Рефераты

Основные понятия и функции государства и права

начале XX столетия все возрастающее значение постепенно приобретает мероприятие по охране природы в экономических целях - для сохранения источников сырья и необходимых запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, которые позднее образовали единое направление под названием "природоресурсовое право". Затем под воздействием ставших особенно заметными проблем загрязнения природных сред и общей экологической деградации доминирующее значение в обществе приобретают интересы сохранения благоприятной для человека среды жизни. Эти интересы определили развитие правовой охраны природы и природопользования в направлении консолидации и формирования отрасли экологического права.

Учитывая,
что причины и факторы, обусловившие необходимость охраны окружающей среды не исчезают, а усиливаются в дальнейшем значение экологического права, будет возрастать. Эти причины и факторы включают: рост народонаселения в условиях ограниченного пространства и ограниченных природных ресурсов, рост производительных сил, сопровождаемый усилением вмешательства человека в природные процессы, истощением природных ресурсов, загрязнением природной среды, урбанизация и связанная с этим количественное усложнение человеческих потребностей

Своей целью экологическое право ставит конструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.

Предмет экологического права составляют общественные экологические, отношения - особая группа общественных волевых отношений, складывающихся между людьми по поводу охраны окружающей среды в целом, её отдельных экосистем, использования природных объектов. Общественные экологические отношения имеют сложную структуру и включают земельные, водные, горные, лесные отношения, а также отношения, связанные с охраной животного мира и атмосферного воздуха, охраной ценных экосистем (особо охраняемых территорий), сохранением биоразнообразия, введением генно-инженерной деятельности, обращением с твердыми отходами, предупреждением стихийных бедствий, устранением их последствий. В процессе развития экологического права, в условиях роста знаний о природе, вовлечения в жизнедеятельность все возрастающего количества природных ресурсов круг регулируемых общественных отношений расширяется. Например, еще недавно, законодательством вообще не регулировались вопросы воздействия генно-изменных на окружающую среду, сегодня в этой области действует специальный федеральный закон. Все более значимое место в системе общественных экологических отношений занимают отношения по использованию и охране космического пространства.

Общественные
экологические отношения, урегулированные нормами права, именуются экологическими правоотношениями. Иными словами - это отношения между субъектами права, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются в соответствии с предписаниями норм экологического права. Содержание экономических правоотношений составляет деятельность людей в сфере взаимодействия общества и природы, выражающаяся в реализации предусмотренных законодательством взаимных прав и обязанностей. Чтобы выделить экологические правоотношения из всего множества правоотношений, в которые постоянно вступают граждане и группы граждан, юридические лица, органы государства в процессе своей жизнедеятельности, необходимо обратиться к понятию "объект экологических правоотношений".

Объекты экологических правоотношений, или то, на что направлена регулирующая сила права и по поводу чего возникают взаимные права и обязанности, включают действия субъектов права по отношению к окружающей природной среде. Эти действия субъектов права по отношению к окружающей природной среде. Эти действия включают использование природных объектов для различных целей и как пространство, и как ресурса, размещение в природных средах жидких, газообразных ми твердых отходов, преобразование природных комплексов и защиту от стихийных сил природы.

Окружающая
природная среда, на использование или охрану которой направлены действия человека, включает часть материального мира, находящуюся вне общества, в которую входят природные объекты в своем единстве и взаимодействии, включая объекты как естественного, так и искусственного происхождения, но не выделенные из природной среды.

Необходимыми
атрибутами характеристики любой отрасли права, определяющими ее предметное содержание и состояние внутренней организации, является определение системы и структуры отрасли.

Систему экологического права образует единство правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию природных объектов и охране окружающей среды. По своей предметной характеристике экологическое право, тем самым может быть ограниченно от конституционного, административного, гражданского, финансового и других отраслей.

Нормы экологического права внутренне взаимосвязаны и располагаются в определенной иерархии. Расположение юридических норм по отношению друг к другу, их соотношение характеризуют структуру экологического права.

Структура экологического права отражает вертикальное построение права. Нормы экологического права - первичные единицы структуры, объединяются в институты права по признаку регулирования относительно однородных общественных отношений. Среди институтов экол. права можно назвать институты обращения с отходами, конституционных прав человека в области охраны окружающей среды, институты экологич. экспертизы, доступа к эколог. Информации, лицензирования, платежей за природопользование. Учитывая специфику правового регулирования отношений по использованию и охране отдельных природных объектов, в структуре экологического права выделяется особая структурная единица - подотрасль права.

К подотрослям экоогического. права относятся земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое, атмосферное право, которые в свою очередь имеют также внутреннюю структуру. Нормы подотраслей экологического права объединяются соответственно в институты права собственности на земли, недра, воды и т.д., права пользования, государственного управления, юридической ответственности. Выделение структурных единиц - процесс динамичный. Изменения в политике, законодательстве создают условия для появления новых институтов, подотраслей, содержательного изменения или исчезновения старых.

Экологическое
право России, обладая известной автономией, одновременно является составной частью, структурной единицей экологического права мира, развиваясь под влиянием и во взаимодействии с международным экологическим правом других государств.

Одним из признаков, позволяющих говорить об экологическом праве Российской Федерации как о самостоятельной отрасли, является наличие источников, направленных на регулирование общественных экологических. отношений.

Источники права - это форма закрепления общеобязательных правовых норм. В российской системе права они представлены нормативными договорами.

Нормативный
акт представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. Действующие нормативные правовые акты в своем единстве и взаимодействии образуют законодательство. В соответствии со ст.72 п. "к" Конституции России земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как это предусмотрено ст.76 (ч.2), Конституции России, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Таким образом, экологическое законодательство России образуют законы и подзаконные акты, принятые на федеральном и субъектном уровнях.

Нормативные договоры, регулирующие экологические отношения, бывают международными и внутригосударственными. Международные договоры России занимают особое место в иерархии источников права, обладая верховенством по отношению к внутренним законам. В настоящее время Россия является участницей более 80 многосторонних отношений и протоколов к ним в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования. В их число входят наиболее крупные по числу сторон глобальные и региональные экологически конвенции "Об изменении климата", "О биологическом разнообразии", "О международной торговли исчезающими видами флоры и фауны", "Об охране озонового слоя", Конвенция по морскому праву и др.

Наиболее распространенным и широко известным видом внутри государственных договоров являются договоры между Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации и субъектами РФ. Такие договоры носят комплексный характер, и экологические вопросы затрагиваются лишь в самом общем виде. В развитие договоров принимаются соглашения, подписываемые главами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, в которые общие положения договоров конкретизируются.

В системе источников экологического права законодательство играет основную роль. Основополагающим практически всех отраслей права, в том числе экологического, является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Конституция России содержит ряд статей как прямо, так и косвенно регулирующих экол. отношения и составляющих конституционную основу правового регулирования экологических отношений.

Статья 9 регулирует отношения собственности на природные объекты, провозглашая возможность обладать природными объектами на праве частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Одновременно в данной статье провозглашается публичная значимость природных объектов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


© 2010 Современные рефераты