Рефераты

Общая психология

|//Избранные психологические труды. – М.-Воронеж, 1995. | |наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его |

|Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. –| |важнейшим понятием "привходящих, или промежуточных, |

|М., 1976. | |переменных". |

|Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. | |Бессознательное как предмет психологии |

|Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное | |Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются|

|обучение. – М., 1983. | |глубинными побуждениями, ускользающими от ясного |

|Василюк Ф. Е. Психология переживаний. – М., 1984. | |сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть |

|Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Л.: ЛГУ, | |предметом психологической науки. Фрейд создал метод |

|1974-1981. | |психоанализа, с помощью которого можно исследовать |

|Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987. | |глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой |

|Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации | |психоаналитического метода является анализ свободных |

|человека. – М., 1990. | |ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни |

|Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.:| |поведения человека – в его детстве. Основополагающая |

|МГУ, 1976. | |роль в процессе формирования, развития человека |

|Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. //Хрестоматия | |отводится сексуальным инстинктам и влечениям. |

|по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, | |Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения |

|1981. | |каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень |

|Выготский Л. С. История развития высших психических | |сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, |

|функций. //Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1984. | |когда сильна зависимость ребенка от родителей, от |

|Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. | |окружения. |

|исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. | |В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение |

|Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. | |определяется внутренне присущим каждому человеку |

|– М., 1960. | |"основным беспокойством" (или "базальной тревогой"), |

|Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976. | |лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое |

|Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию | |внимание Хорни обращает на противоречие между |

|умственных действий. //Психологическая наука в СССР. – | |потребностями отдельного человека и возможностями их |

|М., 1959. | |удовлетворения в существующей культуре. К. Г. Юнг |

|Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное | |считал, что психика формируется не только под влиянием |

|формирование внимания. – М., 1974. | |конфликтов раннего детства, но наследует также образы |

|Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ,| |предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо |

|1984. | |при исследовании психики учитывать также понятие |

|Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному | |"коллективного бессознательного". |

|восприятию. – М., 1988. | | |

|Процессы переработки информации | |БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |

|и результаты этих процессов как предмет психологии | | |

|Теории когнитивного направления акцентируют внимание на | |Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в|

|том, что знания человека не сводятся к простой сумме | |области математики. – М., 1970. |

|информации, получаемой мозгом из внешней среды или | |Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского |

|имеющейся в нем с момента рождения. | |самосознания. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, |

|Гештальт-психология подчеркивает исходную | |1980. |

|запрограмированность определенных внутренних структур и | |Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.|

|их влияние на перцептивные и когнитивные процессы. | |– М.: Наука, 1977. |

|Конструктивисты полагают, что наследственно | |Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. //Избр. |

|детерминированные интеллектуальные функции создают | |психол. труды. – М.: Педагогика, 1980. |

|возможность для постепенного построения интеллекта в | |Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – М.: |

|результате активных воздействий человека на среду. | |Изд. АПН РСФСР, 1960. |

|Собственно когнитивная психология пытается выяснить | |Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961. |

|способы совершенствования мыслительных процессов и | |Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, |

|других процессов переработки информации. | |1969. |

|Личный опыт человека как предмет психологии | |Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. |

|Гуманистическая психология отходит от научной | |Индивидуальное развитие человека и константность |

|психологии, отводя главную роль личному опыту человека. | |восприятия. – М.: Просвещение, 1986. |

|Человек, по мнению гуманистических психологов, способен | |Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. 2, М., |

|к самооценке и может самостоятельно находить путь к | |1982. |

|развитию своей личности (самоактуализации). | |Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и |

|Субъективность этого подхода затрудняет установление | |методология психологии. //Методологические и |

|разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть| |теоретические проблемы психологии. /Под ред. |

|на самом деле. Идеи этого подхода оказались полезными | |Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1969. |

|для психологической практики, но ничего не внесли в | |Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., |

|теорию психологии. Более того, предмет исследования в | |1994. |

|рамках этого направления почти исчез. | |Арнхейм Р. Образ и мысль. //Зрительные образы. |

|Развитие взглядов на предмет психологии | |Феноменология и эксперимент. – Душанбе, 1971. |

|отечественных авторов | |Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна |

|В начальный период становления советской психологии | |"Человек и мир". //Вопросы философии. – 1993. – №5. |

|вопрос о ее предмете не привлекал особого внимания. | |Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. |

|После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения | |Системно-деятельностный подход к изучению познавательных|

|человека (1930 г.) в советской психологии установилось | |процессов. – М., 1985. |

|разъяснение предмета психологии в виде указания на | |Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990. |

|хорошо знакомые каждому человеку по его собственному | |Бауэр Г. Зрительный мир грудного ребенка. //Восприятие. |

|опыту | |Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974. |

|ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ | |"наши ощущения, чувства, представления, мысли"1 |

| | |По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии |

|О соотношении сознания и бессознательного в психике | |является ориентировочная деятельность. При этом в данное|

|человека. | |понятие включаются не только познавательные формы |

|Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние. | |психической деятельности, но и потребности, чувства, |

|Обзор представлений о побудительных силах поведения | |воля. "Предмет психологии должен быть решительно |

|человека. | |ограничен. Психология не может и не должна изучать всю |

|Поведение и деятельность. | |психическую деятельность и все стороны каждой из ее |

|Психические процессы, свойства, состояния. | |форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их|

|Познавательная деятельность человека. | |изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том |

|Эмоциональная жизнь человека. | |смысле, что процесс ориентировки составляет главную |

|Способности. Одаренность. Талант. | |сторону каждой формы психической деятельности и всей |

|Воля и эмоции в обыденной жизни. | |психической жизни в целом: что именно эта функция |

|Что такое психика. | |оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому |

|Темперамент и характер. | |практически подчинены этой функции 1 |

|О соотношении чувственного и рационального в познании. | |К. К. Платонов считает предметом психологии психические |

|Что такое сознание. | |явления1 Это очень общее определение предмета психологии|

|Мотивы познавательной деятельности. | |при его конкретизации не противоречит выше указанному |

|Мотивационная сфера личности. | |подходу. |

|Мое понимание личности. | |Выводы |

|Структура основных психологических понятий. | |Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, |

|Творческое мышление. | |можно сделать следующие выводы: |

|Роль памяти и внимания в жизни человека. | |В каждом из возникающих направлений подчеркивался |

|Особенности развития детского мышления. | |какой-либо один из необходимых аспектов исследования. |

|Структура мыслительной деятельности. | |Поэтому можно утверждать, что все школы, направления |

|Перцептивные образы, их особенности. | |психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.|

|Ощущения, их характеристика. | | |

|Сравнительный анализ образов ощущений и восприятия. | |В настоящее время представляется целесообразным |

|Первичные образы, их роль в жизни человека. | |эклектическое объединение "рациональных зерен", |

|Представление и воображение. Фантазия. | |содержащихся в разных теоретических направлениях, и их |

|Что такое интеллект. | |обобщение. |

|Что такое установка. | |В итоге можно считать, что предметом психологии являются|

| | |психические процессы, свойства, состояния человека и |

| | |закономерности его поведения. Существенным моментом при |

| | |этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его |

| | |функционирования, развития и связи с поведением и |

| | |деятельностью. |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | |[?] Теплов Б. М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946. C. 3.|

| | | |

| | |[?] Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. |

| | |Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. С. |

| | |96. |

| | |[?] Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, |

| | |1972. С.29. |

|Литература: | |Литература по курсу |

|Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976. | |Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968. |

|Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, | | |

|1992. | |Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. |

|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | |Выготский Л. С. Исторический смысл психологического |

|М.: МГУ, 1975. | |кризиса. Собр. соч. в 6 томах. – Т.1, М., 1982. |

|Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. | |Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 томах. –|

|Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. | |Т. 2, М., 1982. |

|– М.: Прогресс, 1988. | |Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления.|

|Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – | |– М., 1965. |

|Служебный перевод. | |Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – М.: Мир, |

|Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. | |1992. |

|Структура и функции психики | |Гостев А. А. Образная сфера человека. – М., 1992. |

|Основными функциями психики являются отражение и | |Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л.:|

|регулирование. | |ЛГУ, 1984. |

|Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение| |Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993. |

|регулируется, а регулирование основано на информации, | |Изард К. Эмоции человека. – М., 1980. |

|полученной в процессе отражения. "Единство психики как | |Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924. |

|системы выражается в общей ее функции: являясь | |Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1975. |

|субъективным отражением объективной действительности, | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., |

|она выполняет функцию регуляции поведения" | |1969. |

|Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает | |Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979. |

|целостность психики в норме, единство всех психических | |Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973. |

|проявлений, интеграцию всей внутренней психической | |Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. |

|жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное | |Платонов К. К. Система психологии и теории отражения. – |

|взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с | |М., 1982. |

|окружающей средой. Человек – активная система, и в | |Психология эмоций. Тексты. /Под ред. В. К. Вилюнаса, |

|окружающем его мире также много активных объектов. | |Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1984. |

|Поэтому следует различать активное и реактивное | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. (Любое |

|отражение, активное и реактивное регулирование. | |издание). |

|Тогда функциональная структура психики человека в | |Сеченов И. М. Элементы мысли. – М., 1935. |

|общенаучных категориях выглядит так: | |Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология |

| | |эмоций.- М., 1961. |

| | |Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., |

| | |1961. |

| | |Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – |

| | |Служебный перевод. |

| | |Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др.|

| | |– М.: МГУ, 1976. |

| | |Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – |

| | |М.: МГУ, 1981. |

| | |Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. |

| | |Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975. |

| | |Юнг К. Психологические типы. – М., 1928. |

|Характер формируется на основе темперамента под влиянием| |Функциональная структура психики человека в общенаучных |

|условий жизни. В характере черты темперамента содержатся| |категориях |

|в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не | |(по В. А. Ганзену) |

|приняты человеком. Особое значение для формирования | |[pic] |

|характера имеют первые годы жизни человека (см. | | |

|З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б. Г. Ананьев). | |Функциональная структура психики человека в |

|Структура характера | |психологических понятиях |

|В структуре характера разные авторы выделяют различные | |(по В. А. Ганзену) |

|свойства. | | |

|Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и | | |

|условием цельности личности и к основным его свойствам | | |

|относит направленность, привычки, коммуникативные | | |

|свойства, эмоционально-динамические проявления, | | |

|сформированные на основе темперамента. | | |

|А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру | | |

|характера такие пары свойств: | | |

|уравновешенность – неуравновешенность; | | |

|сензитивность – агрессивность; | | |

|широту – узость; | | |

|глубину – поверхностность; | | |

|богатство, содержательность – бедность; | | |

|силу – слабость. | | |

|Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его | | |

|цельность, сложность, динамичность, оригинальность, | | |

|силу, твердость. Эти и множество других попыток | | |

|выделения структурных свойств характера требуют анализа | | |

|и обобщения. | | |

|Литература: | | |

|Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. //Избр. | | |

|психол. труды. – М.: Педагогика, 1980. | | |

|Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском | | |

|возрасте. – М.: Просвещение, 1968. | | |

|Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности | | |

|человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. | | |

|Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924. | | |

|Лазурский А. Ф. Очерк науки о характере. – Пб., 1917. | | |

|Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: Просвещение, | | |

|1969. | | |

|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | | |

|М.: МГУ, 1975. | | |

|Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. | | |

|[pic] | |Литература: |

| | |Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности |

| | |человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. |

| | |Крутецкий В. А. Психология математических способностей |

| | |школьников. – М.: Просвещение, 1968. |

| | |Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922. |

| | |Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии |

| | |личности. Вып. 6. – Пермь, 1970. |

| | |Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. |

| | |Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.|

| | | |

| | |Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.|

| | | |

| | |Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., |

| | |1961. |

| | |Характер |

| | |Характер – совокупность устойчивых индивидуальных |

| | |особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в |

| | |деятельности и общении, обусловливая типичные для нее |

| | |способы поведения. |

| | |Понятие характера весьма различается в различных |

| | |теоретических построениях. В современной зарубежной |

| | |характеро-логии можно выделить три направления: |

| | |конституционно-биологическое (связано с именем |

| | |Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме |

| | |конституции и темперамента); |

| | |психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д.|

| | |Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений|

| | |человека); |

| | |идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер |

| | |заключается в торможении инстинктов, которое определяет |

| | |этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и |

| | |какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних |

| | |имманентных свойств личности. Бауд: характер |

| | |определяется социальным положением человека и т.д.). |

| | |В отечественной психологии исследование характера |

| | |связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, |

| | |А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, |

| | |Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.). Здесь также |

| | |можно выделить различные направления: идеалистические, |

| | |биологизаторские, материалистические. Опираясь на |

| | |различные подходы к этой теме, можно отметить |

| | |социально-оценочный оттенок при определении характера; |

| | |значительную устойчивость психологических характеристик.|

|Для способностей характерна возможность переноса | |Функциональная структура психики (в психологических |

|выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом| |категориях), |

|новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее | |представленная в радиально-круговой системе координат |

|задачами не последовательностью способов действия, а | |(По В. А. Ганзену) |

|требованиями к тем же психическим свойствам человека. | |[pic] |

|Основу способностей составляют задатки. Задатки – это | |Форма представления функциональной структуры психики в |

|природные предпосылки, которые являются условием | |радиально-круговой системе координат имеет явные |

|развития способностей не только в смысле того, что они | |преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше |

|придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле | |согласована с возможностями отражающей системы человека,|

|того, что они в известных пределах могут определять | |здесь значительно нагляднее проявляются соотношения |

|содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К| |между компонентами психики. |

|задаткам относятся не только анатомо-морфологические и | |Приведенные схемы структуры психики касаются прежде |

|физиологические свойства мозга, но и психические | |всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о |

|свойства в той степени, в которой они прямо и | |наличии бессознательного уровня в структуре психики. |

|непосредственно обусловлены наследственностью. | |Бессознательными могут быть как процессы психического |

|Способности – понятие динамическое. Они формируются, | |отражения, так и процессы регулирования. В понятие |

|развиваются и проявляются в деятельности. | |бессознательного разные авторы вносят различный смысл |

|Общие и специальные способности | |(например, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Д. Н. Узнадзе и т.д.) |

|Специальные способности – способности к определенным | | |

|видам деятельности (математические способности, | | |

|музыкальные способности, педагогические и т.д.). | | |

|Общие способности – это способность к развитию | | |

|специальных способностей. | | |

|Одаренность – это качественно своеобразное сочетание | | |

|способностей, от которого зависит возможность достижения| | |

|большего или меньшего успеха в выполнении той или другой| | |

|деятельности. | | |

|Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной | | |

|деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования| | |

|способностей нет, хотя традиционно именно сфера | | |

|умственной деятельности исследовалась и продолжает | | |

|исследоваться в связи со способностями. | | |

|Высокое общее умственное развитие может не | | |

|сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной | | |

|области способностей или каким-либо видом специальной | | |

|одаренности. Однако проявление и достижение высоких | | |

|специальных способностей, специальной одаренности | | |

|немыслимо без наличия общих способностей, общей | | |

|одаренности. См.: Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. | | |

|Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – | | |

|Л.: ЛГУ, 1960. | | |

|В соответствии с этим по-разному выглядит структура | |Темперамент |

|бессознательного. Фрейдовское "Ид" – это совокупность | |Темперамент – биологический фундамент, на котором |

|биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, | |формируется личность. Он отражает динамические аспекты |

|желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура | |поведения, преимущественно врожденного характера. |

|бессознательного. Она включает в себя такие элементы: | |В. С. Мерлин считает свойствами темперамента |

| | |индивидуальные особенности, которые |

|Индивидуальное бессознательное: | |регулируют динамику психической деятельности в целом; |

|тень (аналог фрейдовского "Ид") | |характеризуют особенности динамики отдельных психических|

|Анима и Анимус | |процессов; |

|самость | |имеют устойчивый и постоянный характер; |

|Коллективное бессознательное | |находятся в строго закономерных соотношениях, |

| | |характеризующих тип темперамента; |

|С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного | |однозначно обусловлены общим типом нервной системы. |

|следует свести или даже заменить понятием психической | | |

|установки. | |Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические |

|Литература: | |особенности, если они представляют собой особенности |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты