Клиническая психология
левая височная плоскость на треть длиннее правой. Височная доля при
рождении развита лучше, чем другие доли мозга, причем в 77 % височная левая
плоскость была больше правой, и в ней со временем так-таки все же
происходят клеточная перестройка. У женщин длина правой височной доли
больше, чем левая, какие соотношения являются обратными по отношению к
мужчинам. У животных не выявлена анатомическая асимметрия мозга.
В человеческой популяции резко преобладает асимметрия над симметрией, а
среди асимметричных - в онтогенезе присуща больше правосторонняя
асимметрия, чем левосторонняя. . Случаи леворукости объясняются частотой
трудных родов, большой вероятностью родовых травм с повреждением левого
полушария. Так же наблюдаются более частые нарушения кровообращения в левом
полушарии у левшей и амбидекстров. Так леворукость имеет патологическое
происхождение. Клинические данные по тестам с амитал-натрием указывают на
связь между повреждениями мозга в раннем периоде жизни и рукостью.
Леворукость в нейропсихологическом исследовании - положение о важности
учета доминантности полушарий головного мозга у больных с локальными
мозговыми поражениями. При леворукости происходит изменение симптомов,
которые характерны для правшей при поражении у них левого или правого
полушария. В частности при поражении речевых зон левого полушария у левшей
отсутствуют нарушения речи афазического типа, и наоборот, при поражении
правого полушария они могут возникать.
В одном исследовании у большинства леворуких больных с признаками раннего
повреждения левого мозга обнаружили локализацию центров речи в правом
полушарии, тогда, как у левшей без соответствующей симптоматики эти центры
были расположены в левом полушарии. Значит, повреждении левого полушария на
ранних этапах онтогенеза может приводить к перемене речевого полушария и
ведущей руки. Существуют и индивидуальные различия между правшами и
левшами. У левшей контралатеральное полушарие по отношению к полушарию, в
котором локализован центр речи, может быть резервным, что выражено меньше у
правшей. Поэтому правое полушарие так же обладает речевыми способностями.
Леви подтвердила, что у левшей - леворукие должны выполнять хуже
пространственно-зрительные задачи, так как речевые функции и зрительно-
пространственные конкурируют за свободную нервную ткань, при этом речевые
функции преобладают за счет других. Поэтому невербальные задачи выполняются
хуже левшами, чем правшами. Считается, что если правша пишет правой рукой
неинвертировано, то центр речи локализован слева, выявлено преимущество
правого поля зрения в восприятии вербальной информации, и левого -
пространственной. Правша, пишущий инвертировано - имеются обратные
соотношения, в точности все наоборот наблюдается у левшей.
Эти индивидуальные различия создаются еще в ранние периоды онтогенеза и
закрепляются с течением времени. Организация мозга индивидуума является
стабильным свойством и не изменяется за короткие периоды времени.
23. Проблема межполушарной ассимитрии и ее изучения в клинике. Синдром
расщепленного мозга.
См. В22 + Межполушарная асимметрия - неравноценность, качественно различие
того "вклада", который делает каждое полушарие в каждую психическую
функцию. Различия в мозговой организации ВПФ, в левом и правом полушариях
мозга.
Это направление возникло на экспериментальных фактах, что левое и правое
полушарие неравнозначно обеспечивают психические процессы. Функциональная
асимметрия - разное по характеру и функциям участие левого и правого
полушария в мобилизации психической функции.
1. Проблема парциальности функциональной асимметрии.
Каждая форма асимметрии может быть выражена количественно, с помощью
коэффициента асимметрии. Каждый профиль асимметрии отражает специфику
структурно-функциональной организации мозга конкретного человека. На основе
сочетаний парциональных асимметрий показана возможность построения
классификации функциональной организации мозга.
2.Проблемы роли каждого полушария в их совместной работе
Пример дихотомий. Выполнение полушариями разных функций: левое полушарие -
вербальная, последовательная, абстрактная, европейская; правое -
невербальная, синтетическая, конкретная, азиатская. Зрительное и слуховое
восприятие. Слуховое - одномоментное осознание после окончания фразы,
зрительное - не одномоментное. Механизмы, которые специфичны для левого или
правого полушария, но необходимые для того, чтобы обеспечить процесс в
обоих полушариях. Произвольное и непроизвольное выполнение функций. Левое и
правое полушария по-разному принимают участие. Левое полушарие доминирует
по речи и обеспечивает речевую деятельность, т.е. контролирует высшие
речевые формы произвольной регуляции любого вида психической деятельности.
Правое полушарие связано с непосредственно протекающими чувственными
аспектами психической деятельности, т.е. обеспечивает непроизвольную
автоматизированную сторону этой деятельности. При исследовании речи при
поражениях левого полушария нарушаются неавтоматизированные формы устной и
письменной речи. Левое полушарие - нарушаются следы памяти. Правое -
нарушается непосредственно запоминание.
3. Проблема развития и формирования функциональной асимметрии.
До определенного возраста полушария эквипотенциальны, их дифференцировка
завершается в период полового созревания (Ленненберг: человек, достигший
полового созревания, не может выучить иностранный язык как родной, так как
латерализация уже произошла.) Зарегистрированы анатомические различия между
левым и правым полушариями как у новорожденных, так и у др. детей. Зона
Вернике и зона Брока в правом полушарии отличаются от аналогичных в левом.
4. Проблема левшества.
Три группы теорий: а) генетические теории: левшество обусловлено
генетическими механизмами. б) социо-культурные: большая праворукость
обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок. в)
патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы
на различных этапах пренатального и постнатального развития. Речь
нарушается у левшей как при поражении левого полушария (40%), так и правого
(20%), в билатеральном (40%). Но у левшей наблюдается неспецифический
характер речевых нарушений. Нет четкого соотношения симптомов с
соответствующей локализацией, как у правшей. Речевые нарушения развиваются
быстрей, чем у правшей. До одного года 52% правшей, 47% левшей; до 2 лет
70% правшей, 70% левшей; к 7-и годам 85% правшей, 12% левшей; к
пубертатному периоду - 90% правшей, 8% - левшей.
Изучение функциональной асимметрии началось в середине 19 века на пациентах
с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и
черепно-мозговыми травмами. При вскрытии обнаруживалось, что при поражении
определенных зон неокортекса ведет к выпадению ряда специфических функций
при жизни. При очаговых поражениях головного мозга проявляется асимметрия в
норме скрытая, как результат реципрокного взаимодействия полушарий, которое
исчезает при патологии.
Исследования Сперри, за которые он был удостоен в 1981 Нобелевской премии.
Сперри выявил дотоле неизвестные различия в функционировании двух полушарий
мозга. Анализируя словесные отчеты больных, перенесших перерезку
мозолистого тела, он обнаружил поразительный эффект операции: у таких
больных существовали как бы две независимые психики, которые подчас
противоречили друг другу. Эти наблюдения непосредственно подводили к
изучению природы сознания. Исследования С. и его сотрудников из
Калифорнийского технологического института показали, что познавательные
функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое
(доминирующее) полушарие обрабатывает информацию последовательно и
аналитически. Оно прекрасно справляется с обработкой временных
взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчетами,
абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий. Кроме того,
оно обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций.
Напротив, правое (недоминирующее) полушарие обрабатывает информацию
интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами
интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений –
например, распознаванием лиц. Кроме того, правое полушарие более эффективно
распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы (например, голос и
интонацию) и «понимает» музыку. С. со своими коллегами показали, что оба
полушария обладают способностью к сознанию и самосознанию, а также к
осознанию социальных взаимоотношений.
Асимметрия у здоровых людей практически не выявляется (речь идет о
психической асимметрии). Поэтому функциональная асимметрия была замечена у
больных с правополушарной и левополушарной патологией головного мозга. Так
при поражении определенных областей головного мозга наблюдается выпадение
ряда функций.
У здорового человека асимметрия скрыта взаимодействием правого и левого
полушария, в то время как при патологии это взаимное влияние нарушается.
Экспериментальные данные показывают, что левое полушария, являющиеся
доминирующим у правшей, участвует в регуляции функциональных систем
организма при адаптации, а правого в нормальных условиях организма. Подводя
итоги можно сказать, что выраженность асимметрии определяет адаптивность
организма.
Исследования показали, что состояние человека с патологией головного мозга
различно у правшей и левшей. Наблюдаются эти различия так же в зависимости
от поражения правого или левого полушария. На основе обследований больных
делаются выводы о приуроченности нарушенной функции к определенным зонам
правого или левого полушария.
Получены данные свидетельствующие и об анатомической асимметрии. В среднем
левая височная плоскость на треть длиннее правой. Височная доля при
рождении развита лучше, чем другие доли мозга, причем в 77 % височная левая
плоскость была больше правой, и в ней со временем так-таки все же
происходят клеточная перестройка. У женщин длина правой височной доли
больше, чем левая, какие соотношения являются обратными по отношению к
мужчинам. У животных не выявлена анатомическая асимметрия мозга.
Проблема расщепленного мозга.
Синдром расщепленного мозга разделен на два основных синдрома : 1) Синдром
аномии - больной не может назвать стимулы, поступающие в правое полушарие,
когда стимул передается в левое полуполе зрения или в левую руку. Если
стимул сметит полушарие, то он ощутим и называем. 2) Синдром дисконии и
дисграфии : человек не может писать левой рукой в сочетании с
невозможностью рисовать или срисовывать правой.
Эти модели можно рассматривать на следующих клинических моделях -
Проба Вада: в левую или правую сонную артерию вводят амитал натрия,
который оказывает наркотизирующее действие на клетки головного мозга,
следовательно, дезорганизуется деятельность одного полушария, и по ошибкам
в разных родах деятельности судят о наличии центров в одном из полушарий -
какое ведущее в данной деятельности.
Модель с расщеплением мозга. Операция по рассечению мозолистого тела или
врожденная опухоль.
Электрошоковая терапия - специальное лечение эпилептических припадков -
электрическое воздействие наносится на левую или правую часть скальпа,
следовательно, на время дезорганизуется левое или правое полушарие.
Синдром "расщепленного мозга" при поражении мозолистого тела
Координированная работа полушарий мозга обеспечивается спаечными волокнами,
среди которых ведущая роль у взрослых людей принадлежит мозолистому телу
(МТ). При его перерезке каждое полушарие начинает работать как
изолированный орган, интеграция деятельности полушарий существенно
нарушается. В настоящее время описаны два основных варианта синдромов,
обусловленных нарушением межполушарного взаимодействия, существенным
признаком которых является их односторонний характер. Первый синдром
обозначается как синдром аномии. Он проявляется в нарушениях называния
стимулов, поступающих в правое полушарие мозга. Если больной ощупывает
предметы левой рукой или получает зрительные стимулы только в левое
полуполе зрения, информация поступает в теменные или затылочные отделы
правого полушария мозга. В случае сохранности межполушарных связей она
переносится в левое полушарие, где находятся речевые зоны, и может быть
названа. После комиссуротомии такой перенос не происходит и воспринимаемые
объекты не могут быть названы. Отличие аномии от нарушений номинации при
афазии состоит в том, что при поступлении той же информации в левое
полушарие (ощупывание предмета правой рукой, предъявление стимулов в правое
полуполе зрения) она легко может быть названа.
Второй синдром поражения МТ – синдром "дископии-дисграфии". Он проявляется
в том, что больному становится полностью недоступно письмо левой рукой в
сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой.
Диагностическим приемом, позволяющим дифференцировать эти симптомы от
обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной деятельности является
смена руки при выполнении заданий. Больным с комиссуротомиями доступно
письмо правой, а выполнение рисунка левой рукой.
Описанные здесь синдромы в наиболее полной форме проявляются при
хирургическом воздействии на задние отделы мозолистого тела.
Повреждение передней трети мозолистого тела не приводит к видимым
нарушениям психических функций. Таким образом, описанные симптомы нарушения
психических функций при поражении мозолистого тела и методики, позволяющие
их обнаруживать, дают основания для решения вопросов топической диагностики
не только в отношении дисфункции межполушарных связей в целом, но и в
отношении локализации патологического процесса в их задних, средних или
передних отделах.
24. Понятие агнозии. Виды зрительных агнозий.
Агнозия – от грч. А – отрицат. Частица и гнозис – знание. – нарушение
различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга.
Различают:
1. зрительные А: ч-к при сохранении достаточной остроты зрения не может
узнавать предметы и их изображения. 2. тактильные А – проявляющиеся в виде
расстройств опознания предметов на ощупь (астереогнозия) или в нарушении
узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела
(соматоагнозия). 3. слуховые А. Проявляются в нарушении фонематичекого
слуха, т.е. способности различать звуки речи, что приводит к ее
расстройству (афазия), или в нарушениях способности узавать знакомые
мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).
Затылочная область больших полушарий мозга обеспечивает, как известно,
процессы зрительной перцепции. При этом собственно зрительная перцептивная
деятельность (зрительный гнозис) обеспечивается работой вторичных отделов
зрительного анализатора в их взаимосвязи с теменными структурами. При
поражении затылочно-теменных отделов мозга (как левого, так и правого
полушарий) возникают различные нарушения зрительно-перцептивной
деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий.
Нарушение сенсорных составляющих зрительной функции не приводит, как
правило, к расстройствам собственно зрительного восприятия, к дефектам
предметного отражения внешней среды. Даже при значительных нарушениях
остроты зрения, даже при резком сужении полей зрения (вплоть до
формирования "трубчатого" поля зрения) зрительное восприятие не теряет
своей предметной отнесенности, хотя скоростные его характеристики могут
ухудшаться, поскольку необходимо дополнительное время для прилаживания
зрительной системы к выполнению перцептивной задачи. В этих случаях можно
говорить о высоких компенсаторных возможностях зрительной системы,
обеспечивающих ориентировку в предметном мире при выраженном дефиците
сенсорного обеспечения.
Причиной такого эмпирического подхода является отсутствие единой теории
Самостоятельное диагностическое значение в нейропсихологической практике
представляют следующие виды зрительных агнозий: предметная, симультанная,
лицевая, символическая и цветовая.
Предметная агнозия возникает при поражении "широкой зоны" зрительного
анализатора и может быть охарактеризована либо как отсутствие процесса
узнавания, либо как нарушение целостности восприятия предмета при возможном
опознании отдельных его признаков или частей. Невозможность зрительной
идентификации объекта внешне может проявляться как перечисление отдельных
фрагментов предмета или его изображения (фрагментарность), так и вычленение
только отдельных признаков объекта, недостаточных для его полной
идентификации. Соответствующими этим двум уровням проявления предметной
агнозии примерами будут: опознание изображения "очков" как "велосипеда",
поскольку есть два круга, объединенных перекладинами; опознание "ключа" как
"ножика" или "ложки", с опорой на выделенные признаки "металлическое" и
"длинное".
В обоих случаях, как указывает А.Р. Лурия, структура акта зрительной
перцепции является неполной, она опирается не на весь набор признаков,
необходимых и достаточных для зрительной идентификации объекта.
Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности – от
максимальной (агнозия реальных предметов) до минимальной (трудности
опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении
друг на друга). Как правило, наличие развернутой предметной агнозии
свидетельствует о двустороннем поражении затылочных систем.
При односторонних поражениях затылочных отделов мозга можно видеть различия
в структуре зрительной предметной агнозии. Поражение левого полушария в
большей степени проявляется нарушением восприятия объектов по типу
перечисления отдельных деталей, в то время как патологический процесс в
правом полушарии приводит к фактическому отсутствию акта идентификации.
Дифференциально-диагностическими признаками правополушарных предметных
агнозий является замедление процесса идентификации объектов, а также более
точная оценка больным схематических изображений по сравнению с
реалистическими, и сужение объема зрительного восприятия, частным и более
грубый проявлением которого является симультанная агнозия, выделяемая как
самостоятельное нарушение зрительной перцепции.
В случае одностороннего поражения "широкой зрительной зоны" можно видеть
модально-специфическое нарушение произвольного запоминания
последовательности графических стимулов, которое проявляется в сужении
объема воспроизведения при поражении левого полушария. При поражении
правого полушария обнаруживаются трудности воспроизведения порядка
следования элементов, входящих в запоминаемую последовательность
графического материала.
Симультанная агнозия возникает при двустороннем или правостороннем
поражении затылочно-теменных отделов мозга. Суть этого феномена в крайнем
его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких
зрительных объектов или ситуации в комплексе. Воспринимается только один
предмет, точнее, обрабатывается только одна оперативная единица зрительной
информации, являющаяся в данный момент объектом внимания пациента.
Например, в задании "поставить точку в центре круга" обнаруживается
несостоятельность больного, так как требуется одновременное восприятие во
взаимосвязи трех объектов: контура круга, центра его площади и кончика
карандаша. Больной же "видит" только один из них. Симультанная агнозия не
всегда имеет такую отчетливую выраженность. В ряде случаев наблюдаются лишь
трудности в одновременном восприятии комплекса элементов с потерей каких-
либо деталей или фрагментов. Эти трудности могут проявляться при чтении,
при срисовывании или при самостоятельном рисунке. Нередко симультанная
агнозия сопровождается нарушением движений глаз (атаксия взора).
Одностороннее поражение левой затылочно-теменной области может привести к
нарушению восприятия символов, характерных для знакомых пациенту языковых
систем. Нарушается возможность идентификации букв и цифр при сохраненности
их написания (символическая агнозия). В чистом виде буквенная и цифровая
агнозия встречается достаточно редко. Обычно при более широком поражении
нарушается не только восприятие, но и написание и списывание графем. Тем не
менее, важно, что этот симптом имеет левополушарную локализацию.
Агнозия на лица, напротив, проявляется при поражении правого полушария
мозга (средних и задних его отделов). Это избирательный гностический
дефект, он может иметь место в отсутствие предметной и других агнозий.
Степень его выраженности различна: от нарушения запоминания лиц в
специальных экспериментальных заданиях, через неузнавание знакомых лиц или
их изображений (фотографий) до неузнавания самого себя в зеркале. Кроме
того, возможно избирательное нарушение либо собственно лицевого гнозиса,
либо запоминания лиц., в восприятии лица всегда содержится вклад
индивидуальности воспринимающего, усматривающего в лице нечто свое,
субъективное, даже если это портреты известных людей. Специфика
воспринимаемого лица и в его неповторимой целостности, отражающей
индивидуальность "образца", и в отношении воспринимающего к оригиналу. Выше
уже говорилось о роли правого полушария в непосредственных, чувственных
процессах, о его "смысловой" функции. Как минимум по этим основаниям,
становится понятной поломка функции восприятия лиц при поражении именно
правого полушария мозга.
Наименее изученной формой нарушения зрительного восприятия является
цветовая агнозия. Однако к настоящему времени получены некоторые данные о
расстройствах восприятия цвета при поражении правого полушария мозга. Они
проявляются трудностями в дифференцировке смешанных цветов (коричневый,
фиолетовый, оранжевый, пастельные тона). Кроме того, можно отметить
нарушение узнавания цвета в реальном предмете по сравнению с сохранностью
узнавания цветов, предъявляемых на отдельных карточках.
Выделяют как исключение - односторонняя зрительно-пространственная агнозия
(ОПА), возникающая при поражении глубинных или конвекситальных отделов
правого полушария мозга, имеющая такие назывные эквиваленты как
фиксированная левосторонняя гомонимная гемианопсия или синдром
левостороннего зрительного игнорирования.
В наиболее выраженных формах развития этой патологии обнаруживается
системный дефект в виде "невосприятия" тех составляющих зрительной
стимуляции, которые попадают в левое зрительное поле. Видимый мир и его
образ как бы распадается на две половины: отражаемую (правое зрительное
поле) и неотражаемую (левое), что существенно искажает процесс зрительного
восприятия. ОПА может возникать и в отсутствии данных о гемианопсии. В этих
случаях ее проявления наблюдаются как в развернутом виде, так и в виде
"тенденции" к зрительному игнорированию, следствием которой являются такие
изменения в зрительном гнозисе, как смещение текста при письме в правую
сторону относительно края листа бумаги; перечисление изображенных в альбоме
предметов не слева направо, а в противоположном направлении отдельных
случаях ОПА может возникать и при поражении левого полушария мозга в
сочетании с другими симптомами, свидетельствующими о субдоминантных
особенностях работы левого полушария у данного пациента.
ОПА часто выступает как полимодальный синдром, проявляясь в перцептивном
игнорировании не только левого зрительного поля, но и двигательной, и
тактильной, и слуховой сферы, т.е. затрагивая восприятие всех стимулов,
поступающих в анализаторные системы правого полушария мозга, и относящихся
к левой, относительно схемы собственного тела субъекта, половине
пространства.
ОПА в ряду зрительных агнозий занимает особое место как частное проявление
более сложного (возможно, и по уровню интеграции пространственных функций)
синдрома.
25. Классификация агнозий по А.Р.Лурия.
1) Нарушения чувствительности вообще:
Гиперэстезии (повышение чувствительности) - для больного невыносимы обычные
раздражители, пороги понижены, чувствительность повышена и связана с
болезненными ощущениями.
Гипоэстезии - общая слабость чувствительности, возможна истерическая
гипоэстезия. Также выделяют тотальную гипоэстезию (по всем модальностям)
вплоть до анестезии (количественно) и локальную (типа чулка, перчатки и
пр.).
2) Патологии мозга вызывают агнозии, которые наблюдаются на фоне полной
сохранности сенсорики. Изменяют процесс восприятия нарушения центральных
компонентов.
Зрительные агнозии
Расстройства зрительного гнозиса, которые возникают при поражении корковых
структур задних отделов больших полушарий и протекают при относительной
сохранности элементарных зрительных функций, называются зрительными
агнозиями. Выделяются различные виды зрительных агнозий, которые
встречаются изолированно друг от друга.
1) Предметная агнозия
Наиболее распространенная форма зрительной агнозии. Больной правильно
воспринимает отдельные элементы изображения, может описать отдельные
признаки предмета, но не может понять смысла изображения объекта в целом,
не может опознать предмет. При этом резко изменяются временные
характеристики восприятия, пороги узнавания возрастают на несколько
порядков, что указывает на сложности в переработке зрительной информации.
Как указывает А.Р. Лурия, процесс зрительного анализа превращается в серию
речевых попыток расшифровать значение воспринимаемых признаков и
синтезировать их в зрительный образ.
Предметная зрительная агнозия связана с поражением теменно-затылочных
отделов мозга (18 и 19 поля), т.е. нижней части «широкой зрительной сферы».
2) Оптико-пространственная агнозия
Больной теряет ориентацию в пространственных признаках окружающей среды и
изображений объектов. Нарушается лево-правая ориентировка, ориентировка в
сторонах света и т.п., в грубых случаях - даже в верхне-нижних координатах.
Больной перестает понимать символику рисунка, отражающую пространственные
качества объектов. Как правило, нарушается самостоятельный рисунок в связи
с невозможность передать пространственные признаки объектов. При
правополушарных очагах поражения может наблюдаться односторонняя оптико-
пространственная агнозия. В связи с вышеперечисленными симптомами у
больного возникают трудности при выполнении бытовых двигательных актов,
требующих пространственной ориентации движений, могут также возникать
проблемы с чтением при прочтении букв, имеющих «лево-правые» признаки (К,
Я, У).
Связана с поражением верхней части «широкой зрительной сферы»,
односторонним или двусторонним поражением теменно-затылочных отделов мозга.
3) Цветовая агнозия
Больной правильно различает отдельные цвета и правильно их называет. Но он
не может назвать предметы определенного конкретного цвета или, наоборот,
сказать, какого цвета бывает тот или иной предмет. У больного нет нарушений
в различении цветов, но возникают трудности с их категоризацией.
4) Симультанная агнозия (синдром Балинта)
У больного резко сужен объем зрительного восприятия, он не может
воспринимать одновременно 2 изображения, не может воспринять целое, видит
только часть целого. При этом он не может перевести взгляд и рассмотреть
все изображение последовательно из-за сложных нарушений движений глаз
(«атаксия взора»).
Предполагается, что эта форма нарушения связана с дефектами корковых
зрительных клеток, которые способны лишь на локальные очаги возбуждения.
Связь со стороной поражения и локализацией очага в «широкой зрительной
сфере» не установлена.
5) Буквенная агнозия
Больной, правильно копируя буквы, не может их назвать. Такое нарушение
встречается изолированно от других нарушений зрительного гнозиса, больной
правильно воспринимает предметы, правильно ориентируется в сложный
пространственных изображениях, но не понимает букв и не может читать
(первичная алексия).
Связана с поражением левого полушария мозга - нижней части «широкой
зрительной сферы», на границе затылочной и височной коры у правшей.
6) Лицевая агнозия
Больной теряет способность распознавать реальные лица и их изображения. В
грубых случаях больной не различает лиц детских и взрослых, мужских и
женских, не узнает лиц родных и близких, узнает людей только по голосу.
Связана с поражением задних отделов правого полушария (у правшей), главным
образом - с нижними отделами «широкой зрительной сферы».
Слуховые агнозии
Слуховая система, в отличие от других анализаторных систем, имеет еще одну
существенную характеристику: на ее основе формируется речь. Поэтому внутри
слуховой системы выделяют 2 самостоятельных подсистемы: неречевой слух -
способность ориентироваться в неречевых звуках (шумах, музыкальных тонах) и
речевой слух, то есть способность слышать и распознавать звуки речи.
Различные речевые расстройства, в том числе и связанные с речевым слухом,
относятся к области афазий, и поэтому к слуховым агнозиям относят лишь
расстройства, связанные с неречевым слухом. Слуховыми агнозиями называются
гностические слуховые расстройства, связанные с поражением ядерной зоны
звукового анализатора (41, 42, 22 поля), протекающие при относительной
сохранности элементарных слуховых функций.
1) Собственно слуховая агнозия
Больной не узнает предметных звуков, т.е. слышит звуки и различает их по
высоте, тембру, длительности, но не может распознать, что звучит. Он не
способен определить значение различных бытовых звуков и шумов.
Связана, как указывалось выше, с поражением ядерной зоны слуховой системы,
чаще всего - с довольно обширным поражением правой височной области.
2) Слуховая аритмия
Больной не может оценить ритмические структуры, предъявляемые на слух, и
воспроизвести их. В грубых случаях больной даже не может определить
количество звуков, ударов в ритме.
Связана с нарушениями как в правосторонних, так и в левосторонних височных
областях.
3) Амузия
Больной теряет способность узнавать и воспроизводить мелодию, отличать одну
мелодию от другой. Зачастую музыка начинает вызывать неприятные и
болезненные переживания, вплоть до головной боли. Если больной до
заболевания знал музыкальную грамоту, эти знания теряются.
Связана с нарушениями, главным образом, правой височной области головного
мозга.
Тактильные агнозии
Нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности
поверхностной и глубокой чувствительности, т.е. сенсорной основы
тактильного восприятия, называются тактильными агнозиями.
1) Астереогноз (предметная а..)
Больной теряет способность опознавать предметы на ощупь, не интегрируются
тактильные ощущения, поступающие от объекта. При этом возможны две формы
нарушения: 1) больной правильно воспринимает отдельные признаки предмета,
но не может их синтезировать; 2) нарушено опознавание и этих признаков.
2) Тактильная агнозия структуры объекта
Больной испытывает трудности при опознании материала, из которого сделал
предмет, опознании таких качеств объекта, которые характеризуют поверхность
предмета (шероховатость, гладкость, мягкость, твердость и т.п.).
3) Пальцевая агнозия (синдром Герштмана)
У больного нарушается возможность называния пальцев руки, контралатеральной
очагу поражения, способность узнавать пальцы рук с закрытыми глазами.
Связана с поражением нижнетеменной коры одного из полушарий.
4) Тактильная алексия
Больной теряет способность опознавать буквы и цифры, «написанные» на коже.
5)Соматоагнозия
Сниж-е ориентации в собств-м теле. Связана с пораж.верх.темен.коры,
правостор.наруш-е.
26. Нарушение произвольных движений. Проблема апраксии.
Нарушение произвольных движений и действий.
Не менее важными в клиническом синдроме поражения теменной области
представляются нарушения праксиса, обусловленные дефицитом афферентирующей
движения информации от рецепторов, находящихся в двигательном аппарате.
Нередко они проявляются в форме афферентного пареза, развертывающегося по
гемитипу в контралатеральной очагу поражения руке.
"Эфферентные"
1) Парезы - ослабления мышечных движений. Человек после мозгового
повреждения не может активно действовать противоположной конечностью, хотя
общая структура движения и движения других частей тела могут быть сохранны.
2) Гемиплегии - параличи. Человек полностью теряет способность двигательной
функции с какой-либо стороны, которая может восстанавливаться в процессе
лечения - патология касается подкорковых структур мозга. Динамическая
гемиплегия - нет произвольных движений, но есть насильственные, статическая
- нет произвольных движений и амимия.
"Афферентные"
1) Апраксии - в мышечной, эфферентной сфере все сохранно, но действие
более сложного порядка, нуждающееся в афферентном подкреплении, организации
двигательного акта, не выполняется.
1. Кинестетическая апраксия
При сохранной внешней пространственной организации движений нарушается
проприоцептивная кинестетическая афферентация двигательного акта, точное
ощущение положения действующего органа. Движения больного не
дифференцированы, плохо управляемы. Типичный симптом - «рука-лопата»,
невозможность совершать тонкие движения с предметами, как следствие -
нарушение движений письма. Больной не может правильно воспроизвести позы
руки (апраксия позы), показать без предмета, как совершается некоторое
действие, совершать действия без зрительного контроля (с закрытыми
глазами). Усиленный зрительный контроль над совершением действия может в
некоторой степени скомпенсировать дефект.
При поражении левого полушария апраксия носит обычно двусторонний характер,
при поражении правого полушария возможна только левосторонняя.
Возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры больших
полушарий, то есть задних отделов коркового ядра двигательного анализатора
(поля 1, 2, частично - 4) преимущественно левого полушария (у правшей).
2. Пространственная апраксия (апрактоагнозия)
При этой форме апраксии страдает зрительно-пространственная ориентация
движений (расстройство зрительных синтезов, нарушение пространственных
представлений). Пространственная апраксия может протекать на фоне сохранных
зрительных гностических функций, но чаще она наблюдается на фоне оптико-
пространственной агнозии.
У больных наблюдается апраксия позы, трудности выполнения бытовых
двигательных актов, требующих пространственной ориентации движений
(симптом, типичный для оптико-пространственной агнозии). Усиление
зрительного контроля над движениями не дает положительного результата. Сюда
же относится и конструктивная апраксия - трудности конструирования целого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|