Рефераты

Валютное право

Наиболее важным международным договором в данной области следует признать Статьи Соглашения Международного валютного фонда (далее -- Статьи Соглашения МВФ). Указанный документ был подписан 22 июля 1944 г. участниками Международной валютно-финансовой конференции, проходившей в г. Бреттон-Вудс (США), и вступил в силу с 27 декабря 1945 г. Целями МВФ являются: развитие международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере; содействие росту международной торговли; обеспечение стабильности валют; поддержание упорядоченного валютного режим среди государств-членов; помощь в создании системы расчетов по текущим операциям; устранение валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли; сокращение продолжительности и масштабов нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов.

С учетом целей МВФ членство в этой организации предполагает принятие государствами-членами ряда существенных обязательств в области валютного регулирования и контроля и, соответственно, учет положений Статей Соглашения МВФ в национальном законодательстве. Так, согласно разд. 3 ст. VI Статей Соглашения МВФ государства -- члены МВФ могут применять меры, которые являются необходимыми для регулирования международного движения капитала, но ни одно государство-член не имеет права применять такие меры таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим валютным операциям. В соответствии с разд. 2(Ь) ст. VIII исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций этого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно Статьям Соглашения МВФ, не может быть обеспечено на территории ни одного государства-члена.

В настоящее время членами МВФ являются около 170 стран. Россия является членом МВФ с 1 июня 1992 г.

Немаловажное значение для понимания перспектив развития валютного законодательства РФ имеет Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (1994 г.) (далее -- Соглашение).

В соответствии с Соглашением его стороны обязуются раз решить проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между резидентами России и членами Европейского сообщества, связанных с движением товаров, услуг I или физических лиц. Также сторонами Соглашения должно обеспечиваться свободное движение капитала между резидентами России и Европейского сообщества в форме прямых инвестиций, производимых в компании, созданные в соответствии с законами принимающей страны, и перевод за границу этих инвестиций, включая любые компенсационные платежи, вытекающие из принятия мер, таких как экспроприация, национализация, или мер, имеющих эквивалентный эффект, и извлеченной из них прибыли. При этом Россия может применять ограничения на прямые инвестиции российских резидентов, при последующей возможной их отмене с учетом всех соответствующих валютных, налоговых и финансовых факторов.

Статья 55 Соглашения гласит, что важным условием для укрепления экономических связей между Россией и Европейским сообществом является сближение законодательства. Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества, в частности, в области правового регулирования предпринимательской деятельности, банковской деятельности, финансовых услуг, конкуренции.

Оценивая в целом приведенные многосторонние международные договоры, можно отметить, что они программируют либерализацию российского валютного регулирования и в полной 1 мере соответствуют проводимому Российской Федерацией курсу на развитие рыночной экономики и интеграцию в систему мировых хозяйственных связей.

В качестве примера двустороннего международного договора, регулирующего валютные операции, можно привести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о поощрении и взаимной защите капиталовложений (1995 г.). Статья 6 указанного Соглашения, в частности, предусматривает отмену валютных ограничений при осуществлении инвесторами одной договаривающейся стороны переводов за границу отдельных видов платежей, связанных с капитальными вложениями на территории другой договаривающейся стороны.

С точки зрения регулирования международными договорами отдельных видов валютных операций следует также обратить внимание на Женевскую Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о переводном и простом векселе (1930 г.), Женевскую Конвенцию, имеющую целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (1930 г.), и Женевскую Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о чеках (1931 г.).

Акты валютного законодательства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием актов валютного законодательства РФ считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». По истечении 10 дней после дня официального опубликования указанные законы вступают в силу, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел РФ в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Бюллетене международных договоров». Международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами.

Акты органов валютного регулирования также подлежат обязательному официальному опубликованию. Так, нормативные акты Банка России (положения, инструкции, указания) официально публикуются в официальном издании Банка России -- «Вестнике Банка России». Согласно ст. 7 Закона о Банке России до официального опубликования нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных его Советом директоров.

Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней со дня их подписания. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Постановления Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания

Неопубликованные акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования не применяются (абз. 4 ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ). Однако данное положение не распространяется на нормативные акты или их отдельные положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Государственная тайна представляет собой сведения, защищаемые государством в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Исчерпывающий перечень видов информации, составляющих государственную тайну, приведен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» с последующими изменениями. Применительно к валютному регулированию и валютному контролю целесообразно обратить внимание на состав сведений, составляющих государственную тайну, в области внешней политики и экономики (п. 3 ст. 5). К таким сведениям, в частности, относятся сведения:

· о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

· о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

Однако в любом случае исходя из положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Акты валютного законодательства РФ и нормативные акты органов валютного регулирования, являясь нормативными актами федерального уровня, вступают в силу одновременно на всей территории РФ. По общему правилу указанные акты применяются к отношениям, возникшим после вступления их в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных за-коном.

В частности, к отношениям, возникшим до вступления в си-лу соответствующих актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, они применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления таких актов в силу. Нормативные акты, устанавливающие новые обя-занности для участников валютных операций или ухудшающие их положение, не имеют обратной силы, тогда как указанные акты, отменяющие или улучшающие положение участников ва-лютных операций, могут иметь обратную силу, но только если прямо предусматривают это.

Практическую реализацию положения об обратной силе норм валютного законодательства можно продемонстрировать на примере установленного Федеральным законом № 173-ФЗ порядка действия индивидуальных разрешений, выдававшихся Банком России резидентам, на проведение валютных опера-ций, связанных с движением капитала. Такие разрешения вы-давались в соответствии с разрешительным правовым режимом проведения указанных операций, установленным ст. 2 Зако-на РФ № 3615-1. Федеральный закон № 173-ФЗ не предусмат-ривает возможность выдачи подобных разрешений, кроме то-го, прямо запрещает установление органами валютного регули-рования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений на проведение валютных опера-ций (ч. 3 ст. 5).

Согласно ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ установ-ленные в соответствии с этим Федеральным законом ограни-чения «не применяются к валютным операциям, счетам (включая их режим) резидентов в банках за пределами терри-тории РФ, а также к случаям не зачисления на счета резидента в уполномоченных банках получаемой им иностранной валю-ты, если для совершения валютной операции, открытия такого счета, а также не зачисления иностранной валюты резидентом до вступления в силу настоящего Федерального закона были получены разрешения органа валютного контроля». В указан-ном случае резиденты в течение срока действия разрешений должны руководствоваться их условиями. По истечении срока действия разрешений валютные ограничения, установленные в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, применяют-ся к валютным операциям и порядку использования счетов, которые будут осуществляться или использоваться в будущем. Разрешения, срок действия которых не установлен, действуют до 1 января 2007 г. При этом установление пресекательного срока для действия бессрочных разрешений законодателем связано с отменой с указанной даты ограничений относитель-но порядка открытия резидентами счетов (вкладов) за рубе-жом и их режима.

Акты валютного законодательства РФ и нормативные акты органов валютного регулирования по общему правилу прекра-щают свое действие в результате их непосредственной отмены вновь принятыми нормативными актами соответствующей юридической силы или при наступлении событий, указанных в самих актах.

В качестве исключительных случаев прекращения действия актов валютного законодательства РФ, постановлений Прави-тельства РФ в области валютного регулирования или отдельных положений таких актов можно рассматривать признание их не соответствующими Конституции РФ решением Конституцион-ного Суда РФ. Кроме того, подзаконные нормативные акты, регулирующие валютные отношения и затрагивающие права, и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также отдельные их положения могут прекратить свое действие на основании решения Высше-го Арбитражного Суда РФ о признании их не соответствующи-ми закону. Указанные акты, их отдельные положения, затраги-вающие права, свободы и законные интересы граждан и орга-низаций, могут прекратить свое действие на основании решения Верховного Суда РФ о признании их недействующи-ми, а также в связи с противоречием закону.

Действие российского валютного права распространяется на общественные отношения, возникающие в связи с проведени-ем валютных операций на территории РФ независимо от субъ-ектного состава таких операций, а также на общественные от ношения, связанные с проведением резидентами валютных операций за рубежом.

Регулирование нормами российского валютного права всех валютных операций на территории РФ прямо следует из ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой указанный Закон «устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федера-ции, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обя-занности органов валютного контроля и агентов валютного контроля».

Установление валютным законодательством РФ правового режима валютных операции, совершаемых нерезидентами на территории РФ, основывается на положениях Конституции РФ и ГК РФ. Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граж-дане и лица без гражданства пользуются в Российской Федера-ции правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или меж-дународным договором РФ. В свою очередь, ст. 2 ГК РФ опре-делила, что правила, установленные гражданским законода-тельством РФ, применяются к отношениям с участием ино-странных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьи 140, 141, 317 ГК РФ прямо указывают на то, что порядок проведения операций с валютными ценностями определяется законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Регулирование российским правом валютных операции ре-зидентов за рубежом носит более сложный характер с учетом возможных коллизий его норм с положениями права иностран-ного государства (иностранных государств). Вместе с тем пред-ставляется вполне обоснованным распространение действия ряда специальных норм российского права на отношения, воз-никающие в связи с проведением таких операций. Так, в соот-ветствии со ст. 1192 ГК РФ императивные нормы законода-тельства РФ (при наличии указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения) могут регулировать от-ношения, осложненные иностранным элементом, независимо от подлежащего применению к гражданским отношениям мате-риального права того или иного государства.

Иностранный (международный) элемент в имущественных отношениях, возникающих в связи с проведением валютных операций, может выражаться в следующем:

· одной из сторон таких отношений является нерезидент;

· сторонами указанных отношений являются резиденты, но объект валютной операции находится за границей;

· юридический факт, с которым связывается приобретение или отчуждение объектов валютных операций, имел место за границей.

Кроме положений ст. 1192 ГК РФ также следует учитывать, что правоспособность резидентов Российской Федерации при проведении ими валютных операций за рубежом определяется их личным законом, т. е. российским законодательством (ст. 1196 и 1202 ГК РФ).

В качестве примера регулирования российским правом ва-лютных операций резидентов за рубежом можно привести по-ложения ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ, устанавливаю-щей, что резиденты могут открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. В случае от-крытия (закрытия) счетов (вкладов) в указанных банках рези-денты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее ме-сяца со дня заключения (расторжения) соответствующего дого-вора.

Таким образом, проведение резидентом валютных операций за рубежом предполагает, что резидент при их осуществлении Должен руководствоваться как нормами компетентного права, подлежащего применению к соответствующим отношениям, так и императивными нормами валютного законодательст-ва РФ.

Глава II ВАЛЮТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

§ 1. Понятие и классификация валютных правоотношений

Осуществляя правовое регулирование общественных отно-шений с помощью права, государство придает им стабильность, упорядоченность и защиту. Право как один из наиболее эффек-тивных социальных регуляторов позволяет придать реальным отношениям форму, приемлемую с точки зрения государства для общества. В самом общем смысле правовые отношения можно определить как общественные отношения, урегулиро-ванные правом.

В теории права правоотношение рассматривается как слож-ная общественная связь, включающая в себя следующие эле-менты:

· субъекты правоотношений -- носитель прав (управомоченный) и носитель обязанности (правообязанный);

· объекты правоотношения -- предмет окружающего мира, по поводу которого сложилось правоотношение;

· субъективные юридические права и обязанности -- содержа-ние правоотношения.

Исходя из указанной совокупности элементов правоотноше-ние можно охарактеризовать как связь между субъектами, кото-рые имеют субъективные права и юридические обязанности.

Валютные правоотношения представляют собой урегулиро-ванные нормами права общественные отношения, возникаю-щие между участниками валютных операций по поводу прове-дения таких операций, а также между участниками валютных операций и государственными органами в связи с регулировани-ем порядка проведения валютных операций и контролем за его со-блюдением.

В качестве альтернативного можно привести определение валютных правоотношений, сформулированное А. В. Емелиным следующим образом: «...валютные правоотношения пред-ставляют собой урегулированные правом общественные отно-шения, возникающие по поводу или в связи с владением, поль- зованием и распоряжением валютными ценностями, а также по поводу или в связи с владением, пользованием и распоряжени-ем нерезидентами валютой Российской Федерации и внутрен-ними ценными бумагами». И хотя приведенное определение не раскрывает, какие валютные правоотношения следует пони-мать под возникающими «по поводу», а какие в «связи» с вла-дением, пользованием и распоряжением валютными ценностя-ми или владением, пользованием и распоряжением нерезиден-тами валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, в целом оно верно отражает их суть.

Участники валютных правоотношений связаны между собой взаимными, корреспондирующими субъективными правами и обязанностями, которые и составляют содержание правоотно-шения. Субъективное право представляет собой меру дозволен-ного поведения субъекта валютного правоотношения, а субъек-тивная обязанность -- меру его должного поведения.

Субъективные права могут выражаться в правомочии требо-вать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей, в возможности самостоятельно совершать опре-деленные действия, в использовании государственного принуж-дения в случае неисполнения субъектом возложенной на него обязанности.

Право органов и агентов валютного контроля требовать от участника валютной операции предоставления документов и информации, которые связаны с проведением валютных опе-раций, может служить примером субъективного права требо-вать исполнения обязанности в валютных правоотношениях публичного характера (п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ).

Установление возможности самостоятельно совершать дей-ствия выражается в дозволении участникам валютных операций совершать без ограничений ряд валютных операций (ст. 6 Фе-дерального закона № 173-ФЗ).

Возможность государственного принуждения в валютных правоотношениях в общем виде предусмотрена ст. 25 Феде-рального закона № 173-ФЗ, согласно которой участники ва-лютных операций, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательст-вом РФ. Непосредственно такая ответственность предусмотре-на ГК РФ (ст. 168), КоАП РФ (ст. 15.25), УК РФ (ст. 193).

Субъективные обязанности заключаются в необходимости для субъекта совершить определенные действия или воздер-жаться от определенного рода действий. Первому виду субъек-тивных обязанностей соответствует использование в правовом регулировании такого правового средства, как позитивное обязывание, а второму -- запретов.

В качестве примеров позитивного обязывания в валютном праве можно привести возложение на резидентов при осущест-влении внешнеторговой деятельности обязанности обеспечи-вать репатриацию иностранной валюты и валюты Российской Федерации (ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

Примером использования запретов для установления субъ-ективных обязанностей могут служить положения ст. 9 Феде-рального закона № 173-ФЗ, которая запрещает проведение ва-лютных операций между резидентами, за исключением тех, ко-торые прямо поименованы в ней.

В теории права субъекты правоотношений подразделяются на три вида:

· физические лица;

· юридические лица (коммерческие и некоммерческие орга-низации);

· государство, государственные и муниципальные образова-ния.

Применительно к специфике валютного права субъектов ва-лютных правоотношений можно подразделить на участников валютных операций (резидентов и нерезидентов) и на органы валютного регулирования, органы и агентов валютного контро-ля. При любом виде правоотношения в нем должны участво-вать не менее двух субъектов -- управомоченный и обязанный. Управомоченные и обязанные лица в правоотношениях проти-востоят друг другу и не могут существовать один без другого.

Участники валютных операций вступают в правоотношения друг с другом при проведении валютных операций. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контро-ля вступают в валютные отношения с участниками валютных операций при осуществлении соответственно валютного регу-лирования или контроля за выполнением требования валютного законодательства РФ при проведении валютных опера-ций.

Объектами правоотношений выступают те предметы окру-жающего мира, по поводу которых осуществляется деятель-ность его субъектов. Объектами валютных правоотношений яв-ляются валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги), валюта Российской Федерации, внутренние ценные бумаги. При этом иностранная валюта и внешние цен-ные бумаги при любых условиях проведения с ними операций являются объектами валютных правоотношений, валюта же Российской Федерации и внутренние ценные бумаги выступа-ют в качестве указанных объектов только в случае наличия в субъектном составе участников валютной операции иностран-ного элемента (нерезидента) или осуществления трансгранич-ного перемещения таких объектов.

При наступлении определенных юридических фактов физи-ческие и юридические лица становятся субъектами валютных правоотношений, приобретают соответствующие данному статусу субъективные права и обязанности. Юридическими фактами являются конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Например, таким фактом может быть представление субъек-том в кредитную организацию расчетного документа на перевод иностранной валюты другому лицу, нарушение норм ва-лютного законодательства РФ и т. п.

Классифицировать валютные правоотношения можно по различным основаниям, например: в зависимости от субъектного состава их участников, содержания, по основаниям возникновения и т. д. С учетом приведенного выше определения валютных правоотношений представляется наиболее оправ-данным остановиться на классификации валютных правоотно-шений исходя из вида реализуемого и охраняемого в процессе их правового регулирования интереса. Специфика сферы об-ращения объектов валютных операций заключается в том, что она представляет собой область взаимодействия частных и публичных интересов. Соответственно по этому основанию валютные правоотношения подразделяются на частные и публичные.

Частные правоотношения возникают при проведении валютной операции между ее участниками. Публичные правоотношения возникают при осуществлении властного государственного воздействия на участников валютных операций. На-пример, при установлении органом валютного регулирования валютных ограничений, истребовании органом валютного кон-троля у участника валютной операции документов, необходи-мых для выполнения контрольных функций.

В качестве признаков валютных правоотношений частного характера можно выделить имущественную и организационную самостоятельность их участников, их формально-юридическое равенство.

Для валютных правоотношений публичного плана характер-ны соподчиненность, юридическое неравенство участников та-ких отношений.

Соотношение объема частноправовых и публично-правовых правоотношений предопределяется интенсивностью использо-вания государством частноправовых и публично-правовых средств регулирования валютных отношений. Выбор же указанных средств преобладающим образом зависит от конкретных условий формирования экономики страны.

§ 2. Понятие, признаки и виды валютных операций

Действующее законодательство не дает определения валютной операции через раскрытие ее существенных признаков, а ограничивается исчерпывающим перечнем действий, которые охватываются понятием «валютные операции». В ранее действовавшем Законе РФ № 3615-1 использовалась такая же техника раскрытия содержания термина «валютная операция». Данное обстоятельство делало довольно сложным формулиро-вание термина «валютная операция», что породило появление в юридической литературе большого разнообразия его вариантов. Действующий перечень валютных операций непосредственно содержится в п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым к валютным операциям относятся сле-дующие действия:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение рези-дентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

У перечисленных валютных операций нет единого квалифицирующего признака в субъектном или объектном составе, позволяющего отнести те или иные действия к таким операциям. Так, все операции с валютными ценностями относятся к валютным операциям, а операции с российской валютой и внутренними ценными бумагами являются валютными только в случае присутствия в их субъектном составе нерезидента (нерезидентов) или трансграничного перемещения такого имущества.

Вместе с тем рассматриваемая норма исчерпывающим образом определяет круг потенциальных участников валютных операций -- резиденты и нерезиденты и объекты, по поводу кото-рых возникают права и обязанности данных лиц -- валютные ценности, российская валюта, внутренние ценные бумаги. С учетом этого валютные операции можно определить как сделки и иные юридически значимые действия, совершаемые резидентами и нерезидентами с объектами валютных операций. Например, к сделкам, являющимся валютными операциями, относятся отчуждение и приобретение валютных ценностей, а к иным юридически значимым действиям -- ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ указанных ценностей.

В приведенном выше перечне валютных операций обращает на себя внимание совокупность терминов «приобретение» и «отчуждение», используемых в подп. «а», «б» и «в» в отношении объектов валютных операций. Закон РФ № 3615-1 в подобном контексте использовал термин «переход права собственности и иных прав», что довольно продолжительное время вызывало различное понимание таких терминов, как «валютная операция», «валютная сделка», и обоснованные дискуссии по данному поводу в юридической литературе1.

Применительно к новой терминологии -- «приобретение» и «отчуждение» -- можно отметить, что буквальное толкование данных терминов и уже сложившаяся арбитражная практика относительно понимания термина «валютная операция» позво-ляют избежать затруднений при определении их сути. Применительно к этому вопросу показательна сложившаяся на основе ранее действовавшего валютного законодательства арбитражная практика. Так, в Обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, Высший Арбитражный Суд РФ указал, что «...при проведении расчетов в иностранной валюте Закон о валютном регулировании и ва-лютном контроле рассматривает как валютную операцию платеж, а не гражданско-правовые сделки, послужившие основанием его совершения». Представляется, что такой подход сохраняет актуальность и в настоящее время.

Соответственно, под приобретением в смысле проведения валютной операции следует понимать получение в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление объекта (объектов) валютной операции, а под отчуждением -- действия по прекращению указанных вещных прав.

В состав валютных операций включаются также ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с тамо-женной территории РФ валютных ценностей, валюты Россий-ской Федерации и внутренних ценных бумаг. ТК РФ относит иностранную валюту и валютные ценности к категории «това-ров», но вместе с тем в ст. 12 предусматривает, что порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Россий-ской Федерации, иностранной валюты и иных валютных цен-ностей регулируется валютным законодательством РФ и ТК РФ.

По сравнению с ранее действовавшим валютным законода-тельством РФ (Закон РФ № 3615-1) дополнительно в состав валютных операций включены операции с ценными бумагами, предусмотренные подп. «д» и «е» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, а также международные переводы валю-ты РФ с одного счета лица на другой счет этого же лица, пере-воды на территории РФ с одного счета нерезидента на другой его счет. Ранее валютное законодательство РФ относило опе-рации с валютой Российской Федерации к валютным только лишь в случае использования ее в расчетах между резидентами и нерезидентами (п. 7 ст. 1 Закона РФ № 3615-1), операции с внутренними ценными бумагами вообще не рассматривались в качестве валютных. Увеличение перечня операций с нацио-нальной валютой, подлежащих валютному регулированию, и установление случаев валютного регулирования обращения внутренних ценных бумаг законодательно можно рассматривать как признание факта повышения конвертируемости руб-ля, увеличения его роли в международном экономическом обороте.

§ 3. Объекты валютных операций.

Все объекты валютных операций относятся к объектам гра-жданского оборота, перечень которых приведен в ст. 128 ГК РФ. Оборот отдельных видов объектов может быть ограни-чен законом. Применительно к валютным ценностям ст. 141 ГК РФ прямо предусматривает, что виды имущества, призна-ваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и ва-лютном контроле. Федеральный закон № 173-ФЗ определил перечень объектов гражданского оборота, операции с которыми относятся к валютным. Как уже отмечалось, к объектам валют-ных операций относятся валютные ценности, а также валю-та Российской Федерации и внутренние ценные бумаги. При этом российская валюта и внутренние ценные бумага являются объектами валютных операций только в случае участия в них нерезидента (нерезидентов) или трансграничного перемещения такого имущества.

Относительно ранее действовавшего валютного законода-тельства РФ скорректирован состав имущества, относящегося к валютным ценностям. Если Закон РФ № 3615-1 относил к ва-лютным ценностям иностранную валюту, ценные бумаги, но-минированные в иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, то Федеральный закон № 173-ФЗ относит к валютным ценностям только иностранную валюту и внешние ценные бумаги.

Операции с драгоценными металлами и драгоценными кам-нями в настоящее время регулируются Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драго-ценных камнях»1 с последующими изменениями. Согласно преамбуле указанного Федерального закона им устанавливают-ся правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, про-изводства, использования и обращения (гражданского оборота). Очевидно, что указанные вопросы не могли быть комплексно решены в рамках валютного законодательства и требовали от-дельного законодательного регулирования. Кроме того, следует признать, что в современных экономических условиях драго-ценные металлы и драгоценные камни в значительной степени утратили способность выступать средством международных расчетов, что является основным критерием включения отно-шений по обращению того или иного имущества в сферу ва-лютного регулирования.

В Статьях Соглашения МВФ (ст. VIII разд. 2(Ь)) термин «ва-люта» трактуется в функциональном смысле и в качестве тако-вого служит для обозначения установленной законом единицы счета в денежной системе какого-либо государства, созданной для регулирования валютно-финансовой сферы на его террито-рии. Валюта подразделяется на национальную и иностранную.

Федеральный закон № 173-ФЗ (п. 1 ч. 1 ст. 1) к валюте Рос-сийской Федерации относит:

· денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, на-ходящиеся в обращении в качестве законного средства налич-ного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъ-ятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денеж-ные знаки;

· средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

В соответствии со ст. 27 Закона о Банке России официаль-ной денежной единицей Российской Федерации (националь-ной валютой) является рубль. Один рубль состоит из 100 ко-пеек. Рубль является законным платежным средством, обяза-тельным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.

Платежи на территории РФ осуществляются путем налич-ных и безналичных расчетов. Эмиссия наличных денег (банк-нот и монеты), организация их обращения и изъятия из обра-щения на территории РФ осуществляются исключительно Бан-ком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством налично-го платежа на территории РФ.

Иностранная валюта также существует в наличной и безна-личной формах и может быть подразделена на национальную валюту иностранного государства, валюту общую для группы иностранных государств и международные денежные или рас-четные единицы.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ иностранной валютой являются:

денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, мо-неты, находящиеся в обращении и являющиеся законным сред-ством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

средства на банковских счетах и в банковских вкладах в де-нежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

В качестве примера валюты общей для группы иностранных государств можно привести евро (1 EURO = 100 EURO cent) -- единую денежную единицу для стран -- участниц Ев-ропейского валютного союза (ЕВС), которая была введена ими вместо своих национальных валют с 1 января 1999 г. Членами ЕВС являются Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирлан-дия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. Другие члены Европейского Союза (Ве-ликобритания, Дания, Швеция) пока не вступили в ЕВС. Кро-ме того, евро является денежной единицей и в ряде государств, не входящих в Европейский Союз: Андорре, Ватикане, Мона-ко и Сан-Марино.

Международной денежной (расчетной) единицей с полным основанием можно назвать SDR (Special Drawing Rights) -- спе-циальные права заимствования. SDR представляет собой валю-ту, эмитируемую Международным валютным фондом (МВФ) и распределяемую между странами -- членами МВФ пропорцио-нально их квотам международных кредитных, резервных и пла-тежных средств. Используются SDR для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения валютных резервов, расчетов с МВФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты