Рефераты

Основные понятия и функции государства и права

удебная власть - это одна из ветвей государственной власти. Представлена в виде системы всех судов, имеющих общие задачи. Только суды осуществляют правосудие в Российской Федерации. Действуя независимо от других властей, они решают споры о нарушенном праве, тем самым отстаивая законность и правопорядок от посягательства на них кого бы то не было.

Суды возникли вместе с государством и по мере его развития выделились в самостоятельные органы. В первобытном обществе все споры и конфликты разрешались старейшинами и вождями на основе существующих обычаев. В Древней Греции и Риме суды защищали только свободу граждан. Рабы не могли быть даже свидетелями. Отличительная особенность судов средневековья - их сословность. Существуют разные суды - церковные, крестьянские. Что касается крупных землевладельцев, то они фактически имели судебный иммунитет.

История русского суда берет начало во временах Киевской Руси, когда суд творился князем и его представителями - посадниками и тиунами. В русском централизованном государстве высший суд осуществлял царь и боярская Дума. В эпоху Петра I и позднее высшей судебной инстанцией был Сенат. Тогда в систему судебных органов входили уездные и земские суды - для дворян, городские и губернские - для горожан, нижняя и верхняя расправа - для свободных крестьян.

Важнейшей вехой в истории российского суда была судебная реформа 1864 года; в ходе которой утверждались главные принципы буржуазного судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации возглавляет первую ветвь. В настоящее время в большинстве стран с развитой демократией существует специальный орган, осуществляющий конституционный надзор. Система этих органов весьма разнообразна и во многом зависит от политических традиций той или иной страны.

В ряде государств (США, Дания, Мексика) проверку конституционности законов осуществляют все суды без исключения. В других странах, например в Австралии, Индии, Ирландии, такую проверку осуществляет только Верховный Суд. В некоторых государствах конституционный контроль осуществляют специальные Конституционные Суды (Германия, Италия).

Судебная
власть в Российской Федерации состоит из 3 ветвей.

Мировые
судьи только декларируются в Конституции, реально же пока они не существуют, поскольку нет законодательных актов, регулирующих их деятельность.

Конституционный Суд - орган конституционного надзора и контроля. Его основная задача - следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно - правовые акты не противоречили нормам Конституции (ст.125 Конституции).

Конституционный
Суд состоит из 19 судей, которые разделены на две коллегии, назначенные Советом Федерации по представлению Президента России. Судьи имеют полномочия, ограничение сроком 12 лет, предельный возраст пребывания в этой должности - 70 лет (40 лет - 15 л).

На
Конституционный Суд возложено разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти. Помимо этого Конституционный Суд проверяет конституционность законов, применяемых в конкретных делах, по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

Конституционный Суд работает только по запросам Президента Российской Федерации, Правительства, Парламента, высших федеральных судов и по запросам органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Помимо этого с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод в него могут обращаться граждане Российской Федерации.

Систему
судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации (ст.126 Конституции). Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.

Основным звеном второй ветви судебной власти являются районные (городские) суды. Им подсудны практически все дела. На это звено возлагается и обеспечение исполнения судебных решений, и контроль за деятельностью и законностью органов, ведущих расследование дел, в частности, за законностью арестов.

Военные суды - это специализированные суды, но они являются органичной частью судебной системы, о чем свидетельствует тот факт, что высшей инстанцией для военных судов является Верховный Суд России.

Военные суды рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время военных сборов, и некоторых других.

Арбитражные суды осуществляют гражданское судопроизводство, рассматривая хозяйственные споры между юридическими лицами. Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст.127 Конституции).

Высший
Арбитражный Суд рассматривает дела по первой инстанции, жалобы на нормативные акты Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, нарушающие права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерации и субъектами федерации, между субъектами Российской Федерации. В его компетенцию входит и рассмотрение дел, и порядок надзора. В обязанности Высшего Арбитражного Суда входят изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законодательной инициативой.

Местное самоуправление.

Конституция Российской Федерации, говоря о местном самоуправлении, употребляет также понятие "муниципальная собственность". Следовательно, термины "муниципалитет", "муниципальное право" применимы ко всему явлению местного самоуправления и могут использоваться как синонимы понятий "представительные органы местного самоуправления".

В Конституции Российской Федерации 1993 года закреплена классическая, идеальная модель местного самоуправления, реализовать которую будет достаточно сложно, хотя к этому необходимо стремиться.

Местное самоуправление - это самостоятельность и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения т.е., суть местного самоуправления заключается в автономности, самостоятельности населения от других органов государственной власти в решении местных проблем. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но в федеральных законах о местном самоуправлении четко определяется круг вопросов местного значения, полномочия местного самоуправления, гарантии и ответственность (федеральный закон "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 год).

Вмешательство
в законную деятельность местного самоуправления не допускается.

К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования. В частности, это вопросы владения пользования и распоряжения муниципальной собственностью, местного бюджета, установление местных налогов и сборов, содержание и использование муниципального жилищного фонда, муниципального учреждения образования, здравоохранения, охрана общественного порядка, контроль за использованием земель, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжение, дороги, транспортное обслуживание и т.д.

Уставом
предусмотрена должность главы муниципального образования выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Его компетенция определяется уставом.

Глава VII Конституции посвященная местному самоуправлению, состоит всего из 4 статей, что говорит о том, что государство определяет только основные принципы и идеи местного самоуправления. Более детальное его регламентирование отнесено к ведению самих S федерации.

Особенности
федеративного устройства России.

В основе национально-государственного устройства Российской Федерации лежат следующие принципы.

Совмещение
национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашается не только национально-государственного образования (21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства уникальна; так как всякая федерация как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориальных и национальных принципов построения федерации (ст.5 Конституции 1993 года) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования.

Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в ст.72, 73, 76-78 Конституции Российской Федерации 1993 года и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов.

Равноправие и самоопределение народов.

Равноправие народов Российской Федерации включает в себя комплекс организационных, правовых и экономических условий, позволяющих прежде всего малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными в большой семье народов нашей федерации. В соответствии с Конституцией той или иной народ на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республик). Государство гарантирует всем народам России право на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


© 2010 Современные рефераты