Рефераты

Клиническая психология

3) Эмоц-я холодность.

4)Чрезмерная тревожность в ситуациях общения.

Типичный аффект – страх, ощущение собственной уязвимости, страх

«поглощения». Не вступают в близкие отношения т.к. боятся в них

раствориться. Пропасть.

Особенности- пренебрежение (равнодушие) социальными нормами (не понимают

зачем это нужно). ШЛ не будет здороваться с тем, кто ему не нравится, не

будет вести светской болтовни, если ему не интересно( нарушение социальной

адаптации. ШЛ не лицемерят, не бывают вежливы в глаза и негативно

относиться за глаза. Скорее они либо не будут общаться с неприятным ч-ком,

либо выскажут ему свое мнение о нем. Отсюда они воспринимаются как скрыто

–агрессивные. Они относятся с иронией к нашей приспособляемости.

ШЛ могут быть заботливыми, но всегда держат дистанцию. Им интересны занятия

психотерапией – можно заботится на дистанции. Часто талантливы в разных

областях.

В детстве гиперчувствительны, не переносят громких звуков, яркий свет.

Быстрая утомляемость, невысокая работоспособность часто соматические заб-я.

В семье, близком окружении – предстают как очень мягкие, кроткие люди. (

слишком много защитных мех-ов. Не допускают выражения чувств ( основной

конфликт – поиск привязанности и страх привязанности из-за страха

погощения. Сложность отношений с близкими(дисфункция секс-ых отношений.

Жалуются обычно не они, а партнеры (механистичность, холодность,

бесчувствие), однако сами ШЛ чувствуют все.

Этиология: генная предрасположенность + поведение матери – либо тревожно-

опекающее (не дает играть самому, заниматься собой), часто не молодой ШЛ

пациент и пожилая мать – вместе. Либо поведение матери дистантное – не

подпускающая к себе мать. Отсюда возможна фиксация на стадии расщепление

(теория объектных отношений – образ хорошей и плохой матери не

интегрируется, все и дальше воспринимается в черно – белом свете).

Психотерапия – сложно узнать что испытывает пациент. Необходима чтобы ШЛ

чувствовала безопасность в общении с ?. Если вести себя как мать – возможны

психотические срывы. Позиция- последовательного невмешательства пока ШЛ не

покажет границ. Нельзя давить – очень ранимы и уязвимы. Необходима

доброжелательность, поддержка слушателя. Важно оценить степень болезни –

если перешло в шиз-ю – требуется психиатр.

2. Параноидное ЛР. Недоверчивость, приписывание окружающим злых намерений.

Безосновательная подозрительность, хронические сомнения в лояльности,

надежности окружающих; не желание доверять другим, поиски скрытого смысла в

поступках, высказываниях окр., недоброжелательность к окр., не способность

прощать обиды, неуважение; ложное убеждение , что ему кто-то угрожает и

агрессивная р-я на это. Необоснованные сомнения в верности, отсутствие

чувства юмора, сочетающееся с недоверием и подозрит-ю; все основано на

проекции. Паранойя – идеальная проекция.

Комплекс переживаний: агрессия, недоброжелательность к окружающим, чтобы от

него избавиться – проецируется на других, их воспринимают как угрожающих.

Раз я их так воспринимаю ( могу к ним плохо относится ( что было

бессознательно – стало сознательным через проекцию во вне. Основное

переживание – я чувствую себя настолько опасным, что чтобы от этого чувства

избавиться я проецирую во вне ( чувствую опасными других.

Самоощущения ПЛ: колебания м\у двумя неравнозначными структурами Я

–всемогущий, торжествующий (образ), Я – униженный, презираемый. Отсюда

приписывание себе уникальной значимости. Если все думают какой я плохой (

все думают обо мне. Если против меня не будет заговоров ( я ничтожество,

никому не нужен.

Этиология: 1.семейные отношения, где реб-к объект злой критики и насмешек

(на реб., проецируют свою агрессию, козел отпущения). 2.мать переживающая

интенсивную тревогу. Гипертревожная мать либо отрицает проблему ре-ка

(боится увидеть), либо воспринимает ее катастрофически ( реб-к начинает

воспринимать себя как очень опасное существо. Все что я приношу матери-

катастрофа ( я опасный ( это из себя надо удолять.

3.Нарциссическое расстройство. Я сконцентрировано на ^ собственной ценности

за счет v других. Грандиозное ощущение собственного Я, поглощенность

фантазиями об успехе, убежденность в своей уникальности, потребность в

восхищении, чувство своей избранности, эксплуатация окружающих, отсутствие

эмпатии, зависть, высокомерие и надменность. (5 признаков – диагноз).

Главная тема – Я сам, остальные темы утрачивают значимоть. Только о себе и

только в превосходящей форме. Не терпимость к критике, агрессивные реакции.

Требуется аудитория. Центральный аффект – зависть, или испытывают сами, или

приписывают другим по отношению к ним (проекция собственной зависти).

Основные переживания – наличие расщепления на Я- грандиозного, надменного,

высокомерного и Я уязвимого, слабого, ничтожного, плохого, никуда не

годного (скрываемая сторона). ( задача не показать ничтожную половинку,

предпринять что угодно, чтобы не почувствовать себя таковым.

Защитные мех-мы : разнесение по полюсам- либо все, либо ничего;

обесценивание – идеализация.

Этиология: ключевой м-т – восприятие собственного ребенка, как

нарциссическое расширение самого себя (матери реб-к важен как продолжение

себя, несет какую-то функцию(школы для одаренных)). Родители НР

воспринимают реб, как нечто, к-е должно доказать им свою ценность.

(условное приятие)( реб-к понимает: любовь надо зарабатывать. Если реб-к

неталантлив, устал и т.д. – родители его отвергают. Реб., понимает, чтобы

быть принятым необходимо демонстрировать собственное совершенство. Чем

больше реб., достигает, тем больше радуются родит-ли, если не достигает –

разочарование (не выбран, не достиг…) . наличие в семье все время ситуации

оценивания. В обычной ситуации: этот конкретный поступок плохой. Родит-ли

НЛ расширяют это до момента общей плохости реб-ка. Возможна не прямая речь,

а трансляция разочарования родителей ( реб-к чувствует себя плохим, а за

что не знает .

Психотерапия: смутно ощущают, что с ними что-то не так. Приходят без

конкретного запроса. Приводит смутное чувство. Далее встречают нового ч-ка

( отъигрывают свой сценарий. Терапия трудна из-зи обесценивания, отсутствие

благодарности + присутствие зависти. Либо личность ? обесценивается, либо ?

становится объектом зависти.

4. Гистрионное ЛР (истерическое). Диагностические категории: ощущение

дискомфорта, если не в центре внимания, обилие сексуального обаяния в

отношениях с другими (постоянная эротизация отношений, флирт, кокетство,

эротич., игра). Лабильность и поверхностность эмоций (легкая изменяемость

от слез к смеху, легко эмоции переходят друг в друга). Использование

собственной внешности для привлечения внимания, выразительный но не точный

стиль речи (говорит всем внешним видом, что сказал – не понятно).

Драматизация в выражениях эмоций. Повышенная внушаемость, открытость

любому влиянию. Понимание межличностных отношений, как более интимных чем

есть на самом деле. Базовое переживание – ревность (семья, работа, дружба…)

защитные м-мы: Контрфобия (специфич-й) – чего боюсь- туда и лезу. Работает

по нескольким направлениям: 1. Ведущее – стыд. (за то, что девочка, слабое

тело) ( превращается в эксбиционизм (яркая одежда, привлечение внимания).

2. чувствуют себя хуже других +контрфобия ( хотят быть в центре внимания.3.

Бесконечное соблазнение поведением – следствие боязни секс.отношений.

Другие з-е м-мы: регрессия и вытеснение.

межличностные отношения: всегда поиск и ожидание сильного мужчины, к-й

скоро придет, и все будет хорошо + защитные мех-мы идеализации будущего.

Типичные мифы: идеализация прошлого, был человек, его очень любили,

разбился на машине. Жду кого-то из командировки, тюрьмы и т.д. объект

идеализируется пока не попал в поле зрения. Неудовлетворенность в секс-ых

отношениях в силу стыда к своему телу, превосходства муж. Частые жалобы на

боль, аноргазмию, вагинизм. Связано с тем, что они в следствие расщепления

объектных отношения не способны к зрелым отношениям – нельзя получить

удовлетворение с тем, кого боишься. М.б. секс-но неразборчивы из желания

заполучить муж-ю силу. Когда мож-на принимает авансы за чистую монету, жен-

на боится отказать т.к. боится муж силы. Утром стыд(глубинное

неудовлетворение.

Этиология: 1.специфические отношения в семье – истории про неодинаковую

ценность муж и жен пола. Когда маленькая девочка осознает, что предпочитают

брата ( развитие ревности.(часто пациенты имеют братьев, сестер.) 2. Если

родители хотели мальчика, а родилась девочка. 3. Когда в семье изначально

разные отношения к муж и жен. Если девочке обращают внимание только на ее

инфантильные черты, никогда не оценят выше, с другой стороны, ее братьям

могут демонстрировать, что нельзя вести сея как дев-ка ( она не правильно

себя ведет. 4. вхождение в Эдипова фазу: в норме отец замечает, как его

дочь хороша. Это не этор чувство, но накладывает отпечаток. У ГР отец в

этом плане отвергает дев. Она ему не интересна. В этом же возрасте дев

понимает, что красота, женственность обладает некоей властью над муж 9с

одной стороны ее женств, отвергается, с другой – власть). Расщепление

объектных отношений – Я – маленькое, слабое, испуганный ребенок, и сильный

властный другой. При таком формировании у меня слабого есть потребность

завоевать силу и власть другого: имея при себе сильного, властного мужчину.

Это специфический защитный м-м контрфобия – чего боюсь, туда и лезу.

5. Антисоциальное ЛР(психопат, психопатия, социопат). Не способность

соблюдать принятые в обществе нормы, нарушает их только потому, что это

закон. Склонность ко лжи, стремление получить от этого выгоду. Крайняя

импульсивность поступков, не способность к планированию ( всегда легко

провоцируются на «слабо». Раздражительны и агрессивны, безрассудное

игнорирование личной безопасности и безопасности окружающих.

Безответственное отношение к своим обязанностям. Неспособность к

сочувствию, равнодушие к интересам окруж-их. Может находить оправдание в

рационалистическом подходе (я его побил, но он сам был виноват). (3

признака – диагноз).

Главный аффект – власть (импульсивная, анархическая) главная цель – всех

«сделать». Нет удовольствия в мучениях других. Задача напугать, потрясти,

продемонстрировать силу.

Этиология: развивается в детсве в условиях тотального хаоса и беспорядка.

Слабая, депрессивная, подавленная мать с мазохист-ми наклон-ми, властный,

взрывной, опасный отец. Алкоголизм, наркомания ( реб-к видит только 2

позиции: власти и всемогущества достигают силой; вторая позиция –

зависимая, подавленная, выполняющая приказы. Любые чел-е чувства считаются

проявлением слабости, обесцениваются. Не формируется жесткого сверх Я ( нет

инстанции совести – это клиническая патология ( никаких правил,

распорядков.

6.Обсессивно-компульсивные ЛР. Считается типично мужским. В первый раз

проявляется в подростковом возрасте: озабоченность порядком, правилами,

стремление к собственному совершенству и контролю (не детское) ( хорошо

учатся, в компаниях – роль третейских судей, миротворцев т.к. выглядят

взрослее. М.б. отверженными т.к. специфические интересы, не играют в

авантюрные игры, не сбегают с уроков. Поглощенность деталями, списками,

правилами, планированием в такой степени, что основная цель работы

теряется. Стремление к совершенству к-е мешает выполнить работу (не

закончат к определенной дате т.к. найдется масса недоделок, годами не

заканчивают работу над диссертациями). Чрезмерная загруженность работой в

ущерб отдыху. Чрезмерная совестливость, скрупулезность, отсутствие гибкости

в вопросах морали, этики нравственности. Неспособность избавляться от

ненужных вещей. Нежелание и неумение делить ответственность – работу

выполняет всегда сам. Скупы – и по отн-ю к себе и к другим. Ригидность и

упрямство. (4 признака – ОКР).

Этиология: излишняя строгость, требовательность, стремление к чистоте,

выполнение всего строго по расписанию присущее матерям ОК. они часто

строгие, жесткие, эмоц холодные. Черты ОК закладываются на анальной фазе

(приучение к горшку). Темы ответственности, долга, контроля и чувство

вины. Реб-к + подкрепляется когда хорошо себя ведет, тогда, когда трудится.

Или если считается, что получать удовольствие опасно (чем ^ тем ^жесткость

контроля). +отношение родит-лей к детской мастурбации, воровству и т.д.ОК

матери накажут, прочтут нотацию, запретят. Связано и с тем, что они

пытаются контролировать все сферы жизни реб-ка. (в патологических случаях

вплоть до выделительных в-ций – если раз в сутки не сходил – будет клизма (

тотальный контроль и изнутри.) на это реб реагирует регрессом, протестом,

ведет себя как младенец, что ведет усиление контроля матери. У реб

возникает чувство, что он грязный (описал Фрейд), плохой ( нужно стать

лучше и чище а для этого надо много работать. Внутри ОК это ребенок, к-й

чувствует себя грязным неумехой, неряхой.

Защитные мех-мы: основываются на формальной логике – интеллектуализация,

формализация. Хар-на изоляция – отделение аффекта от самого себя,

благодаря чему не переживают слишком сильный аффект. Сдержанность –

основная ведущая черта. Склонность к образованию ритуалов – навязчивый

счет, разбор предметов по порядку и т.д. сдерживают свою агрессию (масса

соматических симптомов, аутоагрессия. Образование навязчивости – мытье рук,

ненавидят животных и т.д.

7.Депрессивное ЛР. Непреходящая печаль, сниженная энергетика, неспособность

радоваться обычным удовольствиям, вегетативные нарушения (проблемы питания,

сна и саморегуляции). Фрейд противопоставил нормальному переживанию горя: в

депрессии то, что переживается как потерянное или разрушенное является

частью самого себя. Когнитивные, аффективные, сенсорные процессы и

воображение, к-е резко тормозятся при внезапной клинической депрессии, в

психике действуют хроническим, организующим, самостабилизирующим образом.

ДЛ часто бывают полными, любят есть, пить, курить, гворить, целоваться и

получать другие оральные удовольствия. ДЛ в депр-ом состоянии направляют

большую часть своего негативного аффекта на самого себя, ненавидя себя вне

всякого соотнесения со своими актуальными недостатками. Вместо гнева

чувствуют вину - Главный аффект + печаль. Великодушны, чувствительны,

терпеливы к недостаткам других.

Этиология: есть гипотеза о передаче генетически. Другая – поведение

родителей создает основу для дистимических реакций детей. Классическая

теория – люди становятся фиксированными на той инфантильной стадии, в

течение которой они были избалованы или подвергались депривации,

депрессивные индивиды рассматриваются как люди, пережившие слишком раннее

или внезапное отнятие от груди или другую раннюю фрустрацию, к-я превзошла

их способности к адаптации. + дети проецируют свои реакции на объекты

любви, к-е покидают из, воображая, что те покидают их, чувствуя гнев или

обиду. (идеализируется потерянный объект, вбирается в себя все негативные

аффекты, в ощущение собственного Я. Ранняя потеря не всегда м.б. явной,

если р-к уступает давлению родителя и отказывается от зависимого поведения

до того , как будет эмоционально готов сделать это. Процесс сепарации –

индивидуации в Д динамике когда боль матери в связи с ростом ее ребенка

столь сильна, что она или цепляется за него и вызывает чувство вины (Мне

будет одиноко без тебя), или контфобически отталкивает ребенка от себя

(Почему ты не можешь играть самостоятельно). В первой ситуации дети

остаются с чувством, что нормальное желание быть агрессивным и независимым

причиняет боль. Во втором – они научаются ненавидеть свои естественные

стремления к независимости. В обоих случаях часть своей личности

переживается как плохая.

Психотерапия при пограничных расстройствах и ЛР.

Начало работы – диагностика. Далее – обстоятельный анализ данных, анализ

истории жизни. Псих-я пограничных всегда связана с обострением. Требуется

длительная терапия, но такие пац-ты не всегда его выдерживают (т.к. большое

напряжение). Могут возникнуть суицидальные попытки т.к. энергия

возвращается в самую больную точку. Возможно привлечение психиатра как

побочную фигуру, использование комбинированного медикаментозного лечения.

Пограничные р-ва часто сопряжены с ЛР.

37. Структура личности и особенности самосознания пациента с

пограничными личностными расстройствами.

Пограничные личностные расстройства (ПЛР)(круг Кернберга) - характеризуются

диффузной идентичностью, наличием особых механизмов защиты (идеализация,

расщепление, отрицание…), временным нарушением тестированием реальности (

н\р в момент стресса).

Выделяют некоторые патогномонические признаки:

1. Специфические переживания пустоты и скуки (без депрессии, отсутствие

интереса, пустота внутри)

2. Самоповреждающее поведение – любые способы нанесения себе ущерба

(физич-го и морального). Это для того, чтобы почувствовать боль. Если

в депрессии – чтобы наказать себя, пограничный – чтобы хоть что-то

почувствовать, ощутить себя в этой реальности.

3. Суицидальное, парасуицидальное поведение – может повредить жизни на

подсознательном уровне, отсутствие осторожности за свою жизнь,

бессознательное стремление к смерти (н\р наркомания).

4. Интенсивная импульсивность во всех сферах жизни. Проявляется в эмоц-й

неустойчивости, колебании настроения, в течении короткого времени.

5. Полное отсутствие контроля над гневом – гнев застигает врасплох,

остается только подчиняться ему.

6. Бурные, неустойчивые межличностные отношения в которых есть постоянное

колебание от обесценивания до идеализации партнера.

7. Непереносимость одиночества. Нет внутренней стабильности. Все чувства

существуют только пока высказываются. Никого нет ( никто не говорит (

неизвестность.

8. Неустойчивость, диффузия идентичности (н\р нечетко осознает свой пол.

Это можно видеть в проективных методиках рисунок человека)

9. Эпизодические, связанные со стрессом реакции диссоциации (переживание

себя от самого себя) или параноидальные.

38. Возможности невербальных методов в психодиагностике и психотерапии.

Невербальный материал м.б. осмысленным (геометрич-я фигура, рисунки,

фотографии, предметы и т.д.) и невербальным бессмысленным (необычные

геометрические фигуры, чернильные пятна).

Невербальные тесты: это тип м-к, в которых тестовый материал представлен в

наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений). Они

включают речевую способность испытуемых только в плане понимания

инструкции, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные,

психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются

Прогрессивные матрицы Равенна. НТ уменьшают влияние языковых и культурных

различий на результат обследования. Они облегчают процедуру обследования

испыт-го с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. НТ

широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления.

В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта,

общих и специальных способностей, тесты достижений.

39. Синдромы мозговой несформированности у детей. Краткая х-ка. Пути

коррекции.

40. Саноцентристское определение здоровья (устав ВОЗ).

З.- состояние полного телесного, псих. и социального благополучия, а б.-

нарушение адаптационных возможностей. С этими терминами связанны норма и

патология (виды: отклонения - в псих. ф-циях; девиации - в детстве и

отрочестве; аномалии - для патологии отклонения отд. псих. функций).

ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного благополучия — физического,

душевного и социального».

Здоровье понимается прежде всего как отсутствие болезни, следовательно,

отсутствие отклонений в биологических структурах или процессах в организме.

Согласно Парсонсу (Parsons, 1976. S. 71), здоровье можно в конечном итоге

«...определить как состояние оптимальной работоспособности индивида в

смысле эффективного исполнения ролей и задач, соответствующих его

социальному статусу». Таким образом, здоровым является работоспособный

человек, который оптимально соответствует «нормальным» ролевым ожиданиям и

который в состоянии справиться с повседневными требованиями (Becker, 1995),

в результате чего нет нужды приписывать ему особую роль больного. Здоровье,

следовательно, тоже можно рассматривать исходя из трех разных перспектив:

здоровье, хорошее самочувствие, роль здорового. Понятие «болезнь»

используется для характеристики только таких состояний, которые уже не

выглядят нормальными, а потому нуждаются в особом объяснении. Это могут

быть уже заметные или тревожные изменения в самочувствии (в первую очередь

боли), в поведении и работоспособности какого-то человека, которые не

характерны для него обычно. Используя понятие «болезнь», мы объясняем такие

изменения: они являются следствием каких-либо (предполагаемых) изменений в

самом человеке, как правило, в его организме. Это соответствует

субъективному впечатлению человека, который и сам называет себя больным.

Более точное обозначение этого субъективного состояния — плохое

самочувствие; болезнью же можно назвать то, что индивид «имеет на самом

деле», а именно конкретное изменение в нем самом. Кроме психологического

(«плохое самочувствие») и телесно-биологического аспектов («болезнь»)

существует еще социальный аспект: изменившееся поведение больного («больное

поведение») становится очевидным для окружающих и тем самым оно

превращается в социальное явление.

41. Ресурсы здоровья в профессиональной д-сти ч-ка.

42. Ресурсы здоровья в семейной ситуации ч-ка.

43. Ресурсы здоровья в сфере коммуникативной жизни ч-ка.

44. Психология телесности. Телесноориентированная терапия.

Согласно мнению сторонников телесной терапии, даже если вы намеренно и

сознательно не боретесь со стрессовой ситуацией, на нее, тем не менее,

отреагирует ваше тело. Переживания отражаются в том, как люди двигаются,

дышат, управляют своими мышцами, а также в болезнях, которыми они страдают.

Более того, септические язвы, высокое кровяное давление и другие

соматические недуги, по крайней мере частично, обусловлены длительным

стрессом.

Телесные терапевты пытаются преодолеть барьер между психическим и

физическим, подчеркивая значение интеграции тела и разума. Телесные

терапевты, делают акцент на знакомстве с телом, подразумевающем расширение

сферы осознания индивидуумом глубоких организмических ощущений,

исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных

телесных состояниях, и обучение реалистичному разрешению конфликтов в этой

области.

Такие разновидности телесной терапии, как биоэнергетика, метод

Фельденкрайса, метод Александера, структурная интеграция (рольфинг) и

первичная терапия, исторически связаны с терапевтическими методами

Вильгельма Райха.(см.в.13)

Понятие энергии имеет решающее значение для телесной терапии. В

биоэнергетике тело изучается через его энергетические процессы, и

описывается "биоэлектрический океан" химического и электрического обмена.

Для участников группы оптимальное отношение к телу означает развитие

спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм от кожной

периферии до процессов метаболизма. Все, что нарушает течение энергии в

любой части тела, воздействует на человеческое чувство удовольствия и

целостности. Согласно Коуэну, невротики не могут управлять возбуждением и

минимально толерантны к боли и удовольствию. Они расходуют большую часть

своей энергии на включение механизмов психологической защиты, направленных

на то, чтобы избавиться от травмирующих личность мыслей, чувств, внешних

событий. Телесные терапевты утверждают, что свободно текущая естественная

жизненная энергия (для ее обозначения Райх придумал термин "оргонная

энергия") является основой функционирования здоровой личности. Эта энергия,

накапливаемая в результате потребления пищи, жидкости и кислорода,

непрерывно течет по телу здорового человека. Избыток энергии, согласно

Райху, рассматривается как сексуальное напряжение, для снятия которого

необходим телесный оргазм. Невротические индивидуумы направляют энергию на

поддержание мышечного напряжения и этим подавляют свою сексуальность. Лоуэн

в развитии понятия "энергия" не пошел дальше предположения о том, что некий

вид жизненной энергии, называемый "биоэнергия", включен во все жизненные

процессы, в том числе в движение, мышление и чувства Представляется, что

некоторые люди, особенно депрессивные и замкнутые, обладают небольшим

уровнем энергии. Стандартной процедурой при работе с депрессивными

клиентами является попытка повысить их энергетический уровень, что

предусматривает организацию режима питания и сна.

Биоэнергетические методы имеют целью облегчение самовыражения посредством

мобилизации энергии тела и возвращения людей к их первичной природе.

Первичная природа человека - это состояние искреннего удовольствия, которое

возникает, например, при детском любопытстве и изумлении. Удовольствие -

это свобода телодвижения и свобода от мышечного напряжения. . Практики

телесной терапии утверждают, что межличностная отчужденность обусловлена

именно отчуждением от собственного тела Наряду с понятием энергии основным

понятием телесной терапии является мышечная броня. Под броней Райх

подразумевал хроническое мышечное напряжение, изолирующее человека от

неприятных эмоций. Когда мышцы напрягаются, чувства притупляются, другими

словами, "мышечная броня" мешает течению оргонной энергии вверх и вниз по

телу. Между хроническими энергетическими блокировками на физическом уровне

и подавляемыми эмоциями на психологическом уровне существует сложное

соединение физических и психических параметров Мышечное напряжение связано

с различного рода ситуациями и травмами, переживаемыми индивидуумами в

процессе их развития. Но так как ригидность характера заключена в теле, в

"броне", эффективнее ослабить "броню", чем пытаться изменить невротические

черты характера - например, с помощью психоаналитически ориентированной

терапии. Общая биоэнергетическая модель предполагает, что чувства и

импульсы, выражению которых препятствует страх, видоизменяются, подавляются

или скрываются, приводя к телесной ригидности, энергетическому распаду и

изменениям. Лоуэн описал пять типов характера, названия которых отражают

психоаналитическую подоплеку его взглядов. В основу своей классификации

Лоуэн положил принимаемые индивидуумами защитные позы тела, помогающие

выявить проблемы подвижности. Обычно членам группы присущи различные

комбинации типов характера: шизоидный, оральный, психопатический,

мазохистический, ригидный.

Структура шизоидного характера предполагает наличие такой важной проблемы

как признание своего существования самим человеком, невозможность разрешить

себе просто быть.

Чертами орального характера являются слабое чувств о независимости,

стремление держаться за других, пониженная агрессивность и внутренняя

потребность в поддержке, помощи и заботе. Эта тенденция может быть скрыта

за преувеличенной позой независимости.

Потребностью личности с психопатическим характером является желание

доминировать и контролировать других. В этом контексте страх падения

является страхом неудачи, страхом потерять контроль над положением дел,

быть некомпетентным, незначимым и неуважаемым для окружающих (литературные

прототипы - мачехи в разных сказках)

Структура мазохистского характера описывает человека, который страдает,

жалуется, но ничего не делает из-за страха, что неизвестное будущее может

быть хуже настоящего. Покорность является основной тенденцией этого типа.

Страх падения в этом контексте тесно связан с желанием "быть хорошим".

Человек готов оставаться в не выгодном положении, терпеть, лишь бы

окружающие относились к нему доброжелательно (литературные прототипы -

Старик из "Сказки о Рыбаке и Рыбке", Золушка).

Особенностью структуры ригидного характера является тенденция этих

индивидов держать себя несгибаемо, с гордостью. Голова держится высоко,

позвоночник прямой. Этот характер боится уступить, приравнивая это к

подчинению или падению (литературные прототипы - Трусливый Лев из

"Волшебника Изумрудного Города", Чудище из "Аленького цветочка")

Метод Фельденкрайса имеет целью формирование лучших телесных привычек,

восстановление естественной грации и свободы движений, утверждение образа

"Я", расширение самосознания и развитие возможностей человека. Фельденкрайс

не занимается эмоциональными источниками наибольших физических напряжений.

Утверждает, что деформированные паттерны мышечных движений приобретают

застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания. При

плохой позе мышцы берут на себя часть работы скелетной структуры.

Внимательно относясь к мышечным движениям, включенным в произвольные

действия, мы начинаем распознавать мышечные усилия, которые обычно скрыты

от сознания.

Метод Александера - утверждал, что человеческий организм есть единое целое

и деформация одного компонента негативно влияет на все тело. Привычка

определяет функционирование. Привычка - характерный способ реагирования

человека на все, что он делает. Привычки закрепляются их постоянным

использованием, и привычные телесные позы человека не обязательно будут

правильными. Метод Александера направлен на исследование привычных телесных

поз и их улучшение, помогает участнику создать правильные взаимоотношения

частей тела. Александер указывал, что при правильной телесной позе голова

должна вести тело, спина - быть свободной от аномальных изгибов и давления,

а поддерживающие скелетную основу мышцы должны находиться в динамическом

равновесии.

Первичная терапия, (создание- психолог Артур Янов). По Янову, главной

причиной невротического поведения являются заблокированные, болезненные

эмоции, и единственным лечением может служить повторное переживание этих

негативных чувств. Теория первичной терапии предполагает, что, когда не

удовлетворяются такие потребности человека, как чувство голода, тепла, а

также потребность в разрешении, стимулировании, поддержании и развитии его

возможностей, накапливаются фрустрация и обида, которую скрывают пласты

физического и психического напряжения. Эту психическую травму Янов назвал

"первичной болью". Люди часто находят такой выход напряжению, при котором

могут полностью не осознавать болезненных чувств. Этим выходом является

неизменно симптоматичное, саморазрушающее поведение, которое служит

средством сведения тревоги до минимума. Человек должен пережить всю полноту

первоначальной боли и связать текущее переживание с ранними воспоминаниями.

Первичная терапия объединяет ассоциативные цепи воспоминаний из далекого

прошлого с мобилизацией метаболического энергетического потока в настоящем,

используя словесную конфронтацию и дыхательные методики.

45. Возможности саморегуляции в поддержании собственного здоровья.

См.в47 + аутогенная тренировка, техники НЛП ит.д.

46. Психодиагностика в работе клинического психолога.

В ? не существует диагноз. Диагностика проводится если 1. если есть

болезни, протекающие в сжатой форме (не все симптомы видны).2. не типичное

заболевание. 3. больной в состоянии ремиссии. М.б. проведена 1)

дифференциальная диагностика. 2) Топическая диагностика (неврология,

нейропсихологическая – в клиниках).3) Функциональная диагностика: не

выявляет поражений мозга при неврологич. И нейропсихич. диагностике. Только

минимальные нарушения функций мозга, выявление сохранных ф-ций, описание

их в анализе. 4)Индивидуально-личностная диагностика: при составлении ?

портрета испытуемого сопоставляются результаты наблюдения до и во время

работы с рез-ми по методикам.

1.Сначала собираются данные (анамнез), сюда входят пол, возраст,

образование, семейное положение. 2. Данные о семье, где рос: кол-во детей в

родит. семье, какой по счету ребенок, какие отношения были в семье,

интересы, хобби, значимые события с момента рождения (и + и-), травмы, м.б.

длительная госпитализация. 3. Выдвигается гипотеза: какие предполагается

увидеть личностные хар-ки, самооценка, мотивация достижения, на сколько

обучаем. 4. Поведенческий портрет: особенности внешнего вида, поза,

раскован - зажат, мимика, позиция общения, поведение по отношению к себе и

т.д.

Фиксация наблюдения ведется на протяжении всего исследования.

Психодиагностическое обследование (пдо) – деятельность психолога, конечным

результатом которой является психологический диагноз. Выделяют три

основных этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования;

переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз

или прогноз).

Сбору данных с помощью психодиагност-их методик (тестов) должен

предшествовать период ознакомления с нек-ым комплексом объективной и

субъективной информации об обследуемом ( н\р история болезни, заключения

других специалистов и т.д). с этой целью м.б. использованы и опросники-

анкеты. Важно предварительное изучение обследуемого. Этим создается

основной фон пдо., намечаются элементы рабочей картины личности,

необходимые для диагноза и прогноза. Пдо всегда система взаимодействия

экспериментатор – обследуемый, необходимо учитывать влияние различных

переменных, включенных в хту систему (ситуационные переменные, к которым в

первую очередь относятся психодиагностические ситуации, переменные цели

обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого). При

выборе психод-их методик следует руководствоваться сведениями об их

надежности и валидности по отношению к диагностической задаче. Этап сбора

данных завершается представлением полученных результатов в виде, который

задан типом методики (построение профиля личности, перевод сырых баллов в

стандартные величины, расчет коэффициента интеллекта.).

В процессе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно

выделяют два пути: клинический и статистический. Клинический ориентирован

на опыт исследователя, интуицию, его особенность – доверие к субъективному

суждению. Статистический подход предусматривает учет объективных

(количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, н\р

уравнения регрессии. Вопрос об эффективности этих подходов не м.б. решен

альтернативно. в полноценном пдо необходимо гармоничное сочетание

клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2010 Современные рефераты