Шпора: Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть)
отношению к пятилетнему ребенку может быть признана крупной.
Кроме заключения мелких бытовых сделок, лица до пятнадцати лет могут также
вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Но при этом, если
вклад на имя малолетнего внесен другим лицом, то таким вкладом он может
распоряжаться только с разрешения родителей, усыновителей или опекунов.
За вред, причиненный несовершеннолетними до пятнадцати лет, ответственность
несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что вред
возник не по их вине (ст. 446 ГК Украины).
К следующей возрастной категории относятся лица от пятнадцати до
восемнадцати лет. Ввиду того, что в этом возрасте лица уже вполне могут
осознавать юридическую значимость своих действий и отдавать себе отчет в их
совершении, объем дееспособности данной возрастной категории увеличен. Так,
согласно статье 13 ГК Украины лица в возрасте от 15 до 18 лет гражданско-
правовые сделки могут заключать по общему правилу лишь с согласия своих
родителей, усыновителей или попечителей.
Требуемое законодательством согласие родителей, усыновителей или попечителей
на совершение сделок несовершеннолетними этой возрастной группы призвано
восполнить недостаточный жизненный опыт и волю лиц от 15 до 18 лет,
обеспечить в их интересах лучшее осуществление принадлежащих им прав и
обязанностей, оградить их от злоупотребления со стороны третьих лиц. Причем,
необходимо именно согласие родителей, а не их осведомленность.
Наряду с этим в случаях, прямо предусмотренных в законе, несовершеннолетние
в возрасте от 15 до 18 лет могут совершать некоторые гражданско-правовые
действия самостоятельно, т. е. без согласия родителей. Статья 13 ГК Украины
к числу таких действий относит возможность заключать указанные выше мелкие
бытовые сделки, возможность вносить вклады в кредитные учреждения и
распоряжаться ими, а также возможность заключать сделки, связанные с
распоряжением заработной платой или стипендией и действия по осуществлению
авторских или изобретательских прав. Столь широкая самостоятельность в
совершении данных сделок обусловлена тем, что в трудовых отношениях
несовершеннолетние приравниваются к совершеннолетним, в том числе и в
возможности распоряжаться полученным вознаграждением за труд. Причем, если
вознаграждением за труд лица от 15 до 18 лет могут распоряжаться по своему
усмотрению, то вещами, приобретенными на эти средства, они распоряжаются
только с согласия родителей.
Несовершеннолетние от 15 до 18 лет несут соответственно и самостоятельную
имущественную ответственность, но только в объеме получаемых ими
вознаграждений за труд или стипендий. Если же этих средств недостаточно для
возмещения вреда в полном объеме, то оставшуюся часть возмещают родители,
усыновители или попечители, если не докажут, что вред причинен не по их вине
(ст. 447 ГК Украины). Устанавливая данное правило, законодатель исходит из
того, что несовершеннолетние в указанном возрасте могут вполне отдавать
отчет своим действиям, а поэтому должны нести самостоятельную имущественную
ответственность в указанном объеме.
Таким образом, можно говорить о том, что лица от 15 до 18 лет обладают
частичной дееспособностью.
Гражданская дееспособность является важным составным элементом гражданско-
правового статуса физического лица. К основным характерным чертам
дееспособности относятся независимость от социальной принадлежности, пола,
расы, национальности, отношения к религии, а также непередаваемость и
неотчуждаемость дееспособности. Это означает, что все совершеннолетние лица
имеют равную дееспособность, а также, что эта дееспособность не может быть
ограничена, и лицо не может быть лишено дееспособности, иначе как "по
решению суда. Условия ограничения и лишения дееспособности прямо
предусмотрены законодательством.
Статья 15 ГК Украины гласит, что гражданин, который вследствие злоупотребления
спиртными напитками или наркотическими средствами ставит себя и свою семью в
тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности.
Из содержания указанной статьи можно сделать вывод, что злоупотребление
спиртными напитками и наркотическими веществами является основанием для
ограничения дееспособности гражданина только в том случае, когда такое
злоупотребление ставит в тяжелое материальное положение не только
данного гражданина, но и его семью. На основании состоявшегося судебного решения
такому гражданину назначается попечитель. С момента вступления в силу
судебного решения об ограничении гражданина в дееспособности он может
распоряжаться имуществом, получать заработную плату и иные виды доходов, а
также распоряжаться ими лишь с согласия попечителя. И только мелкие бытовые
сделки он вправе совершать самостоятельно.
Если гражданин прекращает злоупотребление спиртными напитками или
наркотиками, суд отменяет ограничение его дееспособности. Отменяется
ограничение дееспособности и в том случае, если перестала существовать
семья лица, признанного ограниченно дееспособным.
Круг лиц, имеющих право возбуждать в суде дело ' о признании лица ограниченно
дееспособным и об отмене этого ограничения, порядок производства по этим
делам определяются ГПК Украины. Установление и снятие попечительства
производится на основе судебного решения органами опеки и попечительства.
Признание физического лица полностью недееспособным может иметь место, согласно
статье 16 ГК Украины, лишь в случаях, когда оно страдает , слабоумием
или душевной болезнью и вследствие этого не может понимать значения своих
действий или руководить ими. Свое решение суд при этом выносит с учетом
заключения судебно-психиатрической экспертизы. На основании состоявшегося
судебного решения недееспособному назначается опекун, который от имени
недееспособного совершает сделки. В случае выздоровления или существенного
улучшения здоровья гражданина, признанного недееспособным, суд признает его
дееспособным. На основании решения суда отменяется и установленная над ним
опека.
15. Ограничение дееспособности. Признание гражданина
недееспособным.
Определенным объемом дееспособности обладают, в общем-то, все лица, однако
объем дееспособности различных возрастных групп отличается.
Так, физические лица до пятнадцати лет по общему правилу, признаются
недееспособными или обладающими дееспособностью в минимальном объеме.
Согласно статье 14 ГК Украины за несовершеннолетних, не достигших
пятнадцатилетнего возраста, сделки совершают от их имени родители,
усыновители или опекуны. Они же вправе самостоятельно совершать только
мелкие бытовые сделки. Действующее гражданское законодательство Украины не
дает определения мелкой бытовой сделки. Исходя из практики, под такой
сделкой следует понимать сделку, которая направлена на удовлетворение
обычных каждодневных потребностей малолетнего, незначительна по сумме и не
должна причинять ему вред. Однако в каждом отдельном случае суд может
самостоятельно определить, является ли та или иная сделка мелкой бытовой.
Это связано с тем, что способность осознавать и оценивать сделку у лиц,
скажем, пяти и тринадцати лет существенно отличается, а поэтому сделка,
которая будет признана мелкой бытовой для тринадцатилетнего подростка, по
отношению к пятилетнему ребенку может быть признана крупной.
Кроме заключения мелких бытовых сделок, лица до пятнадцати лет могут также
вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Но при этом, если
вклад на имя малолетнего внесен другим лицом, то таким вкладом он может
распоряжаться только с разрешения родителей, усыновителей или опекунов.
За вред, причиненный несовершеннолетними до пятнадцати лет, ответственность
несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что вред
возник не по их вине (ст. 446 ГК Украины).
К следующей возрастной категории относятся лица от пятнадцати до
восемнадцати лет. Ввиду того, что в этом возрасте лица уже вполне могут
осознавать юридическую значимость своих действий и отдавать себе отчет в их
совершении, объем дееспособности данной возрастной категории увеличен. Так,
согласно статье 13 ГК Украины лица в возрасте от 15 до 18 лет гражданско-
правовые сделки могут заключать по общему правилу лишь с согласия своих
родителей, усыновителей или попечителей.
Требуемое законодательством согласие родителей, усыновителей или попечителей
на совершение сделок несовершеннолетними этой возрастной группы призвано
восполнить недостаточный жизненный опыт и волю лиц от 15 до 18 лет,
обеспечить в их интересах лучшее осуществление принадлежащих им прав и
обязанностей, оградить их от злоупотребления со стороны третьих лиц. Причем,
необходимо именно согласие родителей, а не их осведомленность.
Наряду с этим в случаях, прямо предусмотренных в законе, несовершеннолетние
в возрасте от 15 до 18 лет могут совершать некоторые гражданско-правовые
действия самостоятельно, т. е. без согласия родителей. Статья 13 ГК Украины
к числу таких действий относит возможность заключать указанные выше мелкие
бытовые сделки, возможность вносить вклады в кредитные учреждения и
распоряжаться ими, а также возможность заключать сделки, связанные с
распоряжением заработной платой или стипендией и действия по осуществлению
авторских или изобретательских прав. Столь широкая самостоятельность в
совершении данных сделок обусловлена тем, что в трудовых отношениях
несовершеннолетние приравниваются к совершеннолетним, в том числе и в
возможности распоряжаться полученным вознаграждением за труд. Причем, если
вознаграждением за труд лица от 15 до 18 лет могут распоряжаться по своему
усмотрению, то вещами, приобретенными на эти средства, они распоряжаются
только с согласия родителей.
Несовершеннолетние от 15 до 18 лет несут соответственно и самостоятельную
имущественную ответственность, но только в объеме получаемых ими
вознаграждений за труд или стипендий. Если же этих средств недостаточно для
возмещения вреда в полном объеме, то оставшуюся часть возмещают родители,
усыновители или попечители, если не докажут, что вред причинен не по их вине
(ст. 447 ГК Украины). Устанавливая данное правило, законодатель исходит из
того, что несовершеннолетние в указанном возрасте могут вполне отдавать
отчет своим действиям, а поэтому должны нести самостоятельную имущественную
ответственность в указанном объеме.
Таким образом, можно говорить о том, что лица от 15 до 18 лет обладают
частичной дееспособностью.
Гражданская дееспособность является важным составным элементом гражданско-
правового статуса физического лица. К основным характерным чертам
дееспособности относятся независимость от социальной принадлежности, пола,
расы, национальности, отношения к религии, а также непередаваемость и
неотчуждаемость дееспособности. Это означает, что все совершеннолетние лица
имеют равную дееспособность, а также, что эта дееспособность не может быть
ограничена, и лицо не может быть лишено дееспособности, иначе как "по
решению суда. Условия ограничения и лишения дееспособности прямо
предусмотрены законодательством.
Статья 15 ГК Украины гласит, что гражданин, который вследствие злоупотребления
спиртными напитками или наркотическими средствами ставит себя и свою семью в
тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности.
Из содержания указанной статьи можно сделать вывод, что злоупотребление
спиртными напитками и наркотическими веществами является основанием для
ограничения дееспособности гражданина только в том случае, когда такое
злоупотребление ставит в тяжелое материальное положение не только
данного гражданина, но и его семью. На основании состоявшегося судебного решения
такому гражданину назначается попечитель. С момента вступления в силу
судебного решения об ограничении гражданина в дееспособности он может
распоряжаться имуществом, получать заработную плату и иные виды доходов, а
также распоряжаться ими лишь с согласия попечителя. И только мелкие бытовые
сделки он вправе совершать самостоятельно.
Если гражданин прекращает злоупотребление спиртными напитками или
наркотиками, суд отменяет ограничение его дееспособности. Отменяется
ограничение дееспособности и в том случае, если перестала существовать
семья лица, признанного ограниченно дееспособным.
Круг лиц, имеющих право возбуждать в суде дело ' о признании лица ограниченно
дееспособным и об отмене этого ограничения, порядок производства по этим
делам определяются ГПК Украины. Установление и снятие попечительства
производится на основе судебного решения органами опеки и попечительства.
Признание физического лица полностью недееспособным может иметь место, согласно
статье 16 ГК Украины, лишь в случаях, когда оно страдает , слабоумием
или душевной болезнью и вследствие этого не может понимать значения своих
действий или руководить ими. Свое решение суд при этом выносит с учетом
заключения судебно-психиатрической экспертизы. На основании состоявшегося
судебного решения недееспособному назначается опекун, который от имени
недееспособного совершает сделки. В случае выздоровления или существенного
улучшения здоровья гражданина, признанного недееспособным, суд признает его
дееспособным. На основании решения суда отменяется и установленная над ним
опека.
16. Опека и попечительство.
Опека — один из способов восполнения недостающей или полностью отсутствующей
дееспособности физического лица, а также способ охраны имущества определенной
категории граждан.
Опека устанавливается над лицами до 15 лет, у которых нет родителей или
родители которых лишены родительских прав, а также над лицами, признанными
судом недееспособными, а также над имуществом этих лиц, если оно находится в
другой местности, и над имуществом лица, признанного безвестно
отсутствующим.
Для непосредственного осуществления функций по опеке назначается опекун.
Опекуны назначаются преимущественно из лиц, близких опекаемому, или из числа
других лиц органами опеки и попечительства, каковыми являются органы местной
администрации и соответствующих местных Советов народных депутатов. Опека
устанавливается, как правило, по месту жительства лица, подлежащего опеке.
Опекуном может быть только полностью дееспособное лицо, не лишенное
родительских прав.
Функции опекуна заключаются в том, что во все гражданские правоотношения
вступает не опекаемый, а опекун, однако при этом все сделки он совершает от
имени и в интересах опекаемого. Иными словами, можно сказать, что опекун
является законным представителем опекаемого, а потому на все его действия
распространяются правила о представительстве.
В случае, когда опека устанавливается над имуществом, в обязанности опекуна
входит обеспечение сохранности имущества, поддержание его в надлежащем
состоянии и совершении диктуемых обстоятельствами сделок по имуществу.
Важным моментом в опеке является то, что опекуны могут совершать юридические
действия от имени и в интересах опекаемого только в случаях, когда эти
действия носят имущественный характер. Они не могут совершать сделки, которые
имеют личностный характер, т. е. сделки, которые тесно и непосредственно
связаны с личностью опекаемого (например, заключение брака, изменение
фамилии, составление завещания и т. д.).
Чтобы исключить возможность злоупотребления интересами опекаемого, закон
запрещает опекунам совершать сделки, которые направлены на безвозмездное
отчуждение (дарение) имущества опекаемого, или которые возлагают на
опекаемого обязанность отвечать по чужим долгам (поручительство). Являясь
законными представителями, опекуны не могут совершать сделки с опекаемым ни
в отношении себя лично, ни в отношении членов своей семьи.
В целях контроля над действиями опекунов предусмотрено, что опекун не вправе
без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать
сделки, которые выходят за рамки мелких бытовых сделок по домашнему хозяйству
и управлению имуществом, в частности, такие, как договоры, требующие
нотариального удостоверения и специальной регистрации (например, отказ от
наследства, обмен или раздел жилой площади и др.).
Опека прекращается в случае, если отпали основания, вызвавшие ее
установление, а именно: в случае достижения лицом без родителей 15-летнего
возраста, отмены решения суда о признании недееспособным, а также, если
объявляется собственник имущества, над которым установлена опека.
В случае злоупотребления своими правами опекун отстраняется от возложенных на
него функций решением соответствующего органа опеки и попечительства. При
этом органы опеки и попечительства обязаны (а по прекращении опеки, лицо,
состоявшее под опекой вправе) требовать от опекуна возмещения имущественного
вреда, причиненного последним вследствие недобросовестного или небрежного
выполнения своих обязанностей.
Попечительство устанавливается для защиты интересов несовершеннолетних от 15
до 18 лет, не имеющих родителей или усыновителей, а также совершеннолетних,
ограниченных в дееспособности по решению суда ввиду злоупотребления
спиртными напитками или наркотическими веществами, а также над лицами,
которые в силу своего физического состояния не могут самостоятельно
осуществлять свои права, например, инвалиды, слепые и др.
Восполняя ограниченную дееспособность подопечного, попечитель осуществляет
функции надзора и контроля над его действиями, ограждая его от злоупот-.
роблений со стороны третьих лиц, а поскольку речь идет об ограничении
дееспособности совершеннолетних, то и от их собственных вредоносных
действий.
Попечитель полностью не устраняет действий подопечного. Он действует вместе
с ним и, следовательно, не является его законным представителем. Однако при
этом, выполняя свои действия, попечитель должен действовать в интересах
подопечного. Если дети воспитываются в детских учреждениях, или лица,
нуждающиеся в попечительстве, находятся в соответствующих лечебных
учреждениях и попечители над ними не назначены, то обязанности попечителей в
этом случае выполняют указанные учреждения.
Попечителем может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью в
полном объеме. Не могут быть попечителями лица, лишенные родительских прав.
Как правило, попечитель назначается из числа лиц, близких подопечному, по
решению органов опеки и попечительства при исполкомах или районных
администрациях. Устанавливается попечительство по месту жительства
подопечного.
Функции попечителя непосредственно выражаются в том, что он дает согласие на
совершение действий подопечным, санкционирует их.
Несколько отличается правовое положение попечителей, назначенных над лицами,
которые по своему физическому состоянию не могут самостоятельно защищать свои
права в связи с тем, что хотя эти лица обладают дееспособностью в полном
объеме, но все же при осуществлении своих прав и обязанностей нуждаются в
содействии. Попечители помогают таким подопечным управлять принадлежащим им
имуществом, могут по их просьбе и от их имени совершать сделки, обязаны
охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Попечители над
этими лицами назначаются только по просьбе последних.
Попечители не могут участвовать в правоотношениях, связанных с личностью
подопечного. Они, как правило, дают согласие и контролируют только действия,
носящие имущественный характер.
Попечитель не имеет права заключать с подопечным сделки ни в отношении себя
лично, ни в отношении членов своей семьи. Закон запрещает попечителю давать
согласие на совершение подопечным действий по безвозмездному отчуждению
имущества.
При отпадении обстоятельств, с наличием которых устанавливалось
попечительство, последнее прекращается.
Последствия прекращения попечительства такие же, как и при прекращении опеки.
В действующем законодательстве основная часть правовых норм, регулирующих
вопросы опеки и попечительства, закреплена в Кодексе о браке и семье (ст.
128-157). Однако ввиду того, что эти нормы имеют важное значение для
гражданского права, целесообразным представляется закрепление опеки и
попечительства в новом гражданском кодексе в разделе «Лица».
17. Понятие места жительства и его значение в гражданском праве.
Статья 17. Место проживания
Местом проживания признается то место, где гражданин постоянно или
преимущественно проживает.
Местом проживания несовершеннолетних, которые не достигли пятнадцати лет, или
граждан, которые находятся под опекой, признается место проживания их
родителей (усыновителей) или опекунов.
Статья 44. Письменные соглашения
Должны заключаться в письменной форме: 1) соглашения государственных,
кооперативных и других общественных организаций между собой и с
гражданами, за исключением соглашений, отмеченных у статьи 43 этого Кодекса,
и отдельных видов соглашений, для которых другое предусмотрено
законодательством Союза ССР и Украинской ССР;
2) соглашения граждан между собой на сумму свыше ста карбованцев, за
исключением соглашений, отмеченных у статьи 43 этого Кодекса, и других
соглашений, предусмотренных законодательством Союза ССР и Украинской ССР; 3)
другие соглашения граждан между собой, относительно которых закон требует
соблюдения письменной формы.
Письменные соглашения должны быть подписаны лицами, которые их заключают.
Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или по каким-либо
другим причинам не может собственноручно подписаться, то по его поручению
соглашение может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть
засвидетельствована организацией, в которой работает или учится гражданин,
который заключает соглашение, или жилищно-эксплуатационной организацией по
месту его проживания, или администрацией стационарного лечебно-
профилактического заведения, в котором он состоит на лечении, или органом или
служебным лицом, что совершают нотариальные действия.
Нахождение ответчика!
18. Порядок, условия и правовые последствия признания
гражданина безвестно отсутствующим.
На правосубъектность физического лица может влиять решение судебных органов
об определении особого статуса этого лица или о создании определенных
презумпций в отношении его существования.
К таким решениям относится признание гражданина безвестно отсутствующим
(определение особого или специального статуса) и объявление лица умершим
(установление презумпции смерти).
Признание гражданина безвестно отсуствующнм предусмотрено ст. 18 ГК. В
соответствии с указанной статьей гражданин может быть в судебном порядке
признан безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его
постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания.
При невозможности установить день получения последних . сведений об
отсутствующем, началом безвестного отсутствия считается первое число месяца,
следующего за тем, в котором были получены последние сведения об
отсутствующем, а, при невозможности установить этот месяц - первое января
следующего года. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим
определяется гражданским процессуальным законодательством.
Над имуществом лица, признанного в судебном порядке безвестно отсутствующим,
на основании решения судя устанавливается опека. Из этого имущества
выдается содержание тем лицам, которых безвестно отсутствующий обязан был
содержать по закону. кроме того, из этого имущества погашается задолженность по
другим его обязательствам.
Опека над имуществом может быть установлена и до истечения одного года со дня
получения последних сведений о месте пребывания гражданина для охраны этого
имущества и для управления им. Для установления опеки до истечения указанного
срока необходимо заявление заинтересованных лиц и соответствующее решение
органа опеки и попечительства.
Отмена признания гражданина безвестно отсутствующим производится
соответствующим решением суда в случае явки этого лица или обнаружении его
местопребывания.
19. Порядок, условия и правовые последствия объявления
гражданина умершим.
На правосубъектность физического лица может влиять решение судебных органов
об определении особого статуса этого лица или о создании определенных
презумпций в отношении его существования.
К таким решениям относится признание гражданина безвестно отсутствующим
(определение особого или специального статуса) и объявление лица умершим
(установление презумпции смерти).
Объявление гражданина умершим также производится в судебном порядке и
предусмотрено статьей 21 Гражданского кодекса. В соответствии с ней
гражданин может быть объявлен умершим на основании решения суда в случае,
если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в
течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших
смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного
несчастного случая - в течение шести месяцев.
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными
действиями, может быть в судебном - порядке объявлен умершим не ранее, чем по
истечении двух лет се дня окончания военных действий.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в
законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае если гражданин
пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание
предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может
признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
Порядок объявления гражданина умершим определяется гражданским процессуальным
законодательством.
В случае явки или обнаружения местопребывания гражданина, объявленного
умершим, судом отменяется соответствующее решение.
Однако независимо от времени своей явки, гражданин, объявленный умершим,
может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое
после объявления его умершим, безвозмездно (например, по договору дарения)
перешло к этому лицу.
В случае если имущество объявленного умершим гражданина перешло к другим
лицам по возмездным сделкам (по договору купли-продажи, мены и т.п.), то они
обязаны будут возвратить его, если будет доказано, что в момент приобретения
имущества эти лица знали, что гражданин находится в живых.
Если имущество объявленного умершим перешло по праву наследования к
государству и было реализовано, то после отмены решения об объявлении
гражданина умершим, ему возвращается сумма, вырученная от реализации
имущества.
20. Акты гражданского состояния. Порядок исправления и
оспаривания актов записей.
Статья 16. Признание гражданина недееспособным
Гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может
понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом
недееспособным в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом
Украинской сСР, и над ним устанавливается опека.
От имени душевнобольного или слабоумного, признанного недееспособным,
соглашения заключает его опекун.
В случае выздоровления или значительного улучшения здоровья гражданина,
признанного недееспособным, суд возобновляет его в дееспособности.
Статья 18. Признание гражданина безвестно отсутствующим
Гражданин может быть в судебном порядке признан безвестно отсутствующим, если
в течение одного года в месте его постоянного проживания нет сведений о месте
его пребывания.
При невозможности установить день получения последних сведений об
отсутствии началом безвестного отсутствия считается первое число месяца,
которое идет за тем, в котором были получены последние сведения об
отсутствии, а при невозможности установить этот месяц - первое января
следующего года.
Статья 21. Объявление гражданина умершим
Гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим, если в месте его
постоянного проживания нет сведений о месте его пребывания в течение трех
лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, которые угрожали смертью
или дают основание допускать его гибель от определенного несчастного случая,
- в течение шести месяцев.
Военнослужащий или другой гражданин, который пропал без вести в связи с
военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не
раньше, чем после окончания двух лет с дня окончания военных действий.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в
законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления
умершим гражданина, который пропал без вести при обстоятельствах, которые
угрожали смертью или дают основание допускать его гибель от определенного
несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина
день его предполагаемой гибели.
21. Государство Украина и административно - территориальные
единицы как субъекты гражданского права.
Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений,
регулируемых гражданским правом, является также государство Украина.
Государство, как носитель суверенитета, едино и неделимо. Соответственно
государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и
единственный субъект. В то же время государство Украина является
многоуровневым образованием. Оно подразделяется на субъекты различных
уровней — государство Украина, Автономная Республика Крым и территориальные
громады.
Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе правосубъектности
государства и государственных образований. Но она важна не всегда.
Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие,
государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых
принципах. Имеются, однако, и отличия. Поэтому, в дальнейшем сказанное о
государстве распространяется на все государственные образования, если иное
особо не оговорено.
Гражданская правосубъектность возникает у государства в силу закрепления за
ним законодательством (ст. 13 Конституции Украины, ст. 31 Закона «О
собственности») определенного имущества на праве государственной
собственности. А осуществляя право собственности, государство не может не
вступать в различного рода имущественные отношения, и, следовательно, в
таких случаях выступает как субъект гражданских правоотношений.
Как и все субъекты гражданского права, государство обладает
правоспособностью. При этом следует отметить, что правоспособность
государства не может быть тождественна правоспособности различных физических
и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то уже. Ряд возможностей может
принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее
наследников. В то же время некоторые возможности, например, передавать
имущество по наследству, ему недоступны. Правоспособность государства
обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и
главным субъектом публичного права, носителем власти. Государство само
регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в
качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и
поря--док разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и
собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с
тем, участвуя в имущественных отношениях, государство должно соблюдать
установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых
отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того,
чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или
навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе
рыночный оборот не сможет нормально функционировать.
Следует отметить, что в гражданских правоотношениях государство выступает на
равных правах с другими участниками и несет точно такую же имущественную
ответственность за нарушение или неисполнение своих обязательств. Все эти
вышеперечисленные признаки определяют особенность правосубъектности
государства.
Государство непосредственно неспособно своими действиями приобретать и
осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности.
От его имени в гражданских правоотношениях действуют государственные
органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в
рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют
действовать государству как субъекту права.
Государство Украина участвует в гражданских правоотношениях не как
нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все эти
субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники
гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых отношениях участвуют
три категории субъектов: 1) государство Украина; 2) Автономная Республика
Крым; 3) территориальные громады.
Государство может участвовать в гражданском обороте как через своих
представителей, так и через специально созданные им для этих целей
государственные юридические лица в организационно-правовых формах,
предусмотренных действующим законодательством .
Непосредственное участие государства в гражданском обороте осуществляется
путем вступления в правоотношения органов государственной власти,
действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые
представители государства.
От имени государства в гражданском обороте могут выступать как
представительные, так и исполнительные органы Украины — Президент, Верховная
Рада, Министерство финансов. Кабинет Министров, Фонд государственного
имущества и его региональные отделения и другие. В случаях и порядке,
предусмотренных законодательством, от имени государства, по его
специальному поручению могут выступать любые лица — государственные органы,
органы местного самоуправления, юридические и физические лица, однако
только в объеме предоставленных государством полномочий.
Основным же законным представителем государства Украина является согласно
статьи 102 Конституции Президент, который в любых случаях имеет право
выступать в гражданском обороте от имени государства!.
Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления в
него созданных государством юридических лиц, действующих как таковые. Речь
идет о таких юридических лицах, как государственные казенные предприятия и
финансируемые государством учреждения. Через этих субъектов косвенно,
опосредованно участвует в гражданском обороте и государство. Государство
продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого оперируют
созданные им юридические лица, которым имущество принадлежит на праве
полного хозяйственного ведения или оперативного управления, и в этом смысле
стоит за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени. В ряде
наиболее важных с точки зрения государства случаев за ним закрепляются
контрольные полномочия (согласование, одобрение и т.д.) в отношении таких
юридических лиц.
Следует отметить, что через юридические лица государство может участвовать в
гражданском обороте не только опосредованно. Существуют также юридические
лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от
своего собственного имени. Например, Министерство финансов Украины может
представлять в гражданском обороте государство, но в то же время оно
действует и как самостоятельное юридическое лицо, приобретающее права и
обязанности для себя, а не для государства (например, покупая компьютерную
технику, канцелярские принадлежности и т.д.).
Реализуя свою гражданскую правосубъектность, государство может выступать в
различных гражданских правоотношениях. В частности, государство выступает
как субъект права общегосударственной собственности. Государство выступает
также как субъект гражданского права в отношении того имущества, которое в
установленном законом порядке переходит в госу-' дарственный бюджет.
Например, клад, бесхозяйное имущество, находка и другие.
Государство может принимать участие в обязательственных правоотношениях.
Например, в договорах купли-продажи, государственного займа,
государственного кредитования, в обязательствах из причинения вреда,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|