренней картины болезни

свидетельствуют о том, что заболевание не вошло в систему смыслообразующих

параметров, не является составляющей самосознания. Поражение базальных

отделов левой лобной доли характеризуется общим депрессивным фоном

поведения, который однако не обусловлен истинным переживанием болезни,

когнитивная составляющая внутренней картины которой у больного отсутствует.

Отдельные эмоциональные реакции на неуспех могут иметь место в виде

негативизма, агрессии, насильственного плача. Такие эмоциональные

проявления носят лабильный характер.

В целом эмоциональный мир больных с лобно-базальной патологией

характеризуется обедненностью аффективной сферы, монотонностью ее

проявлений, недостаточной критичностью больных в ситуации

нейропсихологического обследования, неадекватностью эмоционального

реагирования.

Синдромы поражения медиальных отделов височной области изучены и описаны

недостаточно полно. Эта зона мозга имеет отношение, с одной стороны, к

таким базальным функциям в деятельности мозга и психического отражения как

эмоционально-потребностная сфера и тем самым – к регуляции активности.

Очаговые процессы в медиальных отделах височных долей могут проявляться

аффективными расстройствами по типу экзальтации или депрессии, а также

пароксизмами тоски, тревоги, страха в сочетании с осознаваемыми и

переживаемыми вегетативными реакциями.

31. Синдромы эфферентной и динамической афазии. Краткая характеристика.

Моторная эфферентная афазия

Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры

премоторной области - полей 44 и частично 45-го - зоны Брока.

При полном разрушении зоны Брока больной не может произнести ни слова, лишь

нечленораздельные звуки. Иногда в устной речи больного остается одно слово

или словосочетание (эмбол), которое используется больным, как замена всех

остальных слов (в сопровождении жестикуляции, с различной интонацией). При

этом больной в определенной степени понимает обращенную к нему речь.

При менее грубых поражениях звуковой анализ слова и возможность

артикулировать различные звуки речи сохранны, однако страдает двигательная

организация речевого акта («кинетическая мелодия»). Центральный дефект -

затрудненность переключения с одного движения на другое, вследствие

которого у больного возникают речевые персерверации в активной спонтанной

речи, повторной речи и письме. Как результат возникает вторичное нарушение

понимания речи и чтения.

Динамическая афазия

Динамическая афазия возникает при поражении областей, расположенных вблизи

от зоны Брока - 9, 10 и 46-е поля.

Речевая адинамия, или дефект речевой инициативы, проявляется в бедности

речи больных, отсутствии самостоятельных высказываний, односложности в

ответах на вопросы. Динамическая афазия протекает на фоне сохранности

речевой моторики и понимания устной речи. В основе этой формы афазии лежит

нарушение сукцессивной организации речевого высказывания - больные не могут

составить даже простейшую фразу, не могут развернуто ответить даже на

элементарные вопросы.

Большие затруднения больные испытывают при продуцировании заданных

ассоциаций; плохо актуализируют слова, обозначающие действие, причем

глаголы актуализируются труднее, чем существительные (в отличие от оптико-

мнестической афазии).

Динамическая афазия связана прежде всего с нарушениями структуры внутренней

речи - распад предикативной структуры, а отсюда - нарушения структуры

внешней речи, разнообразные аграмматизмы.

32. Сенсорная и акустика-мнестическая афезия.

Сенсорная афазия.

Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого

полушария (у правшей) - 41-го, 42-го и 22-го полей (зоны Вернике).

Артикуляция и оральные позы при сенсорной афазии сохранны, основа -

нарушение фонематического слуха. В грубых случаях больные вообще не

различают фонемы и не понимают обращенную к ним речь, отсутствует активная

спонтанная устная речь. В менее грубых - не понимают зашумленную или

быструю речь, т.е. речь в усложненных условиях, при параллельно 2 говорящих

не расчленяют 2 потока речи, воспринимают слитно. В устной речи часто

встречаются литеральные парафазии (замена звуков), реже - вербальные

(замена целых слов). Резко затрудняется письмо под диктовку (при сохранном

списывании), повторение услышанных слов, чтение (из-за невозможности

контроля за правильностью своей речи).

След. две иногда объединяют под общим названием «амнестическая афазия», но

Лурия их разделяет. Больной не может назвать предмет, как будто забывает

название. При подсказке первой буквы или слога сразу вспоминает.

Акустико-мнестическая афазия.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов коры

левой височной области - 21-е и частично 37-е поля.

Фонематический слух остается сохранным, больной понимает обращенную речь,

но не способен запомнить даже небольшой речевой материал - грубое нарушение

слухоречевой памяти. Резкое снижение объема слухоречевой памяти (до 2 - 3

слов) приводит к вторичному непониманию длинных фраз и вообще устной речи.

Затруднен поиск слов в активной устной речи, часты вербальные парафазии,

речь этих больных скудна. Характерны повышения ретроактивного торможения

(запоминания последних слов ряда), проактивного торможения (запоминания

первых слов ряда), реминисценции.

Больные с сенсорной и акустико-мнестической афазией компенсируют нарушения

в речи, активно используя интонации, жестикуляцию, пытаясь с их помощью

передать содержание высказывания.

33. Синдромы моторных афазий.

Моторная эфферентная афазия

Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры

премоторной области - полей 44 и частично 45-го - зоны Брока.

При полном разрушении зоны Брока больной не может произнести ни слова, лишь

нечленораздельные звуки. Иногда в устной речи больного остается одно слово

или словосочетание (эмбол), которое используется больным, как замена всех

остальных слов (в сопровождении жестикуляции, с различной интонацией). При

этом больной в определенной степени понимает обращенную к нему речь.

При менее грубых поражениях звуковой анализ слова и возможность

артикулировать различные звуки речи сохранны, однако страдает двигательная

организация речевого акта («кинетическая мелодия»). Центральный дефект -

затрудненность переключения с одного движения на другое, вследствие

которого у больного возникают речевые персерверации в активной спонтанной

речи, повторной речи и письме. Как результат возникает вторичное нарушение

понимания речи и чтения.

Афферентная моторная афазия

Лурией выделена специфическая форма афазии – афферентная моторная афазия –

обусловленная трудностями дифференцировки при произношении и восприятии

обращенной к больному речи отдельных звуков, близких по артикуляции (б - м;

н - д), и слов, произношение которых требует тонких дифференцировок в

артикуляторной моторике. К последним относятся слова и выражения,

содержащие как сочетания нескольких согласных звуков ("тпру", "стропила",

"кораблекрушение"), так и их неоднократное повторение в структуре

высказывания ("сыворотка из-под простокваши", "из-под топота копыт пыль по

полю летит").

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов теменной

области мозга (у правшей), 40-го поля.

Эта форма афазии связана с нарушением кинестетической речевой афферентации,

поступления ощущений от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий

во время речевого акта. Возникают нарушения произношения слов вследствие

трудности различения близких артикулем (по типу литеральных парафазий).

Больные не только неправильно произносят близкие артикулемы, но и

неправильно воспринимают их, что ведет к вторичному нарушению функций

слуховой системы.

Нередко у этих больных нарушается и неречевой оральный праксис, но иногда

афферентная моторная афазия может протекать на фоне полностью сохранного

орального праксиса. При повторении близких в артикуляционном отношении

гласных, согласных, при произнесении сложных слов больные фиксируют свои

ошибки, но не могут исправить, их рот как бы не подчиняется волевым

усилиям. Вследствие кинестетического дефекта вторично нарушаются письмо

(как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции

обычно ухудшает написание слов; при чтении привычные слова произносятся

правильно, а сложные слова произносятся неверно, с литеральными заменами.

34. Нарушение мышления при психических заболеваниях и локальных

поражениях мозга.

См. в.5 +

Наруш-е мыш-я при локальных пораж-х мозга. Для правил-го протекания мыш-я

необходимо: 1. Выделить цель (сохранить ее в теч.деят-ти) 2. Предварит-я

ориентировка в условиях задачи (импульсивные ответы должны тормозиться) 3.

Формир-е программы реш-я з., выбор ср-тв, выработка общей стратегии. 4.

Непосред-е осущ-е различ-х операций. 5. Контроль за результатом (сличение

получ-х рез-в с условиями з-чи).

Наруш-е процессов мыш-я м.возникать при различных по локализации пораж-ях

мозга. При локальных пораж-х мозга возникают: структур-е наруш-я

(операциональные) и динамичес-е наруш-я (временные и регуляторные).

При пораж-и лев.п-я – наблюд-ся афазии. Наруш-е спос-ти выполн-я верб.-

логич. операц.

Пораж-е лобных отделов – наруш-е прочности возникшего намерения ведет к

распаду всего строения интел-ой деят-ти. Наруш-е тормож-я непосредст-х

связей, выпадает ориентировоч-я основа деят-ти, наруш-ся сличение

результатов, ошибки перестают осознаваться. Причем, навыки, позволяющие

выполнять отдел-е операции, м.оставаться сохранными. При пораж-ии

премоторных отд.(задний лоб), зона Брока – осн.дефект – наруш-е динамики

интел-й деят-ти (стереотипные, запаздывающие ответы. Патологич-я инертность

– гл.фактор). Пораж-е задних (вис.-тем. и тем.-затыл.) отделов ведущего

полуш-я – прочно удерж-ют цель, ориентир-ся в условиях, создают гипотезы,

сличают каждый шаг. Наруш-я: системы речевых связей и нестойкость мнестич-х

следов, что мешает им удержать нужные операции и выполнить их во внутр-м

«умственном» плане. Пораж-е тем.-затыл. отделов лев.пол-я – затруднения в

сопоставлении одних элементов действия с другими, когда операции должны

опираться на «симультанные синтезы». При необходимости анализа грамматич-х

структур или числовых отношений (при сохранном намерении).

При психических заболеваниях:

1).Снижение Ур-ня обобщения – конкретно-ситуативные решения при

олигофрении, рано начавшийся эпилептический процесс, после перенесения

тяжелых форм энцефалита.

2). Искажение процесса обобщения – встречается в основном при шизофрении

(галлюцинатороно-параноидной форме), психопатия.

II. Динамика мш. 1) лабильность – травмы ГМ, атеросклероз ГМ, МДП в

маниакальной фазе. 2)инертность – эпилепсия, у больных с отдаленными

последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости.

III.Личностный компонент мш. 1). Разноплановость – шизофрения (особенно

параноидная форма). 2) резонерство – психопатия, шизофрения, .

Нар-е процесса саморегуляции познавательной д-сти: у больных шизофренией

(вялотекущая форма) происходит ослабление процесса саморегуляции мш.

выражающееся в нарушении конструктивной и мобилизующей функций при

относительной сохранности контрольной и активизации защитной. Снижена

побудительность целей.

Иногда нарушается способность к смене позиции, отчуждению и объективации

своих действий. Некритичность, сверхценные, идеи бредовые состояния

Изобретательский бред, кверулянтство - сутяжный бред, бред преследования,

бред отношения, бред величия, ипохондрический бред, бред самоуничижения,

любовный бред - можно разбить на три основные группы - величия,

самоуничижения, отношения. Непонятно, что это - нарушения личности или

мышления? Аргумент в пользу личности - нарушение адекватности самооценки.

При эпилепсии – нарушен регулятивный аспект целеобразования. В обоих

случаях нарушение целеобразования носят динамический хар-тер и зависят от

общей иерархии целей, стоящих перед испытуемыми. Они отражают

складывающиеся актуально в процессе решения взаимоотношения м\у

направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей. +

нарушения побудительного и регулятивного аспектов целеоборазования. При

незаданности предметного содержания целей в условиях их

произвольноговыдвижения проявляются характерные нар-я мш.: актуализация

латентных, необычных св-в предметов, абстрактность построения – шизофрения;

конкретность, детализация, ригидность мш. – эпилепсия.

35. Нарушение личности при психических заболеваниях.

1. Нарушения структуры иерархии мотивов.

Изменение мотивов часто сопровождает различные психические заболевания.

Основные характеристики мотивов – опосредованность сознательной целью и

иерархичность их построения (подчиненность одних мотивов другим). Иерархия

мотивов является относительно устойчивой, что обеспечивает устойчивость

всей личности. Один из мотивов является ведущим, именно он придает

человеческому поведению определенный смысл. Без ведущего мотива содержание

человеческой деятельности лишается личностного смысла. Патология приводит к

изменению мотивационной сферы человека, вызывая смену позиций, интересов,

ценностей личности. Патологические изменения опосредованности и иерархии

мотивов не выводятся непосредственно из нарушений мозга, а проходят

длительный путь формирования, при котором действуют механизмы, во многом

общие с механизмами нормального развития мотивов.

Хронический алкоголизм.Снижение в сфере потребностей и мотивов, сужение

круга интересов. Грубого изменения познавательных процессов не наблюдается:

больной справляется с заданиями, требующими обобщения, опосредования.

Недостаточная целенаправленность деятельности, некритичность больного.

Самооценка завышена, переживание успеха и неуспеха не выступает.

Общественные нормы и требования теряют роль регулятора поведения. Мотивы и

потребности становятся более примитивными, менее опосредованными,

неуправляемыми, приобретают характер влечений. Нарушается прежняя иерархия

мотивов, алкоголь становится смыслообразующим мотивом поведения. «Сдвиг

мотива на цель», (механизм образования патологической потребности такой же,

как и у нормальной). Разрушаются высшие потребности и установки личности.

Больные становятся инактивными, утрачивают прежние социальные связи, теряют

профессионализм. Деятельность из сложно организованной и опосредованной (в

норме) становится импульсивной. Равнодушие к исследованию, некритичность

(иная, чем у «лобных» больных), сочетается с агрессивностью.

2. Формирование патологических потребностей и мотивов.

В ходе развития личности мотивы собственной деятельности, поступки человека

становятся объектом его активного отношения, объектом его сознания.

Различные стрессовые ситуации могут привести к изменению самосознания.

Изменение самосознания является следствием нарушения рефлексии, это может

привести к изменению мотивов, их смыслообразующей функции, нарушению

эмоциональной реактивности.

Нервная анорексия: Заболевание начинается с аффективных переживаний по

поводу несоответствия «идеала красоты» и собственной внешности. Вначале

голодание является просто действием по достижению цели – идеала красоты,

затем это действие вступает в конфликт с витальной потребностью в пище и

«выигрывает» эту борьбу, само превращаясь в смыслообразующий, доминирующий

мотив. Потребность в пище реализуется в виде ее приобретения и

приготовления, т.е. происходит символическое замещение.

3. Нарушение смыслообразования.

А.Н. Леонтьев указывал на две функции мотивов - побудительную и

смыслообразующую, которые не всегда поддаются различению. Ослабление и

искажение этих функций приводят к нарушениям деятельности. В одних случаях,

когда смыслообразующая функция мотива ослабляется, мотив превращается в

«только знаемый». В других случаях сужается круг смысловых образований,

когда мотив, сохраняя в некоторой степени свою побудительную силу, придает

смысл меньшему кругу явлений, чем до заболевания. В результате многое из

того, что раньше имело для больного личностный смысл, постепенно теряет

его. Восстановлению социального статуса таких больных может помочь

включение их в реальную трудовую деятельность.

Шизофрения. Мотив «только знаемый», задание осознается больным, но это

осознание не регулирует деятельности (отщепление действенной функции от

«знаемой»). Отсутствие ориентировочного этапа в задании. Иногда интерес к

отдельным заданиям и тщательное их выполнение без учета отведенного

времени. «Странность», неадекватность поступков больных, нарушение

селективности деятельности. Оскудение деятельности больных, новые мотивы не

формируются. Иногда парадоксальная стабилизация определенного круга

смысловых образований.

4. Нарушение саморегуляции и опосредования.

Одним из важнейших индикаторов уровня развития личности является

возможность опосредования, самостоятельного регулирования своего поведения.

Процесс опосредования совершается на разных уровнях психического отражения

и выявляется уже на уровне операций. Через опосредование поведение человека

становится более произвольным и осознанным. О зрелости личности человека

можно говорить только в том случае, когда его поведение опосредуется

структурой согласованных дальних и ближних целей.

Невозможность оперировать знаком у больных с органическими поражениями

мозга (травмы, эпилепсия, нейроинфекции) является выражением более широкой

патологии поведения – нарушения опосредования и регуляции своих действий.

Недостаточность регуляции, замещение целевого действия случайным или

стереотипным становятся факторами, которые мешают опосредованию. Нарушение

опосредования у таких больных является проявлением более глубокого

нарушения – измененного отношения к окружающему и к себе, проявлением

распада их мотивационной сферы. Этот феномен особенно резко выступает у

больных с поражением лобных долей мозга, у которых аспонтанность является

ведущим радикалом в поведении.

Реактивное состояние после психических травм: Фиксированность на

травмирующих переживаниях, отсутствие планов на будущее. Эмоциональная

оценка предлагаемых заданий. Нарушение опосредования эмоционально значимых

слов при выполнении пиктограммы. Ослабление самоконтроля, нарушение

планирования. Осмысление ситуации носит патогенный характер (она

воспринимается как оскорбительная, несправедливая). Регуляция поведения на

неосознаваемом уровне за счет механизмов психологической защиты,

затрудняющая целостную оценку ситуации. Уход в собственные переживания.

Шизофрения: Потеря смыслообразующей функции дальних целей и ее регулирующей

роли в поведении. Эпилепсия: Инертность дальних целей, приводящая к

инертности деятельности.

5. Нарушение критичности и спонтанности поведения.

Нарушение опосредованности тесно связано с нарушением критичности,

подконтрольности поведения. Оно может выступать в виде нецеленаправленных

действий, расторможенности поведения, нецеленаправленности суждений,

некритичности (больной не замечает своих ошибок и не стремится их

исправить). Часто некритичность проявляется в виде нарушений спонтанности

поведения, инактивности.

Поражение лобных долей мозга. Синдром аспонтанности. Поведение продиктовано

не внутренними потребностями, а чисто ситуационными моментами («полевое

поведение»). Больные не отдают себе отчета ни в своих переживаниях, ни в

своем соматическом состоянии. Отсутствие планов на будущее. Сниженный

эмоциональный фон, особенно в части негативных переживаний. Инертность,

нецеленаправленность в деятельности, работа в максимально доступном темпе,

вопреки целесообразности. При выполнении задания множество излишних

суетливых движений. Выполнение задания методом проб и ошибок. Больные не

используют мышление как орудие предвидения, не планируют своей

деятельности, им безразличен конечный результат. Применяя старые навыки, не

могут освоить новых.

Повышенная откликаемость на случайные раздражители, нарушение

ориентировочной деятельности. Прерывистость восприятия. Внушаемость и

подчиняемость. При выполнении задания на раскладывание сюжетных картинок

единая смысловая линия заменяется описанием отдельных деталей. При

запоминании слов «кривая запоминания» носит характер плато. При поражении

премоторной зоны сочетание сверхоткликаемости с тенденцией к персеверациям,

которая также является проявлением аспонтанности. Нарушение строения речи

(парафазии, персеверации). Данные нарушения преходящи и динамичны и

возникают из-за снижения бодрственного состояния мозга.

Отсутствие мотива при выполнении задания.

6. Нарушение формирования характерологических особенностей личности.

Эпилепсия Изменение личности, характеризующееся сочетанием брутальности,

угодливости и педантичности. В начальной стадии болезни педантичность и

аккуратность являются средством компенсации первичных дефектов, затем

происходит перенос мотива из широкой деятельности на выполнения

вспомогательного действия.

Исследование уровня притязаний показало, что оный не вырабатывается,

смыслом работы становится само исполнение задания. Больной «застревает» на

стадии контроля за исполнением вспомогательного действия. Вместе со

смещением мотива смещается смысл деятельности, главным становится

исполнение отдельных операций. Аккуратность и педантичность становятся

способом отношения с окружающим миром, чертой характера.

36. Личностные расстройства: семейный генез, структура личности,

психотерапевтические подходы.

Расстройства личности (РЛ) – длительные (часто всю жизнь) стойкие нарушения

хар-ра, поведения, проявляющиеся во всех сферах жизни ч-ка. Выделяют:

шизоидное ЛР, шизотипальное, параноидное, пограничное нарцисическое,

гистрионное, антисоциальное, депрессивное, обсессивно–компульсивное,

зависимое, садистическое. (классификация психиатрическая, не совсем

корректно, т.к. это пограничные р-ва).

1. Шизоидные и шизотипальные личности. Отличие от больных шизо-ей: у Ш

всегда уровень личностной организации + психотическое. У ШЛ – пограничное (

может обладать и защитами высокого уровня, иметь сохранную идентичность и

ШЛ.

У шизоидного – ведущая черта стремление к самоизоляции, аутизация, эмоц-я

холодность. Шизотипическое – эксцентричность и странность поведения

(ясновидение, странные таланты). Обычно концентрируются там, где

парапсихологические феномены. Шизоидные никогда туда не пойдут. При этом

основной набор л-х черт одинаков:

1) Отсутствие близких друзей.

2) От-е честолюбия, равнодушие к похвале.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 Современные рефераты