Рефераты

Шпора: Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть)

Шпора: Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть)

1. Понятие гражданского права как отрасли права.

Понятие «гражданское право» употребляется (мо­жет употребляться) в одном из

трех значений: от­расль права, система законодательства, часть науки о праве.

Определяющим в этой «триаде» является понима­ние гражданского права, как

отрасли права.

В этом значении гражданское право может быть определено как совокупность

гражданско-правовых норм, которые регулируют на началах диспозитивности,

юридического равенства и инициативы сторон имущественные и личные отношения с

участием гра­ждан, организаций и других социальных образова­ний в целях

удовлетворения материальных и духов­ных потребностей граждан и защиты их

интересов.

В странах, где принято деление права на частное и публичное, гражданское

право вместе с торговым правом являются составляющими частного права.

На­пример, Франция, Германия и др. В других странах гражданское право

понимается как категория практически тождественная частному праву. Например,.

Италия, Греция. В странах, относящихся или отно­сившихся к так называемой

социалистической систе­ме права, семейные правоотношения обычно выделя­ли в

самостоятельную отрасль — семейное право.

В Украине деление права на частное и публичное, а также отнесение семейных

отношений к сфере гра­жданско-правового регулирования в настоящее вре­мя

является предметом дискуссий. Более предпоч­тительным является положительное

решение этих вопросов, хотя не исключено создание — формиро­вание — нового

гражданского права Украины как отрасли, охватывающей всю сферу отношений

меж­ду частными лицами.

2. Предмет и метод гражданско-правового регулирования и его

особенности.

Предметом гражданского права (предметом гражданско-правового регулирования)

являются имущественные и неиму­щественные отношения.

Более типичными для сферы гражданского оборота явля­ются отношения,

складывающиеся по поводу имущества, однако и неимущественные отношения

являются не менее важным предметом правового регулирования. Причем

зна­чимость их в последнее время возрастает. Именно средствами гражданского

права • значительной степени обеспечива­ются и охраняются права человека.

Предметом гражданского права Украины длительное вре­мя традиционно признавались:

• имущественные отношения;

• личные неимущественные отношения, связанные с имуще­ственными;

• иные личные неимущественные отношения.

Собственно, такой подход закреплен и в ст. 1 действу­ющем к моменту

подготовки учебника Гражданском кодек­се Украины 1963 года (с последующими

изменениями и до­полнениями).

Однако в последнее время преобладает точка зрения, со­гласно которой в сферу

действия гражданского права в равной мере попадают как имущественные, так и

неимуще­ственные отношения. Такая позиция представля­ется оправданной,

поскольку соответствует общей. тенден­ции расширения сферы гражданско-

правого, понимания ее как всей совокупности отношений, складывающихся между

частными лицами.

Такие отношения могут складываться между граждана­ми, между гражданами и

организациями, между гражданами и другими социальными образованьями (включая

государ­ство), между организациями, между организациями и дру­гими

социальными образованьями.

Метод гражданского права - это совокупность при­емов и способов воздействия

на участников отношений, входящих в сферу действия гражданского права.

Характерными чертами этого метода являются:

а) юридическое равенство сторон. Независимо от того, кто выступает участником

гражданских отношений - граж­данин, организация, территориальная громада,

государство и пр., стороны этих отношений формально, то есть юри­дически,

равны;

б) инициатива сторон при установлении правоотношений (участники этих

отношений сами, по общему правилу, решают, вступать ли им в отношения или

нет, заключать договор и т.п., хотя в некоторых случаях гражданские

пра­воотношения могут возникать и в силу указания закона или

административного акта);

в) диспозитивность правового регулирования, означаю­щая возможность выбора

варианта поведения, не противо­речащего действующему законодательству.

3. Понятие и система гражданского законодательства.

Система гражданского права понимается как структура, элементами

которой являются гражданско-правовые нормы и институты, размещенные в

опреде­ленной последовательности.

В соответствии с этим подходом под системой гражданского права

следует понимать его структу­ру, рассматриваемую в ее внутреннем расчленении на

отдельные институты и в единстве этих институ­тов, объединяемых в

соответствующие подотрасли.

При этом институт системы гражданского пра­ва понимается как

группа норм, регулирующих опре­деленные вопросы (лучше — аспекты) гражданских

правоотношений (например, институт купли-продажи), а подотрасль

гражданского права — как совокуп­ность институтов, охватывающих своим

регулирова­нием целостную сферу определенных отношений, вхо­дящих в его

предмет.

Вторая позиция представляется предпочтительнее, поскольку позволяет'избежать

неясностей, возникаю­щих вследствие употребления одинаковых терминов:

например, «институт обязательств» и «институт дого­вора», «институт

наследования» и «институт завеща­тельного отказа» и т.п.

Соответственно это влияет на определение систе­мы, структуры гражданского

права. Если традицион­ным в гражданском праве Европы было существова­ние двух

основных систем гражданского (частного) права — институционной, включающей в

себя такие институты как лица, вещи, способы приобретения ве­щей, и

пандектнойу состоящей из таких частей: об­щие положения, вещное право,

обязательственное пра­во, семейное право, наследственное право, — то теперь

ни той, ни другой системы в чистом виде не сущест­вует. Хотя некоторые

гражданские кодексы, своды, уложения и пр. и построены по институционной

(гра­жданский кодекс Франции) или пандектной системе (Германское гражданское

уложение), но система (структура гражданского, частного права, как отрас­ли)

выглядит сложнее.

Говоря о системе гражданского права Украины, сле­дует отметить, что не очень

удачным представляется деление его, как и гражданского права вообще, на

об­щую и специальную части. Это связано с тем, что в гражданском праве «общая

часть» состоит как бы из двух уров­ней: есть общие положения, касающиеся всех

инсти­тутов, а есть общие положения обязательственного пра­ва. Более того,

возможен и третий уровень — общие положения договорного права, общие

положения обя­зательств из причинения вреда и т.п.

Поэтому более оправданным представляется вес­ти речь об «общих положениях»

гражданского пра­ва, а не об «Общей» части.

Что касается структуры гражданского права, то на сегодняшний день (с учетом

тенденций его развития) она выглядит следующим образом:

1. Общие положения.

2. Вещные права (права на вещи) — право собст­венности, права на чужие вещи и

т.п.

3. Обязательственное право. Договоры.

4. Внедоговорные обязательства. -

5. Авторские и смежные права.

6. Наследственное право.

7. Семейное право (пока отдельная отрасль, но по существу сфера гражданского

права).

Гражданское право, как система законодательства, представляет собою систему

нормативных актов, со­держащих гражданско-правовые нормы.

Соотношение между гражданским правом и гра­жданским законодательством

выглядит следующим образом: гражданское право — это совокупность юри­дических

норм. Гражданское законодательство — сис­тема нормативных актов. Таким

образом, граждан­ское право может быть расценено как внутренняя форма права,

содержание которого определяется со­циально-экономическими особенностями

регулируе­мых им общественных отношений, а гражданское законодательство — как

внешняя форма права, обу­словленная его содержанием. Отсюда следует, что

гра­жданское право составляет содержание гражданского законодательства, а

последнее является формой выра­жения гражданского права.

Важнейшим видом актов гражданского законо­дательства являются законы, которые

подразделя­ются на конституционные и акты текущего законо­дательства.

Наивысшей юридической силой обладает Консти­туция Украины 1996 г., содержащая

в числе других ряд норм гражданско-правового характера, опреде­ляющих

принципиальные положения регулирования отношения собственности (ст.ст. 13,

14, 41), регулиро­вания личных неимущественных отношений (стст. 21, 23, 24,

27, 28 и др.).

4. Гражданский кодекс Украины (общая характеристика).

Гражданский кодекс УССР был принят 18 июля 1963 г. и введен в действие с 1

января 1964 г.

ГК УССР 1963 г. состоял из преамбулы и восьми разде­лов, включающих 572

статьи. Наименования разделов: І -Общие положения; II - Право собственности;

III - Обяза­тельственное право; IV - Авторское право; V - Право на открытие;

VI - Изобретательское право; VII - Наслед­ственное право; VIII -

Правоспособность иностранцев и лиц без гражданства. Применение гражданских

законов иностранных государств, международных договоров и со­глашений.

Если говорить о наиболее характерных моментах, отли­чающих этот кодекс от

ранее действующего ГК УССР 1922г., то, прежде всего, следует назвать такие

черты:

1) по своей структуре Кодекс заметно отошел от пандектной системы, исключив

из пределов правового регули­рования семейные отношения, но предусмотрев

разделы, по­священные авторскому и изобретательскому праву;

2) раздел второй назывался "Право собственности", а не "Вещное право", как

ранее, что отражало тенденцию к сокращению числа вещных прав. Среди видов

собственно­сти не упоминалась частная собственность;

3) значительно расширен перечень обязательств. В част­ности появились главы о

поставке, контрактации, ссуде, подряде на капитальное строительство,

расчетных и кредит­ных отношениях, пожизненном содержании, спасении

социа­листического имущества и др.

Однако наиболее существенные изменения произошли в содержании и духе норм.

Рассмотрим основные из них, следуя за структурой Кодекса.

I раздел содержит общие положения об основаниях воз­никновения гражданских

прав и обязанностей, осуществле­нии гражданских прав и их защите, о субъектах

права, представительстве, доверенности, исковой давности.

В этом разделе наряду с либерализацией некоторых норм (например, частичным

закреплением в ст. 4 принципа, изве­стного еще римскому праву, - дозволено

все, что не зап­рещено законом), были усилены отдельные ограничения

инициативы и самостоятельности участников гражданских правоотношений. Так ст.

5 ГК 1963 г. более жестко опре­деляла последствия злоупотребления правом,

предусматри­вая, что гражданские права охраняются законом, за исклю­чением

случаев, когда они "осуществляются в противоре­чии с назначением этих прав в

социалистическом обществе в период строительства коммунизма". При этом от

граждан и организаций требовалось не только соблюдение законов, но и уважение

к "правилам социалистического общежития и моральным принципам общества,

строящего коммунизм". , Существенной новеллой в сфере защиты гражданских прав

являлась ст. 7, предусматривавшая возможность граж­данско-правовой защиты

чести и достоинства граждан и организаций. При этом применение санкций не

было связа­но с требованием наличия вины нарушителя.

Субъектами гражданских правоотношений Кодекс признает граждан и организации -

юридические лица. Государство не упоминается специально среди субъектов

гражданско-пра­вовых отношений, но такой его статус следует из содержа­ния

отдельных норм (например, о праве собственности, о наследовании и др.).

Гражданский кодекс 1963 г. более полно и точно, по сравнению с ранее

действовавшим кодексом, определил понятие юридического лица. Вместе с тем,

тут осталось достаточно много неясностей. В частности не определено

соотношение понятий "организация", "предприятие", "учреж­дение", которыми

оперирует законодатель. Нет и самого определения этих категорий.

Кодекс не содержит норм, специально посвященных оп­ределению объектов права.

Большая часть их размещена в тех или иных главах раздела "Право

собственности". Зато в "Общих положениях" значительное внимание уделено

сдел­кам. Более детально регламентирована форма сделок, а также основания и

последствия признания сделок недействи­тельными.

Кроме того, раздел I дополнен положениями о пред­ставительстве и доверенности.

Раздел "Право собственности" весьма характерен для "за­конодательства страны,

построившей социализм и перешед­шей к постепенному строительству

коммунистического об­щества".

Во-первых, право собственности закреплено в качестве единственного,

официально признанного, вещного права. Хо­тя в литературе была высказана

точка зрения (А.В. Вене­диктов), что к вещным правам относится также право

опе­ративного управления, широкого распространения она не получила. Возможно

потому, что отношения собственности и "оперативного управления" по характеру,

скорее, адми­нистративные, чем гражданско-правовые.

Во-вторых, в связи с ликвидацией частной собственнос­ти, изменениями

экономического строя, принятием новой Кон­ституции СССР, изменилась

классификация форм собствен­ности. Кодекс исходил из существования

социалистической собственности и личной собственности граждан на имуще­ство,

предназначенное для удовлетворения их материальных и культурных потребностей

(ст. ст. 87, 88 ГК).

Более подробно, чем раньше, урегулированы вопросы, связанные с осуществлением

права общей собственности. Предусмотрено, что общая собственность может быть

доле­вой (с заранее определенными долями) и совместной (без предварительного

определения долей, равенство которых презюмируется). Детальную регламентацию

получил один из видов совместной собственности - собственность колхозно­го

двора, напоминавшего собою замкнутый хозяйственный мирок древнеримской

"фамилии" (ст. ст. 120-127).

Специальная глава (12) посвящена регулированию возник­новения и прекращения

права собственности, моменту его возникновения, распределению риска случайной

гибели и пр.

Для защиты права собственности, как • раньше, были предусмотрены вещные иски.

Но теперь привилегии госу­дарства по виндикации его имущества были дополнены

аналогичными привилегиями для колхозов, иных коопера­тивных и общественных

организаций (ст. 146).

Раздел "Обязательственное право" состоит из двух час­тей. В первой из них

регулируются общие положения обя­зательств - дано их определение, названы (в

не очень удачной по характеру - отсылочной норме - ст. 151 ГК) основания

возникновения, указаны требования к исполне­нию обязательств и т.д.

В целом, общие положения обязательственного права до­статочно традиционны.

Наиболее существенными можно при­знать новеллы относительно способов

обеспечения обяза­тельств (выделенных особо и объединенных в отдельную

главу), а также определения условий ответственности за нарушение

обязательств.

Если говорить об общих тенденциях, то следует отме­тить особое внимание

законодателя к такому способу обес­печения, как неустойка. Теперь она может

быть не только договорной, но и следовать непосредственно из закона (причем,

-сфера применения последней и в дальнейшем не­уклонно расширялась).

Регулирование залога, наоборот, было не слишком детальным, не упоминались

некоторые ранее существовавшие виды залога (права застройки, права требования

и т.п.), не шла речь о перезалоге и т.д. Появился также новый способ

обеспечения обяза­тельств - гарантия, являвшаяся по сути, поручительством, но

в отношениях между социалистическими организация­ми (ст. 196).

Таким образом, был закреплен принцип "виновного с ис­ключением" начала. Это

явилось шагом вперед.

Отдельным видам обязательств посвящена вторая часть раздела. Из

многочисленных возможных вариантов построе­ния системы обязательств

законодатель избрал традицион­ную, напоминавшую право Юстиниана и Гражданский

ко­декс Франции 1804 г., структуру:

1) договорные обязательства (купля-продажа, дарение, по­ставка, контрактация,

имущественный наем, наем жилого помещения, безвозмездное пользование

имуществом, подряд, подряд на капитальное строительство, перевозка,

государ­ственное страхование, заем, расчетные и кредитные отно­шения,

поручение, комиссия, хранение, пожизненное содер­жание, совместная

деятельность);

2) как бы договорные обязательства, то есть обязательства, возникающие из

односторонних действий (объявление конкурса);

3) обязательства из правонарушений (вследствие причи­нения вреда);

4) обязательства из как бы правонарушений (вследствие приобретения или

сбережения имущества без достаточных оснований).

Раздел IV - "Авторское право", как и два последующие -"Право на открытие" и

"Изобретательское право", являют­ся абсолютными новеллами Гражданского

кодекса. В ГК УССР 1922 г. данные виды отношений не упоминались "вообще. Они

входили в сферу правового регулирования специального законодательства -

Закона УССР от 6 февра­ля 1929 г. "Об авторском праве", созданного на базе

со­юзных "Основ авторского права" от 11 мая 1928 г. Такое решение было не

совсем удачным, и при второй кодифика­ции положение исправили. При этом

принципиальные реше­ния названных актов в значительной степени были

перене­сены в ГК 1963 г. Это касается определения авторского права,

определения его субъектов, объема их прав, содер­жания авторских договоров и

т.п.

В результате неоднократных изменений и дополнений (особенно после

присоединения СССР к Всемирной конвен­ции об авторском праве) многие -

«положения данного разде­ла стали существенно отличаться от первоначальной

редак­ции, а в процессе дальнейшего обновления законодатель­ства утратили

силу.

Последнее касается и права на открытие й изобретатель­ского права.

В числе новелл наследственного права (раздел VII) можно назвать: установление

очередей наследования по закону с равенством долей наследников внутри очереди

(ст. ст. 529, 530); определение порядка наследования нетрудоспособными

иждивенцами, усыновленными и усыновителями (ст. ст. 531, 532); расширение

права распоряжения имуществом путем завещания с ограничением его только

оговоркой о праве на обязательную долю (ст. 535). Предусмотрено, что

завещание должно быть в нотариальной форме, однако, при этом был значительно

расширен круг случаев, когда завещания могли быть приравнены к нотариально

удостоверенным (ст. 542). Среди завещательных распоряжений названы

завещательный отказ (легат) - ст. 538, подназначение наследника

(наслед­ственная субституция) - ст. 536, возложение на наследника исполнения

действий для общеполезной цели - ст. 540, возложение на наследника

обязанности предоставления друго­му лицу права пожизненного пользования домом

- ст. 539.

5. Значение судебной и арбитражной практики в применении и

дальнейшем совершенствовании гражданского законодательства.

Важное значение при рассмотрении вопросов об ис­точниках гражданского права

приобрели вопросы су­дебной практики. В этом аспекте необходимо, во-пер­вых,

отметить следующие принципиальные и определяющие моменты: украинская правовая

сис­тема не относится к странам с системой общего пра­ва, и поэтому прецедент

не является источником права в Украине; во-вторых, система судоустройства в

Ук­раине представляет многоуровневую систему общих и специализированных

судов.

Под судебной практикой следует понимать деятель­ность судов по единообразному

применению норм пра­ва при разрешении имущественных и личных иму­щественных и

неимущественных споров. Понятие «су­дебная практика» может быть рассмотрено с

несколь­ких сторон. Во-первых, судебная практика — это руководящие разъяснения

судам по вопросам при­менения действующего гражданского законодатель­ства при

рассмотрении разных категорий граждан­ских дел. Такие руководящие разъяснения

содер­жаться в постановлениях Пленума Верховного суда Украины, а также письмах

Президиума Высшего Ар­битражного суда Украины. Руководящие разъясне­ния

принимаются на основе анализа и обобщения су­дебной практики и даются в порядке

судебного тол­кования. Обобщением и анализом судебной практи­ки занимаются все

суды Украины. При принятии таких руководящих разъяснений, прежде всего,

руководствуются требованием обеспе­чения единообразного применения и понимания

за­конов Украины. Поэтому возникает ситуация, когда, с одной стороны, в Украине

не действует судебный пре­цедент, а с другой, всем государственным органам и

судам, прежде всего, необходимо обеспечить едино­образное действие, понимание и

применение всего за­конодательства Украины (что продиктовано самой су­тью

механизма действия любого нормативно-право­вого акта). Этой приведенной

ситуацией объясняется то, что вопрос о природе руководящих разъяснений судов

являлся и является по сей день спорным как в научной литературе, так и в

практике. Согласно точ­ке зрения одних ученых руко­водящие разъяснения содержат

нормы права, другие ученые не поддерживают эту точку зрения. Таким образом.

Пленум Верховного суда прини­мает постановления, в которых содержатся

руководя­щие разъяснения. Такие полномочия Верховному су­ду предоставлены

Законом Украины «О судоустрой­стве» (Закон от 5 июня 1981г. с изменениями

Закона от 24.02.94 г.), в котором указано, что Верховный суд «изучает и

обобщает судебную практику, анализиру­ет судебную статистику и дает руководящие

разъяс­нения судам по вопросам применения республикан­ского законодательства,

которые возникают при рас­смотрении судебных дел. Руководящие разъяснения

Пленума Верховного суда Украины являются обяза­тельными для судов, иных органов

и служебных лиц, которые применяют закон, по которому дано разъяс­нение» (абзац

третий ст. 40, п.2 ст. 45 указанного Закона). Таким образом, указанные

руководящие разъяснения, не создавая новых норм права, тем не менее

обладают обязательной силой для определенного круга лиц. В частности, даже в

мотивировочной части решения по гражданскому делу должны содержаться в

необходимых случаях ссылки на соот­ветствующие руководящие разъяснения Пленума

Верховного суда (ч. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Украины от

29.12.76 г. с последующими изменениями и дополнениями «О судебном решении»),

Подобная норма содержится в Законе Украины «Об арбитражном суде» — в пункте 3

статьи 12 «Пол­номочия Высшего Арбитражного суда Украины». Пленум Высшего

Арбитражного суда Украины при­нимает руководящие разъяснения, которые

обяза­тельны для судей и участников хозяйственных пра­воотношений, которые

применяют законодательство, в отношении которого дано такое разъяснение. У

Высшего Арбитражного суда сложилась также прак­тика рассылать своим областным

и приравненным к ним судам письма Высшего Арбитражного суда, которые часто

приобретают такую же силу, как и руководящие разъяснения.

Постановления судебных пленумов призваны лишь толковать и разъяснять смысл

гражданского законо­дательства, но не создавать новые нормы гражданско­го

права, поэтому они в любом случае не являются источниками норм гражданского

права. Термин судебная практика понимается как многократное, единообразное

решение судами одной и той же категории дел. Судебная практика в этом

пони­мании также не является источником гражданского права, поскольку судья,

решая дело, по которому име­ется сложившаяся судебная практика, не связан

до­водами решений судов по подобной категории дел и выносит решение,

основываясь исключительно на сво­ей правовой оценке установленных судом

обстоя­тельств дела (при соблюдении буквы закона). Ниже приведены максимально

полный перечень постанов­лений Пленума Верховного суда Украины, касающих­ся

отдельных вопросов гражданского права.

6. Действие гражданско-правовых законов во времени и

пространстве.

а) Действие гражданского законодательства во времени.

При применении нормативного акта нередко возникает вопрос, с какого момента

начинают свое действие новые нормы гражданского права и как долго они

действуют, ограничены они временем или нет.

Введение в действие гражданских законов и иных нор­мативно-правовых актов на

территории Украины определя­ется, прежде всего. Конституцией Украины (ст.ст.

57, 58, 94, ч. 3 ст. 106, ст. 117).

В соответствии с общими правилами статьи 57 Консти­туции, законы и иные

нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан,

должны быть до­ведены до сведения населения в порядке, установленном

'законом. Несоблюдение этого правила влечет недействи­тельность

соответствующего акта.

Статья 94 Конституции Украины предусматривает, что закон вступает в силу

через 10 дней со дня его официаль­ного обнародования. Самим законом может быть

предусмот­рено, что он вступает в силу в ином порядке, но в любом случае это

происходит не ранее дня его опубликования в соответствующих официальных

изданиях.

Согласно ст. 6.10.3 Регламента Верховной Рады Украи­ны официальным

опубликованием законов и иных актов Вер­ховной Рады Украины признается их

публикация в "Відо­мостях Верховної Рады Украйни" в течение 30 дней, а также

в газете "Голос України" в течение 5 дней после даты принятия.

Международные договоры являются частью националь­ного законодательства.

Порядок вступления их в силу предусмотрен ст. 20 Закона Украины "О

международных дого­ворах Украины". Из ее содержания следует, что к числу

международных договоров, имеющих силу для Украины, относятся: договоры,

ратифицированные Верховной Радой Украины; договоры, утверждение, принятие или

присоедине­ние к которым осуществлено на основании решений соот­ветственно

Верховной Рады Украины или Президента Ук­раины; договоры, которые вступили в

силу с момента подписания их Президентом Украины. Указанные договоры

под­лежат опубликованию в "Відомостях Верховної Ради Ук­раїни", в газете

Верховной Рады Украины "Голос Украї­ни", а также в "Зібранні чинних міжнародних

договорів України".

Порядок вступления в силу иных нормативно-правових актов определяется

отдельно. В соответствии со статьей 1 Указа Президента Украины от 10 июня 1997

года "О по­рядке официального обнародования нормативно-правовых актов и

вступления их в силу" официальными печатными изданиями в этом случае являются

"Відомості Верховної Ради України", "Офіційний вісник України", газета

"Уря­довий кур'єр".

Согласно этому Указу акты Президента Украины обще-нормативного характера

вступают в силу через 10 дней со дня их официального обнародования, если иное не

преду­смотрено самими актами, но не ранее дня их опубликова­ния в одном из

указанных официальных печатных изданий.

Нормативные акты, изданные Кабинетом Министров Ук­раины, вступают в силу

с момента их принятия, если иной срок вступления их в силу не предусмотрен в

этих актах. При этом следует иметь в виду, что акты Кабинета Мини­стров,

которые определяют права и обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их

опубликования в офици­альных печатных изданиях.

Если нормативно-правовой акт опубликован в газете "Урядовий кур'єр" ранее,

чем в "Офіційному віснику Ук­раїни" и "Відомостях Верховної Ради України", он

вступа­ет в силу после опубликования в этой газете в порядке, изложенном

выше.

Есть особенности вступления в силу нормативно-право­вых актов иных органов

исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента Украины от

03.10.92 г. (с изменениями от 21.05.98 г.) "О государственной регистра­ции

нормативно-правовых актов министерств и иных орга­нов исполнительной власти" с

01.01.1993 года была введе­на обязательная государственная регистрация

нормативно-правовых актов, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан

или имеющих межведомственный харак­тер. Такой регистрации подлежат нормативные

акты мини­стерств, иных центральных органов исполнительной власти, органов

хозяйственного управления и контроля, а также ме­стных органов исполнительной

власти в Автономной Рее* публике Крым, областях, Киеве, Севастополе, районах

об­ластей, районах городов Киева и Севастополя. Согласно пункту 1 Указа

Президента от 03.10.92 г. перечисленные нормативно-правовые акты вступают в

силу через 10 дней после их государственной регистрации, если в них не

уста­новлен более поздний срок вступления их в силу. Государ­ственную

регистрацию осуществляют Министерство юстиции Украины и его органы в Автономной

Республике Крым, областях, районах.

По общему привяну, действие закона не ограничено сро­ком, если в самом

законе не указано иное, в частности, срок его действия, или сама природа закона

не предпола­гает его действие в течение определенного срока. Обычно, Закон

действует до его отмены в установлен­ном порядке. Об отмене закона может быть

прямо указано в новом законе. Возможна также "непрямая отмена". Так, если в

новом законе ничего не сказано о действии ранее принятого закона, регулирующего

те же отношения, либо указано, что иное законодательство действует в части, не

противоречащей нововведенному закону, то, если прежний закон противоречит

новому, его следует считать отменен­ным в соответствующей части или в целом с

момента вступ­ления в силу нового закона.

Гражданский закон, как и иные нормативные акты, об­ратной силы не имеет (ст. 58

Конституции Украины). По­этому закон действует на будущее время и не

применяется к тем правоотношениям, которые возникли до введения его в

действие. б) Действие гражданского законодательства пространстве. Законы

Украины действуют на всей территории Укра­ины. Возможно, однако, принято

законов специально для оп­ределенной части территории государства (например.

Закон о статусе столицы). Естественно, что в этом случае его дей­ствие

распространяется лишь на указанную в нем территорию. Нормативные акты

Автономной Республики Крым дей­ствуют на территории республики, а постановления

и рас­поряжения органов местной власти и самоуправления имеют силу на

территории определенной административно-террито­риальной единицы.

7. Понятие и предмет науки гражданского права, ее система.

Гражданское право является одной из профилирующих дисциплин юридического

цикла, обязательной для изучения студентами-юристами независимо от типа ВУЗа,

факульте­та, специализации и т.п.

Предметом этой учебной дисциплины является гражданс­кое право во всех трех

названных выше проявлениях: как отрасль, как система законодательства, как

наука.

Задача ее состоит в приобретении студентами-юристами суммы знаний о

гражданско-правовых явлениях, понятиях, категориях и т.п., отрасли

гражданского права, системе гражданского законодательства .и практике его

применения.

В результате изучения этой учебной дисциплины студен­ты должны приобрести

основательные теоретические знания в сфере цивилистики, понимать

закономерности, характер и тенденции развития гражданского права, а также

иметь пред­ставление о господствующей или формирующейся в стране концепции

гражданского права.

Кроне того, предполагается прочное усвоение главных положений гражданского

законодательства, приобретение навыка толкования закона и умения

обосновывать и защищать свою позицию. Это требует выработки навыков

практической работы с нормативным материалом, анализа конкретных слу­чаев из

судебной практики и смоделированных ситуаций.

Сказанным определяется система учебной дисциплины "Гражданское право",

которая включает в себя:

1) Введение в гражданское право (совокупность сведе­ний о понятии, предмете,

методе, принципах, системах и закономерностях его развития).

2) Общие положения о гражданском правоотношении (по­нятие, виды, элементы,

возникновение, осуществление и за­щита гражданских прав и обязанностей).

3) Учение о субъектах гражданских прав и обязанностей.

4) Учение об объектах гражданских правоотношений.

5) Общие положения о возникновении гражданских прав и обязанностей

(юридические факты в гражданском праве, сделки, представительство,

доверенность).

6) Учение о правах на вещи (право собственности, вла­дение, права на чужие

вещи).

7) Общие положения об обязательствах и договорах (по­нятие и виды,

возникновение и прекращение, обеспечение надлежащего исполнения).

8) Положения об отдельных видах договоров.

9) Положения о внедоговорных обязательствах.

10) Положения об авторских и смежных правах.

11) Наследственное право

12) Семейное право.

8. Понятие и виды гражданских правоотношении.

Чаще всего гражданское правоотношение опреде­ляют как основанное на нормах

гражданского закона правоотношение, складывающееся по поводу матери­альных и

нематериальных благ, участники которого, обладая правовой автономией и

имущественной обо­собленностью, выступают в качестве юридически рав­ных

носителей прав и обязанностей. В самом этом определении уже заложены основные

признаки гра­жданского правоотношения. Будучи одним из видов правоотношений,

гражданские правоотношения обла­дают такими общими для всех правоотношений

при­знаками, как общественный и волевой характер этих отношений, их

основанность на законе и т.п., но су­ществует также ряд специфических

моментов, отли­чающих гражданские правоотношения от других пра­воотношений,

например, административных.

Классификация гражданских правоотношений имеет не только теоретическое, но и

практическое значение. Она позволяет точнее определить характер

взаимоотношений сторон и, следовательно, дает возможность более правиль­ного

толкования гражданско-правовых норм применитель­но к конкретному случаю.

Классификация возможна по различным основаниям.

1) В зависимости от экономического содержания, граж­данские правоотношения

делятся на имущественные и не­имущественные.

Имущественные правоотношения имеют экономическое со­держание. Их объектом

является имущество (материальные блага).

В свой очередь они подразделяются на правоотноше­ния, опосредующие статику

общественных связей (например, правоотношения собственности), и

правоотношения, опосредуюшие динамику общественных связей (например,

обя­зательства).

Неимущественные правоотношения не имеют непосред­ственно такого содержания.

Они могут быть подразделены на связанные с имуще­ственными (право авторства)

и не связанные с имуществен­ными правоотношениями (личные неимущественные

права -право на жизнь, честь и пр.).

2) По юридическому содержанию гражданские правоот­ношения подразделяются на

абсолютные и относительные.

В абсолютных правоотношениях носителю абсолютного права противостоит

неопределенное количество обязанных лиц. Примером, могут быть правоотношения

собственности, где праву собственника соответствует обязанность всех и

каждого не препятствовать ему в осуществлении его пра­вомочий.

В относительных правоотношениях управомоченному субъекту противостоит одно

или несколько конкретно определенных обязанных лиц. Например, в договоре

займа управомоченным лицом является заимодавец, который может требовать

возврата долга от обязанного лица - заемщика.

3) По характеру осуществления права гражданские пра­воотношения делятся также

на вещные и обязательственные.

Вещные правоотношения это правоотношения, в кото­рых управомоченный субъект

может осуществлять своя субъективные права самостоятельно, без содействия

обязан­ного лица. Примером могут служить те же правоотношения собственности,

сервитутные правоотношения и т.п.

Обязательственные правоотношения это правоотношения, в которых управомоченный

субъект для осуществления своих субъективных прав нуждается воздействии

обязанного лица. Так, покупатель не может получить купленную вещь без

со­действия продавца, а право продавца на получение стоимости проданной вещи,

в свою очередь, не может быть реализовано без исполнения соответтвующей

обязанности покупателем.

4) В зависимости от направленности и целей возникнове­ния гражданские

правоотношения делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения предназначены опосредо-вать (регулировать) связи

нормального торгового оборота. Они являются типичными для гражданского права.

Чаще всего они устанавливаются при помощи договора. Именно в них проявляется

диспозитивность гражданско-правового ре­гулирования. Примером может быть

любое договорное обязательство.

Охранительные правоотношения возникают в случаях необходимости защиты

интересов участников гражданского оборота цивилистическими средствами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 Современные рефераты