Шпоры по комплексному гос экзамену 2007
| |1. Дискуссионная психотерапия - нацелен на продуктивное |
|Классификация по принципу разделения рецепторов:Теплов |решение групповой задачи. Использования данного метода |
| |позволяет: |
|-экстерорецепторы(рецепторы расположенные на внешней поверх-ти тела) | |
| |• Сопоставлять противоположные позиции, увидеть проблему с|
|-интерорецепторы(все внутренние рецепторы,располож-е внутри органов и тканей) |разных сторон. |
| | |
|№1,вопрос 19 |• Уточнить взаимные позиции. |
| | |
|Восприятие:теории,св-ва,виды. |• Устранить эмоциональную предвзятость в опенке позиции |
| |партнеров. |
|В-познавательные психические процессы отражающие образы предметов окр-го | |
|мира,непосредственно воздействующих на органы чувств в единстве их св-в.Процесс |• Выработать групповое решение и т.д. |
|восприятия-это не только сумма отдельных ощ-й,т.к.в восприятиизадействованы:прошлый | |
|опыт,процессы осмысления того что мы воспринимаем(память,мышление),влияет внимание и |2. Интеракционно-коммуникативные методы (психодрамма, |
|направленность. |гештальт - техника, трансактный анализ). На изменение |
| |установок клиента под влиянием психодрамматического |
|Св-ва: |разыгрывания ролей положительное воздействие оказывают: |
| | |
|1.предметность-способность отражать объекты и явления окр.мира не в виде набора,не |• Предоставление клиенту свободного выбора относительно |
|связанных др.с др.ощ-й,а в форме отдельных предметов(образов). |как самого участия в психодраматической сцене, так и |
| |играемой им роли. |
|2.целостность-св-во восприятия обеспечивающее целостный образ предмета. | |
| |• Вовлечение клиента в исполнительскую деятельность. |
|3.структурность-восприятие не явл.простой структурой ощ-й,т.к. мы воспринимаем | |
|обобщенную структуру, в течение некоторого времени. |• Получение клиентом позитивного подкрепления со стороны |
| |группы после разыгрывания им роли. |
|4.костантность-относительное постоянство некоторых св-в предметов при изменении | |
|условий их восприятия.Н: большой грузовик,явл.на большом расстоянии маленьким,но мы |Три основные части психодрамы (по Морено): |
|знаем что он на самом деле он б. 5.перцепция-процесс получения,обработки и выдачи | |
|рез-в инф-ии из внешнего мира и во внешний мир. |* .разминка, * собственно психодраматическая игра, * обмен|
| |чувствами и оценками. Используются такие техники, как: |
|6.аперцепция -зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. |перемена ролей, монолог, «зеркало» и др. |
|7.иллюзия-искаженное,ложное В. 8.осмысленность-(В-ть предмет-значит мысленно назвать | |
|его,т.е.отнести к определенному классу,группе,связать его с опред-м словом). |3. Методы, основанные на невербальной активности: |
|9.активность(избирательность)-в люб.момент времени мы воспринимаем только один |арттерапия, музыкотерапия, хореотерапия и пантомима. |
|предмет или группу,в то время как остальные объекты явл.фоном нашего В-я. | |
| |• Арттерапия является групповой формой, в которой |
|Виды: |используется творческая, художественная и пластическая |
| |активность клиентов для выражения проблематики как |
|По основной модальности: (зрительное,слуховое,осязательное,обонятельное,вкусовое) |отдельных членов, так и группы в целом. Рисунки |
| |представляют разнообразную информацию о клиентах. |
|По форме существования материи(В времени, В движении,В пространства) |(Джонидис Л., Кратогивил С.). |
| | |
|Типы восприятия по особенностям Л: |• Музыкотерапия, одна из старейших форм воздействия на |
| |психику человека. Групповые музыкотерапевтичиские занятия |
|Аналитический,объяснительный,описательный,объективный,субъективный,синтетический. |включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, |
| |музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, |
|Теория: |связанные с прошлым, настоящим и будущим (С. Швабе, |
| |И.Волпер). |
|-информационный подход:психика-система переработки,кодирования.В-процесс познания и | |
|переработки инф-ии. |• Пантомима содержит множество выразительных элементов в |
| |разнообразных формах, когда экспрессия передается с |
|-экологическая теория восприятий(Гипсон) 1.единство организма и |помощью жестов или движений, танца или прикосновения (X. |
|среды,2.непосредственность В-я. |Левис). |
| | |
|№1 ,вопрос8 |• Хореотерапия, или танцевальная терапия, используется с |
| |учетом возможностей членов группы, она не должна быть |
|Когнитивная психология |затруднительной или неприятной (3. Алежко). |
| | |
|Основные направления исследований когн.психологии. |4. Групповая поведенческая терапия носит характер заданий,|
| |ее цель - научение новым типам поведения в группе и с |
|-восприятие;-язык; -псих-е развитие; -человек интеллект; -мышление и решение задач; |помощью группы, тренинг поведения и устранение |
|-искуственный интеллект; -воображение; -память; -внимание; -распознавание образов. |невротических симптомов. Используются следующие техники: |
| | |
|Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, |«моделирование», «научение социальным навыкам», «научение |
|появившегося уже в 60-х годах XX в., - когнитивной психологии. Труды Пиаже, |межличностным контактам» и др. (Лазарус, Ф. Чессер, В. |
|посвященные целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли |Мейер). |
|отражение во многих трудах этой школы. Брунер же не только подал новые идеи, но и | |
|принимал непосредственное участие в изучении некоторых вопросов совместно со своими |5. Суггестивные методы - модификация аутогенного тренинга |
|коллегами, принадлежавшими к новому направлению. |по методу Дж. Шультц, Е. Якобсона. Использование |
| |релаксационных техник, упражнения самовнушения, снятие |
|В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и |мышечного напряжения. (Суггест - источник внушения). |
|постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними | |
|переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью |№2,вопрос23 |
|внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная | |
|система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как |Психология труда |
|система, предназначенная для переработки информации. | |
| |Предмет-психологические науки которые изучают проявления |
|Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ |психики в труде,ее разв,а также соответствующие |
|психических процессов. Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и |организации труда психическими и психофизиологическими. |
|конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому |Цель-оказание помощи ч-ку,а также менеджменту в трудовой |
|недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась много веков. Однако|д-ти. Задачи:1.гуманизация труда,2.повышение |
|в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается за счет упрощения и|производительности. |
|игнорирования, однозначности человеческой психики. | |
| |Профотбор-система средств обеспечивающих прогностическую |
| |оценку взаимосоответствия ч-ка и профессии в тех видах |
| |д-ти кот осуществляется в нормально заданных условиях |
| |требующие от ч-ка повышенной |
| |ответственности,здоровья,повыш.работоспособности,точности |
| |исполнения задач,устойчивой эмоц-ой волевой регуляции. |
| |Профотбор должен проводиться для профессий кот треб особ |
| |качеств.Базируется на психологических |
| |методах:интервью,опросники,тесты(IQ,способностей,батарея |
| |способностей,Л.тесты,конструирующие тесты |
| |обучаемости-способность обучаться),ситуативные |
| |методы,игры,знакомство с документами(школьные,университет |
| |оценки),стандартные вопросы(откр/закр),различные |
| |шкалы,биографические опросники(события жизни,ребенок,семья|
| |мешает достижения в работе,круг знакомых. |
| | |
| |Профориентация-комплекс психол,пед и мед мероприятий |
| |направленных на оптимизацию процесса трудоустройства |
| |молодежи в соответствии с |
| |желаниями,склонностями,способностями,потребностями об-ва. |
|-------------------------------------------------------------------------------------+----------------------------------------------------------|
| |№ 3,вопрос21 |
| | |
| |Пол и гендер |
| | |
| |Пол-биологическое начало,гендер-соц начало |
| | |
| |5 видов пола:1.гонадный(момент зачатия,соединения мужской |
| |и женской клетки)2.биологический пол(4-5 мес |
| |внутриутробного развития)3.генитальнообусловленный пол(в |
| |момент рождения)4.психолог-й,кот начал формироваться в |
|№ 2,вопрос21 |раннем онтогенезе,достигает высоких пределов в |
| |подростковом возрасте,реальный-в |
|Эмоц-волев расстройства |юношеском5.гендер-полоролевая соц-обусловленная хар-ка |
| |личности. |
|Псих-е особенности детей с расстрой эмоц-волев сферы и повед. | |
| |Пол записывают по гениталиям. |
|нарушен эмоц сферы(искаженное психическое разв):1.ранний детский аутизм,2.ранняя | |
|детск депривация,3.психогения(тревожные-фобические расстройства,депрессивные |Гендерные стериотипы-истор сложившиеся и соц проявленные |
|раст-ва)4невротические расст-ва5.постравматическое стрессовое раст-во. |полоролев повед модели принятые в данном об-ве и соотношен|
| |Л и повед-я конкретного представления того/иного пола. |
|нарушен повед(дисгармоническое психическое раст-во):1.патологического | |
|характера(психопатии,акцентуации харак-ра)2.сдвг,3.нарушение |Гендерн идентичность-структурный компонент самосознания |
|влечений,4.аддикции(зависимость),5.различные формы девиантного поведения. |Л-ти отражающий себя как представителя определ |
| |пола,действующего по стандартным поведенческим моделям. |
|Ранний детский аутизм. | |
| |Сексизм-непринятие,отклонение от пола. |
|1.1. Аутизм (греч. autos - сам) - предельное экстремальное одиночество ребенка, | |
|формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального |Женщины |
|развития. Синоним - синдром Каннера. | |
| |Мужчины |
|1.2. Распространенность: 15-16 детей на 10 тыс. новорожденных. 75% аутистов - | |
|мальчики. Наиболее отчетливо проявляется в периоде от 2 до 3 лет. |Мозолистое тело |
| | |
|1.3. Причины: |Связь м/д полушариями происходит быстрее(делает несколько |
| |дел одновременно-распределение внимания) |
|- особая патология, в основе которой лежит недостаточность ЦНС вследствие обменных | |
|нарушений и органических поражений, - первичный аутизм; |Скелет более хрупкий,грудное дыхание,волосатость меньше. |
| | |
|- воспитание в условиях эмоциональной депривации, постоянного давления родителей - |Более эмоциональны,плаксивы,более общительны,правое |
|вторичный аутизм; |полушарие,измена-эмоции |
| | |
|- наследственная отягощенность (например, шизофрения у родителей). |Адамово яблоко(кодык),мышечная мускулатура,дыхание |
| |животом,волосатость, |
|1.4. Признаки: | |
| |Гнев,грубость,главное-цель,менее общительны(не |
|- нарушение способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни; |рассказывают про свою Л-ю жизнь),Математический склад |
| |ума,Логика,Левое полушарие,измена-физическая |
|- крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, | |
|пока они не становятся болезненными; |Если обучать отдельно мальчиков и девочек,то у |
| |М-стремление к лидерству,повышенный интерес к девушкам. |
|- прекрасная механическая память; | |
| |№2 ,вопрос25 |
|- эхолалия; | |
| |Юридическая психология |
|- буквальность в употреблении слов; | |
| |Предмет различные явления психики,индивид-психол |
|- ранний страх определенных громких звуков; |особенности Л,участников правоотношений.Соц-психол |
| |закономерности правоприминительной д-ти. |
|- монотонное повторение звуков и движений; |Предмет-психологические явления и мех-мы взаимоотношения Л|
| |с правом.Задачи:1.разработка теоретич-хоснов самой |
|- страх изменений в обстановке (Каннера феномен тождества); |науки,2.практические (разработка конкрет-х психологич-х |
| |методов в работе юриста)3.профотбор юристов,4.разработка |
|- монотонные механические игры с неигровыми предметами; |рекомендацийпо перевоспитанию осужденных.Объект-конкрет |
| |типы людей и их общности как субъекты правовой активности.|
|- своеобразие мимики лица: сонно-задумчивое, с оттенком недоумения; | |
| |Право-совокупность норм(правил повед)определ-е границы |
|- \"бегающий\" взгляд; |свободы и равенства людей в осуществлении защиты их |
| |интересов.Право-сов-ть норма закрепленных в законе |
|- хорошее физическое здоровье. |исполнение которого обеспечивается принудительной силой |
| |госуд-ва. |
|1.5. Прогноз: у 10% детей диагностируется высокий уровень интеллекта, у 20% - норма | |
|интеллектуального развития (они обучаются в массовых школах), 50% - УО, 20% - ЗПР |Правосознание-система знаний,оценок и представлений о |
|(обучение в специальных школах). |правопорядке данного об-ва регулирующие |
| |поведение.В:-индивидуальное(#элементарный |
|1.6. Существует четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности |уровень-отдельные представления;#высокий-осознание,четкое |
|поражения базальной аффекивной сферы. |представление о законах,правах;# высший -характерен для |
| |специалистов);-групповое пс;-общественное пс. |
|1-я группа - наиболее тяжелая степень поражения. Наблюдается полевое поведение. | |
|Эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует, реакция на внешние и внутренние |3стороны:1.когнитив.(познават)представлен о правов-х |
|раздражители слабая. Речь отсутствует. |ценностях,законах,2.оценочная-отношение к существующим |
| |знаниям3.регулятивная-знание и принятие. |
|2-я группа отличается большей активностью. Ребенок реагирует на физические ощущения | |
|(голод, холод, боль). Дети активно требуют сохранения постоянства в окружающей среде.|Дефекты правосознания:1.правосоз ч-ка не совпадает с |
|Проявления такого состояния заметны с 2-3 лет. Как правило, у детей этой группы |общественным правосознанием.2.отрицание какой то прававой |
|встречаются стереотипные действия. Характерна чрезмерная связь с матерью. |нормы3.правовая интуиция(ощущение ч-ка как правильно |
| |делать,а как не правильно) #праввавой |
|3-я группа характеризуется наличием речи в виде эмоционально окрашенного монолога, |негативизм-недооценка ценностей права;# прававой |
|ребенок способен выразить свои потребности. Часто встречаются агрессивные действия, |инфантилизм-безответствие к требованиям закона;# прававой |
|пугающие сюжеты рисунков (изображение пожаров, бандитов и т.д.). |ниилизм-непринятие норм права. |
| | |
|4-я группа РДА является наименее тяжелой. Дети способны к общению, у них сохранены |№3,вопрос 5 |
|интеллектуальные функции. Однако речь с аграмматизмами. Выражена чрезмерная | |
|потребность в защите, эмоциональной поддержке со стороны матери. Круг общения |Психол консультирование как один из видов психолог помощи.|
|ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми. | |
| |Модели психологической помощи:1.педагогическая(клиент |
|Дети с аутизмом нуждаются в лечении, психолого-педагогической коррекции нарушений и |жалуется на реб)психолог дает инфор-цию как |
|прежде всего правильной воспитательной работе в семье. Для них нежелательным является|взаимодействовать с реб.2.диагностич-я(психолог-как |
|разрыв с матерью, привычным семейным окружением. В вязи с этим желательно проведение |эксперт;предварительно проводит диагностику,делает |
|обследования в присутствии матери, в некоторых случаях и дома у ребенка. |заключен и дает рекомендации3.социал(психолог |
|Категорически противопоказано помещение этих детей в психический стационар. |непосредственно вмешивается в ситуацию клиента и помогает |
| |ее решить)4.психотерапевтическая(основывается на |
|СДВГ(синдром гиперактивности)-дисфункция ЦНС приемущественно ретикулярной формации |психотерапевтической модели) |
|проявляющееся трудностями концентрации и поддержки внимания,нарушен обучения и | |
|памяти,а также сложными экзоденной и эндогенной инфор-ции. |Цель психол консультирования:они |
| |взаимосвязаны:1преодоление конкретно психологического |
|От 6-12лет(диагноз только в 7лет).Частота встречаемоти 3,5-18%,у мальчиков 2-9 раз. |затруднения2.личностный рост клиента |
| | |
|3варианта течения синдрома:1.гиперактивность-дефицит вниман2.деф вниман(первично так |Психологическая харак-ка участников |
|и вторично) 3.гиперактивность |консультирпования:Личность встречается с |
| |Л-ю.Консультант-профессионал,консультирование ведется на |
|Семейные причины:низкое соц положение семьи,наличие криминального окруж-я,тяжелые |профес знаниях,умениях.Важен принцип |
|разногласия м/д родителями,алкоголизация семьи,отклонение сексуального повед.матери. |добровольности1.сотрудничество2.конфидециальность3.нельзя |
| |совмещать консультирование и иные отношения с клиентом. |
|Пре и перенатальные факторы:токсикоз I полов.беременности,курение и употребление | |
|алкоголя во t берем-ти,асфиксия новорожденного,употреблен некоторых лекарственных |Процесс консультирования:консультант воздерживается от |
|препаратов. |любой активности которая может каким то образом направлять|
| |течение беседы.Он чутко воспринимает и реагирует на |
|ММД(поражен лобных долей гол мозга,поражен ретикулярн формации,у 65% сдвг нарушено |выражения чув-ва клиента. |
|кровообращение в лобных долях) | |
| |Принципы ведения консультирования:ограничение речи |
|Критерии диагноза: (дефицит внимания устанавливается при наличии хотябы 6 |консультанта в диалоге;краткость и точность выступления |
|факторов)1.необращает вниман на детали и допускает ошибки в работе2.с трудом |консультанта;анализ эмоц-х переживаний;акцентирование |
|поддерж-ет вниман в работе и игре3.не слушает то,что ему говорят4.не в состоянии |эмоц-х переж-й;акцентирование,выделение ключевых |
|следовать инструкции5.не может организовать игру/д-ть6.испытывает трудности при |слов;предлагать альтернативные |
|выполнении заданий требующ длительной концентрации вниман.7.часто теряет |формулировки(«парадоксальные вопросы-поставить под |
|вещи8.повышенная отвлекаемость9.забывчивость. |сомнение то,что клиент считает очевидным.Заставить клиента|
| |задуматься», «интерпретация прыжек в глубину,позволяет по |
|Критерии гиперактивности(хотябы 5)1.совершает суетливые движен руками и ногами2.часто|иному увидеть и понять свое собственное повед.и повед |
|вскакивает со своего места3гиперподвижен,когда она не приемлема4не может играть в |окр-х.», «уточняющие и углубляющие |
|тихие игры5постоянно находится в движении6оч много говорит |формулировки-перефразирование-элемент обобщения») |
| | |
|Диагноз СДВГ:1наличие дефицита вниман и гиперактивности2раннее проявлен симптомов до |№3,вопрос 19 |
|7лет3.длительность 6мес(должен наблюдаться и дома и в школе)4нарушен обучен и соц | |
|функ-ций. |кризисные состояния |
| | |
|Импульсивн ребенок:1отвечает на ? не дослушав его2.не м.дождаться своей |КС-особые,выходящие за повседневные рамки |
|очереди3.вмешивается в разговор/д-ть др-х. |состояния,могущие быть в жизни каждого ч-ка,возникающие |
| |как реакция на к/л внешние причины и |
|Методики:»моя семья»(рисует первым делом предметы-затем рисует семью,вплоть до 3-х |обстоятельства,психические травмы. Кризис:острые эмоц |
|тетушек,себя он не рис.) |сост,испытывает недостаток чего то оч |
| |важное,разочарование,упадок,стресс,дискомфорт,старые устои|
|Коррекция:1Мультимодальная программа развития детей(адаптация,реабилитация и Л рост |перестают действовать. |
|детей в социуме)-псих-пед,психотерапевт условия.2.музыка и движение как вид коррекции| |
|гиперактивности |Этапы в развитии кризиса:1.первичный рост напряжения |
| |стимулир-щий привычные способы решения проблем2.эти |
|Рекомендации родит:распорядок дня,гипкая сис-ма вознагражден,подписывать соглашен с |способы оказыв-ся без результативными и в этой связи |
|ребенком,расширять список обязанностей,снизить влияние отвлекающих факторов,не |продолжаются дальнейший рост напряжения3.еще больше увел |
|разрешать откладывать д-ть на др время. |напряжен требующие внешних и внутренних источников.4.если |
| |все оказывается тщетным наступает4стадия.еще б.повышен |
| |тревоги,чув-во беспомощности,безнадежности,острое |
| |отчаяние,депрессия=> суицидальные действия. |
| | |
| |Кризисы не разрешаются только процессами |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|