Рефераты

Шпоры по комплексному гос экзамену 2007

Шпоры по комплексному гос экзамену 2007

Шпоры по комплексному гос экзамену 2007 по предмету \" Психология\".

|№2,вопрос 5 |

| | |

| |Социальная перцепция |

| | |

| |Понятие «перцепция» ввел Брукнер в 1947 г. Это процесс |

| |взаимодействия объективного и субъективного восприятия. |

| | |

| |Социальная перцепция отличается от перцепции: |

| | |

| |1. Воспринимаемый объект не пассивен.2. Внимание |

| |воспринимающего субъекта сосредоточено на оценочных |

| |интерпретациях партнера.3. Процесс социальной перцепции |

| |эмоционально окрашен. |

| | |

| |В общей психологии - социальная перцепция - исследование |

| |механизмов порождения сенсорных образований. |

| | |

| |В социальной психологии - социальная перцепция - |

| |восприятие внешних признаков человека, соотношение их с |

| |его личностными характеристиками, интерпретация и |

| |прогнозирование на этой основе его поступков. |

|№3 ,вопрос 3 | |

| |Функции перцепции:1. Познание себя2. Познание партнера по |

|Гештальт - терапия:история, основные положения, принципы и техники |общению.3. Организация совместной деятельности.4. |

| |Установление эмоциональных отношений. Механизмы социальной|

|Основу сост-т Г-философия. |перцепции: |

| | |

|Мир существует вне зависимоти от меня |1. Идентификация - предположение о внутреннем состоянии |

| |партнера строится на основе попытки представить себя на |

|Мир сущ-ет только внутри меня |его месте. |

| | |

|Приобрела свое разв. В США и Канаде |2. Эмпатия - эмоциональное вчувствование. Она основана на |

| |умении правильно представлять себе, что происходит внутри |

|Человек рассматривался как потенциал общественного производства. |другого человека. |

| | |

|Наука родилась на стыке Г-философ. Г- психологии. |3. Аттракция - основана на формировании к партнеру по |

| |общению (I *) чувства. |

|Фриц Перлз (1893-1970) - создатель гештальт - терапия. Он считает, что любой аспект | |

|поведения - есть проявление бытия человека. Кроме того, идея целостности означает |4. Социальная рефлексия - способность представить как ты |

|понимание индивида как части более широкого поля, включающего организм и среду. В |воспринимаешься партнером по общению. |

|этом единстве —«контактная граница» между индивидом и средой. У здорового индивида | |

|она подвижна. Контакт со средой является формированием гештальта , уход -завершением.|5. Каузальная атрибуция - приписывание другому |

|Невротик находится в системе незавершенных гештальтов, неотреагированных проблем, и |определенных мотивов поведения |

|живет он не «здесь и сейчас», а в прошлом. Главное препятствие на пути личностного | |

|роста - неотреагированность ситуаций прошлого и боязнь пустоты, когда мы лишаемся |из-за отсутствия информации. пр.: Эксперимент Бадалева, |

|привычных способов поведения. Если человек способен существовать в этом тупике, то |когда учителям показывали фото детей совершивших проступок|

|это приводит к «внутреннему взрыву», переживаемому как страх смерти, а затем к |(на фото были красивые и некрасивые дети), красивых |

|эмоциональному взрыву (гнев, горе, радость жизни). Это ознаменует возрождение |оправдывали и предлагали меньшее наказание. |

|человека, отреагирование прошлого. | |

| |Схема формирования 1-го впечатления: |

|Перлз | |

| |1) Наблюдатель ощущает превосходство партнера |

|В основе Г-ПТ лежит полная противоположность когнитивным техникам. «забудьте о своем |следовательно (он будет оцениваться выше по всем |

|уме, и доверьтесь своим чувствам» |параметрам). |

| | |

|Мы пытаемся защитить самих себе от психологических проблем. |2) Восприятие партнера как больше привлекательного внешне,|

| |следовательно он будет оцениваться выше и по социальным и |

|Будем работать здесь и сейчас. |по психологическим параметрам. |

| | |

|Истоки г-пт |3) Если партнер хорошо относится к нам или разделяет наши |

| |идеи, то мы его оценим выше и по др. показателям. |

|Отцы: З.Фрейд | |

| |Б основе всех схем формирования 1-го впечатления лежит |

|Рассматривалась как закономерный этап психотерапии. |СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП - устойчивое представление о явл. или|

| |людях, принадлежащих к той или иной группе. |

|Перлз: -проблематика незаконченного действия. Не рассматривал человека как отдельно | |

|взятую индивидуальную личность. |№1,вопрос 24 |

| | |

|Человек-часть среды. |Внимание - это направленность психики (сознания) на |

| |определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или |

|Фрейд: все проблемы человека кроются в инстинктах в прошлом. |ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания),|

| |предполагающее повышенный уровень сенсорной, |

|Каждый невроз оригинален по проявлению, а причина одна и таже. |интеллектуальной или двигательной активности. |

| | |

|Ученик Перлза-Вельгельм Райк: ни только патологические процессы возникают из самой |Направленность проявляется в избирательности. В |

|патологии органов, они возникают из регулятивов. |зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное |

| |(перцептивное: зрительное и слуховое), интеллектуальное, |

|Гештальт -целостная структура. |моторное (двигательное). |

| | |

|-специфическая организация частей, которая составл единое целое. |Св-ва В:1.сосредоточенность(концентрация)выделение |

| |сознанием объекта и направление на него |

|Изучение частей не может давать представление о целом, т. к.целое-продукты |внимания.2.устойчивость-большая |

|взаимодействия. |сопротивляемость,отвлечение благодаря чему ч-к длительное |

| |время м.б сосредоточен на к-нить предмете или |

|Человек может самостоятельно достичь психол. И соц. Адаптации и психолог адаптация |действии.3.объем внимания-кол-во объектов воспринимаемых |

|выдел фигуры и фона. |одновременно.4.распределение-умение следить за несколькими|

| |предметами или выполнение различных |

|Основные положения Г-ПТ |действий.5.переключение -сознательное перемещение внимания|

| |на нов объект. |

|1Каждый организм стремиться к состоянию достичь полного функционирования. | |

|Гештальт-завершенное, законченное действие. |Различают три вида внимания: непроизвольное(сосредоточение|

| |сознания на объекте в силу каких то его особенностей), |

|2 функцилонирование индивидов….. |произвольное (сознательно регулируемое сосредоточение на |

| |объекте)и послепроизвольное(вторичное) |

|№ 1,вопрос 5 | |

| |Рассеяность-сознание ч-ка не имеет определенной |

|Общая характеристика теории деятельности Леонтьева (1903-1979).Внутренняя психическая|направленности.Оно переходит с 1объекта на др,те |

|деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности и |рассеивается. |

|имеет то же строение. | |

| |Развитие внимания: |

|Изучая практическую деятельность, мы изучаем психическую деятельность. На основании | |

|чего можно судить обладает ли организм психикой? - В особенностях поведения организма|Внимание развивается постепенно и на определенном уровне |

|Леонтьев видит водораздел между психическим и допсихическим в переходе от |своего развития становиться свойством личности ее |

|раздражимости к чувственности. |постоянной особенностью кот называется внимательностью. |

| | |

|• Раздражимость - реакция на биологически значимые воздействия. |Дошкольный возраст-непроизвольное,Школьн-произвольное. |

| | |

|• Чувственность - реакция на воздействия, которые сами по себе не несут биологической|Концепция внимания Гальперина: |

|значимости (Пример: рычание зверя само по себе не разрушительно, но сигнализирует об | |

|опасности). Новые ступени психического отражения возникли в связи с усложнением |1.внимание явл одним из моментов ориентировочного |

|деятельности. Отличительная черта сознания - возможность отражения безотносительно к |исследовательской д-ти и представляет соб психологическое |

|биологическому смыслу этого отражения. Возникновение сознания обусловлено |дейс-е направленое на содержание образа,мысли,др феномена |

|возникновением особой формы деятельности - коллективного труда. |имеющего в данный момент в психики ч-ка.2.главная ф-ция |

| |внимания-контроль над содержанием действия |

|Структура деятельности (деятельность - это форма активности): |психологического образа.3в отличии от действий |

| |направленных на производство определенного продукта д-ть |

|> Активность побуждается потребностью. > Потребность - состояние нужды организма, |контроля или внимания не имеет определенного |

|которое представлено на уровне |рез-та.4.внимание как самостоятельный акт выделяется лишь |

| |тогда когда действие становиться не только умственным но |

|дискомфорта. \"г Предмет - в ходе поиска (активности) происходит встреча потребности с|ее сокращением.5.конкретные акты внимания произвольного и |

|предметом. |не произвольного явл рез-ами формирования новых умственных|

| |действий. |

|С этого момента активность становится направленной, потребность опредмечивается и | |

| |№1,вопрос 20 |

|становится мотивом. | |

| |Мышление - процесс опосредованного отражения в сознании |

|> Мотив - то, ради чего совершается деятельность. > Деятельность - совокупность |связей и отношений между предметами и явлениями. Мышление |

|действий, вызываемых мотивом. Деятельность полимотивирована, где один из мотивов |бывает наглядно - действенное, наглядно - образное и |

|является ведущим (смыслообразуюшим). > Действие - структурная единица деятельности. |отвлеченное (абстрактное) |

|Это процесс, направленный на достижение цели. > Операции- являются составляющими | |

|действий, т.е. способами выполнения действия. |Мышление связано с языком и речью. В этом - отличие |

| |психики человека от психики животного. У животных мышление|

|Операции обусловлены условиями. > Цель - осознаваемый образ желаемого результата. |всегда наглядно - действенное. Только с появлением слова |

|Сдвиг мотива на цель (превращение |становится возможным отвлечь от познаваемого объекта какое|

| |- либо свойство и закрепить это понятие в слове. Мысль |

|цели в мотив) - механизм формирования новой деятельности. В психологии Леонтьев ввел |отражает в слове материальную оболочку. |

|понятие «ведущей деятельности» - та деятельность, с которой на данном этапе связано | |

|возникновение психических новообразований и в русле которых развиваются другие виды |Всякая мысль возникает и развивается в связи с речью. Чем |

|деятельности. |глубже продумана мысль, тем четче она выражается в слове и|

| |наоборот. |

| | |

| |Формируя размышления вслух, человек формулирует их и для |

| |себя. Благодаря этому становится возможным развернутое |

| |рассуждение (сопоставление мыслей, возникающих в процессе |

| |мышления). |

| | |

| |Выготский: в возрасте около двух лет речь начинает |

| |становится интеллектуализированной, а мышление - речевым. |

| |Ребенок начинает быстро расширять словарный запас и |

| |открывает для себя символическую функцию речи (за словом |

| |лежит обобщение) |

| | |

| |Пиаже: |

| | |

| |1. Сенсомоторный интеллект ( 0-1,5) - действия только во |

| |внешнем плане. |

| | |

| |2. Стадия конкретных операций ( 2-7) - наглядное мышление.|

| | |

| |3. Стадия формирования операций - логическая форма |

| |мышления. |

|-------------------------------------------------------------------------------------+----------------------------------------------------------|

| |№1,вопрос 21 |

| | |

| |Виды и функции речи. |

| | |

| |Речь является основным средством человеческого общения. |

| |Без нее человек не имеет возможности получать и передавать|

| |большое количество информации, особенно если она несет |

| |большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что |

| |невозможно передать с помощью органов чувств (правила, |

| |законы, абстрактные понятия и т.д.). Благодаря речи, |

| |человек не ограничивается только собственным опытом, но и |

| |обогащается опытом других людей. По своему значению речь |

| |имеет многофункциональный характер. Она является не только|

| |средством общения, но и средством мышления, носителем |

| |сознания, памяти, информации (письменные тексты), |

| |средством управления поведением других людей и регуляции |

| |собственного поведения человека. |

| | |

| |Речь - это совокупность произносимых или воспроизводимых |

| |звуков, имеющий тот же смысл и то же значение, что и |

|№2,вопрос 22 |соответствующая им система письменных знаков. Речь без |

| |освоения языка невозможна, в то время как язык может |

|Становление низших форм поведения психики. |существовать и развиваться относительно независимо от |

| |отдельного человека. Речью называют процесс практического |

|Как же начиналось и шло развитие психики и поведения у животных? |применения человеком языка в целях общения с др. людьми. В|

| |отличие от речи язык - это средство общения людей др. с |

|Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная|другом. Язык - это система условных обозначений |

|от простейших животных и кончая человеком, предложил А. Н. Леонтьев. Позднее она была|(символов), с помощью которых передаются сочетание звуков,|

|доработана и уточнена К. Э. .Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, |имеющих для людей определенный смысл и значение. |

|поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева — Фабри. | |

| |Виды речи: 1) устная - общение между людьми с помощью |

|Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится |произнесения в слух, с одной стороны, и восприятия на слух|

|на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и |- с другой (монологическая, диалогическая); 2) письменная |

|перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — |- речь посредством письменных знаков; 3) внутренняя речь -|

|три уровня: низший, высший и наивысший. |не выполняющая функций общения, а лишь обслуживающая |

| |процесс мышления конкретного человека. |

|Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием | |

|двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе |Функции речи: 1) выражение - с помощью речи человек |

|эволюционного развития то, другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование |передаёт свои чувства, переживания, отношения; |

|движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организмa. Эта |выразительность, эмоциональность расширяет возможности |

|деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее |общения; 2) воздействия - способность человека с помощью |

|возможностей, создает условия для азвития новых видов деятельности и форм отражения. |речи побуждать людей к действию; 3) сообщение - состоит в |

|То и другое посредствуется совершенствованием психики. |обмене мыслями между людьми с помощью слов, фраз; 4) |

| |обозначения - способность человека с помощью речи давать |

|Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами |предметам и явлениям окружающей действительности присущие |

|чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с |только им названия. |

|выделением у животных специализированного органа(челюсти), осуществляющего сложные | |

|манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. |№3,вопрос2 |

| | |

|Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на отором находятся простейшие |Современные методы групповой психотерапии. |

|и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной „среде, характеризуется тем, что | |

|здесь в достаточно развитом ввиде представлена раздражимость — способность .живых |Морена (основатель психодрамы) в 1932 году ввел термин |

|организмов реагировать на биологически значимые воздейст-вия среды повышением уровня |«групповая психотерапия» - метод объединения людей в |

|своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как |обществе в новые группы на основе личностных предпочтений |

|способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к |и соцпометряческих оценок. |

|научению методом условных рефлексов еще отсутствует. двигательная активность животных| |

|еще не имеет поискового, целенаправленного характера. Следующий, высший уровень |Поведение руководителя направлено на интрапсихический |

|стадии элементарной сенсорной |инсайт. Групповая психотерапия - это не лабораторное |

| |решение проблем в группе. Неприемлемы физический и |

|психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей Двигательная |визуальный контакт между терапевтом и пациентом. Фрейд не |

|активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска |использовал терапию искусством (хотя считал, что |

|биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий. |бессознательное проявляется в символических образах). Юнг |

| |предлагал выражать свои мысли и фантазию в рисунках - |

|Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые |одним из средств изучения является бессознательное. |

|из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве |Рисунки и мечты - отражение подсознательных процессов. |

|инстинктов — наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких | |

|систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций. |> Группы, основанные на принципе Курта Левина - Т-группы |

| |(тренинговые группы) - 1946 г.. Участники группы получают |

|Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, |пользу от анализа собственных групповых переживании. |

|перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает |Основной принцип - «здесь и сейчас». Развитие |

|восприниматься в виде вещно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но |коммуникативных умений. |

|образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с | |

|очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и |< Группы встреч (Роджерс - концепция открытой встречи - |

|отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы |интеграция сознания и тела). Признаки группы: 1) |

|при-способительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков. |самораскрытие: 2) внимание к чувствам; 3) осознание себя и|

| |своего физического «Я»; 4) ответственность и принцип |

|Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с|«здесь и теперь» - фокусируют внимание на сиюминутные |

|изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, |переживания, а не аппилируют к прошлому опыту. |

|целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной | |

|психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, | Гештальт терапия - в середине б0-х годов - групповая |

| |терапия. Перлз: члены группы наблюдают за поведением |

|Виды:-обоняние,-осязание,-вкус,-зрение,- |работающего пациента и лучше понимают себя и проблему. |

| |Есть классические и некласические формы терапии. Например,|

|Шеррингтон: |психодрама Морено обязательно основывалась на социометрии,|

| |а сейчас иногда принимает форму ролевой игры. |

|-экстероцептивные(дистантные ощ.,контактные,тактильные,осязательные.) |№3,вопрос2 |

| | |

|-интероцептивные(органические ощущения,ощ. боли). |Современные методы групповой психотерапии. |

| | |

|-проприоцептивные(равновесие,движение) |Морена (основатель психодрамы) в 1932 году ввел термин |

| |«групповая психотерапия» - метод объединения людей в |

|Генетическая классфик.ощ:Хедом |обществе в новые группы на основе личностных предпочтений |

| |и соцпометряческих оценок. |

|1)протопатическая(органические ощ.) | |

| |методы групповой психотерапии: |

|2)эпикритическая(более тонкая дифференциальная и рациональная чувствительность) | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Современные рефераты