Рефераты

Шпоры по комплексному гос экзамену 2007

| |самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д. Главным принципом, на | |

|Интроспекция - особый анализ данных рефлексии, научный |основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, | |

|метод. |т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. | |

| | | |

|«Преимущества» метода: |Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ психических процессов. | |

| |Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полученных данных, что | |

|1. Возможность удвоения сознания - Локк (но только для |частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она | |

|простых |стремилась много веков. Однако в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается | |

| |за счет упрощения и игнорирования, однозначности человеческой психики | |

|автоматических действий - дробная интроспекция) | | |

| | | |

|2. В сознании непосредственно отражается причинная связь| | |

|психических | | |

| | | |

|явлений (далеко не всех) | | |

| | | |

|3. Интроспекция поставляет психические факты без | | |

|искажений (искажения | | |

| | | |

|неизбежны) | | |

| | | |

|Ограничения метода интроспекции: | | |

| | | |

|1. По объекту: метод позволяет изучать только себя. Но: | | |

|Титченер - | | |

| | | |

|аналитическая интроспекция: человек может поставить себя| | |

|на место другого | | |

| | | |

|- эмпатия. | | |

| | | |

|2. Ошибка интроспекции: испытуемый может искажать | | |

|данные, он привносит что- | | |

| | | |

|то свое. Но Вундт считал, что можно научить простой | | |

|регистрации фактов. | | |

| | | |

|3. Необъективность. | | |

| | | |

|4. Практическая неприменимость (горы фактов+противоречия| | |

|в результатах) | | |

| | | |

|5. Атомизм - но мелодия неразложима на отдельные | | |

|ощущения | | |

| | | |

|6. Игнорирование безобразных явлений сознания и б/с | | |

|--------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------------------------------------------| |

| |№2, вопрос 5 | |

| | | |

|№ 1,вопрос 4 |Психологические механизмы социальной перцепции. | |

| | | |

|Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ и ||Включает восприятие социальной действительности и человека человеком. | |

|теория установки. | | |

| ||Механизмы включают: 1)феномен первого впечатления 2)механизм проекции (человек переносит свои | |

|Лейбниц: идея непрерывности психики, ее несводимости к |переживания, ощущения на другого человека) 3)категоризация (отнесение человека к той или иной | |

|сознанию - область |группе по определенным критериям 1)число категорий (min 1-2) 2)модальность категории (по | |

| |позитивным критериям (относится к группе) по негативным|критериям (не относится к | |

|б/с: б/с и сознание состоят из одного содержания, |группе))4)механизм упрощения (преувеличение негативного или позитивного восприятия характеристик | |

|границы между ними |человека) 5)механизм переноса (переносим мнение, которое мы получили в другой ситуации) 6)механизм| |

| |создания «жертвы» (хочется пожалеть человека) 7)механизм группоцентризма (человек воспринимается | |

|проницаемы. |через призму статуса)) | |

| | | |

|Гербарт: содержание психики - представления. Они борются|Факторы социально-перцептивной точности | |

|между собой за | | |

| |1)характеристика субъекта восприятия 2)характеристика объекта восприятия 3)характеристика | |

|центр сознания. Слабые подвергаются вытеснению в б/с, а |взаимоотношений между объектом и субъектом 4)физические и социальные условия среды, в котором | |

|также слиянию, |происходит процесс восприятия 5)цели и задачи социальной апперцепции | |

| | | |

|ассимиляции, диссимиляции и компликации. Пороги |Биологические характеристики: пол и возраст. Эти показатели влияют на восприятие другого человека.| |

|сознания: фокус - | | |

| |Психодинамические факторы: например тревожные люди обладают большей социальной перцепцией. | |

|сознаваемое - б/с. | | |

| |Факторы профессии: лучше воспринимают те люди, чьи профессии связанны с восприятием людей | |

|Гельмгольц - гипотеза б/с умозаключений. | | |

| |Эмоциональное состояние: от него зависит, как воспримет человек другого человека | |

|Вундт - исключение б/с, так как его нельзя изучать путем| | |

|интроспекции |№1,вопрос 24 | |

| | | |

|(сведение всей психики к сознанию). |Развитие внимания | |

| | | |

|Неосознаваемые процессы: |последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по | |

| |данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований: | |

|1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий: | | |

| |1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как | |

|- неосознаваемые автоматизмы + навыки (иллюзии - окно | | |

|Эймса) |объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. | |

| | | |

|- явления неосознаваемой установки: готовность организма|2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно- | |

|или субъекта к | | |

| |исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного | |

|совершению определенного действия или к реагированию в | | |

|определенном |внимания. | |

| | | |

|направлении (Узнадзе) |3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного | |

| | | |

|- моторная |внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на | |

| | | |

|- перцептивная |названный взрослым предмет. | |

| | | |

|- умственная (Лачинс) |4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше | |

| | | |

|Эксперименты с фиксированной установкой: 15 проб с |первоначальной формы произвольного внимания. | |

|разными шарами, 16- | | |

| |5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять | |

|я - одинаковые шары: | | |

| |внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. | |

|контрастные иллюзии установки (гиперкомпенсация) или | | |

|ассимилятивные |6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного | |

| | | |

|иллюзии. То же под гипнозом - неосознаваемые. |внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательный | |

| | | |

|Эксп-т с бумажными кружками и монетами: влияние |средства). | |

|смысловой уст-ки на | | |

| |7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование | |

|перцептивную. | | |

| |произвольного внимания, включая волевое. | |

|Установка может усиливаться со временем (мешок Деда | | |

|Мороза) |№ 1,вопрос 5 | |

| | | |

|Уровневая концепция установки: |Деятельность как предмет психологии. | |

| | | |

|1.Смысловые - формируют стереотип |Тезис: бытие, деятельность человека определяет сознание. Истоки: см. Леонтьев (теория отражения) | |

| | | |

|2. Целевые - построение привычек |Выступает как предмет исследования и как объяснительный принцип. Предмет психологии - психически | |

| |управляемая деятельность. Психика не может рассматриваться вне деят-ти. Деят-ть - это единица | |

|3. Операциональные - поведенческие манеры, наименее |жизни, опосредованной психическим отражением. Это система, имеющая свое строение. | |

|осознаваемые. | | |

| |Особые виды деят-ти - действия - операции - психофизиологические функции. Действие - процесс, | |

|- неосознаваемые сопровождения сознательных действий: |направленный на реализацию цели. Деят-ть несводима к сумме действий. | |

|сопряженная моторная | | |

| |1.Действие - это процесс, мотив и цель которого не совпадают. Цель - сознательный образ желаемого | |

|методика Лурии. |рез-та. Есть действие, есть сознание. | |

| | | |

|№1,вопрос 3 |2. Действие - это процесс, подчиненный представлению о результате. | |

| | | |

|Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и |3. Цель, данная в определенных условиях, есть задача. Задача имеет об и суб | |

|необихевиоризм. | | |

| |стр-ру: объективно - требования и условия; субъективно - требование | |

|Изучение сознания - только в самонаблюдении. | | |

| |превращается в цель, условия в средства. 2 процесса в решении задач: | |

|Сознания как предмета науки не существует - нужно | | |

|изучать поведение. |целеобразования и поиска средств. | |

| | | |

|Джон Уотсон 1913 - объективный метод: |Итак: | |

| | | |

|1) изучаемое явление дб наблюдаемо извне |1) действие включает акт сознания в виде постановки цели | |

| | | |

|2) оно должно быть воспроизводимым в одних и тех же |2) действие есть акт поведения: единство сознания и поведения | |

|условиях | | |

| |3) принцип активности | |

|3) желательно фиксировать с помощью прибора | | |

| |4) социальность: предметность и соц обусловленность чел деят-ти | |

|Поведение - это совокупность элементарных двигательных | | |

|реакций, возникающих |Операция - способ выполнения действия, зависит от условий. Практически не | |

| | | |

|в ответ на воздействие определенного стимула: S-R - это |осознаются. | |

|единица анализа | | |

| |1) операции возникают путем адаптации, прилаживания или автоматизации | |

|поведения. Любой сложный поведенческий акт надо | | |

|разложить на простые связи |действий | |

| | | |

|(S - физическое событие, R - элементарное движение). Нет|2) первые не осознаются, вторые на границе сознания | |

|разницы между | | |

| |3) подвижность границы, отделяющей слой действий от операций (укрупнение | |

|человеком и животным. Нет внутренней активности субъекта| | |

|- только реакция. |или дробление единиц деят-ти) | |

| | | |

|Задачи психологии: |Психофизиологические ф-ции - предпосылки, средства деят-ти, органический | |

| | |№1,вопрос 25 |

|По стимулу предсказывать поведение и по реакции |фундамент. | |

|заключать о стимуле. | |Эмоциональное состояния: «тревожность,» |

| |Откуда берутся цели? |«фрустрация», «стресс», «аффект». |

|Итак, задачи классического бихевиоризма: | | |

| |Потребности - состояния объективной нужды организма в чем-либо (в |Эмоции - особый класс субъективных |

|1. Изучение поведения | |психологических состояний отрожающих в форме |

| |онтогенезе познавательная, в контактах). |непосредственных переживаний, ощущений приятного|

|2. Управление поведением - научение | |или неприятного отношения человека к миру и к |

| |Опредмечивание потребности - узнавание своего предмета - рождение мотива. |людям, процесс и результаты его практической |

|Типы реакций: врожденные и приобретенные. Основа для | |деятельности. |

|изучения - врожденные |Мотив - это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет | |

| | |Аффект - сильное и относительно кратковременное |

|безусловные реакции. |деят-ть. |эмоциональное состояние, связанное с резким |

| | |изменением важных для субъекта жизненных |

|Первый вид научения - обусловленные реакции |Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называется |обстоятельств и сопровождаемое резким изменением|

|(классическое обусловливание по | |в сознательной деятельности и выраженными |

| |деятельностью. |двигательными проявлениями. Аффективное |

|Уотсону и Павлову): сочетание 2-х стимулов б/у | |состояние выражается в заторможенности |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Современные рефераты