Общая психология
|другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены | | |
|смыслообразующих функций (мотивы-стимулы). | | |
|Деятельность человека направляется не одним мотивом, а | | |
|их совокупностью. При этом можно выделить внутренние | | |
|мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов | | |
|лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К | | |
|внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации | | |
|(факторы Среды). Совокупность внутренних и внешних | | |
|мотивов определенным образом организуется и составляет | | |
|мотивационную сферу личности. Главные отношения, | | |
|характе-ризующие мотивационную сферу личности, – | | |
|отношения иерархии мотивов. | | |
|А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их | | |
|близости к удовлетворению витальных потребностей. В | | |
|основе иерархии лежит необходимость поддерживать | | |
|физиологический гомеостаз; выше – мотивы | | |
|активное движение; | |К вопросу о происхождении потребностей |
|обратная связь; | |К. К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически |
|поддержание определенного оптимума информации, | |потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного |
|поступающей в мозг из внешней и внутренней среды; | |ребенка есть потребности только в еде, кислороде, тепле |
|сохранение привычной структурированности информации. | |и покое. По мере созревания организма у человека |
| | |появляются новые непосредственно биологически |
|Иллюзии восприятия | |обусловленные потребности. Так, потребность в покое |
|Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. | |дополняется периодически появляющейся потребностью в |
|Это происходит, когда от самих предметов поступают | |движении, затем потребностью в игре, в познании, в |
|противоречивые сигналы или когда мы неправильно | |труде. В процессе созревания эндокринных желез |
|интерпретируем получаемые сигналы. | |появляется половая потребность. Старение организма |
|Развитие восприятия | |приводит к ослаблению не только половой потребности, но |
|Восприятие изменяется под влиянием условий жизни, то | |и потребности в движении, познании и т.д. |
|есть развивается. | |Анализируя путь развития человеческих потребностей, |
|А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных | |А. Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала |
|действий под влиянием обучения проходит ряд этапов: | |человек действует для удовлетворения своих витальных |
|адекватный перспективный образ строится ребенком путем | |потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные |
|практических действий с материальными предметами. | |потребности для того, чтобы действовать. Развитие |
|сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные | |потребностей связано с развитием их предметного |
|перцептивные действия, которые выполняются с помощью | |содержания, то есть конкретных мотивов деятельности |
|собственных движений рецептивных аппаратов. Дети | |человека. |
|знакомятся с пространственными свойствами предметов при | |Литература: |
|помощи развернутых ориентировочно-исследовательский | |Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в |
|движений рук и глаз. | |мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии|
|начинается процесс сворачивания, сокращения перцептивных| |личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1974. |
|действий. | |С.145-169. |
|перцептивное действие превращается в идеальное. Дети | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – |
|приобретают способность быстро и без каких-либо внешних | |М.: МГУ, 1975. |
|движений узнавать определенные свойства воспринимаемых | |Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. |
|объектов, отличать их на основе этих свойств друг от | |– М.: Наука, 1982. |
|друга. | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |
|Основные подходы к анализу восприятия: | | |
|стимуляционный. См.: Гибсон Дж. Экологический подход к | | |
|зрительному восприятию. – М., 1988; | | |
|ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ | |нейрофизиологический. См.: Гостев А. А. Образная сфера |
|Определение потребностей | |человека. – М., 1992; Марр Д. Зрение. – М., 1987; |
|Потребности – субъективные явления, побуждающие к | |деятельностный. См.: |
|деятельности и представляющие собой отражение нужды | |Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительных |
|организма в чем-либо. Все многообразие потребностей | |образов. – М., 1969; |
|может быть сведено к двум основным классам: | |Леонтьев А.Н. Психология образа. //Вестник МГУ. Сер.|
|биологические (витальные) | |14, 1979. – N 2. С.3-14; |
|информационные (лежащие в основе социальных | |Митькин А.А. Системная организация зрительных функций. |
|потребностей). | |– М., 1988]; |
|Биологические потребности являются легко и быстро | |субъектный [Надирашвили Ш.А. Психологическая природа |
|насыщаемыми. Регулирующая функция биологических | |восприятия. – Тбилиси, 1976; Узнадзе Д.Н. |
|потребностей ограничена, так как они определяют | |Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.]; |
|поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в | |конструктивистский. См.: Рок И. Введение в зрительное |
|течение которых происходит удовлетворение потребностей. | |восприятие.: В 2 т. – М., 1980.; |
|Если бы животное или человек действовали под влиянием | |динамический. См.: |
|только этих потребностей, то их активность была бы очень| |Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному |
|ограниченной. | |восприятию. – М., 1988; |
|Информационные потребности (к ним относятся и | |Колерс П. Некоторые психологические аспекты |
|познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или| |распознавания образов. //Распознавание образов. – М., |
|значительно менее насыщаемыми по сравнению с | |1970. С. 16-87; |
|биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая | |генетический. См.: Ланге Н. Н. Теория волевого |
|функция по отношению к поведению человека является | |внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. |
|неограниченной. | |А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976; |
|Биологические потребности имеют индивидуалистический, | |прогностический. См.: Арнхейм Р. Образ и мысль. |
|эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, | |//Зрительные образы. Феномено-логия и эксперимент. – |
|враждебные отношения с другими особями. Информационные | |Душанбе, 1971; |
|потребности, как правило, не ведут к возникновению | |Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.; |
|конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение | |информационный. См.: |
|информационной потребности за счет какого-либо объекта | |Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.I, Л.: |
|никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность | |ЛГУ, 1974-1981; |
|имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими | |Линдсей П., Норман Д. А. Переработка информации у |
|людьми. | |человека. – М., 1974; |
| | |Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981; |
| | |когнитивно-структурный. См.: |
| | |Марр Д. Зрение. – М., 1987; |
| | |Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981. |
|Представление | |Начало психологической интерпретации действия было |
|Представление – это процесс воспроизведения прошлых | |положено в трудах Л. С. Выготского. Затем в середине |
|образов. Результаты представления – это вторичные | |30-х годов его ученики и последователи А. В. Запорожец, |
|образы, то есть извлеченные из памяти "первые сигналы". | |П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др. предприняли цикл |
|Представления воспроизводят прошлые первичные образы. | |исследований сенсорных, перцептивных, мимических и |
|Это образы объектов, которые в данное время не действуют| |умственных действий, уделив при этом особое внимание их |
|на рецепторную поверхность анализатора. Представления | |генетической связи с предметно-практическими действиями.|
|воплощают в себе один из видов памяти (образную память),| |С. Л. Рубинштейн также считал действия основной |
|что определяет их важнейшее значение в структуре | |клеточкой или ячейкой психологии. По его мнению: |
|психических процессов. Представления есть необходимое | |В действии психологический анализ может вскрыть зачатки |
|связующее звено между первосигнальными психическими | |всех элементов психологии. |
|процессами (образы ощущений и восприятий) и | |Действие обладает порождающими свойствами. |
|второсигнальными мыслительными и речемыслительными | |А. В. Запорожец сформулировал положение, что способ |
|процессами. Представления накапливают в себе признаки | |действия является живым отображением предмета. |
|различных единичных образов. На основе этих признаков | |Для возникновения ощущения необходимо элементарное |
|строится "портрет класса объектов", и тем самым | |сенсорное действие. Это положение доказывалось в |
|обеспечивается возможность понятийно-логического | |исследованиях В. И. Аспина, В. В. Запорожца, |
|отображения структуры этого класса. | |А. Н. Леонтьева, Н. Б. Познанской. |
|Представления позволяют видеть не только "лицо", но и | |Для возникновения образа восприятия необходимо |
|"спину" объектов во время их отсутствия. Причем, | |осуществление сложного перцептивного действия, |
|объектов, не только когда-то непосредственно | |включающего в свой состав систему предметных операций |
|воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу | |(что существенно для формирования предметности |
|объектов, синтезированных в представлении. | |восприятия. Действие – основа мышления, необходимое |
|Исследование представлений сталкивается с рядом | |условие формиро-вания смыслов, их расширения и |
|трудностей. | |углубления. |
|Во-первых, эти трудности связаны с отсутствием | |В действии лежит начало рефлексии. Действие |
|наличного, непосредственно действующего | |трансформируется в поступок и становится главным |
|объекта-раздражителя, с которым можно было бы сравнить | |формообразующим фактором и одновременно единицей анализа|
|содержание представления. Во-вторых, из-за отсутствия | |личности. |
|непосредственного воздействия представляемого объекта | |Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это |
|само представление является трудно поддающейся | |указывал А. Н. Леонтьев. Превращение операции в |
|фиксированию "летучей структурой". | |действия, а затем в деятельность замечательно проследил |
|Характеристики представлений | |А. В. Запорожец. См.: Запорожец А. В. Избранные |
|Панорамность – выход за пределы перцептивного поля. См.:| |психологические труды. – Т. 1, М., 1989. |
|Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве. //Психол. | | |
|наука в СССР. – Т.I, М., 1959. | |Литература: |
|Взаимообособление фигуры от фона. См.: Ломов Б. Ф. | |Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна |
|Человек и техника. – М.: Сов. радио, 1966, гл. 4. | |"Человек и мир". //Вопросы философии. – 1993. – №5. |
| | |Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура |
| | |действия. – М.: МГУ, 1982. |
| | |Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., |
| | |1975. |
| | |Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды : В 2-х |
| | |т. – Т. 1, М.: Периодика, 1983. |
| | |Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии. |
| | |//Вопросы философии. – 1972. – Т.9, 12. |
| | |Леонтьев А. Н. Системный анализ в психологии. |
| | |//Психологический журнал. – 1991. – № 4. |
| | |Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: |
| | |перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. – 1993.|
| | |– № 4 |
| | |Выпадение абсолютных величин (несохранение числа |
| | |однородных элементов; нарушение воспроизведения |
| | |абсолютных размеров). См.: Сорокун П. А. Формирование и |
| | |развитие пространственных представлений у учащихся: |
| | |Автореф. докт. дисс. – Л., 1968. |
| | |Преобразование геометрической формы в топологическую |
| | |схему; схематизация образа. См.: |
| | |Бернштейн Н. А. Топология и метрика движений. //Очерки |
| | |по физиологии движений и физиологии активности. – М., |
| | |1966; |
| | |Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов. радио, 1966. |
| | |Превращение последовательного образа в одновременную |
| | |структуру. См.: |
| | |Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в|
| | |области математики. – М., 1970; |
| | |Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., |
| | |1947. |
|Основным отличием одной деятельности от другой является | |Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство |
|предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, | |обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона |
|что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. | |заполненного временного отрезка. Этот закон определяет |
|Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым | |закономерность отклонения психологического времени |
|мотивом. Действия – процессы, подчиненные представлению | |воспоминания прошлого от объективного времени. См.: |
|о том результате, который должен быть достигнут, то есть| |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. С.|
|представлению о созидательной цели. | |218. |
|Выделение целей и формирование подчиненных им действий | |Большая прочность сохранения образа временной |
|приводит к тому, что происходит расщепление функций | |последовательности по сравнению с временной |
|мотива: выделяются функции побуждения и направления. | |длительностью. |
|Достижение цели, то есть осуществление действия, | |В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в |
|происходит в определенных условиях. Цель, | |сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные |
|переформулированная применительно к определенным | |оттенки выпадают. |
|условиям, есть задача. Способ осуществления действия | |Вторичные образы являются менее яркими, более бледными |
|называется операцией. Операции направляются на решение | |по сравнению с первичными образами. На это свойство |
|задач. | |представлений указывал еще Г. Эббингауз. См.: Эббингауз |
|Основным предметом исследования в психологической теории| |Г. Основы психологии. – Спб., 1890. |
|деятельности явилось действие, его структура и функции. | |Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому |
| | |по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, |
| | |текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство |
| | |дефицитом константности представлений. |
| | |Фрагментарность представлений – непредставленность |
| | |отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого |
| | |дан в представлении (выражение дефицита целостности по |
| | |сравнению с образами восприятия). |
| | |Обобщенность представлений имеет свою специфику – это |
| | |обобщенность не только единичного предмета, но и класса |
| | |или категории аналогичных предметов. |
|Литература: | |Интересным представляется факт, что в поздних работах и |
|Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. I, Л.: | |Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от |
|ЛГУ, 1974-1981. С. 278-295. | |этих позиций. Ими развиваются представления о |
| | |возможности самостоятельного развития и функционирования|
| | |сознания, его спонтанности. Можно констатировать, что, |
|Воображение | |являясь основополагающим объяснительным принципом |
|Воображение – психический процесс создания образа | |советской психологии, теория деятельности сдерживала ее |
|предмета, ситуации путем перестройки имеющихся | |" азвитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как |
|представлений. | |предмет психологического исследования, теория |
|В настоящее время распространяется мнение, что | |деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.|
|воображение является комбинацией не только образного, но| | |
|и абстрактного содержания. | |Любое человеческое действие является вместе с тем и |
|Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в| |психологическим актом, более или менее насыщенным |
|них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение | |переживанием, выражающим отношение действующего к другим|
|рисует сознанию картины, которым ничего или мало что | |людям, к окружению. |
|соответствует в действительности, то оно носит название | |А. Н. Леонтьев: "То, что непосредственно определяет |
|фантазии. Если воображение обращено в будущее, его | |развитие психики ребенка – это развитие его |
|именуют мечтой. | |деятельности, как внешней, так и внутренней." |
|Виды воображения | |Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. |
|Активное воображение – пользуясь им, человек усилием | |Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. |
|воли, по собственному желанию вызывает у себя | |Общество не просто определяет внешние условия |
|соответствующие образы. | |осуществления деятельности, но и способствует |
|Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, | |формированию мотивов, целей, способов, средств |
|помимо воли и желания человека. | |достижения цели. Деятельность входит в предмет |
|Продуктивное воображение – в нем действительность | |психологии, но не особой своей частью, а "функцией |
|сознательно конструируется человеком, а не просто | |полагания субъекта в предметной действительности и ее |
|механически копируется или воссоздается. Но при этом в | |преобразования в форму субъективности". |
|образе она все же творчески преобразуется. | | |
|Репродуктивное воображение – ставится задача | |Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс |
|воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и | |интериоризации состоит не в том, что внешняя |
|хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое | |деятельность перемещается в предшествующий план |
|воображение больше напоминает восприятие или память, чем| |сознания, это процесс, в котором внутренний план |
|творчество. | |формируется. |
| | |Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение: |
|Основными видами (уровнями) деятельности являются: | |Функции воображения: |
|*игра; *учение; *труд. | |Образное представление действительности. |
|Литература: | |Регулирование эмоциональных состояний. |
|Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, | |Произвольная регуляция познавательных процессов и |
|1969. | |состояний человека. |
|Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: | |Формирование внутреннего плана действий. |
|Мир, 1992. | |Способы создания образов воображения |
|Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. // | |Агглютинация – создание образов посредством соединения |
|Методологические и теоретические проблемы психологии. | |любых качеств, свойств, частей. |
|/Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1963. | |Акцентирование – выделение какой-либо части, детали |
|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | |целого. |
|М.: МГУ, 1975. | |Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает |
|Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. | |конкретный эпизод, который впитывает в себя массу |
|Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. | |аналогичных и таким образом является как бы их |
|Основы теории деятельности | |представителем. Так же формируется и литературный образ,|
| | |в котором концентрируются типичные черты многих людей |
|Понятие деятельности является основополагающим для | |данного круга, определенной эпохи. |
|концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Это понятие, | |Литература: |
|в силу его связи с марксистской теорией, наиболее | |Беркилит М., Петровский А. Фантазия и реальность. – М.: |
|характерно для советской психологии. Его рассмотрение | |Политиздат, 1968. |
|имеет смысл, так как почти вся советская психология (в | |Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском |
|разной степени) оказалась построенной на этом понятии | |возрасте. Собр. соч. в 6 т. – Т. 2, М, 1982. |
|(или при его активном участии). | |Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М.,|
|Истоки теории деятельности: | |1979. |
|объективная рефлексология Бехтерева; | |Коршунова Л. С., Пружинин Б. Н. Воображение и |
|реактология Корнилова; | |рациональность. Опыт методологического анализа |
|бихевиоризм Уотсона; | |познавательной функции воображения. – М., 1989. |
|культурно-историческая концепция Выготского. | |Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. |
|Особенно велико влияние культурно-исторической концепции| |Эксперимен-тальные исследования. – Тбилиси, 1972. |
|Выготского. Развитие высших психических функций (по | |Никифорова О. И. Исследования по психологии |
|Выготскому) включает в себя создание особых внешних | |художественного творчества. – М., 1972. |
|средств, являющихся как бы психологическими орудиями, | |Познавательные процессы и способности в обучении. – М., |
|позволяющими добиваться значительно более высоких | |1990. |
|результатов и качественно перестраивать перво-начальные | |Розет И. М. Психология фантазии. |
|элементарные психические функции (деятельность – это | |Экспериментально-теорети-ческое исследование внутренних |
|культурное поведение, связанное с изготовлением и | |закономерностей продуктивной умственной деятельности. – |
|употреблением орудий). | |Минск, 1977. |
|Принцип единства сознания и деятельности (впервые | | |
|сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое | | |
|отражение, сознание связано с активной деятельностью, | | |
|исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. | | |
|Согласно этому принципу, сознание вторично, оно | | |
|проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в | | |
|трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в | | |
|трудах других представителей теории деятельности. | | |
| | | |
|Мышление | |Однако учение Фрейда не содержит в себе общей теории |
|Мышление определяют в психологии обычно как | |бессознательного и теории отношения последнего к |
|опосредованное и обобщенное отражение человеком | |поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но|
|действительности в ее существенных связях и отношениях. | |форма существования бессознательного оставалась неясной.|
|Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как | | |
|результат этого процесса. | |Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые |
|Мышление как процесс | |бессознательным психическим, мы можем определить и форму|
|Мыслительный процесс осуществляется в двух основных | |его существования. Согласно учению Узнадзе, сфера |
|формах: | |действия бессознательного психического настолько широка,|
|формирование и усвоение понятий и | |что она лежит в основе всей активности человека, как |
|решение проблем. | |внутренней, так и внешней. Концепция Узнадзе служит |
|Формирование понятий – это просто отличение "того, что | |выяснению путей формирования структуры и функций этого |
|похоже", от "того, что непохоже". Усвоение понятий – это| |бессознательного. В субъекте перед каждым актом его |
|процесс, в результате которого субъект научается | |поведения возникает своеобразное динамическое состояние |
|узнавать признаки, присущие каждому из понятий. См.: | |– установка, которая, оставаясь бессознательной, |
|Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. | |целесообразно, в соответствии и со структурой, и с |
|Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. | |предметным содержанием данной ситуации, направляет |
|исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. | |развертывание процессов сознания и актов практического |
|Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932. | |поведения. После своей реализации в поведении и |
|Решение проблем в значительной степени опирается на | |удовлетворения потребности данная установка перестает |
|усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти. | |существовать, уступая место иной установке. Таким |
|В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных | |образом, согласно взглядам Узнадзе и его учеников, |
|этапа: | |бессознательное, лежащее в основе протекания всей |
|"Понимание непонятности" – видение и формулирование | |психической жизни и определяющее своеобразие процессов |
|вопроса, проблемы, задачи. Ситуация "изначальной | |сознания, существует и действует в форме установок. См.:|
|понятности", выраженная отсутствием вопросов – индикатор| | |
|отсутствия работы мысли. | |Бессознательное. Природа, функции, методы |
|Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет | |исследования: В 4-х т. – Т. 1. Тбилиси: Мецниереба, |
|оценку вероятности вариантов. | |1978. |
|Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор | |Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: |
|какой-то одной (если первоначально их несколько). | |Наука, 1966. |
|"Проверка гипотез" иногда выделяется в отдельный этап. | | |
|Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по | | |
|данному вопросу). | |ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с | | |
|этапами творческого мыслительного процесса: | |Поведение – взаимодействие с окружающей средой, |
| | |опосредованное внешней и внутренней активностью. |
| | |Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение |
| | |человека в социальной среде. |
| | |Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются |
| | |вполне приемлемыми в качестве рабочих. |
| | |Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения |
| | |проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от |
| | |предшествующих поколений, а с другой – всё множество |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|