Рефераты

Принципы гражданского права Республики Беларусь, их реализация в нормотворческой и правоприменительной деятельности

зучению правовой природы и проблем реализации принципов гражданского права в зарубежном законодательстве посвящены работы американских и английских ученых Э. Аннерса [17], В. Ансона [18], Г.Д. Бермана [27], Э. Дженкса [116], R.A. Andersen [499]; французских - Ж.-Л. Бержеля [26], Ж. де ла Морандьера [127], Л. Дюги [121]; немецких - Ф. Бернгефта, И. Колера [28], Л. Эннекцеруса [488]; японских - Т. Ариидзуми и С. Вагацума [45].

В советской правовой доктрине принципы права подвергались серьезному изучению и анализу видными учеными теоретиками и цивилистами. Несмотря на то, что в советском гражданском законодательстве принципы гражданского права (как и в дореволюционном праве) не были прямо закреплены, в СССР, начиная с 60-годов ХХ в., им уделялось значительное внимание. Только благодаря творческим усилиям ученых, данная правовая категория не только не утрачена полностью, но и создана серьезная научная база для ее дальнейшего исследования. Среди ученых теоретиков права наибольший вклад в изучение принципов права внесли Н.Г. Александров [6], А.Б. Венгеров [60; 61], О.Э. Лейст [199], Р.З. Лившиц [203-205], Е.Г. Лукашева [208], Н.С. Малеин [210], В.Н. Нерсесянц [225- 227], Л.С. Явич [492- 494] и др. В частности, Л.С. Явич впервые указал на необходимость системного анализа принципов права в их динамике и статике. В процесс такого исследования он включал «историческую характеристику права и выявление связей изучаемого объекта с иными системами, а также структурно-функциональное изучение права и его принципов» [493, с. 12].

В современной российской теоретической науке интерес к исследованию принципов права проявляют В.К. Бабаев [428], М.И. Байтин [19], В.М. Ведяхин [58], Э.П. Григонис [111], В.И. Зажицкий [128], А.Л. Захаров [131], А.А. Иванов [133], Р.Л. Иванов [135]; Д.А. Керимов [162; 163], И.Ю. Козлихин [171], С.А. Комаров [173], А.В. Малько [173; 213; 214]; Н.И. Матузов [209], М.Н. Марченко [324], С.Е. Фролов [456], В.Н. Хропанюк [467], А.Ф. Черданцев [471] и др. В числе белорусских ученых теоретиков права, изучающих принципы права, следует особо отметить С.Г. Дробязко [119; 120; 330], Т.И. Довнар [117; 118], А.Ф. Вишневского, Н.А. Горбатка, В.А. Кучинского [69], С.А. Трахименка [442] и др.

Исследование проблем принципов гражданского права было бы неполным без привлечения научных достижений ученых из других отраслевых наук, в частности, конституционного права: Г.А. Василевича [47; 50; 51], Г.А. Гаджиева [77-79], Д.М. Демичева [114; 115], В.Д. Зорькина [132], В.И. Крусса [192], В.В. Подгруши [338; 339], А.Г. Тиковенко [429-431], Р.И. Филипчик [450- 452], Н.Н. Харитоновой [463]; гражданского и хозяйственного процесса: Т.А. Беловой, И.Н. Колядко [91]; В.С. Каменкова [156; 157; 177], И.В. Решетниковой, В.В. Яркова [386], В.Г. Тихини [432], Д.А. Фурсова [459], Н.А. Чечиной [476], Н.Г. Юркевича [91; 491] и др. [92- 94; 466]; уголовного права: Н.В. Васильева [55], Г.А. Кригера [189], П.А. Фефелова [448]; административного права: И.А. Игнатьевой [136], А.Л. Кононова [181], С.П. Мороз [224]; трудового права: Р.З. Лившица, В.И. Никитинского [203], В.И. Семенкова [350], О.В. Смирнова [406], Г.Б. Шишко [485].

Отдельные аспекты рассматриваемой автором темы (в частности, касающиеся общих философско-правовых вопросов) были изучены благодаря привлечению наследия ученых-философов П. Бурдье [42], Я. Кэндзюро [498], В. Нерсесянца [228], Б.Н. Чичерина [479] и др. Необходимость философского анализа объясняется тем, что именно в недрах естественной школы права зародились принципы гражданского права, получившие впоследствии свое законодательное закрепление.

Специфика проводимого исследования обусловила также привлечение работ экономистов: А. Смита [407], Дж. Бьюкенена [43], Данкварта [113], Р. Коуза [186], Г. Санько [394], В. Хойера [465], B. Doern, S. Wilks [500], позволивших оценить влияние экономических факторов на процесс становления принципов гражданского права.

Обращаясь непосредственно к анализу состояния гражданско-правовой доктрины в области исследования принципов гражданского права, следует отметить, что в цивилистической науке представлен широкий спектр мнений по данной проблеме, затрагивающий значительный исторический период. Так, в советский период исследованию принципов гражданского права посвящали свои работы: М.М. Агарков [3-5], С.С. Алексеев [7-10], С.Н. Братусь [39-41], Ф.И. Гавзе [75], В.П. Грибанов [109; 110], Т.И. Илларионова [101; 137], О.С. Иоффе [139; 143], О.Н. Калмыков [150; 410], О.С. Красавчиков [411], М.И. Кулагин [196], Г.А. Свердлык [396; 397], В.А. Тархов [423]; К.П. Уржинский [446], Р.О. Халфина [460-462] и др.

Впервые после революционных преобразований в общественном и государственном устройстве России, существенно отразившихся на состоянии правовой науки, к исследованию принципов гражданского права обратился М.М. Агарков. Его статья «Принципы советского гражданского права» (1947 г.) стала отправной точкой, с которой началось исследование данной проблематики в цивилистической науке [3]. С.Н. Братусь в монографии «Предмет и система советского гражданского права» (1963 г.) впервые обратил внимание на необходимость выделения специфических принципов гражданского права и недопустимость причисления к числу основных принципов гражданского права экономических законов, различных особенностей и сторон производственных и иных общественных отношений. Кроме того, ученым было сформулировано правовое определение принципов гражданского права [40]. В.П. Грибанов подошел в рассмотрению принципов гражданского права в рамках исследования проблемы осуществления и защиты гражданских прав (1966 г.). Ученый указал основные направления в исследовании гражданско-правовых принципов: уяснение социальной природы правовых принципов и их места в системе общественных явлений, установление взаимосвязи и различия правовых принципов и норм права, определение методики выявления правовых принципов и, наконец, выделение и исследование самих этих принципов [109, с. 215]. Первым из белорусских ученых к исследованию принципов правового регулирования общественных отношений обратился К.П. Уржинский (1968 г.) [446]. Г.А. Свердлык в монографическом исследовании «Принципы гражданского права» (1985 г.) впервые в советском гражданском праве комплексно исследовал принципы гражданского права, предложив наиболее развернутое определение данной правовой категории. Указанная работа Г.А. Свердлыка была выполнена в тот исторический период, когда научная мысль уже перестала тотально направляться и подчиняться идеологическим установкам, однако социально-экономические преобразования еще не произошли, что не позволило ученому рассмотреть подлинное значение и роль правовых принципов для отраслевой науки и гражданского оборота.

Признавая значимость вклада, внесенного советскими учеными-цивилистами в исследование проблем принципов гражданского права, следует отметить, что их подход отличался следующими особенностями. Во-первых, принципы гражданского права рассматривались как категории идеологического и политического порядка. Естественные права человека при формировании принципов гражданского права не учитывались. На пути проведения эффективных исследований в этой области стояли препятствия идеологического свойства. Ю.К. Толстой, в частности, признавал, что глубокому изучению правовой природы принципов гражданского права, определению их места в системе гражданского права и законодательства, их роли в нормотворческой и правоприменительной деятельности в советское время препятствовала идеология тоталитарного строя, представление о праве как об одном из «эффективных средств реализации политики». «А это приводило к тому, что проблема принципов права с самого начала получала заданную ей идеологическую окраску, а из принципов выветривалось правовое содержание, которое должно быть им присуще» [440, с. 49].

Во-вторых, практически все советские ученые, исследовавшие принципы права, отождествляли право и закон и подразумевали под ними лишь основополагающие идеи, которые получили официальное закрепление в нормах законодательства. Это объясняется тем, что сложившееся в отечественной науке представление о принципах сформировалось в основном на базе узконормативного правопонимания. Так, Г.А. Свердлык определял принципы гражданского права как «закрепленные или отраженные в преамбулах основополагающих нормативных актов, а также в гражданско-правовых нормах и выражающие объективные закономерности развития имущественных, связанных и не связанных с ними личных неимущественных отношений, стабильные нормативно-руководящие положения, в соответствии с которыми строится нормативно-правовая база гражданско-правового регулирования, регламентация поведения субъектов гражданского права и правоприменение» [397, с. 17].

В-третьих, ситуация в советской правовой науке характеризовалась определенной недооценкой принципов. Все исследователи указывали на фундаментальный характер и большую научно-практическую значимость принципов гражданского права, однако реально отведенная им роль была незначительной. В правотворчестве они были призваны играть роль маяка, определяющего общее направление при издании конкретных правовых норм, а в правоприменении их функция ограничивалась лишь потребностью в толковании все тех же норм. В теории и на практике они расценивались не более как декларативные конструкции.

С целью создания объективной картины следует отметить, что схожая ситуация была характерна и для смежных правовых наук. О.В. Смирнов в монографическом исследовании «Основные принципы советского трудового права» (1977 г.), писал: «Принципы права относятся к основным, наиболее абстрактным юридическим понятиям. И чем выше мы поднимаемся по лестнице иерархии принципов, тем большая степень абстрактности характеризует их содержание», «… по отношению к базисным категориям принципы права, будучи порождением общественного сознания, всегда выступают в качестве факторов вторичного порядка» [406, с. 12].

Начиная с 90-х годов ХХ в. наблюдается новая волна исследовательского интереса к принципам гражданского права. Объективно возросший интерес объясняется начавшимся в этот период процессом демонтажа командно-административной системы и переходом к рыночной экономике, которые повлекли обновление нормативной правовой базы. Законодатель приступил к формированию основных начал гражданского законодательства, определению принципов, на которых впоследствии следовало создать рыночное гражданское законодательство. Крупнейшие российские и белорусские ученые вновь обратились к исследованию принципов гражданского права. Среди российских цивилистов особо следует отметить Е.Г. Комиссарову [174], О.Н. Садикова [392], Е.А. Суханова [102; 106; 422], Ю.К. Толстого [439; 440], Л.В. Щенникову [487], В.Ф. Яковлева [496] и др.

Е.Г. Комиссаровой впервые в постсоветской России была защищена диссертация «Принципы в праве и основные начала гражданского законодательства» на соискание ученой степени доктора юридических наук. Наряду с несомненными достоинствами данной работы (в частности, предпринятой автором попыткой определения функциональной роли принципов гражданского права) в работе имеются и положения, вызывающие серьезные возражения. Так, нельзя признать обоснованным выделение двух уровней правовых принципов, именуемых «заглавными фундаментальными началами» и «субпринципов» [174]. Значительное количество диссертаций (В.И. Бородянского [35]; А.Л. Захарова [131] и др.) на соискание ученых степеней кандидата юридических наук посвящено исследованию принципов гражданского права, их месту в системе правовых принципов.

Среди белорусских ученых-цивилистов наиболее заметный вклад в исследование принципов гражданского права внесли В.А. Витушко [63-68; 100; 330], В.В. Подгруша [337; 338], В.Г. Тихиня [351; 433; 434; 436], В.Ф. Чигир [104; 477; 478]. В частности, В.А. Витушко впервые в белорусской науке определил признаки, присущие принципам гражданского права, указал на их «системоформирующую роль в современном гражданском праве» [67, с. 58], подверг анализу с точки зрения их эволюционного процесса и современного состояния правовой системы, предпринял попытку их классификации [330, с. 171]. Следует особо отметить, что еще до принятия ГК 1998 г. ученым отстаивалась позиция о необходимости закрепления в гражданском законодательстве его основных начал «в виде специальных норм и нормативных актов» [100, с. 18]. В диссертационной работе «Теория механизма правового регулирования экономических отношений» на соискание ученой степени доктора юридических наук В.А. Витушко затронул вопрос о роли принципов права в механизме правового регулирования [68, с. 29].

Постоянно обращается к исследованию принципов гражданского права в контексте рассмотрения проблем формирования правового государства В.Г. Тихиня. Ученым неоднократно анализировалось состояние гражданского и хозяйственного законодательства Республики Беларусь, при этом оценивалось влияние принципов правового государства на процесс его формирования и реформирования [434; 436]. В.Ф. Чигир полагает, что «изучение принципов гражданского права имеет как теоретическое, так и практическое значение, позволяет выяснить сущность этой отрасли права и правильно применять его институты и нормы», тем самым делая акцент на значении принципов гражданского права, их роли в правоприменительной деятельности [104, с. 28].

Принципы гражданского права все чаще исследуются в научных статьях и в учебных пособиях, вышедших в последние годы, в которых рассматриваются либо отдельные принципы, либо их проявления в нормах гражданского законодательства и в гражданско-правовых отношениях [24; 97; 98; 100-106]. В той или иной мере проблематикой принципов гражданского права занимаются такие белорусские ученые-цивилисты, как В.Н. Годунов [83-86; 104], М.Г. Пронина [145; 146; 350; 351; 354], А.Н. Романович [104], Е.А. Тихоненко [100; 145; 146; 330; 351], В.С. Юрченко [100; 330; 351]. Непосредственным предметом исследования названных ученых принципы гражданского права не выступают, а рассматриваются, как правило, либо в связи с рассмотрением других научных проблем либо в учебно-методических целях. Однако исследуемые указанными авторами гражданско-правовые категории и институты анализируются сквозь призму принципов гражданского права. Именно такой подход не только в полной мере отвечает требованиям цивилистической науки, но и является единственно верным с точки зрения понимания гражданско-правовых принципов и норм.

В целом, характеризуя разработанность данной проблематики в науке гражданского права, следует отметить, что в среде цивилистов до сих пор не достигнут консенсус в том, какие принципы гражданского права следует отнести к числу отраслевых, а какие таковыми не являются. Отсутствует единство и в вопросах наименования, содержания и количественного состава принципов. Даже в учебной литературе по гражданскому праву, которая традиционно имеет привязку к действующему законодательству, приводится различный элементный состав принципов гражданского права, не всегда соответствующий закрепленному в законодательстве, до сих пор не выработано единого понятия категории «принципы гражданского права». Наличие множества нерешенных проблем свидетельствует о необходимости и актуальности проведения дополнительных исследований в области принципов гражданского права [39-А; 44-А].

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы исследования. Основным методом исследования выступил диалектический метод, позволивший исследовать принципы гражданского права в их развитии с учетом их объективной обусловленности, изменяемости, взаимозависимости и взаимодействия с другими правовыми явлениями. В работе использовались также такие применяемые правовой наукой методы познания и изучения общественных явлений, как историко-правовой, философско-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, аналитико-критический, методы индукции и дедукции и др. В значительной степени в процессе исследования возобладала методология системного подхода и системного анализа, позволившая оценить взаимозависимость и взаимодействие принципов гражданского права. Использование сравнительно-правового и аналитико-критического методов исследования дало возможность осветить этапы становления и развития принципов гражданского права в зарубежных странах.

Теоретическому обоснованию исследования способствовали работы по общей теории права, по гражданскому, предпринимательскому (хозяйственному), уголовному, трудовому праву, гражданскому и хозяйственному процессу советских, отечественных и зарубежных ученых. Для подтверждения авторской позиции по отдельным аспектам рассматриваемой проблематики привлекались труды по экономике и философии, относящиеся к избранной теме и раскрывающие проблемы принципов гражданского права. Сформулированные в работе выводы основаны на изучении отечественного законодательства в историческом аспекте (ВКЛ, Российской Империи, СССР, БССР, Республики Беларусь), а также законодательства других государств - РФ, Украины, Франции, Англии, Германии, США, Японии.

Эмпирическую основу исследования составили методы наблюдения, интервьюирования, систематизации установленных фактов. Автором проанализированы материалы опубликованной и неопубликованной практики общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, а также решения и Конституционного Суда Республики Беларусь.

ГЛАВА 2

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

2.1 Основные этапы становления принципов гражданского права

С принятием ГК 1998 г. принципы гражданского права впервые прямо закреплены в гражданском законодательстве Республики Беларусь. Это предопределяет необходимость их обстоятельного и глубокого изучения с общеметодологических, формально-юридических и ценностных позиций. При этом «ход логического мышления должен начинаться с того, с чего начинается история права и его принципов» [495, с. 12].

С.С. Алексеев отмечал: «Система права в целом, система отрасли и институтов права формируются не одномоментно. Первоначально задаются приоритеты, которые обрастают многочисленными нормативными предписаниями, создающими механизм реализации обозначенных основных и промежуточных приоритетов, выявляемых в ходе формирования отраслевых институтов» [10, с. 12]. В качестве таких приоритетов выступают правовые принципы. Право, в том числе и гражданское, строится и функционирует на основе определенных принципов, выражающих его сущность и социальное назначение, отражающих его главные особенности.

По утверждению Л.С. Явича, с гносеологической точки зрения категория «принцип» тесно связана с категориями «закономерность» и «сущность»: «Однопорядковый характер этих понятий дает основание определять юридические принципы через закономерности развития общества и права либо через сущность и основное содержание последнего» [493, с. 8]. Исходя из этого под закономерностями формирования и развития принципов гражданского права предлагается понимать обусловленность изменений в понятии, содержании и пределах реализации принципов влиянием определенных факторов.

Для того чтобы выявить эти закономерности, необходимо рассмотреть принципы гражданского права в становлении и развитии. В.П. Грибанов справедливо отмечал, что «увязка правовых принципов с закономерностями общественного развития дает возможность объяснить, почему правовой принцип - это не какое-либо частное правило, а основное, ведущее начало в праве, дает возможность обосновать известную стабильность правовых принципов в сравнении с относительной изменчивостью правовых норм; и, наконец, эта идея дает объективный критерий для выявления и объяснения правовых принципов данной системы, отрасли или института права» [109, с. 217].

Необходимо учитывать методический постулат о том, что «описание последовательности некоторого исторического процесса глубоко отличается от выявления структуры того же процесса: хотя в обоих случаях мы имеем дело с одним и тем же объектом, но только во втором случае исследователь оперирует с ним как с системой, отыскивая те его характеристики и компоненты, которые обеспечивают устойчивость, сохранение объекта и вместе с тем определяют тип и направление его изменений» [207, с. 167]. Научное познание того или иного правового явления невозможно без уяснения его истории, поскольку «игнорирование или забвение этого ведет к догматизации существовавших ранее или даваемых теперь определений» [427, с. 5]. Точным представляется высказывание М.М. Агаркова о том, что «заглянуть в будущее можно только в том случае, если удается уловить основной ритм развития всей системы в целом; для этого прежде всего надо ясно выделить основные идеи и выяснить их роль и назначение» [4, с. 26].

Рассмотрение принципов гражданского права в свете их эволюционного процесса, на наш взгляд, позволит ответить на следующие вопросы: в силу каких причин возникли и получили законодательное признание принципы гражданского права; какие цели преследовал законодатель, выдвигая на передний план те или иные принципы; какая роль отводилась принципам гражданского права в различные исторические периоды; какие факторы сыграли решающую роль в процессе формирования и становления принципов гражданского права.

В юридической литературе учеными (в частности, В.Д. Сорокиным) отмечалось, что отрасль права - это система высокого порядка, и ее образование связано со значительным во времени и по масштабам процессом эволюционного развития [415, с. 36]. Принципы права, характеризующие специфику отрасли, определяющие содержание ее норм, место и назначение в системе права, также не могут не быть вовлечены в этот процесс, поскольку они объективно обусловлены характером общественных отношений, на которых базируется система права. Принципы права - это исторические категории, которые формировались на протяжении длительного периода развития права, причем не произвольно, а в соответствии с объективными закономерностями, которые отражались в их содержании, поскольку «юридический феномен развивается и эволюционирует во временном, географическом и социальном контексте и не может рассматриваться в отрыве от него» [26, с. 194]. В этом смысле принципы «являются элементом человеческой культуры, ценностями идеологического порядка, таких как разделение властей, правовое государство, гражданское общество, равенство, независимость и диспозитивность субъектов гражданского общества» [386, с. 97].

Необходимо сделать оговорку о том, что любая попытка определения основных этапов становления принципов как правовых категорий будет условной, однако попытаемся обозначить наиболее значимые исторические периоды, когда на первое место в гражданском праве выдвигались его заглавные идеи.

Начало формированию принципов гражданского права как правовых категорий было положено римскими юристами. По этому поводу Н.И. Палиенко указывал, что, создавая правовой фундамент римского частного права, «римские юристы охотно пользовались философскими идеями справедливости и естественного права для санкции, оправдания тех выводов, к которым они приходили непосредственно логическим путем, оперируя над постановлениями положительного права и анализируя те или другие жизненные отношения…». Влияние идей естественного права, по мнению ученого, отразилось у римлян главным образом на теоретическом формулировании некоторых нравственных принципов, а также в стремлении «систематизировать правовые институты на основании общих принципов, лежащих в основании их» [332, с. 21]. Это был первый этап становления принципов гражданского права. Однако следует оговориться, что в данный период принципы использовались римскими юристами не в качестве самостоятельных регулирующих начал, а лишь в качестве отправных идей, которыми они руководствовались при систематизации правовых институтов.

В ХII в., в период зарождения системы канонического права, правовые принципы получили новое развитие. Дж. Берман писал, что «аналитическое объединение канонического права, то есть его подробная логическая систематизация, отталкиваясь от представления о том, что в основе многообразия правовых норм и процедур лежит некий набор фундаментальных правовых принципов и что задачей юристов является найти эти принципы и помочь привести право в соответствие с ними. Древние юристы мыслили принципами». Среди них господствовало убеждение, что фундаментальные правовые принципы имеют не только логический аспект, будучи подвластны разуму, но и нравственный, будучи подвластны совести. Поэтому требовалась не только аналитическая или логическая систематизация, которая стремилась бы к последовательности в праве, но и нравственная, которая стремилась бы к справедливости [29, с. 224]. Таким образом, систематизация канонического права, начавшаяся в ХII в., базировалась на понятии и идеях естественного права. Естественное право являлось образцом, который церковь выставляла перед светской властью и в соответствии с которым следовало создавать право самой церкви.

Канонисты попытались приспособить идеальные нормы естественного права для решения конкретных правовых ситуаций. Именно в этот исторический период идеям естественного права была придана форма правовых принципов. Принципы законности, равенства, справедливости, свободы договора относились к числу естественных, неотчуждаемых прав человека. Это был второй этап становления принципов гражданского права, этап создания целостной системы принципов гражданского права. В этот период идеям естественного права была придана форма правовых принципов, которые в первую очередь были предназначены для регулирования сферы частных отношений. Именно в таком качестве они и представляют интерес с учетом целей проводимого нами исследования.

Активное развитие правовой системы в указанный исторический период происходило и в Беларуси. Уже в первом международном торговом договоре раннефеодальных белорусских княжеств Смоленского, Витебского и Полоцкого с Ригой и купцами Балтийского побережья 1229 г., который вошел в историю как «Смоленская правда», последовательно реализовываются принципы справедливости, взаимности, равноправия его участников, свободы договора, неприкосновенности собственности, большинство из которых предназначены для регулирования сферы частных отношений. Названные принципы были положены в основу и других международных договоров того времени.

До ХVI в. право ВКЛ развивалось в таких формах, как «жалованные грамоты», привилеи, судебники. Т.И. Довнар полагает, что так называемый привилейный период развития законодательства ВКЛ «…больше всего касался отношений между государством и частным лицом. Отношения между частными лицами только закладывались в привилеях (грамотах) конца ХV-начала ХVI столетий и стали предметом правового регулирования в достаточно полном объеме только в Статутах» [118, с. 23].

Третий этап становления принципов гражданского права начался в середине ХVI в., когда принципы гражданского права получили отражение в первых крупных кодификациях гражданского права. Этот этап тесно связан, на наш взгляд, с формированием законодательства ВКЛ (составной частью которого были земли Беларуси). Общепризнанным является тот факт, что кодификация и систематизация законодательства в этот период существенно опередила аналогичные процессы в соседних державах. В законодательстве ВКЛ правовым принципам отводилась немаловажная роль. В статутах 1529 г., 1566 г. и 1588 г., в отличие от привилейного периода, обнаруживаются целые разделы, посвященные почти полностью гражданскому праву и его отдельным институтам. «Некоторые правоотношения нашли отражение в форме закрепления норм-принципов, что позволяло выделять основополагающие нормы и институты гражданского права в соответствующих разделах Статутов, что закладывало основы дальнейшего развития отраслевой структуры права». Несмотря на то, что в статутном законодательстве отсутствует всестороннее, полное и последовательное изложение положений гражданского права с выделением в отдельные разделы наиболее важных однотипных юридических отношений и институтов, «все то, с чем обычно имеет дело законодатель и наука, там присутствует, хотя бы в качестве изложения законодателем феодальной эпохи основных идей и норм-принципов» [118, с. 212].

Важной особенностью статутов является то, что в них были закреплены основные принципы права. Конституционное право базировалось на принципах государственного суверенитета, единство закона для всей страны и всех полноправных людей, в том числе и великого князя, приоритет писаного права, принцип справедливости, ограничения власти государя и стремление к разделению властей. В числе принципов частного права назывались законность, равенство всех перед законом, ценность человека как личности, охрана прав личности, свобода приобретения собственности и распоряжения ею, свобода передвижения и др. Тот факт, что в законодательстве ВКЛ нашли отражение все передовые идеи, взгляды и достижения европейской правовой науки, объясняется тем, что многие государственные деятели, участвовавшие в разработке статутов, получали образование в европейских университетах. Общность европейской философской и политико-правовой мысли содействовала тому, что принципы кодификации и общие тенденции формирования новой правовой системы проходили в русле общеевропейского кодификационного процесса. Белорусское законодательство (в том числе гражданское) строилось на тех же основных принципах, что и законодательство зарубежных стран.

И если в первом статуте - Статуте 1529 г. влияние римского права пролеживается в меньшей степени, то в Статутах 1566 г. и 1588 г. оно все белее заметно. После принятия Статута 1566 г. кодификация и систематизация собственного законодательства, как отмечают исследователи, намного опередили аналогичные процессы в соседних державах. Разработчики свода законов учли и переработали весь средневековый правовой опыт, как собственный, так и всемирный.

Доктрина римского права в этот период пользовалась особым авторитетом среди литвинов, посокльку выступала одним из источников развития правовой науки и отвечала социально-экономическим и политическим условиям развития средневекового общества. «Одна из догм римского права, которая говорила о том, что право есть сила разума, добра и справедливости, стала основой правовой концепции гуманистов Европы ХV-ХVI вв., которые связывали гармоничное развитие общества с природной теорией прав человека, с необходимостью разумных и справедливых законов. Для правового развития того времени был характерен синтез концепций «естественного» и «позитивного» права» [44, с. 26]. Римское право, как частное по своей сущности, можно рассматривать в качестве одного из доктринальных источников права ВКЛ. Статут 1588 г., законодательно оформивший сохранение суверенного ВКЛ, создавался на новых принципах права, присущих переходному периоду от средневековья к новому времени [419]. Его пронизывала идея правового государства, пользовавшаяся огромным авторитетом среди белорусских ученых, мыслителей и государственных деятелей того времени. Так, канцлер ВКЛ Лев Сапега в «Предисловье» к Статуту 1588 г. подчеркивал, «что сущность свободы составляют неотчуждаемые (естественные) права на собственность, личную и имущественную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, свободу религиозного и политического выбора. Эти права, по мнению Л. Сапеги, должны быть закреплены законодательно и обеспечены государством» [44, с. 26]. Данные принципы были последовательно реализованы в положениях Статута 1588 г. Особо следует также назвать Закон о действительности записей от 1588 г., регулировавший важнейшие вопросы, связанные с ипотекой. Данный Закон конкретно называет принципы права, положенные в основу регулирования ипотеки [23, c. 244].

Философия ХVIII в. отражала абсолютное стремление к свободе. Концепция свободы личности стала ядром сформировавшейся идеологии либерализма. Ее представители (И. Бентам, А. Смит, Д. Рикардо, Г. Спенсер) придерживались мнения о том, что общество получает наибольшую пользу, если гражданам предоставлена максимальная свобода, где каждый в рамках свободной конкуренции на рынке труда и услуг пытается удовлетворить свои собственные интересы. Индивид свободен, а значит, может осуществлять свои интересы по своему усмотрению. Это мнение было концептуально сформулировано А. Смитом в работе «Богатство народов», опубликованной в 1776 г. [407]. Спустя столетия забытья в Европе были снова возрождены ценности естественного права: незыблемость частной собственности; равенство всех перед законом; свобода (прежде всего договоров); законность; справедливость. Сформулированные в виде правовых принципов они были положены в основу всех последующих европейских кодификаций гражданского права.

Идеи естественного права, развитые и подкрепленные учением либерализма, стали теоретической основой буржуазных революций по всему миру. Французская революция открыла на континенте эпоху ликвидации институтов и структур «старого режима» и замены феодального правового порядка буржуазным. «Произошел переход человечества от традиционных цивилизаций к цивилизациям либеральным, то есть переход от порядков и культуры, основанных на власти и насилии (с их императивными предписаниями) к порядкам и культуре, в центре которого - человек, демократические и гуманистические ценности» [15, с. 1]. Неслучайно именно гражданское право претерпело наиболее значительные перемены. В вещном праве был провозглашен принцип неприкосновенности собственности, в обязательственном праве - принцип свободы договора.

В истории права ХIХ в. нередко называют веком кодификаций. На наш взгляд, именно в этот период начинается четвертый этап становления принципов гражданского права, когда принципы гражданского права впервые были закреплены в нормах гражданских кодексов в виде отдельных положений. Пришедшая к власти буржуазия стремилась к законодательному оформлению своих основных юридических принципов, отвечающих замыслам реформаторов и отражающих интересы большинства населения страны, - формального равенства, автономии личности, свободы и неприкосновенности частной собственности. Первой кодификационной работой в западноевропейских странах, проникнутой духом индивидуализма и на уровне закона закрепившей идеи естественного права в виде гражданско-правовых принципов, явился Кодекс Наполеона 1804 г. В нем, как отмечал М.М. Агарков, «отразилась цельная и стройная идеология последовательного либерализма» [4, с. 25]. Кодекс Наполеона впервые законодательно закрепил священность и неприкосновенность частной собственности, утвердил принцип автономии воли и признал договор главным основанием возникновения обязательств. Названные принципы были положены также в основу принятого в 1895 г. и введенного в действие с 1 января 1900 г. ГГУ. То обстоятельство, что Кодекс Наполеона и ГГУ действуют до настоящего времени, свидетельствует о жизнеспособности и неизменности основных правовых принципов, на которых они построены. ГГУ явилось образцом кодификации частного права, общепризнанным в континентальной (европейской) правовой системе в качестве одного из эталонов классического гражданского кодекса [390, с. 79], взятых за основу в таких странах, как Япония и Россия.

Распад Речи Посполитой (1772-1795 гг.), предопределил дальнейшее развитие законодательства Беларуси и Польши. Статуты составляли основу системы частного права Беларуси с ХVI и вплоть до начала ХIХ в. Затем в Польском королевстве произошел процесс рецепции Кодекса Наполеона. В то время как в Российской империи, в состав которой вошла и нынешняя Беларусь, предпочтение было отдано положениям ГГУ.

Европейское правотворчество оказало сильное влияние на развитие гражданского права Российской империи. Гражданское законодательство России того времени было призвано регулировать главным образом юридические отношения высших слоев общества, оставляя без внимания всю крестьянскую массу населения, что не удовлетворяло требованиям растущего торгового оборота. Начиная со второй половины ХIХ в., с отменой крепостного права частные правоотношения в России приобрели большое значение. Однако неразработанность гражданского законодательства и многочисленные пробелы в нем имели своим последствием неэффективное осуществление гражданского судопроизводства. А.Б. Венгеров писал: «дореформенный суд в России, если усматривал в законах неполноту или неясность, должен был представлять дело на усмотрение высшей инстанции. Спорное дело кочевало из одного суда в другой, порождало волокиту, пока не доходило до Государственного Совета, который полагал свое мнение и подносил его на утверждение монарха». После реформы 1864 г. суду было предписано «не останавливать решения под предлогом неполноты или противоречия существующих законов, а разрешать дела (казусы) на основании общего разума всего законодательства» [61, с. 417]. Тем самым, русским законодателем в первую очередь было обращено внимание на регулятивную функцию правовых принципов.

Необходимо отметить, что в ГГУ, принятом спустя столетие после Кодекса Наполеона, обнаруживается растущая популярность социальных учений. Это объясняется тем, что идеология либерализма отражает преимущественно ценности средних слоев буржуазного общества, а социальные учения ориентированы на менее состоятельную часть общества, требующую в первую очередь равенства. Свобода и права индивидов были отодвинуты на второй план, а на первый - социальная справедливость и равенство людей. Эта тенденция была обусловлена объективными причинами. Если в период после ранних буржуазных революций деятельность государства была направлена главным образом на решение трех основных задач: охрану суверенитета государства, защиту индивидуальных свобод и соблюдение общих правил морали, то впоследствии появились новые задачи: установление социальной стабильности и создание управляемой экономики. Индивидуалистическому идеалу был противопоставлен идеал социальный.

Так, п. 1 ст. 1 ГК Японии закрепил положение, согласно которому частные права должны следовать общественному благосостоянию. Дж. Бьюкенен так характеризовал этот процесс: «Государственная машина быстро набирает обороты, вводя все новые и новые ограничения в области договорных отношений, вмешиваясь в традиционные частные отношения, постоянно расширяя сферу своего влияния. Закон постоянно изменяется и модифицируется; сообщества вводят новые ограничения поведения индивидов, все новые области человеческой деятельности переводятся из сферы анархии в сферу, регулируемую законом» [43, с. 347].

К концу ХIХ в. «цельного мировоззрения уже не было, и наука должна была обратиться к основным вопросам гражданского права, проверить старые истины, откинуть отжившее, быть может, заново формулировать свои исходные положения. Радбрух полагал, что «лишь социализм побудил - подобно тому, как всегда ересь вызывает апологетику и тем самым и догматику - науку гражданского права к размышлению над ее основными принципами, побудил тем, что стал отрицать частную собственность и гражданское право вообще» [4, с. 25].

В 1917 г. в России произошел окончательный разрыв с индивидуализмом традиционного права, делавшего упор на частную собственность и свободу договора. Взамен провозглашенных французским и германским гражданскими кодексами идей формального равенства граждан перед законом и судом, святости и неприкосновенности частной собственности, свободы договора были выдвинуты марксистко-ленинские идеи социального коллективизма. Целью государства и задачей права были объявлены не права индивида и их охрана, а установление социальной справедливости. В связи с этим справедливо высказывание К. Маркса о том, что «принципы всех общественных явлений историчны», поскольку «не принципы образуют общественно-экономические формации, а исторические условия выдвигают соответствующие принципы: они таковы, каковы эпоха, люди и их потребности, способ производства, общественные отношения» [216, с. 137].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2010 Современные рефераты