Рефераты

Общая психология

|принцип специфичности кодирования; | | |

|мотивация; углубление в изучаемый материал | | |

|. | | |

|диапазонов сознания, точно так же как человеческое | |Процессы памяти |

|зрение не может охватить все цветовые оттенки, а | |Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, |

|человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество| |углубляется во время передачи информации в |

|звуков и цветов, которые находятся выше или ниже | |кратковременную память и укрепляется в долговременной |

|доступного человеку диапазона, которые человек не может | |памяти (где происходит анализ и идентификация |

|видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания | |информации). |

|выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не| |Хранение – накопление материала в памяти. Хранение |

|имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными | |по-разному осуществляется для эпизодической |

|сознания – супраментальный или глобально-ментальный и | |(автобиографической) и семантической памяти. В |

|субментальный планы. ...То, что мы называем | |эпизодической памяти хранится информация о различных |

|"несознанием" – это просто иное сознание. ...На самом | |событиях нашей жизни. Семантическая память содержит |

|деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы| |правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных|

|находимся под влиянием наркотиков, или когда мы | |действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные |

|"мертвы", или находимся в любом другом состоянии – в это| |данной культуре. Семантическая память служит своего рода|

|время мы не более бессознательны, чем при глубокой | |каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в |

|внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы| |эпизодической памяти. |

|не замечаем ни нашего физического "Я", ни того, что нас | |Способы организации информации в памяти: |

|окружает... По мере того как мы продвигаемся вперед и | |пространственная организация, лежащая в основе |

|пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам | |построения "когнитивных карт" (позволяет установить |

|становится ясно, что сознание присутствует и в | |связи и "опорные точки" в физическом пространстве); |

|растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в| |ассоциативная организация (группировка элементов с |

|любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, | |какими-либо общими признаками); |

|что оно ни в каком отношении не является низшей или | |иерархическая организация (каждый элемент информации |

|более ограниченной формой по сравнению с ментальной; | |относится к определенному уровню в зависимости от того, |

|наоборот, во многих "неживых" формах оно является более | |какой категории – более общей или более частной – он |

|интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в | |соответствует). |

|направлении к поверхности". | |Воспроизведение (извлечение). Информация всегда |

|По мнению ряда авторов (например, представителей | |воспроизводится на основе той структуры, в составе |

|трансперсональной психологии), возможен выход человека | |которой она запоминалась. Извлечение информации может |

|за пределы индивидуального сознания. См.: Гроф С. За | |осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.|

|пределами мозга. – М., 1993. | | |

|Литература: | |Поскольку очень важную роль в извлечении информации из |

|Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.| |памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать |

|– М.: Наука, 1977. | |какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а |

|Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.3, Л.: | |не воспоминание считают более чувствительным показателем|

|ЛГУ, 1974-1981. | |фактического объема усвоенного материала. |

|Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. | |Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы |

|– М., 1960. | |памяти. С помощью забывания человек поднимается над |

|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | |бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает |

|М.: МГУ, 1975. | |себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.|

|Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957. | | |

|Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: | |Факторы, влияющие на забывание: |

|Педагогика, 1973. | |возраст; |

|Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – | |характер информации и степень ее использования; |

|СПб., 1992. | | |

|интерференция: проактивная интерференция, связанная с | |Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского |

|событиями, происходящими до запоминания информации; | |на сознание. Он пишет о том, что сознание – это |

|ретроактивная интерференция, связанная с событиями, | |рефлексия субъектом действительности, своей |

|происходящими после запоминания материала; | |деятельности, самого себя. "Сознательно то, что |

|подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение | |передается в качестве раздражителя на другие системы |

|следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в | |рефлексов и вызывает в них отклик". "Сознание есть как |

|область бессознательного. Современные психологи | |бы контакт с самим со-бой". Сознание есть со-знание, но |

|предпочитают говорить о мотивированном забывании. С | |лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может |

|помощью него человек пытается "уйти" от неприятных | |существовать только при наличии общественного сознания и|

|сторон той или иной ситуации). См.: Годфруа Ж. Что такое| |языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не |

|психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: Мир, 1992. С. 353-358. | |дано изначально и не порождается природой, сознание |

|О процессах памяти см.: | |порождается обществом, оно производится. Поэтому |

|Выготский Л. С. История развития высших психических | |сознание не постулат и не условие психологии, а ее |

|функций. //Собр. соч. в 6-ти т. – Т. 3, М., 1984. | |проблема – предмет конкретно-научного психологического |

|Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1981. | |исследования. При этом процесс интериоризации (то есть |

|Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., | |вращивания внешней деятельности во внутренюю) состоит не|

|1978. | |в том, что внешняя деятельность перемещается в |

|Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., | |предсуществующий внутренний "план сознания"; это |

|1968. | |процесс, в котором этот внутренний план формируется. |

|Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная | |Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, |

|анатомия головного мозга. – М., 1958. | |являются словесные значениясистема, работающая как |

|По происхождению различают два вида памяти: генетическую| |единое целое и определяющая каждое отдельное знание.. |

|(наследственную) и прижизненную. В прижизненную память | |Эта работающая система есть состояние бодрствования |

|входят двигательная, образная (зрительная, слуховая, | |человека, или, другими словами, специфически |

|кинестетическая и т.д.), эмоциональная, символическая | |человеческая характеристика бодрствования и есть |

|(словесная и логическая) и волевая память. | |сознание" По Ананьеву, со-знание выступает как |

|О видах памяти см.: | |составная часть эффекта действия. Первоначальные факты |

|Блонский П. П. Память и мышление. //Избр. психолог. | |сознания – это восприятие и переживание ребенком |

|произведения. – М., 1964. | |результатов своего собственного действия. Постепенно |

|Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1974. | |начинают осознаваться не только эффекты действий, но и |

|Ипполитов Ф. В. Память школьника. – М., 1978. | |процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие |

|Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. | |сознания осуществляется путем перехода от сознания |

| | |отдельных моментов действия к целенаправленной |

|Внимание | |планомерной деятельности. При этом все состояние |

|Вниманием называется выделение, выбор актуальных, | |бодрствования становится сплошным "потоком сознания", |

|личностно значимых сигналов. Как и память, внимание | |переключаемого с одного вида деятельности на другой. |

|относится к так называемым "сквозным" психическим | |"Сознание как активное отражение объективной |

|процессам, так как присутствует на всех уровнях | |действительности есть регулирование практической |

|психической организации. | |деятельности человека в окружающем его мире" |

| | |По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле |

| | |охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, |

| | |эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более |

| | |узком смысле сознание представляет собой итог интеграции|

| | |когнитивных и эмоциональных процессов. |

| | |Совершенно иной взгляд на сознание характерен для |

| | |представителей восточных учений. Вот выдержка из работы |

| | |основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: |

| | |"Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он |

| | |отнюдь не охватывает всех возможных |

|сознания | |Традиционно внимание связывают прежде всего с |

|Определение сознания | |ограничением поля восприятия, то есть с такой |

|Определение сознания сталкивается с большим количеством | |организацией восприятия, при которой человек |

|трудностей, связанных с очень разными подходами к этой | |воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), |

|проблеме. Проблема сознания является одной из | |предвосхищая структуру информации, которая будет при |

|глобальнейших и сложнейших проблем в психологии | |этом получена. |

|Основные подходы к проблеме | |Внимание осуществляет выбор той информации, которая |

|"Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, | |будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки |

|что мы вообще находим в себе какие бы то ни было | |информации у человека могут иметь дело в данный момент |

|психические состояния". Сознание психологически | |времени лишь с одним объектом. Фиксированный объем |

|представляет собой, с этой точки зрения, как бы | |является основной характеристикой внимания. Объем |

|внутреннее свечение, которое бывает ярким или | |внимания нельзя изменить с помощью обучения и |

|помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при| |тренировки. |

|глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только| |Последовательность анализа среды (направление внимания) |

|чисто формальные свойства; их и выражают так называемые | |зависит от двух групп факторов: |

|психологические законы сознания: единства, | |структура внешних раздражителей (физические параметры |

|непрерывности, узости и т.д. | |сигнала: интенсивность, частота и т.д.); |

|По мнению У. Джеймса, сознание есть "хозяин психических | |структура внутреннего поля, определяемой деятельностью |

|функций", то есть фактически сознание отождествляется с | |человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и |

|субъектом. | |т.д.). |

|Сознание – это особое психическое пространство, "сцена" | |Внимание сопровождается приспособительными движениями, |

|(К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но| |но не сводится к ним. Сущность внимания в избирательном |

|не ее предметом (Наторп). Хотя его существование | |характере психической деятельности. |

|представляет собой основной и вполне достоверный | |Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность|

|психологический факт, оно не поддается определению и | |психической деятельности. |

|выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно,| |Виды внимания |

|потому что оно само есть качество – качество психических| |Если направленность и сосредоточенность носят |

|явлений и процессов; это качество выражается в их | |непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном |

|презентированности (представленности) субъекту (Стаут). | |внимании. По мнению К. К. Платонова, одной из форм |

|Качество это не раскрываемо, оно может только быть или | |непроизвольного внимания является установка (состояние |

|не быть. | |готовности или предрасположенности личности к действию |

|Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент | |определенным образом). |

|на психологической бескачественности сознания. | |Если направленность и сосредоточенность внимания связаны|

|Несколько иная точка зрения у представителей французской| |с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании.|

|социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). | | |

|Психологическая бескачественность сознания здесь | |Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – |

|сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на | |послепроизвольное внимание (это внимание, естественно |

|которую проецируются понятия, концепты, составляющие | |сопровождающее деятельность личности; возникает оно, |

|содержание общественного сознания. Этим сознание | |если личность поглощена деятельностью; связано с |

|отождествляется со знанием: сознание – это "со-знание", | |наличной системой ассоциаций). |

|продукт общения знаний. | |Одни авторы склонны отождествлять внимание с |

| | |ориентировочной деятельностью (А. Н. Леонтьев, |

| | |А. В. Запорожец, А. И. Розов, Ж. Годфруа и др.). Другие |

| | |(П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая) считают внимание |

| | |самостоятельной формой психической деятельности, а |

| | |именно психологической формой контроля. При этом не |

| | |всякий контроль можно считать вниманием. |

|Пока контроль выполняется как развернутая предметная | |Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование |

|деятельность, он сам требует внимания. Контроль | |начинается там, где имеется как минимум двухуровневая |

|становится вниманием, когда достигает уровня идеального,| |иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести|

|сокращенного и автоматизированного действия. | |уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, |

|Н. Ф. Добрынин считает внимание определенной | |который отвечает критериям интеллектуальной, |

|организацией психической деятельности. | |эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности . |

|Характеристики внимания | |Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли |

|Устойчивость – длительность привлечения внимания к | |И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная |

|одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. | |сторона разума и моральных чувств. Волевое регулирование|

|Устойчивость определяется периферическими факторами, не | |включает в себя следующие компоненты: |

|превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание | |когнитивный; |

|внимания. Период устойчивости центрального внимания | |эмоциональный; |

|может достигать нескольких минут. При этом длительность | |поведенческий (деятельный). |

|привлечения центрального внимания, по мнению | |В структуру волевого акта включаются следующие |

|С. Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно | |составляющие: |

|раскрывать в объекте новое содержание. | |побуждение и осознание цели; |

|Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала | |борьба мотивов; |

|при ограниченности поля восприятия. Согласно принципу | |акт принятия решения; |

|доминанты А. А. Ухтомского, концентрация внимания | |исполнение. |

|является следствием возбуждения в доминантном очаге при | |Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает|

|одновременном торможении остальных зон коры головного | |из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием |

|мозга. | |побуждений к действию как мотивов и его результата как |

|Распределение внимания – субъективно переживаемая | |целей (С. Л. Рубинштейн). |

|способность человека удерживать в центре внимания | |Воля возникает, когда человек способен к рефлексии |

|определенное число разнородных объектов одновременно. | |собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля|

|Переключаемость – это скорость перехода от одного вида | |неразрывно связана с наличным планом действий. |

|деятельности к другому (рассеянность – плохая | |Посредством волевого действия человек планово |

|переключаемость). | |осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои |

|Предметность внимания связана со способностью выделять | |импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую |

|определенные комплексы сигналов в соответствии с | |действительность в соответствии со своим замыслом. |

|поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью | |Литература: |

|сигналов и т.д. | |Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: |

|Литература: | |ЛГУ, 1974-1981. |

|Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное | |Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. – Минск, |

|формирование внимания. – М., 1974. | |1966. |

|Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М.: Мир, 1992.| |Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в |

| | |спорте. – Л., 1977. |

|Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |

|//Психологическая наука в СССР. – Т. 1, М.: Изд. АПН | |Селиванов В. И. Психология волевой активности. – Рязань,|

|РСФСР, 1959. | |1974. |

|Поварнин Н. И. Внимание и его роль в простейших | |Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии. //Вопр. |

|психических процессах. | |психол. – 1964. – № 4. |

|Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – | |Розов А. Н. К вопросу о теории внимания. //Вопр. |

|М.: Прогресс, 1979. | |психол. 1956. – № 6. |

|Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987. | |Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др.|

|Тихомиров О. К., Виноградов Е. В. Эмоции в функции | |– М.: МГУ, 1976. |

|эвристик. //Психол. исследования. – М., 1969. | |Интеллект |

| | |Существует огромное количество подходов к определению |

|Теории эмоций | |понятия "интеллект". |

|Теории происхождения эмоций весьма многочисленны. | |Для большинства психологов в настоящее время это понятие|

|Особенно интересными являются следующие: | |ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому |

|моторная теория эмоций Джеймса-Ланге. См.: | |опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям |

|Джеймс У. Психология. – Пг., 1922; | |(В. Штерн). Эту же идею поддерживают Ж. Годфруа, А. Биш,|

|Ланге Г. Душевные движения. Психофизиологический | |Д. Векслер, Л. И. Термен, Э. Л. Торндайк. |

|этюд. СПб., 1896; | |Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения. |

|психоаналитическая теория; | |Имеются и более конкретные определения интеллекта. Так, |

|интеллектуалистическая; | |М. Шюрер считает, что интеллект – это "относительно |

|когнитивная; | |постояная структура онтогенетически обусловленных |

|активационно-энергетическая; | |способностей индивида постигать и создавать осмысленные |

|мотивационная; | |или также функциональные связ |

|теория дифференциальных эмоций. См.: Изард К. Эмоции | |Для С. Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей |

|человека. – М.: МГУ, 1980. | |одаренности личности и представляет собой совокупность |

|Воля | |общих умственных способностей Эту позицию разделяет и |

| | |Ч. Спирмен. |

|Воля – высший уровень произвольной регуляции | |Оригинальныый подход к пониманию интеллекта предложил |

|деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при | |Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как |

|достижении цели. | |многоуровневую организацию познавательных сил, |

|Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие: | |охватывающую психофизиологические процессы состояния и |

|Непроизвольная регуляция: | |свойства личности. Эта организация связана “с |

|допсихические непроизвольные реакции; | |нейродинамическими, вегетативными и метаболическими |

|образная (сенсорная и перцептивная) регуляция. | |характеристиками человека. Они являются своеобразными |

|Произвольная регуляция: | |эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной |

|речемыслительный уровень регулирования. | |работоспособности и цену интеллектуального напряжения, |

|. Волевая регуляция | |степень их полезности и вредности для здоровья |

|.Специфика волевого регулирования | |человека.. |

|Традиционно считается, что главное для возникновения | | |

|волевого регулирования – наличие преград, препятствий | | |

|при достижении цели. См.: | |Л. М. Веккер считает интеллект категорией, охватывающей |

|Краткий психологический словарь. /Под ред. | |целостно функционирующую совокупность познавательных |

|А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1985. | |процессов. |

|2. Практикум по общей психологии. /Под ред. | |Согласно Дж. Гилфорду, интеллект – многомерное явление, |

|А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979. | |некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по |

| | |трем измерениям: характеру, продукту и содержанию. |

| | |Умственная операция, включение в интеллектуальное |

| | |действие, может быть: |

| | | |

|по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, | |Факторы возникновения эмоций |

|позна-ние; | |На возникновение эмоций влияют следующие факторы: |

|по продукту: единица, класс, отношение, система, | |индивидуальные (типологические) особенности субъекта; |

|трансфор-мация, рассуждение; | |фактор времени; |

|по содержанию: действие с объектами, символами, | |характер потребностей; |

|преобразо-вание смыслов (семантические операции), | |уровень умственного развития человека и его способность |

|поведение. | |интегрировать различные элементы информации в целое |

|Модель интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 различных | |(способность к целостной оценке ситуации) и т.д. |

|интеллектуальных процессов – частных способностей. Они | |П. В. Симонов полагает, что эти и многие другие факторы |

|образуются как всевозможные сочетания операций, | |лишь обеспечивают многообразие эмоций. Необходимыми и |

|содержаний и мыслительной деятельности. | |достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2)|

|Для оценивания уровня развития интеллекта обычно | |вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис),...] ,|

|применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными| |где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и |

|являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера. | |качество актуальной потребности, Ин – информация о |

|Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью | |средствах, прогностически необходимых для удовлетворения|

|тестов не определилось до конца. | |потребности, Ис – информация о средствах, которыми |

|Литература: | |располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка |

|Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. 2, М., | |вероятности удовлетворения потребности на основе |

|1982. | |врожденного и онтогенетического опыта. Низкая |

|Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая | |вероятность удовлетворения потребности ведет к |

|диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978. | |возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При |

|Веккер Л. М. Психические процессы. В 3-х томах. – Т. 2. | |возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с |

|Мышление и интеллект. – Л., 1976. | |ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают |

|Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. //Психология | |положительные эмоции |

|мышления. – М.: Прогресс, 1965. | | |

|Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков | |Об информационной теории эмоций см.: |

|человеческого интеллекта. М., 1976. | |Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология |

|Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология | |эмоций. – М., 1979. |

|интеллекта. – М., 1969. | |Симонов П. В. Эмоциональный мозг. – М., 1981. |

|Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избр. психол. труды. –| |Функции эмоций |

|М., 1969. | |Эмоции выполняют следующие функции: |

|Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: | |отражательно-оценочную; переключающую; |

|Педагогика, 1973. | |подкрепляющую; компенсаторную (замещающую); |

|Речь и язык | |побудительную; дезорганизующую; |

|Возникновение и развитие языка знаменует собой появление| |функцию "аварийного" разрешения ситуаций; |

|новой особой формы отражения действительности и | |предвосхищающую; эвристическую; |

|управления ею. При помощи языка осуществляется | |функцию синтезирующей основы образа, целостности |

|отвлеченное мышление (то есть выход за пределы | |отражения; |

|непосредственного отражения действительности), | |функцию активации и мобилизации организма; |

|происходит | |экспрессивную. |

| | |Подробнее о функциях эмоций см.: |

| | |Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.:|

| | |МГУ, 1976. |

| | |накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык |

|Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, | |является важнейшим инструментом взаимодействия между |

|окрашивающее все поведение человека. | |людьми и одним из важнейших средств развития |

|Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной | |человеческой психики. |

|и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в| |Язык является сложной системой кодов, которая |

|таком состоянии, характерен комплекс реакций для | |сформировалась в общественной истории. Основным |

|приспособления к новым условиям: | |элементом языка является слово. Слово является средством|

|реакция тревоги; | |кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, |

|сопротивление; | |выделяет признаки, действия, отношения). |

|истощение. | |Происхождение и развитие слова |

|По мнению Г. Селье (см."Общий адаптационный синдром"), | |Слово как клеточка языка имеет не только аффективные |

|стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его | |корни. Выражением исключительно аффективных состояний |

|нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный | |является "язык" животных. Согласно Л. С. Выготскому и |

|уровень стресса, при котором достигается наибольшая | |его последователям, слово как знак, обозначающий |

|эффективность деятельности. | |предмет, возникло из труда, из предметного действия. На |

|Все эмоциональные проявления характеризуются | |первых этапах истории слово было вплетено в практику и |

|направленностью (положительной или отрицательной), | |носило симпраксический характер (то есть получало свое |

|степенью напряжения и уровнем обобщенности. | |значение только из ситуации конкретной практической |

|Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей | |деятельности). "Дальнейшая история языка является |

|человека, которые определяют его отношение к объекту | |историей эмансипации слова от практики, выделения речи |

|эмоций, а с другой, – от его способности отразить и | |как самостоятельной системы кодов, иначе говоря, – |

|понять определенные свойства этого объекта. | |историей формирования языка в таком виде, когда он стал |

|Эмоции и познание | |заключать в себе все необходимые средства для |

|В отношении к познавательным процессам эмоции выступают | |обозначения предмета и выражения мысли" |

|не только в пассивной роли "ведомого" процесса. Эмоции | |Семантическая структура и функция слова |

|являются важнейшим фактором регуляции процессов | |Основной функцией слова является аннотативная |

|познания. Для интеллекта и эмоций характерны отношения | |(обозначающая) функция. В психологии эту функцию слова |

|взаимодополнения (В. К. Вилюнас). | |вслед за Л. С. Выготским принято обозначать как |

|Я. Рейковский на основе экспериментальных исследований | |предметную отнесенность, как функцию представления, |

|формулирует следующие выводы относительно эмоций и | |замещения предмета. |

|познавательных процессов: | |Благодаря языку происходит удвоение мира человека и |

|Влияние эмоций на познавательные процессы в целом | |появляется возможность иметь дело с предметами даже в их|

|незначительно. | |отсутствие. |

|Влияние эмоций состоит в избирательном акцентировании | |Слово рождает не только указание на определенный |

|или подавлении определенных процессов. | |предмет, но неизбежно вызывает дополнительные |

|3. Степень влияния эмоций зависит от их | |ассоциации. За каждым словом, таким образом, стоит свое |

|интенсивности, структурированности познавательных | |"семантическое поле". |

|процессов, а также от устойчивых особенностей субъекта. | |Существенную роль играет вторая важнейшая функция слова |

|Л. М. Веккер, П. В. Симонов считают, что эмоции | |собственно значение (по Л. С. Выготскому). Значение |

|возникают при недостатке сведений, необходимых для | |слова включает не только предметную отнесенность и |

|достижения цели, они способствуют поиску новой | |ассоциативное окружение, но и анализ предметов, |

|информации и тем самым повышают вероятность достижения | |абстрагирование и обобщение их признаков. Это означает, |

|цели. | |что слово является не только средством замещения вещи, |

| | |представления, но и клеточкой мышления. |

|Помимо того, что слово является инструментом, средством | | |

|мышления, оно является также средством общения. | |Литература: |

|В целом язык переводит познание человека в рациональный | |Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ,|

|план. | |1984. |

|Становление и развитие речи ребенка | |Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980. |

|Усвоение речи ребенком происходит только через общение. | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – |

|Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, | |М.: МГУ, 1975. |

|громкая внешняя речь. Затем развивается речь, | |Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – |

|сопровождающая действие. Это речь для себя, | |М.: Прогресс, 1979. |

|эгоцентрическая, хотя она и является громкой. | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |

|Эгоцентрическая речь является переходным этапом от | |Эмоциональные явления |

|внешней речи к внутренней. | |Разные авторы предлагают различные классификации |

|Становление речи происходит в течение нескольких | |эмоциональных явлений. Р. М. Грановская выделяет среди |

|периодов: | |эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, |

|фонетический период (до 2-х лет, когда ребенок еще не | |чувства, настроения, стресс. |

|способен правильно усвоить звуковой облик слова); | |Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он |

|грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик | |полностью захватывает психику человека, предопределяя |

|усвоен, но не усвоены структурные закономерности | |единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты |

|организации высказывания); | |аффекта: ситуативность, обобщенность, большая |

|семантический период (после 3-х лет, когда происходит | |интенсивность, малая продолжительность. |

|усвоение понятийной отнесенности). | |Собственно эмоции – более длительные состояния. Они |

|Некоторые теории речевого развития | |могут быть реакцией не только на свершившиеся события, |

|Интересной является гипотеза Н. Хомского, исходящая из | |но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают |

|существования глубинной грамматики. За поверхностными | |события в форме обобщенной субъективной оценки и |

|синтаксическими структурами, различными для разных | |предвосхищают результат действия. |

|языков, существует небольшое число глубинных структур, | |Чувства – еще более устойчивые психические состояния, |

|отражающих общие схемы построения мысли. Эта глубинная | |имеющие четко выраженный предметный характер. В |

|грамматика позволяет ребенку, используя ограниченное | |советской психологии распространенным является |

|число правил, формулировать самые разные предложения. | |утверждение, что чувства отражают социальную природу |

|Таким образом, в основе развития познавательных | |человека и складываются как значимые отношения к |

|процессов у ребенка лежит врожденная лингвистическая | |окружающему миру. Нередко эмоцией называют только |

|компетентность. | |конкретную форму протекания переживаемого чувства. См.: |

|Л. С. Выготский предвосхитил современные исследования в | |Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.:|

|области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития| |МГУ, 1976. |

|глубинного синтаксиса у детей. | |Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980. |

|На первой стадии используется только смысловой | |Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.: |

|синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это| |Просвещение, 1964. С.103-152. |

|стадия семантического синтаксиса На третьей стадии | |Якобсон П. М. Психология чувств. – М.: Изд. АПН, 1956. |

|правила семантического синтаксиса используются | |С.20-173. |

|регулярно, а также появляется ряд правил | | |

|"поверхностного" синтаксиса и служебные слова – предлоги| | |

|и союзы. | | |

|Эмоции | |Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи |

|Эмоции – психические явления, отражающие в форме | |отводят среде, в которую помещен ребенок. При этом одни |

|переживаний личную значимость и оценку внешних и | |из них считают, что ребенок усваивает язык путем |

|внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. | |последовательных приближений под давлением социальной |

|Эмоции служат для отражения субъективного отношения | |среды, в которой за одними звуками следует подкрепление,|

|человека к самому себе и к окружающему его миру. | |а за другими нет. Другие сторонники бихевиористского |

|Наиболее существенной чертой эмоций является | |подхода особо подчеркивают роль подражания речи |

|субъективность. Целостное определение эмоций должно | |родителей. |

|принимать во внимание три аспекта: | |Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие |

|а) внутреннее переживание; | |языка не отличается от развития других психических |

|б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в | |процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит |

|нервной, эндокринной и других системах организма); | |при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не |

|в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций| |играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта. |

|(внешнее выражение в поведении). | |Литература: |

|Различные авторы придают неодинаковое значение этим | |Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. |

|компонентам эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве | |исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. |

|основной составляющей эмоциональную экспрессию. | |Жинкин Н. Н. Речь как проводник информации. – М., 1982. |

|С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в| |Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В|

|субъективном переживании. В субъективном переживании | |2-х т. – Т. 1, М., 1983. С. 65-75. |

|заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, | |Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1978. |

|событиям. Подчеркивая приоритет компонента переживания, | |Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932. |

|авторы акцентируют внимание на отражательном аспекте | |Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении. – М., 1989.|

|эмоций. Действительно, эмоция относится к процессам | | |

|отражения, но отражения специфического. | |Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М, |

|Я. Рейковский, в частности, указывает на то, что эмоции | |1974. |

|отражают изменения, имеющие характер нарушения, и | |Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972. |

|мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со | |ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ |

|случившимся событием. Таким образом, данный автор делает| |Как уже было сказано, любой психический процесс |

|акцент на регуляторной функции эмоций. | |выполняет функции отражения и регулирования. Но можно |

|"Эмоциональный процесс это особый род процессов | |выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к |

|регуляции, которые актуализируются под влиянием событий,| |ним относятся познавательные процессы) и психические |

|вызывающих изменение в состоянии организма или в его | |процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним |

|отношениях со средой, либо изменяющих актуальное | |относятся эмоции и воля). |

|состояние равновесия между субъектом и средой | | |

|Представляется плодотворной позиция по этому вопросу | | |

|В. А. Ганзена, считающего эмоцию формой психического | | |

|регулирования, хотя оно и осуществляется на основе | | |

|отражения. | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | |. |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

-----------------------

Мотив

Деятельность

Цели

Действия

Задачи

Операции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты