Рефераты

Принципы гражданского права Республики Беларусь, их реализация в нормотворческой и правоприменительной деятельности

p align="left">Вывод ответчика об отсутствии у истца ТТН ввиду несоответствия их действительности суд признал необоснованным. Из материалов дела следует, что все ТТН, на основании которых истцом проводились вычеты сумм НДС, являются накладными установленного образца. В каждой накладной выделена сумма НДС, указан номер налогоплательщика. Все накладные содержат обязательные реквизиты, определенные ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности». Отсутствие в ТТН ряда реквизитов не может автоматически аннулировать хозяйственную операцию, поскольку данные несоответствия первичного бухгалтерского документа требованиям Инструкции по заполнению ТТН не препятствуют принятию данного документа к учету налогоплательщиком. За нарушение порядка оформления ТТН Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 40 предусмотрена иная ответственность в виде наложения штрафа. Нельзя признать обоснованным и вывод ответчика о том, что суммы налога не подлежат вычету, поскольку ТТН приобретены поставщиками истца в нарушение установленного законодательством порядка.

Мотивируя принятое решение, суд исходил из следующего. Истец как добросовестный налогоплательщик отражал все операции по покупке товара в бухгалтерском учете, платил с полученных по сделкам доходов налоги, что не отрицается ответчиком. При этом отношения между истцом и его контрагентами по сделкам основывались на принципе гражданского законодательства - добросовестности и разумности участников. В связи с этим истец не мог подозревать своих поставщиков в поставке товара по сопроводительным документам, которые ему не принадлежат. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена прямая обязанность покупателя при получении товара получать информацию о поставщике и о бланках ТТН, по которым происходит поставка [384].

Таким образом, принимая решение по делу, суд прямо сослался на принцип гражданского законодательства. Тем самым принципы права оказывают непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения, являясь той правовой базой, на основе которой принимается решение суда. В некоторых случаях суды ссылаются одновременно на несколько гражданско-правовых принципов, дают оценку соблюдению их требований.

Решением хозяйственного суда г. Минска от 21 февраля 2005 г. отказано в иске ОАО «А» к ООО «Б» о признании дополнительного соглашения № 1 от 27 февраля 2004 г. к договору № 01/473 от 6 августа 2003 г. недействительным.

Как вытекает из материалов дела, 6 августа 2003 г. был заключен договор поставки, согласно которому ОАО «А» принимает в собственность у ООО «Б» оборудование общей стоимостью 1 299 576 000 руб., что эквивалентно на дату составления договора 626 000 дол. США. Возможность изменения цены и сроков поставки товара была предусмотрена договором. В дальнейшем сторонами было подписано дополнительное соглашение, согласно которому общая стоимость поставляемого по договору товара определена в размере 1 639 192 168 руб. (762 060,52 дол. США), что обусловлено изменением ценообразующих факторов и дополнительной комплектацией.

Впоследствии ОАО «А» обратился в суд с иском о признании дополнительного соглашения недействительным, считая что оно заключено под влиянием обмана (ст. 180 ГК). Обман, по мнению истца, заключается в предоставлении ответчиком сведений о повышении стоимости поставляемого оборудования заводами-изготовителями, что не соответствует информации, содержащейся в полученных на его запросы ответах заводов-изготовителей. Вместе с тем материалами дела подтверждается, что истец до подписания оспариваемого дополнительного соглашения владел информацией о повышении стоимости оборудования.

Представитель ответчика иск не признал, указав в частности на то, что истцом не представлено доказательств умышленного целенаправленного введения его в заблуждение относительно фактов, которые могут повлиять на заключение сделки. Исходя из принципа свободы договора, истец мог отказаться от заключения дополнительного соглашения и не изменять первоначальные обязательства, кроме того истцу никто не чинил препятствий действовать добросовестно и разумно и получить имеющую значения для него информацию непосредственно у заводов-изготовителей до подписания дополнительного соглашения.

Принимая решение, суд исходил из следующего. Являясь участниками современного гражданского оборота, истец и ответчик, руководствуясь нормами ст. 391 ГК, закрепляющей свободу договора, сами определили условия заключенного дополнительного соглашения к договору. Принимая во внимание, что истец не представил доказательств наличия в оспариваемой сделке дефекта воли, а также того, что его контрагент умышленно совершил обманные действия и намеренно создал ложное представление у него для побуждения к заключению дополнительного соглашения, суд не нашел оснований для признания данной сделки недействительной по ст. 180 ГК как совершенной под влиянием обмана, то есть с прямым умыслом [365].

Проведенный автором анализ материалов судебной практики дает основания для вывода о том, что наиболее часто в судебной практике применяется принцип свободы договора. К этому принципу часто обращаются субъекты гражданского права для обоснования своих исковых требований [369]. Требованиями данного принципа руководствуются и суды при вынесении решений.

Так, постановлением кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 апреля 2005 г. решение хозяйственного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба Ш. на решение хозяйственного суда по делу по иску Ш. о признании недействительным дополнительного соглашения к договору - без удовлетворения на основании следующего.

Правоотношения между сторонами возникли на основании договора об оказании юридических услуг, в соответствии с которым истец оказывал ответчику юридические услуги по защите его имущественных прав, дополнительного соглашения к этому договору. Согласно п. 1-3 дополнительного соглашения ответчик принял на себя обязательство перечислить в установленный срок истцу денежные средства (основной долг), а истец обязывался снять свои требования о выплате процентов за пользование чужими денежными средствами и пени. Предусматривалось, что если ответчик частично или полностью не выполнит обязательство по перечислению основного долга в срок до 31 декабря 2002 г., то за истцом сохраняется право требовать выплаты ответчиком всего причитающегося долга (основного долга, пени и процентов за пользование чужими денежными средствами). Исходя из материалов дела, данное обязательство по оплате ответчик исполнил надлежащим образом.

В дальнейшем истец обратился с иском о признании недействительным дополнительного соглашения в части отказа истца от выплаты пени, процентов на основании п. 1 ст. 180 ГК. По мнению истца, дополнительное соглашение в оспариваемой части совершено под влиянием угрозы со стороны представителя ответчика. Угроза заключалась в предложении представителя ответчика заключить дополнительное соглашение на условиях отказа истца от взыскания пени и неустойки, что зафиксировано в п. 2 дополнительного соглашения, и в предупреждении о том, что в противном случае ответчик обратится в суд. Угроза, по мнению истца, была значительной, затрагивающей существенные имущественные и неимущественные интересы истца, реальной, поскольку исходила от директора ответчика, противоправной - была направлена на отречение от прав, установленных договором, что нарушает ст. 58 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой никто не может быть понужден к отказу от своих прав. Кроме того, истец считает, что был вынужден заключить дополнительное соглашение в оспариваемой части (кабальную сделку) вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем ответчик воспользовался.

Суд оставил без внимания доводы истца, пытавшегося квалифицировать данную сделку как кабальную, поскольку предпринимательская деятельность носит самостоятельный инициативный характер и осуществляется предпринимателем на свой риск, его просчеты в коммерческой деятельности, конъюнктура рынка сами по себе не могут являться условиями кабальности совершенных им сделок. При рассмотрении дела судом не было также установлено сознательное использование ответчиком при совершении сделки тяжелых обстоятельств, сложившихся у истца. Дополнительное соглашение совершено сторонами в соответствии с принципом свободы договора, путем взаимных уступок: истец отказывается от взыскания пени, процентов, ответчик осуществляет оплату основного долга во внеочередном порядке. Оно не содержит односторонних выгод для ответчика и не является крайне невыгодным для истца. Тот факт, что совершая дополнительное соглашение истец сделал уступку ответчику, отказавшись от взыскания пени и процентов, и при этом субъективно оценивал это обстоятельство как невыгодное для себя, не может служить достаточным основанием для признания сделки кабальной [344].

Автором проанализированы и другие судебные решения, в которых суд руководствовался требованиями принципа свободы договора [357; 368; 359; 373; 375]. В некоторых случаях суды ссылаются также на требования принципа (ст. 2 ГК) и на требования гражданско-правовой нормы о свободе договора (ст. 391 ГК) [378; 380; 381]. Вместе с тем следует отметить, что чаще суд ссылается не на требования свободы договора как принципа гражданского права, а на положения материальной нормы ст. 391 ГК, закрепляющей норму о свободе договора и его содержание [326; 355; 361; 360; 367; 368; 370; 379].

Принцип свободы договора является наиболее востребованным из принципов гражданского права по следующим причинам. Во-первых, он находит наиболее яркое проявление в договорном праве, которому посвящено более половины содержащихся в ГК норм. Вследствие этого и большинство споров, рассматриваемых хозяйственными судами Республики Беларусь, касаются порядка заключения, изменения и расторжения договоров. Во-вторых, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь неоднократно указывал на необходимость соблюдения принципа свободы договора в своих разъяснениях [247; 255; 289; 301], а также письмах [244; 288; 313]. Кроме того, в Постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 г. № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» указано на то, что каждый договор должен отвечать требованиям ст. 2 и 391 ГК (принцип свободы договора); п. 3 ст. 155 ГК (наличие согласованной воли сторон для заключения договора); ст. 161, 162, 164, 165 ГК (соблюдение соответствующей формы); ст. 392 ГК (соответствие договора законодательству); ст. 402 ГК (согласование сторонами договора всех его существенных условий) (ч. 1 п. 2) [281]. В постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2005 г. № 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда» обращено внимание нижестоящих судов на необходимость руководствоваться требованиями принципа диспозитивности [258], являющегося, на наш взгляд, составной частью принципа свободы договора.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что при вынесении решений суды руководствуются принципами, названными ст. 2 ГК Республики Беларусь. Вместе с тем общеобязательное значение некоторых принципов вытекает не из факта их нормативного закрепления, а из факта толкования норм гражданского законодательства, поскольку гражданское законодательство основывается также на «иных принципах, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, других актах законодательства, а равно следующих из содержания и смысла гражданско-правовых норм (ст. 2 ГК)». В некоторых случаях суд ссылается на конституционные принципы.

Хозяйственный суд Брестской области рассмотрел 29 мая 2003 г. в открытом судебном заседании дело по иску Пинского горисполкома к банку «Б» Полесское отделение г. Пинск, КУТП «В» г. Пинск об освобождении имущества от ареста.

Пинский горисполком обратился в хозяйственный суд с заявлением об освобождении имущества от ареста (исключение из акта описи). В обоснование своих требований истец ссылался на то, что судебным исполнителем было описано имущество, которое на основании решения собственника готовилось к передаче другому лицу. КУТП «В» распоряжался данным имуществом на праве хозяйственного ведения. Банк «Б» с исковыми требованиями не согласен по тем основаниям, что опись имущества произведена в рамках исполнительного производства, по которому взыскателем является банк. На момент составления акта описи никакой информации о принадлежности описанного имущества иному лицу, чем должник, у судебного исполнителя не было. Сам должник считает, что ответчиком должно быть то лицо, которому данное имущество передано.

Судом установлено, что акт ареста имущества составлен 4 марта 2002 г., а решение горисполкома № 200 о реорганизации КУТП «В» принято 5 марта 2002 г. Представители горисполкома в предыдущих заседаниях поясняли суду, что решение готовилось заблаговременно, должник был уведомлен об изъятии спорного имущества. Но при составлении акта описи имущества должник не информировал об этом представителя службы судебных исполнителей, а последний не поставил в известность собственника о предстоящем аресте имущества. Таким образом, собственник принял решение в рамках Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и распорядился имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.

Суд пришел к выводу о том, что неприкосновенность и защита права собственности является конституционным принципом. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 236 ГК принудительное изъятие имущества у собственника допускается в случае обращения взыскания на имущество по обязательствам. В силу п. 2 ст. 238 ГК право собственности на имущество, на которое обращено взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности у лица, к которому переходит это имущество. Право собственности на арестованные здания магазинов № 1, № 2, расположенные в г. Пинске, осталось у истца, из чего следует, что его требование об освобождении имущества от ареста обоснованно и подлежит удовлетворению.

Вопрос о прекращении исполнительного производства должен быть решен в установленном законодательством порядке. В то же время предъявление иска об освобождении имущества от ареста не препятствует обращению взыскания на имущество должника, в отношении которого иск об освобождении не предъявлялся. На основании изложенного суд решил удовлетворить исковые требования в полном объеме [356].

Суды ссылаются не только на принципы, текстуально закрепленные в нормах гражданского законодательства, но и на принципы, не получившие такого закрепления. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 25 сентября 2003 г. № 10 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» указывается: «Судам надлежит иметь в виду, что на исполнителя, выполняющего обязанности по осуществлению гарантийного ремонта товара (вещи), возлагается и обязанность по хранению товара, переданного для ремонта. К таким отношениям применяются нормы ГК о договоре хранения, если иное не предусмотрено Законом. В частности, хранение товара в период гарантийного ремонта производится исполнителем безвозмездно, поскольку Закон исходит из принципа освобождения потребителя от любых расходов, связанных с восстановлением его прав» (п. 9) [278].

Для дальнейшей активизации этого процесса необходимо на уровне постановлений пленумов Высшего Хозяйственного и Верховного Суда Республики Беларусь обратить внимание судов на непосредственное регулирующее значение принципов гражданского права. Это внесло бы ясность и стабильность в договорную практику, испытывающую в настоящее время немалые трудности при применении и понимании многих важных норм ГК. Заметным шагом на пути этого процесса стало содержащееся в «Обзоре судебной практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за подачу энергии по договорам энергоснабжения», утвержденном постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 февраля 2001 г. № 2, указание нижестоящим судам на необходимость при рассмотрении споров о взыскании штрафных санкций за нарушение норм и правил пользования энергией «руководствоваться общими принципами гражданского права об ответственности за нарушение договорных обязательств» (п. 4) [323].

Российский ученый Н.М. Коркунов в своих лекциях по общей теории права, изданных в 1904 г., писал: «Если каждый закон может быть заменяем новым…, то, конечно, и судебная практика не может быть обречена на неподвижность и застой. Но с другой стороны, постоянство судебной практики и обусловливаемая ими определенность юридических отношений представляет, конечно, весьма важное значение. Одно из первых условий правосудия, это то, чтобы законы применялись ко всем одинаково, а это невозможно без однообразной устойчивой практики. Суд поэтому всегда склонен поддерживать то именно начало, которое уже принято предшествующей практикой» [185, с. 288]. Однако возникает вопрос о том, не равнозначно ли признание права суда выносить решение в соответствии с требованиями принципа, а не конкретной правовой нормы, в тех случаях, когда суд придет к выводу о противоречии ее принципу, признанию судебной практики в качестве самостоятельного источника права. На наш взгляд, ответ на данный вопрос отрицательный, поскольку применение принципов происходит в данном случае в рамках обычного процесса правоприменения.

Российские ученые справедливо отмечали, что для гражданского законодательства «характерно значительное число норм с относительно определенными и неопределенными элементами». Действительно, такие положения как разумность, добросовестность, справедливость, безусловно требуют «конкретизации в судебной практике, придании юридической значимости самым различным фактическим обстоятельствам по усмотрению суда. Поэтому возрастает роль судейского усмотрения и связанного с ним судебного толкования, что требует совершенно нового подхода судей к разрешению дел, творческого применения права» [386, с. 11]. Поскольку в ст. 2 ГК закреплен открытый перечень принципов гражданского права, суды наделяются правом выводить тот или иной принцип из текста гражданского законодательства, определяться путем его толкования с учетом всех относящихся к рассматриваемому спору факторов и обстоятельств. Это непростой, привычный и неизбежный для правоприменительной практики путь, на котором решающее слово остается за судами. Только в таком случае из декларативных и в достаточной мере абстрактных идей принципы превратятся в реалии, требующие неукоснительного соблюдения. Данная задача достаточно сложная, но ее решение не только будет эффективным с точки зрения практики применения права, но и повысит авторитет судебной системы.

Давая оценку судебной практике, необходимо исходить из того, что презумпция добросовестности и разумности должна распространяться и на судей, поскольку деятельность судебных органов по определению направлена не на разрушение основ правопорядка. Их целью является вынесение обоснованных и справедливых решений, используя все предоставленные законом возможности, в том числе и потенциал, заложенный в принципах гражданского права. Суды способны в большей степени, чем законодатель, оценить состояние гражданского законодательства, поскольку его пробелы и противоречия выявляются в процессе правоприменительной деятельности. Высокая квалификация судей Республики Беларусь наряду с предоставленным ст. 3 ГК пленумам Высшего Хозяйственного Суду Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь правом законодательной инициативы создает реальные правовые основы для формирования законодательства и правоприменительной практики в точном соответствии с положениями Конституции и требованиями принципов гражданского законодательства Республики Беларусь.

Одной из причин недостаточно эффективной реализации конституционного и гражданско-правового принципа судебной защиты является именно несовершенство гражданского законодательства (пробелы, коллизии и др.). Представляется, что решение этой проблемы возможно путем активизации процесса применения принципов гражданского права для решения подобных проблем. «От грамотного использования принципов в значительной степени зависит качество и эффективность правотворческой и правоприменительной, судебной и других разновидностей юридической практики. Они в данном случае служат не только определенным ориентиром для законодателей и правоприменителей, других субъектов права, но и критерием оценки их деятельности» [428, с. 225]. На наш взгляд, руководство принципами гражданского права в практической деятельности правоприменительных органов является свидетельством высокого уровня правосознания и правовой культуры указанных лиц. Можно выделить несколько направлений, по которым может осуществляться реализация принципов гражданского права в процессе осуществления правосудия: прямое указание на несоответствие правовых норм принципам гражданского права; использование принципов при вынесении решений по конкретным делам; наполнение сформулированного законодателем гражданско-правового принципа конкретным юридическим содержанием; выработка формулировок определений принципов, не имеющих правовых дефиниций в действующем законодательстве и выводимых из него путем толкования гражданско-правовых норм.

В процессе правоприменительной деятельности первый этап простого сопоставления гражданско-правовых норм с требованиями отдельных принципов гражданского права должен последовательно перейти во второй этап - глубокого анализа сути правовых норм и требований принципов гражданского права, образующих систему. В постановлениях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а также в разъяснениях Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь обнаруживается устойчивая тенденция обращения к принципам гражданского права. Суды уже опираются на гражданско-правовые принципы, применяя их для решения конкретных гражданских и хозяйственных споров, однако количество таких решений остается незначительным. В связи с этим необходимо выработать четкие ориентиры применения правовых принципов судами Республики Беларусь с тем, чтобы обеспечить единообразие судебной практики, а также гарантированность прав и законных интересов субъектов гражданского права Республики Беларусь.

В рамках настоящей главы основное внимание сосредоточено на проблемах реализации принципов гражданского права в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Под реализацией принципов гражданского права автор понимает осуществление содержащихся в них предписаний в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности, а также в поведении субъектов гражданского права. Реализацию принципов следует рассматривать одновременно и как длящийся процесс, и как результат правового регулирования.

Как свидетельствует практика, законодательная фиксация принципа еще не означает его окончательного и безусловного перехода из сферы правосознания в практическую плоскость. С этой целью предлагается научно обоснованный комплекс мер по реализации требований принципов гражданского права в нормотворческой деятельности, имеющий целью обеспечение стабильности гражданского законодательства, единства и единообразия нормотворческого процесса в условиях готовящейся систематизации гражданского законодательства:

– расширить и уточнить перечень принципов нормотворческой деятельности, исходя из специфики данного вида деятельности. Изложить ст. 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в новой редакции следующего содержания: «Нормотворческая деятельность осуществляется на принципах верховенства права, верховенства закона, объективности, системности актов законодательства, единства и непротиворечивости правовых норм, научности, стабильности законодательства, связи нормотворческой деятельности с правоприменительной практикой»;

– в кодифицированных актах гражданского законодательства (Инвестиционном кодексе Республики Беларусь, Кодексе торгового мореплавания Республики Беларусь, Кодексе внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, Водном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о земле, Жилищном кодексе Республики Беларусь, Воздушном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о недрах), а также в Законах Республики Беларусь, сфера регулирования которых характеризуется значительной спецификой, закрепить принципы (основные начала) законодательства, которые должны применяться в случаях возникновения коллизии правовых норм или при наличии пробелов в законодательстве;

– законодательно закрепить требование соблюдения принципов права (в том числе и гражданского) как необходимого условия процесса разработки и принятия актов гражданского законодательства. При включении в текст законопроекта правовых принципов следует анализировать их связь со всеми остальными положениями законопроекта [10-А; 39-А; 43-А].

С целью реализации требований принципов гражданского права в процессе осуществления правосудия по гражданским и хозяйственным делам, обеспечения единообразия судебной практики, а также гарантированности прав и законных интересов субъектов гражданского права Республики Беларусь целесообразно путем принятия постановлений пленумов Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь обратить внимание нижестоящих судов на непосредственное регулирующее значение принципов гражданского права (проект постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь прилагается) [10-А; 39-А; 43-А; 46-А].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные научные результаты диссертации

1 Авторская концепция становления и развития принципов гражданского права, включающая:

- определение закономерностей и совокупности факторов (экономических, социальных, политических и др.), влияющих на процесс становления и развития принципов гражданского права и их реализацию;

- выявление основных этапов становления и развития принципов гражданского права как основополагающих начал систематизации и кодификации гражданского законодательства.

Предложенная концепция позволяет определить влияние указанных выше факторов посредством отражения их в принципах гражданского права на процесс формирования гражданского законодательства и прогнозировать тенденции его дальнейшего развития с целью наиболее эффективного регулирования гражданско-правовых отношений.

Под закономерностями формирования и развития принципов гражданского права следует понимать обусловленность изменений в понятии, содержании и пределах реализации принципов влиянием определенных факторов. К числу факторов, в значительной степени определяющих процесс формирования и развития принципов гражданского права, относятся экономические, социальные, политические и идеологические факторы. Вместе с тем анализ истории развития белорусского гражданского права позволил доказать, что на начало формирования законодательства, основанного на подлинных частноправовых началах, не в меньшей мере повлияли географическое положение страны, уровень правовой культуры, правосознания и профессионализма законодателей, идеалы равенства и справедливости.

Генезис принципов гражданского права свидетельствует о закономерном возрастании их значения, усилении их роли в нормотворческой и правоприменительной деятельности, придании им статуса регулятора общественных гражданско-правовых отношений. Наибольшее значение принципы гражданского права приобретают в условиях правового государства. Конституционные положения в государстве, провозглашающем себя правовым, должны базироваться на принципах правового государства, а отраслевые принципы - на положениях Конституции и представлять собой конкретизацию конституционных принципов применительно к конкретной отрасли права. При этом принципы гражданского права в условиях правового социального государства не следует рассматривать как некий «идеальный тип». Необходимо исходить из того, что ограничения принципов гражданского права допустимы, но только на основании закона и при условии четкого соблюдения принципов правового государства [6-А; 8-А; 13-А; 19-А; 38-А; 39-А; 50-А; 53-А].

2. Авторское определение понятия принципов гражданского права как закрепленных в нормах гражданского законодательства либо вытекающих из его положений основных начал, стабильных руководящих положений, определяющих сущность отрасли и цели гражданско-правового регулирования, имеющих общеобязательный характер в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Поскольку в гражданском законодательстве закреплен открытый перечень принципов гражданского права, представляется обоснованным на законодательном уровне закрепить признаки, позволяющие идентифицировать то или иное начало гражданского законодательства в качестве его отраслевого принципа. К числу сущностных признаков принципов гражданского права, позволяющих квалифицировать отдельные положения законодательства как его основные начала, следует отнести: нормативность, объективность, стабильность, фундаментальный характер и общеобязательность. Совокупность данных признаков целесообразно сконцентрировать в понятии принципов, которое необходимо закрепить в ст. 2 ГК Республики Беларусь.

Законодательное закрепление понятия принципов гражданского права позволит достичь единообразия в понимании данной правовой категории, повысит эффективность ее применения, обеспечит более полную реализацию требований принципов в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Особый статус принципов гражданского права позволяет представить систему гражданского права следующим образом: принципы гражданского права, гражданско-правовые нормы, субинститут, правовой институт, подотрасль права, отрасль права. Именно принципы, как свидетельствует исторический анализ, проведенный в главе 2 работы, послужили отправной точкой формированияи законодательства [17-А; 39-А].

5. 3. Авторское определение понятия функций принципов гражданского права, под которыми следует понимать способность принципов воздействовать на общественные отношения, влиять на их характер с целью эффективного регулирования гражданско-правовых отношений.

Основными функциями принципов гражданского права являются:

- индивидуализирующая (принципы индивидуализируют отрасль права, а также конкретизируют общеправовые и конституционные принципы применительно к отрасли гражданского права);

- информационная (обеспечивают влияние на правосознание участников гражданских правоотношений, получение ими информации о сущности и специфических особенностях гражданско-правового регулирования);

- нормообразующая (задают ориентиры при формировании гражданско-правовых норм, обеспечивая их непротиворечивость и согласованность);

- системообразующая (выступают в качестве основных начал при формировании системы гражданского права и гражданского законодательства);

- корректировочная (применяются при необходимости устранения противоречий и исправления ошибок в законодательстве);

- регулятивная (применяются для разрешения гражданско-правовых споров, в случае обнаружения пробелов в законодательстве, а также в случаях, когда подлежащая применению норма противоречит принципам) [39-А; 51-А].

4. Сформулировано понятие системы принципов гражданского права и определены ее элементы.

Система принципов гражданского права - это целостное, структурно упорядоченное единство принципов, находящихся во взаимодействии между собой, а также с принципами других отраслей права и обеспечивающих эффективное правовое регулирование гражданско-правовых отношений.

С целью формирования целостной и эффективно действующей системы принципов гражданского права в условиях правового государства предлагается:

– скорректировать содержание принципов гражданского права с учетом конституционных положений с целью их единообразного толкования. Это предполагает не дублирование положений Конституции, а их конкретизацию с учетом специфики общественных отношений, регулируемых гражданским правом. При установлении принципов и норм гражданского законодательства расширительное толкование конституционных положений недопустимо;

– отказаться от практики закрепления отдельных конституционных (общеправовых) принципов в нормах гражданского законодательства, исключив из ст. 2 ГК принципы верховенства права и социальной направленности регулирования экономической деятельности. Такая необходимость диктуется самим характером данного вида правовых принципов, которые находятся в структурной связи не с какой-либо одной, а со всей системой правовых норм;

– исключить из ст. 2 ГК принцип приоритета общественных интересов как противоречащий ст. 23 Конституции Республики Беларусь, закрепляющей принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности при ограничении субъективных прав.

– в качестве системообразующего критерия построения системы принципов гражданского права рассматривать предмет правового регулирования. В систему принципов гражданского права следует включить только те принципы, которые находятся в органичной связи с предметом гражданско-правового регулирования, соответствуют отраслевому формату гражданского права, находятся во внутреннем единстве друг с другом.

Часть 2 ст. 2 ГК Республики Беларусь изложить в новой редакции:

«Основные принципы, на которых основывается гражданское законодательство:

1) принцип юридического равенства участников гражданских правоотношений (субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов);

2) принцип неприкосновенности собственности (принудительное отчуждение собственности допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, конфискация имущества допускается только по постановлению суда);

3) принцип свободы договора (участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах, они свободны в заключении договора, установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Понуждение к заключению договора либо изменению его условий не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством);

4) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела (вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании закона в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц);

5) принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений (при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей участники гражданских правоотношений не должны ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц);

6) принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (граждане и юридические лица вправе осуществлять защиту гражданских прав в суде (хозяйственном суде) и иными способами, предусмотренными законодательством).

Гражданское законодательство основывается также на иных гражданско-правовых принципах, вытекающих из содержания и смысла гражданско-правовых норм» [7-А; 14-А; 19-А; 21-А; 26-А; 27-А; 28-А; 29-А; 30-А; 32-А; 34-А; 35-А; 37-А; 39-А; 40-А; 44-А; 45-А; 49-А; 53-А].

5. Научно обоснованный комплекс мер по реализации принципов гражданского права в нормотворческой деятельности:

- расширить и уточнить перечень принципов нормотворческой деятельности, исходя из специфики данного вида деятельности. Изложить ст. 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в новой редакции следующего содержания: «Нормотворческая деятельность осуществляется на принципах верховенства права, верховенства закона, объективности, системности актов законодательства, единства и непротиворечивости правовых норм, научности, стабильности законодательства, связи нормотворческой деятельности с правоприменительной практикой»;

- в кодифицированных актах гражданского законодательства (Инвестиционном кодексе Республики Беларусь, Кодексе торгового мореплавания Республики Беларусь, Кодексе внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, Водном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о земле, Жилищном кодексе Республики Беларусь, Воздушном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о недрах), а также в Законах Республики Беларусь, сфера регулирования которых характеризуется значительной спецификой, закрепить принципы (основные начала) законодательства, которые должны применяться в случаях возникновения коллизии правовых норм или при наличии пробелов в указанном выше законодательстве;

- законодательно закрепить требование соблюдения принципов гражданского права как необходимого условия процесса разработки и принятия актов гражданского законодательства.

Реализация данных предложений позволит обеспечить стабильность гражданского законодательства, единство и единообразие нормотворческого процесса в условиях намечаемой систематизации гражданского законодательства [10-А; 39-А; 43-А].

6. С целью реализации требований принципов гражданского права в процессе осуществления правосудия по гражданским и хозяйственным делам, обеспечения единообразия судебной практики, а также гарантированности прав и законных интересов субъектов гражданского права Республики Беларусь целесообразно путем принятия постановлений пленумов Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь обратить внимание нижестоящих судов на непосредственное регулирующее значение принципов гражданского права (проект постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь прилагается) [10-А; 39-А; 43-А; 46-А].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2010 Современные рефераты