Шпоры по комплексному гос экзамену 2007
| | | | ||
|При определении структуры способностей как свойств личности | | | ||
|всегда нужно учитывать генетические механизмы и особенно те | | | ||
|свойства нервных процессов, кои непосредственно сказываются на| | | ||
|динамике развития процессов психических и их свойств. Но нужно| | | ||
|учитывать, что способности не выступают изолированно от | | | ||
|развития всех других систем, входящих в личность как | | | ||
|составляющие, | | | ||
| | | | ||
|Способности разных людей к одной и той же деятельности могут | | | ||
|иметь различную структуру благодаря индивидуальному | | | ||
|своеобразию психических качеств и их сочетаний. | | | ||
| | | | ||
|Нередко человек вынужден заниматься некоторой деятельностью, | | | ||
|не имея способностей к ней. При этом он сознательно или | | | ||
|неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, | | | ||
|опираясь на сильные стороны своей личности. | | | ||
| | | | ||
|Показателями способностей могут быть; | | | ||
| | | | ||
|> Темп продвижения в овладении деятельностью; | | | ||
| | | | ||
|> Широта переноса формирующихся психических качеств; | | | ||
| | | | ||
|> Соотношение нервно-психических затрат и конечного результата| | | ||
|деятельности | | | ||
|--------------------------------------------------------------+-----------------------------------+-----------------------| ||
|--------------------------------------------------------------+-----------------------------------| | ||
|--------------------------------------------------------------+-----------------------------------| | ||
|--------------------------------------------------------------+-----------------------------------| | ||
|--------------------------------------------------------------+-----------------------------------| | ||
|--------------------------------------------------------------+-----------------------------------| | ||
|--------------------------------------------------------------+-----------------------------------| | ||
| |№1,вопрос 11 | | ||
| | | | ||
| |Темперамент (от лат. temperamentum | | ||
| |— надлежащее соотношение частей, | | ||
| |соразмерность) — характеристика | | ||
| |индивида со стороны его | | ||
| |динамических особенностей: | | ||
| |интенсивности, скорости, темпа, | | ||
| |ритма психических процессов и | | ||
| |состояний. Другими словами, | | ||
| |темперамент — это сочетание | | ||
| |индивидуально-психологических | | ||
| |особенностей личности, | | ||
| |характеризующих динамическую и | | ||
| |эмоционально-волевую стороны её | | ||
| |поведения и деятельности. | | ||
| |Особенности темперамента наиболее | | ||
| |биологичны и наследуемы в сравнении| | ||
| |с другими психическими свойствами и| | ||
| |образованиями. | | ||
| | | | ||
| |Гиппократ выделил 4 типа | | ||
| |темперамента: холерик, сангвиник, | | ||
| |флегматик, меланхолик. | | ||
| | | | ||
| |Исследования Павлова показали, что | | ||
| |в основе перечисленных типов лежат | | ||
| |определённые сочетания особенностей| | ||
| |или свойств высшей нервной | | ||
| |деятельности (ВНД): 1-Сила нервной | | ||
| |системы определяется её | | ||
| |способностью выдерживать большие | | ||
| |нагрузки; 2-Степень | | ||
| |уравновешенности процессов | | ||
| |возбуждения и торможения | | ||
| |характеризует сбалансированность | | ||
| |или преобладание процессов | | ||
| |возбуждения и торможения друг над | | ||
| |другом; 3-Подвижность нервной | | ||
| |системы — это способность нервных | | ||
| |процессов быстро сменять друг | | ||
| |друга. | | ||
| | | | ||
| |Сочетание этих показателей и | | ||
| |обусловливают возникновение четырех| | ||
| |основных типов ВНД, которым | | ||
| |соответствуют четыре типа | | ||
| |темперамента. Разумеется, что в | | ||
| |чистом виде перечисленные типы | | ||
| |темперамента в жизни, как правило, | | ||
| |не встречаются и точнее будет | | ||
| |говорить о преобладании тех или | | ||
| |иных черт определённого типа. | | ||
| | | | ||
| |№ 1,вопрос 15 | | ||
| | | | ||
| |Потребности и мотивы | | ||
|№1,вопрос 16 | | | ||
| |Потребность — состояние нужды | | ||
|Воображение - это познавательный процесс создания новых |организма,индивида,личности в чем | | ||
|образов (представлений) предметов и явлений, на основе ранее |то необходимом для их нормального | | ||
|воспринятых, т.е. процесс, преобразующий отражательную |существования. основные свойства | | ||
|действительность, на основе переработки и мыслительной |потребности.1. предметной, т.е. на | | ||
|реконструкции представлений, оставшихся у человека от прошлого|что-то направленной, к чему-то | | ||
|опыта. Воображение — особая форма психических процессов, |реальному отнесенной. 2. участие в | | ||
|занимающая промежуточное положение между восприятием, |активации деятельности. Потребность| | ||
|мышлением и памятью. |служит источником всякой | | ||
| |активности. Она присутствует за | | ||
|Виды воображения: |каждой деятельностью: материальной | | ||
| |и психической, хотя и не является | | ||
|1. Активное (произвольное) воображение - характеризуется тем, |реальным побудителем. | | ||
|что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием | | | ||
|воли вызывает у себя соответствующие образы. |3. способностью к удовлетворению и | | ||
| |к последующему воспроизводству, | | ||
|2. Пассивное (непроизвольное) воображение - его образы |возобновлению. Потребности имеют | | ||
|возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. |свое течение, существуют во | | ||
| |времени, а деятельность по их | | ||
|3. Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем |удовлетворению составляет некий | | ||
|действительность сознательно конструируется человеком, а не |базис человеческой жизни. | | ||
|просто механически копируется или воссоздается. | | | ||
| |4.прижизненную динамику, изменение,| | ||
|4. Репродуктивное воображение - ставится задача воспроизвести |развитие. | | ||
|реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также | | | ||
|присутствует элемент фантазии, такое воображение больше |Мотив —внутренняя устойчивая | | ||
|напоминает восприятие или память, чем творчество. |психологическая причина поведения | | ||
| |или поступка ч-ка. это ответ на | | ||
| |вопрос: что нужно для | | ||
| |удовлетворения потребности? Мотив —| | ||
| |это то психологически реальное, что| | ||
| |побуждает и направляет | | ||
| |деятельность, придает ей личностный| | ||
| |смысл. | | ||
| | | | ||
| |ФУНКЦИИ МОТИВА | | ||
| | | | ||
| |Во-первых, мотив осуществляет | | ||
| |реальное побуждение к деятельности,| | ||
| |т.е. запускает, включает ее, | | ||
| |обеспечивает энергетически. Но | | ||
| |«побуждать» совсем не обязательно | | ||
| |означает «побудить» реально, | | ||
| |привести к наличию деятельности. | | ||
| |Побуждений и устремлений в личности| | ||
| |больше, чем выраженных деятельных | | ||
| |реализаций, поэтому целесообразно | | ||
| |разделять две стадии общей функции | | ||
| |побуждения: | | ||
| | | | ||
| |Вторая функция мотива состоит в | | ||
| |придании направленности | | ||
| |производимой деятельности. | | ||
| |Недостаточно лишь запустить | | ||
| |деятельность и постоянно | | ||
| |«подпитывать». Ее необходимо вести,| | ||
| |реализовывать. Это функция | | | |
|Результаты научения: Выработанная способность и ее |Обучение б успешным,если школьникам помогают. Разработал ориетировочную основу | |
|реализация;эффект аудитории,Перенос выработанного навыка|действий(модель).ООД-система ориетиров и указаний пользуясь которыми м выполнить некоторое | |
|в нов условия, «+»пернос—полученные знания помогают ему |действие. 3 вида ООД:1.готовое2краткое3неполное. | |
|освоить нов знания. | | |
| |Основные этапы формирования действий:1.мотивационный 2внешне речевой(проговаривание всех | |
| |действий)3.беззвучная устная речь-проговаривания действий про себя.4 умственного и внутреннего | |
| |действия. | |
| | | |
| |Занков: Он критиковал традиционную школу за:( это не правомерное облегчение материала,не | |
| |оправдываемый низкий темп изучения материала,повторение материала) | |
| | | |
| |Принципы обучения: (обучение на выс ур трудности,ведущей роли теоретических знаний,прохождение | |
| |материала быстрыми темпами,направление на рефлексию) | |
| | | |
| |Концепция Давыдова-Эльконина. Осн полож-я конц-ии: 1) Зн-я долж им общ абстр хар-р. 2) Уч-ся | |
| |усваив опред зн-я, анализ усл-я их происх-я (те лучше примен дедукт метод - от обще к част) 3) | |
| |учащиеся долж уметь обнаружить в исследуем мат-ле гинет-ки исход существен всеобщ отнош-е 4) это | |
| |отнош-е уч-ся должен воспроизв-ть в опред форме: букв или графич. 5) уч-ся долж уметь переходить | |
| |из внешн формы выпол-я действия в умствен. | |
| | | |
| |Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой | |
| |происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде интеллектуальных| |
| |основных операций и теоретических понятий. | |
|--------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------------------------------------------| |
|--------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------------------------------------------| |
|--------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------------------------------------------| |
|--------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------------------------------------------| |
|Основные теории и концепции личности. | | |
| | | |
|Л - соц кач-во чела, субъект обществ отнош, т.е формир | | |
|прижизненно. Собств активн деят-ть чела - главн источн | | |
|формир Л. Карл Юнг: экстраверт - интроверт. + логический| | |
|тип (анализ, выводы) - эмоциональн (чувствующий) - | | |
|сенсорн (ощущающий) - интуитивн (принятие решения | | |
|мгновенно). Ганс Айзенк: об индивидуальности - связ со | | |
|св-вами темперамента (тревожн, возбудит-ть, | | |
|стабильн-ть), особ псих процессов (ощущ, восприят, | | |
|память, мышл, воображ), черт хар-ра, мотивац, | | |
|ценностями. Психодинамич теория Л Фрейда: главн источн | | |
|развит - обще-биологич энергия (биолог факторы - | | |
|инстинкты). Либидо (влечение) направл на проявл | | |
|взаимодейств людей разных полов или на продолж рода. | | |
|Агрессивное влечение - напр на разруш. Л формир-ся до 6 | | |
|лет. В структуре Л доминир бессознательное, влечения | | |
|чела не осознанны. Мотивы поведения - в подсознании. | | |
|Только описки, обмолвка, сны и ассоц могут дать точн | | |
|инфо о бессознат. «Оговорка по Фрейду». Фазы развит Л: | | |
|оральная (0-1,5г - формир недоверие), анальная (1,5-3г -| | |
|низк ур-нь ответств-ть, жадность из-за наказаний), | | |
|фаллическ (3-6 лет - формир отнош к себе как к | | |
|представит определ пола, комплекс Эдипа, Электры. | | |
|Структура Л: Ид - сост из совок бессозн секс и агресс | | |
|побужд; Эго - совок осознаваемых челом познават и двигат|№2,вопрос15 | |
|ф-ций психики, знаний о мире; Суперэго - соц нормы, | | |
|моральн ценности. Концепция индивид-ти Ананьева: |Психологическая характеристика младшего школьника. | |
|индивид-ть - совок св-в Л, кые определ его действ как | | |
|индивида. Осн хар-ка индивида: представитель homo |I.. Возрастные рамки (6-7 - 10 лет). П. Ведущая деятельность: происходит смена с игровой на | |
|sapiens. Первичн св-ва: половозрастн, индивид-типич |учебную деятельность. | |
|(фигура, обменные пр-ссы). Форма развития и существ-ния | | |
Страницы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5, 6 , 7 , 8 , 9