Рефераты

Общая психология

|другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены | | |

|смыслообразующих функций (мотивы-стимулы). | | |

|Деятельность человека направляется не одним мотивом, а | | |

|их совокупностью. При этом можно выделить внутренние | | |

|мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов | | |

|лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К | | |

|внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации | | |

|(факторы Среды). Совокупность внутренних и внешних | | |

|мотивов определенным образом организуется и составляет | | |

|мотивационную сферу личности. Главные отношения, | | |

|характе-ризующие мотивационную сферу личности, – | | |

|отношения иерархии мотивов. | | |

|А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их | | |

|близости к удовлетворению витальных потребностей. В | | |

|основе иерархии лежит необходимость поддерживать | | |

|физиологический гомеостаз; выше – мотивы | | |

|активное движение; | |К вопросу о происхождении потребностей |

|обратная связь; | |К. К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически |

|поддержание определенного оптимума информации, | |потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного |

|поступающей в мозг из внешней и внутренней среды; | |ребенка есть потребности только в еде, кислороде, тепле |

|сохранение привычной структурированности информации. | |и покое. По мере созревания организма у человека |

| | |появляются новые непосредственно биологически |

|Иллюзии восприятия | |обусловленные потребности. Так, потребность в покое |

|Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. | |дополняется периодически появляющейся потребностью в |

|Это происходит, когда от самих предметов поступают | |движении, затем потребностью в игре, в познании, в |

|противоречивые сигналы или когда мы неправильно | |труде. В процессе созревания эндокринных желез |

|интерпретируем получаемые сигналы. | |появляется половая потребность. Старение организма |

|Развитие восприятия | |приводит к ослаблению не только половой потребности, но |

|Восприятие изменяется под влиянием условий жизни, то | |и потребности в движении, познании и т.д. |

|есть развивается. | |Анализируя путь развития человеческих потребностей, |

|А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных | |А. Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала |

|действий под влиянием обучения проходит ряд этапов: | |человек действует для удовлетворения своих витальных |

|адекватный перспективный образ строится ребенком путем | |потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные |

|практических действий с материальными предметами. | |потребности для того, чтобы действовать. Развитие |

|сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные | |потребностей связано с развитием их предметного |

|перцептивные действия, которые выполняются с помощью | |содержания, то есть конкретных мотивов деятельности |

|собственных движений рецептивных аппаратов. Дети | |человека. |

|знакомятся с пространственными свойствами предметов при | |Литература: |

|помощи развернутых ориентировочно-исследовательский | |Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в |

|движений рук и глаз. | |мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии|

|начинается процесс сворачивания, сокращения перцептивных| |личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1974. |

|действий. | |С.145-169. |

|перцептивное действие превращается в идеальное. Дети | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – |

|приобретают способность быстро и без каких-либо внешних | |М.: МГУ, 1975. |

|движений узнавать определенные свойства воспринимаемых | |Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. |

|объектов, отличать их на основе этих свойств друг от | |– М.: Наука, 1982. |

|друга. | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |

|Основные подходы к анализу восприятия: | | |

|стимуляционный. См.: Гибсон Дж. Экологический подход к | | |

|зрительному восприятию. – М., 1988; | | |

|ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ | |нейрофизиологический. См.: Гостев А. А. Образная сфера |

|Определение потребностей | |человека. – М., 1992; Марр Д. Зрение. – М., 1987; |

|Потребности – субъективные явления, побуждающие к | |деятельностный. См.: |

|деятельности и представляющие собой отражение нужды | |Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительных |

|организма в чем-либо. Все многообразие потребностей | |образов. – М., 1969; |

|может быть сведено к двум основным классам: | |Леонтьев А.Н. Психология образа. //Вестник МГУ. Сер.|

|биологические (витальные) | |14, 1979. – N 2. С.3-14; |

|информационные (лежащие в основе социальных | |Митькин А.А. Системная организация зрительных функций. |

|потребностей). | |– М., 1988]; |

|Биологические потребности являются легко и быстро | |субъектный [Надирашвили Ш.А. Психологическая природа |

|насыщаемыми. Регулирующая функция биологических | |восприятия. – Тбилиси, 1976; Узнадзе Д.Н. |

|потребностей ограничена, так как они определяют | |Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.]; |

|поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в | |конструктивистский. См.: Рок И. Введение в зрительное |

|течение которых происходит удовлетворение потребностей. | |восприятие.: В 2 т. – М., 1980.; |

|Если бы животное или человек действовали под влиянием | |динамический. См.: |

|только этих потребностей, то их активность была бы очень| |Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному |

|ограниченной. | |восприятию. – М., 1988; |

|Информационные потребности (к ним относятся и | |Колерс П. Некоторые психологические аспекты |

|познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или| |распознавания образов. //Распознавание образов. – М., |

|значительно менее насыщаемыми по сравнению с | |1970. С. 16-87; |

|биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая | |генетический. См.: Ланге Н. Н. Теория волевого |

|функция по отношению к поведению человека является | |внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. |

|неограниченной. | |А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976; |

|Биологические потребности имеют индивидуалистический, | |прогностический. См.: Арнхейм Р. Образ и мысль. |

|эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, | |//Зрительные образы. Феномено-логия и эксперимент. – |

|враждебные отношения с другими особями. Информационные | |Душанбе, 1971; |

|потребности, как правило, не ведут к возникновению | |Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.; |

|конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение | |информационный. См.: |

|информационной потребности за счет какого-либо объекта | |Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.I, Л.: |

|никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность | |ЛГУ, 1974-1981; |

|имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими | |Линдсей П., Норман Д. А. Переработка информации у |

|людьми. | |человека. – М., 1974; |

| | |Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981; |

| | |когнитивно-структурный. См.: |

| | |Марр Д. Зрение. – М., 1987; |

| | |Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981. |

|Представление | |Начало психологической интерпретации действия было |

|Представление – это процесс воспроизведения прошлых | |положено в трудах Л. С. Выготского. Затем в середине |

|образов. Результаты представления – это вторичные | |30-х годов его ученики и последователи А. В. Запорожец, |

|образы, то есть извлеченные из памяти "первые сигналы". | |П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др. предприняли цикл |

|Представления воспроизводят прошлые первичные образы. | |исследований сенсорных, перцептивных, мимических и |

|Это образы объектов, которые в данное время не действуют| |умственных действий, уделив при этом особое внимание их |

|на рецепторную поверхность анализатора. Представления | |генетической связи с предметно-практическими действиями.|

|воплощают в себе один из видов памяти (образную память),| |С. Л. Рубинштейн также считал действия основной |

|что определяет их важнейшее значение в структуре | |клеточкой или ячейкой психологии. По его мнению: |

|психических процессов. Представления есть необходимое | |В действии психологический анализ может вскрыть зачатки |

|связующее звено между первосигнальными психическими | |всех элементов психологии. |

|процессами (образы ощущений и восприятий) и | |Действие обладает порождающими свойствами. |

|второсигнальными мыслительными и речемыслительными | |А. В. Запорожец сформулировал положение, что способ |

|процессами. Представления накапливают в себе признаки | |действия является живым отображением предмета. |

|различных единичных образов. На основе этих признаков | |Для возникновения ощущения необходимо элементарное |

|строится "портрет класса объектов", и тем самым | |сенсорное действие. Это положение доказывалось в |

|обеспечивается возможность понятийно-логического | |исследованиях В. И. Аспина, В. В. Запорожца, |

|отображения структуры этого класса. | |А. Н. Леонтьева, Н. Б. Познанской. |

|Представления позволяют видеть не только "лицо", но и | |Для возникновения образа восприятия необходимо |

|"спину" объектов во время их отсутствия. Причем, | |осуществление сложного перцептивного действия, |

|объектов, не только когда-то непосредственно | |включающего в свой состав систему предметных операций |

|воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу | |(что существенно для формирования предметности |

|объектов, синтезированных в представлении. | |восприятия. Действие – основа мышления, необходимое |

|Исследование представлений сталкивается с рядом | |условие формиро-вания смыслов, их расширения и |

|трудностей. | |углубления. |

|Во-первых, эти трудности связаны с отсутствием | |В действии лежит начало рефлексии. Действие |

|наличного, непосредственно действующего | |трансформируется в поступок и становится главным |

|объекта-раздражителя, с которым можно было бы сравнить | |формообразующим фактором и одновременно единицей анализа|

|содержание представления. Во-вторых, из-за отсутствия | |личности. |

|непосредственного воздействия представляемого объекта | |Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это |

|само представление является трудно поддающейся | |указывал А. Н. Леонтьев. Превращение операции в |

|фиксированию "летучей структурой". | |действия, а затем в деятельность замечательно проследил |

|Характеристики представлений | |А. В. Запорожец. См.: Запорожец А. В. Избранные |

|Панорамность – выход за пределы перцептивного поля. См.:| |психологические труды. – Т. 1, М., 1989. |

|Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве. //Психол. | | |

|наука в СССР. – Т.I, М., 1959. | |Литература: |

|Взаимообособление фигуры от фона. См.: Ломов Б. Ф. | |Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна |

|Человек и техника. – М.: Сов. радио, 1966, гл. 4. | |"Человек и мир". //Вопросы философии. – 1993. – №5. |

| | |Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура |

| | |действия. – М.: МГУ, 1982. |

| | |Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., |

| | |1975. |

| | |Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды : В 2-х |

| | |т. – Т. 1, М.: Периодика, 1983. |

| | |Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии. |

| | |//Вопросы философии. – 1972. – Т.9, 12. |

| | |Леонтьев А. Н. Системный анализ в психологии. |

| | |//Психологический журнал. – 1991. – № 4. |

| | |Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: |

| | |перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. – 1993.|

| | |– № 4 |

| | |Выпадение абсолютных величин (несохранение числа |

| | |однородных элементов; нарушение воспроизведения |

| | |абсолютных размеров). См.: Сорокун П. А. Формирование и |

| | |развитие пространственных представлений у учащихся: |

| | |Автореф. докт. дисс. – Л., 1968. |

| | |Преобразование геометрической формы в топологическую |

| | |схему; схематизация образа. См.: |

| | |Бернштейн Н. А. Топология и метрика движений. //Очерки |

| | |по физиологии движений и физиологии активности. – М., |

| | |1966; |

| | |Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов. радио, 1966. |

| | |Превращение последовательного образа в одновременную |

| | |структуру. См.: |

| | |Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в|

| | |области математики. – М., 1970; |

| | |Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., |

| | |1947. |

|Основным отличием одной деятельности от другой является | |Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство |

|предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, | |обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона |

|что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. | |заполненного временного отрезка. Этот закон определяет |

|Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым | |закономерность отклонения психологического времени |

|мотивом. Действия – процессы, подчиненные представлению | |воспоминания прошлого от объективного времени. См.: |

|о том результате, который должен быть достигнут, то есть| |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. С.|

|представлению о созидательной цели. | |218. |

|Выделение целей и формирование подчиненных им действий | |Большая прочность сохранения образа временной |

|приводит к тому, что происходит расщепление функций | |последовательности по сравнению с временной |

|мотива: выделяются функции побуждения и направления. | |длительностью. |

|Достижение цели, то есть осуществление действия, | |В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в |

|происходит в определенных условиях. Цель, | |сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные |

|переформулированная применительно к определенным | |оттенки выпадают. |

|условиям, есть задача. Способ осуществления действия | |Вторичные образы являются менее яркими, более бледными |

|называется операцией. Операции направляются на решение | |по сравнению с первичными образами. На это свойство |

|задач. | |представлений указывал еще Г. Эббингауз. См.: Эббингауз |

|Основным предметом исследования в психологической теории| |Г. Основы психологии. – Спб., 1890. |

|деятельности явилось действие, его структура и функции. | |Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому |

| | |по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, |

| | |текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство |

| | |дефицитом константности представлений. |

| | |Фрагментарность представлений – непредставленность |

| | |отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого |

| | |дан в представлении (выражение дефицита целостности по |

| | |сравнению с образами восприятия). |

| | |Обобщенность представлений имеет свою специфику – это |

| | |обобщенность не только единичного предмета, но и класса |

| | |или категории аналогичных предметов. |

|Литература: | |Интересным представляется факт, что в поздних работах и |

|Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. I, Л.: | |Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от |

|ЛГУ, 1974-1981. С. 278-295. | |этих позиций. Ими развиваются представления о |

| | |возможности самостоятельного развития и функционирования|

| | |сознания, его спонтанности. Можно констатировать, что, |

|Воображение | |являясь основополагающим объяснительным принципом |

|Воображение – психический процесс создания образа | |советской психологии, теория деятельности сдерживала ее |

|предмета, ситуации путем перестройки имеющихся | |" азвитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как |

|представлений. | |предмет психологического исследования, теория |

|В настоящее время распространяется мнение, что | |деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.|

|воображение является комбинацией не только образного, но| | |

|и абстрактного содержания. | |Любое человеческое действие является вместе с тем и |

|Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в| |психологическим актом, более или менее насыщенным |

|них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение | |переживанием, выражающим отношение действующего к другим|

|рисует сознанию картины, которым ничего или мало что | |людям, к окружению. |

|соответствует в действительности, то оно носит название | |А. Н. Леонтьев: "То, что непосредственно определяет |

|фантазии. Если воображение обращено в будущее, его | |развитие психики ребенка – это развитие его |

|именуют мечтой. | |деятельности, как внешней, так и внутренней." |

|Виды воображения | |Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. |

|Активное воображение – пользуясь им, человек усилием | |Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. |

|воли, по собственному желанию вызывает у себя | |Общество не просто определяет внешние условия |

|соответствующие образы. | |осуществления деятельности, но и способствует |

|Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, | |формированию мотивов, целей, способов, средств |

|помимо воли и желания человека. | |достижения цели. Деятельность входит в предмет |

|Продуктивное воображение – в нем действительность | |психологии, но не особой своей частью, а "функцией |

|сознательно конструируется человеком, а не просто | |полагания субъекта в предметной действительности и ее |

|механически копируется или воссоздается. Но при этом в | |преобразования в форму субъективности". |

|образе она все же творчески преобразуется. | | |

|Репродуктивное воображение – ставится задача | |Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс |

|воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и | |интериоризации состоит не в том, что внешняя |

|хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое | |деятельность перемещается в предшествующий план |

|воображение больше напоминает восприятие или память, чем| |сознания, это процесс, в котором внутренний план |

|творчество. | |формируется. |

| | |Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение: |

|Основными видами (уровнями) деятельности являются: | |Функции воображения: |

|*игра; *учение; *труд. | |Образное представление действительности. |

|Литература: | |Регулирование эмоциональных состояний. |

|Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, | |Произвольная регуляция познавательных процессов и |

|1969. | |состояний человека. |

|Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: | |Формирование внутреннего плана действий. |

|Мир, 1992. | |Способы создания образов воображения |

|Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. // | |Агглютинация – создание образов посредством соединения |

|Методологические и теоретические проблемы психологии. | |любых качеств, свойств, частей. |

|/Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1963. | |Акцентирование – выделение какой-либо части, детали |

|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | |целого. |

|М.: МГУ, 1975. | |Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает |

|Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. | |конкретный эпизод, который впитывает в себя массу |

|Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. | |аналогичных и таким образом является как бы их |

|Основы теории деятельности | |представителем. Так же формируется и литературный образ,|

| | |в котором концентрируются типичные черты многих людей |

|Понятие деятельности является основополагающим для | |данного круга, определенной эпохи. |

|концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Это понятие, | |Литература: |

|в силу его связи с марксистской теорией, наиболее | |Беркилит М., Петровский А. Фантазия и реальность. – М.: |

|характерно для советской психологии. Его рассмотрение | |Политиздат, 1968. |

|имеет смысл, так как почти вся советская психология (в | |Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском |

|разной степени) оказалась построенной на этом понятии | |возрасте. Собр. соч. в 6 т. – Т. 2, М, 1982. |

|(или при его активном участии). | |Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М.,|

|Истоки теории деятельности: | |1979. |

|объективная рефлексология Бехтерева; | |Коршунова Л. С., Пружинин Б. Н. Воображение и |

|реактология Корнилова; | |рациональность. Опыт методологического анализа |

|бихевиоризм Уотсона; | |познавательной функции воображения. – М., 1989. |

|культурно-историческая концепция Выготского. | |Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. |

|Особенно велико влияние культурно-исторической концепции| |Эксперимен-тальные исследования. – Тбилиси, 1972. |

|Выготского. Развитие высших психических функций (по | |Никифорова О. И. Исследования по психологии |

|Выготскому) включает в себя создание особых внешних | |художественного творчества. – М., 1972. |

|средств, являющихся как бы психологическими орудиями, | |Познавательные процессы и способности в обучении. – М., |

|позволяющими добиваться значительно более высоких | |1990. |

|результатов и качественно перестраивать перво-начальные | |Розет И. М. Психология фантазии. |

|элементарные психические функции (деятельность – это | |Экспериментально-теорети-ческое исследование внутренних |

|культурное поведение, связанное с изготовлением и | |закономерностей продуктивной умственной деятельности. – |

|употреблением орудий). | |Минск, 1977. |

|Принцип единства сознания и деятельности (впервые | | |

|сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое | | |

|отражение, сознание связано с активной деятельностью, | | |

|исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. | | |

|Согласно этому принципу, сознание вторично, оно | | |

|проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в | | |

|трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в | | |

|трудах других представителей теории деятельности. | | |

| | | |

|Мышление | |Однако учение Фрейда не содержит в себе общей теории |

|Мышление определяют в психологии обычно как | |бессознательного и теории отношения последнего к |

|опосредованное и обобщенное отражение человеком | |поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но|

|действительности в ее существенных связях и отношениях. | |форма существования бессознательного оставалась неясной.|

|Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как | | |

|результат этого процесса. | |Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые |

|Мышление как процесс | |бессознательным психическим, мы можем определить и форму|

|Мыслительный процесс осуществляется в двух основных | |его существования. Согласно учению Узнадзе, сфера |

|формах: | |действия бессознательного психического настолько широка,|

|формирование и усвоение понятий и | |что она лежит в основе всей активности человека, как |

|решение проблем. | |внутренней, так и внешней. Концепция Узнадзе служит |

|Формирование понятий – это просто отличение "того, что | |выяснению путей формирования структуры и функций этого |

|похоже", от "того, что непохоже". Усвоение понятий – это| |бессознательного. В субъекте перед каждым актом его |

|процесс, в результате которого субъект научается | |поведения возникает своеобразное динамическое состояние |

|узнавать признаки, присущие каждому из понятий. См.: | |– установка, которая, оставаясь бессознательной, |

|Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. | |целесообразно, в соответствии и со структурой, и с |

|Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. | |предметным содержанием данной ситуации, направляет |

|исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. | |развертывание процессов сознания и актов практического |

|Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932. | |поведения. После своей реализации в поведении и |

|Решение проблем в значительной степени опирается на | |удовлетворения потребности данная установка перестает |

|усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти. | |существовать, уступая место иной установке. Таким |

|В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных | |образом, согласно взглядам Узнадзе и его учеников, |

|этапа: | |бессознательное, лежащее в основе протекания всей |

|"Понимание непонятности" – видение и формулирование | |психической жизни и определяющее своеобразие процессов |

|вопроса, проблемы, задачи. Ситуация "изначальной | |сознания, существует и действует в форме установок. См.:|

|понятности", выраженная отсутствием вопросов – индикатор| | |

|отсутствия работы мысли. | |Бессознательное. Природа, функции, методы |

|Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет | |исследования: В 4-х т. – Т. 1. Тбилиси: Мецниереба, |

|оценку вероятности вариантов. | |1978. |

|Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор | |Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: |

|какой-то одной (если первоначально их несколько). | |Наука, 1966. |

|"Проверка гипотез" иногда выделяется в отдельный этап. | | |

|Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по | | |

|данному вопросу). | |ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |

|Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с | | |

|этапами творческого мыслительного процесса: | |Поведение – взаимодействие с окружающей средой, |

| | |опосредованное внешней и внутренней активностью. |

| | |Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение |

| | |человека в социальной среде. |

| | |Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются |

| | |вполне приемлемыми в качестве рабочих. |

| | |Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения |

| | |проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от |

| | |предшествующих поколений, а с другой – всё множество |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты