Рефераты

Основные понятия и функции государства и права

p align="left">Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающихся жителей городов, районов, сёл, посёлков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.п.).

5. Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты. Это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя всё большую нагрузку.

2. Основные правовые системы современности

Понятие правовой системы

Познание
сущности и социальной природы права обусловливает поиск общих черт, признаков, закономерностей, которые лежат в основе действующих национальных систем права.

Правовая
система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других стран, так и специфические особенности. Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука, а также политика и политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаны с религией; морально-этические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме.

В Древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской правовой системы, "правовой семьи". На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия.

Известный французский юрист Р. Давид, специалист в области сравнительного изучения права, группы однородных национальных систем позитивного права обозначил как "правовые семьи".Р. Давид исходил из двух критериев:

1) юридико-технические характеристик (источники права, структура права, юридическая терминология и т.д.);

2) идеологический критерий (философские, политические и экономические принципы, мировоззрение и общественные идеалы).

Такой
подход позволяет понимать под национальной правовой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также используемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежащее функционирование и совершенствование действующих норм права.

С учётом приведённых критериев была предложена следующая классификация "правовых семей современного мира":

1) романо-германская правовая семья;

2) семья общего права;

3) мусульманское право;

4) семья социалистических систем права.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы многих государств современного мирового сообщества. Сформировалась она на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания). К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, Страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индонезии и других государств.

Решающая роль в становлении Романо-германской правовой семьи принадлежала средневековым университетам Европы, где изучалось римское и каноническое право. Датой основания этой семьи считаются ХII - ХIII вв. Болонский университет в Италии был alma mater общего права университетов - романо-германской правой системы. Изучение римской правовой культуры, кодификации императора Юстиниана, быстрый рост авторитета римского права имели место в условиях быстрого экономического развития, роста торговли и городов.

Общие
черты романо-германской правовой системы:

1. наличие писаных конституций с высшими юридическими нормами;

2. наличие системы кодексов;

3. иерархическая система источников права;

4. большое значение международного права;

5. деление права на публичное и частное;

6. стирание границ между публичным и частным правом.

Действующее право стран романо-германской семьи отличается большой чёткостью, определённостью, простотой, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать и изменить в нужном направлении.

Правовая семья англо-саксонского общего права

Система
общего права была создана в Англии после нормандского завоевания. Эта правовая семья включает в настоящее время правовые системы почти всех англоязычных стран, оказало решающее воздействие на развитие правовой системы США, которая в настоящее время во многом отличается от правовой системы современной Англии, но входит вместе с ней в семью общего права. Общее право оказало большое влияние на формирование современных правовых систем Индии, Пакистана, ряда стран Африки. Следует заметить, что английское общее право не является правом Великобритании, оно применяется на территории Англии и Уэльса, а Шотландия, Северная Ирландия, острова Ла-Манша и остров Мэн не подчиняются английскому праву.

Английское
право развивалось автономным путём, связи с континентальной Европой оказали на него незначительное влияние. Исторической датой в становлении английского права был 1066 г., когда нормандцы завоевали Англию, с этого времени формируется новая феодальная юрисдикция. Римское право и основанное на нём университетское юридическое образование не оказали сколько-нибудь заметного влияния на процесс создания общего права.

Общее право было создано королевскими судами, которые с конца Средних веков стали по существу единственными органами правосудия.

Общие
черты:

1. источник права - судебная практика (прецедентное право судов). Суды не только применяют, но и создают правовые нормы. В настоящее время это относится к деятельности Верховного суда, в который входят Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд. Судебный прецедент создают только решения Высоких судов. Важным источником права выступает также закон - акт парламента и различные подзаконные акты (статутное право). В ХХ в. в Англии происходит развитие законодательства, возрастает роль законов в регулировании различных сфер жизни.

2.
отсутствие деление права на публичное и частное;

3. отсутствие кодексов европейского вида;

4. отсутствие писаной конституции. Под "английской конституцией" имеется в виду совокупность норм закона и прецедентного права, определяющих систему и правомочия органов государственной власти, права и свободы подданных.

5. сложная иерархическая система прецедентов;

6. право отмены судом делегированного законодательства.

Право
США отличается от английского права, отражая различия в цивилизации, в системе федеративного устройства, менталитете американцев, образе жизни. Это проявляется в нормах и структуре права. В США существует федеративная правовая система и система отдельных штатов. Большая роль принадлежит Конгрессу, Верховному суду, законодательным и судебным органам штатов. Право США, как и английское право, - это прежде всего право судебной практики, но вместе с развитием американской правовой системы возрастает в ней значение писаного права, закона. Конституция США (1787 г.) имеет фундаментальное значение для функционирования правовой системы страны, она возвышается над общим правом и определяет основы американского общества. Принцип судебного контроля за конституционностью законов является одним из основополагающим, в Англии этот принцип неизвестен. Правовая система США чётко функционирует благодаря усилиям многочисленной группы высококвалифицированных юристов.

Мусульманское право (семья исламского права)

Мусульманское
права - это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает:

1. собственно юридические нормы;

2. религиозные и нравственные постулаты;

3. обычаи.

Шариат ("путь следования") это по сути своей религиозный закон, диктуемый верующим.

Источники мусульманского права:

1. Коран - собрание изречений Мухаммеда;

2. Сунна - собрание преданий о Мухаммеде;

3. Иджма - согласованное заключение других правоведов (знатоков ислама). В своём толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ опирались на поощрявшийся пророком принцип "иджтихад" - свободное усмотрение судьи, в случаях умолчания других источников, относительно рассматриваемого дела, что фактически сопровождалось установлением ими новых форм шариата.

4. Апалогия (кияс) - правила применения предписаний, установленных Кораном, к новым сходным случаям.

Правовые
системы разных мусульманских государств при их общности, единстве в главном имеют в то же время и существенные различия в структуре права, правовых учреждениях, правовой культуре. Такие различия существуют, например, между правовыми системами Саудовской Аравии, Ирана, Пакистана, Судана и правовыми системами такой группы государств, как Египет, Сирия, Ирак, Марокко, Иордания, Алжир. Существенную роль в отходе в ХIХ - ХХ вв. этих национальных систем права от традиционного шариата сыграли такие факторы, как развитие современных форм социально-экономической, политической и духовной жизни, рецепция некоторых положений европейского права, усиление объёма и значения государственного законодательства, ликвидация в ряде стран специальных судов, применявших шариат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


© 2010 Современные рефераты