|(подкрепление) и |Мотивы - осознаваемые (цели) и неосознаваемые. |сознательной деятельности, проявляется в |
| | |нарушении сознательного контроля субъекта за |
|нейтрального (затем условного). |Неосозн. проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов. |поведением. Аффект часто сопровождается |
| | |феноменом. Так называемого »суженного сознания».|
|Закономерности классического обусловл-ивания: |Иерархия мотивов, главный - ведущий, второстепенные - мотивы-стимулы. |Нарушения сознания могут привести в последствии |
| | |к невозможности субъекта выполнить отдельные |
|1) прочность усл реакции зависит от интенсивности |Деятельность полимотивирована. Конфликт мотивов. |моменты вызвавшего этот аффект события и ход его|
|2) сначала генерализация, а затем дифференциация | |возникает у человека, когда его нервная система |
| |3) По способу их удовлетворения: редукция или поддержание напряжения |получает эмоциональную перегрузку. Она |
|3) при отсутствии подкрепления сначала угасание, затем | |появляется в ситуации угрозы , опасности, обиды,|
|возможно спонтанное |Функции мотивов: |и т.д. Основатель учения о стрессах Г.Селье, что|
| | |стресс проходит в своем развитии 3 стадии. |
|восстановление |1) побуждение к деятельности (закон оптимума мотивации) | |
| | |1. реакцию тревоги во время, которой |
|4 стадии: выработка усл р-ии, угасание, спонтанное |2) смыслообразующая: мотив наделяет смыслами наши действия |мобилизуются защитные системы организма. 2стадию|
|восстановление, | |сопротивления, отрожающую полную адаптацию к |
| |Развитие мотивов: |стессу. |
|повторное угасание. | | |
| |В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности Д-М-П. Сдвиг |3Стадию истощения, которая следует неизбежно, |
|Сложные реакции - путем образования комплексов б/у | |если стресс достаточно силен и воздействует на |
|реакций. |мотива на цель. |человека продолжительное время. |
| | | |
|Опыт с маленьким Альбертом: усл р-ю нельзя снять, можно |Внутренняя деятельность: |Под стрессом понимают эмоциональное состояние, |
|на ее месте создать | |возникающее в ответ на разнообразные |
| |- имеет то же строение, что и внешняя |экстремальные воздействия. Это понятие было |
|другую. | |введено Г.Селье для обозначения неспецифической |
| |- образуется от внешней путем интериоризации |реакции организма на любое неблагоприятное |
|Инструментальное или оперантное обусловливание: если | |воздействие. 0его исследования показали, что |
|подкрепляется какое- |Функции: подготовка к внешней деят-ти, экономия усилий, избегание ошибок. |различные неблагоприятные факторы - усталость, |
| | |страх, обида, холод, боль, унижение и т.д. |
|либо действие, то оно фиксируется и затем |Все психические процессы - особые формы деят-ти. |вызывают в организме однотипную комплексную |
|воспроизводится с большим | |реакцию вне зависимости от того, какой именно |
| |№1,вопрос 13 |раздражитель действует на него в данный момент. |
|постоянством - проблемный ящик (Торндайк, Скиннер) | |Человек реагирует не только на действительную |
| |Определение, классификации и функции эмоций |опасность. Но и на угрозу или напоминание о ней.|
|Теория проб и ошибок - научение есть постепенное | |В настоящее время в зависимости от стрессового |
|исчезновение ошибок. |Эмоции-реакция ч-ка и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей,имеющих ярко |фактора выделяют различные виды стресса, которые|
| |выраженную субъективную окраску. |в наиболее общем виде могут быть сведены к |
|Проба, приводящая к успешному результату, закрепляется в| |физическому и психологическому. Психологический |
|поведении (рычаг - |Свойства эмоций: |стресс в свою очередь можно разделить на |
| | |информационный и эмоциональный. Если человек не |
|дверца). |1. выражет состояние сб и его отношение к объекту |справляется с задачей, не успевает принимать, |
| | |верные решения в требуемом темпе при высокой |
|Оперантное научение: положит и отриц подкрепление - |2. полярность (связано с древностью) |степени ответственности, т.е. когда возникает |
|повышение вероятности | |информационная перегрузка, может развиться |
|соотв способа поведения; угасание и наказание - снижение| |появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды |
|вероятности соотв |4. участие в побуждении деятельности |и т.д. стрессовые состояния существенно влияют |
| | |на деятельность человека. Люди с разными |
|способа поведения. |Функции эмоций: |особенностями нервной системы по разному |
| | |реагируют на одинаковые психологические |
|Бессознательное — психические процессы, в отношении |1. Функции оценки: |нагрузки. У одних людей появляется повышенная |
|которых отсутствует субъективный контроль. | |активность, мобилизация сил, повышенная |
|Бессознательным оказывается все то, что не становится |- следообразующая (накопление индивидуального опыта) |активность. Это так называемый «стресс дела». |
|предметом особых действий по осознанию. Еще И.Ф. Гербарт| |Опасность подстерегает человека, заставляя его |
|(1776-1841), немецкий философ, психолог и педагог, |- предвосхищение |действовать смело и мужественно. |
|основоположник эмпирической психологии в Германии, | | |
|выделял в сознании три области: ясного сознания, |Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные |С другой стороны стресс может вызвать |
|„просто“ сознания и бессознательного, между которыми | |дезорганизацию деятельности, резкое падение ее |
|существуют переходы („пороги“). С его точки зрения, |состояния, объекты внешнего мира |эффективности, пассивность и общее торможение |
|возможен переход представлений из бессознательного в | |«стресс кролика». |
|сознание за счет силы самого представления и количества |2. Функции побуждения и организации | |
|связей данного представления с прошлым опытом, а также —| |Близким по своим проявлениям к стрессу является |
|обратный переход представления в область |- энергетическая (активация и мобилизация организма) |состояние фрустрации. Фрустрация - состояние |
|бессознательного, получивший название „вытеснения“. | |человека вызываемое объективно непреодолимыми |
| |- дезорганизующая - аффект (в аварийной ситуации) |трудностями , возникающими на пути к достижению |
|Экспериментальная разработка понятия бессознательного | |цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой |
|была начата З. Фрейдом (1856-1939), австрийским |- регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть) |отрицательных эмоций, способных дезорганизовать |
|психологом, психиатром и невропатологом, создателем | |сознание и деятельность. В состояние фрустрации |
|психоанализа, который показал, что многие действия, в |- эвристическая (предвидение) |человек может проявлять озлобленность, |
|реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют | |подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. |
|осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет |- синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций - аффективные |Уровень фрустрации зависит от силы и |
|действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или | |интенсивности воздействующего фактора, состояние|
|иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических |комплексы) |человека и сложившихся у него форм реагирования |
|симптомах, в творчестве. На основе материала, | |на жизненные трудности. Особенно часто |
|полученного при помощи толкований ассоциаций, |3. Функции экспрессии |источником фрустрации выступает отрицательная |
|сновидений, ошибочных действий больного, создал | |социальная оценка, затрагивающщая значимые |
|трехчленную энергетическую структуру личности (сознание,|- общения |отношения личности. |
|предсознательное и бессознательное). | | |
| |- сигнальная (природный уровень) |Устойчивость (толерантность) человека к |
|На этой основе Ш. Ференци ввел очень важное понятие | |фрустрациям зависит от степени его эмоциональной|
|интроекции. Это — включение (через идентификацию) в |- знаковая (социальный) |возбудимости, типа темперамента, опыта |
|структуру Я элементов внешнего мира (взглядов, | |взаимодействия с такими факторами. |
|установок, мотивов) для перенесения на них эмоциональных|- символическая (личностный) | |
| |Классификации эмоций: |особенность, проявляющаяся в склонности человека|
|В дальнейшем понятие бессознательного было существенно | |к частым и интенсивным переживаниям состояния |
|расширено. |Критерии: |тревоги, а также в низком пороге его |
| | |возникновения. Рассматривается как личностное |
|Виды. Выделяется несколько основных классов проявлений |1) модальность2) интенсивность3) продолжительность4) глубина5) осознанность |образованиеричинах. Вопрос о причинах |
|бессознательного: | |тревожности открыт, в настоящее время |
| |6) генетический: первичност/производность7) организующий/дезорганизующий х-р |преобладает точка зрения, согласно которой |
|— неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не | |тревожность, имея природную основу складывается |
|осознается в силу их социальной неприемлемости или |8) реактивация/предвосхищение |прижизненно, в результате действия социальных и |
|противоречия с другими мотивами; | |личностных факторов. В школьном и младшем |
| |Виды эмоций: |школьном возрастах причиной тревожности часто |
|— поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в | |являются нарушения детско-родительских |
|привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их |Рубинштейн: уровни развития эмоций |отношений. В более взрослом возрасте тревожность|
|Личность (русск. личина; личина соответствует термину | |являющаяся отражением неблагополучия человека в |
|persona - исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером|№1,вопрос 5 |той или иной области, хотя конкретная ситуация |
|древнегреческого театра) — относительно устойчивая | |может не содержать угрозы, и неадекватная |
|система поведения индивида, которая характеризуется тем,|Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических |тревожность - в благополучных для индивида |
|что построена прежде всего на основе включенности в |феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все |областях действительности. |
|социальный контекст. |психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ | |
| |в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. |Тревожность является показателем неблагополучия |
|Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, |Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. |личностного развития и в свою очередь оказывает |
|прежде всего в психоанализе (А. Адлер, Г. Салливен, Э. |Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической |на него отрицательное влияние. Такое же влияние |
|Фромм, К. Хорни), ориентирована на объяснение |школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. |имеет и нечувствительность к реальному |
|внутрипсихологических процессов при обращении по | |неблагополучию, «защищенность», возникающая под |
|преимуществу к понятиям структуры и динамики |В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, рассматривается психика через раскрытие ее существенных |действием защитных механизмов, прежде всего |
|„внутреннего конфликта“. |объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о |вытеснения, и проявляющаяся в отсутствие тревоги|
| |соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать |даже в потенциально угрожающих ситуациях. |
|В теория личности Г.С. Салливена решающая роль в |„внутреннюю“ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания „внешней“ |Тревожность может являться предвестником |
|возникновении особенностей личности и психологических |практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины |невроза, а также его симптомом и механизмом |
|расстройств приписывается межличностным отношениям. |действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание |развития. Входит в качестве одного из основных |
|Типичные межличностные ситуации выступают некими |рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам |компонентов в «посттравматический синдром», т.е.|
|матрицами для формирования определенного типа личности, |эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство. |комплекс переживаний, обусловленных пережитой |
|понимаемой как совокупность социальных масок. | |психической или физической травмой. Среди других|
|Признается, что при изменении социальных (межличностных)|В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается |психических растройствс тревожностью связанны |
|отношений может быть достигнута гармонизация личности. |деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее |также фобии, ипохондрии, истерии, навязчивые |
|Это и ставится целью психотерапии. |моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса|состояния и др. Впервые тревожность была |
| |о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний |описанна З.Фрейдом. |
|В теория личности Э. Фромма постулируется ведущая роль в|план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой | |
|человеческом поведении бессознательных побуждений. В |трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом|№2,вопрос 14 |
|отличие от теории З. Фрейда, здесь они рассматриваются |является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих | |
|как социально, а не биологически обусловленные. Человек |исследованиях. |Особенности в дошкольном возрасте |
|теряет инстинктивные связи с природой, но на их место | | |
|приходят экзистенциальные и исторические социальные |Высшие психические функции — сложные психические процессы, социальные по своему формированию, |Дошк возраст—3-7 лет |
|противоречия, которые служат источником общественно |которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По представлениям Выготского, психические | |
|обусловленных потребностей. Но если общество |явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и |Вед д-ть--игровая и новобразования---развитие |
|препятствует их удовлетворению, формируются |„культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые |знаковой функции сознания,соподчинение |
|иррациональные способы решения проблем человеческого |всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических |мотивов,иерархия мотивов.Развитие готовности к |
|существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма|функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, |школе. |
|или конформизма, реализация которых приводит к |возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым | |
|образованию различных типов характера и возникновению |относится, прежде всего, речь. |Кризис 3х лет: |
|неврозов. | | |
| |№ 3,вопрос 24 |Кризис 7 лет:1.утрата детской |
|Теория личности К. Хорни развивалась в дискуссии со | |непосредственности(барьер м/д желанием и |
|многими положениями З. Фрейда. Были отвергнутым |Строение ЦНС.Ассиметрия мозга.I и II сигнальная система. |поведением)манерничание 2 изменение |
|пан-сексуализм и фатальная роль детства в формировании | |мотивации(желание быть взрослым потребность в |
|характера и неврозов, достигнуто понимание роли |Первая сигнальная система (лат. signum - знак и греч. systema - соединение) — вид сигнальной |соц одобрении) |
|культурной среды в возникновении неврозов. В теории |системы, как ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут | |
|Хорни основой выступает чувство „базальной тревожности“,|выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными |2 формы протекания кризиса:1.запаздание с |
|обусловленное противостоянием индивида природным и |условно-рефлекторными реакциями. |походом в школу(докритическая фаза(игра |
|социальным силам. Общество, с одной стороны, | |отходит);собственные критическая |
|способствует формированию у индивида определенной |Вторая сигнальная система — вид сигнальной системы, которая ориентирована на знаковые, прежде |фаза(дискомфорт,негативизм);посткритическая(идет|
|структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой|всего словесные, сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. |в школу) 2.рано идет в школу(докритическая(с |
|для их реализации. Это приводит к возникновению чувства | |удовольствием играет,ни чего не хочет |
|тревоги и поведения, ориентированного на достижение |Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, то И.П. |менять;критич(в 1 классе не сформировась учеб |
|безопасности, а в конечном счете и к формированию |Павловым было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по |д-ть);посткритическая(поздняя адаптация через |
|определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и|преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как |игру +д-ть)) |
|отчужденного от общества). |имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный — преобладание второй сигнальной | |
| |системы, а средний как уравновешенный по этому признаку. |№2,вопрос 15 |
|Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме,| | |
|основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и|Нервная система (греч. neuron - жила, нерв и systema - соединение) — иерархическая структура |Особенности в младшем школьном возрасте |
|взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации |нервных образований в организме человека и позвоночных животных, за счет работы которой | |
|(ситуационизм, интеракционизм). В современном |обеспечиваются: |6/7—9/10 лет |
|бихевиоризме личность понимается как система | | |
|генеризованных форм поведения, которые образуются на |— контакты с внешним миром; |Вед д-ть:учебная |
|В рамках гуманистической психологии личность |— координация работы внутренних органов; |действий,овладение навыками дом |
|рассматривается прежде всего как принимающая | |труда,формирование |
|ответственные решения (имплицитная теория личности, |— целостная адаптация организма. |самооценки,формированеиуверенности в себе/ |
|теория самоактуализирующейся личности). | | |
| |В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы выступает нейрон. |Кризис 7 лет:1.утрата детской |
|(А. Валлон, И. Мейерсон, Ж. Политцер, С.Л. Рубинштейн, | |непосредственности(барьер м/д желанием и |
|А.Н. Леонтьев). В частности, у Леонтьева личность |Виды: |поведением)манерничание 2 изменение |
|рассматривается как создаваемая общественными | |мотивации(желание быть взрослым потребность в |
|отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей |— центральная нервная система, которая состоит из головного и спинного мозга, |соц одобрении) |
|деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, | | |
|представленные прежде всего своими мотивами, вступают |— периферическая нервная система, состоящая из нервов, отходящих от головного и спинного мозга, |2 формы протекания кризиса:1.запаздание с |
|между собой в иерархию отношений, образуя так называемую|межпозвоночных нервных узлов; |походом в школу(докритическая фаза(игра |
|иерархию мотивов. В концепции А.В.Петровского тип | |отходит);собственные критическая |
|развития личности определяется через тип группы, в | * периферический отдел вегетативной нервной системы. |фаза(дискомфорт,негативизм);посткритическая(идет|