Рефераты

Шпора: Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть)

неосновательного приобретения или сбереже­ния имущества и других.

Кроме того, к государству могут переходить опре­деленные правомочия в сфере

права интеллектуаль­ной собственности, в частности, оно может быть субъ­ектом

авторских, изобретательских и иных правоот­ношений.

Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются

уполномоченными лица­ми от его имени. При этом не существует никаких

ограничений по видам, содержанию и форме совер­шаемых государством сделок. От

имени государства,, как собственника, заключаются, как правило, любые сделки

по распоряжению государственным имуще­ством. Государство, как участник

сделки, выступает и при выпуске государственных ценных бумаг.

Наряду с внутренним оборотом Украина, как го­сударство, может принимать участие

и во внешнем обороте. Это возможно в тех случаях, когда внешне­торговые

отношения устанавливаются через торговые представительства Украины за границей

или через другие, специально уполномоченные на то органы. Права и обязанности в

этих случаях приобретает не­посредственно государство, выступающее как субъект

гражданского права (ст. 8 Закона Украины «О внеш­неэкономической

деятельности» от 1;6 апреля 1991 года). Однако, в тех случаях, когда сделки

заключа­ются государственными организациями с правами юридического лица, в

качестве субъектов правоотно­шений, возникающих из этих сделок, выступают

дан­ные организации.

22. Виды юридических лиц.

Наиболее распространенным видом юридических лиц на сегодняшний день являются

предприятия. В соответствии со статьей 1 Закона "О предприятиях в Украине",

предприятием признается самостоятельный хозяйству­ющий уставной субъект,

обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную,

научно-исследова­тельскую и коммерческую деятельность с целью получения

соответствующей прибыли (дохода). В своем составе пред­приятие не имеет других

юридических лиц.

Законодательством допускается возможность создания та­ких видов предприятий:

* частные предприятия, основанные на собственности физического лица,

* коллективные предприятия, основанные на имуществе тру­дового коллектива

предприятия,

* хозяйственные общества,

* предприятия, основанные на собственности объединений граждан,

* коммунальные предприятия, основанные на собственнос­ти соответствующей

территориальной громады,

* государственные предприятия, основанные на государ­ственной собственности,

в том числе казенные предприятия. Казенные предприятия - новая категория дла

украинско­го гражданского законодательства.

Особенность казенного предприятия состоит в том, что:

1) Имущество, находящееся в государственной собствен­ности и закрепленное за

казенным предприятием, принадле­жит ему на праве оперативного управления (в

то время как другим предприятиям государственное имущество передает­ся на

праве полного хозяйственного ведения);

2) Казенное предприятие имеет право распоряжаться зак­репленным за ним на праве

оперативного управления имуществом, относящимся к основным фондам

предприятия толь­ко с согласия органа, уполномоченного управлять

соответ­ствующим государственным имуществом. Особенности рас­поряжения другим

имуществом казенного предприятия опре­деляются его уставом;

3) Управление казенным предприятием осуществляют орга­ны, уполномоченные

управлять соответствующим государ­ственным имуществом. Органами управления

казенными пред­приятиями являются министерства и иные центральные орга­ны

исполнительной власти;

4) Ликвидация и реорганизация казенного предприятия осуществляется по решению

Кабинета Министров Украины в соответствии с законодательством Украины;

5) Казенное преджриятие действует на основании устава, утверждаемого органом,

уполномоченным управлять государ­ственным имуществом и разрабатываемого на

основе типо­вого устава, утвержденного Кабинетом Министров Украины;

6) Казенное предприятие отвечает по своим обязатель­ствам средствами и другим

имуществом, имеющимся в его распоряжении, кроме основных фондов; если у

казенного предприятия таких средств и имущества недостаточно,

от­ветственность по его обязательствам несет собственник, то есть

государство;

7) Казенные предприятия имеют право вступать в объе­динения предприятий

только по согласованию с Кабинетом Министров Украины.

Основанием решения Кабинета Министров о преобразо­вании государственного

предприятия в казенное является на­личие одного из следующих условий:

предприятие осуще­ствляет деятельность, которой может заниматься только

го­сударственное предприятие; более 50 процентов продукции такого предприятия

потребляет государство; предприятие является субъектом природных монополий.

Предприятия имеют право на добровольных началах объе­динять свою

производственную, научную, коммерческую и иную деятельность и создавать

хозяйственные объединения:

• ассоциации-договорные объединения, созданные в целях постоянной координации

хозяйственной деятельности, и не имеющие права вмешиваться в производственную

и коммерческую деятельность любого из своих участников;

• корпорации-договорные объединения, созданные на ос­нове сочетания

производственных, научных и коммерчес­ких интересов, с делегированием

отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из

участников;

* консорциумы-временные уставные объединения промыш­ленного и банковского

капитала для достижения общей цели;

* концерны-уставные объединения предприятий промыш­ленности, научных

организаций, транспорта, банков, тор­говли и т.п. на основе полной финансовой

зависимости от одного или группы предпринимателей;

• другие объединения по отраслевому, территориальному, иным признакам.

В зависимости от того, является ли необходимым нали­чие при создании

хозяйственного объединения и устава и договора, или же только учредительного

договора, объеди­нения предприятий делятся на два вида - уставные и

дого­ворные.

В соответствии со ст.1 Закона "О хозяйственных обще­ствах", таковыми

признаются - предприятия, учреждения, организации, созданные на началах

договора юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и

предпринимательской деятельности в целях получения при­были.

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что любое уставное

хозяйственное общество является предприя­тием, но не любое предприятие является

хозяйственным об­ществом. Предприятие отличается от хозяйственного

обще­ства тем, что для его создания достаточно и одного учре­дителя, а для

создания хозяйственного общества - как минимум двое; имущество может

принадлежать предприя­тию, как на праве собственности, так и на праве полного

хозяйственного ведения, а хозяйственное общество всегда является собственником

своего имущества. Что касается объединения предприятий, то это, по сути,

хозяйственное общество, с той лишь оговоркой, что его участниками яв­ляются

только юридические лица.

Статья 4 Закона "О хозяйственных обществах", устанав­ливает, что. в Украине

действуют .хозяйственные общества следующих видов:

• акционерное общество,

• общество с дополнительной ответственностью,

* общество с ограниченной ответственностью,

* полное общество (общество с полной ответственностью),

* командитное общество (ст. 1,4). Акционерное общество - это

хозяйственное общество, име­ющее уставный фонд, разделенный на определенное

количе­ство акций равной номинальной стоимости и несущее ответ­ственность по

обязательствам только имуществом общества. К акционерным обществам относятся

открытое акционерное общество, акции которого могут распределяться путем

от­крытой подписки и купли-продажи на биржах; закрытое акционерное

общество, акции которого распределяются между учредителями и не могут

распространяться путем подписки, .покупаться и продаваться на бирже (ст.ст.

24-49).

Общество с ограниченной ответственностью - общество, имеющее уставный

фонд, разделенный на доли, размер ко­торых определяется учредительными

документами. Участники несут ответственность по обязательствам данного вида

'общества в пределах их вкладов (ст.ст. 50-64).

Общество с дополнительной ответственностью - это об­щество, уставный фонд

которого разделен на доли опреде­ленных учредительными документами размеров.

Участники такого общества отвечают по его долгам своими взносами в уставный

фонд, а при недостаточности этих сумм - до­полнительно принадлежащим им

имуществом в одинаковом для всех кратном размере к взносу (ст.ст. 65).

Кратность ответственности -определяется самими участни­ками (за исключением

случаев, когда это определено зако­ном) и отражается в учредительных

документах общества.

Полное общество - такой вид хозяйственного общества, все участники

которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут

солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим

имуществом. Размер доли каждого участника, форма участия в делах

общества определяются учредительным договором (ст.ст. 66-74).

Коммандитное общество - общество, включающее наря­ду с одним или

большинством участников, несущих ответ-«ственность по обязательствам общества

всем своим имуще­ством (полновкладчиков), также одного или более участни­ков,

ответственность которых ограничивается вкладом в имущество общества

(вкладчиков) (ст.ст. 75-83).

Таким образом, в коммандитном обществе различаются участники с полной

ответственностью и лица, которые от­вечают лишь вкладом в имущество общества

(дестинаторы).

Законодательство Украины о бирже предусматривает, что биржа является

организационно-правовой формой опто­вой торговли.

Товарная биржа является организацией, объединяющей физических и

юридических лиц, которые осуществляют произ­водственную и коммерческую

деятельность и имеет целью пре­доставление услуг в заключении биржевых сделок,

выявление товарных цен, спроса и предложений на товары, упорядочение и

облегчение товарооборота и связанных с ним операций.

Фондовая биржа - это структура, создающаяся без цели получения прибыли и

занимающаяся исключительно органи­зацией заключения сделок купли и продажи

ценных бумаг. Она не может осуществлять операции с ценными бумагами от

собственного имени и по поручениям клиентов, а также выполнять функции

депозитария (ст. 33 Закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" в

редакции от 10 сен­тября 1997 г.).

В соответствии с Законом "О банках и банковской де­ятельности", банки -

учреждения, функцией которых являет­ся кредитование субъектов хозяйственной

деятельности и граждан за счет привлеченных средств предприятий, учреж­дений,

организаций, населения, иных кредитных ресурсов, кассовое и расчетное

обслуживание, выполнение валютных и иных банковских операций.

23. Понятие и признаки юридического лица.

В соответствии со статьей 23 ГК юридическими лицами признаются такие

коллективные образования, организации, которые обладают обособленным

имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные

неиму­щественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в

суде, арбитражном суде или в третейском суде.

В приведенном легальном определении юридического лица и дугах статьях

Гражданского кодекса названы его харак­терные признаки:

• организационное единство, • наличие обособленного имущества• выступление в

гражданском обороте от своего имени, • способность принимать на себя

обязательства и отвечать по ним, • быть истцами и ответчиками в судебных

органах. Остановимся на характеристике этих признаков подробнее. 1)

Организационное единство выражается в определении целей и задач юридического

лица, в установлении его внут­ренней структуры, компетенции органов, порядка их

дея­тельности, порядка прекращения юридического лица и в других конституирующих

это единство указаниях.

Организационное единство закрепляется в уставе юриди­ческого лица либо в

положении о нем (ст. 25 ГК). Так, в соответствии с Законом о предприятиях

(ст. 9) предприятие действует на основании Устава, который утверждается

собст­венником имущества, а для государственных предприятий -собственником

имущества при участии трудового коллекти­ва. Наличие Устава является

обязательным требованием для существования акционерного общества, общества с

ограни­ченной ответственностью и общества с дополнительной от­ветственностью

(ст. 4 Закона о хозяйственных обществах).

2) Имущественная обособленность предполагает нали­чие у юридического

лица имущества, которое обособлено, отделено от имущества лиц, образовавших

юридическое лицо и от других собственников. У различных видов юри­дических лиц

их имущественная обособленность получает различное выражение. Имущественная

обособленность госу­дарственных предприятий находит свое выражение в инсти­туте

права полного хозяйственного ведения. По закону Украины о собственности оно

включает в себя право вла­дения, пользования и распоряжения государственным

иму­ществом по своему усмотрению, совершении в отношении его любых действий, не

противоречащих закону и целям деятельности предприятия.

Для государственных учреждений как некоммерческих орга­низаций, финансируемых

за счет государственного бюджета, правовой режим закрепленного за ними

имущества опреде­ляется более узким правом оперативного управления.

Что касается остальных видов юридических лиц, то их имущественная

обособленность выражается в непосредствен­ном праве собственности. Коллективные

предприятия, коо­перативы, акционерные общества, хозяйственные товарище­ства,

хозяйственные объединения и др. обособляют свое имущество на праве коллективной

собственности.

3) Важным признаком юридических лиц является их спо­собность выступать в

гражданском обороте от своего име­ни. Юридическое лицо от собственного

имени, самостоя­тельно распоряжается своим имуществом, приобретает граж­данские

права и обязанности, в частности, заключает дого­воры, вступает в обязательства

и несет по ним самостоя­тельную ответственность. Этот признак служит внешним

вы­ражением самостоятельности юридического лица.

4) Следствием имущественной обособленности юридичес­кого лица и его участия от

своего имени в гражданском обороте выступает следующий признак -

способность при­нимать на себя обязательства и отвечать по ним.

Наличие самостоятельной ответственности означает, что кредиторы юридического

лица могут обращаться с требованиями, вытекающими из его обязательств, только

к данному юридическому лицу. По общему правилу юридическое лицо отвечает по

своим обязательствам только своим имуществом, однако в силу закона или Устава

дополнительная ответ­ственность может возлагаться и на других лиц. Так,

ответ­ственность финансируемого государством учреждения огра­ничивается

находящимися в его оперативном управлении средствами, при недостатке которых

к субсидиарной ответ­ственности привлекается его собственник п.З ст. 39

Закона о собственности Украины. Дополнительную имущественную ответственность

по обязательствам таких юридических лиц, как общество с дополнительной

ответственностью, полное общество, коммандитное общество несут их участники.

Так, в соответствии со ст. 74 Закона о хозяйственных обществах, если при

ликвидации полного общества окажет­ся, что имеющегося имущества не хватает

для уплаты всех долгов, за общество в недостающей части несут солидар­ную

ответственность его участники всем своим имуществом, на которое в

соответствии с законодательством Украины может быть обращено взыскание. В

коммандитном обществе такое бремя несут не все его участники, а лишь часть

или один. В обществе с дополнительной ответственностью его участники

дополнительно отвечают по долгам общества не всем своим имуществом, а лишь

частью, размер которой кратен взносу каждого участника.

5) Завершает характеристику юридического лица его спо­собность выступать

истцом или ответчиком в суде, арбит­ражном или третейском суде. Этот

признак не всегда выделяют отдельно, иногда рассматривая его в качестве более

общего свойства - возможности быть самостоятельным уча­стником гражданского

оборота. Однако правильным пред­ставляется рассматривать его как

самостоятельный признак, отдельное проявление правосубъектности юридического

лица, поскольку в данном случае речь идет не только о реализа­ции, но и защите

гражданских прав последнего.

Другое дело, что основной акцент в понимании юридичес­кого лица практически

делался на его организационных при­знаках. В качестве юридического лица

рассматривалась именно организация как таковая (или составляющий ее тру­довой

коллектив), безотносительно к ее имущественной обо­собленности.

Следует отметить, что такой подход отмечается и сей­час, хотя и существует в

несколько иных проявлениях. На­пример, у такого вида юридических лиц, как

общество с полной ответственностью, из всех признаков юридического лица ярко

выражены только два - выступление в граждан­ском обороте от своего имени и

выступление в судебных органах в качестве истца и ответчика. Фактически

законодатели, исходя из соображений коммерческой целесообраз­ности, волевым

путем распространили на договорное объе­динение физических лиц положения о

лицах юридических.

Такой подход показывает, что наличие или отсутствие совокупности признаков

юридического лица не всегда яв­ляется решающим при определении возможности

его су­ществования.

24. Специальное право и дееспособность юридического лица.

Как субъект гражданского права юридическое ли­цо обладает гражданской право-

и дееспособностью. Обладание гражданской правоспособностью предос­тавляет

гражданам юридическую возможность быть участниками различных правоотношений

для удов­летворения своих разнообразных потребностей. Та­ким образом,

правоспособность является необходи­мым условием (предпосылкой)

правообладания. В соответствии со ст. 26 ГК юридическое лицо обла­дает

гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями его

деятельности. Такую правоспособность называют уставной или специальной.

Следует отметить, что существование такого пра­вила существенно ограничивает

возможности участия юридических лиц в гражданском обороте, поскольку в

соответствии со ст. 50 ПС сделка, совершенная юри­дическим лицом в

противоречии с установленными целями его деятельности, является

недействительной. Чтобы избежать таких последствий, учредители

него­сударственных юридических лиц обычно стараются максимально широко

определить в их уставах цели, ' задачи и предмет деятельности создаваемых

органи­заций. Такое определение правоспособности «впрок» вряд ли можно

признать явлением положительным. Поэтому разработчики проекта Гражданского

кодек­са Украины предложили отказаться от конструкции специальной

правоспособности юридического лица, предусмотрев в ст. 68 Проекта ПС, что

юридическое лицо может иметь такие же права и обязанности (гра­жданскую

правоспособность), как и лица физические.

25. Филиалы и представительства юридического лица.

Статья 31. Филиалы и представительства юридического лица

Юридическое лицо может открывать филиалы и представительства в порядке,

установленном законодательством Союза ССР или Украинской ССР.

Руководитель филиала или представительства действует на основании

доверенности, полученной от соответствующего юридического лица.

«О предпринимательстве» ст.8 Субъект предпринимательской деятельности имеет

право открывать свои филиалы (отделения), представительства без создания

юридического лица. Открытие указанных подразделений не нуждается в их

государственной регистрации. Субъект предпринимательской деятельности

сообщает об открытии филиала (отделения), представительства орган

государственной регистрации путем внесения дополнительной информации в свою

регистрационную карточку.

26. Возникновение и прекращение юридического лица.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной

регистрации. Отказ в регист­рации может быть обжалован в суд. Инициаторами

создания юридического лица в соответствии с зако­нодательством могут быть как

организации, так и от­дельные граждане, являющиеся собственниками или

уполномоченные собственником распоряжаться иму­ществом, на базе которого

создается юридическое ли­цо. Для регистрации юридического лица необходимо

предоставление учредительных документов. Такими документами могут быть:

учредительный акт (реше­ние о создании юридического лица), устав (положение),

учредительтельный договор, учредительный договор и устав, протокол

учредительного собрания и т. п. В учредительных документах должны быть

указа­ны наименование юридического лица, местонахожде­ние, цели и предмет

деятельности, состав и компетен­ция его органов, а также другие сведения,

которые требуются в соответствии с законодательством о том или ином виде

юридических лиц.

Что касается порядка создания юридических лиц, то тут традиционно различают:

распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный порядок их

возникновения.

При распорядительном порядке юридическое ли­цо возникает на основе

распоряжения собственника имущества или органа, уполномоченного

собственни­ком, например государством. В таком порядке возни­кают унитарные

предприятия, т. е. предприятия, имею­щие одного учредителя.

Разрешительный порядок означает, что для созда­ния юридического лица

необходимо предварительно получить разрешение уполномоченного на это орга­на.

Например, в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской

деятельности» для создания ком­мерческого банка необходимо предварительное

раз­решение Национального банка Украины.

Явочно-нормативный порядок состоит в том, что организации создаются на

основании общего разре­шения государства, закрепленного в том или ином

законодательном акте — Законе «О предприятиях в Украине», Законе «О

хозяйственных обществах» и др. Юридические лица, созданные в соответствии с

требо­ваниями закона, лишь легитимируются путем госу­дарственной регистрации,

причем функции регистри­рующих органов ограничиваются лишь проверкой

соблюдения учредителями требований закона. Поэто­му такой порядок

возникновения юридических лиц еще называют регистрационным.

По решению органов, указанных в законе, а также в учредительных документах

юридического лица, оно может быть прекращено, реорганизовано либо

лик­видировано. Реорганизация возможна в форме слия­ния, присоединения,

разделения, выделений, преобра­зования.

Ликвидировано юридическое лицо, может быть:

по решению собственника имущества, уполномочен­ного им органа, а также

органа, уполномоченного на то учредительными документами юридического ли­ца;

по решению суда, арбитражного суда в случае банкротства (несостоятельности)

либо в случае сис­тематического осуществления деятельности юридического лица:

1) без надлежащего разрешения (ли­цензии); 2) запрещенной законодательными

актами;

3) с неоднократным или грубым нарушением зако­нодательства. Юридическое

лицо может быть также ликвидировано по истечении срока, на который оно создано,

или по достижении цели, ради которой оно создано.

Ликвидация юридического лица, решение возни­кающих при этом организационных и

финансовых вопросов и т. п. производятся ликвидационной ко­миссией, которая

назначается органом, принявшим ре­шение о ликвидации.

27. Правовое положение предприятия согласно Закону Украины «О

предприятиях в Украине».

Предприятие — это самостоятельный хозяйствую­щий уставный субъект,

обладающий'правами юриди­ческого лица и осуществляющий производственную,

научно-исследовательскую и коммерческую деятель­ность с целью получения

соответствующей прибыли (дохода). Предприятие имеет самостоятельный баланс,

расчетные (текущие) и другие счета в учреждениях банков, печать со своим

наименованием, а также знак для товаров и услуг.

Признаками предприятия является то, что оно:

1) является юридическим лицом; 2) действует на ос­новании устава; 3) может

осуществлять различные виды хозяйственной деятельности, если они не

запре­щены законодательством Украины и отвечают устав­ным целям предприятия;

4) имеет своей целью по­лучение прибыли; 5) не имеет в своем составе других

юридических лиц.

В соответствии со ст. 3 Закона «О предприятиях в Украине» предприятия могут

объединяться в:

ассоциации — договорные объединения, создан­ные в целях постоянной

координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права вмешивать­ся

в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников;

корпорации — договорные объединения, созда­ваемые на основе сочетания

производственных, на­учных и коммерческих интересов с делегированием отдельных

полномочий централизованного регули­рования деятельности каждого из ее

участников;

консорциумы — временные уставные объедине­ния промышленного и

банковского капитала для дос­тижения общей цели;

концерны — уставные объединения предприятий промышленности, научных

организаций, транспорта, банков, торговли и т. д. на основе полной финансовой

зависимости от одного или группы/предпринимателей.

Следует подчеркнуть, что перечень возможных ви­дов объединений предприятий

не- является исчерпы­вающим. Возможны и другие объединения по отрас­левому,

территориальному и иным принципам.

Кроме того, нужно отметить существование в этом случае двух видов юридических

лиц. Во-первых, пред­приятия, входящие в состав объединения, сохраняют статус

юридического лица, и на них распространяется действие Закона о предприятиях.

Во-вторых, юриди­ческим лицом является и объединение в целом. Оно может иметь

самостоятельный и свободный балансы, расчетный и иные счета в учреждениях

банков, пе­чать со своим наименованием. Как и всякое юриди­ческое лицо,

объединение не отвечает по обязательст­вам других субъектов гражданского

права. В частно­сти, оно не отвечает по обязательствам входящих в его состав

предприятий, а предприятия не отвечают по обязательствам объединения, если

иное не преду­смотрено учредительным договором (уставом).

Создаются и прекращаются предприятия и их объ­единения с соблюдением общих

условий, требующихся для создания и прекращения юридических лиц.

Статья 1. Предприятие и его основные цели

1. Предприятие - основное организационное звено народного хозяйства Украины.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами

юридического лица и осуществляющий производственную, научно-

исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения

соответствующей прибыли (дохода).

Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные (текущие) и другие

счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, а также знак для

товаров и услуг. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.

2. Предприятие осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, если

они не запрещены законодательством Украины и соответствуют целям,

предусмотренным уставом предприятия.

Статья 2. Виды предприятий

1. В Украине могут действовать предприятия следующих видов:

частное предприятие, основанное на собственности физического лица;

коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива

предприятия;

хозяйственное общество;

предприятие, которое основано на собственности объединения граждан;

коммунальное предприятие, основанное на собственности соответствующей

территориальной общины;

государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в

том числе казенное предприятие. Особенности создания, ликвидации,

реорганизации, управления и деятельности казенного предприятия

устанавливаются разделом VIII этого Закона.

2. В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и

численности его работников (независимо от форм собственности) оно может быть

отнесено к категории малых предприятий.

К малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие предприятия:

в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек;

в других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 50

человек;

в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек;

в отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25

человек;

в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.

Особенности создания и деятельности малых предприятий устанавливаются

законодательством Украины.

В республике могут действовать другие виды и категории предприятий, в том

числе арендные, создание которых не противоречит законодательным актам

Украины.

Статья 5. Общие условия создания предприятия

4. Предприятие приобретает права юридического лица со дня его

государственной регистрации.

28. Понятие и виды хозяйственных обществ по Закону Украины «О

хозяйственных обществах».

Статья 1. Хозяйственные общества

Хозяйственными обществами настоящим Законом признаются предприятия,

учреждения, организации, созданные на началах договора юридическими лицами

и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской

деятельности в целях получения прибыли.

К хозяйственным обществам относятся: акционерные общества, общества с

ограниченной ответственностью, общества с дополнительной

ответственностью, полные общества, коммандитные общества.

Общества являются юридическими лицами.

Общества могут заниматься любой предпринимательской деятельностью, не

противоречащей законодательству Украины.

Хозяйственные общества могут приобретать имущественные и личные

неимущественные права, вступать в обязательства, выступать в суде,

арбитражном суде и третейском суде от своего имени.

Приобретение хозяйственным обществом долей (акций), активов других

хозяйственных обществ должно осуществляться с соблюдением требований

антимонопольного законодательства.

Статья 24. Понятие акционерного общества

Акционерным признается общество, имеющее уставный фонд, разделенный на

определенное количество акций равной номинальной стоимости и несущее

ответственность по обязательствам только имуществом общества.

Акционеры отведают по обязательствам общества только в пределах

принадлежащих им акций.

В случаях, предусмотренных уставом, акционеры, не полностью оплатившие акции,

несут ответственность по обязательствам общества также в пределах

неуплаченной суммы.

Общая номинальная стоимость выпущенных акций составляет уставный фонд

акционерного общества, который не может быть менее суммы, эквивалентной 1250

минимальным заработным платам, исходя из ставки минимальной заработной платы,

действующей на момент создания акционерного общества.

Статья 25. Виды акционерных обществ

К акционерным обществам относятся : открытое акционерное общество, акции

которого могут распространяться путем открытой подписки и купли-продажи на

биржах; закрытое акционерное общество, акции которого распределяются между

учредителями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и

продаваться на бирже.

Закрытое акционерное общество может быть реорганизовано в открытое путем

регистрации его акций в порядке, предусмотренном законодательством о ценных

бумагах и фондовой бирже, и внесением изменений в устав общества.

Статья 50. Понятие общества с ограниченной ответственностью

Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, имеющее

уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется

учредительными документами.

Участники общества несут ответственность в пределах их вкладов.

В предусмотренных учредительными документами случаях участники, которые не

полностью внесли вклады, отвечают по обязательствам общества также в

пределах невнесенной части вклада.

Статья 65. Понятие общества с дополнительной ответственностью

Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный

фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами

размеров. Участники такого общества отвечают по его долгам своими взносами в

уставный фонд, а при недостаточности этих сумм - дополнительно

принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере

к взносу каждого участника.

Предельный размер ответственности участников предусматривается в

учредительных документах.

К обществу с дополнительной ответственностью применяются нормы статей 4, 11,

52-64 настоящего Закона с учетом особенностей, предусмотренных данной

статьей.

Статья 66. Понятие полного общества

Полным признается такое общество, все участники которого занимаются

совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную

ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Статья 75. Понятие коммандитного общества

Коммандитным обществом признается общество, в котором вместе с одним или

более участников, осуществляющих от имени общества предпринимательскую

деятельность и несущих ответственность по обязательствам общества всем своим

имуществом, есть один или более участников, ответственность которых

ограничивается вкладом в имуществе общества (вкладчиков).

Если в коммандитном обществе участвуют два или более участников с

полной ответственностью, они несут солидарную ответственность по долгам

общества.

29. Государственные учреждения как юридические лица.

30. Правовое положение кооперативов

31. Общественные и религиозные организации как юридические лица.

О свободе совести и религиозных организаций

Статья 7. Религиозные организации

Религиозные организации в Украине образуются с целью удовлетворения

религиозных потребностей граждан исповедовать и распространять веру и

действуют в соответствии со своей иерархической и институционной структурой,

избирают, назначают и заменяют персонал согласно своим уставам (положениям).

Религиозными организациями в Украине являются религиозные общества,

управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества

(миссии), духовные учебные заведения а также объединения, состоящие из

вышеуказанных религиозных организаций. Религиозные объединения

представляются своими центрами (управлениями).

На другие организации, образованные по религиозному признаку, действие

настоящего Закона не распространяется.

Статья 8. Религиозное общество

Религиозное общество является местной религиозной организацией верующих

граждан одного и того же культа, вероисповедания, направления, течения

или толка, добровольно объединившихся в целях совместного удовлетворения

религиозных потребностей.

Государство признает право религиозного обществ на его подчиненность в

канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее

пределами религиозным центром (управлениям) и свободное изменение этой

подчиненности.

Уведомление государственных органов об образовании религиозного общества

не обязательно.

Статья 13. Религиозная организация - юридическое лицо

Религиозная организация признается юридическим лицом с момента регистрации

ее устава (положение).

Религиозная организация как юридическое лицо пользуется правами и несет

обязанности в соответствии с действующим законодательством и своим уставом

(положением).

Статья 12. Уставы (положения) религиозных организаций

Устав (положение) религиозной организации, в соответствии с гражданским

законодательством определяющий ее правоспособность, подлежит регистрации в

порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.

Устав (положение) религиозной организации принимается на общем собрании

верующих граждан или на религиозных съездах, конференциях.

Устав (положение) религиозной организации должен содержать сведения о:

1) виде религиозной организации, ее вероисповедной принадлежности и

местонахождении;

2) месте религиозной организации в организационной структуре религиозного

объединения;

3) имущественном положении религиозной организации;

4) правах религиозной организации на учреждение предприятий, средств

массовой информации, других религиозных организаций, созданные учебных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 Современные рефераты