Рефераты

Основные понятия и функции государства и права

аким образом, всю производимую в обществе информацию можно подразделить на открытую информацию, т.е. свободно распространяемую, и информацию ограниченного доступа.

К открытой информации относится документированная исходная информация, создаваемая в процессе творчества; обязательно представляемая документированная информация, создаваемая органами трёх ветвей власти и общественными организациями; документированная информация, содержащая сообщения о событиях и фактах; другая информация неограниченного доступа.

К информации ограниченного доступа относится документированная информация о государственной и служебной тайне (в порядке защиты интересов государства); документированная информация, содержащая сведения о ноу-хау и ноу-ноу (в порядке защиты секретов производства и науки); персональные данные (в порядке защиты личной тайны).

Государственным
служащим в процессе профессиональной деятельности приходится работать со всеми видами документированной информации. В повседневной практике государственные служащие в первую очередь пользуются официальной документированной информацией, так как этот вид информации является продуктом деятельности самих государственных служащих и различных организаций, в постоянном контакте с которыми они обеспечивают жизнедеятельность государства. Кроме того, государственные служащие систематически работают с обязательно предъявляемой документированной информацией, которая нередко является основанием к появлению официальной документированной информации. По причине постоянного взаимодействия государственных служащих с гражданами, необходимостью обеспечения их социальными услугами и выполнением задач по защите государственных интересов, государственные служащие работают с документированной информацией о гражданах. В силу профессиональных обязанностей осуществлять гласность в отношении своей деятельности и учитывать отклики общественности на решения и действия государственной службы, государственные служащие анализируют и пополняют документированную информацию, содержащую сообщения о событиях и фактах. И, конечно, государственные служащие включены в процесс освоения документированной исходной информации, так как без творческого продукта невозможно эффективное управление на государственном уровне.

Правовые
основы защиты государственной тайны и другой информации ограниченного доступа

Сегодня не установлено чёткой единой классификации видов информации ограниченного доступа, хотя действующими нормативными актами определяется свыше 30 её разновидностей. Наиболее часто в правовых документах употребляется понятия: "государственная тайна", "служебная тайна", "коммерческая тайна", "профессиональная тайна" и "тайна частной жизни". Государственные служащие могут иметь отношения в процессе профессиональной деятельности ко всем перечисленным тайнам.

Государственная
тайна. Согласно Закону "О государственной тайне" (1993), государственной тайной (ст.2) называются защищаемые государством сведения в области "военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации". На государственных служащих по Федеральному Закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" возлагается обязанность хранить государственную тайну (п.8 ст.10).

Допуск
государственных служащих к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке после принятия следующих обязательств: неразглашение доверенных им сведений; согласие на частичные временные ограничения в правах; ознакомление с нормами законодательства о государственной тайне; письменное согласие на проведение проверочных мероприятий в отношении допускаемого к государственной тайне. Для допущенных к государственной тайне на постоянной основе устанавливаются льготы, в том числе процентные надбавки к зарплате и преимущественное право на оставление на работе при проведении организационных и штатных мероприятий.

Существуют
три формы допуска к государственной тайне: "к сведениям особой важности", "совершенно секретным" и "секретным". Допуск государственного служащего к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Основаниями для отказа государственному служащему в допуске к государственной тайне являются следующие показатели: признание его недееспособным или ограниченно дееспособным, а также опасным рецидивистом; нахождение его под судом или следствием за государственные или тяжкие преступления, или не снятая судимость за такие преступления; медицинские противопоказания (согласно перечню, утверждённому Министерством здравоохранения РФ); постоянное место жительства его самого или близких родственников за границей или оформление указанными лицами документов на выезд на постоянное проживание в другие государства; выявление в результате проверочных мероприятий действий, создающих угрозу безопасности России или уклонение от проверочных мероприятий (ст.22).

Прекращение
допуска государственного служащего к государственной тайне может быть осуществлено в случаях расторжения трудового договора, однократного нарушения взятых обязательств или в связи с возникшими обстоятельствами, представляющими основание для отказа в допуске к государственной тайне (ст.22). При этом прекращение допуска к государственной тайне не освобождает государственного служащего от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

В
связи с допуском (настоящим или бывшим) к государственной тайне государственные служащие могут подвергаться ограничениям в плане выезда за границу, распространения сведений, составляющих государственную тайну и неприкосновенности частной жизни, при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Законом определяется, что руководители структур государственной службы несут персональную ответственность за создание условий, при которых государственный служащий, допущенный к государственной тайне, знакомится только с теми сведениями и в том объёме, которые необходимы для выполнения функциональных обязанностей. Руководители структур государственной службы осуществляют отнесение сведений к государственной тайне в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделённых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемые Президентом РФ, причём лица, указанные в Перечне, несут персональную ответственность за принятые ими решения (ст.9).

Не
могут быть засекречены следующие сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами (ст.7).

Государственные
служащие, принявшие решения по засекречиванию выше перечисленных сведений, согласно закону, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причинённого обществу, государству и гражданам ущерба. Подобные решения могут быть обжалованы в суде.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны не реже, чем каждые пять лет, пересматривать перечень сведений, подлежащих засекречиванию. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет, но в исключительных случаях он может быть продлён по заключению межведомственной комиссии.

Рассекречивание сведений осуществляется не позднее установленных сроков. Руководители органов государственной власти наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчинёнными им должностными лицами.

Коммерческая тайна. В соответствии со ст.139 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности. В силу того, что коммерческая тайна является составной частью частного, а не публичного права, для государственных служащих является особенно важным, какая информация не подлежит засекречиванию её владельцем. В Постановлении Совета Министров - Правительства РФ "О перечне сведений, которые могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. №35 также определены сведения, которые предприятиям и предпринимателям запрещено относить к разряду коммерческой тайны:

сведения об учредительных документах;

сведения о документах, дающим право заниматься предпринимательской деятельностью;

сведения по установленным формам отчётности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

сведения документов о платёжеспособности;

сведения о численности состава работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

документы об уплате налогов и обязательных платежей;

сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также о других нарушениях законодательства Российской Федерации и размерах причинённого при этом ущерба;

сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Для государственных и муниципальных предприятий на период до проведения приватизации и в процессе приватизации установлены дополнительные ограничения относительно того, какие сведения не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся:

сведения о размерах имущества и денежных средствах;

сведения о вложении средств в ценные бумаги и уставные фонды совместных предприятий, а также о кредитных, торговых и иных обязательствах;

сведения о договорах с различными негосударственными предприятиями, коллективами и гражданами.

Из приведённого перечня сведений, которые нельзя относить к коммерческой тайне, следует, что запрещению не может быть подвержена информация, затрагивающая интересы государства или общества, а также информация, способствующая соблюдению законности и осуществлению государственного контроля.

Служебная тайна. Как и коммерческая тайна, служебная тайна, согласно ст.139 ГК РФ, представляет собой конфиденциальную информацию, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой обладатель информации обязан принимать меры к охране её конфиденциальности. Однако применительно к государственной службе служебная тайна трактуется как несекретная информация, касающаяся деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Иначе говоря, служебная тайна представляет собой сведения, не составляющие государственной тайны, но не подлежащая оглашению. Служебная тайна для государственного служащего - это скорее соблюдение требований по порядку работы со служебной информацией РФ. В ст.10 Федерального закона "Об основах государственной службы РФ", где определяются основные обязанности государственного служащего, отмечается, что госслужащий обязан "соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией".

Ответственность
за сохранение служебной тайны несёт руководитель государственной организации, и он же определяет состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах функционирования этой государственной организации.

К
служебной тайне относят сведения, являющиеся объектом налогообложения. В этой связи п.2 ст.12 ФЗ "Об основах государственной службы РФ" констатирует, что поступающая в органы государственной налоговой службы информация составляет служебную тайну.

Государственный служащий не имеет права на апелляцию к прессе с использованием своего служебного положения или знания служебной документации для того, чтобы критиковать конституционный строй, недостатки и упущения в деятельности государственных органов. Кроме того, государственный служащий не имеет права использовать сведения, полученные при исполнении должностных обязанностей, в личных целях. В случае увольнения государственный служащий обязан возвратить все служебные документы. Это правило касается наследников и родственников государственного служащего в случае его смерти.

Гражданский кодекс предусматривает защиту служебной тайны путём возмещения убытков или расторжения трудовых отношений.

Профессиональная тайна. Под профессиональной тайной понимаются сведения, связанные с профессиональной деятельностью. Доступ к этим сведениям ограничивается в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, регулирующими различные виды деятельности. Профессиональная тайна бывает врачебной, нотариальной, адвокатской, следственной, тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.д. Например, врачебную тайну составляет информация о факте обращения гражданина за медицинской помощью, о результатах обследования, о диагнозе и иных сведениях о состоянии его здоровья. Содержание врачебной тайны определяется ст.61 Основ законодательства РФ об охране здоровья.

Адвокатскую
тайну составляют сведения о преступлении, соучастниках, личной, семейной жизни обратившегося за защитой; сами акты обращения за юридической помощью; сведения из досье адвоката. Адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах дела, которые ему стали известны в связи с выполнением обязанностей защитника. В этом случае адвокат не несёт ответственности за недоносительство.

Нотариальную тайну составляет уже сам факт обращения гражданина к нотариусу. Нотариальная тайна распространяется на все дела и документы, находящиеся у нотариуса.

Ответственность
за разглашение профессиональной тайны может возлагаться и на государственных служащих, если им доверена профессиональная тайна.

Любой вид профессиональной тайны охраняется законом.

Одновременно закон устанавливает порядок разглашения сведений, составляющих профессиональную тайну. Так, ст.61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан допускает нарушение врачебной тайны при угрозе распространения инфекционных заболеваний, при нанесении вреда здоровью в результате противоправных действий и т.п. Информация о действиях нотариуса может быть выдана по требованию судебных органов в связи с находящимися в производстве уголовными и гражданскими делами.

Тайна частной жизни. Конституция России определила неприкосновенность и тайну частной жизни как важнейший элемент правового статуса гражданина РФ (ст.23). Это значит, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни не допускается без согласия гражданина. Персональные данные, согласно Указу Президента РФ от 6 марта 1997 г. "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера", отнесены к конфиденциальной информации.

Государственным
служащим в силу профессиональных обязанностей приходится работать с данными, касающимися частной жизни граждан. Поэтому в подп.8 ст.10 ФЗ "Об основах государственной службы РФ" среди обязанностей государственного служащего выделяется обязанность не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Соблюдая
тайну частной жизни, государственным служащим необходимо выполнять ряд требований к процессам сбора, хранения и использования персональных данных. Персональные данные могут быть получены непосредственно от граждан, к которым они относятся, по согласию гражданина - из других источников; без согласия гражданина - в целях борьбы с преступностью, для защиты здоровья гражданина и в чрезвычайных ситуациях.

Государственные служащие, работающие с персональными сведениями, должны собирать только информацию, относящуюся к цели сбора, соблюдать её конфиденциальность и обеспечивать безопасность.

Передача
персональных данных разрешается в пределах одной отрасли, сферы деятельности; передача информации из одной отрасли в другую возможна при соблюдении законодательства.

Государственные служащие, аккумулирующие персональную информацию, обязаны обеспечить возможность её доступа гражданину, которого она касается, с целью внесения исправлений при наличии неточностей. В случае отказа выдать хранящуюся в государственных органах информацию или наличии фальсификаций гражданин может обратиться в суд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


© 2010 Современные рефераты