Рефераты

Шпоры по комплексному гос экзамену 2007

|индивида - онтогенетич эволюц. Л - продукт обществ |Основными факторами развития, помимо учебной деятельности, является общение с учителем, со | |

|развития индивида в рез-те его социализац. Первичн св-во|сверстниками и с родителями. III. Основными новообразованиями, возникающими под влиянием ведущей | |

|- соц статус. Определ цели и ценности в жизни. Жизн путь|деятельности | |

|- форма развития Л. Осн св-ва субъекта - способности - | | |

|необход для осущ деят-ти. Талант - высш проявл способн. |1. Содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственных действий). | |

|Задатки - врожденное. Факторы, влияющ на формир способн:| | |

|методика обуч, мотивац. Пед способн: склонность к пед |2. Планирование (внутренний план действий). | |

|деят-ти, наблюдат-ть, творч-во. Концепция биологич | | |

|детерминированности (Гальтон, Коттс) - главное - |3. Происходит построение целостной связной познавательной системы \' (умение классифицировать, | |

|наследственность и видовые кач-ва чела. Концепц |соотносить, анализировать). | |

|определенности средой и воспит (Гельвеций, Эшби). Конц | | |

|Канта, Маркса: от природы у всех людей есть способн-ти. |4. Развитие трудолюбия (по Эриксону). IV. Изучению этого возраста большое внимание уделяли: Пиаже,| |

| |Гальперин, | |

|№3,вопрос 4 | | |

| |Давыдова, Мухина, Зеньковский «Психология детства», Немов «Учебная | |

|О терапии искусством (арттерапии) | | |

| |деятельность», Фрейд, Эриксон, Демос-Рубинштейн «Самооценка школьников» и | |

|Терапия искусством является относительно новым методом | | |

|психотерапии. В |др. V. Основные линии развития | |

| | | |

|Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься |1. Развитие восприятия, где Бэндлер выделял три основных способа получения информации, знания: | |

|терапией искусством | | |

| |• Визуальная система - через видение картинок, наглядных пособий... | |

|Маргарет Наумбург. Она опиралась на идею Фрейда о том, | | |

|что внутреннее \"Я\" |• Аудиальная система | |

| | | |

|может быть выражено в визуальной форме при помощи |• Кинестетическая система - почувствовать, ощутить, работа с раздаточным материалом, с муляжами и | |

|спонтанных рисования, |т.п. | |

| | | |

|лепки и живописи. Для терапии искусством существенную |2. Поэтапное формирование умственных действий (Гальперин). | |

|роль играли как | | |

| |3. Развитие самосознания, которое может формироваться через учебную деятельность и школьное | |

|фрейдовская теория бесозна-тельного, так и мысли Юнга о |поведение: | |

|персональных и | | |

| |• Осознание прав и обязанностей: ознакомление со школьными требованиями, с обязанностями | |

|универсальных символах. Терапия искусством применяется |школьника. | |

|как в рамках | | |

| |• Временное осознание - большинство школьников устремлено в будущее, страх смерти «загоняется» в | |

|психотерапии, так и отдельно. |подсознание. | |

| | | |

|Терапия искусством может служить способом освобождения |• Притязание на признание | |

|от конфликтов и | | |

| |а), впервые у ребенка -возникает ситуация социального оценивания деятельности. | |

|сильных переживаний; ускорителем терапевтического | | |

|процесса; вспомогательным |б), возможность объективного сравнивания себя с другими. | |

| | | |

|средством для интерпретаций и диагностической работы; |в). Впервые ребенок признает свое не всемогущество. | |

|дисциплинирующей и | | |

| |г). Стремление к повышенной оценке своей деятельности. | |

|контролирующей \"силой\"; средством развития внимания к | | |

|чувствам, усиления |• Особенности морального развития: | |

| | | |

|ощущения собственной личностной ценности и повышения |а), спад детского творчества за счет появления новых научных дисциплин. | |

|художественной | | |

| |б), принятие ответственности за поступки. | |

|компетентности. В терапии искусством спонтанные | | |

|рисование и лепка являются |• Особенности общения | |

| | | |

|разновидностью деятельности воображения, а не |а). Сохраняется важность общения со взрослыми и особенно с родителями, дети осознают возможные | |

|проявлением художественного |стереотипы родительского поведения. | |

| | | |

|таланта. Терапевты, занимающиеся психодина-мически |б). Учитель - авторитет для младшего школьника, однако он во многом ответственен за появление | |

|ориентированной терапией |детских страхов. | |

| | | |

|искусством, подчеркивают важность понятия сублимации - |в). Значимость общения со сверстниками к 3 классу резко увеличивается. VI. Депривирующими | |

|непрямого |факторами в младшем школьном возрасте являются: | |

| | | |

|удовлетворения антисоциальных импульсов. |1. Неуспех в учебной деятельности. | |

| | | |

|Руководители групп в области терапии искусством, как |2. Эмоционально-негативное общение с учителем, с родителями, со сверстниками. | |

|правило, поощряют | | |

| |3. Чувство неполноценности (по Эриксону). | |

|свободные ассоциации членов групп и их попытки | | |

|самостоятельно обнаружить |4. Высокий уровень тревожности, негативная самооценка. УЛ. Основными направлениями для | |

| |коррекционной работы являются: | |

|значение собственных работ. Некоторые упражнения | | |

|заключаются в совместной |1. Создание ситуаций успеха | |

| | | |

|групповой работе, например создание групповых фресок и |2. Снижение значимости школьной оценки | |

|создание всеобщего | | |

| |3. Работа с осознанием прав и обязанностей (расширение прав и понимание относительности | |

|группового образа. Руководители групп гуманистической |обязанностей). | |

|ориентации | | |

| | | |

|подчеркивают значимость процесса творческой работы и не | | |

|придают большого | | |

| | | |

|значения конечному результату. Они стимулируют членов | | |

|группы доверять | | |

| | | |

|своему собственному восприятию и исследовать свои | | |

|творения как | | |

| | | |

|самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.| | |

| | | |

|Первоначально терапия искусством применялась в больницах| | |

|и | | |

| | | |

|психиатрических клиниках в работе с тяжело больными | | |

|пациентами. В настоящее | | |

| | | |

|время терапия искусством используется для оказания | | |

|психологической помощи | | |

| | | |

|более широкому контингенту клиентов и постепенно | | |

|отдаляется от своей | | |

| | | |

|психоаналитической первоосновы. | | |

|--------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------------------------------------------| |

|--------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------------------------------------------| |

|--------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------------------------------------------| |

|--------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------------------------------------------| |

|--------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------------------------------------------| |

|--------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------------------------------------------| |

|--------------------------------------------------------+--------------------------------------------------------------------------------------------------| |

|№2,вопрос 13 | | |

| | | |

|Основные достижения в развитии психики ребенка в раннем | | |

|возрасте. (1-3 года) . | | |

| | | |

|Общение: в предметной деятельности через общение со | | |

|взрослым создается основа для усвоения значений слов. | | |

|Это период бурного развития речи. Если с ребенком | | |

|общаться мало, то он будет отставать в развитии речи. | | |

|Если наооборот, взрослый ловит каждое желание ребенка, | | |

|то ребенок может долго обходиться без речи. | | |

| | | |

|В этом возрасте дети начинают интересоваться друг | | |

|другом.- Появляется потребность соревновательности, что | | |

|обуславливает мотивацию к достижению. При этом | | |

|развивается рефлексия на свои достижения. | | |

| | | |

|Умственное развитие: 1) формируются соотносящие и | | |

|орудийные действия. От соотнесения свойств предметов при| | |

|помощи внешних действий ребенок переходит к зрительному | | |

|соотнесению. 2) Возникает функция замещения - один | | |

|предмет может использоваться в качестве другого | | |

|(формируется знаковая или символическая ф-ция сознания).| | |

| | | |

|Формирование личности; Ребенок осознает себя как | | |

|отдельную персону, овладевает телом. Притязание на | | |

|признание - формируется чувство гордости: стремление | | |

|получить похвалу, затем появляется чувство стыда. | | |

|Самопознание - ребенок узнает себя в зеркале. Ребенок | | |

|начинает осознавать, что он обладает волей. | | |

|Следовательно возникает стремление к самостоятельности. | | |

|Отрицательное образование - негативизм вследствие | | |

|кризиса 3-х лет. Ребенок ощущает свою способность | | |

|сделать что-либо самостоятельно. | | |

| | | |

|Новообразования: | | |

| |№2 вопрос 15 | |

|1. Взаимоотношение ребенка с агрессией (либо справляется| | |

|с ней, либо уходит в диструктивную агрессию); |Основные достижения в развитии психики ребенка в младенческом возрасте. (2 месяца -1 год) | |

| | | |

|2. Необходимо общение с отцом. В этом возрасте ребенок |Обшенпе: основной потребностью общения является органическая жизненная нужда и потребность в | |

|учится общаться не только с матерью, но и с отцом; |печатлениях. Лисина: «С 2-х до б-ти месяцев преобладает ситуативно-личностное общение: ребенок | |

| |начинает различать интонацию. После б-ти месяцев дети научаются различать положительные и | |

|3. Произвольные действия в уме: |отрицательные эмоции. Формируется способность подражать действиям взрослых». | |

| | | |

|4. Навыки опрятности. |Потребность в общении создает предпосылки подражания звукам человеческой речи. К концу первого | |

| |года у ребенка возникает связь между названием предмета и им самим (начальная форма понимания | |

|№1,вопрос2 |речи). | |

| | | |

|Метод самонаблюдения: его разновидности, возможности и |Движения и действия: сидит, ползает стоит, начало хождения, манипулирование: размахивание, | |

|ограничения. |постукивание (это «прогрессивные движения»). При неблагоприятных условий воспитания развиваются | |

| |«тупиковые движения»: сосание пальцев, раскачивание на четвереньках. Эти движения не способствуют | |

|Интроспеция - регистрация изменений внешнего мира и себя|получению новых впечатлений и тормозят развитие. | |

|в нем. Позволяет | | |

| |В этом возрасте формируется чувство доверия ко взрослым. Совместная деятельность состоит в том, | |

|описывать свойства сознания, выделять элементы, |что взрослый руководит действиями младенца, а тот обращается к помощи и содействию взрослого. | |

|прослеживать связи между | | |

| |Новообразования: 1) чувство доверия к окружающему миру; 2) привязанность к матери; 3)прогресс | |

|ними. Титченер: основное правило интроспеции - ошибка |формирования чувства постоянства предметов. | |

|стимула. Опыт должен | | |

| |№1,вопрос 8 | |

|быть непосредственным. | | |

| |Предмет и методы когнитивной психологии. | |

|2 вида: систематическая и аналитическая. | | |

| |Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, появившегося уже в | |

|Рефлексия - источник саморазвития. Появляется при |60-х годах XX в., - когнитивной психологии. Труды Пиаже, посвященные целостному характеру | |

|развитии ребенка - |интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение во многих трудах этой школы. Брунер же не| |

| |только подал новые идеи, но и принимал непосредственное участие в изучении некоторых вопросов | |

|самоидентификация. Источник р.- взаимоотношение со |совместно со своими коллегами, принадлежавшими к новому направлению. | |

|средой, несовпадение | | |

| |В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и постулируется | |

|действий и результатов. |связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например с | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Современные рефераты