Рефераты

Шпора: Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть)

отношению к пятилетнему ребенку может быть признана крупной.

Кроме заключения мелких бытовых сделок, лица до пятнадцати лет могут также

вносить вклады в кре­дитные учреждения и распоряжаться ими. Но при этом, если

вклад на имя малолетнего внесен другим лицом, то таким вкладом он может

распоряжаться только с разрешения родителей, усыновителей или опе­кунов.

За вред, причиненный несовершеннолетними до пят­надцати лет, ответственность

несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что вред

воз­ник не по их вине (ст. 446 ГК Украины).

К следующей возрастной категории относятся ли­ца от пятнадцати до

восемнадцати лет. Ввиду того, что в этом возрасте лица уже вполне могут

осозна­вать юридическую значимость своих действий и от­давать себе отчет в их

совершении, объем дееспособ­ности данной возрастной категории увеличен. Так,

согласно статье 13 ГК Украины лица в возрасте от 15 до 18 лет гражданско-

правовые сделки могут заклю­чать по общему правилу лишь с согласия своих

роди­телей, усыновителей или попечителей.

Требуемое законодательством согласие родителей, усыновителей или попечителей

на совершение сде­лок несовершеннолетними этой возрастной группы призвано

восполнить недостаточный жизненный опыт и волю лиц от 15 до 18 лет,

обеспечить в их интересах лучшее осуществление принадлежащих им прав и

обязанностей, оградить их от злоупотребления со сто­роны третьих лиц. Причем,

необходимо именно со­гласие родителей, а не их осведомленность.

Наряду с этим в случаях, прямо предусмотрен­ных в законе, несовершеннолетние

в возрасте от 15 до 18 лет могут совершать некоторые гражданско-правовые

действия самостоятельно, т. е. без согла­сия родителей. Статья 13 ГК Украины

к числу та­ких действий относит возможность заключать ука­занные выше мелкие

бытовые сделки, возможность вносить вклады в кредитные учреждения и

распо­ряжаться ими, а также возможность заключать сдел­ки, связанные с

распоряжением заработной платой или стипендией и действия по осуществлению

ав­торских или изобретательских прав. Столь широкая самостоятельность в

совершении данных сделок обу­словлена тем, что в трудовых отношениях

несовер­шеннолетние приравниваются к совершеннолетним, в том числе и в

возможности распоряжаться полу­ченным вознаграждением за труд. Причем, если

воз­награждением за труд лица от 15 до 18 лет могут распоряжаться по своему

усмотрению, то вещами, при­обретенными на эти средства, они распоряжаются

только с согласия родителей.

Несовершеннолетние от 15 до 18 лет несут соот­ветственно и самостоятельную

имущественную ответ­ственность, но только в объеме получаемых ими

воз­награждений за труд или стипендий. Если же этих средств недостаточно для

возмещения вреда в пол­ном объеме, то оставшуюся часть возмещают родите­ли,

усыновители или попечители, если не докажут, что вред причинен не по их вине

(ст. 447 ГК Украины). Устанавливая данное правило, законодатель исходит из

того, что несовершеннолетние в указанном возрас­те могут вполне отдавать

отчет своим действиям, а поэтому должны нести самостоятельную имуществен­ную

ответственность в указанном объеме.

Таким образом, можно говорить о том, что лица от 15 до 18 лет обладают

частичной дееспособностью.

Гражданская дееспособность является важным со­ставным элементом гражданско-

правового статуса физического лица. К основным характерным чер­там

дееспособности относятся независимость от со­циальной принадлежности, пола,

расы, национально­сти, отношения к религии, а также непередаваемость и

неотчуждаемость дееспособности. Это означает, что все совершеннолетние лица

имеют равную дееспо­собность, а также, что эта дееспособность не может быть

ограничена, и лицо не может быть лишено дее­способности, иначе как "по

решению суда. Условия ограничения и лишения дееспособности прямо

пре­дусмотрены законодательством.

Статья 15 ГК Украины гласит, что гражданин, ко­торый вследствие злоупотребления

спиртными на­питками или наркотическими средствами ставит се­бя и свою семью в

тяжелое материальное положе­ние, может быть ограничен судом в дееспособности.

Из содержания указанной статьи можно сделать вы­вод, что злоупотребление

спиртными напитками и наркотическими веществами является основанием для

ограничения дееспособности гражданина только в том случае, когда такое

злоупотребление ста­вит в тяжелое материальное положение не только

данного гражданина, но и его семью. На основании состоявшегося судебного решения

такому граждани­ну назначается попечитель. С момента вступления в силу

судебного решения об ограничении граждани­на в дееспособности он может

распоряжаться иму­ществом, получать заработную плату и иные виды доходов, а

также распоряжаться ими лишь с согла­сия попечителя. И только мелкие бытовые

сделки он вправе совершать самостоятельно.

Если гражданин прекращает злоупотребление спиртными напитками или

наркотиками, суд отменя­ет ограничение его дееспособности. Отменяется

огра­ничение дееспособности и в том случае, если переста­ла существовать

семья лица, признанного ограниченно дееспособным.

Круг лиц, имеющих право возбуждать в суде дело ' о признании лица ограниченно

дееспособным и об отмене этого ограничения, порядок производства по этим

делам определяются ГПК Украины. Установ­ление и снятие попечительства

производится на ос­нове судебного решения органами опеки и попечи­тельства.

Признание физического лица полностью недее­способным может иметь место, согласно

статье 16 ГК Украины, лишь в случаях, когда оно страдает , слабоумием

или душевной болезнью и вследствие этого не может понимать значения своих

действий или руководить ими. Свое решение суд при этом выносит с учетом

заключения судебно-психиатрической экспертизы. На основании состоявшегося

су­дебного решения недееспособному назначается опе­кун, который от имени

недееспособного совершает сделки. В случае выздоровления или существенно­го

улучшения здоровья гражданина, признанного не­дееспособным, суд признает его

дееспособным. На основании решения суда отменяется и установлен­ная над ним

опека.

15. Ограничение дееспособности. Признание гражданина

недееспособным.

Определенным объемом дееспособности обладают, в общем-то, все лица, однако

объем дееспособности различных возрастных групп отличается.

Так, физические лица до пятнадцати лет по обще­му правилу, признаются

недееспособными или обла­дающими дееспособностью в минимальном объеме.

Согласно статье 14 ГК Украины за несовершенно­летних, не достигших

пятнадцатилетнего возраста, сделки совершают от их имени родители,

усыновите­ли или опекуны. Они же вправе самостоятельно со­вершать только

мелкие бытовые сделки. Действую­щее гражданское законодательство Украины не

дает определения мелкой бытовой сделки. Исходя из прак­тики, под такой

сделкой следует понимать сделку, ко­торая направлена на удовлетворение

обычных каж­додневных потребностей малолетнего, незначительна по сумме и не

должна причинять ему вред. Однако в каждом отдельном случае суд может

самостоятель­но определить, является ли та или иная сделка мел­кой бытовой.

Это связано с тем, что способность осоз­навать и оценивать сделку у лиц,

скажем, пяти и три­надцати лет существенно отличается, а поэтому сделка,

которая будет признана мелкой бытовой для тринад­цатилетнего подростка, по

отношению к пятилетнему ребенку может быть признана крупной.

Кроме заключения мелких бытовых сделок, лица до пятнадцати лет могут также

вносить вклады в кре­дитные учреждения и распоряжаться ими. Но при этом, если

вклад на имя малолетнего внесен другим лицом, то таким вкладом он может

распоряжаться только с разрешения родителей, усыновителей или опе­кунов.

За вред, причиненный несовершеннолетними до пят­надцати лет, ответственность

несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что вред

воз­ник не по их вине (ст. 446 ГК Украины).

К следующей возрастной категории относятся ли­ца от пятнадцати до

восемнадцати лет. Ввиду того, что в этом возрасте лица уже вполне могут

осозна­вать юридическую значимость своих действий и от­давать себе отчет в их

совершении, объем дееспособ­ности данной возрастной категории увеличен. Так,

согласно статье 13 ГК Украины лица в возрасте от 15 до 18 лет гражданско-

правовые сделки могут заклю­чать по общему правилу лишь с согласия своих

роди­телей, усыновителей или попечителей.

Требуемое законодательством согласие родителей, усыновителей или попечителей

на совершение сде­лок несовершеннолетними этой возрастной группы призвано

восполнить недостаточный жизненный опыт и волю лиц от 15 до 18 лет,

обеспечить в их интересах лучшее осуществление принадлежащих им прав и

обязанностей, оградить их от злоупотребления со сто­роны третьих лиц. Причем,

необходимо именно со­гласие родителей, а не их осведомленность.

Наряду с этим в случаях, прямо предусмотрен­ных в законе, несовершеннолетние

в возрасте от 15 до 18 лет могут совершать некоторые гражданско-правовые

действия самостоятельно, т. е. без согла­сия родителей. Статья 13 ГК Украины

к числу та­ких действий относит возможность заключать ука­занные выше мелкие

бытовые сделки, возможность вносить вклады в кредитные учреждения и

распо­ряжаться ими, а также возможность заключать сдел­ки, связанные с

распоряжением заработной платой или стипендией и действия по осуществлению

ав­торских или изобретательских прав. Столь широкая самостоятельность в

совершении данных сделок обу­словлена тем, что в трудовых отношениях

несовер­шеннолетние приравниваются к совершеннолетним, в том числе и в

возможности распоряжаться полу­ченным вознаграждением за труд. Причем, если

воз­награждением за труд лица от 15 до 18 лет могут распоряжаться по своему

усмотрению, то вещами, при­обретенными на эти средства, они распоряжаются

только с согласия родителей.

Несовершеннолетние от 15 до 18 лет несут соот­ветственно и самостоятельную

имущественную ответ­ственность, но только в объеме получаемых ими

воз­награждений за труд или стипендий. Если же этих средств недостаточно для

возмещения вреда в пол­ном объеме, то оставшуюся часть возмещают родите­ли,

усыновители или попечители, если не докажут, что вред причинен не по их вине

(ст. 447 ГК Украины). Устанавливая данное правило, законодатель исходит из

того, что несовершеннолетние в указанном возрас­те могут вполне отдавать

отчет своим действиям, а поэтому должны нести самостоятельную имуществен­ную

ответственность в указанном объеме.

Таким образом, можно говорить о том, что лица от 15 до 18 лет обладают

частичной дееспособностью.

Гражданская дееспособность является важным со­ставным элементом гражданско-

правового статуса физического лица. К основным характерным чер­там

дееспособности относятся независимость от со­циальной принадлежности, пола,

расы, национально­сти, отношения к религии, а также непередаваемость и

неотчуждаемость дееспособности. Это означает, что все совершеннолетние лица

имеют равную дееспо­собность, а также, что эта дееспособность не может быть

ограничена, и лицо не может быть лишено дее­способности, иначе как "по

решению суда. Условия ограничения и лишения дееспособности прямо

пре­дусмотрены законодательством.

Статья 15 ГК Украины гласит, что гражданин, ко­торый вследствие злоупотребления

спиртными на­питками или наркотическими средствами ставит се­бя и свою семью в

тяжелое материальное положе­ние, может быть ограничен судом в дееспособности.

Из содержания указанной статьи можно сделать вы­вод, что злоупотребление

спиртными напитками и наркотическими веществами является основанием для

ограничения дееспособности гражданина только в том случае, когда такое

злоупотребление ста­вит в тяжелое материальное положение не только

данного гражданина, но и его семью. На основании состоявшегося судебного решения

такому граждани­ну назначается попечитель. С момента вступления в силу

судебного решения об ограничении граждани­на в дееспособности он может

распоряжаться иму­ществом, получать заработную плату и иные виды доходов, а

также распоряжаться ими лишь с согла­сия попечителя. И только мелкие бытовые

сделки он вправе совершать самостоятельно.

Если гражданин прекращает злоупотребление спиртными напитками или

наркотиками, суд отменя­ет ограничение его дееспособности. Отменяется

огра­ничение дееспособности и в том случае, если переста­ла существовать

семья лица, признанного ограниченно дееспособным.

Круг лиц, имеющих право возбуждать в суде дело ' о признании лица ограниченно

дееспособным и об отмене этого ограничения, порядок производства по этим

делам определяются ГПК Украины. Установ­ление и снятие попечительства

производится на ос­нове судебного решения органами опеки и попечи­тельства.

Признание физического лица полностью недее­способным может иметь место, согласно

статье 16 ГК Украины, лишь в случаях, когда оно страдает , слабоумием

или душевной болезнью и вследствие этого не может понимать значения своих

действий или руководить ими. Свое решение суд при этом выносит с учетом

заключения судебно-психиатрической экспертизы. На основании состоявшегося

су­дебного решения недееспособному назначается опе­кун, который от имени

недееспособного совершает сделки. В случае выздоровления или существенно­го

улучшения здоровья гражданина, признанного не­дееспособным, суд признает его

дееспособным. На основании решения суда отменяется и установлен­ная над ним

опека.

16. Опека и попечительство.

Опека — один из способов восполнения недостаю­щей или полностью отсутствующей

дееспособности физического лица, а также способ охраны имущества определенной

категории граждан.

Опека устанавливается над лицами до 15 лет, у ко­торых нет родителей или

родители которых лишены родительских прав, а также над лицами, признанны­ми

судом недееспособными, а также над имуществом этих лиц, если оно находится в

другой местности, и над имуществом лица, признанного безвестно

отсут­ствующим.

Для непосредственного осуществления функций по опеке назначается опекун.

Опекуны назначаются пре­имущественно из лиц, близких опекаемому, или из числа

других лиц органами опеки и попечительства, каковыми являются органы местной

администрации и соответствующих местных Советов народных депу­татов. Опека

устанавливается, как правило, по месту жительства лица, подлежащего опеке.

Опекуном может быть только полностью дееспо­собное лицо, не лишенное

родительских прав.

Функции опекуна заключаются в том, что во все гражданские правоотношения

вступает не опекаемый, а опекун, однако при этом все сделки он совершает от

имени и в интересах опекаемого. Иными словами, можно сказать, что опекун

является законным пред­ставителем опекаемого, а потому на все его действия

распространяются правила о представительстве.

В случае, когда опека устанавливается над имуще­ством, в обязанности опекуна

входит обеспечение со­хранности имущества, поддержание его в надлежащем

состоянии и совершении диктуемых обстоятельства­ми сделок по имуществу.

Важным моментом в опеке является то, что опе­куны могут совершать юридические

действия от име­ни и в интересах опекаемого только в случаях, когда эти

действия носят имущественный характер. Они не могут совершать сделки, которые

имеют личностный характер, т. е. сделки, которые тесно и непосредст­венно

связаны с личностью опекаемого (например, за­ключение брака, изменение

фамилии, составление за­вещания и т. д.).

Чтобы исключить возможность злоупотребления интересами опекаемого, закон

запрещает опекунам со­вершать сделки, которые направлены на безвозмезд­ное

отчуждение (дарение) имущества опекаемого, или которые возлагают на

опекаемого обязанность отве­чать по чужим долгам (поручительство). Являясь

за­конными представителями, опекуны не могут совер­шать сделки с опекаемым ни

в отношении себя лично, ни в отношении членов своей семьи.

В целях контроля над действиями опекунов пре­дусмотрено, что опекун не вправе

без предваритель­ного разрешения органов опеки и попечительства со­вершать

сделки, которые выходят за рамки мелких бытовых сделок по домашнему хозяйству

и управле­нию имуществом, в частности, такие, как договоры, тре­бующие

нотариального удостоверения и специальной регистрации (например, отказ от

наследства, обмен или раздел жилой площади и др.).

Опека прекращается в случае, если отпали основа­ния, вызвавшие ее

установление, а именно: в случае достижения лицом без родителей 15-летнего

возрас­та, отмены решения суда о признании недееспособ­ным, а также, если

объявляется собственник имуще­ства, над которым установлена опека.

В случае злоупотребления своими правами опекун отстраняется от возложенных на

него функций решением соответствующего органа опеки и попечи­тельства. При

этом органы опеки и попечительства обязаны (а по прекращении опеки, лицо,

состоявшее под опекой вправе) требовать от опекуна возмещения имущественного

вреда, причиненного последним вследствие недобросовестного или небрежного

выпол­нения своих обязанностей.

Попечительство устанавливается для защиты ин­тересов несовершеннолетних от 15

до 18 лет, не имею­щих родителей или усыновителей, а также совершеннолетних,

ограниченных в дееспособности по реше­нию суда ввиду злоупотребления

спиртными напит­ками или наркотическими веществами, а также над лицами,

которые в силу своего физического состоя­ния не могут самостоятельно

осуществлять свои пра­ва, например, инвалиды, слепые и др.

Восполняя ограниченную дееспособность подопеч­ного, попечитель осуществляет

функции надзора и кон­троля над его действиями, ограждая его от злоупот-.

роблений со стороны третьих лиц, а поскольку речь идет об ограничении

дееспособности совершеннолет­них, то и от их собственных вредоносных

действий.

Попечитель полностью не устраняет действий по­допечного. Он действует вместе

с ним и, следователь­но, не является его законным представителем. Однако при

этом, выполняя свои действия, попечитель должен действовать в интересах

подопечного. Если дети вос­питываются в детских учреждениях, или лица,

нуж­дающиеся в попечительстве, находятся в соответствую­щих лечебных

учреждениях и попечители над ними не назначены, то обязанности попечителей в

этом слу­чае выполняют указанные учреждения.

Попечителем может быть только физическое ли­цо, обладающее дееспособностью в

полном объеме. Не могут быть попечителями лица, лишенные роди­тельских прав.

Как правило, попечитель назначается из числа лиц, близких подопечному, по

решению ор­ганов опеки и попечительства при исполкомах или районных

администрациях. Устанавливается попечи­тельство по месту жительства

подопечного.

Функции попечителя непосредственно выражают­ся в том, что он дает согласие на

совершение дейст­вий подопечным, санкционирует их.

Несколько отличается правовое положение попе­чителей, назначенных над лицами,

которые по сво­ему физическому состоянию не могут самостоятельно защищать свои

права в связи с тем, что хотя эти лица обладают дееспособностью в полном

объеме, но все же при осуществлении своих прав и обязанностей нужда­ются в

содействии. Попечители помогают таким подопечным управлять принадлежащим им

имущест­вом, могут по их просьбе и от их имени совершать сделки, обязаны

охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Попечители над

этими лицами назначаются только по просьбе последних.

Попечители не могут участвовать в правоотноше­ниях, связанных с личностью

подопечного. Они, как правило, дают согласие и контролируют только дей­ствия,

носящие имущественный характер.

Попечитель не имеет права заключать с подопеч­ным сделки ни в отношении себя

лично, ни в отноше­нии членов своей семьи. Закон запрещает попечителю давать

согласие на совершение подопечным действий по безвозмездному отчуждению

имущества.

При отпадении обстоятельств, с наличием кото­рых устанавливалось

попечительство, последнее пре­кращается.

Последствия прекращения попечительства такие же, как и при прекращении опеки.

В действующем законодательстве основная часть правовых норм, регулирующих

вопросы опеки и по­печительства, закреплена в Кодексе о браке и семье (ст.

128-157). Однако ввиду того, что эти нормы име­ют важное значение для

гражданского права, целе­сообразным представляется закрепление опеки и

по­печительства в новом гражданском кодексе в разделе «Лица».

17. Понятие места жительства и его значение в гражданском праве.

Статья 17. Место проживания

Местом проживания признается то место, где гражданин постоянно или

преимущественно проживает.

Местом проживания несовершеннолетних, которые не достигли пятнадцати лет, или

граждан, которые находятся под опекой, признается место проживания их

родителей (усыновителей) или опекунов.

Статья 44. Письменные соглашения

Должны заключаться в письменной форме: 1) соглашения государственных,

кооперативных и других общественных организаций между собой и с

гражданами, за исключением соглашений, отмеченных у статьи 43 этого Кодекса,

и отдельных видов соглашений, для которых другое предусмотрено

законодательством Союза ССР и Украинской ССР;

2) соглашения граждан между собой на сумму свыше ста карбованцев, за

исключением соглашений, отмеченных у статьи 43 этого Кодекса, и других

соглашений, предусмотренных законодательством Союза ССР и Украинской ССР; 3)

другие соглашения граждан между собой, относительно которых закон требует

соблюдения письменной формы.

Письменные соглашения должны быть подписаны лицами, которые их заключают.

Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или по каким-либо

другим причинам не может собственноручно подписаться, то по его поручению

соглашение может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть

засвидетельствована организацией, в которой работает или учится гражданин,

который заключает соглашение, или жилищно-эксплуатационной организацией по

месту его проживания, или администрацией стационарного лечебно-

профилактического заведения, в котором он состоит на лечении, или органом или

служебным лицом, что совершают нотариальные действия.

Нахождение ответчика!

18. Порядок, условия и правовые последствия признания

гражданина безвестно отсутствующим.

На правосубъектность физического лица может влиять решение судебных органов

об определении особого статуса этого лица или о создании определенных

презумпций в отношении его существования.

К таким решениям относится признание гражданина без­вестно отсутствующим

(определение особого или специаль­ного статуса) и объявление лица умершим

(установление презумпции смерти).

Признание гражданина безвестно отсуствующнм предус­мотрено ст. 18 ГК. В

соответствии с указанной статьей граж­данин может быть в судебном порядке

признан безвестно от­сутствующим, если в течение одного года в месте его

пос­тоянного жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних . сведений об

отсутствующем, началом безвестного отсутствия считается первое число месяца,

следующего за тем, в кото­ром были получены последние сведения об

отсутствующем, а, при невозможности установить этот месяц - первое янва­ря

следующего года. Порядок признания гражданина безве­стно отсутствующим

определяется гражданским процессуаль­ным законодательством.

Над имуществом лица, признанного в судебном порядке безвестно отсутствующим,

на основании решения судя ус­танавливается опека. Из этого имущества

выдается содер­жание тем лицам, которых безвестно отсутствующий обязан был

содержать по закону. кроме того, из этого имущества погашается задолженность по

другим его обязательствам.

Опека над имуществом может быть установлена и до истечения одного года со дня

получения последних сведе­ний о месте пребывания гражданина для охраны этого

имущества и для управления им. Для установления опеки до истечения указанного

срока необходимо заявление заин­тересованных лиц и соответствующее решение

органа опеки и попечительства.

Отмена признания гражданина безвестно отсутствующим производится

соответствующим решением суда в случае явки этого лица или обнаружении его

местопребывания.

19. Порядок, условия и правовые последствия объявления

гражданина умершим.

На правосубъектность физического лица может влиять решение судебных органов

об определении особого статуса этого лица или о создании определенных

презумпций в отношении его существования.

К таким решениям относится признание гражданина без­вестно отсутствующим

(определение особого или специаль­ного статуса) и объявление лица умершим

(установление презумпции смерти).

Объявление гражданина умершим также производится в судебном порядке и

предусмотрено статьей 21 Гражданско­го кодекса. В соответствии с ней

гражданин может быть объявлен умершим на основании решения суда в случае,

если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в

течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших

смертью или дающих основание предполагать его гибель от определен­ного

несчастного случая - в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без ве­сти в связи с военными

действиями, может быть в судебном - порядке объявлен умершим не ранее, чем по

истечении двух лет се дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в

законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае если гражданин

пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание

предполагать его гибель от определен­ного несчастного случая, суд может

признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Порядок объявления гражданина умершим определяется гражданским процессуальным

законодательством.

В случае явки или обнаружения местопребывания граж­данина, объявленного

умершим, судом отменяется соответ­ствующее решение.

Однако независимо от времени своей явки, гражданин, объявленный умершим,

может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое

после объяв­ления его умершим, безвозмездно (например, по договору дарения)

перешло к этому лицу.

В случае если имущество объявленного умершим граж­данина перешло к другим

лицам по возмездным сделкам (по договору купли-продажи, мены и т.п.), то они

обязаны будут возвратить его, если будет доказано, что в момент приобретения

имущества эти лица знали, что гражданин находится в живых.

Если имущество объявленного умершим перешло по праву наследования к

государству и было реализовано, то после отмены решения об объявлении

гражданина умершим, ему возвращается сумма, вырученная от реали­зации

имущества.

20. Акты гражданского состояния. Порядок исправления и

оспаривания актов записей.

Статья 16. Признание гражданина недееспособным

Гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может

понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом

недееспособным в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом

Украинской сСР, и над ним устанавливается опека.

От имени душевнобольного или слабоумного, признанного недееспособным,

соглашения заключает его опекун.

В случае выздоровления или значительного улучшения здоровья гражданина,

признанного недееспособным, суд возобновляет его в дееспособности.

Статья 18. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть в судебном порядке признан безвестно отсутствующим, если

в течение одного года в месте его постоянного проживания нет сведений о месте

его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об

отсутствии началом безвестного отсутствия считается первое число месяца,

которое идет за тем, в котором были получены последние сведения об

отсутствии, а при невозможности установить этот месяц - первое января

следующего года.

Статья 21. Объявление гражданина умершим

Гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим, если в месте его

постоянного проживания нет сведений о месте его пребывания в течение трех

лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, которые угрожали смертью

или дают основание допускать его гибель от определенного несчастного случая,

- в течение шести месяцев.

Военнослужащий или другой гражданин, который пропал без вести в связи с

военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не

раньше, чем после окончания двух лет с дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в

законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления

умершим гражданина, который пропал без вести при обстоятельствах, которые

угрожали смертью или дают основание допускать его гибель от определенного

несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина

день его предполагаемой гибели.

21. Государство Украина и административно - территориальные

единицы как субъекты гражданского права.

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений,

регулируемых гражданским правом, является также государство Украина.

Государство, как носитель суверенитета, едино и неделимо. Соответственно

государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и

един­ственный субъект. В то же время государство Украи­на является

многоуровневым образованием. Оно под­разделяется на субъекты различных

уровней — государство Украина, Автономная Республика Крым и территориальные

громады.

Подобная многоуровневость должна учитывать­ся при анализе правосубъектности

государства и го­сударственных образований. Но она важна не всегда.

Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие,

государства и его частей в граждан­ском обороте строится на одинаковых

принципах. Име­ются, однако, и отличия. Поэтому, в дальнейшем ска­занное о

государстве распространяется на все государственные образования, если иное

особо не ого­ворено.

Гражданская правосубъектность возникает у го­сударства в силу закрепления за

ним законодатель­ством (ст. 13 Конституции Украины, ст. 31 Закона «О

собственности») определенного имущества на пра­ве государственной

собственности. А осуществляя право собственности, государство не может не

всту­пать в различного рода имущественные отношения, и, следовательно, в

таких случаях выступает как субъ­ект гражданских правоотношений.

Как и все субъекты гражданского права, государст­во обладает

правоспособностью. При этом следует от­метить, что правоспособность

государства не может быть тождественна правоспособности различных физических

и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то уже. Ряд возможностей может

принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее

наследников. В то же время некоторые воз­можности, например, передавать

имущество по наслед­ству, ему недоступны. Правоспособность государства

обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и

главным субъектом публично­го права, носителем власти. Государство само

регу­лирует различные, в том числе имущественные, отно­шения, устанавливая в

качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и

поря--док разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и

собственную гражданскую пра­восубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с

тем, участвуя в имущественных отношениях, государ­ство должно соблюдать

установленные им же прави­ла, обусловленные самой природой регулируемых

от­ношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того,

чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или

на­вязывать контрагентам свою волю в конкретных пра­воотношениях, иначе

рыночный оборот не сможет нор­мально функционировать.

Следует отметить, что в гражданских правоотно­шениях государство выступает на

равных правах с другими участниками и несет точно такую же иму­щественную

ответственность за нарушение или неис­полнение своих обязательств. Все эти

вышеперечис­ленные признаки определяют особенность правосубъ­ектности

государства.

Государство непосредственно неспособно своими действиями приобретать и

осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности.

От его имени в гражданских правоотношениях дей­ствуют государственные

органы, как являющиеся юри­дическими лицами, так и не признанные таковыми, в

рамках которых действуют должностные лица. Имен­но их сознание и воля позволяют

действовать госу­дарству как субъекту права.

Государство Украина участвует в гражданских правоотношениях не как

нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все эти

субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники

гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых отношениях уча­ствуют

три категории субъектов: 1) государство Ук­раина; 2) Автономная Республика

Крым; 3) терри­ториальные громады.

Государство может участвовать в гражданском обороте как через своих

представителей, так и через специально созданные им для этих целей

государ­ственные юридические лица в организационно-пра­вовых формах,

предусмотренных действующим за­конодательством .

Непосредственное участие государства в граждан­ском обороте осуществляется

путем вступления в пра­воотношения органов государственной власти,

дейст­вующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые

представители государства.

От имени государства в гражданском обороте мо­гут выступать как

представительные, так и исполни­тельные органы Украины — Президент, Верховная

Рада, Министерство финансов. Кабинет Министров, Фонд государственного

имущества и его региональ­ные отделения и другие. В случаях и порядке,

преду­смотренных законодательством, от имени государст­ва, по его

специальному поручению могут выступать любые лица — государственные органы,

органы мест­ного самоуправления, юридические и физические ли­ца, однако

только в объеме предоставленных государ­ством полномочий.

Основным же законным представителем госу­дарства Украина является согласно

статьи 102 Кон­ституции Президент, который в любых случаях име­ет право

выступать в гражданском обороте от имени государства!.

Опосредованное участие государства в обороте дос­тигается путем вступления в

него созданных госу­дарством юридических лиц, действующих как тако­вые. Речь

идет о таких юридических лицах, как государственные казенные предприятия и

финансируемые государством учреждения. Через этих субъ­ектов косвенно,

опосредованно участвует в граждан­ском обороте и государство. Государство

продолжает оставаться собственником имущества, на базе кото­рого оперируют

созданные им юридические лица, ко­торым имущество принадлежит на праве

полного хо­зяйственного ведения или оперативного управления, и в этом смысле

стоит за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени. В ряде

наиболее важных с точки зрения государства случаев за ним закрепляются

контрольные полномочия (согласова­ние, одобрение и т.д.) в отношении таких

юридиче­ских лиц.

Следует отметить, что через юридические лица го­сударство может участвовать в

гражданском обороте не только опосредованно. Существуют также юриди­ческие

лица, которые могут одновременно действо­вать и от имени государства, и от

своего собственного имени. Например, Министерство финансов Украины может

представлять в гражданском обороте государ­ство, но в то же время оно

действует и как самостоя­тельное юридическое лицо, приобретающее права и

обязанности для себя, а не для государства (например, покупая компьютерную

технику, канцелярские при­надлежности и т.д.).

Реализуя свою гражданскую правосубъектность, го­сударство может выступать в

различных гражданских правоотношениях. В частности, государство выступа­ет

как субъект права общегосударственной собственно­сти. Государство выступает

также как субъект граж­данского права в отношении того имущества, которое в

установленном законом порядке переходит в госу-' дарственный бюджет.

Например, клад, бесхозяйное имущество, находка и другие.

Государство может принимать участие в обязатель­ственных правоотношениях.

Например, в договорах ку­пли-продажи, государственного займа,

государствен­ного кредитования, в обязательствах из причинения вреда,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 Современные рефераты