Шпоры по комплексному гос экзамену 2007
Шпоры по комплексному гос экзамену 2007
Шпоры по комплексному гос экзамену 2007 по предмету \" Психология\".
|№2,вопрос 5 |
| | |
| |Социальная перцепция |
| | |
| |Понятие «перцепция» ввел Брукнер в 1947 г. Это процесс |
| |взаимодействия объективного и субъективного восприятия. |
| | |
| |Социальная перцепция отличается от перцепции: |
| | |
| |1. Воспринимаемый объект не пассивен.2. Внимание |
| |воспринимающего субъекта сосредоточено на оценочных |
| |интерпретациях партнера.3. Процесс социальной перцепции |
| |эмоционально окрашен. |
| | |
| |В общей психологии - социальная перцепция - исследование |
| |механизмов порождения сенсорных образований. |
| | |
| |В социальной психологии - социальная перцепция - |
| |восприятие внешних признаков человека, соотношение их с |
| |его личностными характеристиками, интерпретация и |
| |прогнозирование на этой основе его поступков. |
|№3 ,вопрос 3 | |
| |Функции перцепции:1. Познание себя2. Познание партнера по |
|Гештальт - терапия:история, основные положения, принципы и техники |общению.3. Организация совместной деятельности.4. |
| |Установление эмоциональных отношений. Механизмы социальной|
|Основу сост-т Г-философия. |перцепции: |
| | |
|Мир существует вне зависимоти от меня |1. Идентификация - предположение о внутреннем состоянии |
| |партнера строится на основе попытки представить себя на |
|Мир сущ-ет только внутри меня |его месте. |
| | |
|Приобрела свое разв. В США и Канаде |2. Эмпатия - эмоциональное вчувствование. Она основана на |
| |умении правильно представлять себе, что происходит внутри |
|Человек рассматривался как потенциал общественного производства. |другого человека. |
| | |
|Наука родилась на стыке Г-философ. Г- психологии. |3. Аттракция - основана на формировании к партнеру по |
| |общению (I *) чувства. |
|Фриц Перлз (1893-1970) - создатель гештальт - терапия. Он считает, что любой аспект | |
|поведения - есть проявление бытия человека. Кроме того, идея целостности означает |4. Социальная рефлексия - способность представить как ты |
|понимание индивида как части более широкого поля, включающего организм и среду. В |воспринимаешься партнером по общению. |
|этом единстве —«контактная граница» между индивидом и средой. У здорового индивида | |
|она подвижна. Контакт со средой является формированием гештальта , уход -завершением.|5. Каузальная атрибуция - приписывание другому |
|Невротик находится в системе незавершенных гештальтов, неотреагированных проблем, и |определенных мотивов поведения |
|живет он не «здесь и сейчас», а в прошлом. Главное препятствие на пути личностного | |
|роста - неотреагированность ситуаций прошлого и боязнь пустоты, когда мы лишаемся |из-за отсутствия информации. пр.: Эксперимент Бадалева, |
|привычных способов поведения. Если человек способен существовать в этом тупике, то |когда учителям показывали фото детей совершивших проступок|
|это приводит к «внутреннему взрыву», переживаемому как страх смерти, а затем к |(на фото были красивые и некрасивые дети), красивых |
|эмоциональному взрыву (гнев, горе, радость жизни). Это ознаменует возрождение |оправдывали и предлагали меньшее наказание. |
|человека, отреагирование прошлого. | |
| |Схема формирования 1-го впечатления: |
|Перлз | |
| |1) Наблюдатель ощущает превосходство партнера |
|В основе Г-ПТ лежит полная противоположность когнитивным техникам. «забудьте о своем |следовательно (он будет оцениваться выше по всем |
|уме, и доверьтесь своим чувствам» |параметрам). |
| | |
|Мы пытаемся защитить самих себе от психологических проблем. |2) Восприятие партнера как больше привлекательного внешне,|
| |следовательно он будет оцениваться выше и по социальным и |
|Будем работать здесь и сейчас. |по психологическим параметрам. |
| | |
|Истоки г-пт |3) Если партнер хорошо относится к нам или разделяет наши |
| |идеи, то мы его оценим выше и по др. показателям. |
|Отцы: З.Фрейд | |
| |Б основе всех схем формирования 1-го впечатления лежит |
|Рассматривалась как закономерный этап психотерапии. |СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП - устойчивое представление о явл. или|
| |людях, принадлежащих к той или иной группе. |
|Перлз: -проблематика незаконченного действия. Не рассматривал человека как отдельно | |
|взятую индивидуальную личность. |№1,вопрос 24 |
| | |
|Человек-часть среды. |Внимание - это направленность психики (сознания) на |
| |определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или |
|Фрейд: все проблемы человека кроются в инстинктах в прошлом. |ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания),|
| |предполагающее повышенный уровень сенсорной, |
|Каждый невроз оригинален по проявлению, а причина одна и таже. |интеллектуальной или двигательной активности. |
| | |
|Ученик Перлза-Вельгельм Райк: ни только патологические процессы возникают из самой |Направленность проявляется в избирательности. В |
|патологии органов, они возникают из регулятивов. |зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное |
| |(перцептивное: зрительное и слуховое), интеллектуальное, |
|Гештальт -целостная структура. |моторное (двигательное). |
| | |
|-специфическая организация частей, которая составл единое целое. |Св-ва В:1.сосредоточенность(концентрация)выделение |
| |сознанием объекта и направление на него |
|Изучение частей не может давать представление о целом, т. к.целое-продукты |внимания.2.устойчивость-большая |
|взаимодействия. |сопротивляемость,отвлечение благодаря чему ч-к длительное |
| |время м.б сосредоточен на к-нить предмете или |
|Человек может самостоятельно достичь психол. И соц. Адаптации и психолог адаптация |действии.3.объем внимания-кол-во объектов воспринимаемых |
|выдел фигуры и фона. |одновременно.4.распределение-умение следить за несколькими|
| |предметами или выполнение различных |
|Основные положения Г-ПТ |действий.5.переключение -сознательное перемещение внимания|
| |на нов объект. |
|1Каждый организм стремиться к состоянию достичь полного функционирования. | |
|Гештальт-завершенное, законченное действие. |Различают три вида внимания: непроизвольное(сосредоточение|
| |сознания на объекте в силу каких то его особенностей), |
|2 функцилонирование индивидов….. |произвольное (сознательно регулируемое сосредоточение на |
| |объекте)и послепроизвольное(вторичное) |
|№ 1,вопрос 5 | |
| |Рассеяность-сознание ч-ка не имеет определенной |
|Общая характеристика теории деятельности Леонтьева (1903-1979).Внутренняя психическая|направленности.Оно переходит с 1объекта на др,те |
|деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности и |рассеивается. |
|имеет то же строение. | |
| |Развитие внимания: |
|Изучая практическую деятельность, мы изучаем психическую деятельность. На основании | |
|чего можно судить обладает ли организм психикой? - В особенностях поведения организма|Внимание развивается постепенно и на определенном уровне |
|Леонтьев видит водораздел между психическим и допсихическим в переходе от |своего развития становиться свойством личности ее |
|раздражимости к чувственности. |постоянной особенностью кот называется внимательностью. |
| | |
|• Раздражимость - реакция на биологически значимые воздействия. |Дошкольный возраст-непроизвольное,Школьн-произвольное. |
| | |
|• Чувственность - реакция на воздействия, которые сами по себе не несут биологической|Концепция внимания Гальперина: |
|значимости (Пример: рычание зверя само по себе не разрушительно, но сигнализирует об | |
|опасности). Новые ступени психического отражения возникли в связи с усложнением |1.внимание явл одним из моментов ориентировочного |
|деятельности. Отличительная черта сознания - возможность отражения безотносительно к |исследовательской д-ти и представляет соб психологическое |
|биологическому смыслу этого отражения. Возникновение сознания обусловлено |дейс-е направленое на содержание образа,мысли,др феномена |
|возникновением особой формы деятельности - коллективного труда. |имеющего в данный момент в психики ч-ка.2.главная ф-ция |
| |внимания-контроль над содержанием действия |
|Структура деятельности (деятельность - это форма активности): |психологического образа.3в отличии от действий |
| |направленных на производство определенного продукта д-ть |
|> Активность побуждается потребностью. > Потребность - состояние нужды организма, |контроля или внимания не имеет определенного |
|которое представлено на уровне |рез-та.4.внимание как самостоятельный акт выделяется лишь |
| |тогда когда действие становиться не только умственным но |
|дискомфорта. \"г Предмет - в ходе поиска (активности) происходит встреча потребности с|ее сокращением.5.конкретные акты внимания произвольного и |
|предметом. |не произвольного явл рез-ами формирования новых умственных|
| |действий. |
|С этого момента активность становится направленной, потребность опредмечивается и | |
| |№1,вопрос 20 |
|становится мотивом. | |
| |Мышление - процесс опосредованного отражения в сознании |
|> Мотив - то, ради чего совершается деятельность. > Деятельность - совокупность |связей и отношений между предметами и явлениями. Мышление |
|действий, вызываемых мотивом. Деятельность полимотивирована, где один из мотивов |бывает наглядно - действенное, наглядно - образное и |
|является ведущим (смыслообразуюшим). > Действие - структурная единица деятельности. |отвлеченное (абстрактное) |
|Это процесс, направленный на достижение цели. > Операции- являются составляющими | |
|действий, т.е. способами выполнения действия. |Мышление связано с языком и речью. В этом - отличие |
| |психики человека от психики животного. У животных мышление|
|Операции обусловлены условиями. > Цель - осознаваемый образ желаемого результата. |всегда наглядно - действенное. Только с появлением слова |
|Сдвиг мотива на цель (превращение |становится возможным отвлечь от познаваемого объекта какое|
| |- либо свойство и закрепить это понятие в слове. Мысль |
|цели в мотив) - механизм формирования новой деятельности. В психологии Леонтьев ввел |отражает в слове материальную оболочку. |
|понятие «ведущей деятельности» - та деятельность, с которой на данном этапе связано | |
|возникновение психических новообразований и в русле которых развиваются другие виды |Всякая мысль возникает и развивается в связи с речью. Чем |
|деятельности. |глубже продумана мысль, тем четче она выражается в слове и|
| |наоборот. |
| | |
| |Формируя размышления вслух, человек формулирует их и для |
| |себя. Благодаря этому становится возможным развернутое |
| |рассуждение (сопоставление мыслей, возникающих в процессе |
| |мышления). |
| | |
| |Выготский: в возрасте около двух лет речь начинает |
| |становится интеллектуализированной, а мышление - речевым. |
| |Ребенок начинает быстро расширять словарный запас и |
| |открывает для себя символическую функцию речи (за словом |
| |лежит обобщение) |
| | |
| |Пиаже: |
| | |
| |1. Сенсомоторный интеллект ( 0-1,5) - действия только во |
| |внешнем плане. |
| | |
| |2. Стадия конкретных операций ( 2-7) - наглядное мышление.|
| | |
| |3. Стадия формирования операций - логическая форма |
| |мышления. |
|-------------------------------------------------------------------------------------+----------------------------------------------------------|
| |№1,вопрос 21 |
| | |
| |Виды и функции речи. |
| | |
| |Речь является основным средством человеческого общения. |
| |Без нее человек не имеет возможности получать и передавать|
| |большое количество информации, особенно если она несет |
| |большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что |
| |невозможно передать с помощью органов чувств (правила, |
| |законы, абстрактные понятия и т.д.). Благодаря речи, |
| |человек не ограничивается только собственным опытом, но и |
| |обогащается опытом других людей. По своему значению речь |
| |имеет многофункциональный характер. Она является не только|
| |средством общения, но и средством мышления, носителем |
| |сознания, памяти, информации (письменные тексты), |
| |средством управления поведением других людей и регуляции |
| |собственного поведения человека. |
| | |
| |Речь - это совокупность произносимых или воспроизводимых |
| |звуков, имеющий тот же смысл и то же значение, что и |
|№2,вопрос 22 |соответствующая им система письменных знаков. Речь без |
| |освоения языка невозможна, в то время как язык может |
|Становление низших форм поведения психики. |существовать и развиваться относительно независимо от |
| |отдельного человека. Речью называют процесс практического |
|Как же начиналось и шло развитие психики и поведения у животных? |применения человеком языка в целях общения с др. людьми. В|
| |отличие от речи язык - это средство общения людей др. с |
|Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная|другом. Язык - это система условных обозначений |
|от простейших животных и кончая человеком, предложил А. Н. Леонтьев. Позднее она была|(символов), с помощью которых передаются сочетание звуков,|
|доработана и уточнена К. Э. .Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, |имеющих для людей определенный смысл и значение. |
|поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева — Фабри. | |
| |Виды речи: 1) устная - общение между людьми с помощью |
|Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится |произнесения в слух, с одной стороны, и восприятия на слух|
|на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и |- с другой (монологическая, диалогическая); 2) письменная |
|перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — |- речь посредством письменных знаков; 3) внутренняя речь -|
|три уровня: низший, высший и наивысший. |не выполняющая функций общения, а лишь обслуживающая |
| |процесс мышления конкретного человека. |
|Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием | |
|двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе |Функции речи: 1) выражение - с помощью речи человек |
|эволюционного развития то, другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование |передаёт свои чувства, переживания, отношения; |
|движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организмa. Эта |выразительность, эмоциональность расширяет возможности |
|деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее |общения; 2) воздействия - способность человека с помощью |
|возможностей, создает условия для азвития новых видов деятельности и форм отражения. |речи побуждать людей к действию; 3) сообщение - состоит в |
|То и другое посредствуется совершенствованием психики. |обмене мыслями между людьми с помощью слов, фраз; 4) |
| |обозначения - способность человека с помощью речи давать |
|Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами |предметам и явлениям окружающей действительности присущие |
|чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с |только им названия. |
|выделением у животных специализированного органа(челюсти), осуществляющего сложные | |
|манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. |№3,вопрос2 |
| | |
|Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на отором находятся простейшие |Современные методы групповой психотерапии. |
|и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной „среде, характеризуется тем, что | |
|здесь в достаточно развитом ввиде представлена раздражимость — способность .живых |Морена (основатель психодрамы) в 1932 году ввел термин |
|организмов реагировать на биологически значимые воздейст-вия среды повышением уровня |«групповая психотерапия» - метод объединения людей в |
|своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как |обществе в новые группы на основе личностных предпочтений |
|способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к |и соцпометряческих оценок. |
|научению методом условных рефлексов еще отсутствует. двигательная активность животных| |
|еще не имеет поискового, целенаправленного характера. Следующий, высший уровень |Поведение руководителя направлено на интрапсихический |
|стадии элементарной сенсорной |инсайт. Групповая психотерапия - это не лабораторное |
| |решение проблем в группе. Неприемлемы физический и |
|психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей Двигательная |визуальный контакт между терапевтом и пациентом. Фрейд не |
|активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска |использовал терапию искусством (хотя считал, что |
|биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий. |бессознательное проявляется в символических образах). Юнг |
| |предлагал выражать свои мысли и фантазию в рисунках - |
|Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые |одним из средств изучения является бессознательное. |
|из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве |Рисунки и мечты - отражение подсознательных процессов. |
|инстинктов — наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких | |
|систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций. |> Группы, основанные на принципе Курта Левина - Т-группы |
| |(тренинговые группы) - 1946 г.. Участники группы получают |
|Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, |пользу от анализа собственных групповых переживании. |
|перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает |Основной принцип - «здесь и сейчас». Развитие |
|восприниматься в виде вещно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но |коммуникативных умений. |
|образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с | |
|очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и |< Группы встреч (Роджерс - концепция открытой встречи - |
|отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы |интеграция сознания и тела). Признаки группы: 1) |
|при-способительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков. |самораскрытие: 2) внимание к чувствам; 3) осознание себя и|
| |своего физического «Я»; 4) ответственность и принцип |
|Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с|«здесь и теперь» - фокусируют внимание на сиюминутные |
|изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, |переживания, а не аппилируют к прошлому опыту. |
|целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной | |
|психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, | Гештальт терапия - в середине б0-х годов - групповая |
| |терапия. Перлз: члены группы наблюдают за поведением |
|Виды:-обоняние,-осязание,-вкус,-зрение,- |работающего пациента и лучше понимают себя и проблему. |
| |Есть классические и некласические формы терапии. Например,|
|Шеррингтон: |психодрама Морено обязательно основывалась на социометрии,|
| |а сейчас иногда принимает форму ролевой игры. |
|-экстероцептивные(дистантные ощ.,контактные,тактильные,осязательные.) |№3,вопрос2 |
| | |
|-интероцептивные(органические ощущения,ощ. боли). |Современные методы групповой психотерапии. |
| | |
|-проприоцептивные(равновесие,движение) |Морена (основатель психодрамы) в 1932 году ввел термин |
| |«групповая психотерапия» - метод объединения людей в |
|Генетическая классфик.ощ:Хедом |обществе в новые группы на основе личностных предпочтений |
| |и соцпометряческих оценок. |
|1)протопатическая(органические ощ.) | |
| |методы групповой психотерапии: |
|2)эпикритическая(более тонкая дифференциальная и рациональная чувствительность) | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|