Рефераты

Основные понятия и функции государства и права

) президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (например, в США);

3) президент не входит непосредственно не в одну ветвь власти, а сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти.

Правовой статус Президента России попадает под статус третьего вида. Этому есть вполне логичное обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно таковой и является Россия), а также в период проведения реформ.

Однако данное правовое положение Президента не дает никаких оснований трактовать президентскую, власть как стоящею над другими властями. В Конституции заложена необходимая система "сдержек и противовесов" властей, система гарантий президентской узурпации государственной власти Президента.

К ним относятся:

- ограниченность периода полномочий президента (4 года);

- всенародные прямые выборы;

- альтернативный характер выборов;

- недопустимость занятия поста Президента более двух сроков подряд;

- возможность отречения его от должности;

- возможность признания не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Условия и порядок выборов Президента регламентируется ст.81, 82 Конституции специальным федеральным законом. Выборы Президента согласно ст.102 Конституции назначает верхняя палата Федерального Собрания Совет Федерации. Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права гражданами Российской Федерации при тайном голосовании.

Полномочия Президента как главы Российского государства можно сгруппировать следующим образом.

I группа - права и обязанности Президента, связанные с деятельностью Парламента страны - Федерального Собрания. Президент назначает выборы Государственной Думы; может распустить ее в случаях, предусмотренных Конституцией; вносит законопроекты в Государственную Думу и подписывает и обнародует федеральные законы, принятые Государственной Думой и одобренные советом Федерации.

II группа - права и обязанности Президента, связанные с деятельностью Федерального Правительства. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства; принимает решения об отставке Правительства в целом или отдельных федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает или отклоняет отставку Правительства и т.д.

III
группа - права и обязанности Президента в области обороны и внешних сношений. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование; утверждает военную доктрину; формирует и возглавляет Совет Безопасности; вводит военное положение; осуществляет руководство внешней политикой и представляет Россию в международных отношениях.

IV группа - права и обязанности Президента, связанные с координацией деятельности властных структур государства. Он может использовать согласительные процедуры для решения разногласий между органами федерации и органами S России; обеспечивает осуществление полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории страны.

Президент - гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции Российской Федерации и прав человека. Он обязан принимать все меры в случае сбоя в их реализации по тем или иным причинам.

Президент - гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями по оперативному решению вопросов (введение военного или чрезвычайного положения и т.п.)

Реализуя свои полномочия, Президент издает указы и распоряжения. Указы могут иметь как нормативное, так и ненормативное содержание. Распоряжения всегда представляют собой акты применения права.

Федеральное
собрание - законодательный орган власти.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации; оно совместно с Президентом, Правительством, судами Российской Федерации осуществляет государственную власть и является законодательным органом в системе разделения властей (ст.10). Это не единственные законодательные организованные нормы права, как, например, действующая Конституция, могут приниматься и избирательным корпусом (участвующими в голосовании лицами). И в то же время парламент наряду с законодательной осуществляет и иную деятельность (контрольную и т.п.).

Сам
же термин "парламент" в переводе с английского означает "говорильня". Родина парламента - Англия, где с XIII в. власть короля ограничило собрание крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей городов и графств. Затем парламенты появились и в других европейских странах. В современном мире они существуют в несколько ином виде во многих государствах.

В России парламент появился в ходе революции 1905 года, в результате царского Манифеста от 17 декабря. Судьба первых Государственных Дум была печальна. Революция 1917 года и вовсе поставила крест на существовании зарождающегося парламентаризма, хотя формально существовали законодательные органы - Верховный Совет СССР и др. И лишь только в 1990 году парламентаризм вновь стал возрождаться. Разумеется, за такой короткий промежуток существования парламента в России невозможно было отшлифовать его работу. Парламент в нашей стране находится все еще на стадии становления.

1 Парламент имеет представительный характер. Это срез общества. В Федеральном Собрании представлены все граждане (в Государственной Думе) и все субъекты федерации (в Совете Федерации).

2
Парламент - это законодательный орган. Принятие законов и бюджета - это основная задача Федерального Собрания (изъяты распорядительные функции, ограничены контрольные).

3
Федеральное Собрание - постоянно действующий орган

4 Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совет Федерации и Государственной Думы

5 Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совместные заседания проводятся для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Это сделано для того, чтобы удерживать депутатов от поспешных, непродуманных, эмоциональных решений гасить горячность и неосмотрительность депутатов.

Совет
Федерации.

В Совет Федерации входят по два представителя от всех 89 субъектов федерации: по одному от представительного органа и по одному от исполнительного (всего 178чел.).

Исключительные
полномочия Совета Федерации определены в ст.102 Конституции. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами федерациями; утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России; назначение выборов Президента; отречение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов; назначение на должность Генерального прокурора, а также заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Счетная палата образуется для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета из числа депутатов Совета Федерации и Государственной Думы.

Законодательные полномочия.

В
течение 14 дней палата может рассмотреть и одобрить или отклонить закон, принятый Государственной Думой. Согласно ст.105 федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если он в течение 14 дней не будет рассмотрен Советом Федерации. Однако в ст.106 Конституции дается перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации: законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и споров; валютного, финансового, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров России; войны и мира. Обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы.

Полномочия по самоорганизации.

Особое
значение имеют постановления и регламент, принимаемые Советом Федерации, где организационные и процедурные вопросы регулируются весьма детально.

Структура Совета Федерации. Председатель Совета Федерации, три его заместителя, комитеты, аппарат палаты. Председатель и его замы избираются и освобождаются от занимаемых должностей решением Совета Федерации, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов Совета Федерации.

Порядок работы. Деятельность Совета Федерации основывается на принципе коллективности. Обсуждения проходят свободно и открыто. Могут присутствовать и представители средств массовой информации, депутаты Государственной Думы, Президент, представители Правительства. Заседание палаты считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов.

Заседанием руководит Председатель Совета Федерации, который не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления, давать характеристику выступающим.

Используются следующие виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступление в прениях, а также справки, информационные обращения. Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием с помощью электронной системы подсчета голосов. Решение принято, если проголосовали более Ѕ от общего числа (исключение составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются не менее ѕ голосов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


© 2010 Современные рефераты