Рефераты

Принципы гражданского права Республики Беларусь, их реализация в нормотворческой и правоприменительной деятельности

силу общеобязательного характера принципов, они обеспечивают и гарантируют субъектам гражданского права возможность приобретать и реализовывать права и обязанности. Метод гражданско-правового регулирования указывает на конкретные способы приобретения, осуществления и защиты субъективных прав. Таким образом, у принципов и у метода свои задачи в механизме гражданско-правового регулирования. Именно поэтому нами поддерживается тезис о том, что принципы, наряду с предметом и методом, отграничивают одну отрасль права от другой.

Не менее важным для понимания природы принципов гражданского права является и вопрос о соотношении принципов с правовыми нормами. Принципы представляют собой правовые предписания общего характера. Согласно ст. 2 ГК они могут существовать вне одной определенной нормы, выводиться из целого комплекса правовых норм. Принципы и нормы имеют объединяющую основу - общеобязательность. Однако норма гражданского права - это основанное на правовых принципах и закрепленное в законодательстве общеобязательное правило поведения, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Принципы, пронизывая всю систему гражданского права, обладают большей степенью общеобязательности по сравнению с конкретной гражданско-правовой нормой, являются более широким (родовым) по отношению к нормам понятием.

Российские ученые справедливо отмечают, что принципы являются наиболее фундаментальными и обобщенными правилами поведения, чем юридические нормы, обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в конституциях либо важнейших законах. «Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты и отрасли, но и вся система права» [218, с. 164]. Е.Г. Комиссарова даже относит основные начала гражданского законодательства, закрепленные ст. 1 ГК РФ, к «специализированным нормам» [174, с. 6]. Однако вряд ли правильно вводить дополнительный термин для обозначения вполне определенной категории «принцип».

Четкую грань между правовыми принципами и рядовыми правовыми нормами проводил Л.С. Явич. В качестве основных различий ученый выделял особую императивность и безусловность принципов, концентрированное выражение важнейших устоев данного общества [493, с. 32]. Если норма права является критерием правомерности поведения, то принцип права можно рассматривать как критерий правомерности правовой нормы. Из этого следует, что все нормы гражданского законодательства должны удовлетворять требованиям принципов гражданского права. Например, свобода договора как принцип гражданского права (ст. 2 ГК) обеспечивает единство всех норм гражданского законодательства, расположенных в различных подотраслях гражданского права, в то время как в норме о свободе договора (ст. 391 ГК) закреплены конкретные правомочия субъектов по заключению гражданско-правовых договоров. Следовательно, необходимо разграничивать понятия «ограничение принципа свободы договора» и ограничение нормой права конкретных правомочий субъектов в договорном процессе. Прав Г.А. Свердлык, что «принцип по отношению к нормам договорного права является базой гражданско-правового регулирования, поэтому «дефектность» отдельных норм, их «устарелость» не может принести особого ущерба его полноте и качеству, если оно осуществляется на основе гражданско-правовых принципов» [397, c. 13].

Логика рассуждений приводит нас к вопросу, так и не получившему однозначного решения в науке, - о месте принципов в системе гражданского права и гражданского законодательства. Дискуссия по этому вопросу была развернута в цивилистической науке в 60-70-е годы ХХ столетия, однако так и осталась незавершенной. В 1968 г. О.С. Иоффе в работе «Структурные подразделения системы права (на материалах гражданского права)» высказал тезис о том, что принципы составляют особое звено в структуре права, наряду с нормами, субинститутами, институтами, подотраслями и отраслями права. Поэтому их нужно рассматривать как самостоятельные правовые образования, устанавливая по отношению к каждому принципу в отдельности то конкретное место, которое он занимает в правовой системе». Однако, определив место принципов гражданского права в преамбулах законодательных текстов, ученый не смог расположить их в каком-либо строго определенном месте системы права. Он лишь акцентировал внимание на их особый статус и особое место среди названных подразделений, а также высказался в пользу того, что «существуют принципы, лежащие в основе института, подотрасли, отрасли и системы права в целом [143, с. 46]. К сожалению, эта идея не получила должного развития ни у самого О.С. Иоффе, ни в работах других ученых.

В монографии О.В. Смирнова «Основные принципы советского трудового права» (1977 г.) в рамках науки трудового права, наоборот, выражено мнение о том, что «принципы лежат в основе данного типа права и соответственно правовой системы. Однако, отражая сущность права, принципы выражают внутреннее единство норм права и поэтому не выступают в качестве особого внешнего структурного звена системы права наряду с институтами и отраслями» [406, с. 21]. В.Ф. Яковлев также не рассматривал принципы в качестве особого структурного звена системы права, однако определял их место не в преамбулах, а в общей части гражданского права [496, с. 39]. С позиций ныне действующего законодательства данный тезис представляется недостаточным, поскольку принципы могут быть как прямо закреплены в ГК, так и выводиться «из содержания и смысла гражданско-правовых норм».

Законодатель в ГК поместил норму о принципах гражданского права рядом с нормами о предмете гражданско-правового регулирования, тем самым, распространяя их действие на все структурные части гражданского законодательства. Особый статус принципов гражданского права позволяет представить систему гражданского права следующим образом: принципы гражданского права, гражданско-правовые нормы, субинститут, правовой институт, подотрасль права, отрасль права. Именно принципы, как свидетельствует исторический анализ, проведенный в главе 2 работы, послужили отправной точкой формирования законодательства.

Рассмотрение вопроса о месте принципов в системе гражданского права приводит нас к другому вопросу, также не имеющему однозначного ответа в науке: о соотношении понятий «гражданское право» и «гражданское законодательство». Как справедливо отмечает В.Ф. Чигир, «установление правильного соотношения между системой гражданского права и законодательства является важной теоретической и практической задачей. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность» [104, с. 53]

Действительно, в гражданско-правовой доктрине данные категории разграничиваются. Большинство цивилистов полагает, что право и законодательство - явления разноплановые: одно является системой норм, регулирующих определенные общественные отношения, а другое - системой нормативных актов, подавляющее большинство из которых носит более или менее комплексный характер (то есть содержит нормы не только гражданского, но и иных отраслей права). При таком подходе право и законодательство соотносятся между собой как содержание и форма [9, с. 233; 106, с. 84]. На относительную самостоятельность категорий «гражданское право» и «гражданское законодательство» указывают и белорусские ученые, выдвигая в качестве основного аргумента то, что «первичным элементом системы гражданского права является норма, а первичным элементом системы гражданского законодательства выступает нормативный правовой акт, то есть внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества [97, с. 52]. Однако не все цивилисты занимают такую позицию. Так, по мнению В.А. Витушко, нельзя отождествлять право с законодательством, выдвигая в качестве аргумента активную роль судов в выработке правовых норм. В частности, ученый указывает на то, что ст. 3 ГК прямо отнесла к системе гражданского законодательства акты Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Судов республики, Национального банка республики, министерств и иных органов управления [65, с. 15-27].

Российский ученый Ю.К. Толстой также считает «чисто умозрительными попытки положить в основу разграничения права и законодательства ту первичную клеточку, из которой они произрастают. Первичной клеточкой отрасли права признается норма права, а отрасли законодательства - нормативный акт. Между тем и отрасли права, и отрасли законодательства состоят из норм и нормативных актов и попытки вычленить из последних отдельные нормы во многом искусственны, поскольку каждая норма живет и работает в системе норм, а, следовательно, и в системе нормативных актов, в которых указанные нормы находят свое воплощение» [439, с. 128]. Данная позиция представляется в целом правильной, однако она требует дополнительной аргументации с позиций действующего законодательства, в связи с чем необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

Создание законодательства является прерогативой законодательной власти. Норма закона (в том числе и гражданского) выражает объективную волю и исходит от законодательной власти, в результате чего возможны ситуации, когда возникают расхождения и противоречия между гражданским правом и законодательством. Следует учитывать, что закон призван поддерживать должный порядок в различных сферах жизни общества и гарантировать частную сферу одних субъектов от произвола других правопользователей. Именно в рамках нормотворческого процесса законодатель пытается решить данную задачу. При этом он должен стремиться к тому, чтобы добиться максимального сочетания содержания гражданско-правовой нормы, устанавливаемой законодательным путем, с требованиями гражданского права, являющимся результатом эволюционного процесса развития гражданского общества. Особая роль в указанном процессе отводится принципам гражданского права, руководствуясь которыми, постоянно учитывая их требования, законодатель создает норму права, максимально приближенную или полностью совпадающую с требованиями гражданского права. Наиболее полно и всесторонне требования гражданского права отображаются в опосредующем его законодательстве только в условиях правового государства.

Рассмотрим еще один аргумент сторонников позиции разграничения понятий «гражданское право» и «гражданское законодательство». Так, Е.А. Суханов полагает, что «охватываемые им (законодательством) нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы» [106, с. 84]. Против этого довода трудно возражать. Однако, как было доказано в работе, основным назначением гражданского права, предопределившим его возникновение и развитие, является регулирование нормально складывающихся экономических отношений посредством правовых норм и принципов. Несмотря на то что гражданское право охватывает сферу частных интересов, участники которых руководствуются своими частными интересами, оно не может обойтись без использования ряда императивных правил, в том числе запретов, в известной мере ограничивающих самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений.

На наш взгляд, наличие в гражданском законодательстве норм другой отраслевой принадлежности не всегда свидетельствует о том, что законодатель выходит за пределы гражданского права. Ограничения отдельных принципов гражданского права возможны. Важно, чтобы при этом законодатель руководствовался другими гражданско-правовыми принципами и находился в конституционном правовом поле. Так, законодательством установлены ограничения принципа свободы договора в интересах отдельных групп лиц (потребителей), при введении которых законодатель руководствовался принципом равенства и конституционным принципом социальной направленности регулирования экономической деятельности.

История гражданского права свидетельствует о том, что оно никогда не было полностью свободно от влияния общественных интересов, различалась только степень данной свободы. Именно поэтому все попытки ученых-цивилистов отграничить частное право от публичного оказались несостоятельными. Это приводит к выводу о том, что не только гражданское законодательство, но и гражданское право в определенной мере носит комплексный характер. Благодаря также наличию в гражданском праве норм публичного права достигается цель эффективного регулирования сферы частноправовых отношений при условии, что главенствующими остаются основные принципы гражданского права. При этом принципы гражданского права следует рассматривать не как некий идеальный тип, а как фундаментальные, основные начала гражданского права, которые вместе с тем, в определенных случаях могут быть ограничены. Важно, чтобы правила, устанавливающие отдельные ограничения принципов гражданского права, содержались только в законах.

Связующим звеном между гражданским правом и гражданским законодательством выступают принципы гражданского права, которые положены в основу как гражданского права, так и гражданского законодательства.

Тот факт, что многие подлинно частноправовые начала нашли закрепление в нормах гражданского законодательства в виде его принципов, подтверждает, что грань между гражданским правом и гражданским законодательством постепенно стирается. Прав Д.А. Керимов, утверждая, что «лучшим вариантом в законотворчестве является тот, при котором отрасль права совпадает с отраслью законодательства, а правовой институт с законодательным институтом» [162, с. 80]. Данное обстоятельство, в свою очередь, свидетельствует о начале формирования правовой государственности, необходимым условием которой является надлежащее отражение гражданского права в гражданском законодательстве. Это означает, что в гражданском законодательстве должны быть закреплены основные принципы гражданского права; данные принципы должны учитываться в процессе дальнейшего формирования и реформирования гражданского законодательства, а также реализовываться в деятельности правоприменительных органов. Тот факт, что некоторые нормативные правовые акты, составляющие гражданское законодательство, имеют комплексную, межотраслевую природу (содержащие не только гражданско-правовые нормы) соответствует, на наш взгляд, общему правилу о том, что они не должны противоречить принципам гражданского права, являющимся основными началами и гражданского законодательства.

В правовом государстве связь между гражданским правом и гражданским законодательством становится неразрывной, а сами эти понятия взаимно обогащают и дополняют друг друга. При этом гражданское право выступает как система гражданских прав и обязанностей, охраняемых правовым государством, а гражданское законодательство - как система нормативных правовых актов, определяющих порядок пользования ими. Таким образом, гражданское право и гражданское законодательство соотносятся не только как содержание и форма, но также как цель и средство в полном соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь.

3.3 Основные функции принципов гражданского права

В правовой науке понятие функций права исследовано достаточно полно. Чаще всего под функцией права учеными понимается «назначение права для определенного вида общественных отношений» [427, с. 255] и «основные направления правового воздействия на поведение субъектов права посредством правовых норм» [467, с. 219; 8, с. 191]. Синтезируя существующие в правовой науке понятия, можно сделать вывод, что функции права раскрывают назначение права в определенной сфере общественных отношений, показывают направления его воздействия и тем самым конкретизируют характеристику его роли.

Функции гражданского права как отрасли подчинены целям гражданско-правового регулирования. Основными функциями гражданского права как отрасли права являются: регулятивная (обеспечивает воздействие гражданского права на нормально существующие отношения путем наделения сторон правами и обязанностями); охранительная (обеспечивает возмещение ущерба, причиненного участникам гражданских правоотношений вследствие нарушения их законных прав, а также восстановление нарушенных личных неимущественных прав граждан и организаций); предупредительно-воспитательная (побуждает участников к правомерному поведению, к недопущению гражданских правонарушений) [106, с. 48].

С.Е. Фролов под функциями принципов права предлагает понимать «относительно обособленные направления их воздействия на субъективную и объективную реальность, в результате которых происходят определенные изменения в различных сферах общественной жизнедеятельности» [456, с. 7]. Однако с таким определением нельзя согласиться, поскольку воздействие принципов на общественные отношения может иметь своей целью не только «определенные изменения», а скорее, наоборот, - обеспечение стабильности и неизменности этих отношений. На наш взгляд, под функциями принципов гражданского права следует понимать их способность воздействовать на общественные отношения, влиять на их характер с целью эффективного регулирования гражданско-правовых отношений.

Л.С. Явич выделял следующие функции правовых принципов: функцию обеспечения единства и внутренней согласованности правового регулирования; программирующую функцию; функцию общего закрепления общественных отношений. Две последние из названных функций он назвал наиболее значимыми. При этом ученый не отрицал того, что принципы права в состоянии оказывать и самостоятельное воздействие на общественные отношения, но сводил его только к действию специфических норм-принципов, норм-программ, норм-задач конституционных актов или формул, содержащих основные идеи, заключенные в преамбулах текущих законов [493, с. 32].

В современной правовой науке функциональная роль принципов в механизме правового регулирования оценивается намного значительнее, однако данная проблематика еще не нашла должного отражения в литературе. Между тем, на наш взгляд, она имеет серьезную значимость, поскольку определение функций гражданско-правовых принципов позволяет определить их роль в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Одной из функций принципов гражданского права является функция индивидуализации правовой отрасли. Принципы признаются большинством ученых одним из критериев деления права на отрасли. Первоначально в основе деления права на отрасли находился только один критерий - предмет правового регулирования, затем стали называться два критерия: предмет и метод правового регулирования общественных отношений. В ходе третьей научной дискуссии о системе советского права (1982 г.) в перечень критериев деления отраслей права дополнительно к предмету и методу были отнесены принципы, цели и целый ряд других критериев, поскольку «предмет и метод стали уже не достаточны для дифференциации отраслей права». Такую научную позицию, в частности, занимали С.С. Алексеев, В.П. Мозолин, В.Ф. Яковлев, Ю.К. Толстой и др. [223, с. 107]. Эту функцию принципов можно назвать «внешне направленной», поскольку ее главная цель - индивидуализация гражданского права как отрасли в системе права.

Отраслевые принципы выполняют функцию индивидуализации и конкретизации общеправовых и конституционных принципов применительно к отдельной правовой отрасли. На это, в частности, указывал Л.С. Явич: «Каждая отрасль права, - отмечал ученый, - характеризуется в зависимости от предмета и метода регулирования своим набором принципов юридического опосредования данной сферы общественных отношений. В этих принципах основные принципы права находят особую конкретизацию и специализацию» [493, с. 34].

Тесно связана с индивидуализирующей информационная функция принципов гражданского права. Она обеспечивает получение участниками гражданских правоотношений в сжатом концентрированном виде информации о сущности и специфических особенностях гражданско-правового регулирования, поскольку «большинство входящих в соответствующую отрасль права «рядовых» норм формируется под воздействием и в развитие того или иного принципа либо группы принципов отрасли. Зная отраслевые принципы, квалифицированный юрист может составить достаточно четкое представление и о большинстве «рядовых» норм конкретной отрасли права» [92, с. 24]. Общеизвестно ставшее «крылатым» изречение К.А. Гельвеция о том, что «знание принципов возмещает незнание некоторых фактов». Продолжая эту мысль, следует добавить, что,исходя из содержания принципов гражданского права, любой субъект (а не только специалист) должен иметь возможность оценить общее направление, избранное законодателем при формировании норм гражданского законодательства, поскольку принципы - это, в первую очередь, «важные демократические гарантии» прав и законных интересов участников гражданского оборота [92, с. 25].

Тем самым гражданско-правовые принципы оказывают существенное влияние на правосознание участников гражданских правоотношений. Однако эффективность данной функции принципов напрямую зависит от того, насколько соблюдаются в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности требования, заложенные в них.

Принципы выполняют также системоформирующую функцию при формировании системы гражданского права и системы гражданского законодательства, обеспечивая единство всех норм отрасли гражданского права для ее эффективного функционирования и достижения целей гражданско-правового регулирования. На системоформирующую функцию принципов гражданского права указывалось многими учеными. Так, по мнении. В.Ф. Яковлева, расположенные в общей части гражданского права его принципы «проходят через все гражданское право, предопределяя, по сути дела, содержание каждого из его институтов и его норм» [496, с. 39]. В.А. Витушко указывает на то, что «принципы должны рассматриваться не только как норма прямого действия, но и как особый институт гражданского права, позволяющий достичь целей комплексно-индивидуального регулирования» [65, с. 19]. При этом ученый называет также праворегулирующую и объединяющую функции правовых принципов [68, с. 29]. Принципы права содержат в себе объединяющее начало, соединяя в единое целое не только отдельные гражданско-правовые нормы или институты, но и саму отрасль гражданского права, оказывают направляющее воздействие на развитие всей системы права с целью формирования системы. Следовательно, системоформирующую и объединяющую функции гражданско-правовых принципов необходимо рассматривать как однопорядковые.

Центральное место принципов в системе гражданского права и гражданского законодательства означает, что «они обязательны и для самого законодателя, выступая для него единственным критерием конструирования всех других правовых норм, относящихся к сфере гражданско-правового регулирования и защиты» [174, с. 17]. Принципы задают ориентиры развития всего комплекса правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения. Представляя собой наивысшую степень обобщения всего гражданского законодательства, принципы конкретизируются посредством иных правовых норм. В этом заключена их нормообразующая функция, в рамках которой правовые принципы обеспечивают формирование концепции нормативной основы гражданско-правового регулирования. В рамках нормообразующей функции принципы гражданского права обеспечивают: согласованность и непротиворечивость норм гражданского законодательства; адекватность отражения в нормах гражданского права объективных потребностей развития экономических отношений. Они позволяют усовершенствовать содержание отраслевых норм и, что не менее важно, определить дальнейшие перспективы развития отрасли права.

По соотношению соответствующих правовых норм с воздействующими на них правовыми принципами следует оценивать качество правовой нормы, возможность ее применения. Принципы в определенной мере могут даже исправлять законодательные ошибки. В случаях, когда правовая норма противоречит принципу либо неоправданно ограничивает его действие, такая норма должна быть подвергнута корректировке. На устранение противоречий и исправление ошибок направлена корректировочная функция принципов гражданского права. Данная функция может быть реализована преимущественно в нормотворческой деятельности, поскольку корректировкой правовых норм могут заниматься только законодательные органы. Такое право не предоставлено ни суду, ни субъектам гражданского права.

Восполнение пробелов в праве осуществляется в рамках регулятивной функции принципов права, на которую традиционно обращается внимание в цивилистической литературе. И.А. Покровский справедливо указывал, что «закон, даже самый совершенный, неизбежно отстает от жизни: раз изданный, он остается неподвижным, меж тем как жизнь идет непрерывно вперед, творя новые потребности и новые отношения» [341, с. 94]. Согласно п. 2 ст. 5 ГК при невозможности использования в предусмотренных случаях аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из основных начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права). Применение аналогии права обоснованно при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона. Однако применение принципов в качестве регулирующего компонента только как запасной вариант на случай пробелов в действующем законодательстве снижает их практическую значимость. Подобное решение недостаточно эффективно, поскольку «в принципах гражданского права заложена такая нормативная система регулирования, благодаря которой возможно, во-первых, охватить практически весь круг гражданских правоотношений, во-вторых, осуществлять стабильное гражданско-правовое регулирование данных видов гражданских правоотношений» [397, с. 19].

В связи с этим весомой выглядит заслуга С.С. Алексеева, впервые обратившего внимание на регулятивную роль правовых принципов, образно обозначив их своего рода «сгустками» правовой ткани, «выступающими в качестве высокозначимых регулятивных элементов в структуре права» [8, с. 261]. До него в цивилистической науке принципы практически не рассматривались как непосредственный регулирующий компонент гражданского права, а суды редко применяли их на практике. Между тем, как указывалось в главе 2 работы, принципы права являются категориями, изобретенными в первую очередь с практической целью - для непосредственного регулирования гражданских правоотношений.

Регулятивная функция правовых принципов реализуется как бы наряду с аналогичной функцией норм гражданского права, параллельно с ней. Однако чаще всего взаимодействие принципов и норм гражданского права в рамках этой функции носит значительно более тесный характер. Это происходит при толковании правовых норм, которое всегда осуществляется через призму принципов гражданского права. «Только в таком случае смысл любой статьи или нормы будут освоены или реализованы с глубоким пониманием их существа, а не формально и поверхностно. Принципы гражданского права, следовательно, работают всегда, когда происходит применение каких-либо институтов и норм гражданского права. Толкование и применение конкретных норм вразрез с принципами гражданского права представляло бы собой юридическую ошибку, сопряженную с непониманием или извращением смысла норм гражданского права» [496, с. 39].

Таким образом, в рамках регулятивной функции принципы обеспечивают заполнение пробелов в системе норм гражданского права; на их основе непосредственно возникают права и обязанности участников договорных отношений; осуществляется правильное толкование норм права в процессе гражданско-правового регулирования; дается оценка законности и обоснованности применения норм гражданского права. Однако данная функция принципов гражданского права также не реализуется в полной мере.

По нашему мнению, основные начала гражданского законодательства могут использоваться не только в аналогии права при использовании такого формально-юридического инструментария, как «общий смысл законодательства», но и будучи прямо закрепленными в законодательстве, выступать в качестве самостоятельного основания при решении конкретных гражданско-правовых ситуаций. Такой подход необходим в случаях обнаружения противоречивости законодательства, а также в тех случаях, когда норма, подлежащая применению, противоречит принципам гражданского права или конституционным положениям. Аналогия права должна применяться, на наш взгляд, тогда, когда принцип необходимо вывести из смысла гражданского законодательства, если же принцип прямо закреплен в ст. 2 ГК, в качестве правовой нормы следует применять именно его. В связи с этим п. 2 ст. 5 ГК необходимо изложить в следующей редакции: «при невозможности использования в предусмотренных случаях аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из смысла гражданского законодательства (аналогия права)».

Подводя итоги, необходимо отметить следующее.

Поскольку в гражданском законодательстве закреплен открытый перечень принципов гражданского права, представляется обоснованным на законодательном уровне закрепить признаки, позволяющие идентифицировать то или иное начало гражданского законодательства в качестве его отраслевого принципа. К числу сущностных признаков принципов гражданского права, позволяющих квалифицировать отдельные положения законодательства как его основные начала, следует отнести: нормативность, объективность, стабильность, фундаментальный характер и общеобязательность. Совокупность данных признаков целесообразно сконцентрировать в понятии принципов, которое необходимо закрепить в ст. 2 ГК Республики Беларусь, сформулировав его следующим образом: «Принципы гражданского законодательства - это закрепленные в нормах гражданского законодательства либо вытекающие из его положений основные начала, стабильные руководящие положения, определяющие сущность отрасли и цели гражданско-правового регулирования, имеющие общеобязательный характер в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности».

Особый статус принципов гражданского права позволяет представить систему гражданского права следующим образом: принципы гражданского права, гражданско-правовые нормы, субинститут, правовой институт, подотрасль права, отрасль права. Именно принципы, как свидетельствует исторический анализ, проведенный в главе 2 работы, послужили отправной точкой формирования законодательства [17-А; 39-А].

Под функциями принципов гражданского права следует понимать способность принципов воздействовать на общественные отношения, влиять на их характер с целью эффективного регулирования гражданско-правовых отношений. Основными функциями принципов гражданского права являются: индивидуализирующая (индивидуализируют отрасль права, а также конкретизируют общеправовые и конституционные принципы применительно к отрасли гражданского права); информационная (обеспечивают влияние на правосознание участников гражданских правоотношений, получение ими информации о сущности и специфических особенностях гражданско-правового регулирования); нормообразующая (задают ориентиры при формировании гражданско-правовых норм, обеспечивая их непротиворечивость и согласованность); системообразующая (выступают в качестве основных начал при формировании системы гражданского права гражданского законодательства); корректировочная (применяются при необходимости устранения противоречий и исправления ошибок в законодательстве); регулятивная (применяются в случае обнаружения пробелов в законодательстве, а также в случаях, когда подлежащая применению норма противоречит принципам).

С целью усиления регулятивной функции принципов гражданского права предлагается использовать принципы не только при необходимости применения аналогии права, выражаемой через категорию «общий смысл законодательства», но и в качестве самостоятельного основания при решении конкретных гражданско-правовых споров. При наличии пробелов в законодательстве, а также, когда подлежащая применению норма противоречит принципам гражданского права или конституционным положениям, необходимо руководствоваться принципами гражданского права. Аналогия права должна применяться тогда, когда принцип необходимо вывести из смысла гражданского законодательства, если же принцип прямо закреплен ст. 2 ГК, следует применять именно его в качестве правовой нормы. В связи с этим п. 2 ст. 5 ГК предлагается изложить в следующей редакции: «при невозможности использования в предусмотренных случаях аналогии закона, права и обязанности сторон определяются исходя из смысла гражданского законодательства (аналогия права)» [39-А; 51-А].

ГЛАВА 4

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

4.1 Понятие системы принципов гражданского права и поиск системообразующего критерия

С принятием ГК Республики Беларусь 1998 г. правовые принципы нашли свое конкретное воплощение в нормах гражданского законодательства, однако в среде цивилистов до сих пор не достигнуто единства мнений относительно того, какие принципы гражданского права следует отнести к числу отраслевых, а какие таковыми не являются. Отсутствует в правовой науке и единство в вопросах наименования, содержания и количественного состава принципов гражданского права. Даже в учебной литературе по гражданскому праву, которая традиционно имеет привязку к действующему законодательству, приводится различный элементный состав принципов гражданского права, который не всегда соответствует закрепленному в ГК, что свидетельствует о необходимости проведения дополнительного исследования.

Широкий спектр мнений по данному вопросу высказан в российской цивилистической литературе. Так, О.Н. Садиков к числу гражданско-правовых принципов относит принципы неприкосновенности собственности, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления и судебной защиты нарушенных прав, принцип уважения общественных интересов, не называя при этом такие принципы, как принцип равенства и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела [97]. Н.Д. Егоров рассматривает не закрепленный в ГК принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования, не упоминая получившие законодательное признание принципы беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав, их судебной защиты [105, с. 23]. Е.А. Суханов в числе принципов гражданского права также выделяет ряд принципов, не нашедших текстуального воплощения в нормах ст. 1 ГК РФ. Наряду с признанными законодательно ученый называет в числе основных начал гражданского законодательства принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав, а также принцип самостоятельности и инициативы (диспозитивности) в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав. Относят к числу принципов гражданского права диспозитивность также Ю.К. Толстой [440] и Л.И. Шевченко [482, с. 45].

По мнению авторов учебника по гражданскому праву под редакцией профессора Т.И. Илларионовой, «основу гражданского права составляет следующая совокупность принципов: правовое равенство субъектов гражданского права, равенство всех форм собственности, неприкосновенность собственности, свобода договора, свобода предпринимательства, неприкосновенность личности, личных прав и свобод субъекта, неприкосновенность интеллектуальной собственности, осуществление прав своей волей и в своем интересе, недопустимость злоупотребления правом» [101, с. 12]. Е.Г. Комиссарова к числу основных начал относит: равенство участников гражданских правоотношений, свободу договора, необходимость беспрепятственной реализации гражданских прав, недопустимость злоупотребления гражданскими правами [174, с. 3].

Коллектив авторов, возглавляемый профессором В.Ф. Яковлевым, наоборот, избрав традиционный подход, в числе принципов гражданского права рассматривают только основные начала, прямо названные законодателем [103]. Такого же мнения придерживается и большинство белорусских авторов [104, с. 29]. Особую позицию по данному вопросу занимает В.А. Витушко, который не только приводит самый обширный перечень принципов гражданского права Республики Беларусь, но и подробно анализируя их, наполняет широким содержанием. Указанный автор выделяет общеправовые и гражданско-правовые принципы: равенства субъектов гражданских правоотношений; свободы волеизъявления и независимости личности; священности и неприкосновенности права собственности; диспозитивности; наибольшей экономичности отношений субъектов гражданских правоотношений; сотрудничества, сосуществования, взаимной помощи и координации действий субъектов гражданских, особенно предпринимательских отношений; принцип эквивалентности гражданских правоотношений; полной имущественной ответственности и ряд других [66].

Все приведенные мнения ученых достаточно аргументированы и имеют право на существование. На наш взгляд, проблема состоит не в определении количественного состава или перечня принципов, поскольку для функционирования системы количество ее элементов определяющей роли не играет. Основное внимание необходимо сосредоточить на структуре этой системы, наличии объединяющих ее элементы связей, эффективности ее функционирования. «Возможности познания остаются крайне ограниченными, если оно не поднимается выше уровня единичности и непосредственности бытия предмета, если за отдельными явлениями оно не стремится отыскать системы явлений...», - отмечал К. Кульчар [197, с. 256]. Высказанный в рамках науки социологии права, данный тезис в полной мере может быть применим и к другим правовым наукам. Для исследования принципов гражданского права он имеет особое значение, поскольку согласно ст. 2 ГК «под основными началами гражданского законодательства понимается система принципов, определяющих и регламентирующих гражданские отношения» [88]. Таким образом, законодателем указано на присущую принципам гражданского права системность. Вместе с тем определение оптимального количества принципов гражданского права в рамках ст. 2 ГК будет способствовать эффективному осуществлению нормотворческой и правоприменительной деятельности.

В связи с этим в рамках настоящей главы необходимо решить следующие задачи: определить характерные признаки, позволяющие квалифицировать то или иное соединение элементов как систему; установить применимость названных признаков к системе принципов гражданского права; рассмотреть соотношение элементов (структурных частей) внутри системы принципов гражданского права; внести корректировки в закрепленную законодателем систему принципов гражданского права с целью повышения эффективности ее функционирования.

«Система (греч. systema - составленное из частей, соединенное) - категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами системы превышает энергию их связей с элементами других систем, и задающая онтологическое ядро системного подхода» [453]. Характеризуя систему как таковую в самом общем плане, традиционно указывается на единство и целостность взаимосвязанных между собой элементов. Семантическое поле такого понятия системы включает термины «связь», «элемент», «целое», «единство», а также «структура» - схема связей между элементами [231]. Под системой подразумевается определенная совокупность звеньев, находящихся в органической связи друг с другом, образующих определенную целостность, единство [409, c. 1225]. При этом «всякая система представляет такую совокупность, хотя не всякая совокупность есть система» [29, с. 176]. Системой именуется также порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи [79, с. 958].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2010 Современные рефераты