· единые правила оформления резидентами в уполномочен-ных банках паспорта сделки при осуществлении валютных опе-раций между резидентами и нерезидентами (ч. 1 ст. 20).
В отношении полномочий Правительства РФ по изданию актов следует обратиться к ст. 23 Закона о Правительстве РФ. В соответствии с этой статьей Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает акты в форме постановлений (имеющих нормативный характер) и распоряжений (по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного харак-тера), обеспечивает их исполнение.
Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ имеет по сравнению с Банком России более узкую сферу для валютного регулирования и в основном издает нор-мативные акты по согласованию с Банком России. Норматив-ные акты Правительства РФ, в частности, могут устанавливать порядок представления резидентами (за исключением физиче-ских лиц) налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документа-ми (ч. 7 ст. 12) (по согласованию с Банком России).
Следует учитывать, что Банк России и Правительство РФ одновременно наделены компетенцией, как в сфере валютного регулирования, так и в сфере валютного контроля (ст. 22 Феде-рального закона № 173-ФЗ).
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Федеральным зако-ном № 173-ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить огра-ничения, не предусмотренные Федеральным законом № 173-ФЗ (ч. 2 ст. 5).
В ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ установлен важ-ный запрет: не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерези-дентами индивидуальных разрешений. Эта норма направлена на установление равных требований ко всем участникам валют-ных правоотношений и создает необходимые условия для их конкуренции.
Банк России устанавливает единые формы учета и отчетно-сти по валютным операциям, порядок и сроки их представле-ния, а также готовит и опубликовывает статистическую инфор-мацию по валютным операциям (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ), Указанные формы отчетности установлены приме-нительно к кредитным организациям указаниями Банка России от 25 декабря 2003 г. № 1363-У «О составлении и представле-нии финансовой отчетности кредитными организациями» с последующими изменениями и от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» с последующими изменениями (да-лее -- Указание Банка России № 1376-У). Указание Банка Рос-сии № 1376-У, в частности, предусматривает представление кредитными организациями в Банк России сведений об инве-стициях уполномоченного банка и его клиентов--резидентов (кроме кредитных организаций) в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; сведений о расчетах по операциям с ценными бумагами, долями, паями и вкладами в имуществе, совершен-ных между резидентами и нерезидентами; отчета об операциях с наличной иностранной валютой и чеками в иностранной ва-люте; отчета по операциям ввоза и вывоза валюты Российской Федерации; отчета о конверсионных операциях; отчета об от-крытых валютных позициях банковской (консолидированной) группы.
Следует обратить внимание на законодательную норму о том, что органы валютного регулирования (Банк России и Правительство РФ), а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной вла-сти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Федеральным законом № 173-ФЗ, без ограничений. Таким об-разом, на уровне законодательства РФ специальных ограниче-ний для указанных публично-правовых субъектов не установлено, и ими являются лишь цели деятельности соответствующих органов, на достижение которых направлено осуществление ва-лютных операций.
§ 5. Валютные операции между резидентами.
Приоритет использования национальной валюты при осу-ществлении расчетов между резидентами находит свое отра-жение в ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ, которая уста-навливает общий принцип запрета валютных операций между резидентами. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 предусматривает доста-точно широкий круг исключений из общего запрета, к кото-рым относятся ниже перечисленные группы операций.
Валютные операции по сделкам между уполномоченными бан-ками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, и осуще-ствляемые в порядке, установленном Банком России (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ). Этот порядок определен Ука-занием Банка России от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполно-моченными банками» и регулирует следующие операции:
· операции, отнесенные к банковским операциям в соответст-вии с законодательством РФ;
· операции, связанные с исполнением обязательств по выпла-те иностранной валюты в соответствии с договорами поручи-тельства и договорами залога, исполнение регрессных требова-ний поручителей;
· операции, связанные с приобретением у третьих лиц -- Уполномоченных банков, а также с уступкой третьим лицам -- уполномоченным банкам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме;
· операции, связанные с расчетами в иностранной валюте по Договорам финансовой аренды (договорам лизинга);
· операции с внешними ценными бумагами;
· операции, связанные с осуществлением платежей в ино-странной валюте по операциям с внутренними и с внешними ценными бумагами;
· операции, связанные с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов;
· операции, связанные с доверительным управлением денеж-ными средствами;
· операции, связанные с уплатой комиссионного вознаграж-дения (оплатой услуг уполномоченного банка) по вышепере-численным операциям.
Иные операции осуществляются уполномоченными банка-ми в порядке, установленном для юридических лиц -- резиден-тов, не являющихся уполномоченными банками, если иное не установлено Банком России.
Операции между резидентами и уполномоченными банками (ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ), связанные с:
· получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
· внесением денежных средств резидентов на банковские сче-та (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определен-ный срок);
· банковскими гарантиями, а также с исполнением резидента-ми обязательств по договорам поручительства и залога;
· приобретением резидентами у уполномоченных банков век-селей, выписанных этими или другими уполномоченными бан-ками, предъявлением их к платежу, получением, по ним плате-жа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штраф-ных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О пере-водном и простом векселе»;
· куплей-продажей физическими лицами наличной и безналич-ной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностран-ных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и че-ков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость, кото-рых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
· иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством РФ.
Операции, предусмотренные ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ:
1) операции юридических лиц -- резидентов со средствами, зачисленными в соответствии с указанным Федеральным зако-ном на счета (во вклады), открытые в банках за пределами тер-ритории РФ (за исключением валютных операций между рези-дентами), за исключением валютных операций, указанных в ч. 6.1 ст. 12. Согласно названной части со средствами, указан-ными в ч. 6 ст. 12, между резидентами без ограничений осуще-ствляются следующие валютные операции:
операции по выплате заработной платы сотрудникам диплома-тических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
операции по выплате заработной платы сотрудникам пред-ставительства юридического лица -- резидента, находящегося за пределами территории РФ;
операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных в п. 1 и 2 ч. б1 ст. 12 сотруд-ников на территорию страны местонахождения указанных в п 1 и 2 ч. б1 ст. 12 представительств, учреждений и организа-ций и за ее пределы, за исключением территории РФ;
операции, указанные в п. 10 и 11 ч. 1 ст. 9 Закона;
2) операции физических лиц -- резидентов, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных в соответствии с Феде-ральным законом № 173-ФЗ на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ.
Восемь видов операций физических лиц -- резидентов (ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ), расчеты по которым производятся без открытия банковских счетов в уполномочен-ных банках -- текущий характер соответствующих валютных операций обусловливает отсутствие ограничений по их прове-дению. К ним относятся:
· передача физическим лицом -- резидентом валютных цен--ностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ и (или) му-ниципальному образованию;
· дарение валютных ценностей супругу и близким родствен-никам;
· завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;
· приобретение и отчуждение физическим лицом -- резиден-том в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
· перевод физическим лицом -- резидентом из Российской Федерации и получение в Российской Федераций физическим лицом -- резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Банком России порядке, ко-торый может предусматривать только ограничение суммы пере-вода, а также почтового перевода;
· покупка у уполномоченного банка или продажа уполномо-ченному банку физическим лицом -- резидентом наличной иностранной валюты, обмен, замена денежных знаков ино-странного государства (группы иностранных государств), а так-же прием для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты;
· расчеты физических лиц -- резидентов в иностранной валю-те в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализа-ции товаров и оказании услуг физическим лицам -- резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
· расчеты, осуществляемые физическими лицами -- резиден-тами, находящимися за пределами территории РФ, с транс-портными организациями -- резидентами по договорам пере-возки пассажиров.
Операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказа-нии услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.
Операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании ко-миссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с за-ключением и исполнением договоров с нерезидентами о пере-даче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчи-ком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимо-го из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Фе-дерацию груза, транзитной перевозкой груза по террито-рии РФ, а также по договорам страхования указанных грузов.
Операции с внешними ценными бумагами, осуществляемые че-рез организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ.
Операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в со-ответствии с законодательством РФ, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации.
Операции, связанные с осуществлением обязательных плате-жей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюд-жет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной ва-люте в соответствии с законодательством РФ.
Операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей.
Операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы терри-тории РФ, а также операций при погашении неизрасходован-ного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.
Операции, связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с бюджет-ным законодательством РФ.
Операции, предусматривающие расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а так-же постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
Переводы физическим лицом -- резидентом из РФ в пользу иных физических лиц -- резидентов на их счета, открытые в бан-ках, расположенных за пределами территории РФ, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5000 дол-ларов США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физиче-ского лица -- резидента.
Переводы физическим лицом -- резидентом в РФ со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами террито-рии РФ, в пользу иных физических лиц -- резидентов на их счета в уполномоченных банках.
Операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории РФ работни-ков, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.
Операции, предусмотренные ч. 1 и 3 ст. 9 Федерального за-кона № 173-ФЗ, совершаемые доверительными управляющими.
Операции, связанные с расчетами между транспортными орга-низациями и находящимися за пределами территории РФ физиче-скими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, по договорам перевозки пассажиров.
§ 6. Валютные операции между нерезидентами
Правила работы нерезидентов на российском рынке при со-вершении между ними валютных операций определены в ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ. Согласно ч. 1 указанной ста-тьи нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой следующие валютные операции:
· переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банков-ские вклады) в уполномоченных банках;
· переводы иностранной валюты с банковских счетов (бан-ковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вкла-ды) в банках за пределами территории РФ или в уполномочен-ных банках.
В Федеральном законе № 173-ФЗ прослеживается общая тенденция к предоставлению льготного режима в отношении нерезидентов-- иностранных инвесторов, назначение которо-го -- стимулирование притока в Россию иностранного капи-тала.
Вместе с тем в ч. 2 и 3 ст. 10 установлены ограничения, ко-торые являются защитными мерами, направленными на пре-дотвращение полного контроля нерезидентами крупных отече-ственных организаций -- эмитентов ценных бумаг.
В частности, установлено, что нерезиденты вправе осущест-влять между собой валютные операции с внутренними ценны-ми бумагами на территории РФ с учетом требований, установ-ленных антимонопольным законодательством РФ и законода-тельством РФ о рынке ценных бумаг (ч. 2 ст. 10). Следует учитывать, что и антимонопольное законодательство РФ, и за-конодательство РФ о рынке ценных бумаг состоят только из за-конодательных актов и не включают в себя подзаконные нор-мативные правовые акты (ст. 1.1 Закона РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» с последующими измене-ниями, ст. 2 Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» с после-дующими изменениями, Закон о рынке ценных бумаг).
В настоящее время на уровне указанных законодательных актов не установлено каких-либо особых требований в отноше-нии валютных операций с внутренними ценными бумагами, совершаемых нерезидентами между собой на территории РФ. Аналогичный вывод можно сделать и применительно к феде-ральным законам от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» с последующими изменениями.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ валют-ные операции между нерезидентами на территории РФ в валю-те Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ в порядке, предусмотренном ст. 13 указанного Федерального зако-на, согласно которой нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) как в ино-странной валюте, так и в валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения таких банковских счетов (банковских вкладов), в том числе специаль-ных счетов, устанавливает Банк России, если иное не преду-смотрено законом.
Нерезидентам предоставлено право без ограничений пере-числять:
· иностранную валюту и валюту Российской Федерации со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банков-ские вклады) в уполномоченных банках;
· иностранную валюту со своих банковских счетов (с банков-ских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ.
Глава IV. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АКТОВОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
§ 1. Понятие, цели, принципы и направления валютного контроля
Реализация валютной политики государства, валютное регу-лирование, обеспечение режима, установленного для проведе-ния валютных операций, невозможны без осуществления кон-троля за применением валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. В теории права соответст-вующий вид контроля получил название валютный контроль.
В самом общем виде валютный контроль можно охарактери-зовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения ва-лютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на тер-ритории РФ контрольные функции при осуществлении опера-ций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций не-резидентов в валюте Российской Федерации».
Исходя из изложенного, целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций. Эта цель ранее была закреплена в ч. 1 ст. 10 Закона РФ № 3615-1, однако в Федеральном законе № 173-ФЗ цель валют-ного контроля прямо не указана.
Принципы валютного контроля в Федеральном законе № 173-ФЗ также прямо не закреплены (ст. 3 содержит единые принци-пы, распространяющиеся в равной степени, как на валютное ре-гулирование, так и на валютный контроль). Однако путем толко-вания его норм можно выделить следующие принципы:
· законность -- состоит в требовании неукоснительного со-блюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;
· обязательность -- заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валют-ного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резиден-тов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установ-ленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);
· обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны -- закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банков-скую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществ-лении их полномочий;
· институционалъностъ -- заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нару-шении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным орга-ном валютного контроля, передают органу валютного контро-ля, имеющему право применять санкции к данному лицу, ин-формацию, указанную в ч. 9 ст. 23;
· разграничение компетенции -- проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного , .контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разгра-ничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22). По сравнению с Законом № 3615-1 в Федеральном законе № 173-ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23): про-верка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валют-ного законодательства РФ и актов органов валютного регулиро-вания; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Нельзя не отметить, что в п. 1 ч. 1 ст. 23 ничего не сказано об актах органов валютного контроля. Получается, что издавать соответствующие акты эти органы вправе, а проверять их ис-полнение -- нет. Полагаем, что указанную норму следует толко-вать в совокупности с ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ и включать в валютный контроль также проверку исполнения актов органов валютного контроля.
Кроме того, первое направление валютного контроля требует конкретизации с учетом требований, предъявляемых Федераль-ным законом № 173-ФЗ к валютным операциям резидентов и нерезидентов. В нем можно выделить проверку соблюдения:
· требований правовых режимов совершения валютных опера-ций между резидентами (ст. 9), между нерезидентами (ст. 10), а также между резидентами и нерезидентами (ст. 6);
· порядка открытия резидентами банковских счетов и банков-ских вкладов в иностранной валюте (ч. 1--3 ст. 14) и нерези-дентами банковских счетов и банковских вкладов в иностран-ной валюте и валюте Российской Федерации (ч. 1--4 ст. 13) в уполномоченных банках и совершения операций по ним;
· порядка открытия резидентами счетов и вкладов в ино-странной валюте в банках, расположенных за пределами терри-тории РФ (ст. 12).
Помимо названных можно также выделить следующие на-правления валютного контроля:
· проверка исполнения резидентами обязанности по репат-риации иностранной валюты и валюты Российской Федерации
· (ст. 19);
· проверка соблюдения порядка купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ст. И);
· проверка соблюдения порядка ввоза и пересылки в Россий-скую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федера-ции валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).
Таким образом, валютному контролю подлежат все валют-ные операции независимо от того, осуществляются они свобод-но либо применительно к ним установлены валютные ограни-чения. Это объясняется тем, что даже свободное совершение валютных операций, «как правило, связано с выполнением ря-да формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т. п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за про-ведением любых валютных операций, накапливать информа-цию о движении валютных потоков и при необходимости кор-ректировать валютную политику государства».
Следовательно, валютные операции являются предметом валютного контроля. Объектом валютного контроля выступают Резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций. Субъекты валютного контроля -- это «те государственные органы, а в ряде случаев -- негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить ме-роприятия по проверке соблюдения валютного законодатель-ства».
§ 2. Формы и методы валютного контроля
Понятие формы валютного контроля как «способа объеди-нения соответствующих органов и учреждений для целей ва-лютного контроля» в юридический оборот ввел И. В. Хаменушко. Он разработал следующие критерии выделения таких форм:
· наличие учреждений (органов), в сферу компетенции кото-рых входят общие для них направления валютного контроля;
· выполнение указанными учреждениями (органами) своих задач по валютному контролю во взаимодействии друг с дру-гом, осуществляемом на постоянной основе;
· распределение функций между взаимодействующими орга-нами в рамках единых направлений валютного контроля;
· использование специфических методов валютного контроля.
Таким образом, под формой валютного контроля следует по-нимать специфический способ взаимодействия Правительст-ва РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуще-ствления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законода-тельства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.
Метод валютного контроля -- это специфический прием и способ его осуществления. Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополни-тельные.
Основные методы валютного контроля -- наблюдение (посто-янное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).
Специализированные методы валютного контроля -- обследо-вание (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изуче-ние финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).
Дополнительные методы валютного контроля -- запрос ин-формации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка до-кументальной информации с использованием специальных аналитических приемов).
Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Феде-рального закона № 173-ФЗ можно выделить три основные ор-ганизационно-правовые формы валютного контроля:
правительственная форма валютного контроля -- осуществ-ляется Правительством РФ по двум направлениям:
а) координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся ор-ганами валютного контроля, а также их взаимодействие с Бан-ком России;
б) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномо-ченными банками профессиональных участников рынка цен-ных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов ва-лютного контроля с Банком России.
Основной метод правительственного валютного контроля -- наблюдение, результатом которого может стать издание подза-конного нормативного правового акта;
общая форма валютного контроля -- осуществляется феде-ральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ -- Федеральной службой финансово-бюд-жетного надзора. Отличие общего валютного контроля от спе-циального состоит в том, что он распространяется на всех уча-стников валютных отношений и в этом смысле носит общий, Универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия феде-ральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валют-ных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля -- проведение проверок;
специальная форма валютного контроля -- осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соот-ветствующее направление контрольной деятельности не являет-ся основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах об-щественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно, в рамках дан-ной формы можно выделить:
а) банковский валютный контроль -- осуществляется Банком России и уполномоченными банками, подотчетными Банку России. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъ-ектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютно-го контроля, т. е. лицом, его осуществляющим, уполномочен-ный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка Рос-сии. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:
· требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа ва-лютного контроля;
· обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;
· требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.
Таким образом, как организационно-правовая форма валют-ного контроля банковский валютный контроль опосредует кон-троль государства за совершением банковских валютных опера-ций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.
Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, -- проведение проверок, уполномоченными банка-ми -- наблюдение;
б) таможенный валютный контроль -- осуществляется тамо-женными органами за порядком проведения валютных опера-ций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг че-рез таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного ва-лютного контроля -- наблюдение. Также используются специ-альные формы таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ): провер-ка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, лич-ный досмотр;
в) налоговый валютный контроль -- осуществляется налого-выми органами в переделах их компетенции (ст. 30--33 НК РФ, Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» с последующими изменениями (да-лее -- Закон о налоговых органах)). Основной метод налогово-го валютного контроля -- проведение проверок;
г) валютный контроль на рынке ценных бумаг -- осуществля-ется не являющимися уполномоченными банками профессио-нальными участниками рынка ценных бумаг, в том числе дер-жателями реестра (регистраторами), подотчетными федераль-ному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг -- Федеральной службе по финансовым рынкам. Предметом ва-лютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валют-ных операций с внешними ценными бумагами и нерезидента-ми -- валютных операций с внутренними и внешними ценны-ми бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг -- наблюдение.
По способу организации контрольных мероприятий валют-ный контроль можно классифицировать на дистанционный (до-кументальный) и контактный. Дистанционный контроль ис-пользуется в повседневной деятельности органов и агентов ва-лютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами документации и отчетности по проводимым ва-лютным операциям. Он является основным способом органи-зации мероприятий валютного контроля. Контактный контроль имеет место при проведении выездных проверок непосредст-венно на подконтрольном объекте.
По времени осуществления валютный контроль можно под-разделить на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например, при предварительной регистра-ции счета (вклада), открываемого в банке за пределами терри-тории РФ (ст. 18 Федерального закона № 173-ФЗ)), текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции, например: уполномоченным банком при совершении платежа в иностранной валюте; таможенными органами в процессе ввоза (вывоза) резидентами (нерезидентами) через таможенную гра-ницу РФ валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг) и последующий (осуществляется после проведения валютной операции, например, при пред-ставлении подтверждающих документов в уполномоченный банк и закрытии паспорта сделки).
§ 3. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, их компетенция
Часть 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ закрепляет трехуровневую систему валютного контроля. Ее образуют Пра-вительство РФ, органы валютного контроля и агенты валют-ного контроля. При этом ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ в сравнении с п. 2 ст. 11 Закона РФ № 3615-1 сформулирована таким образом, что исключает указание в ка-ком-либо ином федеральном законе органа исполнительной власти в качестве органа валютного контроля. Полномочие определять орган (органы) валютного контроля имеет только Правительство РФ.
Особенность правового положения Правительства РФ в системе органов и агентов валютного контроля заключается также в том, что оно осуществляет валютный контроль, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля. Указанная особенность предопределена тем, что Правительст-во РФ -- орган общей компетенции, а иные федеральные орга-ны исполнительной власти являются органами специальной компетенции. В сфере валютного контроля Правительство РФ выполняет две функции: обеспечивает координацию федераль-ных органов исполнительной власти -- органов валютного контроля и взаимодействие указанных органов, а также не яв-ляющихся уполномоченными банками профессиональных уча-стников рынка ценных бумаг и таможенных органов как аген-тов валютного контроля с Банком России (ч. 6 ст. 22 Феде-рального закона № 173-ФЗ).
Органами валютного контроля являются Банк России и фе-деральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
Банк России как орган валютного контроля осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а также осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного кон-троля (ч. 4, абз. 3 ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ).
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 с последующими изменениями функции по контролю и надзору в соответствующей сфере деятельности могут осу-ществлять федеральные службы. Следовательно, по общему правилу федеральные министерства и федеральные агентства не могут быть ни органами, ни агентами валютного контроля (исключения могут быть установлены указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ -- подп. «в» п. 3 и подп. «г» п. 5).
В настоящее время органом валютного контроля, уполно-моченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая находится в ведении Министерства финансов РФ. Согласно постановлению Прави-тельства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляю-щим функции органа валютного контроля (п. 1); в числе ее функций -- осуществление контроля за соответствием прово-димых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разреше-ний, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (подп. 4 п. 4; аналогичное полномочие закреплено в подп. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвер-жденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. №278'); организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных фе-деральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валю-те Российской Федерации (подп. 5 п. 4).