В качестве международных расчетных единиц во внешне-торговом обороте используются различные виды клиринговых валют. Клиринговые валюты представляют собой условные расчетные единицы, применяемые на основе межправительст-венных соглашений государств. Указанные единицы существу-ют исключительно в безналичной форме. Сам процесс валют-ного клиринга представляет собой зачет взаимных требований участников клиринговых расчетов, основанный на стоимость. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ иностранной валютой являются:
денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, мо-неты, находящиеся в обращении и являющиеся законным сред-ством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
средства на банковских счетах и в банковских вкладах в де-нежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
В качестве примера валюты общей для группы иностранных государств можно привести евро (1 EURO = 100 EURO cent) -- единую денежную единицу для стран -- участниц Ев-ропейского валютного союза (ЕВС), которая была введена ими вместо своих национальных валют с 1 января 1999 г. Членами ЕВС являются Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирлан-дия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. Другие члены Европейского Союза (Ве-ликобритания, Дания, Швеция) пока не вступили в ЕВС. Кро-ме того, евро является денежной единицей и в ряде государств, не входящих в Европейский Союз: Андорре, Ватикане, Мона-ко и Сан-Марино.
Международной денежной (расчетной) единицей с полным основанием можно назвать SDR (Special Drawing Rights) -- спе-циальные права заимствования. SDR представляет собой валю-ту, эмитируемую Международным валютным фондом (МВФ) и распределяемую между странами -- членами МВФ пропорцио-нально их квотам международных кредитных, резервных и пла-тежных средств. Используются SDR для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения валютных резервов, расчетов с МВФ.
В качестве международных расчетных единиц во внешне-торговом обороте используются различные виды клиринговых валют. Клиринговые валюты представляют собой условные расчетные единицы, применяемые на основе межправительст-венных соглашений государств. Указанные единицы существу-ют исключительно в безналичной форме. Сам процесс валют-ного клиринга представляет собой зачет взаимных требований участников клиринговых расчетов, основанный на стоимости.К внутренним ценным бумагам относятся эмиссионные цен-ные бумаги с номиналом в валюте РФ, выпуск которых зареги-стрирован в Российской Федерации, и иные ценные бумаги, выпущенные на территории РФ, удостоверяющие право на по-лучение валюты Российской Федерации. Все иные ценные бу-маги п. 4 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ относит к категории внешних ценных бумаг. Однако следует признать, что, несмотря на указанную норму, нельзя отнести к категории внешних ценных бумаг, например, такие ценные бумаги, как складские свидетельства (ст. 912 ГК РФ), коносамент (ст. 144 КТМ РФ), опцион эмитента-резидента (ст. 2 Федерального за-кона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»1 с последующими изменениями (далее -- Закон о рынке ценных бумаг), хотя формально они и не отвечают признакам внутрен-них ценных бумаг.
Вопрос об отнесении эмиссионных ценных бумаг с номина-лом в иностранной валюте или иных ценных бумаг, удостове-ряющих право на получение иностранной валюты, к внешним ценным бумагам, в действительности должен решаться не так буквально, как это следует из рассматриваемой нормы Феде-рального закона № 173-ФЗ.
Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения го-сударственных и муниципальных ценных бумагах» с последую-щими изменениями иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в рекви-зитах сертификатов государственных или муниципальных цен-ных бумаг, Генеральных условиях их эмиссии и обращения в качестве соответствующей оговорки, на основании которой оп-ределяется величина платежа по данным ценным бумагам. Од-нако использование указанной оговорки не будет свидетельст-вовать о том, что такие ценные бумаги являются внешними, поскольку указанные ценные бумаги подлежат оплате исклю-чительно в валюте Российской Федерации.
До вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ в пра-воприменительной практике существовал вопрос: следует ли относить векселя с вексельной суммой в иностранной валюте и местом платежа в Российской Федерации к валютным ценностям? Высший Арбитражный Суд РФ в своем информацион-ном письме от 31 мая 2000 г. № 52 (п. 15) разъяснил, что в со-ответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве мо-жет быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной ва-люте. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма опреде-ляется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. Пункты 41 и 77 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341, прямо предусматривают, что если простой или пе-реводной вексель выписан в иностранной валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то его сумма может быть оплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа. Исключением из указанного правила является ситуация, когда векселедатель обусловил в векселе, что платеж должен быть со-вершен в определенной, указанной в векселе валюте (оговорка эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте).
Таким образом, векселя с вексельной суммой, выраженной в иностранной валюте, следует отнести к категории внутренних ценных бумаг, в случае если они выданы (составлены) на тер-ритории РФ, имеют место платежа на территории РФ и не име-ют оговорки эффективного платежа в иностранной валюте.
Из приведенных примеров следует вывод, что действитель-ным критерием отнесения ценных бумаг к внешним ценным бумагам является для эмиссионных ценных бумаг выражение номинала в иностранной валюте (без оговорки платежа в руб-лях), а для не эмиссионных -- удостоверение ими права на по-лучение валютных ценностей.
§ 4. Субъекты валютных правоотношений
Субъекты валютных правоотношений подразделяются на участников валютных операций и лиц, осуществляющих валютное Регулирование и валютный контроль.
Федеральный закон № 173-ФЗ подразделяет участников ва-лютных операций на резидентов и нерезидентов. При этом перечень лиц, относящихся к резидентам, является исчерпываю-щим, а перечень лиц, являющихся нерезидентами, в Федеральном законе № 173-ФЗ в отличие от Закона РФ № 3615-1 приведен примерно.
Лиц, относящихся к категории резидентов, можно подразде-лить на физические и юридические лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.
Физические лица:
· граждане РФ, за исключением лиц, признаваемых постоян-но проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
· постоянно проживающие в Российской Федерации на осно-вании вида на жительство, предусмотренного законодательст-вом РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Юридические лица:
· юридические лица, созданные в соответствии с законода-тельством РФ;
· находящиеся за пределами территории РФ филиалы, пред-ставительства и иные подразделения юридических лиц -- рези-дентов,
Публично-правовые образования:
· Российская Федерация;
· субъекты РФ;
· муниципальные образования.
Официальные представительства РФ за рубежом:
· дипломатические представительства, консульские учрежде-ния РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за рубежом;
· постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
К нерезидентам относятся все иные лица, не отнесенные зако-ном к категории резидентов, в частности:
· физические лица, не обладающие признаками физических лиц -- резидентов;
· юридические лица, созданные в соответствии с законода-тельством иностранных государств и имеющие местонахожде-ние за пределами территории РФ;
· организации, не являющиеся юридическими лицами, соз-данные в соответствии с законодательством иностранных госу дарств и имеющие местонахождение за пределами террито-рии РФ;
· находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные пред-ставительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных выше юридических лиц -- нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являю-щихся юридическими лицами;
· аккредитованные в Российской Федерации дипломатиче-ские представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных госу-дарств при межгосударственных или межправительственных организациях;
· межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Фе-дерации;
· иные лица, не соответствующие признакам резидентов.
Ко второй категории субъектов валютных правоотношений, т. е. к лицам, осуществляющим валютное регулирование и ва-лютный контроль, относятся органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.
В целях правильного уяснения терминов, используемых ва-лютным законодательством РФ, следует учитывать тот факт, что валютное законодательство является комплексной отрас-лью законодательства и в нем присутствуют нормы различных отраслей права. В связи с этим при толковании его норм соот-ветствующие институты, понятия и термины должны пони-маться так, как они раскрываются в соответствующих отраслях права. Но при этом следует учитывать, что Федеральный закон № 173-ФЗ обладает и собственным понятийным аппаратом, который имеет специальное значение именно для валютного регулирования.
Например, Федеральный закон № 173-ФЗ не раскрывает понятие «эмиссионная ценная бумага», без чего невозможно понять, признаки какого подпункта («а», если бумага эмисси-онная, или «б», если она не эмиссионная) п. 3 ч. 1 ст. 1 указан-ного Закона нужно применять для квалификации конкретной Ценной бумаги как «внутренней». Признаки эмиссионной цен-ной бумага сформулированы в ч. 1 ст. 2 Закона о рынке цен-ных бумаг, согласно которой эмиссионная ценная бумага -- любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
· закрепляет совокупность имущественных и неимуществен-ных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом о рын-ке ценных бумаг формы и порядка;
· размещается выпусками;
· имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри од-ного выпуска вне зависимости от времени приобретения цен-ной бумаги.
Следовательно, только после обращения к указанной норме и установления того, что конкретная ценная бумага является эмиссионной, уже затем для квалификации ее как «внутрен-ней» нужно использовать признаки, указанные в подп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ.
Отнесение физических лиц к резидентам или нерезидентам осуществляется на основе определения их постоянного места жительства.
К резидентам относятся российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, если они имеют постоянное место жительства в Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражда-нин постоянно или преимущественно проживает. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федера-ции на свободу передвижения, выбор места пребывания и жи-тельства в пределах Российской Федерации» с последующими изменениями устанавливает, что граждане РФ обязаны регист-рироваться по месту жительства в пределах Российской Федера-ции. В населенных пунктах, где имеются органы внутренних дел, они исполняют функции органов регистрационного учета граждан по месту жительства, в остальных населенных пунктах указанные функции исполняет местная администрация. Отметки о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства проставляются в паспорте гражданина РФ.
Документом, подтверждающим факт постоянного прожива-ния иностранных граждан и лиц без гражданства на террито-рии РФ, является вид на жительство. Статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с последующими изменениями определяет вид на жительство как доку-мент, выданный иностранному гражданину или лицу без граж-данства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Для получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
К нерезидентам относятся российские и иностранные гра-ждане, лица без гражданства, если указанные лица не имеют постоянного места жительства в Российской Федерации. Как видно из положений Федерального закона № 173-ФЗ, валют-ное законодательство допускает ситуацию, когда российский гражданин является резидентом иностранного государства и, соответственно, нерезидентом Российской Федерации. Данная ситуация имеет место, когда российский гражданин постоянно проживает на территории иностранного государства. Как следу-ет из подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, признание гражданина РФ постоянно проживающим в ино-странном государстве должно осуществляться в соответствии с национальным законодательством этого государства. Исходя из этого установить факт постоянного проживания российского гражданина на территории иностранного государства можно только на основании документов, выданных ему уполномочен-ными органами соответствующего иностранного государства. Таким документом может быть разрешение на постоянное жи-тельство (вид на жительство) или аналогичный ему документ.
Российское валютное законодательство в составе резидентов и нерезидентов отдельно не выделяет физических лиц, зани-мающихся предпринимательской деятельностью без образова-ния юридического лица (индивидуальных предпринимателей). Таким образом, определение резидентства индивидуальных предпринимателей должно осуществляться исходя из страны постоянного места жительства таких физических лиц независи-мо от страны места осуществления ими предпринимательской Деятельности. При этом право физического лица заниматься самой предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется по праву страны, где такое Физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если обязательная регистрация индивиду-альных предпринимателей не предусмотрена, то для определения указанного права применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (ст. 1201 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образова-ния юридического лица с момента государственной регистра-ции в качестве индивидуального предпринимателя. Федераль-ный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприни-мателей»1 с последующими изменениями (далее -- Закон о го-сударственной регистрации) установил, что в качестве индиви-дуальных предпринимателей в Российской Федерации могут быть зарегистрированы российские и иностранные граждане, лица без гражданства, как имеющие постоянное место жи-тельства в Российской Федерации (резиденты), так и имеющие временное место жительства в Российской Федерации (нерези-денты).
Несмотря на то что физические лица -- индивидуальные предприниматели и физические лица, не осуществляющие ин-дивидуальную предпринимательскую деятельность, Федераль-ным законом № 173-ФЗ в составе физических лиц (резидентов и нерезидентов) никак не разграничены, тем не менее, их пра-вовое положение имеет определенные отличия. Но, несмотря на это, представляется более правильным, чтобы резидентство индивидуальных предпринимателей определялось не по стране их постоянного места жительства, а по стране регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Такой подход создал бы равные формально-юридические условия участия в валютных отношениях индивидуальных предпринимателей, за-регистрированных в этом качестве в Российской Федерации, независимо от страны места их постоянного жительства.
Критерием разделения юридических лиц на резидентов и нерезидентов является законодательство, в соответствии с ко-торым юридическое лицо создано. В соответствии со ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица, определяющим его статус, является право страны, где учреждено юридическое лицо.
Юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, должны быть созданы в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ, и зарегистрированы в каче-стве юридических лиц органами Федеральной налоговой служ-бы в Едином государственном реестре юридических лиц. Факт государственной регистрации юридического лица в Российской Федерации подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
Юридические лица -- нерезиденты должны пройти государ-ственную регистрацию в соответствии с национальным законо-дательством страны их учреждения. Законодательство зарубеж-ных стран возлагает на разные государственные органы обязан-ность по государственной регистрации юридических лиц. Как правило, такую регистрацию осуществляют суды общей юрис-дикции, органы юстиции, налоговые органы. Факт регистрации подтверждается свидетельством о регистрации или выпиской из соответствующего реестра.
Например, в Великобритании государственная регистрация большинства юридических лиц осуществляется специальным служащим Департамента торговли и промышленности -- Реги-стратором компаний. В подтверждение государственной реги-страции Регистратор выдает сертификат об инкорпорации (Companies Act 1985, Companies Act 1989). В Германии неком-мерческие организации регистрируются в реестре союзов, ко-торый ведется в соответствующем участковом суде (Германское Гражданское уложение, параграф 21). Торговый реестр в соот-ветствии с параграфом 8 Германского Торгового уложения так-же ведется судами. Так, в соответствии с указанной нормой торговое товарищество независимо от его организационно-правовой формы должно быть зарегистрировано в указанном реестре.
В состав лиц, относящихся к нерезидентам, подп. «в» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ включает созданные в соответствии с законодательством иностранных государств ор-ганизации, не являющиеся юридическими лицами и имеющие место нахождения за пределами территории РФ. К таким лицам, в частности, можно отнести полные товарищества, соз-данные по законодательству стран, не признающих их юриди-ческими лицами. В частности, полные товарищества не при-знаются юридическими лицами законодательством Германии и Швейцарии. В Италии не признаются юридическими лицами Коммандитные товарищества. В Великобритании не являются Юридическими лицами и не подлежат государственной регист рации (инкорпорации) организации, созданные в форме парт-нерства1, ассоциации, преследующие некоммерческие цели (об-щественные и благотворительные ассоциации, профессиональ-ные союзы и т. п.), с числом членов не более 20.
Отнесение обособленных или иных самостоятельных струк-турных подразделений организаций, как являющихся юридиче-скими лицами, так и не являющимися таковыми, к резидентам или нерезидентам осуществляется исходя из страны резидентства самой организации. Российское законодательство в каче-стве обособленных подразделений юридического лица выделяет филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ), законодательство иностранных государств по-разному определяет обособленные подразделения. Например, параграф 13 Германского Торгового уложения предусматривает возможность создания торговыми товариществами в качестве самостоятельных подразделений от-делений.
Законодатель расширил круг лиц, относящихся к числу ре-зидентов. Так, по сравнению с ранее действовавшим законода-тельством в данный перечень добавлена Российская Федера-ция, субъекты РФ и муниципальные образования. Очевидно, что указанные публично-правовые образования и ранее явля-лись участниками валютных операций и включение их в состав резидентов является устранением серьезного пробела, имевше-гося в Законе РФ № 3615-1. Например, проведение ряда валют-ных операций публично-правовыми образованиями предусмот-рено БК РФ (ст. 89, 90, 94 и др.).
Официальные представительства Российской Федерации в иностранных государствах, при межгосударственных или меж-правительственных организациях являются резидентами Рос-сийской Федерации. Аккредитованные официальные предста-вительства иностранных государств в Российской Федерации, а также официальные представительства иностранных госу-дарств при межгосударственных и межправительственных ор-ганизациях относятся к нерезидентам. Постоянные официаль-ные представительства подразделяются на дипломатические представительства (посольства, миссии), консульские учрежде-ния, торговые представительства и постоянные представитель-ства государств при международных организациях. Указанные официальные представительства являются специализирован-ными зарубежными органами внешних сношений соответст-вующих государств. Соответственно, официальные представи-тельства являются резидентами тех стран, чьи интересы пред-ставляют в международных отношениях.
Федеральный закон № 173-ФЗ относит межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоян-ные представительства в Российской Федерации к числу нерези-дентов. Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международ-ных договоров (1969 г.) термин «международные организации» означает межправительственные организации. Признаками ме-ждународных организаций являются: создание на основе согла-шения между государствами; наличие постоянных органов; уч-реждение и деятельность в соответствии с нормами международ-ного права1.
Таким образом, международные организации как объедине-ния государств для достижения общих целей являются субъек-тами международного публичного права и обладают междуна-родно-правовой правосубъектностью, что исключает возмож-ность определения их правового статуса как резидентов какого-либо государства.
К нерезидентам относятся также «иные лица», не отнесен-ные к резидентам и прямо не поименованные в составе нерези-дентов (подп. «ж» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ). Например, к таким лицам можно отнести иностранные госу-дарства, субъекты федерации иностранного государства, муни-ципальные образования иностранного государства.
Среди субъектов валютных отношений (резидентов) законо-датель особо выделил уполномоченные банки и валютные бир-жи (п. 8 и ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ). Упол-номоченные банки и валютные биржи являются профессио-нальными участниками внутреннего валютного рынка, что и предопределяет их особое правовое положение в области ва-лютных отношений.
Единственным критерием отнесения кредитной организа-ции к разряду уполномоченного банка является наличие у нее валютной банковской лицензии. Следует отметить, что к упол-номоченным банкам при наличии валютной банковской ли-цензии относятся как банки, так и небанковские кредитные организации. В отличие от банков небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные виды бан-ковских операций, допустимые сочетания которых устанавли-ваются Банком России.
В соответствии со ст. 5 Закона о банках к банковским опе-рациям относятся:
· привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
· размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
· открытие и ведение банковских счетов физических и юри-дических лиц;
· осуществление расчетов по поручению физических и юри-дических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их бан-ковским счетам;
· инкассация денежных средств, векселей, платежных и рас-четных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
· купля-продажа иностранной валюты в наличной и безна-личной формах;
· привлечение во вклады и размещение драгоценных метал-лов;
· выдача банковских гарантий;
· осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключе-нием почтовых переводов).
Все банковские операции согласно указанной статье Закона о банках осуществляются кредитными организациями в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России -- и в иностранной валюте.
Порядок лицензирования Банком России валютных банков-ских операций определен Инструкцией Банка России от 14 ян-варя 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России ре-шения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности» с последующими изменениями (далее -- Инструкция Банка России № 109-И). Согласно указанной Инструкции при учреждении банку может быть выдана лицензия на осуществ-ление банковских операций со средствами в рублях и ино-странной валюте без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц. В дальнейшем в порядке расширения деятельности банком может быть получена лицензия на при-влечение во вклады денежных средств физических лиц в руб-лях и иностранной валюте и генеральная лицензия, предостав-ляющая право на проведение всех видов банковских операций, включая валютные.
Небанковским кредитным организациям (расчетным и депозитно-кредитным) также могут быть выданы валютные бан-ковские лицензии, предоставляющие право на проведение от-дельных видов банковских операций в иностранной валюте, например на осуществление купли-продажи иностранной ва-люты в безналичной форме.
Правовое положение валютных бирж российским законода-тельством не урегулировано. Из действующего валютного зако-нодательства РФ можно лишь сделать вывод, что организация биржевых торгов иностранной валютой не является исключи-тельным видом деятельности для валютных бирж. Определение порядка и условий организации биржевой торговли целиком отнесено к компетенции Банка России.
Представляется, что более правильным было бы урегулиро-вать основные вопросы правового положение валютных бирж в законодательном порядке, в частности в Федеральном законе № 173-ФЗ, по аналогии с регулированием правового положе-ния фондовых и товарных бирж. Например, зафиксировать за-конодательно обязанность Банка России лицензировать бирже-вую деятельность на валютном рынке, тем более что п. 17 ст. 4 Закона о Банке России предусматривает, что Банк России «ус-танавливает порядок и условия осуществления валютными бир-жами деятельности по организации проведения операций по Покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже ино-странной валюты».
Статья 4 Закона РФ № 3615-1 ранее также предусматривала, что валютные биржи действуют в порядке и на условиях, уста-навливаемых Банком России. Но, к сожалению, Банк России не установил ни требований к порядку создания валютных бирж, ни условий их деятельности на валютном рынке, в связи с чем по настоящее время отсутствуют четкие и понятные пра-вила допуска бирж к организации торговли.
Лица, осуществляющие валютное регулирование и валют-ный контроль, относятся к категории субъектов валютных от-ношений, взаимодействующих с участниками валютных опера-ций в области публично-правовых отношений.
К лицам, осуществляющим валютное регулирование, отно-сятся Банк России и Правительство РФ. Компетенция указан-ных органов исчерпывающим образом определена законода-тельством и по своему содержанию сводится к установлению порядка проведения валютных операций или, иначе говоря, к установлению валютных ограничений, их «настройку» под кон-кретные экономические условия. Непосредственными целями деятельности Банка России и Правительства РФ в области ва-лютного регулирования являются предотвращение существен-ного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержание устойчивости платеж-ного баланса Российской Федерации.
К лицам, осуществляющим валютный контроль, в соответ-ствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ относятся Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля являются Банк России, феде-ральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В на-стоящее время таким федеральным органом исполнительной власти, наделенным Правительством РФ полномочиями органа валютного контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рын-ка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистрато-ры), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральной службе по финансовым рынкам), таможенные и налоговые органы.
Деятельность органов валютного контроля сводится к про-верке соблюдения участниками валютных операций валютных ограничений, установленных валютным законодательством РФ и органами валютного регулирования, и к привлечению к юри-дической ответственности лиц, их нарушающих. Агенты валют-ного контроля оказывают содействие органам валютного кон-троля в выполнении их контрольных функций.
Глава III ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
§ 1. Понятие, цели и направления валютного регулирования
Несмотря на использование термина «валютное регулирова-ние» в наименовании и тексте Федерального закона № 173-ФЗ, в законодательстве РФ до сих пор нет легального определения этого понятия.
В литературе высказаны различные точки зрения относи-тельно его содержания, но единой их чертой можно считать то, что валютное регулирование рассматривается как одно из на-правлений государственного регулирования. В связи с этим ва-лютное регулирование в Российской Федерации можно пред-ставить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами, в целях:
· создания и обеспечения функционирования органов валют-ного регулирования, органов и агентов валютного контроля; -
· установления и реализации определенного порядка проведе-ния операций с валютными ценностями на внутреннем валют-ном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пре-делы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
· обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;
· регламентации международных расчетов;
· поддержания стабильного курса национальной валюты и на-ционального платежного баланса;
· обеспечения желаемого (интеграционного или изоляционист-ского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.
В гл. 2 Федерального закона № 173-ФЗ раскрываются ос-новные аспекты валютного регулирования, а именно:
· система органов валютного регулирования (ст. 5), порядок осуществления валютных операций между резидентами и нере-зидентами, а также между резидентами и между нерезидентами (ст. 6, 9, 10);
· регламентация внутреннего валютного рынка РФ (ст. 11);
· режим счетов резидентов в банках, расположенных за преде-лами территории РФ (ст. 12),, а также счетов (вкладов) нерези-дентов, открываемых на территории РФ (ст. 13);
· определение прав и обязанностей резидентов при осуществ-лении валютных операций (ст. 14);
· порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Рос-сийской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).
Приведенный перечень вопросов валютного регулирования достаточно широк, однако он не является исчерпывающим (в частности, нормы о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (гл. 3 Федерального закона № 173-ФЗ) также относятся к сфере валютного регули-рования).
В литературе выделены следующие уровни валютного регули-рования в зависимости от его территориальной направленности:
1) межгосударственный. Валютное регулирование на данном уровне проводится в целях формирования структурной основы, способствующей обмену товарами и услугами и движению ка-питала между странами и поддерживающей устойчивый эконо-мический рост. В целях непрерывного совершенствования упо-рядоченных базисных условий, необходимых для финансовой и экономической стабильности, государства сотрудничают между собой и с международными организациями (МВФ и др.) для обеспечения упорядоченности валютных режимов и содействия стабильности системы обменных курсов. Это сотрудничество может происходить путем координации валютной политики го-сударств и общеэкономической интеграции, принятия совмест-ных мер по преодолению кризисных ситуаций, а также согла-сования валютной политики отдельных государств в отноше-нии третьих стран. Представляется справедливым мнение, что в настоящее время происходит универсализация правового режи-ма в международной валютной системе и международное право в этой сфере приобретает примат над правом внутригосударст-венным3.
2) внутригосударственный (национальный). По своей природе внутригосударственное валютное регулирование направлено на установление контроля со стороны государства за внешними (экспортными и импортными) и внутренними валютными по токами, а также за ситуацией на внутреннем валютном рынке с целью поддержания равновесия платежного баланса государст-ва и устойчивости национальной валюты.
Как уже отмечалось, в соответствии с п. «ж» ст. 71 Консти-туции РФ валютное регулирование находится в ведении Рос-сийской Федерации. Валютное регулирование является важней-шим средством реализации валютной политики государства, ее выражением. В связи с этим вопросы валютного регулирова-ния не могут быть переданы в ведение субъектов РФ.
Инструменты, используемые для обеспечения требуемых пропорций спроса и предложения валют, являются методами валютного регулирования, которые можно подразделить на два вида:
· прямые (императивные) -- когда валютное регулирование осуществляется путем издания органами государственной вла-сти нормативных правовых актов и совершения ими иных ад-министративных действий. Обычно это проявляется в установлении государством специального порядка проведения валют-ных операций (всех или отдельных) либо запрета на их проведение;
· косвенные (диспозитивные) -- когда используются экономи-ческие рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, которым предоставляется право самостоятельно прини-мать решение об участии (неучастии) в проведении валютных операций. Например, такими методами являются валютные ин-тервенции, операции на открытом рынке и политика процент-ных ставок, проводимые центральными банками.
Следует учитывать, что и инструменты прямого валютного регулирования, и инструменты косвенного могут способство-вать развитию рыночных отношений при условии взвешенного их выбора с учетом конкретной экономической и политической ситуации в стране. Отмечено, что «для стран с переходной эко-номикой и нарождающимися рынками процесс становления ва-лютного регулирования предполагает использование как прямо-го регулирования валютных отношений, так и постепенное рас-ширение форм косвенного регулирования валютного рынка», так как рыночная инфраструктура только формируется. При этом «для стран, совершающих переход от централизованно-плановой экономики к рыночной, необходимо использование не только косвенных, но и прямых форм валютного регулирова-ния и совершенствование валютного контроля для обеспечения экономической и финансовой стабильности и процесса струк-турного совершенствования денежно-кредитной и валютной систем». Из этого следует, что методы валютного регулирова-ния в Российской Федерации на современном этапе должны, с одной стороны, обеспечивать необходимый контроль за движе-нием трансграничных денежных потоков, а с другой -- после-довательно проводить либерализацию валютного законодатель-ства РФ для приведения его в соответствие с международными нормами. Поэтому валютная политика Российской Федерации направлена на поиск компромисса публичных и частных инте-ресов в валютной сфере и постепенную замену административ-ных методов регулирования, возникающих в данной сфере от-ношений, более эффективными экономическими методами.
Преимущественное применение устаревших административ-ных методов валютного регулирования в России повлекло не-благоприятные экономические последствия (в частности, «бег-ство» капитала из страны). При этом начался объективный процесс интеграции России в международную экономическую систему. В связи с этим возникла необходимость пересмотра самих принципов валютного регулирования, которые стали ос-новой для последовательной либерализации валютного законо-дательства.
В литературе выделены три режима валютного регулиро-вания
· Валютная монополия го-сударства - валютные операции сосредоточиваются в центральных или специально уполномо-ченных банках, и в силу значительных ва-лютных ограничений национальная валю-та не подлежит конвертации и является замкнутой. Как правило, такая ситуация складывается в странах с неконвертируе-мой валютой;
· Наличие системы валют-ных ограничений - национальная валюта имеет тенденцию к выходу за пределы внутреннего денежно-го рынка и становится ограниченно кон-вертируемой. Например, в Российской Федерации валютные ограничения уста-новлены в целях предотвращения сущест-венного сокращения золотовалютных ре-зервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для под-держания устойчивости платежного ба-ланса РФ (ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ)
· Отсутствие валютных ограничений - национальная валюта выходит на мировой валютный рынок и становится свободно конвертируемой.