Рефераты

Валютное право

§ 2. Правовой режим валютных операций

Правовой режим валютных операций представляет собой урегулированный законодательством с помощью определенного набора правовых средств (запретов, дозволений, позитивных обязывают) порядок их проведения. В зависимости от преоб-ладания дозволений или запретов в комплексе правовых средств, регулирующих общественные отношения, можно вы-делить соответственно два типа правового режима: общедозволи-тельный (или правовой режим общедозволительного профиля) и разрешительный (правовой режим разрешительного профиля).

Первый правовой режим основан на диспозитивных началах, второй -- на императивных.

Правовой режим валютных операций определяющим обра-зом характеризуется соотношением, имеющихся в арсенале го-сударства экономических и административных мер валютного регулирования. Преобладание административных мер в валют-ном регулировании означает и преобладание в составе право-вых средств, используемых законодателем, запретов и позитив-ных обязываний. Акцент государства на экономические меры валютного регулирования создает условия для преобладания в валютном законодательстве дозволений.

Ранее действовавший Закон № 3615-1 подразделял валют-ные операции по правовому режиму на «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капитала». Текущие валютные операции могли проводиться без ограничений, а валютные операции, связанные с движе-нием капитала, -- только в порядке и на условиях, опреде-ляемых Банком России. При этом текущие валютные операции были исчерпывающим образом перечислены в указанном Законе, а к валютным операциям, связанным с движением капитала, относились все валютные операции, не являющиеся текущими. Таким образом, доминантным принципом право-вого регулирования валютных операций являлся принцип «за-прещено все, кроме того, что прямо разрешено», который со-ответствует правовому режиму разрешительного профиля. Данный правовой режим характеризовался очевидным преоб-ладанием административных мер в составе средств валютного регулирования.

Произошедшие в последние годы позитивные изменения в экономике страны предопределили и изменение ориентиров валютной политики. Поставленная государством цель по дости-жению полной конвертируемости рубля, созданию условий для его свободного обращения на международных рынках, безусловно, требовала корректировки существовавшего правового режи-ма валютных операций.

Действующее валютное законодательство закрепило в каче-стве одного из принципа регулирования валютных отношений приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Тем не менее, несмотря на значительное ослабление императивного воздейст-вия на участников валютных операций, административные ме-ры по-прежнему играют существенную роль в механизме ва-лютного регулирования.

Специфический характер валютных отношений создает для законодателя потенциальную возможность устанавливать одно-временно различные типы правовых режимов для разных видов валютных операций. Федеральный закон № 173-ФЗ выделяет четыре группы валютных операций, регулирование которых осуществляется с различным сочетанием запретов, дозволений, позитивных связываний:

валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Фе-дерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

Нормы законодательства, регулирующие валютные операции между резидентами и нерезидентами, являются преимущественно дозволительными. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ указанные операции осуществляются без ограниче-ний.

Применительно к внешнеторговой деятельности действуют требования об обеспечении резидентами репатриации (возврата в страну) иностранной и российской валюты. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты обязаны обес-печить репатриацию иностранной валюты и валюты Россий-ской Федерации, причитающейся им от нерезидентов, на свои счета в уполномоченных банках.

В целом, оценивая характер норм, регулирующих валютные операции между резидентами и нерезидентами, можно сделать вывод, что законодателем установлен для них общедозволи-тельный правовой режим. Соответственно, применительно к данным валютным операциям действует принцип «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено».

Валютные операции между резидентами, наоборот, запреще-ны, за исключением операций, указанных в ст. 9 Федерального за-кона № 173-ФЗ.

Сочетание правовых средств, используемых для регулирова-ния валютных операций между резидентами, указывает на то, что на них распространяется разрешительный правовой режим. То есть действует принцип «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено».

Согласно ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты вправе без ограничений переводить друг другу иностранную валю-ту с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на банковские счета (банковские вклады), открытые за пределами Российской Федерации, или в уполномоченных банках, а также осуществлять переводы иностранной валюты из-за грани-цы на банковские счета (банковские вклады), открытые в уполно-моченных банках.

При проведении нерезидентами между собой на террито-рии РФ валютных операций с внутренними ценными бумагами они обязаны соблюдать требования российского антимоно-польного законодательства и законодательства РФ о рынке ценных бумаг.

Правовой режим валютных операций между нерезидентами можно охарактеризовать как общедозволительный, поскольку ог-раничения, подлежащие применению к ним, сформулированы как исключения, применяемые к отдельным видам валютных операций.

Правовой режим таких валютных операций, как ввоз в Рос-сийскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг, диф-ференцирован валютным законодательством в зависимости от вида объекта валютных операций, его стоимости и направления перемещения -- ввоз или вывоз, а также статуса лица, осущест-вляющего такую операцию.

Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию объектов валютных операций (иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорож-ных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документар-ной форме) осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законо-дательства РФ.

При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физи-ческими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в доку-ментарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США, указанные объекты валютных опера-ций подлежат декларированию таможенному органу путем по-дачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввози-мого имущества.

В отличие от ввоза вывоз объектов валютных операций из Российской Федерации может осуществляться только при со-блюдении ряда валютных ограничений.

Так, физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валю-ту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переве-денные в Российскую Федерацию, в пределах, указанных в та-моженной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию. В случае отсут-ствия указанных обстоятельств или отсутствия подтверждаю-щих их документов физические лица имеют право единовре-менно вывозить из Российской Федерации наличную ино-странную валюту и валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США.

При этом, если сумма единовременно вывозимой наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации в сумме не превышает в эквиваленте 3000 долларов США, а дорожных чеков -- 10 тыс. долларов США, то соответствующие объекты валютных операций не подлежат обязательному таможенному декларированию. В остальных случаях вывоза резидентами и нерезидентами из Российской Федерации объектов валютных операций вывозимое имущество подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

Таким образом, операции по ввозу в Российскую Федерацию валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутрен-них ценных бумаг подпадают под общедозволительный правовой режим.

Нормы валютного законодательства, регулирующие вывоз из Российской Федерации объектов валютных операций физически-ми лицами, содержат количественные ограничения, позволяющие отнести правовой режим таких операций к разрешительному. Относительно проведения указанных операций юридическими ли-цами Федеральный закон № 173-ФЗ не содержит запретов, ус-танавливая лишь требование о декларировании вывозимых ва-лютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, что позволяет говорить о дозволительном право-вом режиме этих операций.

В нормах Федерального закона № 173-ФЗ, определяющих правовой режим проведения валютных операций, отчетливо нашла отражение направленность валютной политики государ-ства на либерализацию валютного регулирования, что выразилось, прежде всего, в отмене с 1 июля 2006 г. такого вида ва-лютных ограничений, как резервирование. Указанные нормы корреспондируют таким принципам валютного регулирования, как приоритет экономических мер при реализации государст-венной валютной политики, а также исключение неоправдан-ного вмешательства государства и его органов в валютные опе-рации резидентов и нерезидентов (ст. 3 Федерального закона № 173-ФЗ).

Тенденция на либерализацию валютного регулирования проявляется, в том числе и во временном характере ряда валют-ных ограничений. Такие валютные ограничения, как использование специальных счетов, обязательная продажа резидентами части валютной выручки, предварительная регистрация счетов, действовали только до 1 января 2007 г. Применительно к пра-вовому режиму валютных операций временный характер ука-занных валютных ограничений означает постепенный переход к окончательному доминированию диспозитивного начала в правовом регулировании валютных операций между резидента-ми и нерезидентами, а также между нерезидентами.

§ 3. Понятие и виды валютных ограничений.

Под валютными ограничениями в литературе понимаются нормативно закрепленные меры запретительного либо ограни-чительного характера, направленные на регламентацию опера-ций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями на территории государства и (или) прав резидентов при осуществ-лении ими валютных операций за рубежом. Режим валютного регулирования определяется в зависимости от наличия и харак-тера валютных ограничений.

Введение валютных ограничений в целом обусловлено необ-ходимостью защиты экономической безопасности государства, поэтому различные валютные ограничения продолжают суще-ствовать в большинстве стран мира и допускаются в междуна-родной практике. В настоящее время в законодательстве отсутствует понятие «экономическая безопасность государства». Вместе с тем вопросы валютного регулирования (создание ус-ловий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращение бесконтрольного вывоза капитала) сохраняют свое значение в обеспечении националь-ной безопасности Российской Федерации.

Сложность точного определения общих понятий «националь-ная безопасность» и «экономическая безопасность» повлекли за собой неопределенность многих частных понятий, в том числе целей введения валютных ограничений (как показано ниже). Од-нако установление хотя бы приблизительных ориентиров, во-первых, в некоторой степени позволяет заинтересованным хозяй-ствующим субъектам прогнозировать введение валютных ограни-чений, а во-вторых, лишает органы валютного регулирования возможности введения последних без надлежащей мотивировки.

Федеральный закон № 173-ФЗ определяет три цели введения валютных ограничений, которые корреспондируют как цели принятия Федерального закона в целом (см. преамбулу), так и принципам валютного регулирования и валютного контроля (ст. З)1. Постепенный отказ от валютных ограничений обуслов-лен кардинальным изменением самого принципа правового ре-гулирования валютных операций между резидентами и нерези-дентами -- вместо принципа «запрещено все, что не разрешено», характерного для административного регулирования экономи-ки, теперь принципом регулирования валютных операций меж-ду резидентами и нерезидентами определен общеправовой принцип «разрешено все, что не запрещено», отвечающий ры-ночным условиям.

Рассмотрим подробнее указанные в ст. 6 Федерального за-кона № 173-ФЗ цели установления валютных ограничений.

1. Предотвращение существенного сокращения золотовалют-ных резервов.

Легальное определение золотовалютных резервов, способы исчисления их размера, требования к их структуре в законода-тельстве РФ отсутствуют. В связи с этим, несмотря на то, что объ-ем золотовалютных резервов РФ еженедельно публикуется в «Вестнике Банка России» и на сайте Банка России в сети Интер-нет (www.cbr.ru), охарактеризовать состояние золотовалютных ре-зервов России в целом с правовой точки зрения затруднительно.

С экономической точки зрения официальные золотовалют-ные резервы представляют собой активы органов денежно-кре-дитного регулирования (Банка России или Министерства фи-нансов РФ) в форме свободно конвертируемых валют и золота за вычетом соответствующих краткосрочных пассивов, а также обязательств перед МВФ по привлеченным кредитам. Функциями золотовалютных резервов страны являются финансиро-вание платежей по государственному внешнему долгу и обеспе-чение устойчивости национальной валюты.

Критерии достаточности золотовалютных резервов в зару-бежной практике неоднозначны -- при использовании просто-го метода расчета производится сопоставление их размера с им-портом за три месяца, при использовании усложненного мето-да их размер сопоставляется с суммой трехмесячного импорта и годовых выплат страны по внешним государственным и корпо-ративным долгам. Поэтому вопрос о достаточном уровне золо-товалютных резервов России может быть также решен двоя-ко -- сумма их достаточного размера колеблется от 22 до 45-- 50 млрд. долларов США. По оценкам специалистов, в последнее время объем золотовалютных резервов достигает максимальной величины.

2. Предотвращение резких колебаний курса валюты Российской Федерации.

Курс валюты -- отношение одной валюты к другой, по сути, ее цена, установившаяся под влиянием спроса и предложения, выраженная в денежных единицах других стран. Резкие коле-бания курса национальной валюты влекут нестабильность эко-номических валютных и финансовых отношений, в первую очередь международных, в связи, с чем возникают и негативные социально-экономические последствия.

В ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ не говорится о том, какой курс валюты РФ имеется в виду -- официальный или ры-ночный, однако можно предположить, что речь идет об офици-альном курсе валюты РФ.

Известно, что существует множество факторов, определяю-щих формирование валютного курса, среди которых обычно выделяются конъюнктурные, или краткосрочные (например, изменения во внутренней политике) и структурные, или долго-срочные (например, рост национального дохода)1. Ввиду отсут-ствия в настоящее время «валютного коридора», ограничиваю-щего колебания официального курса валюты Российской Феде-рации в заданных пределах, квалификация колебания курса валюты Российской Федерации как «резкое» может носить не-однозначный характер.

3. Поддержание устойчивости платежного баланса Россий-ской Федерации.

Платежный баланс Российской Федерации представляет со-бой соотношение между суммой платежей, полученных Рос-сийской Федерацией из-за границы, и суммой платежей, про-изведенных Российской Федерацией за границей, за опреде-ленный период времени (год, полугодие, квартал). МВФ рассматривает платежный баланс как систематический пере-чень всех экономических операций, осуществленных за опреде-ленный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами. Такой подход нашел отражение в понятии пла-тежного баланса, приведенном в приложении 6.1 к Платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации: платежный баланс -- это статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной стра-ны и резидентами других стран (нерезидентами), которые про-изошли в течение определенного периода времени.

Если полученные страной платежи превышают произведен-ные, ее платежный баланс является активным (имеет активное сальдо), что в целом расценивается в качестве положительной тенденции экономического развития. В обратном случае (т. е. ко-гда произведенные страной платежи превышают полученные) платежный баланс является пассивным (имеет пассивное саль-до), что, соответственно, расценивается как негативная эконо-мическая тенденция.

Информация о состоянии платежного баланса Российской Федерации публикуется в «Вестнике Банка России», однако, как и в рассмотренных выше случаях, оценка устойчивости платежного баланса может быть в значительной мере субъек-тивна.

Из рассмотренного нами следует, что возможные обоснова-ния введения валютных ограничений, предусмотренных ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ, являются недостаточно опре-деленными и их следовало бы подвергнуть четкой количест-венной оценке, исключающей субъективизм. Представляется справедливым мнение, что цели введения валютных ограниче-ний «сформулированы таким образом, что допускают установ-ление постоянно действующих ограничений»; В оправдание законодательных формулировок можно отметить, что они обу-словлены многообразием кризисных проявлений в экономике и стремлением придать определенную гибкость системе валют-ного регулирования, которая позволит государству оперативно реагировать на изменение экономической ситуации в стране.

Примечательно положение ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ о том, что валютные ограничения носят не дискри-минационный характер. Эта оговорка относительна и носит в целом декларативный характер -- любые валютные ограниче-ния дискриминационны, что предопределяется самим поняти-ем дискриминации (от лат. discriminatio -- различение). Поэто-му справедливо мнение, что «любые валютные ограничения имеют дискриминационный характер, поскольку способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и частично в пользу крупнейших компаний за счет сокращения доступа к иностранной валюте и операциям с ней средних и мелких предпринимателей, которые обычно и выступают про-тив введения указанных ограничений».

Уполномоченные государственные органы, которые вправе устанавливать ограничения права распоряжения валютными ценностями, можно подразделить на следующие группы:

1) федеральные органы законодательной власти. В соответст-вии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование от-носится к ведению Российской Федерации, поэтому введение каких-либо валютных ограничений на уровне субъектов РФ или муниципальных образований противоречит Конституции РФ;

2) федеральные органы исполнительной власти. Согласно ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»2 с последующими изменениями (далее -- Закон о Правительст-ве РФ) Правительство РФ осуществляет валютное регулирова-ние и валютный контроль (эта норма находит отражение в ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ);

3) Банк России, являющийся органом валютного регулирова-ния в Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 5 Феде-рального закона № 173-ФЗ, п. 12 ст. 4, ст. 54 Закона о Банке России.

Установленные Федеральным законом № 173-ФЗ валютные ограничения должны вводиться и отменяться непосредственно органами валютного регулирования -- Правительством РФ и Банком России. Законодательно предоставленное органам ва-лютного регулирования право самостоятельно определять осно-вания и механизм применения валютных ограничений подвер-гается критике со стороны ряда исследователей. По их мнению, это противоречит ст. 55 Конституции РФ, допускающей огра-ничения гражданских прав только федеральным законом, в связи, с чем предметом регулирования Федерального закона № 173-ФЗ должны являться не только установление исчерпы-вающего перечня «чрезвычайных временных мер», но и законодательное закрепление механизма их введения. Однако подоб-ный подход представляется несостоятельным, так как указан-ный Федеральный закон не только уточнил в целом компетенцию органов валютного регулирования, но и доста-точно четко определил механизм введения ими валютных огра-ничений.

Особое внимание следует обратить на временный характер существования валютных ограничений. Федеральным законом № 173-ФЗ предусмотрено, что данные ограничения отменяют-ся органами валютного регулирования по мере устранения об-стоятельств, вызвавших их установление, но не позднее 1 янва-ря 2007 г.. Несмотря на то, что период адаптации экономики России к либеральному валютному режиму установлен законо-дательно, следует учитывать, что при неблагоприятной эконо-мической ситуации в Федеральный закон № 173-ФЗ могут быть внесены соответствующие поправки. Следует учитывать, что отмена валютных ограничений может иметь двоякие последст-вия -- как позитивные (в частности, привлечение долгосроч-ных инвестиций в отечественную экономику), так и негатив-ные (увеличение утечки капиталов за рубеж).

Доктринальное толкование понятия «валютные ограничения» значительно шире -- в литературе выделены различные по объе-му и содержанию перечни государственных мер, составляющих валютные ограничения, которые в основном сводятся к ограни-чению права распоряжения валютными ценностями. Некоторые западные экономисты рассматривают как валютные ограниче-ния «любое вмешательство правительства в свободное функцио-нирование валютного рынка», однако следует согласиться с тем, что подобное определение является чрезмерно широким.

В частности, с точки зрения цивилистики валютные огра-ничения представляют собой ограничения права распоряже-ния валютными ценностями. Анализ законодательства РФ по-казывает, что валютные ценности относятся к ограниченно обороноспособным объектам. Гражданское законодательст-во РФ содержит общую предпосылку для специального зако-нодательного ограничения распоряжения валютными ценно-стями. Согласно п. 2 ст. 140 и ст. 141 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на террито-рии РФ определяются законом или в установленном им по-рядке, а виды имущества, признаваемого валютными ценно-стями, и порядок совершения сделок с ними определяются за-коном о валютном регулировании и валютном контроле. Собственнику валютных ценностей принадлежит «триада пра-вомочий», установленных в ст. 209 ГК РФ, в соответствии с которой он вправе распоряжаться принадлежащими ему ва-лютными ценностями любым из способов, открытый перечень которых приведен в п. 2 указанной статьи. Если общие преде-лы осуществления права собственности на валютные ценности определены гражданским законодательством РФ (п. 1 ст. 10 ГК РФ), то специальные пределы установлены специальным законодательством, в первую очередь Федеральным законом № 173-ФЗ. Видимо, принимая во внимание негативный исто-рический опыт, на законодательном уровне были специально установлены гарантии в отношении права собственности на валютные ценности: согласно ст. 141 ГК РФ право собствен-ности на валютные ценности защищается в Российской Феде-рации на общих основаниях. Особенность правового режима распоряжения валютными ценностями состоит в том, что оно происходит в рамках особого правового действия -- валютных операций, виды которых перечислены в п. 9 ч. 1 ст. 1 Феде-рального закона № 173-ФЗ.

Правовой характер валютных ограничений, выражающихся в установлении определенных правовых режимов распоряже-ния валютными ценностями в рамках валютной операции, в первую очередь определяется статусом субъекта, распоряжаю-щегося валютными ценностями. К этим субъектам относятся как частные (физические и юридические лица -- резиденты и нере-зиденты), так и публичные лица (Российская Федерация и субъекты РФ). Данные субъекты при распоряжении принадле-жащими им валютными ценностями преследуют различные по правовому характеру цели, которые влияют на характер ограни-чений такого распоряжения. Если частные лица при распоря-жении валютными ценностями преследуют, как правило, част-ные интересы, то уполномоченные государственные органы и Банк России, распоряжаясь валютными ценностями, выступа-ют в гражданском обороте в публичных интересах. Поэтому ва-лютные ограничения в целом адресованы частным лицам, в от-ношении же публично-правовых лиц законодатель обычно ус-танавливает требования о целевом использовании валютных ценностей в сочетании с последующим контролем за его ис-полнением. Так, Федеральный закон № 173-ФЗ предусматри-вает, что Банк России, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные орга-ны исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых этим Законом, без ограничений (ч. 5 ст. 5).

Следует отметить, что некоторые публично-правовые субъ-екты (например, Правительство РФ и Банк России) наделены полномочиями по валютному регулированию и валютному кон-тролю, устанавливая в рамках своей компетенции валютные ог-раничения для других субъектов гражданского оборота. Поми-мо этого своеобразным валютным ограничением может являть-ся само участие Банка России на валютном рынке посредством валютных интервенций -- купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на сум-марный спрос и предложение денег (ст. 41 Закона о Банке Рос-сии). Этот наиболее эффективный способ государственного экономического воздействия на внутренний валютный рынок проводится Банком России самостоятельно, без каких-либо ог-раничений со стороны государственных органов. Отсутствие валютных ограничений для Банка России обусловлено тем, что валютные интервенции являются одним из основных инстру-ментов денежно-кредитной политики Банка России, проводи-мой в соответствии с целями его деятельности (ст. 4, 35 Закона о Банке России) и в интересах государства.

Теоретически в числе общих критериев установления огра-ничения права распоряжения валютными ценностями согласно Федеральному закону № 173-ФЗ можно назвать:

· запрет совершения каких-либо действий (например, общий за-прет валютных операций между резидентами (ст. 9), запрет куп-ли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте в РФ, минуя уполномоченные банки (ч. 1 ст. 11);

· установление определенного лимитирования каких-либо дейст-вий. Например, согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ физические лица -- резиденты и физические лица -- нерези-денты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной или не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтвер-ждающих, что вывозимая иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Фе-дерации. Единовременный вывоз из Российской Федерации указанными лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США, не допускается, за исключе-нием случаев, предусмотренных ч. 2 названной статьи;

· установление разрешительного порядка распоряжения валют-ными ценностями. Подобное валютное ограничение существо-вало в соответствии с Законом РФ № 3615-1. Одной из важных новелл Федерального закона № 173-ФЗ является то, что теперь установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных раз-решений не допускается (ч. 3 ст. 5). Следует отметить различ-ную степень ограничения права распоряжения валютными ценностями в зависимости от трансграничной направленности такого распоряжения. Право распоряжения валютными ценно-стями, поступающими в Российскую Федерацию, ограничива-ется в наименьшей степени по сравнению с аналогичным пра-вом, осуществляемым с целью перемещения валютных ценно-стей из Российской Федерации. Так, резиденты и нерезиденты вправе без ограничений ввозить в Российскую Федерацию ва-лютные ценности при соблюдении таможенных правил, однако вывоз указанных ценностей из Российской Федерации ограни-чен (ст. 15);

· требование об обязанности распорядиться валютными ценно-стями особым образом. К такому ограничению можно отнести требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19).

§ 4. Система и компетенция органов валютного регулирования

Система органов валютного регулирования закреплена в ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ. Согласно указанной ста-тье в Российской Федерации в качестве органов валютного ре-гулирования выступают только два органа: Банк России и Пра-вительство РФ.

Установленная Федеральным законом № 173-ФЗ система ор-ганов валютного регулирования является более четкой по срав-нению с системой, установленной Законом РФ № 3615-I, и в нее не могут быть включены какие-либо иные органы. При этом следует учитывать, что полномочия некоторых государст-венных органов могут косвенно затрагивать сферу валютного ре-гулирования.

В частности, Министерство финансов РФ является феде-ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норматив-ному правовому регулированию в сфере валютной деятельно-сти, государственного долга, таможенных платежей, определе-ния таможенной стоимости товаров и транспортных средств, противодействия легализации доходов, полученных преступ-ным путем, и финансированию терроризма (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденно-го постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 с последующими изменениями).

Министерство экономического развития и торговли РФ яв-ляется федеральным органом исполнительной власти, осущест-вляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, внешне-экономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, инвестиционной деятельности (п. 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановле-нием Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 с после-дующими изменениями).

Следует учитывать, что наряду с Федеральным законом № 173-ФЗ, имеются и другие законодательные акты, опреде-ляющие компетенцию Банка России и Правительства РФ как органов валютного регулирования, которые корреспондируют нормам указанного Федерального закона.

В соответствии со ст. 54 Закона о Банке России Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным за-коном № 173-ФЗ и иными федеральными законами.

В частности, в Законе о Банке России содержится ряд норм, устанавливающих его статус как органа валютного регулирова-ния. Рассмотрим основные из них.

Банк России:

· организует и осуществляет валютное регулиро-вание и валютный контроль в соответствии с законодательст-вом РФ (п. 12 ст. 4):

· определяет порядок осуществления расчетов с международ-ными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами (п. 13 ст. 4);

· устанавливает и публикует официальные курсы иностран-ных валют по отношению к рублю (п. 15 ст. 4);

· принимает участие в разработке прогноза платежного балан-са РФ и организует составление платежного баланса РФ (п. 16 ст. 4);

· устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет вы-дачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 17 ст. 4);

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономи-ки РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредит-ных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4);

· утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (п. 2.1 ст. 4).

Совет директоров Банка России ежеквартально представляет на рассмотрение Национального банковского совета информа-цию о реализации политики валютного регулирования и валют-ного контроля (п. 8 ст. 13).

Годовой отчет Банка России включает в себя анализ состоя-ния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и платежного баланса РФ (ст. 25).

Среди основных инструментов и методов денежно-кредит-ной политики Банка России названы валютные интервенции, под которыми понимается купля-продажа Банком России ино-странной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег (п. 5 ст. 35, ст. 41).

Банк России выступает активным участником гражданско-правовых отношений. Согласно ст. 46 Закона о Банке России Банк России имеет право осуществлять банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организа-циями, Правительством РФ для достижения целей, предусмот-ренных указанным Законом, в том числе:

· покупать и продавать иностранную валюту, а также платеж-ные документы и обязательства, номинированные в иностран-ной валюте, выставленные российскими и иностранными кре-дитными организациями;

· покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

· открывать счета в российских и иностранных кредитных ор-ганизациях на территории РФ и территориях иностранных го-сударств;

· выставлять чеки и векселя в любой валюте.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных междуна-родных валютно-финансовых организациях (ст. 51).

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций как обязательный норматив Банк России может устанавливать размер валютного риска (п. 7 ст. 62), регулировать размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (бан-ковских групп) по указанному риску (ст. 68)2, определять поря-док формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия валютных рисков в соответствии с федеральными законами (ст. 69),

Правительство РФ в соответствии со ст. 15 Закона о Прави-тельстве РФ наделено следующими полномочиями в сфере валют-ного регулирования:

· осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

· осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федераль-ными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирова-ние и валютный контроль;

· руководит валютно-финансовой деятельностью в отношени-ях Российской Федерации с иностранными государствами.

При этом следует учитывать, что Правительство РФ осуще-ствляет ряд полномочий, которые могут оказывать косвенное влияние на сферу валютных отношений. В частности, Прави-тельство РФ применяет специальные защитные меры, антидем-пинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов России, а также вводит количествен-ные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и, импорта товаров (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Это оказывает непосредственное влияние на формирование курса национальной валюты.

В ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что органы валютного регулирования издают нормативные право-вые акты по вопросам валютного регулирования (далее -- акты органов валютного регулирования) только в случаях, преду-смотренных этим Законом. В корреспондирующей норме ч. 2 ct. 5 указано, что для реализации функций, предусмотренных Федеральным законом № 173-ФЗ, Банк России и Правительст-во РФ издают в пределах своей компетенции указанные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.

В литературе выделено два подуровня валютного регулиро-вания -- нормативно-правовое (создание правовых норм, на-правленных на регулирование определенных общественных от-ношений) и индивидуально-правовое (применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам)1. Основной формой валютного регулирования является издание норматив-ных актов.

В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ Банк России вправе принимать нормативные акты по большинству вопросов валютного регулирования, устанавливающие в част-ности:

· порядок и условия биржевых торгов иностранной валютой (п. 11 ч. 1 ст. 1);

· единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч. 4 ст. 5);

· порядок осуществления валютных операций по сделкам ме-жду уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9);

· требования для кредитных организаций к оформлению до-кументов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ч. 2 ст. 11);

· порядок открытия уполномоченными банками и валютны-ми биржами счетов (вкладов) в банках за пределами России (ч. 8 ст. 12);

· порядок открытия и ведения открываемых на террито-рии РФ банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов (ч. 2 ст. 13);

· порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также поря-док перевода физическим лицом -- резидентом валютных средств из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковского счета (ч. 2, 3 ст. 14);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты