|которую она включена и в которой она интегрирована; | |в школу) 2.рано идет в школу(докритическая(с |
|собственно личностная активность представляет собой |№2,вопрос 24 |удовольствием играет,ни чего не хочет |
|стремление выйти за пределы привычного и действовать за | |менять;критич(в 1 классе не сформировась учеб |
|границами требований ситуации или ролей. |Политическая психология — отрасль психологии, изучающая политическое поведение человека, |д-ть);посткритическая(поздняя адаптация через |
| |касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические |игру +д-ть)) |
|Структура. Рубинштейн (1946) выделял следующие |конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, | |
|составляющие личности: |дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). Методы, которые используются в | |
| |политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения | |
|3. Темперамент. |По типу авторитета: традиционное; рационально-легальное; харизматическое. По характеру влияния: | |
| |конструктивное; деструктивное. По стилю руководства: авторитарное; демократическое. По форме | |
|В классификации свойств личности В.С. Мерлина (1967), |влияния: формальное; неформальное. В зависимости от имиджа лидера: лидер-знаменосец; | |
|основанной на определении доминирования или природного, |лидер-служитель; лидер-торговец; лидер-пожарный. | |
|или социального начала, представлены следующие уровни: | | |
| |№3,вопрос 11 | |
|1. Свойства индивида (темперамент и индивидуальные | | |
|особенности психических процессов). |Поздний (пожилой и старческий) возраст | |
| | | |
|2. Свойства индивидуальности (мотивы, отношения, |Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста. Участие в профессиональной и | |
|характер, способности). |общественной деятельности. Место в семье. Одинокая старость. Периодизация позднего возраста. | |
| |Возрастные закономерности и психологические особенности нормального старения. | |
|В современных исследованиях структуры личности — наряду | | |
|с проверкой экспериментальных гипотез, в которых |1. Деятельность в пожилом старческом возрасте | |
|определяется роль конкретных факторов, влияющих на | | |
|личностные переменные, — большая роль отводится |Творчество в пожилом возрасте. | |
|факторно-аналитическим стратегиям (трехфакторная теория | | |
|личности, модель большой пятерки). |Пожилой человек в общественной жизни. Старость и мудрость опыта жизни. | |
| | | |
|№2,вопрос 18 |2. Общение в старости | |
| | | |
|Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития |Значение общения со сверстниками. Пожилой и старый человек в семье из трех-четырех поколений. | |
|организма на |Психология отношения пожилых к детям, молодежи и людям других возрастов. | |
| | | |
|каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — |3. Познавательная деятельность | |
|патология | | |
| |Познание как профессия. Особенности познавательных интересов пожилых, не занятых прежде | |
|психического развития с изменением последовательности, |профессиональной и умственной деятельностью. | |
|ритма и темпа | | |
| |Феномен ясности мысли в старости. | |
|процесса созревания психических функций. | | |
| |Отношение к проблемам человечества. Умственное и эмоциональное переживание непреходящей ценности | |
|Факторы влияющие на психич.дизонтогенез:1.локализация |жизни и неизбежности физической смерти. Психология бессмертия человеческого духа. | |
|нарушений(где произошло нарушение),2.время | | |
|поражения(когда произошло поражение—а)1триместр |4. Личность в пожилом и старческом возрасте | |
|1.экологичекое неблагополучие(содержание свенца в |Суицидальность в пожилом возрасте. | |
|воде=ЗПР) 2.алкоголизм,наркомания родителей 3.различные | | |
|варианты не правильного воспитания реб. а)гипоопека |Психологическая готовность к старости. | |
|б)гиперопека 4.ранняя детская депривация(отказ от | | |
|детей,дети вдали от родителей,соц депривация) |Психологические новообразования пожилого человека. | |
| | | |
|Варианты психического дизонтегенеза по В.В.Лебединскому |Психологически зрелая личность в пожилом и старческом возрасте. | |
|(1985): | | |
| |Термин \"эйджизм\" означает дискриминацию одной или нескольких возрастных групп по отношению к | |
|- недоразвитие, |другим возрастным группам. Чаще всего эйджизм проявляется в отношении людей пожилого возраста. | |
| | | |
|- задержанное развитие, |«Эйджизм (от лат ageism) - негативный стереотип в отношении людей какой-либо возрастной категории,| |
| |но чаще всего подразумевается стереотип пожилого возраста». | |
|- поврежденное развитие, | | |
| |Дискриминирующее поведение может быть разнообразным. Дело в том, что с пожилыми людьми сложнее | |
|- дефицитарное развитие, искаженное развитие, |общаться, чем с людьми молодыми по ряду физиологически обусловленных причин: пожилые люди | |
| |медленнее молодых воспринимают информацию, они медленнее двигаются, часто они уже имеют | |
| * дисгармоничное развитие. |определенные проблемы с памятью и им тяжело учиться. Все это и еще множество похожих на | |
| |вышеперечисленные причин, создают в конечном итоге благодатную почву для убеждения в том, что | |
| * Я-концепция — система представлений человека о самом|«старики ни на что не годятся», и «пожилой человек - обуза для семьи» и, в конечном итоге, для | |
|себе. В рамках единой Я-концепции выделяют различные ее |общества в целом. | |
|составляющие: | | |
| |С учетом вышесказанного становится вполне очевидно, каким образом может происходить дискриминация | |
|1. Я-физическое как схема собственного тела; |людей пожилого возраста. Пожалуй, прежде всего, следует отметить тот факт, что на многие должности| |
| |берут претендентов не старше определенного возраста. Если кандидат старше, то, даже несмотря на | |
|2. Я-социальное, соотносимое со сферами социально |его опыт и прочие несомненные достоинства, он может быть дискриминируем исключительно по | |
|интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; |возрастному признаку - то есть, просто-напросто, не быть принятым на ту должность, которой он | |
| |вполне заслуживал. Также пожилые люди могут быть дискриминируемы в своей семье - скажем, более | |
|3. Я-экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и |молодые родственники могут не прислушиваться к их мнению, игнорировать. | |
|смерти. | | |
| |№2,вопрос 13 | |
|Формирование Я-концепции человека происходит при | | |
|накоплении опыта решения жизненных задач и при |Развитие ребенка на раннем этапе онтогенеза | |
|оценивании их со стороны других людей, прежде всего | | |
|№2,вопрос 20 |Стадии:1.импульсивная(0-6 мес) стадия рефлексов Эмоции и действия имеют рефлекторную природу. | |
| |Жесты приобретают определенный смысл.Интерес к цвету.Появляются первые элементы подражания. | |
|Особенности и виды дефицитарного развития |2.эмоциональная(6-11 мес) Подражание ярко выражено 3.сенсоматорная (10-14 мес)Процесс формирования| |
| |звуков и слов 4.проективная стадия(14мес-3 г)реб познает изменьчивость предметов по отношен к | |
|1.дети с нарушением слуха,2с нар зрения 3.нарушен |собственной Л-ти которая остается неизменной. Реб говорит о себе в 3лице. 5.период | |
|двигательной сферы 4.речевые нар-я. |противопоставления(3-4года)реб противопоставляет себя окружающим.Хочет привлечь к себе | |
| |внимание.Реб исчезает в диалоге с самим собой.Способность различать цвет,форму размеры,тактильные | |
|Дети с нарушением слуха. |особенности и запахи. | |
| | | |
|Виды нарушений:- врожденные(зарощение наружного |Младенчество:вед д-ть:эмоционально-Л-е общение со взрослым(матерью).Реб воздействует на взрослого.| |
|слухового аппарата);- приобретенные (атрофия слухового |Новобразование:первые шаги,слова. Кризис 1года: у реб возн потреб в актив-х формах повед и нет | |
|2. Дети с нарушением зрения. |Вед д-ть:предметная д-ть,направлена на усвоение общественно-выработанных способов действия с | |
| |предметами. Новообразованиясамосознание,прямохождение,овладение речью, «я сам»,развитие предметной| |
|2.1. Виды нарушений: - врожденные (анофтальм слепота);-|д-ти) | |
|приобретенные (глаукома, миопия). | | |
| |Кризис 3 лет: негативный компонент:упрямство,страптивость(недовольство всем),своеволие,агрессия к | |
|2.2. Принимая за основу степень нарушения зрительной |окр,обесценивание Л-ти взрослого,) Реб строит границы своего «Я»,собственной активности. | |
|функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на |«+»стороны кризиса:стремление к самостоятельности,желание чтобы взрослый оценил,гордость за свои | |
|слепых (полное отсутствие зрительных ощущений) и |достижения. | |
|слабовидящих (острота зрения на лучше видящем глазу при | | |
|использовании очков от 0,05 до 0,4). |№2,вопрос 19 | |
| | | |
|2.3. Симптомы слепоты:1-1,5 месяца - отсутствие |Особенности детей с различными вариантами нарушений интеллекта | |
|\"комплекса оживления\";5-7 месяцев - затруднения в | | |
|года - появление специализированных манипуляций и | | |
|отдельных действий с предметами. |Олигофрения (греч. oligos - малый + греч. - ум, разум) - стойкое недоразвитие сложных форм | |
| |психической деятельности. | |
|3. Нарушения двигательной сферы. | | |
| |УО возникает вследствие поражения зародыша, либо поражения центральной нервной системы на | |
|Детский церебральный паралич - основное нарушение |различных этапах внутриутробного развития плода, либо в самом раннем периоде жизни ребенка. Носит | |
|двигательной сферы (ДЦП). |наследственный, врожденный или приобретенный характер. | |
| | | |
|Основные признаки ДЦП.Параличи отдельных групп |особенности: | |
|непроизвольные чрезмерные движения (головы, рук и т.д.).|- диффузный (тотальный) характер слабоумия, при котором страдают не отдельные способности и | |
| |К поврежденному психическому развитию относится органическая деменция - приобретенное слабоумие | |
|нарушения структурно-семантического (внутреннего) плана |(лат. de - прекращение, mens - ум, разум). В отличие от олигофрении деменция возникает либо | |
|речи: |начинает грубо прогрессировать в возрасте 2-3 лет. Возможны и более поздние сроки появления | |
| |деменции. | |
|- алалия | | |
| |К приобретенному слабоумию приводят шизофрения, эпилепсия, а также органические заболевания, при | |
|- афазия |которых разрушается вещество головного мозга (сосудистые или воспалительные заболевания мозга, | |
| |тяжелые черепно-мозговые травмы). | |
|нарушения письменной речи: | | |
| |Различают в зависимости от динамики болезненного процесса: | |
|- дислексия | | |
| |- резидуальную органическую деменцию - нарушение интеллекта представляет собой остаточное явление | |
|- дисграфия |поражения мозга; | |
| | | |
|№2,вопрос 4 |- прогрессирующую деменцию - снижение интеллекта вызывает текущий органический процесс. | |
| | | |
|Общение как взаимодействие (интеракция). |Виды деменции многочисленны. | |
| | | |
|Интерактивная сторона общ. - характеристика компонентов |- алкогольная (возникает вследствие интоксикационной алкогольной энцефалопатии); | |
|общения кот. связ. с непоср. организацией их совместной | | |
|деят. , взаимодействием людей. В ходе этой совм. деят. |- апоплексическая (возникает в связи с острыми нарушениями мозгового кровообращения вследствие | |
|важно (кроме обмена инфо. ) организовать обмен |кровоизлияния или инфаркта головного мозга при церебральном атеросклерозе и гипертонической | |
|действиями, спланировать общую деятельность. Сущ. |болезни); | |
|несколько теор. описывающих структуру взаимодейств. Одна| | |
|из них - Щепаньского и связ. с описанием ступеней |- деменция боксеров (вследствие постоянных кровоизлияний в головной мозг и частых черепно-мозговых| |
|развития этого взаимод. Центральное понятие при описание|травм) и другие. | |
|соц. поведения у него - соц. связи. Она мож. б. | | |
|представлена как последовательное развитие: пространств.|№ 2,вопрос 6 | |
|соц. отношения (взаимосопряж. системы). + транзактный |Проблема взаимосвязи обучения и развития в психологии | |
|анализ - регулирование отношений уч-ков взаимодейств. | | |
|через регулирование их позиций, а также учета хар-ра |Развитие-закономерное изменение психических процессов во времени выраженные в их колличественных и| |
|сит. и стиля взаимодейств. Кажд. уч-ник мож. занимать 1 |качественных и структурных преобразованиях. Обучение-целенаправленная передача ЗУН выработанных | |
|Ребенок (Хочу). Транзакции эффективны если позиции нос. | | |
|дополн. характер (Взр-Взр) - дополнительные vs. пересек.|1)Ж Пиаже:фактором побуждающим реб-ка к развитияю,обучение является его внутренняя | |
|транзакции. II Кажд ситуация носит свой стиль поведения |потребность.Развитие процесс независимое от обучения. | |
|и действий(3 ур. стиля действий: ритуальный, | | |
|манипулятивный и гуманист. Типы взаимод: кооперацию и |2) Выготский: Обучение и развитие не совпадают.Обучение опирается на достигнутый уровень развития | |
|конкуренцию, при этом конкуренцию в виде межличностного |ведет его за собой. Он вводит понятие «развивающее обучение».Н: мышление ребенка проходит через | |
|конфликта лучше, чем кооперацию. Шмелев вводит континуум|стадии и фазы независимо обучается он или нет. «Зона актуального развития» это тот ур развития | |
|форм взаимодействия. На полюсах - кооперация и |психических функ-й кот сложился в результате определенных циклов развития. «Зона ближайшего | |
|конфронтация. Продуктивная конкуренция ближе к полюсу |развития» которые сейчас складываются в данный период,кот находятся в стадии становления. | |
|кооперации, чем к полюсу конфронтации. ПК - |Сензитивные периоды-пер особой чувствительности организма к определенным влияничм внешней среды. | |
|кооперативный заряд. Объединение усилий людей,... по |Они биологически обусловлены. Активно разв проекционные зоны головного мозга. | |
|созданию единого объекта, предназначенного для | | |
|совместного использования или на продажу. |3)Э Торндайк, Бюлер:Обучение и развитие-тождественные.Об не надстраивается над развитием,а идет за| |
| |созреванием. | |
|Кооперация: 2 основные черты совм. деят. по Леонт: | | |
|разделение единого проц. м. уч-ками и изменение деят. |4)Жане:Обучение может влиять на развитие. | |
|каждого (т. к. предмет и мотив не совпад). Конкуренция: | | |
|Под конфликтом понимается противоречие в намерениях, |№1,вопрос 17 | |
|целях, | | |
| |Самосознание. Я-концепция: структура, функция и развитие. | |
|ценностях и т. д. сторон. Конфликт связан с понятием | | |
|противоречия. |Самосознание - психологическая реальность, состоящая в том, что человек | |
| | | |
|Структуре конфликта: 1. стороны конфликта;2. конфликтную|способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. Рубинштейн: | |
|ситуацию - объективная ситуация этого противоречия;3. | | |
|осознание конфликтной ситуации участниками, образ |процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его | |
|конфликтной ситуации (хотя бы одним из них);4. | | |
|конфликтное взаимодействие (собственно поведение) - в |сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не | |