Клиническая психология
47. Эмоциональный стресс и психическая саморегуляция.
Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под
влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных
систем организма и психики. Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским
физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий
целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс,
проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в
основном второе представление о стрессе. Таким образом, стресс – это
напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на
предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием
стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут
вызывать и личностные факторы.
Основное "тело" стресса составляют совокупность фрустрации, тревоги и их
взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями.
Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность
сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое
возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются;
довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная
возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора;
резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к
алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание
аппетита; невозможность вовремя закончить работу.
Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется
индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности:
психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям
(сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у
личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление
к преодолению препятствий и т.д.
Стресс – это эмоциональное напряжение. Нагрузка на психику, которые
испытывает человек в результате внешних воздействий. Стресс не является
причиной нашего болезненного состояния, это и есть само состояние, а
причину, вызывающую стресс, психологи называют стрессор. Стресс – явление
индивидуальное, и мы сами довольно легко приводим себя в это состояние.
Возможные психологические последствия стресса
ТРЕВОГА
чувство, что должно произойти что-то плохое
постоянное беспричинное беспокойство и нервозность
неспособность расслабиться
ДЕПРЕССИЯ
чувство бессилия или беспомощности
сонливость
ослабление памяти и внимания
Механизмы преодоления этого состояния индивидуальны и зависят от конкретной
ситуации: Во-первых, это методика, направленная непосредственно на
устранения причин стресса. Имеется в виду проблемно-ориентированная
стратегия длительного действия, изменяющая либо ситуацию, либо самого
человека. Вы находите причину стресса и устраняете ее. Этот метод применим
лишь в том случае, когда вы точно осознаете причины, вызвавшие стресс,
хотите их устранить и вас не устраивает быстрое, но временное решение
проблемы, или же вы чувствуете приближение стрессового состояния и хотите
себя соответствующим образом подготовить.
Во-вторых, существуют так называемые быстрые методы, которые способны
ненадолго облегчить сложившуюся ситуацию. В таком случае вы пытаетесь
снизить уровень уже наступивших стрессовых реакций и стремитесь избежать
усиления их. Эти методы применимы тогда, когда вы не можете (в силу тех или
иных обстоятельств) устранить причину, вызвавшую стресс.
Работа по саморегуляции для психолога необходима, возможно, в гораздо
большей степени, чем для многих других профессий. Она затрагивает четыре
основные сферы:
1) Эмоциональные процессы
2) Интроцепцию – телесные процессы и ощущения.
3) Когнитивные процессы
4) Поведенческую сферу.
Психологу необходимо работать со всеми сферами. Существует большое
количество техник в различных направлениях психологии и телесно -
ориентированной терапии, с помощью которых возможно снятие напряжения,
негативных эмоций и ощущений. Необходимы экстереоризация – вывод
внутреннего во вне (эмоции, самооценка, телесные ощущения), децентрация –
смещение внимания с себя на что-либо (например на животных), кроме того
существуют многочисленные техники релаксации.
48. Основные подходы и психокоррекция в поведенческой психологии.
Поведенческая терапия – метод сложившийся в США. Основан на принципах
бихевиоризма. Психические и эмоциональные расстройства рассматриваются при
этом как нарушение адаптации индивида к существующим условиям. Задача П,Т,-
формирование привычек, облегчающих конформное приспособление ч-ка к
действительности. Разница м\у нормальным и ненормальным поведением
определяется лишь степенью приспособленности индивида к среде. Поэтому
любое несогласие с социальными условиями и любые действия протеста против
них также трактуются как ненормальность, требующая, подобно неврозам,
исправления методами терапии. П,Т, представляет собой реакционное по своей
сущности направление. В настоящее время понятие П,Т, все чаще заменяется
понятием модификация поведения.
Поведенческая терапия /behavior therapy/ (от греч. theraрeia – лечение) —
поведенческая терапия, будучи видом специфического научения, опирается на
принципы классического и оперантного обусловливания, при учете данных
социальной психологии и психологии развития. В дальнейшем принципы
поведенческой терапии разрабатывались Х. Айзенком, Дж. Вольпе, А. Бандурой
и др. Невротическое поведение рассматривает как выученное поведение.
Невротическое поведение является псевдоадаптивным. Симптом основан на
неправильном научении. Симптоматика связана с индивидуальным особенностями
обусловливания, вегетативной лабильности, а также случайными условиями
окружающей среды. Излечение опирается на актуальные привычки, и обращение к
истории в большинстве случаев излишне. Исцеление наступает, когда
устраняются симптомы, т.е. при погашении неадаптивных и формировании
желательных условных реакций. исцеление симптома ведет к существенным
улучшениям, т.к. на этой основе происходит также угашение вегетативных и
двигательных рефлексов. Связи с личностью терапевта могут выступать
дополнительным благоприятным фактором, но они не являются принципиальными.
49. Основные походы и психокоррекция в гуманистической психологии.
Гуманистическая психология. Основоположник гуманистической психологии
Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые
отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек
был душевно здоров.
Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов
Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической
деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие
влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая
психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е.
удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии
собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности.
Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм).
Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно
человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример –
сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).
Согласно Г.П., устремленность к будущему, к свободной реализации своих
потенций (Олпорт), в особенности творческих (Маслоу), к укреплению веры в
себя и возможность достижения идеального Я (Роджерс). Центральная роль
отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не
конформное поведение, а рост конструктивного начала чел-го Я, целостность и
силу переживания к-го призвана поддержать особая форма психотерапии.
Роджерс назвал ее терапией, центрированной на клиенте, что означало
трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как
пациента, а как клиента, к-й сам берет на себя ответственность за решение
тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию
консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в к-й клиенту
легче организовать свой внутренний «феноменальный» мир и достигнуть
целостности собственной личности. Понять смысл ее существования
(экзистенции). Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически
чел-ое в личности, Г.П., неадекватно и односторонне представляет последнюю,
поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.
Терапия – это обретение клиентом свободы расти и развиваться. Опора на
чувства, в меньшей степени – на интеллектуальное осознание ситуации;
занимается непосредственно ситуацией, а не прошлым человека. Предпочтение
отдается термину “клиент”, а не “пациент”, так как пациент – больной
человек. Здесь есть равенство клиента и терапевта, которое исключается в
случае пациент – врач. Психотерапия – реализация существующих у
потенциального клиента способностей, а не искусная манипуляция более или
мене пассивной личностью. Клиент здесь способен понимать свои собственные
трудности и проблемы, продолжает направлять процесс. Формировать цели
терапии, инициирует изменение поведения, которые хочет.
Ключи к исцелению находятся у клиента, терапевт должен обладать
определенными личными качествами, чтобы оказать клиенту помощь в том, как
научиться использовать эти ключи. Терапевт сам должен обрести личность, а
не играть роль. Он предлагает клиенту отношения, в которых можно проверить
и испытать собственную реальность. Для этого терапевт должен быть в
состоянии все время видеть самоактуализирующуюся сущность клиента, а не его
деструктивное, агрессивное или оскорбительное поведение. Необусловленное
позитивное внимание должно включать “эмпатическое понимание” Необходимо,
чтобы клиент воспринимал терапевта поверх своих искажений, защит и
предчувствий угрозы.
50. Основные подходы к психокоррекции в психоанализе.
Психоанализ – совокупность способов выявления в психотерапевтических целях
особенностей переживаний и действий ч-ка, обусловленных неосознаваемыми
мотивами. Основатель – Фрейд.
Психоаналитическая терапия — освобождение человека от его невротических
симптомов, запретов и аномалий характера. Есть три фактора, которые,
являются решающими для успеха или неудачи аналитического лечения —
воздействия травм, конституциональные силы инстинктов и искажения Эго.
Инстинкт приводится в полную гармонию с Эго, становится доступным для
влияний со стороны других склонностей Эго и больше не ищет своего
независимого пути к удовлетворению. Ночные сновидения реагируют на
установку ко сну, принятую Эго, пробуждением инстинктивных потребностей.
Терапевтический результат зависит от осознания того, что вытеснено, в
широком смысле слова, в Ид. Терапевтом подготавливается путь этому
осознанию интерпретациями и конструкциями, но он интерпретирует только для
себя, а не для пациента, до тех пор, пока Эго держится за свои прежние
защиты и не отказывается от сопротивлений. Аналитик узнает их более легко,
чем спрятанный материал Ид. Но, тем не менее, идет отказ раскрытию
сопротивлений. Во время работы над сопротивлением Эго уклоняется (с большей
или меньшей серьезностью) от соблюдения соглашений, на которых основана
аналитическая ситуация. Эго перестает поддерживать усилия по раскрытию Ид;
оно противостоит им, не подчиняется основному правилу анализа и
препятствует выходу дальнейших производных вытесненного на поверхность. .
Если аналитик пытается объяснить пациенту одно из искажений, которые тот
делает в защитных целях, и скорректировать его, он обнаруживает, что
пациент не понимает его и не доступен словесной аргументации. Таким
образом, мы видим, что существует сопротивление раскрытию сопротивлений,
возникает “искажения Эго”, если под этим понимать искажения вымышленного
нормального Эго, которое гарантирует неколебимую преданность аналитической
работе. Исход аналитического лечения в основном зависит от силы и глубины
тех сопротивлений, которые создают искажения Эго, Среди факторов, которые
влияют на перспективы аналитического лечения и вносят вклад в его
затруднения и сопротивления, следует упомянуть и индивидуальность
аналитика. Аналитики — это люди, выучившиеся практиковать определенное
искусство; наряду с этим они остаются такими же людьми, как и все. Кроме
того, от аналитика ожидается достаточная степень психической нормальности и
упорядоченности как элемента его квалификации, он должен обладать каким-то
превосходством, чтобы в определенных аналитических ситуациях выступать как
пример для пациента, а в других — как учитель. Психоаналитические
взаимоотношения основаны на любви к истине — то есть на признании
реальности — и это исключает любой вид притворства или обмана.
Среди известных ученых, тех, кто развивал психоаналитически ориентированную
групповую психотерапевтическую практику, можно назвать Самьюэля Славсона и
Александра Вольфа. Славсон объединил групповой подход, прогрессивное
обучение и психоанализ в так называемые "деятельные группы", где детей
поощряли проигрывать свои конфликты в условиях группы. Вольф применял в
групповых условиях такие традиционные психоаналитические методы, как
интерпретация сновидений, свободные ассоциации. Однако психоаналитическая
групповая модель не будет рассматриваться, так как она требует специальной
подготовки в ортодоксальной психоаналитической теории и практике. Как мы
увидим, психокоррекционные группы находят все более широкое применение и
имеют иные цели, нежели традиционная фрейдистская групповая психотерапия.
51. Основные подходы к модификации поведения в отечественной
психологической школе.
52. Основные теоретические подходы к групповой психотерапии.
В Соединенных Штатах Америки первоначально ориентация на групповую терапию
называлась "репрессивно-вдохновляющей", и она доминировала в начале XX
столетия Одним из первых специалистов, практиковавших этот подход, был
Джозеф Пратт, бостонский врач-интерн, лечивший больных туберкулезом,
которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Пратт собирал
больных в группы, рассказывая им о гигиене, необходимости отдыха, свежего
воздуха и хорошей пищи. Его пациенты вели дневники, свидетельствовавшие о
положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому
сплочению и заботе друг о друге. В 1930 г. он пришел к убеждению, что в
психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к
эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику
групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений.
На развитие психологии и психотерапии в Соединенных Штатах оказали теория и
практика психоанализа. Хотя Фрейд сам не особенно симпатизировал групповой
психотерапии, его ближайший ученик Альфред Адлер попытался применить методы
индивидуальной терапии для охвата большого количества людей. Адлер
стремился к лечению людей из рабочего класса, основав центры групповых
занятий. Вообще раннюю историю движения групповой психотерапии можно
рассматривать как американское явление (Mullan & Rosenbaum, 1962).
Последователи Фрейда Луис Уэндер (1929) и Пауль Шильдер (1934) первыми
использовали психоаналитическое лечение в условиях группы. Тригант Барроу
применил термин групповой анализ еще в 1925 г. После нескольких лет
практической работы Барроу разочаровался в психоанализе, убедившись в том,
что для понимания людей надо изучать те социальные группы, к которым они
принадлежат. Среди известных ученых, тех, кто развивал психоаналитически
ориентированную групповую психотерапевтическую практику, можно назвать
Самьюэля Славсона и Александра Вольфа. Славсон объединил групповой подход,
прогрессивное обучение и психоанализ в так называемые "деятельные группы",
где детей поощряли проигрывать свои конфликты в условиях группы. Вольф
применял в групповых условиях такие традиционные психоаналитические методы,
как интерпретация сновидений, свободные ассоциации. Однако
психокоррекционные группы находят все более широкое применение и имеют иные
цели, нежели традиционная фрейдистская групповая психотерапия.
Психоаналитически ориентированные практики, проводящие индивидуальную
терапию в групповых условиях, в значительной мере не учитывают влияния
группы и не принимают во внимание релевантность данных литературы по
исследованиям групповой динамики. Они утверждают, что психотерапевтическая
группа - это не лабораторная группа решения проблем. Вместе с тем такие
известные английские терапевты, как 3. X. Фоукс, У. У. Байон и X. Эзриель
(одни из немногих европейцев, кто оказал влияние на современную групповую
практику в Северной Америке), считают, что группа имеет свою собственную
жизнь, и приспосабливают выводы экспериментальных исследований по групповой
динамике к собственной фрейдистской психоаналитической стратегии. В таком
случае терапевт скорее занимается проблемами группового взаимодействия и
развития группы, чем патологией каждого участника.
Я. Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г.
термина групповая психотерапия (Corsini, 1955). Морено обозначал им метод
объединения людей в обществе в новые группы на основе личных предпочтений и
социометрических оценок.
Гуманистическое направление, возникшее в 60-е годы В психокоррекционных
группах клиенты являются активными участниками, которых поощряют
рассматривать себя как субъектов собственных изменений. Появление
большинства психокоррекционных групп обусловлено стремлением к
самовыражению, характерным для последних двух десятилетий. Они в основном
ориентированы на личностный рост и развитие, а не на болезнь и ее лечение.
За исключением Т-групп, создаваемых только для здорового населения,
психокоррек-ционные группы существенно не различаются по своей клиентуре.
Такие терапевты, как Карл Роджерс, способствовали развитию гуманистического
направления в психологии, резко выступая против догматического
психоанализа, а также радикального бихевиоризма, симпатизируя
антиавторитарной контркультуре, в центре которой находится свободное
самовыражение и самораскрытие. Роджерс применил свой подход, согласно
которому терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют
дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными
конфликтами. Поведение руководителя группы является недирективным,
либеральным, он направляет внимание скорее на взаимодействие членов группы,
а не на интрапсихический инсайт, как того требовал психоанализ. Роджерс
смотрел на руководителя группы не столько как на специалиста, лечащего
клиента, сколько как на равного партнера, формирующего спонтанные
взаимоотношения "я - ты", не обремененные традиционными правилами и
ограничениями. Недирективная по своему характеру психотерапия, в которой
психотерапевт может следовать интуиции и искать глубоко личностное
взаимопонимание с клиентами, способствовала развитию новых подходов к
групповой работе.
Поведенческий подход:
В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение.
Фрейдистские концепции бессознательного, подавления и переноса подчеркнуто
отвергаются или, в крайнем случае, переводятся на менее символический язык.
Поведенческие психотерапевты обычно работают с проблемными формами
поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или
исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы
могут являться результатом событий прошлого, но предпочитают воздействовать
на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые
существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения
в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство
касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место
наблюдаемые поведенческие реакции. Здесь не место обсуждать достоинства и
недостатки поведенческого подхода в психотерапии, однако описанные выше
принципы следует принять во внимание, поскольку концептуальные основы групп
тренинга умений несут на себе выраженный отпечаток бихевиоризма.
Бихевиористский подход к психотерапии получил свое развитие от лабораторных
исследований, начиная с основополагающих работ Павлова с его учением об
условных рефлексах и Скиннера с его представлениями об оперантном
обусловливании. В прошлом работа в поведенческих группах строилась на
основе индивидуальной психотерапии, проводимой в условиях группы. В
последнее время специалисты по поведенческой терапии разработали методы, в
которых находят применение потенциальные возможности группы по воздействию
на ее участников.
Современные практики группового движения приспособили многие традиционные
учения к конкретным ситуациям и потребностям клиентов. Сегодня, например,
группы телесной терапии черпают материал из учений Вильгельма Райха;
группы, центрированные на теме, широко пользуются психоаналитическим
мышлением в сочетании с гуманистическими ценностями; а группы тренинга
умений соединяют бихевиоризм со сложившимися методами групповой работы.
53. Т-группы (как разновидность групповой психотерапии).
Т-ГРУППА (от англ. training–group — тренинг–группа) — форма психотерапии.
Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и
эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к
групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает
групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые
друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно,
главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения
других участников группы и свободное обсуждение их. Группа, создаваемая для
воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития
у них социально-психологической компетентности, навыков общения и
взаимодействия Первые Т-г. возникли в качестве практического приложения
школы групповой динамики К. Левина. В настоящее время является одной из
наиболее распространенных моделей исследования межличностных отношений,
стадий развития группы и др. Для Т-г. характерны кратковременность ее
существования (от нескольких дней до нескольких недель), отсутствие
предварительной структурированности, нормированности и регламентации.
Основной метод в Т-г. — свободная дискуссия без предварительно принятого
плана, сочетающаяся с ролевыми играми и другими приемами. Обсуждения
строятся по принципу “здесь” и “теперь”, т. е. анализируются события,
происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к
прошлому опыту участников. Условием успешной работы Т-г. является климат
взаимного доверия, стимулирующий участников на установление межличностных
отношений, на к-рые они, как правило, не решаются в обыденной жизни, и
помогающий пониманию протекающих в Т-г. процессов. Создание климата доверия
обеспечивается особой формой ведения группы “тренером” (ведущим). Обучение
(развитие чувствительности к групповым процессам) происходит главным
образом через переживание участниками многогранного группового опыта. В
настоящее время Т-г. является одной из распространенных моделей
исследования межличностных отношений, стадий развития группы и др. в
большинстве Т-групп создаются возможности для ценных личностных изменений
(Hampden-Turner, 1966). Группа может повысить индивидуальные
коммуникативные умения и концептуальное понимание. Это ведет к увеличению
чуткости к собственным и чужим потребностям, к появлению большего числа
альтернативных видов поведения при столкновениях с жизненными проблемами. Т-
группа может помочь членам группы утвердить и укрепить самоидентичность и
наметить направление их будущего развития. Наконец, Т-группа может помочь
человеку повысить самооценку и чувство собственного достоинства.
Начало развитию групп тренинга (Т-г) было положено в 1946 Куртом Левином и
его коллегами, к-е заметили, что члены групп получают пользу от анализа
получаемого ими в группе опыта. Лабораторный тренинг предлагает широких
спектр методов обучения, направленных на развитие навыков межличностного
взаимодействия или на изучение процессов, к-е происходят в малых группах.
Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию — в
зависимости от конкретной задачи или темы. Т-группы относятся к группам,
ориентированным на поведенческую терапию. Они м.б. центрированы как на
руководителе, так и на участнике. Нек-е Т-г ориентированы на развитие
навыков эффективной организаторской д-сти. Однако чаще предметом интереса в
них являются навыки межличностных отношений или процессы происходящие в
малых группах. Развитие теории личности и клинической ? првело к
возникновению Т-г, ориентированных на всесторонее развитие личнотсти. Такие
группы иногда называют «группами сензитивности».
Основные понятия: Обучающая лаборатория – временное локальное сообщество,
созданное с целью удовлетворения потребностей всех его членов в обучении.
Экспериментальный хар-р испытания новых способов поведения. Каждый является
как участником, так и наблюдателем. Определение целей группы – наблюдение
за изменением поведения, планирование д-сти и анализ результатов. Т-г
обеспечивает возможности решения проблем, не всегда разрешимых в реальной
жизни. Лабораторная д-сть может включать и лекции, + встречи в более
широком кругу.
Т-г – ядро всего процесса обучения на основе опыта. Руководитель (тренер
или фасилитатор). Т-г ориентированы на получение знаний о групповом
процессе, а группы развития сензитивности – на изучение личности и
межличностных отношений. Если главное значение приобретают эмоции – м.б.
названа группой встреч.
Обучение тому, как учиться :главный упор на развитии нового подхода к
решению проблем, на обучение тому кК учиться. 1) повышение способности
отдельных членов Т-г осознавать ситуацию. Работа в группе способствует
более глубокому осознанию возможностей выбора при столкновениях с
проблемами реальной жизни. 2) Самоанализ 3)необходимость открытости в
межличностных взаимодействиях. Следует стремиться к осознанию этих чувств,
делиться ими. 4)опирается на сотрудничество. Основным источником получения
знаний являются партнеры. Присущая Т-г неопределенность предполагает, что в
них не обязательно будут эффективными традиционные формы поведения. Тренер
дает так мало подсказок, а формулировки целей имеют настолько общий х-р,
что у участников может появиться «ощущение бесцельности». Чтобы в такой
ситуации чему-то научиться надо набираться опыта. Понятию «обучения тому,
как учиться» соответствует циклическое чередование Самопрезентации,
обратной связи и экспериментирования.
Самопрезентация: на протяжении всего существования группы восприятие
происходящего членами группы проявляется в их действиях. Это и называется
самопрезентацией. «Арена» - общее понятие, к-е осознается и самой личностью
и окружающими. «Скрытая область» - то, что известно о себе только самой
личности. «Слепое пятно»- то, что о личности известно другим, но сама она
не сознает. «Неведомое» - то, что не известно ни личности, ни другим (н\р
непроявившиеся способности). Располагающая к открытому общению атмосфера
увеличивает потенциал группы и личности.(«окно Джогари»). Один из способов
расширения сферы общения – в расширении «арены». По мере развития отношений
взаимопомощи общение становится более близким. Уровень доверия является
решающим фактором в любой обучающей среде. Если сложившаяся в группе
обстановка не располагает к взаимной поддержке, способность участников
понимать мотивы поведения, ценностные установки и чувства друг друга
уменьшатся. Выделяют два способа создания в группе атмосферы взаимной
поддержки и доверия: 1) замена оценочных суждений чисто описательными 2)
переориентация с взаимного контроля на совместное решение проблем.
Обратная связь: применительно к группам это понятие употребляется, когда
одни члены группы сообщают о своих реакциях на поведение других для того,
чтобы помочь им скорректировать свой «курс» движения к цели. Она позволяет
каждому следить за свои поведение и корректировать его так, чтобы оно было
более эффективным. + можно получать информацию, относящуюся к «слепому
пятну». О.С позволяет лучше понимать смысл происходящего в группе. Важно,
чтобы ОС давалась, пока вызвавшее ее поведение еще имеет место, а не тогда,
когда все уже в прошлом и содержащаяся в ней информация не актуальна. ОС
приносит пользу, когда раскрывает отношение одного ч-ка к поведению
другого. Она наиболее полезна, когда отражает мнение большинства членов
группы.
Экспериментирование: испытание новых способов и стратегий поведения. Не
менее важна и практическая отработка навыков желательного поведения, т.к.
дает возможность достигнуть необходимого автоматизма новых навыков и
почувствовать себя более уверенно. Последний этап обучения – использование
приобретенных навыков вне группы.
Здесь и теперь: оптимальная форма обучения – через непосредственно
переживаемый опыт. ( подробное изложение случаев из жизни обычно не
поощряется, если эти случаи не связаны с текущими переживаниями и не имеют
отношения к взаимодействиям, происходящим в группе в данный момент.
Сосредоточенность на З и Т – доминантная тема в большинстве современных
психокоррекционных групп.
Поведение руководителя: тренер настраивает членов группы на то, чтобы опыт,
получаемый ими в процессе тренинга, был продуктом их собственной д-сти. +
дает понять что уверен в мудрости группы. Роль руководителя – вовлечь
членов группы в совместную работу по исследованию их собственных
взаимоотношений и поведения, а затем незаметно устраниться от руководства.
Забота руководителя и его помощь группе может выражаться в том, что время
от времени он притормаживает некоторые процессы и предлагает новый материал
для дискуссии. Чаще он вмешивается в работу группы, чтобы обратить внимание
участников на их поведение. Тренерам Т-г следует избегать проявлений
чрезмерного личного участия к людям, ставшим членами группы. Эмоциональная
вовлеченность в отношениях с членами группы чревата потерей объективности.
Коммуникативные навыки: цель всех Т-г – развитие личности посредством
углубления осознания себя и других, + процессов, происходящих в группе.
Вырабатываемые в Т-г коммуникативные навыки включают умение описывать
поведение, передавать свои чувства, активно слушать, предоставлять обратную
связь и вступать в конфронтацию. Успешное овладение этими навыками сводит
до минимума стесненность и отчуждение в группе, способствует кооперации
участников и достижению групповых целей.
Описывание поведения: подразумевает устное комментирование конкретных
наблюдаемых действий, совершаемых другими. Эта объективная констатация и
она исключает оценочные высказывания и приписывание другим мотивов,
установок или склонностей. Первый шаг на пути развития способности
описывать поведение – это тренировка наблюдательности и воздержание от
оценочных суждений. Передавать чувства - включает точную регистрацию
своего внутреннего состояния и сообщение о нем. Относительно чужих эмоций
нетрудно впасть в заблуждение. Тот, кто сообщает о своих чувствах, должен в
явном виде относить их к себе лично, пользуясь для этого местоимениями «я»
и «мне». Часто мы облекаем свои чувства в слова, к-е на самом деле никак их
не определяют. Часто чувства путают с мыслями. Мысли- это выводы или
заключения относительно состояний души, а не их описание. Активное слушание
– ответственное, осмысленное восприятие сказанного другим ч-м. научиться
активному слушанию можно в контексте обучения основным составляющим
взаимопомощи. Главной из этих составляющих является точное эмпатическое
понимание. Достижение такого понимания включает процессы распознавания и
коммуникации. Распознать – значит войти в чужое положение, выяснить, что за
ним стоит. Эмпатическое общение подразумевает и способность убедить другого
в своем понимании его поведения, чувств и того, что за ними стоит.
Конфронтация _-это наиболее действенная форма коммуникации, может не только
способствовать развитию, но и наносить ущерб. О К-и говорят, когда действия
одного ч-ка побуждают другого задуматься над своим поведением,
проанализировать его и изменить. Индивид, являющийся объектом конфронтации,
извлечет из нее пользу, если будет открыт для обратной связи с другими и
будет рассматривать К-ю как возможность исследовать себя. Суть К-и должна
соответствовать целям группы.
Занятия в Т-г не эквивалентны интенсивной групповой психотерапии. Но
честная и открытая обратная связь, к-ю обычно получают члены Т-г, может
побудить их к поискам более интенсивного и индивидуализированного
группового опыта. В Т-г участники получают помощь в развитии специфических
коммуникационных навыков, таких как описание поведения, передача чувств,
активное слушание и конфронтация. Т-г способствовали популяризации
психокоррекционных групп и психологических понятий. С недавних пот Т-г
стали фокусироваться на тренинге отдельных навыков и использовать в своей
работе приемы заимствованные из других подходов.
54. Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).
Дать теоретическое определение ГВ затруднительно ввиду разнообразия опыта,
к-й приобретается в группах, относимых к этой категории. Первое
употребление термина «встреча» в психотерапевтическом контексте
приписывается Якобу Морено. Современное определение дано Вильямом Шютцем:
встреча – это способ установления отношений м\у людьми, основанный на
открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед
самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на
«здесь и теперь». ГВ в США: на Восточном побережье группы, ориентирующиеся
на решение конкретных задач, исследующие такие вопросы, как коммуникация,
разрешение проблем, лидерство. На Западном побережье ГВ в большей степени
ориентированы на создание чувства общности и развитие у участников
способности к установлению близких межличностных отношений. Большая часть
центров находится на Западе. Лидеры движения ГВ Карл Роджерс и Вильям Шютц.
Вклад Роджерса – концепция «основной встречи», она предусматривает веру в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|