Рефераты

Шпоры по комплексному гос экзамену 2007

|(подкрепление) и |Мотивы - осознаваемые (цели) и неосознаваемые. |сознательной деятельности, проявляется в |

| | |нарушении сознательного контроля субъекта за |

|нейтрального (затем условного). |Неосозн. проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов. |поведением. Аффект часто сопровождается |

| | |феноменом. Так называемого »суженного сознания».|

|Закономерности классического обусловл-ивания: |Иерархия мотивов, главный - ведущий, второстепенные - мотивы-стимулы. |Нарушения сознания могут привести в последствии |

| | |к невозможности субъекта выполнить отдельные |

|1) прочность усл реакции зависит от интенсивности |Деятельность полимотивирована. Конфликт мотивов. |моменты вызвавшего этот аффект события и ход его|

|подкрепления и кол-ва | |протекания. |

| |1) Выделение базовой мотивации - Мак-Дауголл | |

|сочетаний | |Стресс - состояние черезмерно сильного и |

| |2) Ситуативная - Левин (квазипотребности) |длительного психологического напряжения, которое|

|2) сначала генерализация, а затем дифференциация | |возникает у человека, когда его нервная система |

| |3) По способу их удовлетворения: редукция или поддержание напряжения |получает эмоциональную перегрузку. Она |

|3) при отсутствии подкрепления сначала угасание, затем | |появляется в ситуации угрозы , опасности, обиды,|

|возможно спонтанное |Функции мотивов: |и т.д. Основатель учения о стрессах Г.Селье, что|

| | |стресс проходит в своем развитии 3 стадии. |

|восстановление |1) побуждение к деятельности (закон оптимума мотивации) | |

| | |1. реакцию тревоги во время, которой |

|4 стадии: выработка усл р-ии, угасание, спонтанное |2) смыслообразующая: мотив наделяет смыслами наши действия |мобилизуются защитные системы организма. 2стадию|

|восстановление, | |сопротивления, отрожающую полную адаптацию к |

| |Развитие мотивов: |стессу. |

|повторное угасание. | | |

| |В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности Д-М-П. Сдвиг |3Стадию истощения, которая следует неизбежно, |

|Сложные реакции - путем образования комплексов б/у | |если стресс достаточно силен и воздействует на |

|реакций. |мотива на цель. |человека продолжительное время. |

| | | |

|Опыт с маленьким Альбертом: усл р-ю нельзя снять, можно |Внутренняя деятельность: |Под стрессом понимают эмоциональное состояние, |

|на ее месте создать | |возникающее в ответ на разнообразные |

| |- имеет то же строение, что и внешняя |экстремальные воздействия. Это понятие было |

|другую. | |введено Г.Селье для обозначения неспецифической |

| |- образуется от внешней путем интериоризации |реакции организма на любое неблагоприятное |

|Инструментальное или оперантное обусловливание: если | |воздействие. 0его исследования показали, что |

|подкрепляется какое- |Функции: подготовка к внешней деят-ти, экономия усилий, избегание ошибок. |различные неблагоприятные факторы - усталость, |

| | |страх, обида, холод, боль, унижение и т.д. |

|либо действие, то оно фиксируется и затем |Все психические процессы - особые формы деят-ти. |вызывают в организме однотипную комплексную |

|воспроизводится с большим | |реакцию вне зависимости от того, какой именно |

| |№1,вопрос 13 |раздражитель действует на него в данный момент. |

|постоянством - проблемный ящик (Торндайк, Скиннер) | |Человек реагирует не только на действительную |

| |Определение, классификации и функции эмоций |опасность. Но и на угрозу или напоминание о ней.|

|Теория проб и ошибок - научение есть постепенное | |В настоящее время в зависимости от стрессового |

|исчезновение ошибок. |Эмоции-реакция ч-ка и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей,имеющих ярко |фактора выделяют различные виды стресса, которые|

| |выраженную субъективную окраску. |в наиболее общем виде могут быть сведены к |

|Проба, приводящая к успешному результату, закрепляется в| |физическому и психологическому. Психологический |

|поведении (рычаг - |Свойства эмоций: |стресс в свою очередь можно разделить на |

| | |информационный и эмоциональный. Если человек не |

|дверца). |1. выражет состояние сб и его отношение к объекту |справляется с задачей, не успевает принимать, |

| | |верные решения в требуемом темпе при высокой |

|Оперантное научение: положит и отриц подкрепление - |2. полярность (связано с древностью) |степени ответственности, т.е. когда возникает |

|повышение вероятности | |информационная перегрузка, может развиться |

| |3. субъективность |информационный стресс. Эмоциональный стресс |

|соотв способа поведения; угасание и наказание - снижение| |появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды |

|вероятности соотв |4. участие в побуждении деятельности |и т.д. стрессовые состояния существенно влияют |

| | |на деятельность человека. Люди с разными |

|способа поведения. |Функции эмоций: |особенностями нервной системы по разному |

| | |реагируют на одинаковые психологические |

|Бессознательное — психические процессы, в отношении |1. Функции оценки: |нагрузки. У одних людей появляется повышенная |

|которых отсутствует субъективный контроль. | |активность, мобилизация сил, повышенная |

|Бессознательным оказывается все то, что не становится |- следообразующая (накопление индивидуального опыта) |активность. Это так называемый «стресс дела». |

|предметом особых действий по осознанию. Еще И.Ф. Гербарт| |Опасность подстерегает человека, заставляя его |

|(1776-1841), немецкий философ, психолог и педагог, |- предвосхищение |действовать смело и мужественно. |

|основоположник эмпирической психологии в Германии, | | |

|выделял в сознании три области: ясного сознания, |Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные |С другой стороны стресс может вызвать |

|„просто“ сознания и бессознательного, между которыми | |дезорганизацию деятельности, резкое падение ее |

|существуют переходы („пороги“). С его точки зрения, |состояния, объекты внешнего мира |эффективности, пассивность и общее торможение |

|возможен переход представлений из бессознательного в | |«стресс кролика». |

|сознание за счет силы самого представления и количества |2. Функции побуждения и организации | |

|связей данного представления с прошлым опытом, а также —| |Близким по своим проявлениям к стрессу является |

|обратный переход представления в область |- энергетическая (активация и мобилизация организма) |состояние фрустрации. Фрустрация - состояние |

|бессознательного, получивший название „вытеснения“. | |человека вызываемое объективно непреодолимыми |

| |- дезорганизующая - аффект (в аварийной ситуации) |трудностями , возникающими на пути к достижению |

|Экспериментальная разработка понятия бессознательного | |цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой |

|была начата З. Фрейдом (1856-1939), австрийским |- регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть) |отрицательных эмоций, способных дезорганизовать |

|психологом, психиатром и невропатологом, создателем | |сознание и деятельность. В состояние фрустрации |

|психоанализа, который показал, что многие действия, в |- эвристическая (предвидение) |человек может проявлять озлобленность, |

|реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют | |подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. |

|осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет |- синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций - аффективные |Уровень фрустрации зависит от силы и |

|действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или | |интенсивности воздействующего фактора, состояние|

|иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических |комплексы) |человека и сложившихся у него форм реагирования |

|симптомах, в творчестве. На основе материала, | |на жизненные трудности. Особенно часто |

|полученного при помощи толкований ассоциаций, |3. Функции экспрессии |источником фрустрации выступает отрицательная |

|сновидений, ошибочных действий больного, создал | |социальная оценка, затрагивающщая значимые |

|трехчленную энергетическую структуру личности (сознание,|- общения |отношения личности. |

|предсознательное и бессознательное). | | |

| |- сигнальная (природный уровень) |Устойчивость (толерантность) человека к |

|На этой основе Ш. Ференци ввел очень важное понятие | |фрустрациям зависит от степени его эмоциональной|

|интроекции. Это — включение (через идентификацию) в |- знаковая (социальный) |возбудимости, типа темперамента, опыта |

|структуру Я элементов внешнего мира (взглядов, | |взаимодействия с такими факторами. |

|установок, мотивов) для перенесения на них эмоциональных|- символическая (личностный) | |

|переживаний. | |Тревожность - индивидуальная психологическая |

| |Классификации эмоций: |особенность, проявляющаяся в склонности человека|

|В дальнейшем понятие бессознательного было существенно | |к частым и интенсивным переживаниям состояния |

|расширено. |Критерии: |тревоги, а также в низком пороге его |

| | |возникновения. Рассматривается как личностное |

|Виды. Выделяется несколько основных классов проявлений |1) модальность2) интенсивность3) продолжительность4) глубина5) осознанность |образованиеричинах. Вопрос о причинах |

|бессознательного: | |тревожности открыт, в настоящее время |

| |6) генетический: первичност/производность7) организующий/дезорганизующий х-р |преобладает точка зрения, согласно которой |

|— неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не | |тревожность, имея природную основу складывается |

|осознается в силу их социальной неприемлемости или |8) реактивация/предвосхищение |прижизненно, в результате действия социальных и |

|противоречия с другими мотивами; | |личностных факторов. В школьном и младшем |

| |Виды эмоций: |школьном возрастах причиной тревожности часто |

|— поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в | |являются нарушения детско-родительских |

|привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их |Рубинштейн: уровни развития эмоций |отношений. В более взрослом возрасте тревожность|

|отработанности; | |может продолжаться внутренними конфликтами, |

| |1. Органическая чувствительность: выражают состояния организма, неопредмечены (тоска, тревога, |преимущественно самооценочного характера. |

| * подпороговое восприятие, которое в силу большого |радость) |Выделяется устойчивая тревожность в какой либо |

| объема информации не осознается. | |сфере - частная «связанная» и общая «разлитая», |

| |2. Предметные чувства (выражают отношение к миру): интеллектуальные, эстетические, моральные |свободно меняющая объекты в зависимости от |

|Теория личности У. Джемса. | |изменения их значимости для человека. |

| |3. обобщенно-предметные чувства (мировоззренческие): юмор, ирония, возвышенное, трагическое |Различается также адекватная тревожность, |

|Личность (русск. личина; личина соответствует термину | |являющаяся отражением неблагополучия человека в |

|persona - исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером|№1,вопрос 5 |той или иной области, хотя конкретная ситуация |

|древнегреческого театра) — относительно устойчивая | |может не содержать угрозы, и неадекватная |

|система поведения индивида, которая характеризуется тем,|Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических |тревожность - в благополучных для индивида |

|что построена прежде всего на основе включенности в |феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все |областях действительности. |

|социальный контекст. |психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ | |

| |в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. |Тревожность является показателем неблагополучия |

|Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, |Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. |личностного развития и в свою очередь оказывает |

|прежде всего в психоанализе (А. Адлер, Г. Салливен, Э. |Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической |на него отрицательное влияние. Такое же влияние |

|Фромм, К. Хорни), ориентирована на объяснение |школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. |имеет и нечувствительность к реальному |

|внутрипсихологических процессов при обращении по | |неблагополучию, «защищенность», возникающая под |

|преимуществу к понятиям структуры и динамики |В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, рассматривается психика через раскрытие ее существенных |действием защитных механизмов, прежде всего |

|„внутреннего конфликта“. |объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о |вытеснения, и проявляющаяся в отсутствие тревоги|

| |соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать |даже в потенциально угрожающих ситуациях. |

|В теория личности Г.С. Салливена решающая роль в |„внутреннюю“ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания „внешней“ |Тревожность может являться предвестником |

|возникновении особенностей личности и психологических |практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины |невроза, а также его симптомом и механизмом |

|расстройств приписывается межличностным отношениям. |действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание |развития. Входит в качестве одного из основных |

|Типичные межличностные ситуации выступают некими |рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам |компонентов в «посттравматический синдром», т.е.|

|матрицами для формирования определенного типа личности, |эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство. |комплекс переживаний, обусловленных пережитой |

|понимаемой как совокупность социальных масок. | |психической или физической травмой. Среди других|

|Признается, что при изменении социальных (межличностных)|В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается |психических растройствс тревожностью связанны |

|отношений может быть достигнута гармонизация личности. |деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее |также фобии, ипохондрии, истерии, навязчивые |

|Это и ставится целью психотерапии. |моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса|состояния и др. Впервые тревожность была |

| |о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний |описанна З.Фрейдом. |

|В теория личности Э. Фромма постулируется ведущая роль в|план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой | |

|человеческом поведении бессознательных побуждений. В |трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом|№2,вопрос 14 |

|отличие от теории З. Фрейда, здесь они рассматриваются |является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих | |

|как социально, а не биологически обусловленные. Человек |исследованиях. |Особенности в дошкольном возрасте |

|теряет инстинктивные связи с природой, но на их место | | |

|приходят экзистенциальные и исторические социальные |Высшие психические функции — сложные психические процессы, социальные по своему формированию, |Дошк возраст—3-7 лет |

|противоречия, которые служат источником общественно |которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По представлениям Выготского, психические | |

|обусловленных потребностей. Но если общество |явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и |Вед д-ть--игровая и новобразования---развитие |

|препятствует их удовлетворению, формируются |„культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые |знаковой функции сознания,соподчинение |

|иррациональные способы решения проблем человеческого |всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических |мотивов,иерархия мотивов.Развитие готовности к |

|существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма|функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, |школе. |

|или конформизма, реализация которых приводит к |возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым | |

|образованию различных типов характера и возникновению |относится, прежде всего, речь. |Кризис 3х лет: |

|неврозов. | | |

| |№ 3,вопрос 24 |Кризис 7 лет:1.утрата детской |

|Теория личности К. Хорни развивалась в дискуссии со | |непосредственности(барьер м/д желанием и |

|многими положениями З. Фрейда. Были отвергнутым |Строение ЦНС.Ассиметрия мозга.I и II сигнальная система. |поведением)манерничание 2 изменение |

|пан-сексуализм и фатальная роль детства в формировании | |мотивации(желание быть взрослым потребность в |

|характера и неврозов, достигнуто понимание роли |Первая сигнальная система (лат. signum - знак и греч. systema - соединение) — вид сигнальной |соц одобрении) |

|культурной среды в возникновении неврозов. В теории |системы, как ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут | |

|Хорни основой выступает чувство „базальной тревожности“,|выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными |2 формы протекания кризиса:1.запаздание с |

|обусловленное противостоянием индивида природным и |условно-рефлекторными реакциями. |походом в школу(докритическая фаза(игра |

|социальным силам. Общество, с одной стороны, | |отходит);собственные критическая |

|способствует формированию у индивида определенной |Вторая сигнальная система — вид сигнальной системы, которая ориентирована на знаковые, прежде |фаза(дискомфорт,негативизм);посткритическая(идет|

|структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой|всего словесные, сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. |в школу) 2.рано идет в школу(докритическая(с |

|для их реализации. Это приводит к возникновению чувства | |удовольствием играет,ни чего не хочет |

|тревоги и поведения, ориентированного на достижение |Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, то И.П. |менять;критич(в 1 классе не сформировась учеб |

|безопасности, а в конечном счете и к формированию |Павловым было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по |д-ть);посткритическая(поздняя адаптация через |

|определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и|преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как |игру +д-ть)) |

|отчужденного от общества). |имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный — преобладание второй сигнальной | |

| |системы, а средний как уравновешенный по этому признаку. |№2,вопрос 15 |

|Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме,| | |

|основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и|Нервная система (греч. neuron - жила, нерв и systema - соединение) — иерархическая структура |Особенности в младшем школьном возрасте |

|взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации |нервных образований в организме человека и позвоночных животных, за счет работы которой | |

|(ситуационизм, интеракционизм). В современном |обеспечиваются: |6/7—9/10 лет |

|бихевиоризме личность понимается как система | | |

|генеризованных форм поведения, которые образуются на |— контакты с внешним миром; |Вед д-ть:учебная |

|основе ситуационно-специфического поведения (теория | | |

|социального научения Роттера). |— реализация целей; |Новобразования: (развитие рефлексии; развитие |

| | |произвольности, формирование умственных |

|В рамках гуманистической психологии личность |— координация работы внутренних органов; |действий,овладение навыками дом |

|рассматривается прежде всего как принимающая | |труда,формирование |

|ответственные решения (имплицитная теория личности, |— целостная адаптация организма. |самооценки,формированеиуверенности в себе/ |

|теория самоактуализирующейся личности). | | |

| |В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы выступает нейрон. |Кризис 7 лет:1.утрата детской |

|(А. Валлон, И. Мейерсон, Ж. Политцер, С.Л. Рубинштейн, | |непосредственности(барьер м/д желанием и |

|А.Н. Леонтьев). В частности, у Леонтьева личность |Виды: |поведением)манерничание 2 изменение |

|рассматривается как создаваемая общественными | |мотивации(желание быть взрослым потребность в |

|отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей |— центральная нервная система, которая состоит из головного и спинного мозга, |соц одобрении) |

|деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, | | |

|представленные прежде всего своими мотивами, вступают |— периферическая нервная система, состоящая из нервов, отходящих от головного и спинного мозга, |2 формы протекания кризиса:1.запаздание с |

|между собой в иерархию отношений, образуя так называемую|межпозвоночных нервных узлов; |походом в школу(докритическая фаза(игра |

|иерархию мотивов. В концепции А.В.Петровского тип | |отходит);собственные критическая |

|развития личности определяется через тип группы, в | * периферический отдел вегетативной нервной системы. |фаза(дискомфорт,негативизм);посткритическая(идет|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Современные рефераты