Рефераты

Шпоры по комплексному гос экзамену 2007

| |1. Дискуссионная психотерапия - нацелен на продуктивное |

|Классификация по принципу разделения рецепторов:Теплов |решение групповой задачи. Использования данного метода |

| |позволяет: |

|-экстерорецепторы(рецепторы расположенные на внешней поверх-ти тела) | |

| |• Сопоставлять противоположные позиции, увидеть проблему с|

|-интерорецепторы(все внутренние рецепторы,располож-е внутри органов и тканей) |разных сторон. |

| | |

|№1,вопрос 19 |• Уточнить взаимные позиции. |

| | |

|Восприятие:теории,св-ва,виды. |• Устранить эмоциональную предвзятость в опенке позиции |

| |партнеров. |

|В-познавательные психические процессы отражающие образы предметов окр-го | |

|мира,непосредственно воздействующих на органы чувств в единстве их св-в.Процесс |• Выработать групповое решение и т.д. |

|восприятия-это не только сумма отдельных ощ-й,т.к.в восприятиизадействованы:прошлый | |

|опыт,процессы осмысления того что мы воспринимаем(память,мышление),влияет внимание и |2. Интеракционно-коммуникативные методы (психодрамма, |

|направленность. |гештальт - техника, трансактный анализ). На изменение |

| |установок клиента под влиянием психодрамматического |

|Св-ва: |разыгрывания ролей положительное воздействие оказывают: |

| | |

|1.предметность-способность отражать объекты и явления окр.мира не в виде набора,не |• Предоставление клиенту свободного выбора относительно |

|связанных др.с др.ощ-й,а в форме отдельных предметов(образов). |как самого участия в психодраматической сцене, так и |

| |играемой им роли. |

|2.целостность-св-во восприятия обеспечивающее целостный образ предмета. | |

| |• Вовлечение клиента в исполнительскую деятельность. |

|3.структурность-восприятие не явл.простой структурой ощ-й,т.к. мы воспринимаем | |

|обобщенную структуру, в течение некоторого времени. |• Получение клиентом позитивного подкрепления со стороны |

| |группы после разыгрывания им роли. |

|4.костантность-относительное постоянство некоторых св-в предметов при изменении | |

|условий их восприятия.Н: большой грузовик,явл.на большом расстоянии маленьким,но мы |Три основные части психодрамы (по Морено): |

|знаем что он на самом деле он б. 5.перцепция-процесс получения,обработки и выдачи | |

|рез-в инф-ии из внешнего мира и во внешний мир. |* .разминка, * собственно психодраматическая игра, * обмен|

| |чувствами и оценками. Используются такие техники, как: |

|6.аперцепция -зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. |перемена ролей, монолог, «зеркало» и др. |

|7.иллюзия-искаженное,ложное В. 8.осмысленность-(В-ть предмет-значит мысленно назвать | |

|его,т.е.отнести к определенному классу,группе,связать его с опред-м словом). |3. Методы, основанные на невербальной активности: |

|9.активность(избирательность)-в люб.момент времени мы воспринимаем только один |арттерапия, музыкотерапия, хореотерапия и пантомима. |

|предмет или группу,в то время как остальные объекты явл.фоном нашего В-я. | |

| |• Арттерапия является групповой формой, в которой |

|Виды: |используется творческая, художественная и пластическая |

| |активность клиентов для выражения проблематики как |

|По основной модальности: (зрительное,слуховое,осязательное,обонятельное,вкусовое) |отдельных членов, так и группы в целом. Рисунки |

| |представляют разнообразную информацию о клиентах. |

|По форме существования материи(В времени, В движении,В пространства) |(Джонидис Л., Кратогивил С.). |

| | |

|Типы восприятия по особенностям Л: |• Музыкотерапия, одна из старейших форм воздействия на |

| |психику человека. Групповые музыкотерапевтичиские занятия |

|Аналитический,объяснительный,описательный,объективный,субъективный,синтетический. |включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, |

| |музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, |

|Теория: |связанные с прошлым, настоящим и будущим (С. Швабе, |

| |И.Волпер). |

|-информационный подход:психика-система переработки,кодирования.В-процесс познания и | |

|переработки инф-ии. |• Пантомима содержит множество выразительных элементов в |

| |разнообразных формах, когда экспрессия передается с |

|-экологическая теория восприятий(Гипсон) 1.единство организма и |помощью жестов или движений, танца или прикосновения (X. |

|среды,2.непосредственность В-я. |Левис). |

| | |

|№1 ,вопрос8 |• Хореотерапия, или танцевальная терапия, используется с |

| |учетом возможностей членов группы, она не должна быть |

|Когнитивная психология |затруднительной или неприятной (3. Алежко). |

| | |

|Основные направления исследований когн.психологии. |4. Групповая поведенческая терапия носит характер заданий,|

| |ее цель - научение новым типам поведения в группе и с |

|-восприятие;-язык; -псих-е развитие; -человек интеллект; -мышление и решение задач; |помощью группы, тренинг поведения и устранение |

|-искуственный интеллект; -воображение; -память; -внимание; -распознавание образов. |невротических симптомов. Используются следующие техники: |

| | |

|Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, |«моделирование», «научение социальным навыкам», «научение |

|появившегося уже в 60-х годах XX в., - когнитивной психологии. Труды Пиаже, |межличностным контактам» и др. (Лазарус, Ф. Чессер, В. |

|посвященные целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли |Мейер). |

|отражение во многих трудах этой школы. Брунер же не только подал новые идеи, но и | |

|принимал непосредственное участие в изучении некоторых вопросов совместно со своими |5. Суггестивные методы - модификация аутогенного тренинга |

|коллегами, принадлежавшими к новому направлению. |по методу Дж. Шультц, Е. Якобсона. Использование |

| |релаксационных техник, упражнения самовнушения, снятие |

|В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и |мышечного напряжения. (Суггест - источник внушения). |

|постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними | |

|переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью |№2,вопрос23 |

|внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная | |

|система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как |Психология труда |

|система, предназначенная для переработки информации. | |

| |Предмет-психологические науки которые изучают проявления |

|Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ |психики в труде,ее разв,а также соответствующие |

|психических процессов. Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и |организации труда психическими и психофизиологическими. |

|конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому |Цель-оказание помощи ч-ку,а также менеджменту в трудовой |

|недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась много веков. Однако|д-ти. Задачи:1.гуманизация труда,2.повышение |

|в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается за счет упрощения и|производительности. |

|игнорирования, однозначности человеческой психики. | |

| |Профотбор-система средств обеспечивающих прогностическую |

| |оценку взаимосоответствия ч-ка и профессии в тех видах |

| |д-ти кот осуществляется в нормально заданных условиях |

| |требующие от ч-ка повышенной |

| |ответственности,здоровья,повыш.работоспособности,точности |

| |исполнения задач,устойчивой эмоц-ой волевой регуляции. |

| |Профотбор должен проводиться для профессий кот треб особ |

| |качеств.Базируется на психологических |

| |методах:интервью,опросники,тесты(IQ,способностей,батарея |

| |способностей,Л.тесты,конструирующие тесты |

| |обучаемости-способность обучаться),ситуативные |

| |методы,игры,знакомство с документами(школьные,университет |

| |оценки),стандартные вопросы(откр/закр),различные |

| |шкалы,биографические опросники(события жизни,ребенок,семья|

| |мешает достижения в работе,круг знакомых. |

| | |

| |Профориентация-комплекс психол,пед и мед мероприятий |

| |направленных на оптимизацию процесса трудоустройства |

| |молодежи в соответствии с |

| |желаниями,склонностями,способностями,потребностями об-ва. |

|-------------------------------------------------------------------------------------+----------------------------------------------------------|

| |№ 3,вопрос21 |

| | |

| |Пол и гендер |

| | |

| |Пол-биологическое начало,гендер-соц начало |

| | |

| |5 видов пола:1.гонадный(момент зачатия,соединения мужской |

| |и женской клетки)2.биологический пол(4-5 мес |

| |внутриутробного развития)3.генитальнообусловленный пол(в |

| |момент рождения)4.психолог-й,кот начал формироваться в |

|№ 2,вопрос21 |раннем онтогенезе,достигает высоких пределов в |

| |подростковом возрасте,реальный-в |

|Эмоц-волев расстройства |юношеском5.гендер-полоролевая соц-обусловленная хар-ка |

| |личности. |

|Псих-е особенности детей с расстрой эмоц-волев сферы и повед. | |

| |Пол записывают по гениталиям. |

|нарушен эмоц сферы(искаженное психическое разв):1.ранний детский аутизм,2.ранняя | |

|детск депривация,3.психогения(тревожные-фобические расстройства,депрессивные |Гендерные стериотипы-истор сложившиеся и соц проявленные |

|раст-ва)4невротические расст-ва5.постравматическое стрессовое раст-во. |полоролев повед модели принятые в данном об-ве и соотношен|

| |Л и повед-я конкретного представления того/иного пола. |

|нарушен повед(дисгармоническое психическое раст-во):1.патологического | |

|характера(психопатии,акцентуации харак-ра)2.сдвг,3.нарушение |Гендерн идентичность-структурный компонент самосознания |

|влечений,4.аддикции(зависимость),5.различные формы девиантного поведения. |Л-ти отражающий себя как представителя определ |

| |пола,действующего по стандартным поведенческим моделям. |

|Ранний детский аутизм. | |

| |Сексизм-непринятие,отклонение от пола. |

|1.1. Аутизм (греч. autos - сам) - предельное экстремальное одиночество ребенка, | |

|формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального |Женщины |

|развития. Синоним - синдром Каннера. | |

| |Мужчины |

|1.2. Распространенность: 15-16 детей на 10 тыс. новорожденных. 75% аутистов - | |

|мальчики. Наиболее отчетливо проявляется в периоде от 2 до 3 лет. |Мозолистое тело |

| | |

|1.3. Причины: |Связь м/д полушариями происходит быстрее(делает несколько |

| |дел одновременно-распределение внимания) |

|- особая патология, в основе которой лежит недостаточность ЦНС вследствие обменных | |

|нарушений и органических поражений, - первичный аутизм; |Скелет более хрупкий,грудное дыхание,волосатость меньше. |

| | |

|- воспитание в условиях эмоциональной депривации, постоянного давления родителей - |Более эмоциональны,плаксивы,более общительны,правое |

|вторичный аутизм; |полушарие,измена-эмоции |

| | |

|- наследственная отягощенность (например, шизофрения у родителей). |Адамово яблоко(кодык),мышечная мускулатура,дыхание |

| |животом,волосатость, |

|1.4. Признаки: | |

| |Гнев,грубость,главное-цель,менее общительны(не |

|- нарушение способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни; |рассказывают про свою Л-ю жизнь),Математический склад |

| |ума,Логика,Левое полушарие,измена-физическая |

|- крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, | |

|пока они не становятся болезненными; |Если обучать отдельно мальчиков и девочек,то у |

| |М-стремление к лидерству,повышенный интерес к девушкам. |

|- прекрасная механическая память; | |

| |№2 ,вопрос25 |

|- эхолалия; | |

| |Юридическая психология |

|- буквальность в употреблении слов; | |

| |Предмет различные явления психики,индивид-психол |

|- ранний страх определенных громких звуков; |особенности Л,участников правоотношений.Соц-психол |

| |закономерности правоприминительной д-ти. |

|- монотонное повторение звуков и движений; |Предмет-психологические явления и мех-мы взаимоотношения Л|

| |с правом.Задачи:1.разработка теоретич-хоснов самой |

|- страх изменений в обстановке (Каннера феномен тождества); |науки,2.практические (разработка конкрет-х психологич-х |

| |методов в работе юриста)3.профотбор юристов,4.разработка |

|- монотонные механические игры с неигровыми предметами; |рекомендацийпо перевоспитанию осужденных.Объект-конкрет |

| |типы людей и их общности как субъекты правовой активности.|

|- своеобразие мимики лица: сонно-задумчивое, с оттенком недоумения; | |

| |Право-совокупность норм(правил повед)определ-е границы |

|- \"бегающий\" взгляд; |свободы и равенства людей в осуществлении защиты их |

| |интересов.Право-сов-ть норма закрепленных в законе |

|- хорошее физическое здоровье. |исполнение которого обеспечивается принудительной силой |

| |госуд-ва. |

|1.5. Прогноз: у 10% детей диагностируется высокий уровень интеллекта, у 20% - норма | |

|интеллектуального развития (они обучаются в массовых школах), 50% - УО, 20% - ЗПР |Правосознание-система знаний,оценок и представлений о |

|(обучение в специальных школах). |правопорядке данного об-ва регулирующие |

| |поведение.В:-индивидуальное(#элементарный |

|1.6. Существует четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности |уровень-отдельные представления;#высокий-осознание,четкое |

|поражения базальной аффекивной сферы. |представление о законах,правах;# высший -характерен для |

| |специалистов);-групповое пс;-общественное пс. |

|1-я группа - наиболее тяжелая степень поражения. Наблюдается полевое поведение. | |

|Эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует, реакция на внешние и внутренние |3стороны:1.когнитив.(познават)представлен о правов-х |

|раздражители слабая. Речь отсутствует. |ценностях,законах,2.оценочная-отношение к существующим |

| |знаниям3.регулятивная-знание и принятие. |

|2-я группа отличается большей активностью. Ребенок реагирует на физические ощущения | |

|(голод, холод, боль). Дети активно требуют сохранения постоянства в окружающей среде.|Дефекты правосознания:1.правосоз ч-ка не совпадает с |

|Проявления такого состояния заметны с 2-3 лет. Как правило, у детей этой группы |общественным правосознанием.2.отрицание какой то прававой |

|встречаются стереотипные действия. Характерна чрезмерная связь с матерью. |нормы3.правовая интуиция(ощущение ч-ка как правильно |

| |делать,а как не правильно) #праввавой |

|3-я группа характеризуется наличием речи в виде эмоционально окрашенного монолога, |негативизм-недооценка ценностей права;# прававой |

|ребенок способен выразить свои потребности. Часто встречаются агрессивные действия, |инфантилизм-безответствие к требованиям закона;# прававой |

|пугающие сюжеты рисунков (изображение пожаров, бандитов и т.д.). |ниилизм-непринятие норм права. |

| | |

|4-я группа РДА является наименее тяжелой. Дети способны к общению, у них сохранены |№3,вопрос 5 |

|интеллектуальные функции. Однако речь с аграмматизмами. Выражена чрезмерная | |

|потребность в защите, эмоциональной поддержке со стороны матери. Круг общения |Психол консультирование как один из видов психолог помощи.|

|ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми. | |

| |Модели психологической помощи:1.педагогическая(клиент |

|Дети с аутизмом нуждаются в лечении, психолого-педагогической коррекции нарушений и |жалуется на реб)психолог дает инфор-цию как |

|прежде всего правильной воспитательной работе в семье. Для них нежелательным является|взаимодействовать с реб.2.диагностич-я(психолог-как |

|разрыв с матерью, привычным семейным окружением. В вязи с этим желательно проведение |эксперт;предварительно проводит диагностику,делает |

|обследования в присутствии матери, в некоторых случаях и дома у ребенка. |заключен и дает рекомендации3.социал(психолог |

|Категорически противопоказано помещение этих детей в психический стационар. |непосредственно вмешивается в ситуацию клиента и помогает |

| |ее решить)4.психотерапевтическая(основывается на |

|СДВГ(синдром гиперактивности)-дисфункция ЦНС приемущественно ретикулярной формации |психотерапевтической модели) |

|проявляющееся трудностями концентрации и поддержки внимания,нарушен обучения и | |

|памяти,а также сложными экзоденной и эндогенной инфор-ции. |Цель психол консультирования:они |

| |взаимосвязаны:1преодоление конкретно психологического |

|От 6-12лет(диагноз только в 7лет).Частота встречаемоти 3,5-18%,у мальчиков 2-9 раз. |затруднения2.личностный рост клиента |

| | |

|3варианта течения синдрома:1.гиперактивность-дефицит вниман2.деф вниман(первично так |Психологическая харак-ка участников |

|и вторично) 3.гиперактивность |консультирпования:Личность встречается с |

| |Л-ю.Консультант-профессионал,консультирование ведется на |

|Семейные причины:низкое соц положение семьи,наличие криминального окруж-я,тяжелые |профес знаниях,умениях.Важен принцип |

|разногласия м/д родителями,алкоголизация семьи,отклонение сексуального повед.матери. |добровольности1.сотрудничество2.конфидециальность3.нельзя |

| |совмещать консультирование и иные отношения с клиентом. |

|Пре и перенатальные факторы:токсикоз I полов.беременности,курение и употребление | |

|алкоголя во t берем-ти,асфиксия новорожденного,употреблен некоторых лекарственных |Процесс консультирования:консультант воздерживается от |

|препаратов. |любой активности которая может каким то образом направлять|

| |течение беседы.Он чутко воспринимает и реагирует на |

|ММД(поражен лобных долей гол мозга,поражен ретикулярн формации,у 65% сдвг нарушено |выражения чув-ва клиента. |

|кровообращение в лобных долях) | |

| |Принципы ведения консультирования:ограничение речи |

|Критерии диагноза: (дефицит внимания устанавливается при наличии хотябы 6 |консультанта в диалоге;краткость и точность выступления |

|факторов)1.необращает вниман на детали и допускает ошибки в работе2.с трудом |консультанта;анализ эмоц-х переживаний;акцентирование |

|поддерж-ет вниман в работе и игре3.не слушает то,что ему говорят4.не в состоянии |эмоц-х переж-й;акцентирование,выделение ключевых |

|следовать инструкции5.не может организовать игру/д-ть6.испытывает трудности при |слов;предлагать альтернативные |

|выполнении заданий требующ длительной концентрации вниман.7.часто теряет |формулировки(«парадоксальные вопросы-поставить под |

|вещи8.повышенная отвлекаемость9.забывчивость. |сомнение то,что клиент считает очевидным.Заставить клиента|

| |задуматься», «интерпретация прыжек в глубину,позволяет по |

|Критерии гиперактивности(хотябы 5)1.совершает суетливые движен руками и ногами2.часто|иному увидеть и понять свое собственное повед.и повед |

|вскакивает со своего места3гиперподвижен,когда она не приемлема4не может играть в |окр-х.», «уточняющие и углубляющие |

|тихие игры5постоянно находится в движении6оч много говорит |формулировки-перефразирование-элемент обобщения») |

| | |

|Диагноз СДВГ:1наличие дефицита вниман и гиперактивности2раннее проявлен симптомов до |№3,вопрос 19 |

|7лет3.длительность 6мес(должен наблюдаться и дома и в школе)4нарушен обучен и соц | |

|функ-ций. |кризисные состояния |

| | |

|Импульсивн ребенок:1отвечает на ? не дослушав его2.не м.дождаться своей |КС-особые,выходящие за повседневные рамки |

|очереди3.вмешивается в разговор/д-ть др-х. |состояния,могущие быть в жизни каждого ч-ка,возникающие |

| |как реакция на к/л внешние причины и |

|Методики:»моя семья»(рисует первым делом предметы-затем рисует семью,вплоть до 3-х |обстоятельства,психические травмы. Кризис:острые эмоц |

|тетушек,себя он не рис.) |сост,испытывает недостаток чего то оч |

| |важное,разочарование,упадок,стресс,дискомфорт,старые устои|

|Коррекция:1Мультимодальная программа развития детей(адаптация,реабилитация и Л рост |перестают действовать. |

|детей в социуме)-псих-пед,психотерапевт условия.2.музыка и движение как вид коррекции| |

|гиперактивности |Этапы в развитии кризиса:1.первичный рост напряжения |

| |стимулир-щий привычные способы решения проблем2.эти |

|Рекомендации родит:распорядок дня,гипкая сис-ма вознагражден,подписывать соглашен с |способы оказыв-ся без результативными и в этой связи |

|ребенком,расширять список обязанностей,снизить влияние отвлекающих факторов,не |продолжаются дальнейший рост напряжения3.еще больше увел |

|разрешать откладывать д-ть на др время. |напряжен требующие внешних и внутренних источников.4.если |

| |все оказывается тщетным наступает4стадия.еще б.повышен |

| |тревоги,чув-во беспомощности,безнадежности,острое |

| |отчаяние,депрессия=> суицидальные действия. |

| | |

| |Кризисы не разрешаются только процессами |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Современные рефераты