Корабельный устав ВМФ, Строевой устав ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Устав внутренней службы ВС РФ - полные электронные версии
ключей должны иметь замки гидравлических машинок кингстонов, первых и
вторых запоров вентиляции цистерн главного балласта, первых и вторых
запоров систем общекорабельной и специальной вентиляции.
372. Ключи первого комплекта от помещений, кроме ключей от погребов с
боеприпасами, корабельных арсеналов, авиационного горючего и режимных
помещений находятся в повседневном пользовании заведующих помещениями.
На надводных кораблях приказом по кораблю объявляется перечень
помещений, ключи первого комплекта от которых после окончания рабочего
времени должны сдаваться дежурному по кораблю или дежурному по боевой части
(службе).
На подводных лодках (перед убытием экипажа с подводной лодки) ключи
первого комплекта сдаются дежурному по подводной лодке.
Ключи первого комплекта хранятся на специальных досках (в ящиках),
запираемых на замок, в местах, определенных приказом командира корабля. О
выдаче и приеме ключей первого комплекта делается запись в специальном
журнале.
Ключи первого комплекта от погребов с боеприпасами хранятся в ящике,
расположенном в посту контроля погребов, а при отсутствии такового - в
установленном командиром корабля месте. Ящик должен запираться на замок и
опечатываться. Ключ от ящика с ключами от погребов хранится:
на надводных кораблях 1 и 2 ранга - у командира дозора по погребам;
на остальных кораблях - у дежурных по соответствующим боевым частям,
или у дежурного по кораблю.
Ключи первого комплекта от корабельных арсеналов и хранилищ стрелкового
боеприпаса хранятся у дежурного по кораблю в мешках (пеналах), опечатанных
печатью заведующего помещением, порядок их выдачи определяется командиром
корабля.
Ключи первого комплекта от погребов с боеприпасами выдаются по тревогам
и для производства работ - заведующим погребами, а в часы обхода - дозорным
по погребам.
373. Ключи второго комплекта от помещений, кроме ключей от погребов с
боеприпасами, корабельных арсеналов, авиационного горючего и режимных
помещений хранятся:
- на надводных кораблях - на главной корабельной доске, расположенной в
установленном приказом по кораблю помещении;
- на подводных лодках - на специальной доске (в ящике) в центральном
посту.
Главная корабельная доска надводного корабля и специальная доска (ящик)
подводной лодки должны запираться на замок, опечатываться сургучной печатью
и передаваться при смене лицами дежурной или вахтенной службы.
Ключ от замка главной корабельной доски (ящика) хранится в посту
энергетики и живучести. За его сохранность отвечает дежурный по БЧ-5
(дежурный по подводной лодке).
За выдачу, использование по назначению ключей второго комплекта
отвечает дежурный по БЧ-5.
Ключи второго комплекта выдаются по тревогам в случае надобности
специально назначенным лицам.
За укомплектованность главной корабельной доски (ящика) ключами второго
комплекта, их соответствие замкам, установленным на дверях помещений,
отвечают командиры боевых частей (начальники служб) корабля, в заведовании
которых находятся эти помещения.
Ключи второго комплекта от хранилищ стрелкового боеприпаса и
корабельного арсенала хранятся в сейфе командира корабля в мешке (пенале),
опечатанном печатью командира боевой части.
Ключи второго комплекта от погребов с боеприпасом хранятся у командиров
боевых частей в опечатанном их печатью сейфе (ящике), закрытом на замок.
374. Ящики с детонаторами на всех кораблях должны храниться в
специальных сейфах в корабельном арсенале, а на кораблях, где нет арсенала
- в каюте командира корабля.
Сейфы запираются и опечатываются печатью командира той боевой части,
для оружия которой предназначены детонаторы.
Ключи от сейфов хранятся у командира корабля.
375. На надводных кораблях торцовые ключи от клапанов затопления,
орошения и пуска эжекторов затопления погребов (хранилищ) с боеприпасами
хранятся на постах их затопления в специальных гнездах на переборках. Эти
ключи в отличие от других торцовых ключей окрашиваются в красный цвет. На
квадраты штоковых выводов пусковых устройств затопления, орошения и пуска
эжекторов затопления погребов с боеприпасами накладываются стопоры,
предохраняющие штоковые выводы от случайного проворачивания. Запрещается
использовать эти ключи не по назначению.
Маркировка помещений , имущества и оборудования
376. На корабле все аварийное и спасательное имущество, баллоны,
трубопроводы и их запорные устройства, клапаны, вентиляционные закрытия и
системы, обеспечивающие живучесть корабля, а также корабельное
электрооборудование и кабели электропитания должны иметь установленную для
них маркировку, окраску и отличительные надписи. Правила нанесения
маркировки, окраски и отличительных надписей приведены в приложениях 12, 13
и 14 к настоящему Уставу.
377. Отсекам и помещениям корабля присваиваются наименования, а имеющим
одинаковое предназначение - номера.
Нумерация начинается с помещений (цистерн) первого водонепроницаемого
отсека корабля и продолжается, не прерываясь, в последующих
водонепроницаемых отсеках корпуса, а затем в надстройках.
Нумерация производится последовательно в пределах каждого
непроницаемого отсека (надстройки) с носа в корму и снизу вверх. Нечетные
номера присваиваются помещениям (цистернам) правого борта, а четные -
левого борта. Палубы и платформы нумеруются сверху вниз, а ярусы надстроек
- снизу вверх.
На всех дверях, люках помещений и горловинах цистерн должны быть
надписи, указывающие наименование и номер помещения (цистерны), в которое
они ведут. Например: Электростанция № 3, ЦПВ № 1.
Маркировка горловин, люков и дверей
378. Все непроницаемые горловины, люки и двери корабля (в дальнейшем -
горловины) приказом по кораблю разбиваются на четыре категории: Б, З, П, Т
(первые буквы слов «Боеприпасы», «Задраено», «Приказание», «Тревога»).
В приказе должно быть указано, кто и за состояние каких именно горловин
несет ответственность. Размеры и цвет букв, а также их окантовка,
применяемые при маркировке горловин, приведены в приложении 11 к настоящему
Уставу.
На всех кораблях горловины, ведущие в погреба с боеприпасами и в
помещения для хранения легкого авиационного горючего, маркируются буквой
«Б».
На надводных кораблях горловины, ведущие в междудонные и бортовые
отсеки, кингстонные и эжекторные выгородки, подбашенные междудонные отсеки,
топливные, масляные, водяные цистерны, балластные, креновые и дифферентные
цистерны, форпик, ахтерпик и в коридоры кабельных трасс, маркируются буквой
«З».
На подводных лодках все люки и горловины (кроме рубочного и
переборочных люков и дверей), маркируются буквой «З».
На надводных кораблях двери, люки и горловины, расположенные на первой
непрерывной палубе, проходящей над ватерлинией, а также все горловины,
расположенные ниже этой палубы и не вошедшие в группы горловин,
маркированных буквами «Б» и «З», маркируются буквой «П».
На подводных лодках рубочный и переборочные люки и двери, маркируются
буквой «П».
На надводных кораблях двери, люки и горловины, расположенные выше
первой непрерывной палубы, проходящей над ватерлинией и не вошедшие в
группы горловин, маркированных буквами «Б» и «З», маркируются буквой «Т».
379. Горловины, маркированные буквой «Б», должны быть всегда задраены,
а при отсутствии людей в этих помещениях - опечатаны и заперты на замок.
Горловины, маркированные буквой «Б», могут быть отдраены:
а) по приказанию командира боевой части заведующими для погрузки и
выгрузки боеприпасов и подачи их по тревогам, а также для вентилирования и
охлаждения помещений;
б) с разрешения командира дозора дозорными по погребам для осмотра
помещений в соответствии со специальной инструкцией.
По приказанию командира БЧ-5 помещения – хранилища легкого авиационного
горючего могут быть отдраены заведующими:
а) для обеспечения приема, передачи горючего, заправки летательных
аппаратов;
б) при проведении ежедневного осмотра, других плановых работ, а также
для вентилирования и охлаждения;
в) для осмотра лицами дежурной и вахтенной служб в соответствии со
специальной инструкцией.
380. Горловины, маркированные буквой «З», должны быть всегда задраены,
а горловины от кингстонных выгородок и подбашенных отсеков, кроме того,
заперты на замок.
Горловины, маркированные буквой «З», отдраиваются с разрешения
командира БЧ-5 под руководством назначенного им лица. Об этом производится
доклад дежурному по кораблю через дежурного по БЧ-5.
Об отдраивании и задраивании горловин, маркированных буквой »З»,
делается запись в суточном журнале электромеханической боевой части и в
вахтенном журнале корабля.
381. К открытым горловинам, маркированным буквой «З», (во всех случаях)
и горловинам, маркированным буквой «Б», (на время вентилирования и
охлаждения помещений) выставляются вахтенные. По истечении надобности
горловины должны быть немедленно задраены.
382. Горловины, маркированные буквой «П», должны быть постоянно
задраены. Дежурная (вахтенная) служба корабля обязана следить за этим.
На подводных лодках переборочные двери и люки, маркированные буквой
«П», могут быть временно открыты для прохода личного состава или по
приказанию центрального поста (при вентилировании подводной лодки, подаче
воздуха к работающим дизелям, воздушным компрессорам и т.д.).
На надводных кораблях перечень горловин и иллюминаторов, которые
дежурный по кораблю может приказать держать открытыми в обычных условиях
ночью и по боевой готовности № 2, должен быть объявлен приказом по кораблю.
Отдраивание горловин, маркированных буквой «П», производится по команде
«Отдраить водонепроницаемые переборки’’. В обычной обстановке эта команда
подается дежурным по кораблю утром после побудки личного состава.
Отдраенные горловины, маркированные буквой «П», задраиваются в
следующих случаях:
а) по тревогам;
б) по команде «Корабль к бою и походу приготовить»;
в) на ночь по команде «Задраить водонепроницаемые переборки»,
подаваемой ежедневно в установленное распорядком дня время, если по тем или
иным условиям плавания (стоянки) эта команда не была отдана ранее, и в
особых условиях плавания (прохождение узкостей и районов, опасных для
плавания; во время эволюций и совместных упражнений с другими кораблями;
при входе (выходе) в порт, шлюз, док и т.д.; в местах скопления большого
числа судов; при буксировке; при плавании в тумане и при штормовой погоде).
383. Горловины, маркированные буквой «Т», задраиваются только по
тревогам и сигналу «Радиационная опасность».
При понижении боевой готовности и прекращении действия сигнала
«Радиационная опасность» эти горловины могут быть отдраены.
384. Во время тревог приказание об отдраивании горловин, маркированных
буквами «Б», «П» и «Т» для прохода личного состава или других нужд может
исходить только с ГКП или из ПЭЖ.
По боевой готовности № 2 часть дверей и люков, определенных приказом по
кораблю, может быть отдраена для прохода личного состава и проветривания
помещений.
385. Все иллюминаторы, имеющиеся на корабле, по команде «Корабль к бою
и походу приготовить», по тревогам, а также, когда корабль находится в
боевой готовности № 2 или на ходу, должны быть задраены.
При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовых) по сигналу «Задраить
водонепроницаемые переборки» задраиваются и иллюминаторы, расположенные
ниже верхней палубы. Только с разрешения дежурного по кораблю часть этих
иллюминаторов (в жилых помещениях) может быть отдраена для обеспечения
нормальных условий отдыха личного состава.
Соответствие состояния горловин, иллюминаторов объявленным боевым
готовностям и отданным командам контролирует дежурная служба корабля, и в
первую очередь дозорные по живучести и дневальные.
Если помещение закрывается на замок, то все иллюминаторы в нем должны
быть задраены, освещение и нагревательные приборы выключены, вентиляция
остановлена.
Работы на арматуре и трубопроводах, связанные с забортными отверстиями,
на корабле выполняются с разрешения командира БЧ-5 под контролем дежурного
по кораблю (подводной лодке). В суточном журнале БЧ-5 (вахтенном журнале
подводной лодки) указывается руководитель, время начала и окончания работ,
их объем, должность и фамилия лица, проводившего инструктаж на выполнение
работ, и результаты этой работы.
Запрещается проводить работы на непроницаемых, герметичных корпусных
конструкциях, палубах, цистернах и горловинах связанные с вырезом отверстий
в них.
В исключительных случаях такие работы производятся с разрешения
технического управления флота. При боевых и аварийных повреждениях
разрешение на проведение этих работ дает командир корабля, если такая
крайняя мера вызывается необходимостью спасения людей. Непроницаемость,
герметичность корпусных конструкций по завершении работ должны быть
немедленно восстановлены.
На подводной лодке независимо от ее нахождения (в море, базе) прочный
корпус, межотсечные и внутриотсечные переборки всегда должны быть
герметичны, арматура исправна и готова к обеспечению погружения на
предельную глубину.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ВЗРЫВОВ И ПОЖАРОВ
386. Взрывопожароопасные работы – работы, при проведении которых на
корабле возможно возникновение взрывов, пожаров и для их предотвращения
необходимо провести соответствующее организационно-технические обеспечение.
Под открытым огнем следует понимать действующие приборы электросварки,
свечи, факелы, керосиновые и свечные фонари, электровоспламенители и т.д.
Пользоваться открытым огнем для разного рода работ, а также производить
взрывопожароопасные работы на корабле можно только с разрешения командира
БЧ-5.
В местах проведения огнеопасных работ, а также по решению командира БЧ-
5 в смежных помещениях выставляются специальные вахтенные с переносными
средствами тушения пожаров. Инструктаж вахтенных производит руководитель
работ – командир подразделения. Подготовка вахтенных к исполнению этих
обязанностей проводится командирами боевых частей (начальниками служб) в
каждом периоде обучения.
В районе проведения огнеопасных работ все стационарные и переносные
средства борьбы с пожаром приводятся в готовность к немедленному
использованию.
О месте проведения работ объявляется по кораблю и заведующие этими
помещениями должны быть освобождены на время работ и время осмотра после
работ от других мероприятий корабельного распорядка. По окончании работ
наблюдение за помещениями проводится в течении не менее шести часов.
Время начала огнеопасных работ, их окончания и завершения осмотра
помещений фиксируется в вахтенном журнале корабля, журнале огнеопасных
работ и в суточном журнале БЧ-5.
Запрещается пользоваться открытым огнем как средством освещения в
помещениях на корабле.
ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ ВЕЩЕСТВ И ОГНЕОПАСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
387. Приказом по кораблю определяются места и порядок хранения
обтирочного материала, лаков, красок, горючих, агрессивных жидкостей и
газов, горючих и -смазочных материалов.
388. На надводных кораблях бензин, авиационное топливо и другие
легковоспламеняющиеся вещества должны храниться в назначенных приказом по
кораблю местах, которые расположены на верхней палубе в удалении от каких
либо источников огня, а также специально оборудованы и хорошо
вентилируются. Легковоспламеняющиеся вещества должны находиться в цистернах
или другой штатной таре готовой к сбросу за борт.
Пролитый бензин или авиационное топливо должны немедленно удаляться
паклей или ветошью, а помещение – вентилироваться.
Запрещается использовать бензин, авиационное топливо, спирт и другие
огнеопасные материалы для протирания палуб корабля и мебели.
Категорически запрещается на подводных лодках хранение бензина,
авиационного топлива, растворителей и лакокрасочных материалов, а также
проведение каких-либо работ в отсеках с использованием бензина.
389. На корабле должны быть организованы:
1) контроль за температурой жидкого топлива, которая не должна
превышать +50 градусов для тяжелых (темных) сортов и +25 градусов для
легких (светлых);
2) почасовой контроль за наличием подушки инертных газов над зеркалом
испарения авиационного топлива в хранилищах авиационного топлива с ведением
графика вентилирования хранилищ и постов приема-раздачи этого вида топлива.
Запрещается пользоваться открытым огнем при вскрытии топливных и
масляных цистерн и разборке топливных и масляных трубопроводов
390. В трюмах не допускается скопление воды и горючих материалов.
Горючее и смазочные материалы, попавшие в трюм, должны немедленно
удаляться.
Запрещается выбрасывать за борт, на причальные сооружения промасленную
ветошь, мусор и другие горючие материалы. Их необходимо удалять с корабля
на берег в контейнеры, установленные в специально отведенных для этой цели
местах.
На причальных сооружениях, по месту стоянки кораблей, должны быть
оборудованы щиты с комплектом средств пожаротушения.